Научная статья на тему 'Влияние фитбол-гимнастики на психомоторное развитие и вегетативные функции детей первого года жизни с перинатальным поражением центральной нервной системы'

Влияние фитбол-гимнастики на психомоторное развитие и вегетативные функции детей первого года жизни с перинатальным поражением центральной нервной системы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1071
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА / ВЕГЕТАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ / ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / FITBALL-EXERCISES / VEGETATIVE FUNCTION / PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT / HEART RATE VARIABILITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Налобина Анна Николаевна, Патюков Александр Георгиевич

В статье рассмотрены вопросы реабилитации детей первого года жизни средствами лечебной физической культуры. В частности изучено влияние фитболгиманстики при коррекции двигательных нарушений на адаптационные возможности детей с перинатальным поражением центральной нервной системы. Научно обоснована технология применения фитбола на занятиях с данной категорией детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Налобина Анна Николаевна, Патюков Александр Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of fitball-gymnastics on psychomotor development and vegetative functions in first year children with perinatal central nervous system

The article deals with the rehabilitation of children in the first year of life by means of therapeutic physical culture. In particular, it is considered the impact of fitball-gymnastics on the correction of motor disorders and adaptive capacities of children with perinatal central nervous system. Scientifically sound technology of fitball application in classes with this category of children.

Текст научной работы на тему «Влияние фитбол-гимнастики на психомоторное развитие и вегетативные функции детей первого года жизни с перинатальным поражением центральной нервной системы»

3. Степанова О. Н. Маркетинг в физкультурно-спортивной деятельности : учеб. пособие / О. Н. Степанова. — М. : Советский спорт, 2008. — 480 с.

4. Степанова, О. Н. Маркетинг и маркетинговые коммуникации в деятельности клуба подводного плавания /

О. Н. Степанова, А. М. Новикова // Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей : матер. межвуз. науч.-пр. конф. - М. : ИНЭП, 2010. - С. 88-102.

5. Ferrand A., Stotlar D. New trends in the sphere of sports marketing // International scientific journal Management and marketing of sport. — 2010. — Vol. 7, № 3/4. — Pp. 145-155.

МАХОВ Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры здоровьесберегающих технологий и адаптивной физической культуры. Адрес для переписки: pksgpu@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.05.2011 г.

©А. С. Махов

УДК 615.825.1 : 616-053.2 Н. НАЛОБИНА

А. Г. ПАТЮКОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

Омская государственная медицинская академия

ВЛИЯНИЕ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ НА ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВЕГЕТАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

В статье рассмотрены вопросы реабилитации детей первого года жизни средствами лечебной физической культуры. В частности изучено влияние фитбол-гиманстики при коррекции двигательных нарушений на адаптационные возможности детей с перинатальным поражением центральной нервной системы. Научно обоснована технология применения фитбола на занятиях с данной категорией детей.

Ключевые слова: фитбол-гимнастика, вегетативные функции, психомоторное развитие, вариабельность сердечного ритма.

Актуальность. По данным ВОЗ, каждый 20-й ребенок имеет те или иные отклонения в развитии, требующие специальных медицинских и педагогических мероприятий [1]. Социальная значимость проблемы обусловливает необходимость ее решения программноцелевым методом. 21 марта 2007 года утверждена федеральная целевая программа «Здоровое поколение» в рамках всероссийского национального проекта «Дети России», в которой на первый план выдвигается ряд аспектов, касающихся сохранения здоровья ребенка раннего возраста. В структуре детской инвалидности поражения нервной системы составляют около 50 %, при этом заболевания, приводящие к инва-лидизации детей, в 70 — 80 % обусловлены перинатальными причинами [2]. Клинические проявления патологии нервной системы сложны и многообразны [3]. Наиболее важными из этих проявлений являются нарушения психомоторного развития и, как следствие, нарушение процессов адаптации.

Применение медикаментозных средств в лечении детей всегда связано с опасностью возможных побочных воздействий этих препаратов на организм ребенка, развитием аллергических реакций и поли-прагмазией [4]. Исходя из этого особую актуальность на сегодняшний день приобретает абилитация таких детей средствами физической культуры. При раннем комплексном лечении с учетом огромных компенсаторных возможностей мозга наблюдается значительное восстановление нарушенных функций, а иногда и полное выздоровление к 1— 2-му году жизни ребенка [5].

Одним из основных и эффективных средств лечебной физической культуры для детей грудного возраста являются упражнения на фитболах. Фит-болы обладают комплексом полезных воздействий на организм ребенка. Вибрация на мяче позволяет улучшить внугрилёгочное перемещение газов, что способствует снижению отрицательного воздействия

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

Методы оценки функционального статуса детей грудного возраста

Системы Показатели Методы исследования Оборудование/приборы

Двигательная Моторный коэффициент, общие движения, мелкая моторика, крупная моторика Функциональное тестирование

Сенсорная Зрительное, слуховое сосредоточение, зрительно-моторная координация, слуховая ориентировочная реакция, вестибулярная устойчивость Функциональное тестирование Электронный секундомер

Нервная Тонус мышц, безусловно-рефлекторная деятельность [3] Общеклинические

Вегетативная Суммарная активность регуляторных механизмов (ТР); доли очень низкочастотных колебаний (УЬБ), низкочастотных (ЬБ) колебаний и высокочастотных колебаний (НБ); площадь скатерограммы (Б); длина основного облака (Ь); ширина скатерограммы (Ш); мода (Мо); вариационный размах (ВР); амплитуда моды (АМо); индекс напряжения (ИН) [7, 8, 9] Кардиоритмо- графия Компьютерная система «ПОЛИ-СПЕКТР» (фирма «Нейрософт»)

Физическое развитие Рост, масса тела, окружность грудной клетки, окружность головы Антропометрия Весы, ростомер горизонтальный сантиметровая лента

Таблица 2

Изменение показателей двигательного развития детей первого года жизни, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы, в процессе занятий фитбол-гимнастикой Ме (О 0,25; 0,75)

Показатели До курса занятий Через 1 неделю занятий Р После курса занятий Р

Общие движения, балл 7 (4;10) 8 (5; 10) - 9,50 (7;10) 0,05

Качественная оценка правой руки, балл 2 (1;2) 2 (2;3) - 2,50 (2,3) -

Качественная оценка левой руки, балл 2 (1;2) 2 (2;3) - 2 (3,2) -

Статическая характеристика крупной моторики, балл 2 (0;2) 2 (0;3) - 2 (0;2) -

Динамическая характеристика крупной моторики, балл 2 (1;2) 2 (1;3) - 2 (0;2) -

Крупная моторика, балл 3 (3;4) 3 (0;4) - 3 (0,4) 0,05

перенесённой гипоксии, улучшению лёгочного кровообращения, крово- и лимфообращение позвоночных дисков, увеличивает сократительную способность мышц. Распространение ритмичных колебаний на позвоночник через крестец (при выполнении упражнений в положении седа) способствует изменению ликвородинамики. Данная модификация мяча обеспечивает его большую поверхность соприкосновения с телом малыша, что выступает дополнительным тактильным раздражителем и гармонично распределяет информацию, поступающую ко всем анализаторам (двигательному, вестибулярному, зрительному, кожному), что стимулирует формирование двигательных навыков [6].

Несмотря на выраженный физиологический эффект, достигаемый при занятиях на фитболах, стоит отметить, что такие упражнения подходят не всем детям, так как условия выполнения упражнений на мяче гораздо тяжелее, чем на жесткой устойчивой опоре, поскольку выполняются в постоянной балансировке, что может вызвать напряжение регуляторных систем.

В связи с этим возникает необходимость получения сведений об индивидуально-типологических особенностях вегетативного реагирования, ребенка,

на занятиях гимнастикой с использованием фитбола, так как успех применения лечебных воздействий во многом зависит от правильного установления компенсаторных возможностей организма и их направленной и адекватной стимуляции.

Цель исследования: изучить влияние фитбол-гимнастики на психомоторное развитие и вегетативные функции детей первого года жизни с перинатальным поражением центральной нервной системы.

Материалы и методы исследования.

Исследование проводилось на базе Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. В обследовании участвовало 20 детей в возрасте от 1 до 12 месяцев. Средний возраст детей в группе исследования составил 5 (3; 8) мес. У всех детей имелись отклонения в психомоторном развитии, вследствие транзиторной перинатальной гипоксиче-ски ишемической энцефалопатии. Дети с последствиями церебральной гипоксии 2 — 3 степени в обследуемую нами группу включены не были. Так как механизм формирования функциональных систем у них отсутствует, реакция на физическую нагрузку может быть парадоксальной, поэтому ведущим компонентом для таких больных является медикаментозное лечение.

Рис. 1. Изменение показателей, отражающих состояние зрительной и слуховой перцептивной системы у детей первого года жизни, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы,

в процессе занятий фитбол-гимнастикой

Педагогический эксперимент, направленный на изучение влияния фитбол-гимнастики на показатели психомоторного развития и вегетативных функций проводился в течение двух недель. Урок лечебной гимнастики (ЛГ) для детей с перинатальным поражением нервной системы состоял из трёх частей: вводная (20 %), основная (60%), заключительная (20 %).

В основной части урока ЛГ мы использовали фит-бол. Упражнения выполнялись лёжа на мяче из разных исходных положений. Для укрепления мышц спины, живота выполнялись упражнения «горка», «крепкие ручки», «рыбка». Для улучшения подвижности в суставах использовали упражнения: «ласточка», «лягушка», «велосипед». Стимуляцию появления рефлекса Ландау, опорной функции рук, поднимания головы и реакцию опоры на стопы осуществляли с помощью переката мяча. Упражнения с прокатыванием на мяче вперед-назад (лежа на спине, животе, боку) выполняли так, чтобы верхняя и нижняя половины туловища на мгновение отрывались от опоры, создавая условия преодоления силы притяжения и напряжения основных мышечных групп. Во время выполнения упражнения следили, чтобы голова ребенка не запрокидывалась назад. В этом случае поддерживали малыша в полувертикальном положении, постепенно увеличивая угол наклона.

Дыхательные упражнения, упражнения на расслабление были включены в основную часть занятия и также выполнялись на фитболе. Занятия проводились ежедневно по 30 — 35 минут. Курс составил 10 процедур.

До начала занятий фитбол-гимнастикой через неделю и в конце курса проводилось изучение функционального статуса детей. Для оценки функционального состояния были использованы методы, представленные в табл. 1. В качестве стандартных были выбраны условия: оптимальная температура 24 — 26 °С, 1 — 2-минутная адаптация ребенка при симметричном освещении.

Статистическая обработка данных проводилась с использованием прикладного программного обеспечения. Достаточным считался уровень значимости Р<0,05. Для выявления факторной структуры исследуемых данных, использовался метод главных компонент (МГК) с варимакс-вращением [10].

Результаты исследования.

Результаты проведенного педагогического эксперимента показали, что через неделю занятий фитбол-гимнастикой показатель, отражающий общие движения, увеличился на 1 балл, а после курса занятий увеличился на 2,5 балла. У 9 (45 %) детей показатель общих движений соответствовал возрастной физиоло-

гической норме, у такого же количества детей показатель общих движений составлял от 4 до 8 баллов, и 2 (10 %) ребёнка не справились с тестовыми заданиями (табл. 2)

При количественной оценке мелкой моторики детей после 1-й недели занятий фитбол-гимнастикой мы выявили, что все дети удерживали игрушку в левой руке от 40 до 60 секунд, что соответствовало норме. Правой рукой справились с тестом только 2 ребёнка (10 %). Качественные показатели мелкой моторики по сравнению с исходными не изменились.

После завершения курса занятий увеличилось количество детей, у которых навык в обеих руках был сформирован (при оценке качественной характеристики мелкой моторики соответствовало 3-м баллам), и достоверно (Р<0,05) уменьшилось количество детей (с 35 % до 10 %), набравших 0 баллов.

После 1-й недели занятий фитбол-гимнастикой среднегрупповой показатель, отражающий зрительное сосредоточение, увеличился на 20 секунд, а слуховое сосредоточение — на 21 секунду по сравнению с исходными данными и составили 60 (51; 60) и 39 (29; 50) секунд соответственно. Показатель, отражающий зрительно-моторную координацию, увеличился на 2 секунды, а слуховая ориентировочная реакция практически не изменилась.

После окончания курса фитбол-гимнастики зрительное сосредоточение осталось на достигнутом уровне. Показатель, отражающий зрительно-моторную координацию, улучшился на 1,2 секунды по сравнению с исходными данными (рис. 1).

В процессе занятий фитбол-гимнастикой увеличивался показатель, отражающий устойчивость вестибулярного аппарата (через 1 неделю занятий на 5 секунд, после курса — на 12,5 секунды) (рис. 2). Несмотря на анатомическую близость вестибулярного и слухового анализаторов, у детей грудного возраста нами не выявлено достоверных корреляционных связей между вестибулярной устойчивостью и показателями, отражающими состояние слуховой сенсорной системы. Показатель, отражающий слуховое сосредоточение, ухудшился на 43 секунды по сравнению с исходными данными, а среднегрупповой показатель слуховой ориентировочной реакции практически не изменился.

Таким образом, фитбол-гимнастика оказала положительное влияние на зрительную сенсорную систему, вестибулярный аппарат и может быть использована у детей при нарушении этих функций.

Состояние тонуса мышц через неделю и в конце курса занятий фитбол-гимнастикой характеризовалось

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

гипертонус дистония □ до занятий □ после занятий

Рис. 2. Изменение показателей, отражающих состояние вестибулярного аппарата у детей первого года жизни, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы, в процессе занятий фитбол-гимнастикой

Рис. 3. Изменение состояния тонуса мышц у детей первого года жизни, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы, в процессе занятий фитбол-гимнастикой

Рис. 4. Изменение показателей спектрального метода анализа ВРС (УЬР, и, ИР) у детей первого года жизни, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы, в процессе занятий фитбол-гимнастикой

увеличением количества детей, имеющих гипертонус мышц. Вместе с тем уменьшилось количество детей с мышечной гипотонией (рис. 3). Таким образом, занятия на фитболах рекомендованы детям с пониженным тонусом мышц.

Занятия фитбол-гимнастикой способствовали появлению первичных двигательных автоматизмов. Через неделю занятий появился защитный рефлекс новорожденного, лабиринтный выпрямляющий установочный рефлекс на голову. Через две недели после занятий на фитболах появился рефлекс Ландау, опоры и автоматической походки, защитная реакция рук и реакция равновесия. Вместе с тем увеличилось количество детей с задержкой угасания тонических рефлексов.

Следовательно, использование фитбола рекомендовано при задержке формирования установочных рефлексов и оказывает негативное влияние при задержке угасания тонических рефлексов.

Изменение показателей вегетативного тонуса характеризовалось увеличением общей мощности спектра нейрогуморальной модуляции (ТР) на 294 тс через неделю занятий и на 1541 тс — после завершения курса, за счет снижения медленных колебаний (ЬБ) и увеличения мощности очень медленных (УЬБ) (рис. 4).

Через неделю занятий фитбол-гимнастикой отмечается снижение активности центрального контура регуляции сердечного ритма и симпатического отдела вегетативной нервной системы, которое выражалось в снижении индекса напряжения (ИН) на 115 усл. ед., амплитуды моды (Ато) на 1 %. После курса занятий

наблюдалась обратная тенденция: рост ИН и Ато на 26 усл. ед. и 4 % соответственно, по сравнению с фо-новыми показателями.

Средний показатель активности парасимпатического канала регуляции увеличивался на протяжении всего периода занятий. Достоверное увеличение активности парасимпатического канала регуляции происходит через две недели занятия фитбол-гимнасти-кой. Статистически значимых изменений моды (Мо) под влиянием занятий с использованием фитбола не обнаружено. Вероятно, это связано с малой продолжительностью занятий для подключения гуморального канала регуляции висцеральных функций.

Выводы.

1. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о необходимости подбора средств на занятиях с детьми первого года жизни, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы с учетом состояния двигательных и вегетативных функций.

2. Занятия фитбол-гимнастикой могут быть рекомендованы детям при нарушении функций зрительной сенсорной системы и вестибулярного аппарата, а также при задержке формирования установочных рефлексов, общих движений, в частности, крупной моторики и мышечной гипотонии. Занятия фитбол-гимнастикой не рекомендованы детям с нарушением функции слуховой сенсорной системы, гипертонусом мышц и при задержке угасания тонических рефлексов.

3. Исследования вегетативных функций у детей первого года жизни с перинатальным поражением центральной нервной системы выявили, что фитбол-гимнастика может быть использована только в течение одной недели курса занятий лечебной гимнастикой.

Библиографический список

1. Минка, И. Н. Методика реабилитации детей первого года жизни с перинатальным поражением нервной системы : учеб. пособие для студентов спец. «Адаптивная физ. культура» / И. Н. Минка, Г. А. Решетнёва. — Хабаровск : ДВГАФК, 2002. — 90 с.

2. Аксенова, А. М. Перинатальное поражение центральной нервной системы и его последствия / А. М. Аксенова // Лечебная физкультура и спортивная медицина. —2010. — № 9 (81). - С. 50-60.

3. Бадалян, Л. О. Детская неврология / Л. О. Бадалян. — М. : Медпресс-информ, 2001. — 485 с.

4. Потапчук, А. А. Лечебная физическая культура в детском возрасте : учеб.-метод. пособие / А А. Потапчук, С. В. Матвеев, М. Д. Дидур. — СПб. : Речь, 2006. — 468 с.

5. Bobath, K. The motor déficit in patients with cerebral palsy / K. Bobath; Pref. by P.C Mackeit. London: Medical education and information unit., 1966.

6. Налобина, А. H. Лечебная физическая культура и массаж в детской неврологии : учеб. пособие / А. Н. Налобина, А В. Полуструев, Л. Г. Сорокина. — Омск : Изд-во СибГУФК, 2006. - 156 с.

7. Анализ динамики ритма сердца у детей школьного возраста здоровых и с некоторыми неврологическими заболеваниями / А.С. Денисов [и др.] // Вариабельность сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение: материалы V Всероссийского симпозиума / отв. ред. Р. М. Баевский, Н. И. Шлык. — Ижевск : Удмуртский университет, 2011. — С. 411 — 413.

8. Баевский, Р. М. Вариабельность сердечного ритма и до-нозологическая диагностика / Р. М. Баевский // Вариабельность сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение: материалы V Всероссийского симпозиума / отв. ред. Р. М. Баевский, Н. И. Шлык. — Ижевск : Удмуртский университет, 2011. — С. 411—413.

9. Вегетативные расстройства : клиника, лечение, диагностика / под ред. А. М. Вейна. — М. : Медицинское информ. агентство, 2000. — 752 с.

10. Халафян, А. А. 8ТАТКТІСА 6. Статистический анализ данных : учебник / А. А. Халафян. — 3-е изд. — М. : Бином-Пресс, 2008. — 512 с.

НАЛОБИНА Анна Николаевна, кандидат биологических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой «Теория и методика адаптивной физической культуры» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

ПАТЮКОВ Александр Георгиевич, доктор медицинских наук, профессор (Россия), проректор по учебной работе Омской государственной медицинской академии, заведующий кафедрой нормальной физиологии.

Адрес для переписки: a.nalobina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.12.2011 г.

©А. Н. Налобина, А. Г. Патюков

УДК 796.011.1 Е. М. РЕВЕНКО

Т. Ф. ЗЕЛОВА В. А. САЛЬНИКОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО ОБОСНОВАННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ____________________________

В статье рассматривается вопрос о наблюдающейся в настоящее время тенденции повышения интеллектуализации занятий по физическому воспитанию. Подчеркивается, что повышение умственной нагрузки на занятиях по физическому воспитанию не должно снижать моторную плотность занятий, а развитие двигательных способностей само по себе оказывает влияние на умственное развитие. На основе обобщения экспериментальных данных обосновывается, что в развитии двигательных и умственных способностей наблюдаются определенные связи, направленность которых изменяется в процессе взросления. Знание и учет последних в образовательном процессе позволит повысить роль физического воспитания в развитии личности в целом и ее умственной сферы в частности.

Ключевые слова: физическое воспитание, интеллектуализация, двигательные способности, умственные способности, возраст, сензитивные периоды, развитие.

Перспективы повышения качества образования во многом связаны с получением научных данных не только о гомогенных связях между определенными педагогическими воздействиями и развитием конкретных функций (например, о влиянии физических упражнений на развитие какого-либо физического

качества), но и о гетерогенных связях. На основе обобщения большого экспериментального материала Б.Г. Ананьев подчеркивал, что «то или иное изменение, вносимое воспитанием и обучением в развитие ребенка, проникает в одни механизмы, вызывает сопротивление в других, растормаживает или

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.