Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО МЕТОДИКЕ А. Н. БЕРНШТЕЙНА'

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО МЕТОДИКЕ А. Н. БЕРНШТЕЙНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
645
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МЕТОДИКА А. Н. БЕРНШТЕЙНА / ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Н. И. ОЗЕРЕЦКОГО / ДИАГНОСТИКА / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Витязева Ольга Владимировна, Хомик Анастасия Андреевна

Анализируется роль двигательной активности в физическом и психическом развитии дошкольников. Приводятся результаты собственных наблюдений на основе применения тестов Н. И. Озерецкого. Уровни двигательной активности согласовываются с раннее предложенной шкалой Н. А. Бернштейна. Комплекс заданий рекомендуется в качестве диагностики и корригирования двигательных действий как с нормально развивающимися детьми, так и с теми, кто обнаруживает отклонения в развитии, в частности, проблемы речевого недоразвития в старшем дошкольном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Витязева Ольга Владимировна, Хомик Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS AND CORRECTION OF MOTOR ACTIVITY OF SENIOR PRESCHOOLERS BY THE METHOD OF A. N. BERNSTEIN

The role of motor activity in the physical and mental development of preschoolers is analyzed. The results of our own observations based on the application of N. I. Ozeretsky’s tests are presented. The levels of motor activity are consistent with the earlier proposed scale of N. A. Bernstein. A set of tasks is recommended as a diagnosis and correction of motor actions both with normally developing children and with those who detect developmental abnormalities, in particular, problems of speech underdevelopment in older preschool age.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО МЕТОДИКЕ А. Н. БЕРНШТЕЙНА»

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-ДЕФЕКТОЛОГУ

УДК 373.21+37.037

О. В. Витязева, А. А. Хомик

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО МЕТОДИКЕ А. Н. БЕРНШТЕЙНА

«Любить детей — это прежде всего знать о них намного больше»

П. П. Блонский

Введение. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлен не только влиянием биологических и социальных факторов, но меняющимися условиями жизнедеятельности людей, когда значительное сокращение двигательной активности порождает снижение жизненного тонуса и ведёт к возникновению различных болезней. Ограничение двигательной активности детей чревато целым рядом проблем -от слабой развитости мышечной активности до атрофических процессов, от недостаточной сформиро-ванности коммуникативной сферы до развития аутистических тенденций поведения в более старшем возрасте, пр. У детей, в связи с этим, могут наблюдаться недостатки умственного развития, нарушения речевых функций, явления физического и психического инфантилизма [1].

Обращают на себя внимание дети, у которых отмечается общее недо-

развитие речи (ОНР) или наблюдаются тяжелые нарушения речи (ТНР). Зачастую эти дети отличаются проявлением общей моторной недостаточности, описание которой было дано в работе Л. В. Лопатиной [2]. Для таких детей характерны: двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, ограничение объема движений или явление двигательной гиперактивности, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов.

Но, к сожалению, перечисленные характеристики двигательной сферы (правда, в меньшей степени выраженности) можно наблюдать также у совершенно здоровых детей. Дети с проблемами речевого развития интегрированы в обычные образовательные организации, то есть посещают тот же детский сад, что и здоровые

дети. Поэтому наблюдение за поведением детей в группе во время занятий, на прогулках даёт педагогу дополнительную информацию об особенностях физического и психического развития ребёнка.

Так, наши наблюдения [3] свидетельствуют, что при подготовке к массовым мероприятиям у детей отмечается ряд затруднений: дети плохо ориентируются в пространстве, путают лево/право, не могут перестроиться по заданным параметрам, не слышат музыкальный ритм, не могут запомнить последовательность движений. В повседневной домашней жизни также у большей части детей обнаруживаются проблемы с двигательной активностью, что мешает им полноценно проявлять себя в различных видах деятельности. Очевидно, что одной из причин данных нарушений является практически полное исчезновение так называемой субкультуры «дворовых игр», которые как бы между прочим развивали такие качества, как ловкость, меткость, координированность движений, двигательную память, внимание, коммуникативность и др.

Ведь не секрет, что взаимосвязь двигательных действий и речевой функции в жизни человека очевидна. Нередко движения (поступки, действия человека) сопровождаются речью, пением, эмоциональным фоном. А в детском возрасте это напрямую связано с развитием когнитивно-личностной сферы ребёнка -развитием его мозга [4]. Двигательная сфера человека до сих пор является предметом многочисленных исследований в области физио-

логии, психофизиологии, биологической медицины и лечебной физкультуры; она также является предметом коррекционно-педагогической и реабилитационной практики в сфере оказания помощи детям-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Методический аспект изучения двигательной активности. В первой половине ХХ века видный советский психофизиолог Н. А. Бернштейн, уделивший много внимания изучению двигательной сферы человека, обнаружил, что все движения человека можно разложить по уровням, где каждый уровень отвечает за определённые двигательные возможности [5]. Это даёт возможность увидеть целостную структуру движения, но точно так же определить те звенья двигательного акта, которые недостаточно являются совершенными. И в последствии проводить необходимую работу по корригированию двигательных действий.

В большинстве движений участвуют несколько, а то и все уровни (А, В, С, Д Е). И если какие-то из них страдают, решение многозадачности при выполнении сложных видов движений становится практически невозможным, или данное действие проявляется в очень низком качестве исполнения. Указанное положение легло в основу выбора диагностических (тестовых) заданий для исследования моторно-двигательной сферы старших дошкольников. В качестве методического инструментария выступали задания, предложенные Н. И. Озерецким [6]. Таким образом, диагностика выделенных двигатель-

ных уровней (по Н. А. Бернштейну) осуществлялась нами с помощью тестовых заданий, предложенных Н. И. Озе-рецким, что отражало «уровни развития головного мозга и развитие движения» [7] для детей 5 лет.

Оценка результатов осуществлялась по принципу: «выполнено» или «не выполнено». Тесты считались невыполненными, если наблюдалась любая погрешность, отклонение от заданных условий.

Приводим описательную часть выполнения тестов.

Определение сформированности уровня А (статическая координация). Стоять в течение 10 секунд на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Ребёнок приподнимается на пальцах ног, руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты.

Тест считается невыполненным, если ребёнок сошёл с первоначаль-

ной позиции, прикоснулся пятками к полу. Шатание, балансирование, приподнимание и опускание на пальцах ног не считается неудачей, но обязательно должны быть отмечены в протоколе наблюдений (табл. 1). При неудаче допускается повторение теста, но не более 3 раз.

Определение сформированности уровня В (динамическая координация). Прыжки с открытыми глазами попеременно на правой и левой ноге. Общее расстояние - 5 м. Ребёнок сгибает под прямым углом ногу в коленном суставе, руки на бёдрах. По звуковому сигналу он начинает прыгать. Допрыгав до заранее указанного ему места, опускает согнутую ногу; после перерыва в 30 секунд прыгает на другой ноге. Скорость не учитывается.

Тест считается невыполненным, если испытуемый более чем на 50 см отклонился от прямой линии, кос-

Таблица 1

Сводная таблица для внесения данных при исследовании моторных функций

Фамилия имя воспитанника Уровни развития головного мозга и развитие движения по Н.А.Берн штейну

Уровень А (статическая координация) Уровень В (динамическая координация) Уровень С (точность движений) Уровень Э (двигательная память) Уровень Е(одновременные движения)

10 секу нд на одной ноге с открытыми закрытыми правой, затем на Прыжки двумя через веревку . Маршировать, чередуя шаги и Выполнить подряд 3 Начертание вертикальных линий Повторить ряд Повторить "запретного" Одновременно с ходьбой Выявление скрытых синкинезий: ударить

нулся пола согнутой ногой или размахивал руками. Следует отметить выполнение теста одной либо обеими ногами. При неудаче допускается повторение теста, но не более 2 раз для каждой ноги.

На основе данного теста Г. А. Волкова [8] предложила вариант выполнения задания для проверки динамической координации у дошкольников. В частности, ребёнку предлагалось выполнить подряд 3 плавных приседания, не касаясь пятками пола. Обращали внимание на напряжение, раскачивание, балансировку туловищем и руками, постановку ног на всю ступню.

Определение сформированности уровня С (скорость движений). Наматывание нитки на катушку. Ребёнок левой рукой держит за один конец катушку, с которой отмотана нитка длиной 2 м. Указательным и большим пальцами правой руки он берёт нитку и по звуковому сигналу, делая правой рукой круговые движения, начинает с максимальной скоростью наматывать нитку на катушку. Затем нитка наматывается левой рукой, конец катушки удерживается правой. Во время испытания следят за тем, чтобы рука, в которой зажата катушка, оставалась неподвижной и не делала круговых вращательных движений.

При наличии таких движений прерывают испытание, чтобы повторить его снова, но не более 3 раз для каждой руки.

Тест ограничивается по времени и считается невыполненным, если ребёнок потратил на выполнение задания более 20 секунд. Тест должен

быть выполнен для обеих рук, если ребёнок выполняет задание только одной рукой, это отмечается в протоколе исследования.

Определение сформированности уровня D (двигательная память). Ребёнку предлагается тест на выполнение комплекса движений с отставанием на одно движение. Педагог показывает ряд движений руками (для дошкольников рекомендуется три движения) и предлагает их повторить. Например, «руки вперёд», «в стороны», «на пояс».

Повторить за педагогом ряд движений с отставанием на одно движение (количество движений то же). Повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее оговорённого, «запретного» движения.

Следует отметить ошибки, которые допускает ребёнок в последовательности выполнения движений.

Определение сформированности уровня Е (возможность осуществлять одновременные движения). Испытуемого сажают за стол, напротив него кладут раскрытый спичечный коробок (на таком расстоянии, чтобы коробок можно было достать полусогнутой в локте рукой). Справа и слева по бокам коробка (на расстоянии, равном длине спички) выложено тесно в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. Ребёнку предлагают по звуковому сигналу начать укладывать спички в коробок, для чего он должен большим и указательным пальцами обеих рук одновременно брать с каждой стороны по спичке и класть их в коробку. В течение 20 секунд с каждой стороны должно быть уложено равное коли-

чество (не менее 5) спичек. Если уложено меньшее, хотя и одинаковое количество спичек, тест рекомендуется повторить. Тест считается невыполненным, если ребёнок производил движения не синхронно, хотя бы и было уложено равное количество спичек с обеих сторон. При неудаче допускается повторение теста, но не более 2 раз.

Обсуждение результатов собственных наблюдений и рекомендации по коррекции двигательной активности детей. В результате диагностики мы выявили трудности выполнения заданий на всех уровнях. Особенно страдают: статическая координация (уровень А ); двигательная память (уровень D); одновременные движения (уровень Е).

Следует отметить, что уровни динамической координации (уровень В) и точности движений (уровень С) наиболее сохранны. Это объясняется регулярным использованием данного вида движений на физкультурных занятиях и в повседневной жизни. Из чего мы сделали вывод о необходимости разнообразия и насыщения двигательной активности детей, используя движения, упражнения, игры, различные задания, стимулирующие все уровни. Для этого мы искусственно внедрили в образовательный процесс нашего дошкольного учреждения забытую субкультуру «дворовых игр» - «Классики», «Резиночка», «Квадрат», «Десяточки» и др.), что значительно повлияло не только на моторику детей, но и улучшило коммуникативную функцию речи.

В программе по физическому воспитанию был расширен ряд различ-

ных упражнений на статическую координацию (уровень А), двигательную память (уровень D), были включены задания на развитие интеллектуальных двигательных актов (уровень Е). В занятия вошли тестовые упражнения Н. И. Озерецкого с различными вариациями и элементы вышеперечисленных дворовых игр. Работа над тем или иным уровнем не всегда начиналась с заданий, относящихся к определенному возрасту (учитывалось то, что ребёнок мог не выполнить предложенное задание). Зачастую ребёнку предлагались задания, предназначенные для детей более младшего возраста.

Коррекция уровня А осуществлялась с помощью упражнений на статическую координацию таких действий, как стойка с открытыми, затем закрытыми глазами по шестой позиции или по прямой линии (носок левой ноги тесно примыкает к пятке правой ноги, и наоборот); стойка с открытыми, затем закрытыми глазами на одной ноге; стойка с открытыми глазами на носках на одном месте, ноги сомкнуты; а также касание указательным пальцем разных частей лица и головы по команде, стоя с закрытыми глазами.

Коррекция уровня D осуществлялась с использования при проведении общеразвивающих упражнений лёгких комбинаций, разложенных на 4-8 счётов (сначала под устный счёт, затем под музыкальное сопровождение, затем с увеличением темпа движений).

Например, повторение за педагогом, а затем самостоятельно, ряда движений руками.

Инструкция педагога. Стойка: ноги вместе, руки: вдоль туловища. 1 - руки на пояс, 2 - руки к плечам, 3 - руки наверх, 4 - руки вперед, 5 - руки в стороны, 6 - руки к плечам, 7 - руки на пояс, 8 - руки вниз.

После запоминания последовательности движений задача усложняется, а именно, указанная выше серия движений одной руки начинается с отставанием на один счёт от другой. А также могут использоваться разные серии движений для каждой руки, выполняемых одновременно.

Инструкция педагога. Стойка: ноги вместе, руки: вдоль туловища. Каждая рука выполняет свою серию движений. Одна рука: 1 - прямая рука в сторону,

2 - прямая рука вверх, 3 - прямая рука в сторону, 4 - вниз. Вторая рука: 1 - прямая рука вверх, 2 - прямая рука вниз,

3 - прямая рука вверх, 4 - прямая рука вниз.

После нескольких повторов последовательности движений каждой рукой по отдельности, серии движений выполняются одновременно двумя руками.

Можно отметить, что подобных серий движений бесчисленное множество, и выбор всегда остается за педагогом, но для поддержания интереса у детей требуется регулярная их смена и подключение дополнительных условий: «запретные движения» или выполнение движений с отставанием на одно.

Подобные задания давались и при отработке основных видов движений, например, в прыжках (соблюдение заданной последовательности разных видов прыжков).

Инструкция педагога. Стойка: ноги вместе, руки на пояс. 1-4 - 4 прыжка на месте, 1 - прыжок с поворотом на 90 градусов на право, 2-4 - 3 прыжка на месте, 1 - прыжок с поворотом на 90 градусов на право, 2-4 - 3 прыжка на месте, 1 -прыжок с поворотом на 90 градусов на право, 2-4 - 3 прыжка на месте.

Инструкция педагога. Стойка: ноги вместе, руки на пояс. 1 - прыжок, 2 - прыжок с остановкой в полуприсяде, 3 -хлопок в полуприсяде, 4 - хлопок в по-луприсяде, 1 - прыжок с поворотом на 90 градусов в заданную сторону, 2 -прыжок с остановкой в полуприсяде, 3 -хлопок в полуприсяде, 4 - хлопок в по-луприсяде и т. д..

Прыжки со сменой ног вперёд-назад.

Инструкция педагога. Стойка: ноги вместе, руки на пояс. 1 - прыжком правая нога вперёд, левая назад, 2-4 - стоим, 5 - прыжком левая нога вперёд, правая назад, 6 -8 - стоим. 1 - прыжком правая нога вперёд, левая назад. 2 - стоим, 3 -прыжком левая нога вперёд, правая назад, 4 - стоим. 5 - прыжком правая нога вперёд, левая назад. 6 - прыжком левая нога вперёд, правая назад, 7 - прыжком правая нога вперёд, левая назад, 8 -прыжком левая нога вперёд, правая назад и т. д.

Дополнительно рекомендуется использовать координационную лестницу. Это тренажер, доступный каждому, состоящий из мягких строп и пластиковых перекладин, лежащий на полу. Возможна его имитация с помощью мела, цветного скотча, плоских обручей, скакалок и т. д. Можно отметить схожесть данного тренажера с известной, но забытой, дворовой игрой «Классики».

Прыжки на координационной лестнице.

Прыжки двумя ногами вместе с продвижением поточным способом. Через каждые 8 счётов подключается следующий участник.

Инструкция педагога. Стойка: ноги вместе, руки: вдоль туловища. 1 - прыжок на первую ступеньку, 2 - прыжок на вторую ступеньку, 3 - прыжок на одну ступеньку назад, 4 - прыжок на месте.

Инструкция педагога. Стойка: ноги вместе, руки: вдоль туловища. 1 - прыжок на вторую ступеньку, 2 - прыжок спиной назад на первую ступеньку, 3 -прыжок ноги врозь за пределы лесенки, 4 - прыжок ноги вместе на первой ступеньке и т. д.

При работе на лестнице нескольких детей данный вид упражнений по мимо тренировки двигательной памяти развивает саморегуляцию, вне зависимости от внешних факторов (например: ошибка впереди стоящего ребёнка) ребёнок должен абстрагироваться и выполнять поставленную задачу.

Коррекция уровня Е является наиболее сложным процессом, так как включает в себя возможность осуществлять одновременные движения, проговаривать порядок действий при выполнении и решать одномоментно несколько задач (одновременно выполнять заданную последовательность действий, соблюдать заданный ритм и заданную ориентировку в пространстве). Мы воплотили эту коррекцию в музыкальной прыжковой игре «Зеркальные прыжки»:

Обручи разложены в 4 ряда по 4 штуки.

Инструкция педагога. Дети стоят в двух колонах, первая колона стоит напротив двух обручей с правой стороны, вторая колона на противоположной стороне точно так же стоит напротив двух обручей с правой стороны.

Первые участники каждой колоны одновременно начинают первую серию прыжков: 1 - прыжок вперёд в два обруча первого ряда (каждой ногой в свой обруч), 2 - прыжок вперёд в два обруча второго ряда, 3 - прыжок со смещением на один обруч налево, 4 - прыжок со смещением на один обруч налево, 5 - прыжок со смещением на один обруч направо, 6 - прыжок со смещением на один обруч направо. На вторую серию прыжков вступает следующий участник из каждой колоны, то есть становится четыре участника, прыгающих одновременно. На третью серию вступает следующий (третий) участник из каждой колонны, а первые участники выпрыгивают и занимают место в конце противоположной колонны.

Музыку следует подбирать в двухдольном размере с акцентом на первую (сильную) долю, например, «Жил на све-те доб-рый жук», «Мя-чик ве-се-ло ска-кал), а темп музыкального произведения выбирается с учетом возможностей детей (медленнее или быстрее, можно отрегулировать с помощью цифровых технологий).

Заключение. В данной работе было установлено тесное взаимодействие всех участников образовательных отношений: специалистов, воспитателей, родителей и детей. В результате совместной работы восполнились пробелы в уровнях развития движения, что позволило детям

5 лет легче справиться с более сложными двигательными задачами, которые ещё в начале пути казались невыполнимыми. В конечном итоге полученные двигательные навыки ребята научились использовать в самостоятельной игровой деятельности и повседневной жизни.

На базе проделанной работы мы запланировали в следующем учебном году расширить объём коррек-ционного воздействия и охватить детей всех возрастных групп, начиная с малышей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Худик В. А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и коррекции аномального развития личности: На материале исслед. детей и подростков / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб.: Образование, 2000. 298 с.

2. Лопатина Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология. 2003. № 5. С. 45-50.

3. Крупенчук О. И., Витязева О. В. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи. СПб.: Литера, 2020. 45 с.

4. Запорожец А. В. Психология действия / Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин-т. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. 731 с.

5. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / Публ. подгот. И. М. Фейген-бергом. М.: Физкультура и спорт, 1991. 287 с.

6. Озерецкий Н. И. Метрическая скала для исследования моторной одаренности у детей / Сост. преп. Медико-пе-дол. ин-та НКЗ д-р Н. И. Озерецкий; С предисл. д-ра М. О. Гуревича, проф. дет. психиатрии Медико-педол. ин-та. Орехово-Зуево, Моск. губ.: Тип. «Пролет. Печатник», 1923. 24 с.

7. Крупенчук, О. И., Витязева О. В. Указ. соч.

8. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология»]. М.: Просвещение, 1985. 191 с.

REFERENCES

1. Khudik V. A. Ontogenetic aspect of psychological diagnosis and correction of abnormal personality development: On the material of research. children and adolescents / Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen. St. Petersburg: Education, 2000. 298 p. (in Russ.).

2. Lopatina L.V. Study and correction of psychomotor disorders in children with minimal dysarthric disorders // Defectology. 2003. No. 5. P. 45-50. (in Russ.).

3. Krupenchuk O. I., Vityazeva O. V. Movement and speech. Kinesiology in the correction of children's speech. St. Petersburg: Litera, 2020. 45 p. (in Russ.).

4. Zaporozhets A. V. Psychology of action / Acad. ped. and social. Sciences, Moscow. psycho-social. in-t. M.: MPSI; Voronezh: MODEK, 2000. 731 p. (in Russ.).

5. Bernshtein N. A. About dexterity and its development / Publ. prepared I. M.

Feigenberg. M.: Fizkultura i sport, 1991. 287 p. (in Russ.).

6. Ozeretsky N. I. Metric scale for the study of motor talent in children / Compiled by the teacher of the Medical and Pedological Institute of the NKZ, Dr. N. I. Ozeretsky; With preface Dr. M. O. Gurevich, Professor of Child Psychiatry at the Medical and Pedological Institute. Orekhovo-Zuyevo, Moscow

provinces: Printing house «Span. Printer», 1923. 24 p. (in USSR).

7. Krupenchuk O. I., Vityazeva O. V. Index of the essay.

8. Volkova G. A. Logopedic rhythm: [Textbook. allowance for ped. in-t on spec. No. 2111 «Defectology»]. M.: Education, 1985. 191 p. (in USSR).

Поступила в редакцию 01.02.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.