Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ МОТОРНОЙ СФЕРЫУ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ДВИГА-ТЕЛЬНО - КООРДИНАЦИОННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ МОТОРНОЙ СФЕРЫУ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ДВИГА-ТЕЛЬНО - КООРДИНАЦИОННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
87
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫЕ НАРУШЕНИЯ / МОТОРНАЯ СФЕРА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Данилина Е.В.

Анализ литературных данных и практический опыт специалистов в области специальной педагогики и физического воспитания дает основание утверждать, что несмотря на интерес к проблеме комплексного исследования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, не была определена развернутая диагностическая система, направленная на определение двигательных уровней, на критерии их сформированности у детей с двигательно- координационными нарушениями. Необходимость решения обозначенной проблемы определяет актуальность темы настоящего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE FORMATION OF THE MOTOR SPHERE IN CHILDREN AGED 5-7 YEARS WITH DISABILITIES WITH MOTOR COORDINATION DISORDERS

Analysis of the literature and the practical experience of specialists in the eld of special pedagogy and physical education gives reason to believe that despite the interest in the problem of a comprehensive study of preschool children with disabilities, no detailed diagnostic system aimed at determining motor levels, the criteria for their formation in children with motor- coordination disorders has been de ned. The need to solve the designated problem determines the relevance of the topic of the present study

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ МОТОРНОЙ СФЕРЫУ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ДВИГА-ТЕЛЬНО - КООРДИНАЦИОННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

УДК 376.42

DOI: 10.46742/2072-8840-2022-71-72-3-4-50-56

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ МОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ДВИГА-ТЕЛЬНО — КООРДИНАЦИОННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Данилина Е. В.

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Институт специального образования и психологии, г. Москва, Россия Автор, ответственный за переписку: Екатерина Владимировна Данилина

danilina.cat2015@yandex.ru

Аннотация. Анализ литературных данных и практический опыт специалистов в области специальной педагогики и физического воспитания дает основание утверждать, что несмотря на интерес к проблеме комплексного исследования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, не была определена развернутая диагностическая система, направленная на определение двигательных уровней, на критерии их сформированности у детей с двигательно-координационными нарушениями. Необходимость решения обозначенной проблемы определяет актуальность темы настоящего исследования.

Ключевые слова: дошкольники, двигательно-координационные нарушения, моторная сфера, дети с ограниченными возможностями здоровья, оценка двигательных уровней.

ASSESSMENT OF THE FORMATION OF THE MOTOR SPHERE IN CHILDREN AGED 5-7 YEARS WITH DISABILITIES WITH MOTOR COORDINATION DISORDERS

Danilina Е. V

Institute of Special Education and Psychology, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia danilina.cat2015@yandex.ru

Abstract. Analysis of the literature and the practical experience of specialists in the field of special pedagogy and physical education gives reason to believe that despite the interest in the problem of a comprehensive study of preschool children with disabilities, no detailed diagnostic system aimed at determining motor levels, the criteria for their formation in children with motor-coordination disorders has been defined. The need to solve the designated problem determines the relevance of the topic of the present study.

Keywords: preschoolers, motor coordination disorders, motor sphere, children with disabilities, assessment of motor levels.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из ведущих тенденций в жизни современного общества является рост доли лиц с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в максимально развернутой, и в тоже время, индивидуальной системе диагностирования, обучения, коррекции, абилитации и реабилитации. Именно в интеграции создания этих специальных условий в современном институте дошкольного детства активно развиваются многоаспектные системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с различными формами дизонтогенеза.

Однако, несмотря на важность существующей системы помощи в образовательных учреждениях, чаще всего она носит «избирательный» характер и направлена на детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте речевых, интеллектуальных и поведенческих нарушений. Многолетний опыт специалистов в области физического развития и воспитания, таких как Н.А. Бернштейн, В.И. Бехтерев, Н.И. Жинкин, Г.А. Бутко, С.Ю. Максимова, Н.Л. Умнякова, Н.А. Дубровина, доказывает,

что пока не существует глубокого теоретического обоснования и поэтапной разработки методики оценки уровней двигательного развития детей старшего дошкольного возраста, направленная помощь детям с моторными нарушениями, с диспраксией, а именно, с двигательно-координационными нарушениями, практически безрезультатна. Необходимость создания и подбора тестов для определения сформированности двигательно-координационных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья стало одной из важных задач исследования в области коррекционной педагогики.

Статистические данные в области медицины и педагогики говорят о том, что количество детей дошкольного возраста с отклонениями в моторной сфере растет с каждым годом. Педагогическая практика сталкивается с необходимостью создания системы оценки двигательных уровней развития и тестов для определения их сформированности у детей, имеющих двигательно-координационные нарушения. Важность изучения структуры дефицитарного двигательно-координационного развития детей, определение их индивидуальных потребностей в развитии моторной сферы, а также типология проявления отклонений в двигательном развитии детей старшего дошкольного возраста со статусом «дети с ограниченными возможностями здоровья» является сегодня чрезвычайно актуальной задачей. Фундаментальную основу двигательной сферы старшего дошкольника составляют основные виды движений, к которым относят ходьба, бег, прыжки, метание и лазание. В свою очередь, общее психофизическое и когнитивное развитие детей эксплицитно зависит от совершенства владения двигательной деятельностью.

Вместе с тем, наблюдение за детьми на занятиях по физическому воспитанию, мониторинговое обследование ведущих локомоций позволяет констатировать наличие нарушений двигательно-координационных навыков у детей старшего дошкольного возраста, имеющих заключения психолого-медико-педагогической комиссии, выделяя их в группу «дети с ограниченными возможностями здоровья».

Оценка сформированности двигательно-координационных навыков осуществлялась в специально подобранных видах упражнений, сочетающих в себе основные виды движений и задания, направленные на определенные качества физических свойств каждого ребенка, а именно, на изучение понимания цели и способов передвижения в пространстве, вестибулярную зрелость, проприоцептивное развитие, тактильную чувствительность.

Основные дисфункции двигательных нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья проявляются в:

— незрелости движений,

— сниженном уровне мышечных усилий,

— нефункциональности со стороны опорно-двигательного аппарата,

— нарушениях в системе дыхания, кровообращения, объема движений,

— слабости планирования моторных действий,

— трудностях праксиса.

Все это осложняет общее функциональное развитие ребенка в процессе онтогенеза.

Глубинность патологических проявлений в двигательной сфере заключена во внутреннем аспекте сущности человека и его взаимодействии с окружающими проявлениями, а конкретно, с моторными реакциями, психомоторными действиями, двигательным поведением, образующими целостность моторного облика [11].

В литературе, посвященной вопросам сенсорной интеграции, приводится пять аспектов движений: 1) константный (устойчивый) контроль за движением, (например, когда мы берем иголку);

2) постуральный мышечный тонус, связанный с координационно-вестибулярными проявлениями;

3) устойчивые модели (паттерны) движения, запрограммированные в центральной нервной системе (например, ползание на четвереньках или ходьба); 4) многократное автоматизированное управление движениями — застегивание пуговиц или написание букв; 5) двигательное проектирование [1].

Известный физиолог и педагог Н.А. Бернштейн, раскрывая сущность психофизиологического аспекта основных законов построения двигательных актов, считал, что движения человека сконцентрированы в центре постоянно меняющихся процессов, протекающих во времени и заключенных в поэтапный блок событий, определяющий поведение, которое характеризуется интровертными и социальными потребностями и факторами. Любое движение определяется как сложная многоуровневая система, раскрывающая многофазность построения двигательного акта [2].

Согласно данной концепции, каждый уровень реализации движения характеризуется собственным набором регулируемых движений.

Уровень «А» — руброспинальный уровень, регулирует мышечный тонус. Этот уровень контролируется ребенком самостоятельно, это непроизвольная дрожь, стук зубами от холода, удержание позы в полетной фазе прыжка и т. п. При различных патологиях уровня «А» мы будем наблюдать нарушения тонуса мышц, называемых дистониями, а также треморами покоя и движения. Уровень «А» — фундаментальный и с точки зрения филогенетики очень важный.

Уровень «В» — таламо-паллидарный уровень. Это уровень «лишних» движений (синергии). Выделенный уровень обеспечивает внутреннюю координационную подготовку ходьбы, бега, увязывает элементы движения в единое целое (мимика, пантомимика), участвует в проприоцептивной чувствительности (закладывается ощущение «схемы тела» — основа кинестетического праксиса) [2]. На этом уровне находятся зрительно-моторная координация и управление ритмом (с ритмом связаны—лепет, ползание, и ходьба). На этом уровне распознаются сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении частей тела, о скорости перемещения суставов, о силе и давлении на мышцы, на глубинные ткани [6].

Кортикальные уровни представлены уровнями: «С», «Ш», «Е».

Уровень «С» (пирамидно-стриальный). Этот уровень пространственного поля связан со зрительным анализатором, вписывает движение в пространство с помощью зрения, отвечает за тщательную оценку расстояния, размеров и форм целевых относительно двигательного акта предметов, обуславливает меткость и скорость движений. Проявление уровня в мелкой моторике выглядит так: разнообразные прикосновения рукой, указывающие жесты, схватывание, возможность ловить движущийся предмет, и перекладывание его, возможность наматывания нити в катушку. Патология на этом уровне будет проявляться в нарушениях пространственной координации (дистаксией или атаксией).

Уровень «Ш» — теменно-премоторный или уровень предметных действий. Уровень является матрицей организации действий с предметами, это уровень двигательной памяти. Подготавливает любое смысловое действие ребенка: ловкость рук, движения губ и языка, помогает в организации движений, которые учитывают логику использования определенного предмета [2]. Примеры присутствия уровня: все бытовые действия, работа гравера, врача-хирурга, возможность управлять автомобилем и т.п.

Уровень «Е» — уровень интеллектуальных двигательных актов. Данный уровень формируется на основе импульса двигательных актов, в дальнейшем осуществляя его смысловую коррекцию. Ребенок мысленно воспроизводит ту модель действий, которую запрограммировал в начале моторного акта. В речи этот уровень ответственен за планирование своей речи и возможность понимать чужую. Это — двигательный контроль движений, производимый в речи, это письмо, символические движения, кодированная речь (жесты глухонемых, азбука Морзе), возможность понимания чужого высказывания.

Важно отметить, что участие в выполнении движений на более высоких уровнях подразумевает все основные активности уровней более низких [3].

Цель исследования. Теоретическое обоснование и разработка методики оценки двигательных уровней детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с двига-тельно-координационными нарушениями, а также создание и подбор тестов для определения уровня сформированности моторной сферы.

Задачи исследования.

1.Определить теоретические и методологические основы изучения состояния моторной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.Разработать систему оценки двигательных уровней и тесты для определения их сформирован-ности у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих двигательно-координационные нарушения.

3.Изучить структуру дефицитарного двигательно-координационного развития детей рассматриваемой категории для определения их индивидуальных потребностей в развитии моторной сферы.

4.Определить типологию проявления отклонений в двигательном развитии детей старшего дошкольного возраста.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение состояния моторной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья привело

к определению теоретических и методологических основ системы диагностики. В данном эксперименте были использованы методы исследования:

— теоретические методы: анализ, систематизация и обобщение литературных данных по теме исследования;

— биографические методы: изучение и анализ психолого-медико-педагогической документации в отношении субъектов, принимающих участие в исследовании;

— эмпирические методы: наблюдение за детьми во всех организационных моментах, включая прогулку и самостоятельную двигательную деятельность; работа с родителями в виде анкетирования, бесед; констатирующий эксперимент;

— методы обработки данных: количественный и качественный анализ.

Практическая значимость исследования заключалась в разработке и апробации на значительной выборке детей 5-го, 6-го и 7-го года жизни (в количестве 103 ребенка) с ограниченными возможностями здоровья батареи диагностических методик, направленной на описание двигательных уровней и тестов для определения их сформированности моторной сферы. Эксперимент проходил в пяти общеобразовательных дошкольных учреждениях города Одинцово Московской области. Все дети, принявшие участие в исследовании, имели официальное заключение психолого-медико-педагогических комиссий и были отнесены к группе — дети с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Перед исследованием во всех случаях были получены добровольные согласия от родителей/ законных представителей детей.

Диагностическая карта содержит 4 блока тестов на сформированность двигательно-координационных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ:

1. статистическую координацию,

2. выработку динамической координации движений,

3. пространственную ориентировку,

4. двигательную память.

Двигательные исследования были разделены и сформированы на основе концепции физиологии активности Н.А. Бернштейна.

Все упражнение оценивалось по шестибалльной системе, где 6 баллов дается за высокую реализацию теста, а 0 баллов, если ребенок отказывается от его выполнения. Оценка результатов формировалась по трехступенчатой системе:

— «зона риска» (от 0 до 8 баллов),

— «зона возрастной категории» (от 9 до 16 баллов),

— «зона способностей» (от 17 до 24 баллов).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

В результате исследования были получены следующие результаты.

Уровень развития «А», первый уровень двигательной активности, который помогает определить мышечный тонус, участвует в обеспечении движений всех уровней, регулируя удержание позы (в том числе и осанки), а также статическую координацию. Выявлено, что 66% детей имеют легкие нарушения в двигательно-координационной сфере, в «зоне возрастной нормы», а 34% воспитанников находятся на уровне: «зона способностей», что показывает уровень сформированности двигательно-координационных навыков выше среднего.

Уровень «В» — таламо-паллидарный, который ответственен за динамическую координацию, реализацию содружественных движений, переключения и точности воспроизведения движений, тесты выполняют 62% воспитанников. Дети могут осуществлять интеграцию в функционировании различных групп мышц посредством переработки сигналов от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном расположении частей тела. Эти детей также попадают в группу «зоны возрастной нормы», но при выполнении тестов требовалась минимальная помощь взрослого. «Зона способностей» составляет 38%.

Третий уровень «С» — уровень пространственного поля, помогающий реализовать функционирование пирамидно-стриальной системы и мозжечка, обеспечивая движения в пространстве. Выполнение тестов доступно, но необходима максимальная помощь педагога. На данном уровне моторное развитие детей ниже «зоны возрастной нормы» и составляет 41% от всей экспериментальной группы.

Такие дети имеют общую моторную неловкость, трудности выполнений заданий по словесной инструкции, недостаточную точность/координацию движений.

Четвертый уровень «Д», уровень предметных действий. Функционирует при обязательном участии коры, обеспечивает организацию действий с предметами, это высший уровень двигательной памяти. На данном уровне детям сложно самостоятельно выполнять тесты, о чем свидетельствует низкий процент выполнения — 28%, они попадают в группу «зона риска».

Результаты оценки сформированности моторной сферы по уровням двигательной активности представлены в таблице № 1.

Таблица № 1.

№ Уровень двигательной активности (по Бернштейну Н. А.) Оценка результатов

«Зона способностей» «Зона возрастной категории» «Зона риска»

Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей %

I. Уровень развития «А». Уровень двигательной активности. 36 34% 66 64% 0 0%

II. Уровень развития «В». Таламо-паллидарный уровень. 40 38% 60 62% 0 0%

III. Уровень развития «С». Уровень пространственного поля. 30 28% 43 41% 27 31%

IV. Уровень развития «С». Уровень предметных действий. 10 8% 66 64% 24 28%

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глубокая оценка сформированности моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ существенно необходима специалистам в области физического воспитания для более детального изучения двигательно-координационных нарушений данной категории дошкольников. Учет уровневых характеристик, основанных на степени выраженности двигательно-координационных нарушений, обеспечивает возможность реализации дифференцированного подхода к выбору средств коррекци-онного воздействия по преодолению данных нарушений в условиях инклюзивной образовательной практики.

Полученная в ходе исследования информация позволит в дальнейшем определить приоритетные направления коррекционно-развивающей работы: содержание, приемы абилитации и реабилитации в рамках интегративного подхода специалистов, помощь в составлении индивидуального образовательного маршрута, и, несомненно, комплексную психолого-медико-педагогическую поддержку в каждом конкретном случае.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 .Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес (5-е изд). — М.: Теревинф, 2020. — 272 с.

2.Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. 2-ое издание. — М.: ТВТ Дивизион, 2017. — 328 с.

3.Бутко Г.А. Физическое развитие детей с задержкой психического развития. — М.: Книголюб, 2006. — 144 с.

4.Данилина Е.В. Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с дисфункцией сенсорной интеграции. Мир специальной педагогики и психологии. // Научно-практический альманах. — М.: ЛОГОМАГ, 2020. — Вып. 12-13. — С. 128-132.

5.Данилина Е.В. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с дисфункцией сенсорной интеграции. // Сборник статей VIII международной научно-практической конференции: Приоритетные направления развития науки и образования. — МЦНС «Наука и просвещение», 2019. — С. 84-87.

6.Крановиц К.С. Разбалансированный ребенок. Как распознать и справиться с нарушениями процесса обработки сенсорной информации / Кэрол Сток Крановиц; пер. с англ. — 1-е изд. СПб: Издательство «Редактор», 2012. — 396 с.

7.Максимова С.Ю., Анцыперов В. В., Федотова И. В., Таможникова И. С., Мартынов А. А. Технология формирования вестибулярной устойчивости у детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие. — Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2019. — 80 с.

8.Миронов В.Г. Диагностические возможности компьютерной стабилографии в оценке нарушений функции равновесия у больных с патологией вестибулярного аппарата // Автореф. дисс. ... канд. мед. н. — СПб, 1997. — 25 с.

9.Сологуб Е.Б. Корковая регуляция движений человека. — Л.: Медицина, 1981. — 183 с.

10.Садовская Ю.Е., Ковязина, М.С., Троицкая Н. Б., Блохин Б. М. Проблема постановки диагноза «диспраксия развития» в детском возрасте // Научный журнал. Лечебное дело. — 2011. — № 2. — С. 79-86.

11.Уханева Е.В. Организация физического воспитания детей раннего возраста на основе развития функции равновесия: дисс. ... канд. пед. наук. — СПб, 2001. — 163 с.

12.Чарльз Ньокиктьен. Детская поведенческая неврология / перевод с англ. Д.В. Ермолаев, под ред. докт. мед. наук, проф. Н.Н. Заваденко. Третье издание. — М.: Теревинф, 2021. — 181 с.

13.Шибкова Д.З., Байгужин П. А. Нейронаука: междисциплинарная интеграция или экспансия? // Психология. Психофизиология. — 2020. — Т. 13. — № 3. — С. 111-121.

REFERENCES

1. Ayres E. J. Rebenok I sensomaya integratsiya. Ponimaniye skritih problem / E.J. Ayres (5-e izd). — M.: Terevinf, 2020. — 272 s. .

2. Bernstein N. A. O lovkosti I yeio razvitii / N.A. Bernstein. 2-e izdaniye. — M: TVT Division, 2017. — 328 s. .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Butko G. A. Phizicheskoye razvitiye detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya. — M.: Knigolyub, 2006. — 144 s. .

4. Danilina E. V. Korrektsionno-razvivayushee obutsheniye detey doshkolnogo vozrasta s disfunktsiey sensornoy integratsii. Mir spetsialnoy pedagogiki I psikhologii. Nautshno-praktichesky almanakh. — Moscow: LOGOMAG, 2020. — Vip. 12-13. — S. 128-132. .

5. Danilina E. V. Inkluzivnoye obrazovaniye detey doshkolnogo vozrasta s disfunktsiey sensornoy integratsii // Sbornik statey VIII mezdunarodnoy nautshno-praktitsheskoy konferentsii: Prioritetniye napravleniya razvitiya nauki I obrazovaniya. — MCNS "Nauka I prosvesheniye", — 2019. — S. 84-87. .

6. Kranovits K. S. Razbalansirovanniy rebionok. Kak raspoznat I spravitsya s narusheniyamy processa obrabotky sensornoy informatsii / Carol Stock Kranowitz; per. s angl. — 1-e izd. SPb: Izdatelstvo "Redactor", 2012. — 396 s. .

7. Maksimova S. Yu., Antsyperov V. V., Fedotova I. V., Customs I. S., Martynov A. A. Tekhnologiya formirovaniya vestibuliarnoy ustoichivosti u detey s ogranichennimi vozhmozhnostiami zdorovya: uchebno-metodicheskoye posobie. — Volgograd: VGAFK, 2019. — 80 s. .

8. Mironov V. G. Diagnosticheskiye vozmozhnosti kompiutornoy stabilografii v otsenke narusheniya funktsii ravnovesiya u bolnih s patologiyei vestibuliarnogo apparata // Autoref. diss.cand. med.n. — SPb., 1997. — 25 s. .

9. Sologub E. B. Korkovaya reguliatsiya dvizheniy cheloveka. — L.: Medicine, 1981. — 183 s. .

10. Sadovskaya Yu.E. Problema postanovki diagnoza "dyspraxia razvitiya" v detskom voraste / Sadovskaya Yu.E., Kovyazina, M.S., Troitskaya N. B., Blokhin B. M. Nautshniy journal. Lechebnoye delo. — 2011. — № 2. — S.79-86. .

11. Ukhaneva E. V. Organizatsiya phizicheskogo vospitaniya detey rannego vozrasta na osnove razvitiya funktsii ravnovesia: diss. ... cand. ped. nauk. — SPb, 2001. — 163 s. .

12. Charles Nyokiktien. Detskaya povedencheskaya nevrologiya / perevod s angl. D.V. Ermolaev, pod. red. dokt. med. nauk, prof. N.N. Zavadenko. Tretye izdaniye. — M.: Terevinf, 2021. — 181 p. .

13. Shibkova D. Z., Baiguzhin P. A. Neuronauka: Mezhdisciplinarnaya integratsiya ili ekspansiya? Psychologuiya. Psychophisiologuiya. — 2020. — T. 13. — № 3. — S. 111-121. .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.