Научная статья на тему 'Оценка рисков развития сельских территорий'

Оценка рисков развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ / ОЦЕНКА РИСКОВ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Будажанаева М.Ц.

В статье предложена методика оценки рисков инвестирования в сельские территории региона. Представлены результаты ее реализации на примере сельских муниципальных районов Республики Бурятия, сформулированы некоторые выводы и рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка рисков развития сельских территорий»

УДК 332.14

ОЦЕНКА РИСКОВ РАЗБИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

М. Ц. БУДАЖАНАЕБА, аспирант кафедры макроэкономики, экономической информатики и статистики Е-таИ: тейедта_@таИ. ги Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

В статье предложена методика оценки рисков инвестирования в сельские территории региона. Представлены результаты ее реализации на примере сельских муниципальных районов Республики Бурятия, сформулированы некоторые выводы и рекомендации.

Ключевые слова: инвестирование, сельские территории, инвестиционные риски, оценка рисков, стратегия развития.

Сельские территории традиционно играли важную роль в экономическом развитии российского государства на разных этапах его становления. В переходный период вклад села в экономику страны существенно снизился за счет повсеместного сокращения сельскохозяйственного производства и сопутствующих ему видов экономической деятельности. Все это привело к снижению уровня жизни сельского населения, сокращению его численности, обострению социальных проблем.

В настоящее время на федеральном уровне предпринимается ряд мер, направленных на решение проблем села. Среди них: принятие Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года [4], реализация федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям. Региональная экономическая политика помимо реализации общегосударственной политики направлена на создание условий для привлечения частных инвестиций в сельские территории путем

предоставления налоговых льгот, бюджетных гарантий, передачи в аренду на льготных условиях республиканского и муниципального имущества и предоставления прочих преференций.

Сельские территории обладают высоким при-родно-ресурсным потенциалом, значительными трудовыми ресурсами, при этом основным сдерживающим фактором экономического развития являются дефицит финансовых ресурсов, высокая изношенность или отсутствие основных производственных фондов. По мнению автора, развитие села в перспективе связано с масштабным вовлечением природных ресурсов в производственный процесс, интенсивным наращиванием производственных мощностей. Данная стратегия развития требует реализации крупных инвестиционных проектов с привлечением бюджетных, частных и иностранных инвестиций. В свою очередь инвестору необходимы объективная информация о рисках, связанных с инвестированием в территорию, их количественная и сравнительная оценка.

Можно выделить два подхода к оценке инвестиционных рисков территорий, получивших наибольшее распространение:

— во-первых, это метод экспертных оценок, который применяется в случаях полного отсутствия информации о характере и степени проявления риска в конкретной ситуации. Основными недостатками метода являются субъективность оценок, сложность в подборе группы независимых экспертов;

— во-вторых, это метод расчета интегрального показателя, который заключается в агрегировании

группы статистических показателей, характеризующих частные риски инвестирования. Данный метод характеризуется универсальностью, возможностью проведения сравнительного анализа рисков в разрезе территорий [6].

Современные подходы к оценке рисков инвестирования на субрегиональном уровне в большинстве случаев основаны на расчете интегрального показателя. Они различаются между собой выделением различных видов частных инвестиционных рисков, выборе показателей, участвующих в оценке, выборе способа агрегирования отобранных показателей [1, 2].

В статье предложена методика оценки рисков инвестирования в сельские территории региона, которая заключается в построении оценок частных рисков развития территории с использованием нормированных значений исходных показателей и определении на их основе сводного риска. Методика состоит из следующих этапов:

— идентификация рисков развития территорий региона;

— подготовка информационной базы для оценивания рисков;

— оценка и анализ значений частных рисков развития территорий;

— оценка и анализ значений сводного риска инвестирования в территории региона;

— формулирование выводов и рекомендаций.

На первом этапе реализации методики определяются ключевые риски развития сельских территорий, характерные для региона, устанавливаются источники и факторы их возникновения.

На втором этапе решается задача подготовки исходной информационной базы для оценивания рисков: определяется перечень статистических показателей, характеризующих частные риски, устанавливаются источники информации, методы ее сбора и обработки.

Следующий этап связан с количественной оценкой частных рисков развития территорий. Значения исходных показателей, оказывающих положительное влияние на уровень частного риска, подвергаются процедуре нормирования по формуле:

у — (Х ХтпЛ/(Хтах Х тт\

а для показателей, оказывающих отрицательное влияние, формула преобразуется следующим образом:

_( тах \/С тах тт

уа — (Х/ - Ха )1(Ха - Ха ), где у.. — нормированное значение показателя;

Ха — фактическое значение показателя; хта — максимальное значение показателя; хтт — минимальное значение показателя; 7 — номер территории, для которой проводится оценка, 1=1, 2,... п;

] — номер показателя, участвующего в оценке, ]=1,2,... т.

Расчет количественной оценки частных рисков развития территорий предлагается производить по формуле средней арифметической:

(к) I

т ' /

г* — X у а т(к),

где гк — оценка к частного риска для 7 территории, к = 1, 2,... I;

т (к) — подмножество исходных показателей, участвующих в оценке к частного риска. Для оценки сводного риска инвестирования в территорию предлагается применять формулу средней арифметической взвешенной:

I / I

Я—X гк ®к/ Хюк,

к—1 / к—1

где Я. — сводный риск инвестирования в 7 территорию,

&к — весовые коэффициенты значимости частных рисков. Значения весовых коэффициентов определяются экспертным методом. Отметим, что все количественные оценки принимают значения от 0 до 1. Для определения степени проявления рисков для каждой территории вводится следующая шкала, основанная на значениях количественной оценки частных и сводного рисков:

— минимальный риск при значениях от 0 до 0,25 включительно;

— допустимый риск при значениях от 0,25 до 0,5 включительно;

— высокий риск при значениях от 0,5 до 0,75 включительно;

— критический риск при значениях свыше 0,75.

На заключительном этапе проводятся анализ и сравнение уровня рисков в разрезе территорий региона, формулируются соответствующие выводы и рекомендации.

Практическая реализация предложенной методики проведена на примере сельских муниципальных районов Республики Бурятия по данным 2010 г.

В состав Республики Бурятия входит 21 сельский муниципальный район, общая численность

населения которого составляет 543,4 тыс. чел., или 55,9 % всего населения региона. Сельские территории региона обладают значительным туристско-рек-реационным потенциалом, связанным с наличием термальных источников, уникального ландшафта оз. Байкал. В недрах региона содержатся крупные запасы минерального сырья: балансовые запасы цинка составляют 48 % запасов России, свинца — 24 %, молибдена — 37 %, вольфрама — 27 % [3]. Более половины территории региона входит в состав Байкальской природной территории, которая характеризуется жесткими экологическими ограничениями на ведение хозяйственной деятельности, часть территории приравнена к районам Крайнего Севера.

Республика Бурятия характеризуется низким уровнем социально-экономического развития. Так, в рейтинге социально-экономического положения регионов России в 2010 г., построенного экспертами «РИА-Аналитика», регион занял 59-е место. Положение региона по сравнению с субъектами Российской Федерации ухудшается. Основной причиной является неудовлетворительная динамика экономического развития, вызванная низкой инвестиционной активностью. По объему ВРП на душу населения в 2003 г. республика занимала 36-е место среди регионов России, в 2009 г. — 53-е место; по объему инвестиций в основной капитал на душу населения в 2003 г. — 37-е место, а в 2009 г. — 70-е место.

Республика Бурятия как объект инвестирования вызывает большой интерес со стороны российских и зарубежных инвесторов, но отсутствие объективной информации о состоянии экономического потенциала отдельных территорий, возможностей его реализации, а также вероятных рисках негативно сказывается на активизации инвестиционного процесса в регионе.

Для выявления частных рисков развития территории, характерных для сельских муниципальных

Показатели социально-экономиче

в 2005—201

образований Республики Бурятия, рассмотрим классификацию инвестиционных рисков. В их составе принято выделять технико-технологические, экономические, политические, социальные, экологические, нормативно-правовые риски.

Технико-технологические риски связаны с надежностью используемого оборудования, сложностью и степенью автоматизации производственных процессов и технологий. Они возникают при реализации определенного проекта, их оценивание проводится отдельно для каждого случая. Экономический риск обусловлен состоянием экономики в целом, сложившейся рыночной ситуацией, проводимой бюджетной, инвестиционной и налоговой политикой. Политические риски связаны с изменениями политической ситуации, накладыванием административного ограничения на инвестиционную деятельность. Социальные риски выражаются в высокой социальной напряженности, социальных волнениях, забастовках, массовых беспорядках. Экологические риски подразделяются на техногенные, природно-климатические и социально-бытовые риски. Нормативно-правовые риски заключаются в изменении действующего законодательства, противоречивости, неполноте нормативно-правовой базы, лоббировании интересов отдельных групп лиц при принятии законодательных актов.

На муниципальном уровне формируются социальные и политические (административные) риски. Экологический риск специфичен для каждой территории. Экономические и нормативно-правовые риски характерны для страны в целом или отдельного региона, технико-технологические риски различны для каждого проекта. Таким образом, осуществление инвестиционной деятельности на территории сельского муниципального образования связано с социальными, экологическими и административными рисками.

Таблица 1

сого развития Республики Бурятия

гг., тыс. руб.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 Место, занимаемое в РФ в 2010 г.

ВРП на душу населения 95 372 111 926 129 893 129 517 — 53*

Инвестиции в основной капитал на душу населения 16 563 20 269 24 580 24 300 31 227 65

Среднедушевые денежные доходы 7 020,0 8 891,5 11 298,5 13 037,5 13 997,5 51

Уровень бедности, % 29,7 25,0 20,5 18,9 19,8 74

* В 2009 г.

Источник: составлено автором по данным [7].

Для количественной оценки выделенных частных рисков развития сельских муниципальных районов региона создана информационная база (табл. 2). Отбор статистических показателей, характеризующих частные риски инвестирования в территории, производился с учетом следующих требований:

— представительность, согласно которой отобранные показатели наиболее полно характеризуют рассматриваемую категорию;

— доступность, согласно которой показатели подлежат регистрации органами государственной статистики, отраслевыми ведомствами или рассчитываются на их основе.

Экологические и природно-климатические условия оценены путем присвоения группой экспертов каждому муниципальному образованию баллов от 0 до 5, где значению 0 соответствуют благоприятные условия, значению 5 — неблагоприятные условия. Оценка экологических условий проводилась с учетом следующих критериев:

— наличие экологических и естественных ограничений на ведение хозяйственной деятельности;

— географическое положение региона;

— наличие на территории опасных производственных объектов.

Природно-климатические условия оценены с учетом плодородия почв, погодных условий, богатства растительного и животного мира. В состав экспертов вошли представители органов региональной власти и научные исследователи в области проблем регионального и муниципального

развития. Итоговой характеристикой экологических и природно-климатических условий является средняя оценка, которая определяется делением суммы присвоенных баллов на количество экспертов.

На основе представленных показателей проведена оценка частных рисков развития сельских территорий Республики Бурятия. Определены значения сводного риска, при расчете которого весовые коэффициенты значимости частных рисков не использовались. Представляется целесообразным вводить данные коэффициенты при проведении предварительных исследований для конкретного инвестиционного проекта, специфика которого должна определить значимость той или иной сферы.

Предложенный способ оценки рисков позволяет дать сравнительную характеристику муниципальных районов региона. Полученные расчетные значения приведены в соответствие с принятой шкалой оценки рисков (табл. 3).

На основе представленных результатов оценки рисков сформулируем следующие выводы:

1) высокий уровень социального риска характерен для территорий со слаборазвитой экономикой без выраженной хозяйственной специализации или доминированием сельскохозяйственного производства. Допустимый уровень риска отмечен в экономически развитых районах, основной вклад в экономику которых вносят добыча полезных ископаемых, а также сфера услуг (Тункинский район специализируется на туристско-рекреационной деятельности);

Таблица 2

Показатели и источники информации для оценки рисков развития сельских муниципальных районов Республики Бурятия

Риски Источники возникновения Факторы возникновения Статистические показатели Источники информации

Социальный Население Уровень жизни Среднедушевые доходы Официальная статистика

Рынок труда Нагрузка на одного занятого

Демографическая ситуация Уровень смертности

Административный Органы местной власти Эффективность управления Оценка качества управления местными финансами Министерство экономического развития

Административные барьеры Уровень коррупции Выборочное обследование по выявлению административных барьеров в МО [5]

Самостоятельность управления Финансовая зависимость бюджета Отчетность муниципальных образований

Экологический Окружающая среда Экологические условия — Экспертная оценка

Природно-климатические условия —

Нагрузка на окружающую среду Выбросы загрязняющих веществ Официальная статистика

Источник: составлено автором.

Таблица 3

Результаты оценки рисков развития сельских муниципальных районов Республики Бурятия

Муниципальный район Частные риски Сводный риск

Социальный Административный Экологический

Баргузинский Высокий Допустимый Высокий Высокий

Баунтовский Допустимый Допустимый Высокий Допустимый

Бичурский Критический Допустимый Минимальный Допустимый

Джидинский Высокий Минимальный Минимальный Минимальный

Еравнинский Допустимый Критический Допустимый Высокий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заиграевский Критический Минимальный Допустимый Допустимый

Закаменский Высокий Высокий Высокий Высокий

Иволгинский Высокий Критический Минимальный Допустимый

Кабанский Критический Минимальный Высокий Высокий

Кижингинский Высокий Критический Минимальный Высокий

Курумканский Высокий Высокий Высокий Высокий

Кяхтинский Высокий Допустимый Допустимый Допустимый

Муйский Допустимый Минимальный Высокий Допустимый

Мухоршибирский Высокий Минимальный Минимальный Минимальный

Окинский Минимальный Высокий Высокий Допустимый

Прибайкальский Критический Допустимый Допустимый Высокий

Северо-Байкальский Высокий Высокий Критический Критический

Селенгинский Критический Минимальный Высокий Высокий

Тарбагатайский Критический Допустимый Минимальный Высокий

Тункинский Допустимый Высокий Высокий Высокий

Хоринский Высокий Допустимый Минимальный Допустимый

Источник: составлено автором.

2) уровень административного риска зависит от размера муниципального образования: районы с большей численностью населения характеризуются низким уровнем административного риска, районы с меньшей численностью населения — более высоким уровнем риска;

3) критический и высокий уровень экологического риска характерен для муниципальных районов, территории которых приравнены к районам Крайнего Севера или находятся в зоне Байкальской природной территории;

4) инвестирование в экономику сельских муниципальных районов, имеющих ярко выраженную хозяйственную специализацию (сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых) связано с низким уровнем сводного риска развития территорий, напротив, инвестирование в районы, в которых отсутствует ведущая отрасль, уровень развития действующих производств характеризуется как низкий, деятельность предприятий носит локальный характер, связано с высоким уровнем риска.

Таким образом, предложенная методика оценки рисков развития сельских территорий может быть весьма полезна при разработке региональной и муниципальной инвестиционной политики, при планиро-

вании и реализации крупных проектов. Она позволяет дать сравнительную характеристику муниципальных образований региона по степени проявления инвестиционных рисков, что играет немаловажную роль в повышении уровня информационного обеспечения инвестиционной деятельности в регионе.

Список литературы

1. Вошев А. С. Количественная оценка инвестиционного потенциала и рисков сельских поселений // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 24.

2. Зюмалина А. Р. Инвестиционная привлекательность города: понятие, определения, способы оценки // Молодой ученый. 2011. № 8.

3. Инвестиционный паспорт Республики Бурятия. URL: http://www. invest-buryatia. ru.

4. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р.

5. Официальный портал органов государственной власти Республики Бурятия. URL: http:// www. egov-buryatia. ru.

6. Панасейкина В. С. Оценка инвестиционной привлекательности территориальных образований: основные концепции // Общество: политика, экономика, право. 2010. № 2.

7. URL: http://www. gks. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.