Научная статья на тему 'Методика оценки экономического потенциала муниципального образования'

Методика оценки экономического потенциала муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1468
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СИСТЕМА ПОТЕНЦИАЛОВ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / РАНГОВАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Будажанаева М.Ц.

В статье рассмотрены подходы к определению понятия «экономический потенциал», выделен его элементный состав: природно-ресурсный, производственный, трудовой, финансовый и инновационный потенциалы. Предложена методика рейтинговой оценки совокупного потенциала территории, осуществлена ее апробация на примере сельских муниципальных образований Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки экономического потенциала муниципального образования»

УДК 332.13

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. Ц. БУДАЖАНАЕВА, аспирант кафедры макроэкономики, экономической информатики и статистики Е-mail: medegma_@mail. ru Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

В статье рассмотрены подходы к определению понятия «экономический потенциал», выделен его элементный состав: природно-ресурсный, производственный, трудовой, финансовый и инновационный потенциалы. Предложена методика рейтинговой оценки совокупного потенциала территории, осуществлена ее апробация на примере сельских муниципальных образований Республики Бурятия.

Ключевые слова: экономический потенциал, система потенциалов, муниципальное образование, рейтинговая оценка, ранговая корреляция.

Обеспечение социально-экономического развития муниципальных образований базируется на программно-целевом подходе, который предполагает разработку и реализацию долгосрочных программ развития, охватывающих все сферы жизнедеятельности местного общества. При этом особую актуальность приобретает разработка статистического инструментария оценки экономического потенциала муниципального образования, позволяющего выявить «узкие места» развития местной экономики, выделить перспективные направления реализации имеющегося потенциала.

Для проведения оценки экономического потенциала муниципального образования необходимо решить ряд задач:

1) определить понятие «экономический потенциал»;

2) выделить элементный состав экономического потенциала;

3) разработать методику оценки потенциала муниципального образования.

В научной литературе встречается множество определений понятия «экономический потенциал». Условно подходы к его трактовке подразделяются на результативный и ресурсный. Первый предполагает определение возможного экономического результата от использования всей массы доступных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот в определенный период времени. Второй состоит в оценке объема ресурсов, которыми располагает экономика [3].

Применение результативного подхода характерно для исследований советских ученых 1960— 1970-х гг. Его популярность в данный исторический период обусловлена особенностями развития советской науки и страны в целом: достижения экономико-математической школы, развитие кибернетики, необходимость разработки и научного обоснования планов развития народного хозяйства. В результативном подходе оценка экономического потенциала производится путем определения максимального значения функционала, зависящего от факторов производства, то есть его теоретической основой служит математическая экономика.

В рамках исследования экономического потенциала муниципального образования предпочтительнее придерживаться ресурсного подхода, так как он направлен на изучение и количественную оценку реально существующих объектов. Физической характеристикой экономического потенциала

Инновационный потенциал

Технологии

Природно-рссурсный потенциал

являются экономические ресурсы, а непосредственным источником — ресурсы, которые при имеющемся технологическом уровне производства могут быть вовлечены в хозяйственный оборот. Таким образом, под экономическим потенциалом муниципального образования следует понимать совокупность экономических ресурсов, расположенных на его территории, которые могут быть вовлечены в производственный процесс в текущий момент времени. При оценке объема экономического потенциала не учитываются ресурсы, освоение которых невозможно в силу объективных факторов, например наличие инфраструктурных, технологических, экологических, законодательных ограничений.

Большинство экономистов рассматривают экономический потенциал с позиции системного подхода, выделяя в его составе элементы более низкого порядка, исследуя их взаимное влияние и взаимосвязи с внешней средой. По мнению О. Ф. Балацкого [6], совокупный экономический потенциал территории образуют следующие частные потенциалы: инвестиционный, трудовой, природно-ресурсный, инновационный. При этом автор отождествляет инвестиционный и производственный потенциалы. В. Н. Щуков [5], Н. И. Дорогов [2] выделяют природно-ресурсный (эколого-экономический), производственный, интеллектуальный (инновационно-образовательный), кадровый (трудовой) потенциалы. П. С. Тарасов [4] предлагает различать блок базовых ресурсных потенциалов и блок обеспечивающих потенциалов развития. Первый блок образуют природно-ресурс-ный, экономико-географический, демографический потенциалы, второй — трудовой, производственный, научно-инновационный, социально-инфраструктурный, инвестиционный, экспортно-импортный потенциалы. Ряд исследователей включают в состав экономического потенциала территории нематериальные факторы развития, которые не поддаются непосредственному измерению, в том

Система потенциалов муниципального образования

Образование

Бюджетные расходы

Финансовый потенциал

Бюджетные расходы

Трудовой потенциал

Инвестиции

11роизводетвенный потенциал

Сырье

труд

Внутренняя среда

Продукт производства

Инфраструктурный фактор Институциональный фактор Экологический фактор Социальный фактор Политический фактор

Внешняя среда

Рис. 1. Система потенциалов муниципального образования

числе организационный, управленческий, информационный, институциональный потенциалы. По мнению Н.И. Дорогова, нематериальные факторы выступают в роли условий, в которых функционируют производственные ресурсы, соответственно, включение их в состав экономического потенциала территории нецелесообразно [2].

На основе вышесказанного предложен следующий элементный состав экономического потенциала муниципального образования: природно-ресур-сный, производственный, трудовой, финансовый и инновационный потенциалы. Они образуют единую систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, недостаточность одного из них влияет на темпы и уровень развития территории в целом. Результатом функционирования системы потенциалов является объем произведенной продукции, оказанных услуг. Эффективность функционирования системы измеряется количеством затраченных ресурсов на производство единицы продукции, оказания услуги, которое и определяет конкурентоспособность местной продукции на рынке (рис. 1).

Природно-ресурсный потенциал является объективно существующим фактором, наличие или отсутствие которого не зависит от прочих условий, напротив, определяет хозяйственную специализацию, степень заселенности муниципального образования. Однако воспроизводство возобновляемых природных ресурсов, рациональное использование исчерпаемых ресурсов находятся в прямой зависи-

РЕгионАльнАя экономика: теория и практика 27

мости от технологического уровня производства, объема бюджетных и частных инвестиций, направляемых на защиту окружающей среды. Производственный потенциал является системообразующим элементом, определяющим уровень и динамику экономического развития муниципального образования. Трудовой, финансовый и инновационный потенциалы обладают свойством мобильности. Для их привлечения и удержания необходимо создавать благоприятные социально-экономические условия. Одним из основных требований осуществления частных инвестиций в развитие муниципальной экономики являются наличие и состояние базовых инфраструктур: дороги, коммуникации, связь. Недостаточная обеспеченность инфраструктурой, несовершенство нормативно-правовой базы, неблагоприятная социальная, экологическая ситуация негативно сказываются на развитии и эффективности использования экономического потенциала муниципального образования.

В научной литературе значительное внимание уделяется не только теоретическим, но и методическим аспектам исследования потенциала территории, в том числе вопросам его количественной оценки. С практической точки зрения наиболее разработанными являются вопросы оценки частных потенциалов: производственного, трудового и природно-ресурс-ного. Публикации, посвященные проблеме оценки совокупного экономического потенциала, носят в большей степени теоретический характер, реализация предложенных методик оценки на практике сопряжена с рядом трудностей: отсутствие статистических данных, необходимость проведения обширных исследований, частный характер методик, субъективность полученных оценок.

По мнению автора, методика оценки экономического потенциала муниципального образования должна удовлетворять следующим требованиям:

• комплексность оценки, позволяющая учитывать вклад частных потенциалов;

• независимость от единиц измерения и количества показателей, участвующих в анализе;

• сопоставимость результатов оценки в разрезе территорий.

Предложенная методика оценки экономического потенциала заключается в построении рейтинга муниципальных образований региона по совокупному экономическому потенциалу, определяемому путем упорядочивания суммы рангов по частным потенциалам. Для определения рангов муниципаль-

ных образований используются нормированные значения исходных переменных, характеризующих частные потенциалы.

На первом этапе реализации методики осуществляется отбор статистических показателей, участвующих в анализе. Отбор показателей проводится с учетом следующих принципов:

• представительность. Благодаря этому принципу отобранные показатели наиболее полно характеризуют объект исследования;

• доступность. Согласно этому принципу показатели подлежат статистической регистрации или рассчитываются на их основе;

• линейная независимость. Благодаря данному принципу между переменными не должно наблюдаться сильной статистической связи.

На следующем этапе определяются ранги муниципальных образований по частным потенциалам. Для этого значения исходных переменных нормируются по формуле

^ =(х* - х71П )/(*;ах - *71П )•

где у.. — нормированное значение показателя;

V

х— фактическое значение показателя; х;1П — минимальное значение показателя; х;ах — максимальное значение показателя; 1 — номер территории, для которой проводится оценка, 1 = 1, 2,... п;

] — номер показателя, участвующего в оценке, 7 = 1, 2,... т.

Для показателей, оказывающих отрицательное влияние, формула преобразуется следующим

образом:

^ =(.ах - )/(*;ах - т )•

Далее рассчитывается среднее арифметическое значение по группам переменных, характеризующих частные потенциалы, и на их основе определяются сводные ранги территорий. Муниципальное образование с наибольшим значением агрегированного показателя занимает первое место, с наименьшим значением — последнее место.

На заключительном этапе определяется итоговый рейтинг путем ранжирования в порядке убывания суммы сводных рангов муниципальных образований по частным потенциалам.

Для оценки достоверности полученных результатов рассчитывается коэффициент ранговой корреляции Спирмэна между рейтингами муниципальных

образований по экономическому потенциалу и объему производства местной продукции. Для расчета показателя используется следующая формула:

6Е <2

где

г = 1 -

112

п2 - п

- сумма квадратов разностей между рангами;

п — число муниципальных образований, по которым проводится рейтинговая оценка [1]. Реализация предложенной методики осуществлена на примере муниципальных образований Республики Бурятия. Для проведения анализа создана информационная база, содержащая значения 7 статистических показателей за 2010 г. по 21 муниципальному району. Состав и логическая структура рейтинговой оценки сельских муниципальных районов Республики Бурятия по экономическому потенциалу приведены на рис. 2.

Для определения ранга районов по природно-ресурсному потенциалу использованы показатели наличия земель сельскохозяйственного назначения (пашни) и объема расчетной лесосеки. В группу показателей, характеризующих природно-ресурс-ный потенциал, не включены показатели наличия минеральных и рекреационных ресурсов, так как они локализованы на отдельных территориях, соответственно, проведение их сравнительной оценки в разрезе районов необоснованно. В качестве количественной оценки производственного потенциала

принята стоимость основных фондов по крупным и средним организациям, по малым предприятиям данный показатель не регистрируется органами государственной статистики. Вклад малых предприятий в общий объем производства в регионе не превышает 10 %, поэтому данные по крупным и средним организациям в полной мере характеризуют сложившуюся ситуацию. Наличие трудового потенциала характеризуется численностью населения в трудоспособном возрасте. Финансовый потенциал территории образуют бюджетный, налоговый и инвестиционный потенциалы. В качестве характеристики бюджетного потенциала принят показатель собственных доходов местного бюджета, налогового потенциала — объем поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет региона, инвестиционного потенциала — инвестиции в основной капитал по крупным и средним организациям. Сельские районы Республики Бурятия не обладают инновационным потенциалом, так как на их территории не зарегистрированы предприятия, которые ведут исследования и разработки или производят инновационную продукцию.

Результаты рейтинговой оценки муниципальных районов Республики Бурятия по экономическому потенциалу приведены в табл. 1.

Наибольшим экономическим потенциалом обладают крупные промышленные районы, расположенные преимущественно в центральной части региона с развитой инфраструктурой (Кабанский,

Этапы рейтинговой оценки (1 - 4)

4. Рейтинговая оценка

3. Расчет сводного ранга

I (риролно-ресурсный

2. Нормирование^ ранжирование показателей

Экономический потенциал

1[роизвод-ствепный Трудовой

Земельные

/. Отбор показателей

Лесные

Пашни

Финансовым

Частные потен

Основные фонды

Расчетная лесосека

Стоимость основных фондов

Экономичес! сне ресурсы

Статистические показатели

Рис. 2. Структура рейтинговой оценки экономического потенциала муниципальных образований Республики Бурятия

Таблица 1

Рейтинг сельских муниципальных районов Республики Бурятия по экономическому потенциалу в 2010 г.

муниципальный район Ранги по частным потенциалам итоговый рейтинг

Природно-ресурсный Производственный Трудовой Финансовый

Баргузинский 6 19 11 11 12

Баунтовский 9 4 20 5 8

Бичурский 4 15 10 16 11

Джидинский 7 10 6 10 6

Еравнинский 1 12 15 12 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заиграевский 16 8 2 6 5

Закаменский 17 9 8 9 10

Иволгинский 8 17 5 17 12

Кабанский 5 3 1 1 1

Кижингинский 12 18 14 20 18

Курумканский 14 20 19 13 19

Кяхтинский 15 13 4 2 7

Муйский 19 6 17 7 14

Мухоршибирский 3 2 9 4 3

Окинский 21 7 21 19 20

Прибайкальский 2 5 7 15 4

Северо-Байкальский 13 11 18 14 15

Селенгинский 10 1 3 3 2

Тарбагатайский 18 14 16 21 21

Тункинский 20 16 12 8 15

Хоринский 11 21 13 18 17

Источник: составлено автором. Селенгинский, Мухоршибирский). Последние места в рейтинге занимают территории, характеризующиеся неблагоприятным географическим положением, отсутствием транспортной инфраструктуры (Окинский, Курумканский), а также сельскохозяйственные районы, специализацией которых традиционно являлось растениеводство (Тарбагатайский, Кижингинский).

Для статистической проверки достоверности полученных результатов рассчитано значение коэффициента ранговой корреляции Спирмена между рейтингом по экономическому потенциалу и рейтингом по объему производства продукции, выполнению работ и услуг по крупным и средним предприятиям муниципальных образований. Значение коэффициента Спирмена, равное р = 0,63, свидетельствует о наличии умеренной статистически значимой при а = 0,05 связи между уровнем экономического потенциала и объемом производства. Определяющее влияние на «место» муниципального района по объему производства оказывает наличие производственного и финансового потенциала, соответствующие значения коэффициента Спирмена равны р = 0,93 и р = 0,60, значения статистически значимы при а = 0,05 (табл. 2).

На рис. 3. приведен график рассеивания муниципальных образований Республики Бурятия по уровню экономического потенциала и объему производства местной продукции. Объем производства соответствует уровню имеющегося экономического потенциала, имеются муниципальные образования, характеризующиеся как низким, так и высоким уровнем использования экономических ресурсов по сравнению с другими территориями. В число муниципальных образований с высоким уровнем реализации экономического потенциала входят промышленно развитые районы с высокой концентрацией добычи полезных ископаемых — Муйский и Окинский районы. В данных районах добывается 74,3 % совокупного объема полезных ископаемых [7]. Низкий уровень реализации экономического потенциала характерен для аграрных районов со слаборазвитой экономикой — Джидинский, Баргу-зинский, Иволгинский, Кяхтинский районы.

Таким образом, совокупный экономический потенциал муниципального образования образуют частные потенциалы: природно-ресурсный, производственный, трудовой, финансовый и инновационный. Определяющее влияние на уровень развития местного производства оказывает наличие произ-

Таблица 2

Значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Потенциал Коэффициент Спирмена Критерии статистической значимости

Т-критерий Стьюдента Уровень статистической значимости а

Экономический 0,61 3,39 0,003

Природно-ресурсный 0,04 0,18 0,858

Производственный 0,93 11,13 0,000

Трудовой 0,24 1,09 0,289

Финансовый 0,60 3,28 0,004

Источник: составлено автором.

водственного и финансового потенциалов. Причем дефицит одного из них приводит к снижению уровня использования экономического потенциала в целом.

Предложенная методика позволяет позиционировать муниципальное образование по объему совокупного и частных потенциалов относительно совокупности территорий региона. Она может быть использована при разработке территориальной политики в регионе, направленной на повышение эффективности использования имеющегося экономического потенциала, а также при проведении мер по стимулированию развития экономики на местном уровне.

Список литературы

1. Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Прикладная статистика и основы эконометрики. М.: ЮНИТИ, 1998.

2. Дорогое Н. И. Стратегические направления совершенствования регионально-экономической политики. Иваново: Изд-во ИГТА, 2000.

3. Национальная экономика. Система потенциалов: учеб. пособие / под ред. Н. Г. Кузнецова и С. Г. Тяглова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Рис. 3. График рассеивания муниципальных образований Республики Бурятия в 2010 г. по уровню экономического потенциала и объему производства местной продукции

4. Тарасов П. С., Вахромов Е. Н. Оценка производственного потенциала территории // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 35.

5. Щуков В. Н. Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования. Иваново: Изд-во ИГТА, 2002.

6. Экономический потенциал административных и производственных систем / под. ред. О. Ф. Балацкого. Сумы: ИТД «Университетская книга», 2006.

7. URL: http://www. egov-buryatia. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.