Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РИСКОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ ФОНДОВОГО РЫНКА'

ОЦЕНКА РИСКОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ ФОНДОВОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ / ФОНДОВЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уваров А.В.

Развитие оборонно-промышленного комплекса невозможно без активного привлечения в данную сферу инвестиционных ресурсов, и не только государственных, но и частного бизнеса. В связи с этим проблема выбора наиболее выгодных для инвестирования объектов оборонно-промышленного комплекса является одной из наиболее важных для инвесторов. Привлечение инвестиций стратегическими предприятиями и организациями ОПК на фондовом рынке имеет выраженную специфику, проявляющуюся в том числе в возникающих при этом рисках. В статье характеризуются подходы к оценке рисков привлечения инвестиций стратегическими предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса с использованием инструментов фондового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Уваров А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF RISKS OF ATTRACTION OF INVESTMENTS BY THE STRATEGIC ENTERPRISES AND ORGANIZATIONS OF DEFENSE INDUSTRY COMPLEX WITH USE OF TOOLS OF STOCK MARKET

Development of defense industry complex is impossible without active attraction to this sphere of investment resources, and not only state, but also private business. In this regard the problem of a choice of the objects of defense industry complex, most favorable to investment, is one of the most important for investors. Attraction of investments by the strategic enterprises and OPK organizations in stock market has the expressed specifics which is shown including in the risks arising thus. In article approaches to an assessment of risks of attraction of investments by the strategic enterprises and the organizations of defense industry complex with use of tools of stock market are characterized.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РИСКОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ ФОНДОВОГО РЫНКА»

УДК 330.322.01

ОЦЕНКА РИСКОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ

ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ ФОНДОВОГО РЫНКА

Уваров А.В., соискатель кафедры управления экономикой производства и ремонта вооружения и техники Военного университета

Минобороны России

Развитие оборонно-промышленного комплекса невозмож но без активного привлечения в данную сферу инвестиционных ресурсов, и не только государственных, но и частного бизнеса. В свя т с этим проблема выбора наиболее выгодных для инвестирования объектов оборонно-промышленного комплекса является одной из наиболее важных для инвесторов. Привлечение инвестиций стратегическими предприятиями и организациями ОПК на фондовом рынке имеет выраженную специфику, проявляющуюся в том числе в возникающих при >том рисках. В статье характеризуются подходы к оценке рисков привлечения инвестиций стратегическими предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса с использованием инструментов фондового рынка.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, стратегические предприятия и организации, фондовый рынок.

ASSESSMENT OF RISKS OF ATTRACTION OF INVESTMENTS BY THE STRATEGIC ENTERPRISES AND ORGANIZATIONS OF DEFENSE INDUSTRY COMPLEX WITH USE OF TOOLS OF STOCK MARKET

llvarov A., the applicant, economic management of production and repair of weapons and equipment chair. Military University of the Russian

Defense Ministry

Development of defense industry complex is impossible without active attraction to this sphere of investment resources, and not only state, but also private business. In this regard the problem of a choice of the objects of defense industry complex, most favorable to investment, is one of the most important for investors. Attraction of investments by the strategic enterprises and OPK organizations in stock market has the expressed specifics which is shown including in the risks arising thus. In article approaches to an assessment of risks of attraction ofinvestments by the strategic enterprises and the organizations of defense industry complex with use of tools of stock market are characterized.

Keywords: defense industry complex, strategic enterprises and organizations, stock market.

Проблема обеспечения национальной безопасности страны в ее комплексном, многоаспектном преломлении становится на современном этапе одной из самых актуальных. Она затрагивает интересы как государства и определенных сфер экономики и областей жизнедеятельности общес тва, так и конкретного региона, мегаполиса, предприятия и каждого отдельного гражданина. При этом акцепты в решении указанной проблемы существенным образом смещаются в сторону обеспечения разработки и реализации предметных мер норматнвно-правовога. финансово-экономического, организационного и управленческого характера. Они также связаны с активизацией создания и поставок средств и систем безопасности различной направленности н развитием соответствующих услуг.

Ведущее место в обеспечении национальной безопасности, решении оборонных и социально-экономических задач страны занимает оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Военная доктрина Российской Федерации в качестве основной задачи развития ОПК определяет «обеспечение его эффективного функционирования как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики

страны, способного удовлетворить потребности Вооруженных Сил и других войск в современном вооружении, военной и специальной технике (ВВС'Т) и обеспечить стратегическое присутствие Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичных продукции и услуг» [ I ]. Осуществление технологической модернизации 011К и освоение всего жизненного цикла производства перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, а также конкурентоспособной наукоемкой и высокотехнологичной продукции гражданского назначения предполагает, в частности, обеспечение оборонно-промышленного комплекса масштабными инвестициями, как государственными, так и частными, предполагающими использование инструментов фондового рынка.

Основу ОПК составляют стратегические предприятия и организации, продукция которых имеет стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ установлен Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. № 1009 [2], а перечень стратегических организа-

Таблица I Распределение стратегических предприятий и организаций ОПК по ведомственной прннадлеж-

lie lOMCIBU Страге! ические предприятия и cipaiciнческнс акционерные общее 1 на Стратегические opi анн lainiii

Миниромторг России 58 440

Ростехноло! ии 249

Роскосмос 9 73

Минобороны России 56

Росатом 8 40

Минобрнауки России 4 II

ФСБ России 5 6

Ф< 1 'Ж России 3 5

Росстандарт 2 2

ФМ1>А России - 1

Рособоронзаказ 1 1

Мин »нерго России 1 1

Мннкомсвязь России 1 1

Россвязь 1 1

Ucei о 887

INNOVATIVE ECONOMY .Vsl-2 2014 25

ним - распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 1226-р [3]. Распределение стратегических предприятий и организаций ОПК по ведомственной принадлежности представлено в таблице I.

В настоящее время привлечение в открытые акционерные общества с государственным участием прямых инвестиции посредством проведения дополнительной эмиссии акций затруднено. Фактически осуществление прямых инвестиции в ОАО возможно только в случае, если государство соглашается осуществлять их на паритетной основе, что в современной ситуации, принимая во внимание дефицит государственных инвестиционных ресурсов и сложность процедур их использования, является маловероятным. В то же время привлечение частных капиталов в оборонную промышленность давно стало обычной практикой для ведущих мировых держав.

Любые инвестиционные решения хозяйствующих субъектов, в том числе и стратегических предприятии и организации ОПК, связаны с определенным риском. Ожидание потерь, соизмерение их вероятности с предполагаемой выгодой (доходами) составляют основу инвестиционных решений стратегических предприятий и организаций ОПК.

Инвестор вкладывает свободные средства в инструменты фондового рынка с целью получения определенного дохода в абсолютной величине. Доходность - относительный показатель, измеряемый отношением полученного дохода к вложенному капиталу. Инвестора интересует также будущий доход и оценка риска вложений в ценные бумаги. Данная оценка интуитивно устанавливается с вероятностью отклонения величины дохода от некоторого ожидаемого значения.

Практика фондового рынка выработала следующее условие - чем больше предполагаемый доход, тем выше риск, связанный с приобретением тех или иных инструментов фондового рынка. Риски в инвестиционной деятельности выражаются в снижении доходности реальных или портфельных инвестиций против ожидаемых величин, сопровождаются прямыми финансовыми потерями или упущенной выгодой, возникающей при осуществлении финансовых операций в связи с высокой степенью неопределенности их результатов.

Стратегические предприятия и организации ОПК сталкиваются. с одной стороны, с высокой потребностью в инвестициях для воспроизводства мощностей, поддержания их качественного уровня. и, с другой стороны - с ограниченными возможностями мобилизации финансовых ресурсов для осуществления таких вложений. Для оборонно-промышленного комплекса позитивную роль играет достаточно существенная доля государственных инвестиций, что связано с их относительной устойчивостью и независимостью от перепадов текущей экономической конъюнктуры.

Разрыв между потребностью в инвестициях и объемом доступных финансовых ресурсов повышает вероятность возникновения трудностей с производством и реализацией продукции стратегических предприятий и организаций 011К в среднесрочной перспективе, что, соответственно, увеличивает риски их стратегических инвесторов.

Бще одним фактором рисков, возникающих в рамках инвестиционного процесса, является нестабильность источников финансирования. Приостановка уже развернутых инвестиционных проектов вследствие резкого сокращения их финансирования ведет к удлинению сроков их окупаемости, росту издержек на замораживание недостроенных объектов, финансовым потерям в связи с моральным и физическим старением неустановленного оборудования и т.п. Особый риск возникает в случае смешанного (государственно-частного) финансирования средне- и долгосрочных инвестиционных программ. Он связан с возможностью бегства частных инвесторов в случае сокращения государственного финансирования, что приведет к многократному усилению негативного эффекта такого сокращения.

11ри оценке рисков привлечения инвестиций стратегическими предприятиями и организациями ОПК с использованием инструментов фондового рынка измерению должны подлежать риски, связанные с отраслевыми факторами, а также со спецификой конкретных стратегических предприятий и организаций ОПК -эмитентов ценных бумаг.

Оценка рисков привлечения инвестиции стратегическими предприятиями и организациями ОПК - эмитентами ценных бумаг должна отражать способность и готовность данных предприятий

и организаций своевременно оплачивать свои долговые обязательства. выраженные в ценных бумагах.

Оценка должна осуществляться на основе анализа фундаментальных факторов, определяющих деятельность стратегических предприятий и организации ОПК и объединяемых в следующие основные группы: состояние рынка: потенциал производств^ система государственного регулирования; организационные и институциональные факторы; финансовая и инвестиционная политика стратегических предприятий и организаций ОПК.

Факторы, участвующие в оценке уровня рисков привлечете инвестиций, характеризуются следующими критериями:

- значимость (для оценки должны отбираться факторы, оказывающие существенное воздействие на способность стратегических предприятии и организации ОПК оплачивать свои долговые обязательства):

измеряемость (для построения итоговой (интегральной' оценки риски, относящиеся к анализируемым факторам, должны поддаваться измерению или оценке (в том числе, экспертной));

масштабируемость (набор факторов и методы оценки сопряженных с ними рисков должны определяться таким образом чтобы быть применимыми как к ОПК в целом, так и к отдельный его структурным элементам - отраслям и предприятиям);

полнота (система оцениваемых факторов формируется исход-из необходимости полной и всесторонней характеристики ключевых источников рисков, возникающих при привлечении инвестиций):

- специфичность (оценка рисков должна быть адаптирован; к конкретным особенностям функционирования предприятий и организаций ОПК).

Риски, сии ¡аиные с состоянием рынков сбыта

В данном блоке оцениваются риски, формируемые со стороны спроса на продукцию стратегических предприятий и организации ОПК. Динамика и особенности спроса в конечном счете определяют величину и стабильность доходов предприятии и организаций их финансовую устойчивость, а следовательно - их способность выполнять свои обязательства. Ключевой, в рамках данного блок.: является группа факторов, влияющая на емкость рынка продукции оборонно-промышленного комплекса. К высокозначнмыу относятся факторы платежеспособности покупателей н уровн« конкуренции.

Рынок продукции предприятий и организаций ОПК сильна сегментирован, причем в каждом из сегментов действуют свои механизмы формирования спроса. Следовательно, анализировать риски в них следует по отдельности. Основными сегментами спроса на продукцию предприятий и организаций комплекса являются

- государственный спрос - государственный оборонный закаг (ГОЗ). спрос на услуги предприятий и организаций ОПК в рамках реализации государственных программ (риски могут оцениваться на основе анализа следующих данных: основные параметры федерального бюджета: объемы налоговых доходов, чистых выплат по государственному долгу, соотношения основных статей расходе* (финансовой помощи бюджетам других уровней, финансирования социально-культурных мероприятий и т.п.): нормативные и директивно-распорядительные документы, регулирующие объе« государственных закупок, ремонт и модернизацию вооружения и военной техники, финансирование оборонных НИОКР и государственных программ);

- спрос со етороны иностранных заказчиков на экспортнук продукцию оборонного назначения (риск оценивается экспертный' путем, на основании информации о наличии договоров о межгосударственном сотрудничестве, ходе переговоров с основным, покупателями российских вооружений, объеме спроса на военнук продукцию в ключевых регионах мира, степени региональной -енной напряженности):

спрос населения на товары длительного пользования, производимые предприятиями и организациями ОПК (оценка риска строится на основе следующих данных: динамика реальных доходов и расходов населения в прогнозном периоде; тенденции изменения структуры спроса населения (рост доли в потреблении непродовольственных товаров, из них - товаров длительного пользования I. а также ориентированность спроса (товары российского или и-рубежного производства; насыщенность и конкурентоспособность товаров на рынке при наличии импортной продукции и продукции иных отечественных производителей);

внутренний спрос на продукцию производственни-технического назначения, выпускаемую ОПК (оценка риск;

26 МЫОУАЛУЕ ЕСОЫОМУ | №1-2 2014 |

осуществляется на бате следующих показателей: прогнозируемая динамика вложений предприятии и организаций в основной капитал; данные о составе инвестиционного оборудования, производимого ОПК: возрастная структура (износ) имеющегося оборудования там, где эксплуатируется продукция, производимая в ОПК: ожидаемое расширение лизинга ряда видов продукции, в частности, авиатехники. за счет предоставления государственных гарантий);

спрос со стороны иностранных заказчиков на продукцию и услуги гражданского назначения (риск оцениваются на основе следующих данных: информация о пакетах контрактов российских компаний; информация о состоянии межгосударственных отношений со странами-потребителями продукции и услуг российского ОПК (наличие межгосударственных соглашений и т.д.); сведения о финансовом положении основных покупателей их продукции и услуг; общая динамика мировых рынков данной продукции).

Платежеспособность потребителей продукции является важным фактором для оценки рисков, связанных с состоянием рынков. Риск неплатежей со стороны покупателей возникает при расчетах с:

бюджетом по государственному оборонному заказу и государственным программам (при оценке риска необходимо учитывать три ключевых фактора: общий уровень сбалансированности федерального бюджета; вероятность перераспределения средств между отдельными статьями расходов на национальную оборону: неритмичность и несбалансированность выделения средств в рамках государственного оборонного таказа в течение бюджетного года);

- потребителями продукции производственно-технического назначения (уровень рисков оценивается на основании данных об уровне бартера и динамике дебиторской задолженности в ОПК: опосредовано на риски оказывает влияние состояние исполнения федерального бюджета, ситуация с финансированием государственного оборонного заказа, поскольку это сказывается на формирование оборотных средств, и в конечном счете, платежеспособности предприятий и организаций);

- государственным посредником по экспорту (импорту) продукции военного назначения (риск связан с двумя факторами, оба из которых подлежат оценке: вероятностью неплатежа со стороны иностранного покупателя продукции, продаваемой ОАО «Рособоронэкспорт»; уровнем финансовой дисциплины ОАО «Рособоронэкспорт» и контролем за его деятельностью со стороны государства).

Уровень конкуренции, ее острота является фактором, повышающим неопределенность перспектив сохранения предприятием или организацией стабильного потока денежной выручки, а следовательно. и его платежеспособности по своим обязательствам. Можно выделить шесть направлений конкуренции, в которые вовлечены предприятия и организации ОПК:

- конкуренция на внешнем рынке вооружений и военной техники (уровень рисков оценивается экспертно на основании следующей информации: результаты участия российских производителей в конкурсах и тендерах, проводимых иностранными заказчиками: заявленных руководителями предприятий (организаций) намерении по созданию собственных сервисных служб и адаптации экспортируемых изделий под требования заказчика; динамика цен на российскую и аналогичную ей иностранную продукцию);

- конкуренция с зарубежными производителями на рынке потребительских товаров длительного пользования (уровень рисков оценивается на основании следующих данных: динамика реального обменного курса рубля; динамика цен на отечественные потребительские товары длительного пользования; доля импорта в розничном товарообороте по товарам длительного пользования: развитие ситуации после вступления России в В ГО):

- конкуренция с зарубежными производителями на внутреннем рынке спецоборудования и комплектующих к ВВСТ (риск оценивается экспертно, на основе данных о ходе переговоров с иностранными заказчиками о комплектации поставляемой им военной техники, данных о деятельности предприятий СНГ на российском рынке):

- конкуренция с зарубежными производителями на рынке продукции производственно-технического назначения (риск может оцениваться на основе следующих данных: динамика производства по основным видам технологического оборудования, выпускаемого ОПК; доля импортного оборудования в инвестициях; экспертные оценки по динамике соответствующего сегмента рынка; динамика реального обменного курса рубля):

конкуренция с отечественными производителями на рынке продукции производственно-технического назначения (риск оценивается на основе данных о соотношении отдельных видов

продукции производственного назначения, выпускаемых ОПК и предприятиями гражданского машиностроения, ценовой и товарной политики предприятий. Оценке подлежит активность иностранных инвесторов в сфере организации соответствующих производств и технологий на основе работающих предприятий на рассматриваемом сегменте товарного рынка);

- внутренняя конкуренция, связанная с размещением ГОЗ и участием в военно-техническом сотрудничестве (ВТС) (оценка уровня рисков формируется экспертно, на основании имеющейся информации о распределении ГОЗ, заказов на поставки производственно-технического оборудования в рамках реализации государственных программ и заказов государственного посредника на экспортные поставки).

Риски, связанные с состоянием системы нрощводства

Производственный процесс в отраслях ОПК характеризуется следующими особенностями:

- широкое использование новейших передовых технологий и конструкторских решений;

- высокая квалификация персонала - как инженерно-технического. так и рабочих кадров:

-значительная материалоемкость и энергоемкость выпускаемой продукции;

- наличие обширной многоуровневой сети поставщиков и субпоставщиков узлов, комплектующих, агрегатов:

- территориальная разветвленность производств;

- возможность возникновения аварийных ситуаций;

- высокие требования, предъявляемые к конкурентоспособности, качеству и безопасности выпускаемой продукции (в первую очередь - продукции военного назначения, поставляемой по ГОЗ и на экспорт).

Следует выделить две основные группы рисков, возникающих в производственной сфере.

Во-первых, это технологические риски, возникновение и развитие которых грозит нарушением хода технологического процесса. Они касаются состояния:

производственного аппарата (для оценки факторов риска целесообразно использовать следующие показатели: масштабы выбытия производственных мощностей и технологий за период после 1991 года (доля выбывших мощностей в % к уровню 1991 года и количество утерянных технологий); уровень мобилизационных мощностей (доля мобилизационных мощностей в общем объеме производственных отраслей ОПК): уровень фактического использования производственных мощностей в отраслях ОПК и степень соответствия единичных агрегатных мощностей и минимально-допустимого уровня загрузки мощностей в отраслях ОПК новым масштабам производства в этих отраслях; состояние производственного аппарата (распределение основных фондов по уровню соответствия мировым стандартам соответствуют мировым стандартам, соответствуют внутренним стандартам, требуют немедленной замены; по срокам ввода - до 5 лет, 5-10, 10-20 и свыше 20 лет: доля находящегося в эксплуатации оборудования, превысившего нормативный срок службы): определение районов и территорий, где компактно расположены предприятия и организации отраслей ОПК. с резко отрицательными экологическими характеристиками);

- кадрового потенциала (уровень рисков целесообразно оценивать по следующим показателям: уровень оплаты труда в отраслях ОПК по сравнению со средней по машиностроению (в частности, для промышленности боеприпасов - с химической промышленностью): обшес сокращение численности работников по сравнению с 1991 г.; оценки руководителями предприятий (организаций) состояния кадрового потенциала (уровень нехватки квалифицированных И ГР и рабочих, нарушения производственной дисциплины и качества работы); доля инженерно-технических работников в общем составе промышленно-пронзводсгвеиного персонала, из них - занятых непосредственно конструкторскими разработками: средний возраст работающих в отраслях 011К; доля вновь принятых молодых кадров (в возрасте до 30 лет) и уровень их подготовки):

- системы материально-технического обеспечения технологических процессов (для оценки рисков целесообразно использовать широкий набор показателей: уровень и структура материальных затрат в отраслях ОПК; количество поставщиков комплектующих и наличие конкуренции между ними; масштабы внутризаводской, внутри- и межотраслевой кооперации на предприятиях и в организациях ОПК: степень зависимости от импорта комплектующих).

1ШОУАТ1УЕ ЕСОЫОМУ | №1-2 2014 1 27

Во-вторых, что риски качества, сопряженные с необходимостью обеспечивать конкурентоспособность выпускаемой продукции. Они касаются управления качеством продукции на предприятиях (в организациях) и обеспечения конкурентоспособности выпускаемой техники в ходе ее производства и эксплуатации. Для оценки рисков необходимо учитывать следующие показатели: интегральные уровни достижений по важнейшим технологическим направлениям, используемых при производстве наукоемкой продукции в сравнении с основными соперниками на международных рынках; уровень управления качеством продукции на предприятиях (в организациях) ОПК.

Риски, связанные с государственным регулированием

Отличительной особенностью оборонно-промышленного комплекса является исключительно сильная зависимость хозяйственной деятельности предприятий и организаций от государственного регулирования. Это объясняется ролью отрасли в деле обеспечения обороноспособности страны, ее социальной значимостью, а также правами государства на интеллектуальную собственность, сконцентрированную в ОПК. Выделяются следующие направления государственного регулирования деятельности ОПК:

структурные преобразования ОН К (оценка рисков осуществляется экспертно. на основе анализа соответствующих программных документов, информации СМИ о ситуации на конкретных предприятиях и в организациях ОПК. комментариях органов государственного управления);

лицензирование (оценка рисков осуществляется экспертно, на основе анализа нормативных актов, сообщений СМИ и правоприменительной практики);

- регулирование внешнеэкономической деятельности (оценка рисков осуществляется экспертно. на основе анализа нормативных актов, правоприменительной практики и сообщений СМИ. Для предприятий (организаций), имеющих лицензию на ввоз (вывоз) продукции военного назначения, осуществляется анализ портфеля крупных контрактов по ВТС (соотнесение сроков выполнения контрактов со сроком действия лицензий; условия, предусмотренные для случая отзыва у предприятия (организации) лицензии и т.п.):

- управление интеллектуальной собственностью (оценка рисков осуществляется экспертно. на основе анализа нормативных актов, сообщений СМИ и правоприменительной практики):

- регулирование процедуры банкротства (оценка рисков осуществляется экспертно. на основе анализа нормативных актов, сообщений СМИ и правоприменительной практики):

- текущее администрирование деятельности предприятий и организаций (оценка рисков осуществляется экспертно, на основе анализа нормативных актов, сообщений СМИ и правоприменительной практики).

Организационные и институциональные факторы риска

К организационным и институциональным относятся риски, связанные с процессами управления, контроля, владения и информационного обмена. Среди наиболее значимых для отраслей ОПК организационных и институциональных факторов риска выделяются:

информационная прозрачность (в целом, уровень информационной «непрозрачности» стратегических предприятий и организаций коррелирует с долей оборонной продукции в объеме реализации товаров (услуг). Соответственно, именно этот показатель экспертно методом используется при оценке уровня кредитных рисков, связанных с информационной «непрозрачностью»):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уровень менеджмента (для оценки рисков целесообразно использовать следующие данные применительно к отраслям в целом: доля представителей отраслей ОПК в списке ведущих топ-менеджеров оценка общего уровня менеджмента, его влиятельности («лоббистского потенциала»): данные опросов руководителей предприятий и организаций ОПК по темам: ограничение власти руководителя внешними собственниками, мотивированность и ответственность высшего менеджмента предприятий (организаций), трудности в управлении трудовым коллективом: объем просроченной задолженности по оплате труда в ОПК - как индикатор уровня управляемости трудовых коллективов. Применительно к отдельным предприятиям (организациям), помимо отмеченного выше, дополнительно следует проанализировать: эффективность внешнего контроля за деятельностью высшего менеджмента; эффективность системы внутреннего контроля на предприятии (в организации): уровень личного авторитета руководителя предприятия (организации) внутри трудового коллектива, его «лоб-

бистский потенциал» в органах исполнительной власти; наличие конфликтов в управляющем составе предприятия (организации) и их острота; соответствие организационной структуры предприятие (организации) основным направлениям деятельности и развития, наличие средне- и долгосрочной стратегии развития предприятия уровень ее детализации и обоснованности; гибкость управление предприятием (как возможный критерий время освоения новой продукции (технологии) по сравнению с основными конкурентами на внешнем, и возможно, на внутреннем рынке); наличие подразделений, ответственных за обеспечение благоприятных экономико-правовых условий деятельности предприятия (организации): юридических, маркетинговых служб, в рамках финансовых служб - специализированных подразделений и лиц. ответственных за работу с инвесторами);

- интеграционные связи с финансовыми институтами (степень рисков, обусловленных состоянием интеграционных связей с финансовыми институтами, предполагается оценивагь на основании данных о составе основных интегрированных бизнес-групп и результатов опросов руководителей предприятий):

состояние социальной инфраструктуры (для определения уровня финансовых рисков, обусловленных содержанием объектов социальной инфраструктуры, предполагается использовать долк соответствующих расходов в общем объеме затрат предприятии >■ организаций, оценку финансового участия государства в финансировании содержания социальной инфраструктуры.).

Риски, связанные с финансовой и инвестиционной политикой

В сфере финансовой и инвестиционной политики предприятий и организаций ОПК могут быть выделены следующие основные источники рисков их инвестирования:

нехватка у предприятий и организаций ликвидных активов для обслуживания текущих обязательств (для оценки данной стороны деятельности стратегических предприятий и организаций ОПК целесообразно использовать как традиционный набор показателей ликвидности (коэффициенты абсолютной и текущей ликвидности, коэффициент покрытия), так и ряд специфических показателей);

- несбалансированность оборота капитала: недостаточная обеспеченность активов предприятий и организаций собственным капиталом, высокие сроки оборота (для оценки уровня рисков целесообразно использовать следующие показатели: отношение внеоборотных активов к долгосрочным ресурсам (собственном;, капиталу и долгосрочным обязательствам): отношение собственного оборотного капитала к оборотным активам; средний срок оборота оборотного капитала):

- низкая финансовая эффективность производства, затрудняющая обслуживание и возврат привлеченных средств (для ее оценки целесообразно использовать отношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) к валовому выпуску, а также к оборотным активам.):

отсутствие доступа к рынку заемных ресурсов, снижающее финансовую гибкость предприятия (организации) покрытие «кассовых разрывов» (в качестве индикатора риска может использоваться доля заемных средств в оборотном капитале предприятие (организации). Ее низкий уровень может свидетельствовать об отсутствии у предприятий доступа к заемным ресурсам.);

несбалансированная инвестиционная политика (уровень рисков, связанных нестабильностью источников финансирования инвестиций, предполагается оценивать на основании показателя долей отдельных источников с различной степенью устойчивости в общем объеме финансирования инвестиций.).

Уровень рисков по каждому из факторов оценивается по шкале. включающей в себя следующие градации: высокий; средний низкий: недопустимый. Итоговая (интегральная) оценка уровня рисков привлечения инвестиций представляет из себя средневзвешенную. с учетом различной значимости факторов, оценку рисков по отдельным факторам. Однако если по одному из факторов риск оценивается как «недопустимый», тогда итоговый (интегральный уровень рисков так же характеризуется как «недопустимый».

Таким образом, оценка рисков привлечения инвестиций стратегическими предприятиями и организациями ОПК с использованием инструментов фондового рынка должна осуществляться на основе анализа фундаментальных факторов, определяющих деятельное! • стратегических предприятий и организаций ОПК и объединяемых в следующие основные г руппы: состояние рынка; потенциал произ-

28 ПЧЫОУАТ! УЕ ЕСОМОМУ | № 1 -2 2014 |

водсгва; система государственного регулирования; организационные и институциональные факторы; финансовая и инвестиционная политика стратегических предприятии и организаций ОПК.

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации».

2. Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятии и стратегических акционерных обществ».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. X? 1226-р «Об утверждении перечня стратегических

организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации».

4. Закутнев С.Е. Финансово-экономическая деятельность отечественных и зарубежных оборонных предприятий: сравнительный анализ и проблемы развития / С.Е. Закутнев. Н.В. Кандыбко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. .4» 12(249).

5. Чистов И.В. Особенности функционирования предприятий ОПК как субъектов инвестиционной политики / Н.В. Чистов // Военный академический журнал. - 2014. -№ 1.

УДК 656.6

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПОРТОВОГО КОНТРОЛЯ

Ky.il аник А. А., государственный инспектор, магистр Керченского государственного морского технологического университета

В работе рассмотрено актуальная проблема -эффективность обеспечения безопасности мореплавания службами государственного портового контроля. Выявлены недостатки существующих методик решения данной задачи, а именно большое влияние человеческого фактора и большой объем нормативно - правовой базы, регулирующей безопасность мореплавания конкретного судна. В результате предложены пути решения этой задачи.

Ключевые слова: морское судно, безопасность мореплавания, служба государственного портового контроля.

EVALUATING THE PERFORMANCE OF SERVICESPORT STATE CONTROL

Kulganik A., state Inspector, master of the Kerch Slate Marine Technical University

The paper deals with actual problem - the effectiveness of the safety of navigation of the port state control services. Identified shortcomings of existing techniques for solving this problem, namely the great influence of the human factor and a large amount of normative - legal framework governing the safe navigation of a particular vessel. As a result of the ways to solve this problem are described.

Keywords: sea-going vessel, the safety of navigation, the service state of the port-governmental control.

Постановка задачи в общем виде

В случае задержания судна по результатам проверки органами государственного портового контроля судовладелец неизбежно терпит крупные убытки.

Несмотря на то. что порядка 95% судов под российским флагом не испытывают проблем при государственном портовом контроле в иностранных портах, судовладельцам, тем не менее, стоит обратить пристальное внимание на соответствие требованиям международных стандартов безопасности, постоянно контролируемых меморандумами.

Ведь и задержание судна, и даже проверка со сравнительно большим количеством выявленных недостатков может привести к серьезному ущербу для судоходной компании. Это убытки в связи с простоем судна, ухудшение профиля риска не только данного, но и всех судов, находящихся в управлении компании, их более частые проверки, ущерб деловой репутации компании.

Между тем. некоторые судовладельцы, неэффективно внедряют и используют системы управления безопасностью судов, а после задержания судна не пытаются решить очевидные проблемы системно.

Изложение материала исследования

Анализ статистика задержаний говорит об объективном характере претензий. Так, поданным за период 2012-2014 годы, причинами задержаний были недостатки в отношении объектов противопожарной защиты (20% недостатков, послуживших основанием для задержания судов), спасательных средств (12%). главных и вспомогательных механизмов (9%) и др.

В перечне несоответствий объектов противопожарной зашиты отмечаются в первую очередь ненадлежащее состояние основных и аварийных пожарных насосов, недостаточная готовность средств борьбы с пожаром к их немедленному использованию, ненадлежащее состояние закрытий вентиляции, систем обнаружения пожара, недостатки в отношении снаряжения пожарных и носимых средств.

В категории спасательных средств, в свою очередь, выделя-

ются проблемы с запуском двигателей спасательных шлюпках (отказ двигателя, разряженные стартовые батареи, обводнение или отсутствия топлива), затрудненный спуск и подъем шлюпки (ненадлежащее техническое обслуживание спускоподъемных устройств, тормозов лебедок). Также среди распространенных нарушений - истекшие сроки годности оборудования и снабжения. его функциональная неработоспособность, недостаточность аварийного освещения мест сбора и посадки [1.2].

В отношении главных и вспомогательных механизмов каждый второй недостаток связан с загрязненностью машинного отделения нефтепродуктами, несвоевременным и неполным сбором нефтеостатков. Так же частым замечание со стороны портового контроля является не соответствие и недоукомплектованность ЗИП, что особенно актуально для судов возрастом более 15 лет.

Вероятность задержания увеличивается с возрастом судна. Пороговым значением является возраст в 15 лет. Исключением не стал и 2014 год. когда 89% задержаний произошли с судами старше указанного срока. За прошедший период текущего года не было задержано ни одного российского судна возрастом до 15 лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что количество несоответствий на прямую зависит от возраста судна [3-5]. Вероятность возникновения одного и того же замечания на разных судах растет прямо пропорционально увеличению возраста судна.

Существует ряд типовых замечаний, которые легко обнаружить на преобладающей массе судов.

Еслн, для примера, рассмотреть морской сухогруз под флагом РФ возрастом от 15 до 25 лет то вероятность обнаружения несоответствий в категории спасательных средств может достигать 35-40 процентов.

В свете выше изложенного можно выявить зависимость и вероятность обнаружения какого либо несоответствия еще до захода судна в порт.

В. приведенной выше, таблице 1.1 легко выявить вероятность возникновения какого- либо замечания на различных типах судов с различным возрастом. Таким образом.можно сделать вывод: возраст

INNOVATIVE ECONOMY! №1-2 2014 | 29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.