Научная статья на тему 'ОЦЕНКА САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОГО КИНОФИЛЬМА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАТИВНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА'

ОЦЕНКА САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОГО КИНОФИЛЬМА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАТИВНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОГО КИНОФИЛЬМА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАТИВНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА»

ча внимательного отношения к запросам трудящихся, четких разъяснений, принятия соответствующих решений и контроля за их выполнением.

Таким образом, рассмотрев некоторые принципы деонтологии санитарного врача, в заключение необходимо особо подчеркнуть важное значение и обязательность таких общих деонтологических требований к санитарному врачу, как высокая профессиональная компетенция, государственный подход при решении вопросов охраны здоровья советских людей и глубокая идейно-политическая убежденность. Даже в самых сложных ситуациях человека не должно покидать чувство такта и ответственности.

Изложенные принципы деонтологии в деятельности санитарного врача, а также требования к работе других специалистов профилактического направления обсуждены на совместной научно-практической конференции рязанских областных отделений Всесоюзных обществ гигиенистов и санитарных врачей, эпидемиологов, микробиологов и ин-

фекционистов. Было рекомендовано освещать вопросы деонтологии санитарного врача в лекциях и на практических занятиях со студентами санитарно-гигиенического факультета медицинского института, а также на семинарах для практических врачей санитарно-эпидемиологической службы.

Литература. Абдулова Э. Б., Ваксова-Круп-ник Б. Д., Алекперова Б. А. — В кн.: Научно-практическая конф., поев я щ. актуальным вопросам медицинской этнки и деонтологии. Материалы. Баку, 1979, с. 26—28.

Белицкая Е. Я• — Гнг. и сан., 1971, № 1, с. 60—64. Борисенко Н. Ф. — Там же. 1980, № И, с. 54—56. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977. Петров Б. Д. — Гиг. и сан.. 1970, № 5, с. 9—15. Ретнев В. М. — Там же. 1975, № 4, с. 53—54. Стремоусов Б. А., Ярковой Э. А., Третьяков А. Г. —

Там же, 1982, № 2. с. 45—48. Шевченко A.M., Борисенко П. Ф. — Там же, 1979, N° 6, с. 34—37, № 7, с. 45-49.

Поступила 25.05.82

УДК «14:374:711.4«

Р. 3. Позднякова, Л. В. Лебедева

ОЦЕНКА САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОГО КИНОФИЛЬМА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАТИВНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА

ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, Москва

Пропаганда медико-гигиенических знаний посредством кино является одним из наиболее действенных методов массового санитарно-просветн-тельного воздействия. При этом эффективность последнего определяется как содержанием, так и формой изложения информации: логичностью, полнотой содержания, его убедительностью, доходчивостью и выразительностью формы подачи информации.

Анализ санитарно-просветительных фильмов по антиалкогольной тематике показал, что не всегда они отвечают этим требованиям. В ряде случаев нечетко выражена основная идея фильма, нет полной и развернутой аргументации авторской концепции, идея фильма, аргументация и выводы недостаточно иллюстрированы и др., что затрудняет понимание фильма зрителями. Вместе с тем иногда бывает трудно внести необходимые изменения в уже смонтированный фильм. В связи с этим очевидна необходимость разработки методики, которая позволяла бы оценивать саннтарно-просветнтельные фильмы на стадии их создания, выявлять имеющиеся недочеты в содержании и форме изложения информации с целью последующей корректировки.

В настоящей работе постановлена задача показать возможность использования информативно-целевого подхода для анализа саннтарно-просвети-тельных кинофильмов. Известно, что восприятие информации сопровождается выделением смысловых опорных пунктов, связанных с пониманием основной идеи сообщения. При этом человек стре-

мится свести содержание информации к коротким логическим формулировкам, отметить в каждой из них основное понятие и, ассоциируя их, образовать единую логическую цепь аргументов, связанных общей идеей сообщения. Основная идея сообщения определяет его структуру, в которой разнопорядковые суждения в равной мере значимы для передачи основной идеи.

Информатнвно-целевой подход к анализу сообщения (текста), предложенный Т. М. Дридзе, основан на том, что любая смысловая информация может быть представлена как система суждений, функционально объединенных в единую структуру. Такой подход позволяет рассматривать информацию не как сумму фактов, а как сведения, взаимосвязанные и обусловленные основной идеей сообщения. Интерпретацию сообщения, по мнению этого автора, можно считать адекватной в том случае, если реципиент понимает основную идею в соответствии с замыслом автора. Правильное же понимание отдельных элементов сообщения при отсутствии адекватного истолкования его идеи свидетельствует о неинформативности сообщения. (

Информативно-целевой подход дает возможность рассматривать сообщение как сумму знаков, передающих связную информацию с помощью текста, изображения и звука и др., что позволяет использовать этот метод для изучения доступности понимания любого сообщения, в том числе санитар-но-просветительного фильма.

Схема 1. Информативно-целевые блоки санитарно-просветительного кинофильма

I. Цель сообщения щ. Эмоционально-образные элементы содержания

!. Иллюстрирование основной идеи 2. Фоновые элементы

Проведенный нами анализ фильмов позволил предложить принципиальную схему информативно-целевых блоков санитарно-просветительного кинофильма (схема 1). Она представляет собой иерархическую структуру существенных, с точки зрения передачи цели сообщения и связанных основной идеей блоков, смысловых элементов фильма. Вершиной иерархической структуры является основная идея сообщения (блок А.1), обусловленная его целью. Остальные элементы разделены на интеллектуально-логические и эмоционально-образные, а последние — на иллюстративные и фоновые. Как видно из схемы, к интеллектуально-логическим относятся элементы, аргументирующие основную идею сообщения, или основные тезисы (блок А.2), элементы развертывания аргументации (блок А.З) и аналитической оценкн — выводы автора (блок А.4). К иллюстративным относятся элементы, иллюстрирующие основную идею (блок Б.1), ее аргументирование (блок Б.2), развертывание аргу-ч» ментации (блок Б.З) и выводы (блок Б.4). В кинофильме они могут быть выражены посредством вербального и видеоряда. Поскольку эмоциональность сообщения оказывает большое влияние на его запоминаемость, в отдельную группу выделены эмоцногенные элементы. Элементы, составляющие фон сообщения (фоновые) значимы для смысловых связей отдельных блоков либо передачи общего

настроения фильма. В эту же группу включены элементы, не связанные с развитием основной идеи (дополнительные замечания, общие суждения и др.).

В качестве примера представлен информативно-целевой анализ монтажного листа санитарно-просветительного фильма «Этика поведения и здоровье»1.

I. Цель сообщения. Блок А.1 «Основная идея сообщения». Нездоровый образ жизни (употребление алкоголя, курение, фанатичное увлечение бешеными ритмами) не только не приносит удовлетворения, но и обусловливает нарушения физического и психического здоровья. (В кинофильме идея вербально не выражена, однако частично отражена в его названии и подзаголовке «Конфликт с самим собой»).

П. Интеллектуально-логические элементы содержания. Блок А.2 «Аргументация идеи» состоит из 2 элементов. Элемент I2: в нездоровом образе жизни «все соткано из противоречий». Внешняя «независимость прекрасно сожительствует со слепым, рабским подражанием чуждым образцам и нормам жизни. На деле — это бездействие, уход от проблем» (К 38—39)3. Элемент 2: «В результате

1 Текст монтажного листа фильма дан в сокращенном виде.

2 В сокращенном тексте Эл. — элемент.

3 Номера кадров (К) даны по монтажному листу.

Схема 2. Информативно-целевые блоки саиитарно-просветительного кинофильма «Этика поведения и здоровье»

1. Цель сообщения III- Эмоционально-образные элементы

1. Иллюстративные элементы 2- Фоновые элементы

Блок Б.1

Блок В.1

Основная идея А. 1

Б. 1- а. Эл. I | Б. 16. Эл. I

В. 1. Эл. I

II. Интеллектуально-логические элементы

Блок А- 2

Блок Б. 2

А. 2. Эл. 1 Б. 2а. Эл. 1 Б. 26. Эл. 1 _

Б. 2а. Эл. 2

Б. 2а. Эл. 3

А, 2. Эл. 2 Б. 2а. Эл. 4 Б. 26. Эл. 2 —

Блок В. 2

В. 2. Эл. 1

В. 2. Эл. 2

Блок А-3

Блок Б. 3

Г

А. 3- Эл. 1

А- 3. Эл. 2

А- 3- Эл. 3

— Б. 36. Эл. 1 —

— Б. 36. Эл. 2 Б. 36. Эл. 3 Б. 36. Эл. 4 —

Б. За. Эл. 1 — Б. Зв. Эл. 1

Блок А. 4

Блок Б. 4

А. 4. Эл. 1 Б. 4. Эл. 1 -

А. 4. Эл. 2 Б. 4. Эл. 1 -

А. 4. Эл. 3 — Б. 46. Эл. 2

Схема 3. Покадровая последовательность изложения информативно-целевых блоков кинофильма «Этика поведения и здоровье» ■

Вербальный ряд. Зрительный ряд:

В. 1. Эл. 1 Б- 2а. Эл. 1 А- 4. Эл. 1

-> -► ->

В. 2- Эл. 2 Б. 26. Эл. 1 Б. 46. Эл. 1

Б. 2а. Эл. 2

А. 4. Эл. 2

В. 2. Эл. I

В. 2. Эл. 2

В. 2. Эл. 2

В. 2. Эл. I

А. 2. эл. I

А. 4. Эл. 2

В. 2. Эл. 2

В. 2. Эл. 2

В. 2. Эл. 1

В. 2. Эл. 2

А. 2. Эл. 2

В. 2. Эл. 2

Б. 4а. Эл. 1

Б. 3. Эл. 4

В. 2. Эл. I

Б. 2а. Эл. 3 Б. 26. Эл. 1

В. 2. Эл. 2

Б. За. Эл. I

Б. Зв. Эл. 1

В. 2. Эл. 2

Б. 2а. Эл. 4 В. 26. Эл. 2

А. 3. Эл. 1 А. 4. Эл. 3

Б. 36. Эл. 1. Б. 36. Эл. 2 Б. 36. Эл. 3

Б. 1а Эл. 1 А. 4. Эл. 3

Б. 4. Эл. 2

В. 2. Эл. 2

В. 2. Эл. 2

истощается организм. Тормозятся процессы физического и умственного развития, появляется потребность в дополнительном, безмерном, искусственном подстегивании жизненной активности с помощью алкоголя, курения, буйных ритмов — все это для того, чтобы занять энергию у самого себя» (К 58).

Блок А.З «Развертывание аргументации» состоит из 3 элементов (развертывание тезиса А.2 Эл. 1): «Как всем известно, человек по натуре своей художник. Он стремится внести в свою жизнь красоту. «В человеке все должно быть прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли». А какие у них мысли?» (К 78—84). Элемент 2 (развертывание тезиса А.2. Эл.2): «Пока Вы „балдеете", Ваши ровесники готовятся стать медиками. И Вы еще придете к ним за помощью» (К 35—37). Элемент 3 (развертывание тезиса А.2.Эл.2): «Изо дня в день пьяное бесчувствие, бьющие по нервам ритмы, дурман сигарет и подобие танцев —конвульсии на грани истерического припадка. А время уходит. Не пора ли подсчитать убытки? Подорванное здоровье, импотенция, преждевременное старение — вот все, чего Вы добились» (К 86—98).

Блок А.4 «Аналитическая оценка ситуации (выводы)». В нем 3 элемента. Элемент 1: «О вкусах спорят! Дело здесь не в прическах и бородах. Мы будем отстаивать наш общий вкус к жизни. Мы — строители, художники, сварщики, геологи — сами творим свое будущее. И мы оптимисты. Между прочим, это от здорового образа жизни... И каждый из нас—личность» (К 21—31). Элемент 2: «На вопросы, которые волнуют сегодня нашу молодежь, надо давать прямые и честные ответы. Здесь важен единый фронт семьи, школы, общественности» (К 40—42). Элемент 3: «Вам все дано для настоящей жизни. Уродливые гримасы чуждых образцов моды противоестественны в нашем обществе, где открыты широкие возможности для проявления способностей, права выбора своего пути.. Выбирайте» (К 100—103).

Как видно из схемы 2, основная идея в фильме иллюстрируется посредством вербального ряда (Б. 1а. Эл.1 — высказывание «хиппи», неудовлетворенного своим образом жизни) и видеоряда (Б. 16. Эл.1 — опустошенные лица молодых алкоголиков). Аргументация иллюстрирована четырьмя элементами вербального ряда (высказывания «хиппи» о своем стиле жизни) и двумя элементами видеоряда, показывающими внешний вид и образ жизни «хиппи». Иллюстрация к развертыванию аргументации представлена различными элементами видео- и вербального ряда (беседы врача с молодыми алкоголиками), а также эмоциогенной иллюстрацией к аргументу А.З. Эл. 2 (разговор врача с молодым алкоголиком: «Вы учитель? — Нет. Работаете? — Нет. — Чем же Вы занимаетесь? — Ничем. Выпиваю только и все» (К 64). Менее выразительно и неполно иллюстрируются авторские выводы. К первому и третьему (А.4. Эл.1 и А.4 Эл.З) даны фотографии геолога, строителя, музыканта,

спортсменки и др., ко второму (А.4. Эл.2) — высказывания родителей.

Анализ информативно-целевых блоков кинофильма позволяет сопоставить его семантнко-смысловую структуру с покадровой последовательностью изложения тех или иных элементов в кинофильме (схема 3). На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что основная идея фильма хорошо аргументирована и достаточно полно иллюстрирована. Однако элементы различных предикаций в фильме весьма рассредоточены, что может привести к нечеткой интерпретации его идеи. Так, аргументация основной идеи (А.2. Элементы) представлена в середине фильма и перемежается авторскими выводами (А.4.Элементы). А ряд элементов, необходимых для развертывания аргументации, предшествует самим аргументам. Это также не может не сказаться на интерпретации фильма, хотя и содержит динамический заряд (фильм построен в плане полемики с точкой зрения молодых людей, ведущих нездоровый образ жизни). Анализ монтажного листа показывает также значительный перевес кадров об образе жизни «хиппи» по сравнению с кадрами, иллюстрирующими здоровый образ жизни (представлены лишь фотографии), чтолишгет авторские выводы убедительности. Кроме того, фильм перегружен фоновыми элементами: газетные заголовки (В. 2. Эл. 1), столики в кафе, руки, поднимающие бокалы, пьющие люди и др. (В. 2. Эл. 2), что составляет более половины зрительного ряда кинофильма (см. данные в рамке на схеме 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предположения, сделанные на основании информативно-целевого анализа монтажного листа фильма, полностью подтверждены результатами экспериментов. Усиление полемической стороны фильма приводит к тому, что большинство испытуемых при определении основной идеи фильма обращают внимание лишь на одну ее сторону — внутренний разлад, конфликт с самим собой в результате нездорового образа жизни — и не придают значения второй стороне — нарушениям физического здоровья, хотя и запоминают, что в фильме говорится об этом.

Недостаточная иллюстрация выводов приводит к тому, что они практически не сохраняются в памяти. Например, второй вывод (А. 4. Эл. 2) о роли семьи и общественности в борьбе с пьянством молодежи, содержащийся в выступлении представителя Министерства просвещения, воспринимается как фоновый элемент. Испытуемые считают, что эти кадры можно было бы исключить без ущерба для содержания. Третий вывод (А. 4. Эл. 3. К 100—103), завершающий фильм, также не запоминается. Большинство испытуемых ответили, что фильм заканчивается расканванием молодого «хиппи» (Б. 1а. Эл.1 К 99). К этому, как свидетельствует анализ монтажного листа, приводит недостаточная и неубедительная (фотографии) иллюстрация данного вывода. Многие испытуемые считали, что положительные примеры лучше было бы показать обычной сюжетной съемкой.

В то же время полное развертывание аргументации и четкая ее иллюстрация вызвали хорошее запоминание и понимание отдельных ситуаций фильма. Например, на вопрос о последствиях нездорового образа жизни большинство испытуемых дали исчерпывающие ответы, отмечая при этом не только то, о чем говорилось в дикторском тексте (преждевременное старение, умственная отсталость, импотенция. неудовлетворенность своим образом жизни и др.), но и то, что было проиллюстрировано зрительным рядом (ожесточенность, правонарушения, наркомания, тунеядство и др.). Это еще раз свидетельствует о необходимости полного и всестороннего развертывания аргументов и их иллюстрировании.

Таким образом, информативно-целевой анализ фильма дает возможность наглядно представить се-мантико-смысловую структуру сообщения. Он позволяет выделить все уровни структуры сообщения,

УДК 614.72:613.155.

В современных санитарно-токсикологнческих исследованиях, выполняемых с целью изучения ре-зорбтивного действия и разработки ПДК веществ в воздухе населенных мест, широко применяется определение зависимости между концентрациями исследуемого вещества и временем наступления статистически достоверного токсического эффекта (М. А. Пинигин). Полученные по этой методике данные обрабатываются графическим методом в системе координат концентрация —время. На логарифмической сетке эта зависимость выражается прямой с различными углами наклона к оси абсцисс (или ординат). Основными токсикометрическими параметрами при этом являются угол наклона прямой (а), тангенс угла наклона ^а), коэффициент запаса (/я), пороговые и недействующие концентрации.

Угол наклона прямой определяется с помощью транспортира непосредственно после построения графика по показателям резорбтивного действия. В соответствии с найденным углом по номограмме (М. А. Пинигин) вычисляется коэффициент запаса. Пороговые концентрации разных сроков осреднения (1, 24, 82, 2880 ч) определяются по прямой

делая очевидным полное или частичное отсутствие того или иного блока информации. Это в свою очередь позволяет еще на стадии создания фильма внес-сти необходимые изменения в композицию изложения путем изменения логики ее развертывания, дополнить фильм нужной информацией или снять избыточные сведения без устранения опорных смысловых узлов. Кроме того, информативно-целевой анализ необходим для оценки уровня понимания фильма. Благодаря ему можно установить, зависит ли неточная интерпретация эпизодов фильма от неудачного воплощения авторского замысла или она обусловлена личностными особенностями зрителя.

Литература. Дридзе Т. М. — Вопр. философ., 1976, № 4. с. 118—129.

Поступила 04.11.82

путем графической экстраполяции ее до необходимых сроков, а недействующие концентрации :— путем деления пороговых величин на коэффициент запаса.

При графическом способе обработки данных вероятны ошибки построения в связи с погрешностями нанесения точек и проведения прямой зависимости концентрация—время. Вместестем графическая методика трудоемка. Это дает основание к поиску способа получения перечисленных параметров с помощью системы уравнений. Прежде всего необходимо отметить, что ряд авторов (М. А. Пинигин, и др.) рекомендуют применять для построения графика уравнение регрессии, выражающее прямолинейную зависимость в системе координат. Уравнение строится по общепринятой методике (H.A. Пло-хинский; П. Ф. Рокнцкий) и может быть представлено в следующем общем виде: для абсолютных значений величин

Y=a+bX, (1)

при выражении величин через их логарифмы lgK=a+^lgX, (2)

Методы исследования

3]-074:[б15.».074.5И.24

А. В. Киселев

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЗАВИСИМОСТИ КОНЦЕНТРАЦИЯ — ВРЕМЯ В ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

ГИДУВ, Ленинград

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.