Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ КИНОФИЛЬМОВ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ КИНОФИЛЬМОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ КИНОФИЛЬМОВ»

УДК 614:574:791.43

Н. Н. Малинская, Р. 3. Позднякова, Г. С. Жигалин, В. В. Журавлева

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД к ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ КИНОФИЛЬМОВ

ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, Москва

Задачами настоящей работы явились изучение воздействия санитарно-просветительных кинофильмов на эмоциональное состояние человека и выявление возможности использования комплекса психофизиологических показателей для оценки данного вида информации.

Восприятие человеком информации — сложный сенсорный процесс, связанный с задачами, стоящими перед субъектом, мотивами и целями его действий, он неотделим от процессов внимания. Какой любой род психической деятельности, процесс восприятия действующей на человека информации сопровождается изменением его функционального состояния и прежде всего его эмоционального напряжения. Степень эмоционального напряжения организма и уровень внимания могут быть определены по выраженности и интенсивности психофизиологических реакций (Л. Б. Ермо-лаева-Томина; Р. М. Баевский и соавт.; П. В. Симонов и соавт.; П. К. Анохин; М. Н. Русланов, и др.).

В литературе имеется мало сведений о психофизиологической оценке кинофильмов (Р. Лазарус; СЬагие; Ескв^апс! и ЬПШапс!; Нооп и соавт.), тем более санитарно-просветительных (Е. С. Черник и Г. С. Жигалин; Н. Н. Малинская и соавт.). Недостаточна информация о методическом обосновании комплексного подхода к изучению воздействия санитарно-просветительных фильмов.

В то же время разработка методических подходов и научное обоснование адекватности объективных (психофизиологических) показателей позволяет не только оценить качество фильма, но и наметить пути совершенствования формы изложения сообщения, а также дать предложения по оптимизации метода предъявления данного средства санитарного просвещения.

Для решения поставленных в настоящей работе задач проведены исследования с комплексной регистрацией ряда психофизиологических показателей: электрокардиограммы (ЭКГ), электроэнцефалограммы (ЭЭГ), кожно-гальванической реакции (КГР) у лиц, которым предъявлялся короткометражный (10 мин) саннтарно-просветитель-ный кинофильм по антиалкогольной тематике «Ответственность родителей за здоровье детей». Обследовано 15 человек, средний возраст которых составил 27 лет. Указанные психофизиологические показатели регистрировали после 3—5-минутной адаптации к условиям экспериментальной камеры. Запись ЭЭГ в лобно-затылочном биополярном

отведении с левого полушария головного мозга, ЭКГ — во II стандартном отведении. КГР (по методу Тарханова) проводили до, во время и после просмотра (через 2 мин восстановительного периода) указанного кинофильма. Кроме того, до и после просмотра кинофильма проводили опрос и анкетирование испытуемых с целью выявления их субъективной оценки фильма в целом и отдельных его смысловых эпизодов, несущих различную эмоциональную и смысловую нагрузку. Фильм был предварительно проанализирован и условно разбит на 9 смысловых сюжетных эпизодов длительностью примерно 1 мин.

Ниже представлено краткое содержание выделенных смысловых эпизодов фильма «Ответственность родителей за здоровье детей»: 1) спокойное море. Солнечный берег. Играющие дети. Эпизод рассчитан на спокойное созерцание; 2) резкий переход к неприглядной картине выпивки трех молодых мужчин, которые прячутся за грудой пустых ящиков; 3) из истории. Старинные гравюры, скульптуры; дикторский текст о запрещении употребления спиртных напитков еще в древности. Частая смена изображений рассчитана на привлечение внимания зрителей; 4) подробный показ эксперимента по воздействию паров спирта на утиные яйца во время их инкубации, в результате чего рождаются больные утята. Эпизод рассчитан на эмоциональное воздействие; 5) кормящая мать пьет пиво. Дикторский текст о несовместимости этих действий, возможности повышенной нервозности у детей; 6) двое мужчин пьют вино. Угощают мальчика, который отказывается. А оставшись один... (Стоп-кадр привлекает внимание); 7) группа подростков выпивают под мостом; 8) дверь родильного дома. Встреча матери с ребенком и родственников. Цветы, смех, а рядом женщина выходит одна. Дикторский текст о возможности мертворождения у родителей, злоупотребляющих алкоголем. Контраст двух смысловых моментов усиливает воздействие эпизода на зрителей; 9) контрастное чередование кадров с изображением детей здоровых и с тяжелой врожденной патологией — олигофренией, эпилепсией, глубоким слабоумием. Стоп-кадр — глаза больного ребенка. Дикторский текст: эти глаза обвиняют. Фильм завершается показом здорового ребенка с отцом у моря.

При исследованиях выявлены изменения регистрируемых физиологических реакций испытуемого (по показателям ЭЭГ, ЭКГ, КГР) на опре-

зг ог

ог зг

Рис. 1. Средние интегрированные показатели суммарной биоэлектрической активности головного мозга (в В/с) в процессе просмотра кинофильма.

Здесь и на рис. 2 и 3 ЗГ — закрытые глаза: ОГ — открытые глаза; 1—9 — сюжетные эпизоды кинофильма.

деленные эпизоды кинофильма. Наиболее интенсивные функциональные сдвиги наблюдались в ответ на 4-й эпизод фильма, в котором показаны утята-уроды, родившиеся в экспериментальных условиях при воздействии алкоголя на утиные яйца во время их инкубации, и на 9-й эпизод, в котором показаны дети-уроды, родившиеся от родителей, злоупотребляющих спиртными напитками.

На рис. 1 представлена динамика суммарной биоэлектрической активности головного мозга группы испытуемых (10 человек), фоновая ЭЭГ которых относится к нормальной (Е. А. Жирмунская), т. е. с хорошо выраженным а-ритмом и средним значением его интегральной энергии а 123 В/с. Как видно из рис. 1 показатели суммарной ЭЭГ изменялись у испытуемых при просмотре 1-го и 2-го эпизодов фильма. Эти сдвиги обусловлены, по нашему мнению, проявлением ориентировочной реакции на начало демонстрации фильма. Достоверное изменение показателя суммарной ЭЭГ наблюдалось при просмотре 4, 5 и 7-го эпизодов. Обращает на себя внимание увели-

ЗГ ог

а 9 ог зг

зг ог

8 9 ог ЗГ

Рис. 2. Средние интервалы I?—I? (в с) в процессе просмотра кинофильма.

Рис. 3. Суммарное количество волн КГР в процессе просмотра кинофильма.

чение показателя суммарной ЭЭГ на 9-й эпизод фильма в среднем на 20 % по сравнению с фоновыми данным«. Частотно-амплитудный анализ ЭЭГ показал, что повышение энергии суммарной ЭЭГ при просмотре 4, 6, и 9-го эпизодов фильма обусловлен преимущественно возрастанием медленных ритмов (А и 6). Достаточно четкие изменения у обследованных выявлены и со стороны сердечно-сосудистой системы. Наибольшие нарушения сердечного ритма по продолжительности интервалов И — Я на ЭКГ отмечены также в ответ на 4-й и 9-й эпизоды фильма (рис. 2). Разница изменений временных интервалов И — И между 3-м и 4-м, 8-м и 9-м эпизодами составила соответственно 0,02 и 0,01 с.

С изменениями показателей ЭЭГ и ЭКГ коррелируют изменения показателей КГР. Как видно из рис. 3, увеличилось число волн КГР при просмотре 4-го и 9-го эпизодов фильма.

При опросе и анкетировании установлено соответствие между объективными и субъективными показателями. По мнению испытуемых, наиболее впечатляющими, убедительными и запоминающимися являлись эпизоды эмоционального характера, в которых показано отрицательное действие алкоголя на потомство (4-й и 9-й).

Таким образом, обнаружены определенные сдвиги показателей ЭЭГ и КГР в ответ на эмоционально значимые эпизоды фильма (4-й и 9-й), в которых наиболее убедительно представлено вредное воздействие алкоголя на потомство. Отмеченные физиологические сдвиги, выразившиеся в возрастании активности медленных ритмов ЭЭГ, учащении сердечного ритма и увеличении количества волн КГР, согласно данным литературы, являются результатом нервно-эмоционального напряжения организма и повышения уровня внимания на экспрессивные формы предъявления информации.

Выявленная корреляция между объективными и субъективными показателями свидетельствует о том, что 4-й и 5-й эпизоды фильма — наиболее убедительны, выразительны и соответственно наи-

более запоминающиеся. Кроме того, установлено, что изученные показатели ЭЭГ, ЭКГ и КГР достаточно хорошо отражают психическое состояние человека при восприятии им предъявляемой информации.

Выводы. 1. По данным психофизиологических реакций испытуемых выявлены наиболее эмоционально воздействующие эпизоды кинофильма.

2. Отмечена зависимость между изменениями психофизиологических реакций испытуемых на определенные фрагменты и субъективной оценкой ими этих же фрагментов фильма.

3. Полученные данные подтвердили нашу основную гипотезу об адекватности психофизиологических показателей (ЭЭГ, ЭКГ, КГР) и возможности их применения для изучения воздействия на человека санитарно-просветительных кинофильмов.

4. Использование психофизиологических показателей позволяет объективно оценить предъявляемую информацию, выявить наличие и соотношение эмоциональных и рациональных элементов в сообщении, наметить пути совершенствования информации.

Литература. Анохин П. К. — В кн.: Нейрофизиологи-гические механизмы психической деятельности человека. Л., 1974, с. 10—16.

Баевский Р. М. и др. — В кн.: Вычислительная техника в физиологии и медицине. М., 1968, с. 151—162.

Ермолаева-Томина J1. Б. — В кн.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1965, т. 4, с. 212—238.

Жирмунская Е. А. Электрическая активность мозга в норме, при гипертонической болезни и мозговом инсульте. М„ 1963.

Малинская Н. И., Соловьева В. П., Жигалин Г. С. и др. — В кн.: Вопросы гигиенического воспитания. М., 1981, с. 15—26.

Русалова M. Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. М., 1979.

Физиологические особенности положительных и отрицательных эмоциональных состояний. / Симонов П. В. Вайи-штейн И. И., Михайлова Н. Г. и др. М., 1972.

Черник Е. С., Жигалин Г. С. — Сов. здравоохр., 1980, №2, с. 59—61.

Лазарус Р. — В кн.: Эмоциональный стресс. Л., 1970, с. 178—208.

Charuc M. N. A. Etude electro-encephalographique d'un test psychomoteur pendant la projection d'un Film. Paris, 1966.

Eckstrand G., Gilliland A. R. — i. appl. Psychol., 1948, v. 32, p. 415—425.

Hoon P. W.. Wincze J. P., Hoon E. F. — Psychophysiology, 1976, v. 13, p. 196—204.

Поступила 05.03.63

УДК в14.3/.4:0§1.22(470.314) «18»

А. И. Ильин

С. И. СЫЧУГОВ — основоположник САНИТАРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ

Санэпидстанция, г. Владимир

Во второй половине XIX столетия в России стали создаваться санитарные организации, целью которых было изучение заболеваемости и ее причин, влияния факторов внешней среды на организм.

Спустя 10 лет после того, как в Московском земстве была создана санитарная комиссия, I губернский съезд земских врачей Владимирской губернии (1882) принял постановление о том, чтобы «ходатайствовать перед губернским земским собранием об учреждении при губернской земской управе санитарной комиссии»1. В 1883 г. комиссия была создана. Возглавил ее земский врач Савватий Иванович Сычугов, которому принадлежит большая заслуга в оздоровлении Владимирского края. Он явился основоположником санитарной организации Владимирской губернии.

С. И. Сычугов родился 27 сентября 1841 г. в с. Подрелье Орловского уезда Вятской губернии. В 1860 г. он поступил на медицинский факультет Московского университета.

В 1861 г. его отчислили за участие в студенческих беспорядках, и свое образование в универ-

1 Журналы первого губернского съезда земских врачей Владимирской губернии. № 1982, с. 6.

ситете он смог продолжить только через 3 года. Окончив в 1868 г. университет и отслужив 3 года военным врачом в полковом лазарете. Сычугов возвратился в Орловский уезд Вятской губернии, где стал работать земским врачом.

В это время передовые идеи отечественных корифеев-клиницистов о профилактической медицине находили горячий отклик у большинства молодых врачей. Врачебную деятельность в земстве Савватий Иванович начал с медико-санитарного изучения северной части Орловского уезда. В с. Великорецком, где работал Сычугов, появились метеорологическая будка и дождемер. Санитарное описание уезда Сычугов дополнял результатами инструментальных исследований внешних факторов.

Весьма одаренный, талантливый врач, проявивший большой интерес к вопросам гигиены, С. И. Сычугов представил на очередное земское собрание доклад, в котором обобщил итоги медико-санитарного обследования уезда. Он правдиво отразил бедственное положение трудового народа, его беспомощность перед растущей заболеваемостью, высокой смертностью.

В Орловском уезде С. И. Сычугов формируется как врач-гигиенист. Он предпринимает попытки поправить бедственное положение кре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.