Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
188
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / НЕДОНОШЕННЫЕ ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малышева М. В., Налобина А. Н., Таламова И. Г., Сергеева Ю. С.

Цель исследования - обосновать стратегию подбора физических упражнений на занятиях с недоношенными детьми на протяжении первого года жизни с учетом состояния их двигательного развития. Методика и организация исследования. Для проведения исследования была сформирована группа из 30 недоношенных детей первого года жизни. Для оценки физического развития были проведены антропометрические измерения с определением длины и массы тела, окружности грудной клетки, окружности головы. Анализ двигательного развития ребенка осуществлялся по показателям статической и динамической характеристики крупной моторики. Мелкие мануальные движения оценивались количественно и качественно. Оценка сенсорных функций проводилась по трем направлениям: состояние зрительной сенсорной системы; состояние слуховой сенсорной системы; состояние вестибулярного аппарата. Неврологическое обследование проводилось совместно с врачом-неврологом и предполагало оценку тонуса мышц и безусловно-рефлекторной деятельности ребенка. Результаты исследования и выводы. Все многообразие физических упражнений, используемых на занятиях с детьми первого года жизни, было сгруппировано по преимущественному воздействию на определенные части двигательной системы. Внутри каждой группы обосновано деление упражнений на корригирующие (тонус мышц и безусловно-рефлекторную деятельность) и развивающие (крупную и мелкую моторику, сенсорные функции). Составление комплексов физических упражнений для недоношенных детей первого года жизни базируется на первоначальной оценке их сенсомоторного развития. Баланс упражнений из каждой группы смещается в сторону наиболее отстающей двигательной функции. При этом необходимо осуществлять корригирующие воздействия на механизмы формирования этих нарушений. Таким образом, блочная система построения занятий дает возможность индивидуализации процесса физического развития недоношенного ребенка в раннем периоде онтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Малышева М. В., Налобина А. Н., Таламова И. Г., Сергеева Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTOR SKILLS FORMATION IN PREMATURE INFANTS

Objective of the study was to substantiate the procedures of selection of physical exercises for premature infants taking into account the level of their motor development. Methods and structure of the study. Sampled for the study were 30 premature infants. The anthropometric measurements were taken to determine the level of physical development of the subjects: body length, body mass, chest and head circumferences. The infants’ level of motor development was assessed in terms of the static and dynamic characteristics of the gross motor skills. Fine motor skills were evaluated quantitatively and qualitatively. Their sensory functions were assessed in three directions: the state of the visual sensory system, the state of the auditory sensory system, and the state of the vestibular apparatus. The neurological examination was conducted under the supervision of a neurologist and included an assessment of the subjects’ muscle tone and unconditioned reflex activity. Results and conclusions. The physical exercises for the infants were grouped by the predominant influence on certain parts of the motor system. Within each group, the exercises were divided into corrective (muscle tone and unconditioned reflex activity) and developing (gross and fine motor skills, sensory functions). The exercise series for premature infants were developed based on the baseline indicators of their sensorimotor development. The load balance within each group shifted towards the lagging motor functions. At the same time, it is necessary to exert a corrective influence on the mechanisms of formation of these dysfunctions. Therefore, a block system of trainings enables to individualize the process of physical development of premature infants in the early period of ontogenesis.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 10.02.2021 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

М.В. Малышева1

Доктор биологических наук, профессор А.Н. Налобина2

Кандидат биологических наук, доцент И.Г. Таламова1

Кандидат биологических наук, доцент Ю.С. Сергеева3

1Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

2Московский городской педагогический университет, Москва 3Российский университет дружбы народов, Москва

MOTOR SKiLLS FORMATION iN PREMATURE iNFANTS

M.V. Malysheva1

Dr. Biol., Professor A.N. Nalobina2 PhD, Associate Professor I.G. Talamova1 PhD, Associate Professor Y.S. Sergeeva3

1Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk 2Moscow City Pedagogical University, Moscow 3Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

и

га у

г.

ч—

. О 0J

Аннотация

Цель исследования - обосновать стратегию подбора физических упражнений на занятиях с недоношенными детьми на протяжении первого года жизни с учетом состояния их двигательного развития. Методика и организация исследования. Для проведения исследования была сформирована группа из 30 недоношенных детей первого года жизни. Для оценки физического развития были проведены антропометрические измерения с определением длины и массы тела, окружности грудной клетки, окружности головы. Анализ двигательного развития ребенка осуществлялся по показателям статической и динамической характеристики крупной моторики. Мелкие мануальные движения оценивались количественно и качественно. Оценка сенсорных функций проводилась по трем направлениям: состояние зрительной сенсорной системы; состояние слуховой сенсорной системы; состояние вестибулярного аппарата. Неврологическое обследование проводилось совместно с врачом-неврологом и предполагало оценку тонуса мышц и безусловно-рефлекторной деятельности ребенка. Результаты исследования и выводы. Все многообразие физических упражнений, используемых на занятиях с детьми первого года жизни, было сгруппировано по преимущественному воздействию на определенные части двигательной системы. Внутри каждой группы обосновано деление упражнений на корригирующие (тонус мышц и безусловно-рефлекторную деятельность) и развивающие (крупную и мелкую моторику, сенсорные функции). Составление комплексов физических упражнений для недоношенных детей первого года жизни базируется на первоначальной оценке их сенсо-моторного развития. Баланс упражнений из каждой группы смещается в сторону наиболее отстающей двигательной функции. При этом необходимо осуществлять корригирующие воздействия на механизмы формирования этих нарушений. Таким образом, блочная система построения занятий дает возможность индивидуализации процесса физического развития недоношенного ребенка в раннем периоде онтогенеза.

Ключевые слова: двигательная функциональная система, механизмы регуляции двигательных функций, физические упражнения, недоношенные дети.

Abstract

Objective of the study was to substantiate the procedures of selection of physical exercises for premature infants taking into account the level of their motor development.

Methods and structure of the study. Sampled for the study were 30 premature infants. The anthropometric measurements were taken to determine the level of physical development of the subjects: body length, body mass, chest and head circumferences. The infants' level of motor development was assessed in terms of the static and dynamic characteristics of the gross motor skills. Fine motor skills were evaluated quantitatively and qualitatively. Their sensory functions were assessed in three directions: the state of the visual sensory system, the state of the auditory sensory system, and the state of the vestibular apparatus. The neurological examination was conducted under the supervision of a neurologist and included an assessment of the subjects' muscle tone and unconditioned reflex activity.

Results and conclusions. The physical exercises for the infants were grouped by the predominant influence on certain parts of the motor system. Within each group, the exercises were divided into corrective (muscle tone and unconditioned reflex activity) and developing (gross and fine motor skills, sensory functions). The exercise series for premature infants were developed based on the baseline indicators of their sensorimotor development. The load balance within each group shifted towards the lagging motor functions. At the same time, it is necessary to exert a corrective influence on the mechanisms of formation of these dysfunctions. Therefore, a block system of trainings enables to individualize the process of physical development of premature infants in the early period of ontogenesis.

Keywords: motor system, mechanisms of regulation of motor activity, physical exercises, premature infants.

с

га

^

О (U .с H

Введение. По статистическим данным, количество детей, рожденных преждевременно, в общей популяции новорожденных составляет от 5 % до 10 % (по данным разных авторов). Многочисленными исследованиями доказано,

что вероятность развития различных нарушений в состоянии здоровья у недоношенных детей значительно выше, чем у детей, рожденных в нормативные сроки [2, 10]. Это обуславливает необходимость поиска эффективных ме-

тодик реабилитации для данного контингента детей. Учеными Российской академии образования доказано, что в раннем возрасте для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, не менее важным является удовлетворение их особых образовательных потребностей, которое позволит полноценно реализовать реабилитационный потенциал и предотвратить в будущем возможные социальные дефициты [3].

Потребность в активных движениях сложно переоценить. Национальная ассоциация спорта и физического воспитания (NASPE, 2012) опубликовала официальный документ, в котором говорится, что «ребенок от рождения до пяти лет должен ежедневно заниматься двигательной активностью, которая стимулирует физическое развитие, укрепление здоровья и овладение двигательными навыками». Дети первого года жизни изучают окружающее пространство несколькими путями: с помощью сенсорных систем, посредством обоюдного взаимодействия взрослый - ребенок и через двигательные действия и реакции [4, 9]. В своем естественном развитии ребенок переходит от рефлекторных движений к рудиментарным, которые включают три группы, направленные на поддержание устойчивого положения тела, локомоторные и манипуляционные. Следовательно, физическое воспитание недоношенных детей должно опираться на био-

логические закономерности становления функциональной системы движений в раннем периоде онтогенеза.

Цель исследования - обосновать стратегию подбора физических упражнений на занятиях с недоношенными детьми на протяжении первого года жизни с учетом состояния их двигательного развития.

Методика и организация исследования. Исследование с участием людей проводилось в соответствии с этическими принципами Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (1964 г) на базе Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, городского клинического перинатального центра, БГУЗО г Омска «Детская городская поликлиника № 4». Для проведения исследования была сформирована группа из 30 недоношенных детей первого года жизни. Средний период гестации - 29±2 недели, средняя масса тела при рождении - 1454±125 грамм, средний паспортный возраст на момент исследования составил 6±2 месяца, средний скорригированный возраст -5±2 месяца). Для оценки физического развития были проведены антропометрические измерения с определением длины и массы тела, окружности грудной клетки, окружности головы. Исследование двигательного развития ребенка осуществлялось по показателям статической и динамической характеристики крупной моторики. Мелкие мануальные дви-

Группы физических упражнений и методические особенности их применения на занятиях с недоношенными детьми первого года жизни

Группа упражнений Название Виды упражнений Методические особенности применения

1-я группа Упражнения, нормализующие тонус мышц Повышающие тонус мышц, снижающие мышечный тонус Упражнения для снижения тонуса мышц: стретчинг, потряхивание по Фелпсу, покачивание в позе эмбриона. Упражнения для повышения тонуса мышц: активные упражнения на фитболе, аэродинамическая гимнастика

2-я группа Рефлекторная гимнастика Рефлекс стимулирующие, рефлекс запрещающие Стимулирующие первичные автоматизмы, установочные рефлексы. Рефлекс запрещающие: направлены на угасание симметричного и асимметричного шейного тонического рефлекса, лабиринтного тонического рефлекса

3-я группа Упражнения, развивающие сенсорные функции Стимулирующие зрительное, слуховое восприятие, вестибулярный аппарат Упражнения для формирования зрительного восприятия: стимулирующие зрительное сосредоточение, зрительное слежение и зрительно-моторную координацию. Упражнения для развития слухового восприятия: слуховое сосредоточение и слуховая ориентировочная реакция. Упражнения на развитие вестибулярного аппарата: изменение положения тела ребенка в пространстве, аэродинамическая гимнастика, парения, фитбол-гим-настика. При противопоказаниях - опосредованное воздействие через слуховой анализатор

4-я группа Упражнения, развивающие крупную моторику Формирующие статическую составляющую; формирующие динамическую составляющую крупной моторики Методика развития крупных моторных актов имеет онтогенетическую последовательность. В первом полугодии жизни необходимо вначале формировать динамическую составляющую (умения разгибать голову, поворачиваться на бок, на живот, садиться), а затем статическую составляющую крупной моторики (удержание головы, устойчивость в положении седа). Со второго полугодия жизни последовательность меняется на противоположную (вначале развиваем статическую составляющую, затем динамическую). Например, сначала формируем устойчивое положение в стойке на четвереньках - затем обучаем ползанию

5-я группа Упражнения, развивающие мелкую моторику Развивающие количественную и качественную характеристики В соответствии с отногенетической последовательностью развития функций кисти: стимуляция хватательного рефлекса, активного захвата предмета кистью, манипулятивной деятельности, дифференцированного движения рукой к игрушке

6-я группа Дыхательные упражнения Активные и пассивные дыхательные упражнения Упражнения, стимулирующие фазу вдоха и выдоха, осуществляются за счет легких надавливаний на грудную клетку ребенка. Диафрагмальное дыхание усиливают пассивные движения ногами

№5 • 2021 Май | Мау

http://www.teoriya.ru

и

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с

га

^

О (U .с Н

жения оценивались количественно и качественно. Оценка сенсорных функций проводилась по трем направлениям: состояние зрительной сенсорной системы; состояние слуховой сенсорной системы; состояние вестибулярного аппарата. Неврологическое обследование проводилось совместно с врачом-неврологом и предполагало оценку тонуса мышц и безусловно-рефлекторной деятельности ребенка.

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные результаты показали, что функциональная система движений у недоношенных детей первого года жизни состоит из взаимосвязанных компонентов, которые представлены структурами, обеспечивающими реализацию моторных актов (общие движения, мелкая моторика), и системой регулирующих механизмов (тонус мышц, безусловные рефлексы, сенсорные системы и вестибулярный аппарат). Проведенное исследование выявило многообразие вариантов сен-сомоторного развития преждевременно рожденных детей, которые обусловлены не только гестационным возрастом ребенка, но и его компенсаторными возможностями. Это согласуется с данными Штерна об индивидуальности и существовании нормативности, характеризующей конкретного ребенка.

Физическое развитие недоношенного ребенка напрямую зависит от правильно организованных педагогических воздействий, через непрерывную стимуляцию зрительных, слуховых, тактильных, проприоцептивных, вестибулярных рецепторов, которые обеспечивают поступление соответствующих сигналов в центральные структуры и используются головным мозгом для формирования моторных реакций. Развитие двигательной функциональной системы преждевременно рожденного человека на протяжении первого года жизни осуществляется в соответствии с общебиологическими закономерностям формирования моторных актов здорового ребенка и имеет некоторые количественные (в нормативных сроках основных этапов, темпах) и качественные (в механизмах организации) различия формирования произвольных движений [6].

При составлении комплексов физических упражнений для недоношенных детей первого года жизни специалисты должны ориентироваться как на возраст ребенка (в первом полугодии жизни - скоррегированный, во втором - паспортный), так и на его индивидуальные особенности сенсомотор-ного развития.

Этому требованию полностью отвечают основные положения системы адаптивного физического воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, которые предписывают необходимость физического развития в строгом соблюдении включения определенных уровней организации движений, выделенных Н. А. Бернштейном [1].

Все многообразие физических упражнений, используемых на занятиях с детьми первого года жизни, нами было сгруппировано по преимущественному воздействию на определенные части двигательной системы (см. таблицу).

Внутри каждой группы обосновано деление упражнений на корригирующие (тонус мышц и безусловно-рефлекторную деятельность) и развивающие (крупную и мелкую моторику, сенсорные функции).

Составление комплексов физических упражнений для недоношенных детей первого года жизни базируется на первоначальной оценке их сенсомоторного развития. Баланс упражнений из каждой группы смещается в сторону наиболее отстающей двигательной функции. При этом необходимо осуществлять корригирующие воздействия на механизмы формирования этих нарушений. Таким образом, блочная система построения занятий дает возможность индивидуализации процесса физического

развития недоношенного ребенка в раннем периоде онтогенеза.

Вывод. Проведенное исследование свидетельствует о том, что занятия физическими упражнениями с недоношенными детьми на протяжении первого года жизни не только обеспечивают развивающее воздействие, но и способствуют коррекции двигательных нарушений. В процессе формирования двигательных навыков необходимо ориентироваться на онтогенетические закономерности двигательного развития здорового ребенка. При необходимости коррекции нарушений важно осуществлять дифференцированное воздействие на механизмы регуляции нарушенных функций (тонус мышц и рефлекторную деятельность), способствуя облегчению спонтанной двигательной активности.

Литература

1. Бернштейн Н.А. Физиология движения и активность / Н.А. Берн-штейн. - М.: Наука, 1990. - 495 с.

2. Булатов В.П. Недоношенные дети / В.П. Булатов. - Казань КГМУ, 2010. - 150 с.

3. Винник Д. Адаптивное физическое воспитание / Д. Винник. - М.: Пресс, 2013. - 685 с.

4. Евсеев С.П. Теория и методика адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. - М., 2015. - 254 с.

5. Налобина А.Н. Технология формирования комплексов лечебной гимнастики у детей первого года жизни: метод. пособие / А.Н. Налобина, Е.С. Стоцкая, Е.А. Потрохова. - Омск, 2013. -108 с.

6. Налобина А.Н. Особенности формирования двигательных функций у недоношенных детей / А.Н. Налобина, М.В. Волова // ЭНИ Забайкальский медицинский вестник. - 2017. - № 1. - С. 60-72.

7. Налобина А.Н. Особенности вегетативной регуляции сердечного ритма у детей первого года жизни, перенесших церебральную ишемию-гипоксию II степени / А.Н. Налобина // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. - 2012. - Т. 112. - № 5. - С. 13-17.

8. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 030900 - «Дошк. педагогика и психология» / Э.Я. Степаненко. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2016. - 368 с.

9. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): практическое руководство. В 2 т. Т. 1 / под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 432 с.

References

1. Bernstein N.A. Fiziologiya dvizheniy i aktivnosti [Physiology of movement and activity]. Moscow: Nauka publ., 1990. 495 p.

2. Bulatov V.P. Nedonoshennye deti [Premature babies]. Kazan KSMU publ, 2010. 150 p.

3. Vinnik D. Adaptivnoe fizicheskoe vospitanie [Adaptive physical education]. Moscow: Press publ, 2013. 685 p.

4. Evseev S.P. Teoriya i metodika adaptivnoy fizicheskoy kultury [Theory and methods of adaptive physical education]. Moscow, 2015. 254 p.

5. Nalobina A.N., Stotskaya E.S., Potrohova E.A. Tekhnologiya formirovaniya kompleksov lechebnoy gimnastiki u detey pervogo goda zhizni [Technology of design of therapeutic gymnastics complexes in infants]. Teaching aid. Omsk, 2013. 108 p.

6. Nalobina A.N., Volova M.V. Osobennosti formirovaniya dvigatelnykh funktsiy u nedonoshennykh detey [Features of building motor functions in premature babies]. ENI Zabaykalskiy meditsinskiy vestnik. 2017. No. 1. pp. 60-72.

7. Nalobina A.N. Osobennosti vegetativnoy regulyatsii serdechnogo ritma u detey pervogo goda zhizni, perenesshikh tserebralnuyu ishemi-yu-gipoksiyu II stepeni [Features of autonomic regulation of heart rate in infants who have undergone II degree cerebral ischemia-hypoxia]. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova. 2012. V. 112. No. 5. pp. 13-17.

8. Stepanenkova E.Y. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i raz-vitiya rebenka [Theory and methodology of physical education and child development]. Study guide for university students majoring in 030900 - «Preschool pedagogy and psychology». 2nd ed., rev., sup.. Moscow: Akademiya publ., 2016. 368 p.

9. BaranovA.A., Shcheplyagina L.A. [ed.] Fiziologiya rosta i razvitiya detey i podrostkov (teoreticheskie i klinicheskie voprosyi): praktiches-koe rukovodstvo [Physiology of growth and development of children and adolescents (theoretical and clinical issues): practical guide]. In 2 V. V. 1. pod red. Moscow: GEOTAR-Media publ., 2016. 432 p.

10. Kang Hyun-Ju Experiences of Mothers of Premature Infants Receiving Rehabilitation Therapy [Text]. Hyun-Ju Kang // CHNR. 2018. pр.1296-1308.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.