Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ'

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
429
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Серых А.Б., Мычко Е. И., Букша Л.Ф.

Цель исследования - выявить эффективность танцевально-двигательной терапии в развитии двигательных навыков глухих и слабослышащих детей. Методика и организация исследования. Коррекционно-развивающая работа осуществлялась на базе центра реабилитации и коррекции детей с нарушениями слуха. Диагностическое исследование проводилось с детьми 7-13 лет с применением методов стабилографии, методик «Контактная треморометрия», «Контактная координациометрия по профилю», «Оптокинетический тест», позволяющих измерить точность управления движениями в ситуации решения двигательных задач. Реализация коррекционно-развивающей программы развития двигательных навыков детей с нарушениями слуха включала в себя три этапа: изучение исходного уровня развития двигательных навыков детей с нарушениями слуха, реализация коррекционной работы с применением танцевально-двигательной терапии, исследование оценки эффективности проведенной работы. Результаты исследования и выводы. У детей с нарушениями слуха имеются проблемы в развитии двигательных функций, в первую очередь, недостаточная координация и неуверенность в движениях, что обнаруживается в невысокой скорости овладения двигательными способностями, замедленном темпе выполнения движений и трудностях выполнения упражнений, связанных с ориентацией в пространстве. Большим потенциалом в развитии двигательных навыков детей с нарушениями слуха обладает танцевально-двигательная терапия, в процессе которой, как показало наше исследование, большое значение важно уделять упражнениям, ориентированным на развитие координационных способностей. Экспериментально обнаружена достоверная взаимосвязь между уровнем тремора, степенью развития способностей равновесия, коэффициентом резкого изменения направления движения, типом переходного процесса и запасом устойчивости при отклонении в одном из четырех направлений. Доказано, что физические упражнения с применением элементов танцевально-двигательной терапии способствуют развитию у детей с нарушением слуха координации и равновесия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Серых А.Б., Мычко Е. И., Букша Л.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DANCE MOVEMENT THERAPY TO BUILD MOTOR ABILITIES IN HEARING-IMPAIRED CHILDREN

Objective of the study was to identify the effectiveness of dance movement therapy in the development of motor skills in deaf and hearing-impaired children. Methods and structure of the study. The correctional work was carried out at the Rehabilitation Center for Hearing-Impaired Children. The diagnostic testing involved the 7-13 year-old children. The tests were run with the use of the stabilographic methods, methods of "Contact Tremorometry", "Contact Profile Coordinatiometry", "Optokinetic Test" aimed to measure the accuracy of movements when solving various motor tasks. The correctional health program for the development of motor abilities in hearing-impaired children included three stages: the study of the initial level of development of motor abilities in the hearing-impaired children, the implementation of the correctional work with the application of the dance movement therapy, and the evaluation of the work outcomes. Results and conclusions. Children with hearing impairments find it difficult to develop motor functions: they have poor coordination skills and feel insecure in their movements, which can be seen in the slow progress in motor skills acquisition, slow movement pace, and difficulty in performing exercises, related to spatial orientation. The study showed that dance movement therapy has great potential in the development of motor abilities in hearing-impaired children. The utmost importance should be placed on the exercises to develop coordination skills. The correlation between the tremor intensity, level of development of balancing skills, coefficient of the abrupt change of the movement direction, type of the transition process, and marginal stability in one of the four directions was tested and proved to be statistically significant. It was also proved that the physical exercises with the use of the dance movement therapy elements contribute to the development of coordination and balancing skills in hearing-impaired children.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ»

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

УДК/UDC 796.011.1

Поступила в редакцию 16.03.2021 г.

Информация для связи с автором: annaserykh@rambler.ru

Доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор А.Б. Серых1

Доктор педагогических наук, профессор Е.И. Мычко1 Л.Ф. Букша1

балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Калининград

DANCE MOVEMENT THERAPY ТО BUiLD MOTOR ABiLiTiES iN HEARiNG-iMPAiRED CHiLDREN

Dr. Hab., Dr. Psych., Professor A.B. Serykh1 Dr. Hab., Professor E.I. Mychko1 L.F. Buksha1

1 Baltic Federal University Immanuel Kant, Kaliningrad

Аннотация

Цель исследования - выявить эффективность танцевально-двигательной терапии в развитии двигательных навыков глухих и слабослышащих детей. Методика и организация исследования. Коррекционно-развивающая работа осуществлялась на базе центра реабилитации и коррекции детей с нарушениями слуха. Диагностическое исследование проводилось с детьми 7-13 лет с применением методов стабилографии, методик «Контактная треморометрия», «Контактная координациометрия по профилю», «Оптокинетический тест», позволяющих измерить точность управления движениями в ситуации решения двигательных задач. Реализация коррекционно-развивающей программы развития двигательных навыков детей с нарушениями слуха включала в себя три этапа: изучение исходного уровня развития двигательных навыков детей с нарушениями слуха, реализация коррекционной работы с применением танцевально-двигательной терапии, исследование оценки эффективности проведенной работы.

Результаты исследования и выводы. У детей с нарушениями слуха имеются проблемы в развитии двигательных функций, в первую очередь, недостаточная координация и неуверенность в движениях, что обнаруживается в невысокой скорости овладения двигательными способностями, замедленном темпе выполнения движений и трудностях выполнения упражнений, связанных с ориентацией в пространстве. Большим потенциалом в развитии двигательных навыков детей с нарушениями слуха обладает танцевально-двигательная терапия, в процессе которой, как показало наше исследование, большое значение важно уделять упражнениям, ориентированным на развитие координационных способностей. Экспериментально обнаружена достоверная взаимосвязь между уровнем тремора, степенью развития способностей равновесия, коэффициентом резкого изменения направления движения, типом переходного процесса и запасом устойчивости при отклонении в одном из четырех направлений. Доказано, что физические упражнения с применением элементов танцевально-двигательной терапии способствуют развитию у детей с нарушением слуха координации и равновесия.

Ключевые слова: физическая культура, двигательные навыки, дети с нарушениями слуха, танцевально-двигательная терапия.

Abstract

Objective of the study was to identify the effectiveness of dance movement therapy in the development of motor skills in deaf and hearing-impaired children. Methods and structure of the study. The correctional work was carried out at the Rehabilitation Center for Hearing-Impaired Children. The diagnostic testing involved the 7-13 year-old children. The tests were run with the use of the stabilographic methods, methods of "Contact Tremorometry", "Contact Profile Coordinatiometry", "Optokinetic Test1 aimed to measure the accuracy of movements when solving various motor tasks. The correctional health program for the development of motor abilities in hearing-impaired children included three stages: the study of the initial level of development of motor abilities in the hearing-impaired children, the implementation of the correctional work with the application of the dance movement therapy, and the evaluation of the work outcomes.

Results and conclusions. Children with hearing impairments find it difficult to develop motor functions: they have poor coordination skills and feel insecure in their movements, which can be seen in the slow progress in motor skills acquisition, slow movement pace, and difficulty in performing exercises, related to spatial orientation. The study showed that dance movement therapy has great potential in the development of motor abilities in hearing-impaired children. The utmost importance should be placed on the exercises to develop coordination skills. The correlation between the tremor intensity, level of development of balancing skills, coefficient of the abrupt change of the movement direction, type of the transition process, and marginal stability in one of the four directions was tested and proved to be statistically significant. It was also proved that the physical exercises with the use of the dance movement therapy elements contribute to the development of coordination and balancing skills in hearing-impaired children.

Keywords: physical culture, motor abilities, hearing-impaired children, dance movement therapy.

Введение. В настоящее время актуализируется проблема социализации детей, имеющих слуховую депри-вацию, сопровождающуюся нарушениями моторных

функций организма. Недостатки в физической подготовленности глухих и слабослышащих детей специалисты (В. Ф. Воробьев, Н. В. Губарева, В. В. Новиков, Б. В. Сер-

№5 • 2021 Май | May

http://www.teoriya.ru

меев, Т. И. Томилова и др.) связывают не только с патологиями слухового анализатора, но и с функциональными расстройствами двигательного анализатора и недоработкой имеющихся методик обучения физическим упражнениям [1-3, 5, 6, 8].

Нарушения деятельности слухового анализатора оказывают воздействие не только на развитие психики, но и двигательных способностей детей, осложняя их пространственную ориентацию и выражаясь в определенных внешних поведенческих проявлениях (шарканье при ходьбе, различное голосовое реагирование при выполнении движений и др.). Движения мышц играют большую роль в ходе развития интеллектуальных способностей детей с нарушениями слуха, способствуя формированию предметного мышления, мышления действий, нервно-психического развития глухих и слабослышащих детей.

С целью развития двигательных способностей детей со слуховой депривацией важна систематическая двигательная активность, одной из эффективных форм которой является танцевально-двигательная терапия. Поскольку в процессе танцевально-двигательной терапии используется сочетание физических упражнений, музыки, танцевальных движений, у детей с нарушениями слуха развиваются координационные и двигательные способности. С точки зрения специалистов (А. В. Кирдяшева, F. J. Levy), в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья целесообразно применять элементы танцевально-двигательной терапии [4, с. 47], [9, с. 365].

Сочетание физических упражнений, музыки, танцевальных движений реализуется системой специальных упражнений, способствующих развитию двигательных навыков, выразительности движений, их ритмичности и пластичности. Как отмечает А. В. Кирдяшева, упражнения, применяемые в танцевально-двигательной терапии, оказывают благотворное воздействие на развитие моторных функций, регуляцию мышечно-физиологического тонуса, а также обладают психотерапевтическим воздействием [4, с. 47].

Цель исследования - выявить эффективность танцевально-двигательной терапии в развитии двигательных навыков глухих и слабослышащих детей.

Методика и организация исследования. В ходе экспериментальной работы была составлена и реализована на базе центра реабилитации и коррекции детей с нарушениями слуха коррекционно-развивающая программа, основными задачами которой стало воздействие на следующие факторы: модально-неспецифический (проведение дыхательных и релаксационных упражнений, различные виды растяжек, развитие ритмических способностей); модально-специфический (совершенствование зрительных, аудиальных, тактильных способностей); кинестетический (совершенствование вестибулярно-моторных и сенсорных способностей); произвольной регуляции психики (развитие навыков целеполагания, саморегуляции, произвольного внимания, коммуникации).

Коррекционно-развивающая работа осуществлялась на базе центра реабилитации и коррекции детей с нарушениями слуха. Диагностическое исследование проводилось с детьми 7-13 лет. Реализация коррекционно-развивающей программы развития двигательных навыков детей с нарушениями слуха включала в себя три этапа: изучение исходного уровня развития двигательных навыков детей с нарушениями слуха, реализация коррекционной работы с применением танцевально-двигательной терапии, исследование оценки эффективности проведенной работы (см. таблицу).

Результаты исследования и их обсуждение. Первый этап работы осуществлялся с применением методов стаби-лографии, методик «Контактная треморометрия», «Контактная координациометрия по профилю», «Оптокинетический тест», позволяющих измерить точность управления движениями в ситуации решения двигательных задач.

Следующим этапом нашей исследовательской работы стала реализация коррекционно-развивающей деятельности с использованием элементов танцевально-двигательной терапии. Коррекционно-развивающая программа была рассчитана на 16 занятий продолжительностью 35 минут два раза в неделю. Программа состоит из трех частей: разогрев, растяжка, дыхательные упражнения; танцевально-двигательные упражнения для развития равновесия, координации; релаксация. По мнению И. В. Новикова, В. В. Новикова, с учетом того, что большие нагрузки могут негативно ска-

Средние данные по методикам до и после коррекционно-развивающей работы (М - среднее значение)

¡и

V-□

. ±i и

га у

г.

ч—

. О 0J

га

V-

■ -О С

га

^

О (U .с Н

Показатели Проба 1 М Проба 2 М

Конт. треморометрия (вар.1) 2,17 0,9

Конт. треморометрия (вар.2) 3,33 1,65

Конт. треморометрия (вар.3) 4,52 2,06

Конт. треморометрия по профилю (вар.1) 3,7 2,95

Конт. треморометрия по профилю (вар.2) 3,76 3,21

Конт. треморометрия по профилю (вар.3) 4,17 3,53

Конт. треморометрия по профилю (вар.4) 4,53 3,73

Тест со ступенчатым воздействием (Тип перех. проц.) 4,45 4,18

Тест со ступенчатым воздействием (КФР) 29,03 31,67

Тест на устойчивость (отношение «вперед-назад») 1,06 0,89

Тест на устойчивость (отношение «вправо-влево») 0,88 0,69

Тест на устойчивость (КФР) 14.07 16,49

Оптокинетический тест (КФР, вар.1) 66,77 105,01

Оптокинетический тест (КФР, вар.2) 63,2 64,53

Оптокинетический тест (КФР, вар.3) 63,19 64,5

Оптокинетический тест (КФР, вар.4) 59,29 61,18

Оптокинетический тест (КРИД, вар.1) 9,13 11,5

Оптокинетический тест (КРИД, вар.2) 8,87 10,76

Оптокинетический тест (КРИД, вар.3) 8,67 10,87

Оптокинетический тест (КРИД, вар.4) 8,7 9,96

60

http://www.teoriya.ru

№5^ 2021 Май | May

заться на самочувствии детей со слуховой депривацией, выстраивая программу физических упражнений, важно учитывать степень нарушения слуха [7, с. 113].

В ходе третьего этапа осуществлялась оценка эффективности коррекционно-развивающей программы с позиции реализации целей и задач, изменений полученных результатов диагностических методик до проведения и после проведения данной работы.

Результаты проведенного исследования показали, что уровень тремора у детей с нарушениями слуха снизился почти в два раза, тем не менее, остался в рамках высокой частоты и амплитуды тремора (мануальный тремор), что говорит о невысокой способности к двигательной координации и уровня сенсорного контроля над движениями. Тип переходного процесса (тест со ступенчатым воздействием) у большинства детей остался 4, но стремится к 3-му. Это говорит о том, что дети обладают нормальной по скорости реакцией, полностью выполняют задачи, без «переработки», обдуманно и спокойно. Однако есть предрасположенность к ускоренной реакции, быстрому и достаточно полному выполнению задачи на подсознательном уровне.

Сравнивая такой показатель, как качество функций равновесия (КФР) по всем трем методикам («Оптокинетический тест», «Тест на устойчивость», «Тест со ступенчатым воздействием»), видно, что уровень во второй пробе выше, чем в первой. Это говорит о том, что скорость центрального давления (ЦД) приблизилась к норме (86,86), за исключением показателя методики «Оптокинетический тест» (вариант 1). Данный результат указывает на то, что наибольшая скорость центрального давления возникает при просмотре пробы «полосы вверх».

При рассмотрении показателей по фактору коэффициента резкого изменения направления движения (КРИНД), можно констатировать, что, как и в случае с качеством функций равновесия, показатели во второй пробе выше, чем первой, что значительно приблизило их к показателю нормы (14,61), что свидетельствует об увеличении значения резких поворотов вектора скорости (более 45 градусов) относительно общего количества векторов, т. е. изменение функции равновесия фиксируется в пределах нормы. Величина отношений отклонений «вперед-назад», «вправо-влево» как в первой, так и во второй пробе находилась в пределах установленной нормы («вперед-назад» - 1-1,5, «вправо-влево» - 1), однако по второй пробе видно, что результаты стали несколько ниже, что помогло им закрепить свои позиции. Таким образом, можно сказать, что запас устойчивости у детей с нарушением слуха при отклонении в одном из четырех направлений - «вперед-назад», «вправо-влево» - находится в норме.

Согласно коэффициенту корреляции Пирсона и ранговому коэффициенту корреляции Спирмена была обнаружена достоверная взаимосвязь в первой и второй пробах между уровнем тремора, степенью развития способностей равновесия, коэффициентом резкого изменения направления движения, типом переходного процесса и запасом устойчивости при отклонении в одном из четырех направлений. Выполненный нами математико-статистический анализ с помощью Т-критерия Вилкоксона подтверждает, что физические упражнения с применением элементов танцевально-двигательной терапии способствуют развитию у детей с нарушением слуха координации и равновесия.

Вывод. У детей с нарушениями слуха имеются проблемы в развитии двигательных функций, в первую очередь, недостаточная координация и неуверенность в движениях, что обнаруживается в невысокой скорости овладения двигательными способностями, замедленном темпе выполнения движений и трудностях выполнения упражнений, связанных с ориентацией в пространстве. Большим потенциалом в раз-

витии двигательных навыков детей с нарушениями слуха обладает танцевально-двигательная терапия, в процессе которой, как показало наше исследование, большое значение важно уделять упражнениям, ориентированным на развитие координационных способностей.

Литература

1. Воробьев В.Ф. Специфика дифференциации физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья / В.Ф. Воробьев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Т. 10. - № 4.

- С. 36-46.

2. Воробьев В.Ф. Суставная гимнастика как средство улучшения техники выполнения движений детьми с нарушением слуха /

B.Ф. Воробьев, В.А. Полетаева // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2019. - № 2 (13). -

C. 121-129.

3. Губарева Н.В. Обоснование дифференцированного подхода при физическом воспитании школьников с различной степенью нарушения слуха / Н.В. Губарева. - Вестник Том. гос. ун-та. - 2009.

- № 319. - С. 161-164.

4. Кирдяшева А.В. Особенности использования танцетерапии для детей с нарушением слуха / А.В. Кирдяшева // The Newman in Foreign policy. - 2017. - № 37 (81). - С. 47-48.

5. Новиков И.В. Особенности физического развития детей с нарушениями слуха и пути его коррекции средствами спортивной гимнастики / И.В. Новиков, В.В. Новиков // ПНиО, 2018. - № 2 (32). - С. 113-116.

6. Сермеев Б.В. Определение физической подготовленности глухих и слабослышащих детей / Б.В. Сермеев. - М.: Педагогика, 1993.

7. Серых А.Б. Развитие двигательных навыков у дошкольников со значительным снижением интеллекта на основе коррекции моторной сферы / А.Б. Серых, Е.И. Мычко, Л.Ф. Букша // Теория и практика физ. культуры. 2019. - № 4. - С. 57-58.

8. Томилова Т.И. Динамика физических качеств у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе физической реабилитации / Т.И. Томилова, М.Д. Чуракова, Н.В. Афанасенко-ва // Международный студенческий научный вестник. - 2018. -№ 5. - С. 198.

References

1. Vorobyev V.F. Spetsifika differentsiatsii fizicheskogo vospitaniya detey s otkloneniyami v sostoyanii zdorovya [Specificity of differentiation of physical education of children with health disabilities]. Peda-gogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fiziches-koy kultury i sporta. 2015. V. 10. No. 4. pp. 36-46.

2. Vorobyev V.F., Poletaeva V.A. Sustavnaya gimnastika kak sredstvo uluchsheniya tekhniki vypolneniya dvizheniy detmi s narusheniem slukha [Joint gymnastics as means to improve movement technique in children with hearing impairment]. Zdorovye cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kultury i sporta. 2019. No. 2 (13). pp. 121-129.

3. Gubareva N.V. Obosnovanie differentsirovannogo podkhoda pri fizicheskom vospitanii shkolnikov s razlichnoy stepenyu narusheniya slukha [Substantiation of differentiated approach in physical education of schoolchildren with varying degrees of hearing impairment]. Vestnik Tom. gos. un-ta. 2009. No. 319. pp. 161-164.

4. Kirdyasheva A.V. Osobennosti ispolzovaniya tantseterapii dlya detey s narusheniem slukha [Features of using dance therapy for children with hearing impairment]. The Newman in Foreign policy. 2017. No. 37 (81). pp. 47-48.

5. Novikov I.V., Novikov V.V. Osobennosti fizicheskogo razvitiya detey s narusheniyami slukha i puti ego korrektsii sredstvami sportivnoy gim-nastiki [Features of physical development of hearing impaired children and ways of its correction by means of gymnastics]. pNiO, 2018. No. 2 (32). pp. 113-116.

6. Sermeev B.V. Opredelenie fizicheskoy podgotovlennosti glukhikh i slaboslyishashchikh detey [Assessment of physical fitness of deaf and hard of hearing children]. Moscow: Pedagogika publ., 1993.

7. Serykh A.B., Mychko E.I., Buksha L.F. Razvitie dvigatelnykh navykov u doshkolnikov so znachitelnym snizheniem intellekta na osnove korrektsii motornoy sfery [Motility correction and motor skills development model for preschoolers with intellectual retardations]. Teoriya i praktika fiz. kulturyi. 2019. No. 4. pp. 57-58.

8. Tomilova T.I., Churakova M.D., Afanasenkova N.V. Dinamika fizicheskikh kachestv u detey mladshego shkolnogo vozrasta s na-rusheniem slukha v protsesse fizicheskoy reabilitatsii [Dynamics of physical qualities in primary school children with hearing impairment during physical rehabilitation]. Mezhdunarodny studencheskiy nauchny vestnik. 2018. No. 5. P. 198.

9. Levy F.J. Dance / Movement therapy. A healing art. USA: The American Alliance for Health, Physical Education, Recreation, and Dance. 1988. P. 365.

№5 • 2021 Май | May

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.