Научная статья на тему 'Особенности использования танцетерапии для детей с нарушением слуха'

Особенности использования танцетерапии для детей с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
893
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТАНЦЕТЕРАПИЯ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ / ГЛУХИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кирдяшева Анна Викторовна

В статье отмечается, что в настоящее время инклюзивное образование становится все более популярным. В статье рассмотрены особенности развития двигательной сферы детей с нарушениями слуха. А также раскрыта специфика применения танцевальной терапии для детей с нарушениями слуха

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кирдяшева Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности использования танцетерапии для детей с нарушением слуха»

The Newman In Foreign Policy №37 (81), июнь-июль 2017 г.

47

УДК: 376.353

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАНЦЕТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Кирдяшева А.В., студентка ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск

В статье отмечается, что в настоящее время инклюзивное образование становится все более популярным. В статье рассмотрены особенности развития двигательной сферы детей с нарушениями слуха. А также раскрыта специфика применения танцевальной терапии для детей с нарушениями слуха.

Ключевые слова: инклюзивное образование, танцетерапия, дети с нарушением слуха, слабослышащие, глухие.

В период интенсивного развития инклюзивного образования существующая система специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья переживает серьезные изменения, которые позволят расширить доступность образования для детей с различными нарушениями и создать благоприятные условия для их социальной адаптации.

Поэтому появилась необходимость разработки новых методов обучения, которые подходили бы, как для детей с нормальным развитием, так и детей с ОВЗ. На сегодняшний день большинство педагогических методик адаптируется для детей с различными патологиями: вводится дополнительная терминология и новые виды занятий, которые будут поддерживать физический и психологический тонус детей. Сегодня становится более актуальным особый метод коррекции и реабилитации, как танцетерапия.

Танцетерапия - это особый вид кинезитерапии, который с помощью музыки передаёт окружающую нас действительность, различных «образов» - движений, пластики тела. Танцетерапия включает в себя ритм, музыку и движения, что является формирующим началом ритмики. Данные сочетания воплощаются с помощью специальных упражнений, которые способствуют развитию музыкального слуха, высших психических функций (памяти, внимания, воображения и др.), а также выразительности движений, их ритмичности и пластичности.

Многие специалисты, не только хореографы, но и воспитатели, дефектологи, специалисты ЛФК, медики и другие используют в своей работе элементы танцетерапии. Танец - это некий функциональный стимулятор личности, который повышающим работоспособность и улучшает физическое самочувствие [4].

Упражнения, используемые в танцевальной терапии способствуют восстановлению функций моторной сферы, регуляции мышечно-физиологического тонуса, гиподинамии, а также обладают психотерапевтическим воздействием.

В танцевальной терапии часто используются сюжетно-образные, народные танцы (с элементами индийского, испанского, узбекского, русского и других танцев мира), а так же хореографическая гимнастика, которая может способствовать формированию правильной осанки. В зависимости от вида нарушений у ребенка, определяется хореографический материал, который необходимо использовать именно с этим ребенком.

Процесс овладения движениями под музыку детьми с разным характером нарушений имеет специфические особенности, они определяют содержание и использование комплекса коррекционных методов в различных сочетаниях.

Исследования показывают, что у большинства слабослышащих детей моторные функции отстают в своем развитии. Данная категория детей часто не владеет тем двигательным опытом, которым владеют к этому времени дети с сохранным слухом. Им со сложностью удается бегать, прыгать, лазать, производить простейшие движения по подражанию взрослого. У слабослышащих детей нарушение моторного развития становятся наиболее заметными уже к младшему дошкольному возрасту. Их движения становятся дискоординированными, замедленными и скованными, часто наблюдается дизориентировка в пространстве и нарушение деятельности вестибулярного аппарата [1]. Это находит своё обоснование в работах Р. Д. Бабенковой, А. А. Катаевой, А. А. Коржовой. Ученые отмечали, что у слабослышащих и глухих детей нарушение работы функции моторной сферы может быть следствием перенесенных заболеваний в раннем возрасте.

Данные нарушения, в сочетании с потерей слуха, становятся одной из основных преград при выборе будущей профессии, т.к большая часть специальностей, предполагает формирование различных двигательных навыков. Нарушения вестибулярного аппарата ставят под сомнение возможность овладения профессиями, связанными с работой на большой высоте. Но, стоит отметить, что с появлением современных слуховых аппаратов, основанных на цифровых технологиях, предоставило новые возможности восприятия звуковой среды. Поэтому некоторые специальности, которые ранее были недоступны для лиц с нарушением слуха, в условиях современного производства могут оказаться для них доступными.

По статистике, примерно у 80% детей нарушение слуха сопровождается задержкой развития моторики, поэтому использование танцетерапии для данной категории детей необходимо. Основной задачей танцевальной терапии для детей данной категории является формирование основных движений и двигательных качеств, так как они создают основу для нормализации жизни ребенка. На занятиях детей необходимо обучать правильной ходьбе, бегу, прыжкам, правильной работе рук и пальцев, что в свою очередь будет оказывать эффективное воздействие на развитие всего организма в целом.

The Newman In Foreign Policy №37 (81), июнь-июль 2017 г.

48

Занятия танцетерапией для детей с нарушением слуха будут иметь особое значение и для развития речи, благодаря сочетанию движений и музыки. Согласно статистике, 27% слабослышащих детей имеют в анамнезе и речевое нарушение. Использование музыкального сопровождения на занятиях помогает развитию чувства ритма, вибрационной чувствительности, различению медленных и быстрых звучаний, и это способствует развитию слухового восприятия [4].

Такие занятия будут направлены на восприятие музыки и развитие движений. В свою очередь, в процессе танцев происходит развитие голоса, нормализуется дыхание и связанная с этим слитность речи. А развитие движений будут способствовать развитию ритма и они станут более координированными, а так же ритмичными.

Слухокинетическая связь является основой всей фонетической ритмики и музыкально-ритмических движений. Таким образом, формирование звуковой и интонационной структуры речи у детей с нарушением слуха базируется на основе данной связи. Занятия по ритмике, с элементами танцетерапии, для детей с данным видом нарушения, выделяются в самостоятельный раздел. Они направлены как на формирование музыкально-ритмических основ и овладение элементарными движениями, так и на активизацию речевой деятельности.

Такие занятия необходимы ребенку с нарушением слуха, поскольку совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны этим детям. Легкость и непринужденность приобретаются в процессе

выполнения музыкально-ритмических

упражнений, где при взаимодействии музыки, движений и речи, осуществляется благоприятное коррекционное воздействие на ребенка [3].

Поэтому, использование танцетерапии находит всё большее распространение. На таких занятиях дети овладевают навыками регуляции деятельности, а выполнение разнообразных танцевальных композиций, двигательных упражнений под музыку способствует развитию моторики. Движения под музыку, для различных категорий дошкольников, являются формирующим началом для развития, как общей музыкальной культуры, так и культуры тела, что является необходимым условием их гармонического развития.

Источники и литература:

1. Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха // Кн. для учителя// Р.М Боскис. -2-е изд. — М.: Просвещение, 1988.— 128 с.

2. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире /Н.Н. Малофеев. -Европа. - М.: Просвещение, 2009.

3. Четверикова, Т.Ю. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования /Т.Ю. Четверикова// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S 8. - С. 71 - 77

4. Levy, F.J. Dance/Movement therapy. A healing art. USA: The American Alliance for Health, Physical Education, Recreation, and Dance. 1988. p.365

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.