Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РИСКОВ ОТМЫВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В ФУТБОЛЬНОЙ СФЕРЕ'

ОЦЕНКА РИСКОВ ОТМЫВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В ФУТБОЛЬНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛЬНЫЙ СЕКТОР / ВЛАДЕНИЕ ФУТБОЛЬНЫМИ КЛУБАМИ / ТРАНСФЕРНЫЙ РЫНОК И ВЛАДЕНИЕ ИГРОКАМИ / ТОТАЛИЗАТОРЫ / ПРАВО НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИДЖА / РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ФУТБОЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каширская Людмила Васильевна, Ситнов Алексей Александрович

Задача. В современном мировом развитии легализация преступных доходов считается одной из серьезных угроз, которая способна нанести непоправимый ущерб, как в отдельных странах, так и в рамках всего международного сообщества. Легализация нелегитимных доходов и финансирование терроризма создает опасность устойчивости финансовых рынков, а также международной стабильности. Это в свою очередь сопряжено с уменьшением налоговых доходов, оказывает негативное влияние на стоимость национальной валюты и процентные ставки, наносит существенный ущерб репутации государства. Таким образом, объектом внимания со стороны международного сообщества непрестанно становятся вопросы эффективного противодействия отмыванию незаконных доходов и криминализации различных сфер деятельности. Модель. Понимая значительный уровень угрозы преступных капиталов, их отрицательное воздействие на экономику, политику, общество, Совет Европы, ООН и FАТF в своих документах указывают на необходимость усиления мер по противодействию отмыванию доходов, применяя нормативно-правовые, научные и другие меры превенции таких преступлений. На национальном уровне в России эта задача изложена в Стратегии национальной безопасности. Особое место в общем объеме указанных проблем занимает спортивный сектор. Указанный аспект не теряет своей актуальности с начала 2000-ых. Так, согласно Докладу FАТF «Проблема отмывания денег через футбольный сектор» (июль 2009 года), преступное сообщество заинтересовано в поиске альтернативных способов отмывания денежных средств, полученных незаконным путем. Выводы. Результаты проведенного исследования показывают, что риски, сопряженные с деятельностью в футбольной сфере, очень высоки, а само направление способно притягивать заинтересованных в легализации и отмывании денежных средств лиц. Практическое значение. Практическая значимость статьи состоит в том, что выводы и предложения, направлены на усиление акцентов на мотивации осуществления модернизации системы контроля в футбольном секторе для оперативного выявления и эффективного предупреждения схем отмывания финансовых активов. Оригинальность. Проведенное авторами исследование выявило то, что новая реальность изменила отношение к отмыванию и легализации нелегитимных доходов в спортивном секторе. Использование такого незаменимого инструмента как современная система контроля на международном уровне позволяет поднять имидж любого государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK ASSESSMENT OF LAUNDERING OF FINANCIAL ASSETS ON THE FOOTBALL FIELD

Task. In today's global development, the legalization of criminal proceeds is considered one of the serious threats that can cause irreparable damage, both in individual countries and within the entire international community. The legalization of illegitimate income and the financing of terrorism pose a threat to the stability of financial markets, as well as to international stability. This, in turn, is associated with a reduction in tax revenues, has a negative impact on the value of the national currency and interest rates, and causes significant damage to the state's reputation. Thus, the international community is constantly paying attention to the issues of effective counteraction to the laundering of illegal income and criminalization of various spheres of activity. Model. Understanding the significant level of threat of criminal capital and its negative impact on the economy, politics, and society, the Council of Europe, the United Nations, and the FATF in their documents indicate the need to strengthen measures to combat money laundering by applying regulatory, scientific, and other measures to prevent such crimes. At the national level in Russia, this task is set out in the national security Strategy. A special place in the total volume of these problems is occupied by the sports sector. This aspect has not lost its relevance since the early 2000s. Thus, according to the FATF Report «the Problem of money laundering through the football sector» (July 2009), the criminal community is interested in finding alternative ways to launder money obtained illegally. Conclusions. The results of the study show that the risks associated with activities in the football field are very high, and the direction itself can attract those interested in money laundering and money laundering. Practical importance. The practical significance of the article is that the conclusions and proposals are aimed at strengthening the emphasis on the motivation for the modernization of the control system in the football sector for the rapid detection and effective prevention of financial asset laundering schemes. Originality. The study conducted by the authors revealed that the new reality has changed the attitude towards laundering and legalizing illegitimate income in the sports sector. Using such an irreplaceable tool as a modern control system at the international level allows you to raise the image of any state.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РИСКОВ ОТМЫВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В ФУТБОЛЬНОЙ СФЕРЕ»

3. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, СТАТИСТИКА

08.00.12

3.1. Оценка рисков отмывания финансовых активов

в футбольной сфере

©Каширская Л. В.", ©Ситнов А. А.ь ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация ае-таН: kashirskaya76@mail.ru ье-таМ: ASitnov@fa.ru

ä|

Аннотация. Задача. В современном мировом развитии легализация преступных доходов считается одной из серьезных угроз, которая способна нанести непоправимый ущерб, как в отдельных странах, так и в рамках всего международного сообщества. Легализация нелегитимных доходов и финансирование терроризма создает опасность устойчивости финансовых рынков, а также международной стабильности. Это в свою очередь сопряжено с уменьшением налоговых доходов, оказывает негативное влияние на стоимость национальной валюты и процентные ставки, наносит существенный ущерб репутации государства. Таким образом, объектом внимания со стороны международного сообщества непрестанно становятся вопросы эффективного противодействия отмыванию незаконных доходов и криминализации различных сфер деятельности. Модель. Понимая значительный уровень угрозы преступных капиталов, их отрицательное воздействие на экономику, политику, общество, Совет Европы, ООН и FАТF в своих документах указывают на необходимость усиления мер по противодействию отмыванию доходов, применяя нормативно-правовые, научные и другие меры превенции таких преступлений. На национальном уровне в России эта задача изложена в Стратегии национальной безопасности. Особое место в общем объеме указанных проблем занимает спортивный сектор. Указанный аспект не теряет своей актуальности с начала 2000-ых. Так, согласно Докладу FАТF «Проблема отмывания денег через футбольный сектор» (июль 2009 года), преступное сообщество заинтересовано в поиске альтернативных способов отмывания денежных средств, полученных незаконным путем. Выводы. Результаты проведенного исследования показывают, что риски, сопряженные с деятельностью в футбольной сфере, очень высоки, а само направление способно притягивать заинтересованных в легализации и отмывании денежных средств лиц. Практическое значение. Практическая значимость статьи состоит в том, что выводы и предложения, направлены на усиление акцентов на мотивации осуществления модернизации системы контроля в футбольном секторе для оперативного выявления и эффективного предупреждения схем отмывания финансовых активов. Оригинальность. Проведенное авторами исследование выявило то, что новая реальность изменила отношение к отмыванию и легализации нелегитимных доходов в спортивном секторе. Использование такого незаменимого инструмента как современная система контроля на международном уровне позволяет поднять имидж любого государства.

Ключевые слова: футбольный сектор, владение футбольными клубами, трансферный рынок и владение игроками, тотализаторы, право на использование имиджа, реализация государственных программ в сфере футбола.

Для цитирования: Каширская Л. В., Ситнов А. А. Оценка рисков отмывания финансовых активов в футбольной сфере // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 6. С. 92-99.

Risk assessment of laundering of financial assets on the football field

Abstract. Task. In today's global development, the legalization of criminal proceeds is considered one of the serious threats that can cause irreparable damage, both in individual countries and within the entire international community. The legalization of illegitimate income and the financing of terrorism pose a threat to the stability of financial markets, as well as to international stability. This, in turn, is associated

©L. V. Kashirskayaa, ©A. A. Sitnovb FGOBU VO «Financial University under the Government of the Russian Federation», Moscow, Russian Federation ae-mail: kashirskaya76@mail.ru be-mail: ASitnov@fa.ru

a

with a reduction in tax revenues, has a negative impact on the value of the national currency and interest rates, and causes significant damage to the state's reputation. Thus, the international community is constantly paying attention to the issues of effective counteraction to the laundering of illegal income and criminalization of various spheres of activity. Model. Understanding the significant level of threat of criminal capital and its negative impact on the economy, politics, and society, the Council of Europe, the United Nations, and the FATF in their documents indicate the need to strengthen measures to combat money laundering by applying regulatory, scientific, and other measures to prevent such crimes. At the national level in Russia, this task is set out in the national security Strategy. A special place in the total volume of these problems is occupied by the sports sector. This aspect has not lost its relevance since the early 2000s. Thus, according to the FATF Report «the Problem of money laundering through the football sector» (July 2009), the criminal community is interested in finding alternative ways to launder money obtained illegally. Conclusions. The results of the study show that the risks associated with activities in the football field are very high, and the direction itself can attract those interested in money laundering and money laundering. Practical importance. The practical significance of the article is that the conclusions and proposals are aimed at strengthening the emphasis on the motivation for the modernization of the control system in the football sector for the rapid detection and effective prevention of financial asset laundering schemes. Originality. The study conducted by the authors revealed that the new reality has changed the attitude towards laundering and legalizing illegitimate income in the sports sector. Using such an irreplaceable tool as a modern control system at the international level allows you to raise the image of any state.

Keywords: football sector, ownership of football clubs, transfer market and ownership of players, sweepstakes, the right to use the image, implementation of state programs in the field of football.

For citation: Kashirskaya L. V., Sitnov A. A. Risk assessment of laundering of financial assets on the football field // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. № 6. P. 92-99.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мировом развитии легализация преступных доходов считается одной из серьезных угроз, которая способна нанести непоправимый ущерб, как в отдельных странах, так и в рамках всего международного сообщества. При этом согласно данным Международного валютного фонда, ежегодный мировой объем легализации незаконно полученных денежных средств соответствует 2 - 5% от мирового ВВП. [1].

Ведущий специалист по борьбе с теневыми финансовыми транзакциями Всемирного банка П.Л. Шатен приравнивает легализацию незаконных доходов к тяжелым преступлениям, которые тормозят всеобщее развитие мирового сообщества [2].

По мнению российских ученых П. В. Ревенкова и А. Г. Воронина легализация нелегитимных доходов и финансирование терроризма создает опасность устойчивости финансовых рынков, а также международной стабильности. Согласно их утверждениям, это непосредственно сопряжено с уменьшением налоговых доходов, оказывает негативное влияние на стоимость национальной валюты и процентные ставки, наносит существенный ущерб репутации государства [3].

Таким образом, объектом внимания со стороны международного сообщества непрестанно становятся вопросы эффективного противодействия отмыванию незаконных доходов и криминализации разл ичных сфер деятел ьности.

В настоящее время важным звеном международной системы по борьбе с легитимизацией незаконно полученных доходов является Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force (FATF) [4, 5], созданная в 1989 году.

Понимая значительный уровень угрозы преступных капиталов, их отрицательное воздействие на экономику, политику, общество, Совет Европы, ООН и FATF в своих документах указывают на необходимость усиления мер по противодействию отмыванию доходов, применяя нормативно-правовые, научные и другие меры предупреждения таких преступлений. На национальном уровне в России эта задача изложена в Стратегии национальной безопасности.

По мнению экспертов FATF и Международного валютного фонда, в мире ежегодно отмывается от 500 млрд до 1,5 трлн. долл. США. В результате нарушений законодательства из России ежегодно вывозятся миллиарды долларов.

Особое место в общем объеме указанной проблематики занимает спортивный сектор. Указанный аспект не теряет своей актуальности с начала 2000-ых годов. Так, в 2009 году FATF в своем докладе «Проблема отмывания денег через футбольный сектор» отметила, что преступное сообщество заинтересовано в поиске альтернативных способов отмывания денежных средств, полученных незаконным путем [6]. При этом футбол является не единственным видом спорта, уязвимым для действий криминальной направленности. К группе риска отнесены регби, скачки, автогонки, хоккей, баскетбол и волейбол. Для раскрытия указанной проблематики и путей решения указанных аспектов в качестве примера исследован футбольный сектор в связи с повышенной актуальностью для Российской Федерации в следствие проведения на территории страны Кубка конфедераций в 2017 году и Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Кроме того, среди перечисленных видов спорта футбол является наиболее популярным среди болельщиков. Согласно данным, опубликованным в годовом отчете FIFA в 2019 году [7], в 183 проанализированных странах количество профессиональных спортсменов-футболистов составило 128 983 человека. Оценивая количество профессиональных футбольных клубов, располагающихся на территории исследованных 55 стран FIFA, составило рейтинг по лидерам по указанному критерию. Совокупное количество клубов, приходящихся на эти 55 стран, составило 1 576 клубов. Первое место заняла Турция (126 профессиональных клубов), второе - Англия (111 клубов), третье -Италия (98 клубов), на четвертом месте расположилась Россия, на пятом - Украина (61 клуб). В Российской Федерации функционирует 95 профессиональных клубов. К числу профессиональных клубов относятся те, которые участвуют в Российской Премьер Лиге (РПЛ) (16 клубов), Первенстве Футбольной национальной лиги (ФНЛ) (20 клубов) и Первенстве России среди команд клубов Профессиональной футбольной лиги «ОЛИМП» (59 клубов).

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ОТМЫВАНИЯ И ЛЕГАЛИЗАЦИИ НЕЛЕГИТИВНЫХ ДОХОДОВ

В то же время следует учитывать, что перечень нормативно-правовых актов, направленных на урегулирование и развитие футбола в Российской Федерации, за последние годы увеличился вследствие вовлечения России в организацию международных футбольных чемпионатов. В настоящее время систему нормативно-правовых актов, связанных напрямую с футбольным сектором, формируют законы, международные соглашения, подзаконные нормативно-правовые акты [8]. Среди ключевых нормативно-правовых актов, влияющих на развитие футбольной сферы в Российской Федерации, подвергнутые исследованию в ходе рассмотрения указанной проблемы можно выделить:

- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-Ф3;

- Федеральный закон «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.06.2013 N 108-ФЗ;

- План-график реализации Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу;

- Конвенция Совета Европы по единому подходу к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий, в частности футбольных матчей ETS N 218 (Сан-Дени, 3 июля 2016);

- Соглашение о проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, заключенное FIFA и Оргкомитетом «Россия-2018».

Футбольный сектор являясь высокодоходной сферой, но при этом обладающей целым рядом уязвимых мест, в результате чего он становится привлекательнее для осуществления легализации и отмывания денежных средств, полученных преступным путем. Легкость проникновения на рынок является одним из рисков, присущих этому сектору. Низкие барьеры связаны как с тем, что футбол объединяет в рядах болельщиков не только представителей элиты, но и граждан, участвующих в организованном сговоре. Кроме того, любые деятели, имеющие средства и желание для инвестирования в футбольные клубы могут участвовать в их деятельности вне зависимости от происхождения указанных финансовых активов.

Еще одной весьма значимой проблемой, ослабляющей год от года барьеры входа в футбольный сектор, является сложная сеть заинтересованных лиц. Речь здесь идет о том, что футболу свойственно вовлечение его в процессы коммерциализации и глобализации [9]. Указанные процессы напрямую связаны с трансферной политикой клубов. Говоря непосредственно о Российской Федерации, необходимо отметить, что в 2019 году процент легионеров составлял 40% от общего числа игроков. Это свидетельствует о высоких объемах денежных средств, обращаемых в течение открытия трансферных окон в России. Кроме того, эти данные соответствуют периоду, когда система лимита легионеров в Российской Федерации имела схему «6+5», то есть на поле могло выходить не более 6 легионеров за одну игру. Для сезона 2020/21 Российским футбольным союзом были разработаны новые требования, касающиеся числа легионеров в одном клубе. В настоящее время ограничения относительно одновременного нахождения на поле для легионеров отсутствуют, однако указано, что в одном клубе из 25 игроков, вносимых в заявку, только 8 футболистов могут быть представителями иностранных государств [10].

Следует учитывать, что в Российской Федерации отсутствует система профессионального управления футбольными клубами. Оценка руководства топ-5 клубов, возглавляющих Российскую Премьер-лигу, показала, что первое место в турнирной таблице занимает «Зенит». Генеральный директор клуба -Александр Иванович Медведев - окончил МФТИ по специальности «системы автоматического управления», а в ходе работы в «Газпроме» в разные периоды осуществлял руководство как хоккейным клубом, так и теннисным, заняв при этом пост генерального директора футбольного клуба лишь в 2019 году [11]. На втором месте расположился «Спартак» во главе с Шамилем Газизовым, для которого клуб стал третьим в его футбольной карьере после «Динамо-Тималь» и «Уфа» [12]. Президент «ЦСКА», расположившегося на третьей строчке, Евгений Леннорович Гиннер, возглавляет клуб с 2001 года, при этом оказывая значительное влияние на футбол России в целом, с 2004 по 2006 занимая пост президента Российской футбольной премьер-лиги, а с 2013 - пост главы финансового комитета РФС. Бизнесмен в области торговли лодками и катерами Дмитрий Викторович Рубашко возглавляет клуб с четвертой строчки «Сочи», поскольку собственник клуба, Борис Ротен-берг, ранее был его тренером по борьбе [13]. Президентом и генеральным директором «Локомотива», замыкающего пятерку лидеров, с 2018 года является репортер и журналист Василий Кикнадзе, занявший место Ильи Геркуса, который, в свою очередь является автором стратегии развития клуба «Зенит» и руководителем, который привел «Локомотив» к титулу обладателя «Кубка России» в сезоне 2016/17 и Чемпиона России в сезоне 2017/18. Приведенные данные показывают, что из пяти действующих руководителей только двое имеют непосредственное отношение к футбольному сектору, при чем один из них является аффилированным лицом со стороны Российского футбольного союза.

По данным сайта Transfermarkt на 6 октября 2020 года в футбольном секторе вращаются значительные суммы финансовых средств. При этом к числу самых дорогих приобретений российскими клубами футболистов в 2019 и 2020 годах можно отнести приведенные в таблице 1 данные.

Таблица 1

Самые дорогие трансферы 2019-2020 г.г. РФ [14]

Игрок Откуда Куда Стоимость (млн евро) Год

Малком Барселона Зенит 40 2019

Вендел Спортинг (Лиссабон) Зенит 20,3 2020

Максимилиан Филипп Боруссия (Дортмунд) Динамо 20 2019

Гус Тил АЗ Спартак 16 2019

С этой целью финансовые операции осуществляются как правило через разветвленные сети мирового масштаба, и при этом существует риск, что международные потоки задействованных денежных средств выйдут из-под контроля национальных органов и футбольных организаций. Чаще всего эти денежные средства поступают «из» и утекают «в», так называемые, налоговые убежища («налоговые гавани») или проходят через значительное число стран.

Еще одной значимой проблемой, существующей в российском футбольном секторе, является нерациональное использование средств, используемых в ходе организации и проведения различных футбольных мероприятий. Согласно проведенной аналитической работе, при строительстве стадионов к Кубку Конфедераций 2017 года и Чемпионату Мира 2018 года

лишь на двух стадионах из 12, подлежащих строительству и реконструкции, была отмечена экономия средств по сравнению с запланированными затратами - в Казани (сэкономлено 900 млн рублей) и Екатеринбурге (экономия составила 2 100 млн рублей) [15]. В то время, как на все остальные спортивные объекты расходы значительно превысили запланированные. По данным тех же источников минимальную эффективность использования бюджетных средств, выделяемых для строительства и реконструкции, можно отметить на стадионе «Зенит» в Санкт-Петербурге, где отклонение от плана составило 29 700 млн рублей, составив в конечном счете 48 676 млн рублей. При этом отмечается нерациональное использование имеющихся мощностей: готовый к приему зрителей стадион в Краснодаре, построенный частными лицами, не был использован государством по неизвестным причинам.

Кроме того, значительной проблемой в футбольном секторе является как социальная, так и психологическая уязвимость некоторых игроков. Так, выдающиеся футболисты, склонные к азартным играм, обычно склоны и к содействию совершения финансовых махинаций, а также к организации договорных матчей с целью приобретения личной выгоды. Так, например, футболист Кит Гиллесли умудрился проиграть все свое состояние в размере 7-8 млн фунтов стерлингов [16].

Последней проблемой, относящейся не к финансовой, а к морально-этической составляющей футбольного сектора, относится тот факт, что болельщики, которые могу стать свидетелями осуществления финансовых махинаций в данной сфере, чаще всего не сообщают об этом, не желая признавать увиденное и прощаться с «иллюзией невинности» спорта. Этому способствуют грандиозные старания руководства клубов, стремящихся к формированию солидного имиджа своего клуба.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ имеющихся нормативно-правовых актов, существующих уязвимых мест, а также практики функционирования футбольного сектора, позволили составить карту коррупционных рисков футбольного сектора Российской Федерации. В соответствии с имеющимися рекомендациями FАТF к числу подобных рисков, требующих непрерывного контроля, а еще лучше их мониторинга отнесены:

- владение футбольными клубами;

- трансферный рынок и владение игроками;

- тотализаторы;

- право на использование имиджа;

- реализация государственных программ в сфере футбола.

Санкции, наложенн

Рассматривая каждый конкретный риск, были проанализированы зоны повышенного коррупционного риска в отношении каждого из указанных рисков.

При этом владение футбольными клубами может использоваться в качестве механизма интеграции финансовых активов в реальный оборот. Примером такого способа легализации и отмывания денежных средств является французская практика, когда путем заведомо ложного представления финансовой отчетности, касающейся деятельности компании, принадлежащей президенту футбольного клуба. Как оказалось, объемы финансирования ставят под удар финансовые возможности компании, однако, это и являлось первоначальной целью, которую ставил перед собой бизнесмен. На самом деле, следствие установило, что вывод активов осуществлялся без экономического обоснования.

Кроме того, что денежные средства могут быть выведены из деятельности организации незаконно, их происхождение может носить и непосредственно криминальный характер. Так, например случай, произошедший в Мексике, когда наживший целое состояние за рубежом физическое лицо купило мелкую футбольную команду третьего дивизиона, не подававшую никаких надежд и не имевшую даже стабильного фанатского клуба. Однако, вопреки всему зарплаты спортсменов и инвестиции в клуб в целом продолжали расти. В ходе следственных действий было установлено, что инвестор являлся лидером преступной сети, занимающейся незаконным оборотом наркотиков.

При этом сложность выявления отмывания денежных средств заключается еще и в том, что достаточно сложным представляется получение реально достоверной информации относительно фактических владельцев клуба. Чаще всего документальное владение не совпадает с реальным. Так, например на почве выявления реального выгодоприобретателя в связи с владением футбольным клубом разгорелся скандал в Италии в 2006 году. В этот скандал оказались вовлечены такие крупные итальянские клубы, как «Ювентус», «Милан», «Фио-рентина», «Лацио» и «Реджина» [17]. Расследование указанного преступления было связано в первую очередь с установлением прослушивающих устройств на мобильные средства связи. Согласно опубликованным в СМИ (La Gazzetta dello Sport) стенограммам подслушанных телефонных разговоров, во время сезона 2004/05 гендиректор «Ювентуса» Лучано Моджи вёл переговоры с футбольными функционерами с целью назначения на матчи этой команды «нужных» судей. Данный скандал повлек за собой ряд санкций в отношении указанных клубов, которые негативно сказались не только на продолжении игрового сезона, но и на имидже футбольных клубов, который формировался годами (Таблица 2).

Таблица 2

в результате скандала

Наименование клуба/ имя участника Введенные санкции

«Милан» «-30» очков в сезоне 2005/06; Проведение одной игры на домашнем стадионе без болельщиков

«Фиорентина» «-30» очков в сезоне 2005/06; Отстранение от участия в Лиге Чемпионов 2006/07; Проведение двух игр на домашнем стадионе без болельщиков

«Ювентус» Перевод в Серию В; Снятие всех очков в сезоне 2005/06; Лишение «скудетто» 2005 и 2006 годов; Отстранение от участия в Лиге Чемпионов 2006/07; Проведение трёх игр на домашнем стадионе без болельщиков

«Лацио» «-30» очков в сезоне 2005/06; Отстранение от участия в Кубке УЕФА 2006/07; Проведение двух игр на домашнем стадионе без болельщиков

«Реджина» Штраф в размере, эквивалентном 68 000 фунтов; Президент клуба Лило Фоти оштрафован на 20 000 фунтов и отстранён от футбола на 2,5 года

Судья Массимо де Сантис Отстранение от футбола на 4,5 года

Президент Итальянской федерации футбола Франко Карраро Штраф размером в 80 000 евро

Вице-президент Инноченцо Маццини Пожизненное отстранение от футбола

Исполнительный директор «Ювентуса» Антонио Джираудо Пожизненное отстранение от футбола

Лучано Моджи Пожизненное отстранение от футбола; Срок тюремного заключения в размере 5 лет и 4 месяцев

Приобретение игроков, то есть осуществление трансферных операций, как было отмечено ранее, входит в число рисковых моментов деятельности в футбольной сфере. В связи с крупными суммами операций, а также присутствием компенсаций со стороны одного клуба в счет другого, также повышается привлекательность указанной сферы в глазах преступного сообщества. При этом для осуществления трансфера косвенно может быть вовлечена страна, в которой присутствует «налоговая гавань», чтобы отследить источник, а также конечный пункт зачисления денежных средств. Указанный случай был осуществлен при покупке иностранного игрока одним Аргентинским клубом.

К сожалению, сокрытие денежных средств является далеко не единственной проблемой в указанной сфере. Существует проблема наличия нелицензированных специалистов в области осуществления различных сделок. Спортивными агентами игроков могут выступать как профессиональные участники спортивной сферы, так и друзья, а также родственники футболистов.

Кроме того, чтобы привлечь игрока в другой клуб, что напрямую будет связано с его переездом в новый город, его необходимо дополнительно «стимулировать» к осуществлению выбора в пользу приобретающего его клуба. Для этого осуществляются затраты на приобретение дома, автомобиля или формирование финансовой подушки на первое время для членов его семьи.

Следующим способом отмывания денежных средств в футбольном секторе является механизм тотализатора. При этом наиболее распространенным способом отмывания финансовых активов с использованием этого инструмента является организация договорных матчей.

Футбольный тотализатор создает наибольшие проблемы в Азии. Операция «СОГА II», проведенная Интерполом в 2008 году, дает представление о масштабах незаконного футбольного тотализатора в этом регионе. В ходе операции было арестовано 1 300 человек по подозрению в организации незаконного тотализатора, и было конфисковано 16 миллионов долларов США. Было выявлено 1 088 подпольных игорных заведений, большинство из которых были связаны с организованной преступностью. По оценкам, эти заведения принимали ставки на общую сумму, порядка, 1,5 миллиардов долларов США. Это была не первая операция, проведенная Интерполом в этом регионе. В 2007 году в результате проведенной операции «СОГА I» было арестовано 400 человек, обнаружено 272 подпольных притона и конфискованы ставки на общую сумму 680 миллионов долларов США. Несмотря на то, что подпольные игорные заведения использовались не только для отмывания денег, однако по данным Интерпола незаконный футбольный тотализатор часто связан с отмыванием денег.

При этом следует учитывать, что провайдеры, на которых зарегистрированы онлайн-тотализаторы, зачастую располагаются в других странах. Поскольку исследуемая сфера очень неоднородна и ее регулирование не отлажено на международном уровне, привлечение организаторов тотализаторов к ответственности представляется все менее реальным.

Следующим рассматриваемым риском является право на использование имиджа. Указанная сфера связана с участием спортсменов в различной деятельности, в первую очередь рекламной, за счет своей внешности и узнаваемости. Денежные средства, подлежащие выплате, как записано в контрактах, переводятся на счет компании, часто находящийся в «налоговой гавани». Тут возникает дилемма, при которой у игрока может возникнуть желание уклониться от уплаты налогов с полученного вознаграждения. Среди последних подобных случаем можно назвать скандал с участием игрока сборной Аргентины и испанского клуба «Барселона» - Лионеля Месси. Спортсмен скрывал свои активы в офшоре в Панаме, которые появились у него сразу после раскрытия информации о том, что спортсменом были не уплачены налоги. В результате игрок провел в тюрьме 21 месяц, его отец - 15, а также им предписали оплатить штраф в размере 2,1 млн евро [18].

Никто не будет отрицать, что современный футбольный сектор, как неоднократно отмечалось ранее связан с крупными денежными потоками, предоставляемыми в рамках спонсорских и рекламных соглашений. Часть доходов профессиональных футбольных клубов зависит от спонсоров, которые инвестируют средства в указанную сферу для своих рекламных целей. Если не осуществлять проверку, чем занимаются спонсоры, а также их прошлого, организованная преступность сможет использовать спонсорство в качестве лазейки для проникновения в легальный бизнес. Приобретая определенную ключевую позицию в профессиональной спортивной организации, спонсор получает доступ к ее корпоративной сети.

Еще одним способом отмывания денежных средств за счет имиджа того или иного клуба, является приобретение телевизионными каналами права на трансляции футбольных матчей. Не сложно заметить, что каналы, на которых транслируются те или иные футбольные события, напрямую связаны с тем, каким статусом обладают участвующие в данном матче клубы. То есть, чем привилегированней и выше в турнирной таблице клуб, тем больше будет стоить трансляция и тем презентабельнее будет телевизионный канал.

В свою очередь при реализации государственных программ в сфере футбола, необходимо отметить, что развитие футбола в Российской Федерации за счет бюджетных средств осуществлялось в рамках реализации государственной программы «Развитие физической культуры и спорта». С учетом разработанных направлений стратегического развития России, а также Указа Президента «О национальных целях и стратегиче-

ских задачах до 2024 года» была разработана и утверждена программа «Развитие физической культуры и спорта». Данная программа включает в себя следующий перечень подпрограмм и Федеральных целевых программ:

- подпрограмма 1 «Развитие физической культуры и массового спорта»;

- подпрограмма 2 «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва»;

- подпрограмма 3 «Подготовка и проведение Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации»;

- подпрограмма 4 «Управление развитием отрасли физической культуры и спорта»;

- подпрограмма 5 «Развитие хоккея в Российской Федерации»;

- федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы»;

- федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».

Оценивая то, как реализуются рассматриваемые направления в рамках государственной программы, были рассмотрены основные показатели, позволяющие оценить степень реализации критериев и эффективность использования бюджетных средств (Таблица 3 и Таблица 4).

Таблица 3

Степень реализации государственной программы развитие физической культуры и спорта в разрезе подпрограмм «футбола», % (факт/план) на число показателей

Наименование 2015 2016 2017 2018

Подпрограмма 3 Подготовка и проведение Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации» 83 33 - 100

Подпрограмма 8 Развитие футбола в Российской Федерации Х Х Х Х

В целом по госпрограмме 58,58% 82,98% 65,71% 82,96°%

Указанные результаты, взятые из годовых отчетов Министерства спорта Российской Федерации, отражают степень исполнения установленных подпрограммой ключевых индикаторов в преддверии открытия и проведения Мундиаля в Российской Федерации. При этом необходимо отметить, что в указанный период не осуществлялся учет по реализации подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации». Однако, степень реализации показателей по подпрограмме 3 в 2018 году составила 100%, значительно превысив средний уровень реализации указанной государственной программы в целом.

Исследования показали, что при оценке реализации государственной программы необходимо уделять внимание не только ее результативности, но и экономности. То есть важно оценить то, как были использованы бюджетные средства. В проверяемом периоде значения результативности и экономности по 3 Подпрограмме являются сопоставимыми, в то время как по государственной программе в целом проведение расчета эффективности бюджетных средств не представляется возможным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Оценка эффективности использования средств федерального бюджета, %.

Наименование 2015 2016 2017 2018

Подпрограмма 3 Подготовка и проведение Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации» 83 41,5 - 100

Подпрограмма 8 Развитие футбола в Российской Федерации - - - -

В целом по госпрограмме 85 - - -

Таким образом можно сделать однозначный вывод, что отмывание и легализация денежных средств здесь осуществлялись в первую очередь со стороны подрядчиков, занимавшихся строительством и реконструкцией объектов в рамках подготовки к Чемпионату мира 2018. Ярким примером является строительство стадиона Зенит-арена. Невзирая на очевидное злоупотребление подрядчиками своим служебным положением, ввиду отсутствия доказательной базы, этот пример можно отнести к риску объективной непредсказуемости. Никто не мог предположить, что природные события могут увеличить стоимость спортивного объекта в 6 раз. Так, строительство вышеупомянутой «Зенит-Арены» планировалось осуществить в пределах 6,7 млрд рублей, но проблемы с крышей, возникавшие несколько раз, а также выявленные во время сдачи объекта в эксплуатацию проблемы с покрытием поля за весь период строительства «долгостроя» подняли цену стадиона да 43 млрд рублей.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Результаты проведенного исследования показывают, что риски, сопряженные с деятельностью в футбольной сфере, очень высоки, а само направление способно притягивать заинтересованных в легализации и отмывании денежных средств лиц.

В связи с этим представляется необходимым осуществить модернизацию системы контроля в футбольном секторе для оперативного выявления и эффективного предупреждения схем отмывания финансовых активов.

С этой целью, во-первых, необходимо обеспечить информирование участников данной сферы (как болельщиков, так и профессиональных участников) полной и достоверной информацией о возможных схемах и ответственности за их реализацию.

Во-вторых, необходимо формирование управленческого аппарата в футбольных федерациях и клубах с привлечением компетентных и опытных лиц, разбирающихся в специфике не только проведения и организации спонсорских мероприятий, но и самих матчей, а также реализации в пределах своих компетенций полномочий по развитию футбола в Российской Федерации.

В-третьих, необходимо укреплять взаимодействие государственного сектора, влияющего на футбол и отвечающего за его развитие на территории страны, с негосударственным сектором. Данное взаимодействие поспособствует обеспечению открытости информации в футбольном секторе, а также простимулирует осуществление общественного контроля за деятельностью в области футбола.

В-четвертых, необходимо установить более четкие правила и нормы осуществления деятельности в данном поле, а также регламент представления отчетности не только о деятельности и подотчетности футбольных клубов, но и о работе футбольных агентов, осуществляющих свою деятельность на территории государства.

И, наконец, необходимо осуществлять перманентный мониторинг интернет тотализаторов, а именно исследование интернет ставок, так как в процесс ставок вовлечены различные операторы по всему миру, даже созданы специальные оффшорные компаний.

Однако следует учитывать, что любой контрольный процесс влечет за собой риски, связанные с неопределенностью и непредсказуемостью. Это связано с тем, что современные пользователи избалованы многообразием, которое предлагает им футбольный сектор в условиях глобальной цифровизации. Они уже привыкли к тому, что цифровые продукты и сервисы

Список литературы:

1. Каратаев, М.В. Финансовый мониторинг в банке: организация внутреннего контроля, оценка и управление риском вовлечения банка в процессы легализации: практическое пособие / М.В. Каратаев, П.В. Ревенков. - Москва : Регламент-Медиа, 2011. - 319 с. - ISBN 978-5-903548-56-9.

2. Шатен, П.Л. Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма / П.Л. Шатен, Д. Макдауэль, С. Муссе [и др.]. - Москва : Альпина Паблишерз, 2011. - 316 с. -ISBN 978-5-9614-5200-6.

3. Ревенков, П.В. Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках / П.В. Ревенков, А.Б. Дудка, А.Н. Воронин, М.В. Каратаев. - Москва : КноРус, 2012. - 279 с. -ISBN 978-5-406-02164-4.

4. Зубков, В.А. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма / В.А. Зубков, С.К. Осипов. - Москва : Городец, 2006 (Ярославль : Ярославский полиграфкомбинат). - 751 с. - ISBN 5-9584-0137-8.

5. Годовой отчет Росфинмониторинга. - Текст: электронный. -DOI отсутствует. - URL: http://www.fedsfm.ru/activity/annual-reports/ (дата обращения: 09.07.2018).

6. FATF «Money Laundering through the Football Sector, July 2009». Источник информации: www.fatf-gafi.org

7. FIFA «Professional football report 2019». Источник информации: https://img.fifa.com/image/upload/jlr5corccbsef4 n4brde.pdf

8. Алексеев С.В. Футбольное право как новейшая область научного правоведения // Право и государство: теория и практика. № 4 (124) 2015. стр. 93-96

9. Бычкова А.С., Нехайчук Ю.С. Проблема отмывания денег через футбольный сектор // Актуальные вопросы развития национальной экономики. 2015. стр. 9-15.

10. Лимит на легионеров «8+17» утвержден в РПЛ с сезона-2020/21 // https://www.sports.ru/football/1075763646.html

11. Официальный сайт «ФК «Зенит» // https://fc-zenit.ru/club/leads/medvedev/

12. Биография Газизова Шамиля Камиловича // https://mega-stars.ru/business/gazizov_shamil_kamilovich.php

13. Гендиректор петербургского «Динамо»: Меня тренировали Ротенберги // https://www.fontanka.ru/2016/02/04/126/

14. Информационный ресурс Transfermarkt // https://www.transfermarkt.de/

доступны здесь и сейчас, удобны в использовании и безопасны. Однако в большинстве случаев их безопасность может быть не подтвержденной. К тому же на восприятие цифровых продуктов влияет глобализация. Технологии контроля и мониторинга, которые существуют два-три года и не раз успешно использовались, могут потерять свою значимость на фоне новых решений. Поэтому в указанных условиях постоянно возникает проблема совершенствования методологических аспектов риск-ориентированного подхода к контролю в различных спортивных сферах.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 68,26%.

Рецензент: докт. экон. наук, доцент, зав. кафедрой бухгалтерского учета и аудита, Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, член-корр. Международной академии Евразии Березюк Валентина Ивановна.

Reference list:

1. Karataev, M. V. Financial monitoring in the Bank: organization of internal control, assessment and risk management of Bank involvement in legalization processes: a practical guide / M. V. Karataev, P. V. Revenkov. - Moscow: Regulation-Media, 2011. -319 p. - ISBN 978-5-903548-56-9.

2. Shaten, P. L. Prevention of money laundering and terrorist financing / p. L. shaten, D. McDowell, S. Mousse [et al.]. -Moscow : Alpina publishers, 2011. - 316 p. - ISBN 978-5-96145200-6.

3. Revenkov, P. V. Financial monitoring: risk management of money laundering in banks / P. V. Revenkov, A. B. Dudka, A. N. Voronin, M. V. Karataev. - Moscow: KnoRus, 2012. - 279 p. - ISBN 978-5406-02164-4.

4. Zubkov, V. A. Russian Federation in the international system for countering the legalization (laundering) of criminal proceeds and the financing of terrorism / V. A. Zubkov, S. K. Osipov. - Moscow: Gorodets, 2006 (Yaroslavl: Yaroslavl polygraph factory). - 751 p. -ISBN 5-9584-0137-8.

5. Annual report of the Federal financial monitoring service. - Text: electronic. - No DOI. - URL: http://www.fedsfm.ru/activity /annual-reports/ (accessed: 09.07.2018).

6. FATF «Money Laundering through the Football Sector, July 2009». Source of information: www.fatf-gafi.org

7. FIFA «Professional football report 2019». Source of information: https://img.fifa.com/image/upload/jlr5corccbsef4n4brde.pdf

8. Alekseev S. V. Football law as the newest field of scientific law // Law and state: theory and practice. No. 4 (124) 2015. p. 93-96

9. Bychkova A. S., Nekhaychuk Yu. S. the Problem of money laundering through the football sector // Current issues of national economy development. 2015. p. 9-15.

10. Limit on Legionnaires «8+17» approved in the RPL from the season-2020/21 // https://www.sports.ru/footbal l/1075763646.html

11. Official website of FC Zenit // https://fc-zenit.ru/club/leads/medvedev/

12. Biography of Shamil Kamilovich Gazizov // https://mega-stars.ru/business/gazizov_shamil_kamilovich.php

13. General Director of Dynamo St. Petersburg: I was coached by the Rotenbergs // https://www.fontanka.ru/2016/02/04/126/

14. Transfermarkt Information resource // https://www.transfermarkt.de/

15. «Матч состоится за любые деньги» // https://tanyushkavasina.wixsite.com/fifa2018

16. Пешин Н.Л., Песков А.Н. К вопросу о развитии экономики спорта, азартных играх и преступном поведении (о некоторых криминологических и иных проблемах) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2 (2016) 151-162.

17. Punishments cut for Italian clubs // http://news.bbc.co.uk /sport2/hi/football/europe/5215178.stm

18. Романов А. Футболист и закон: Месси осуждён за неуплату налогов, Роналду грозит тюрьма. 2017 // https://russian.rt.com /sport/article/393577-messi-ronaldu-neuplata-nalogov

19. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-Ф3;

20. Федеральный закон «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.06.2013 N 108-ФЗ;

21. План-график реализации Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу;

22. Конвенция Совета Европы по единому подходу к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий, в частности футбольных матчей ETS N 218 (Сан-Дени, 3 июля 2016);

23. Соглашение о проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, заключенное FIFA и Оргкомитетом «Россия-2018».

15. «The Match will be held for any money» // https://tanyushkavasina.wixsite.com/fifa2018

16. Peshin N. L., Peskov A. N. On the development of the economy of sports, gambling and criminal behavior (on some criminological and other problems) / / National interests: priorities and security. 2 (2016) 151-162.

17. Punishments cut for Italian clubs // http://news.bbc.co.uk /sport2/hi/football/europe/5215178.stm

18. Romanov A. football Player and the law: Messi convicted of tax evasion, Ronaldo faces prison. 2017 // https://russian.rt.com /sport/article/393577-messi-ronaldu-neuplata-nalogov

19. Federal law» on physical culture and sports in the Russian Federation « of 04.12.2007 N 329-FZ;

20. Federal law «on the preparation and holding in the Russian Federation of the 2018 FIFA world Cup, the 2017 FIFA confederations Cup and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» dated 07.06.2013 N 108-FZ;

21. Schedule for the implementation of the preparation Program for the 2018 FIFA world Cup in the Russian Federation;

22. Council of Europe Convention on a common approach to safety, protection and maintenance during sporting events, in particular football matches ETS N 218 (Saint-Denis, 3 July 2016);

23. Agreement to host the 2018 FIFA world Cup and the 2017 FIFA confederations Cup concluded by FIFA and the Russia 2018 organizing Committee.

Статья поступила в редакцию 07.11.2020, принята к публикации 28.11.2020 The article was received on 07.11.2020, accepted for publication 28.11.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Каширская Людмила Васильевна, доктор экономических наук, профессор Департамента учета, анализа и аудита ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация, https://orcid.org/0000-0002-0234-0223, e-mail: kashirskaya76@mail.ru

Ситнов Алексей Александрович, доктор экономических наук, профессор Департамента учета, анализа и аудита ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация, https://orcid.org/0000-0003-2221-4037, e-mail: ASitnov@fa.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Liudmila V. Kashirskaya, Dr. Sci. (Econ.), Professor of Department of Accounting, Analysis and Audit, FGOBU VO «Financial University under the Government of the Russian Federation», Moscow, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0002-0234-0223, e-mail: kashirskaya76@mail.ru Alexey A. Sitnov, Dr. Sci. (Econ.), Professor of Department of Accounting, Analysis and Audit, FGOBU VO «Financial University under the Government of the Russian Federation», Moscow, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0003-2221-4037, e-mail: ASitnov@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.