Теория и методика спорта высших достижений
23
АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ
Н.В. СЛОБОДЯНЮК,
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова);
Д.Г. СТЕПЫКО, СПбНИИФК, Минспорт России
Аннотация
Доходы футбольной отрасли складываются из продажи билетов на матчи, реализации коммерческих и телевизионных прав, мерчендайзинга. В России именно РФПЛ занимается поиском данных доходов. Именно эта организация обеспечивает централизованную продажу телевизионных прав и поиск крупных спонсоров, которые позволяют равномерно распределять доходы между командами. Однако вышеперечисленных способов недостаточно, поэтому одной из платформ для повышения роста доходов лиги и катализатором коммерческой трансформации может стать развитие систем платного телевидения DTH. Всем известно, что телевидение повышает популярность футбола и увеличивает доходы клубов в десятки раз, поэтому увеличение доли платных трансляций и соответственно уменьшение бесплатных -финансово оправданная мера. Также одной из основных задач лиги является уравновешение сил соперников, так как появление очень сильной команды может привести к снижению посещаемости матчей. Поэтому доходность футбольных матчей можно повысить, изменив правила членства футбольных клубов в лиге. Изменение состава может происходить за счет нового клуба, который должен внести вступительный взнос в лигу, распределяемый между всеми командами, а не за счет выбытия проигравшей команды.
Ключевые слова: футбольная отрасль, телевизионные права, спонсорский контракт, система платного телевидения, повышение доходности футбольных матчей.
Abstract
Football industry revenues consist of the ticket sales for matches, of the commercial and television rights, merchandising. In Russia there is RFPL, the organization which is looking for these revenues. That organization provides centralized sale of the television rights and the search for the big partner which allow an even distribution of income between the teams. However, the above methods are not enough, so one of the platforms to enhance the growth of league revenues and business transformation catalyst may be the development of pay TV DTH. Everyone knows that television increases the popularity of football clubs and increases profits tenfold, so an increase in the share of paid broadcasts and thus decrease free - financially justifiable measure. Also, one of the main tasks of the league is the equilibrium of forces rivals, since the appearance of a very strong team can lower attendances. Therefore, the yield of football matches can be increased by changing the membership rules of football clubs in the league. Changes in the composition may be due to the new club, which should make the entrance fee to the league which is shared between all the teams, but not at the expense of the losing team’s disposal.
Keywords: football industry, television rights, sponsorship, pay-TV system, to increase profitability of football matches.
Футбол является одним из самых массовых видов спорта. Целевая аудитория футбольной индустрии насчитывает сотни миллионов человек. Доходы футбольной отрасли складываются из продажи билетов и абонементов на матчи, реализации коммерческих прав и прав на телетрансляции, мерчендайзинга.
В последние несколько десятилетий футбольная отрасль превратилась в большой бизнес, участниками которого являются футбольные команды, лиги, союзы, ассоциации. Структура организации футбола в России представлена на рисунке.
Международная федерация футбола (ФИФА) -структура, управляющая всем мировым футболом. Под покровительством ФИФА проходят все футбольные тур-
ниры всемирного масштаба, в числе которых чемпионат мира ФИФА, молодежные и юношеские турниры, Кубок конфедераций и клубный чемпионат мира, футбольные турниры Олимпийских игр. ФИФА была создана в начале XX в. в связи с увеличением количества и популярности международных футбольных матчей. ФИФА разделена на конфедерации, занимающиеся управлением футбольными соревнованиями на уровне континентов и регионов всего мира. Список региональных объединений выглядит следующим образом: Азиатская конфедерация футбола (АФК), Африканская конфедерация футбола (КАФ), Южноамериканская футбольная конфедерация (КОНМЕБОЛ), Конфедерация футбола Северной, Центральной Америки и стран Карибского
ФНЦ ВНИИФК
24
Теория и методика спорта высших достижений
бассейна (КОНКАКАФ), Конфедерация футбола Океании (ОФК), Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА).
УЕФА - организация, управляющая футболом в Европе и некоторых регионах Азии. УЕФА занимается организацией всех европейских соревнований клубов и сборных, распределяет доходы от рекламы и телетрансляций между клубами и национальными ассоциациями, входящих в ее состав. УЕФА проводит чемпионат Европы, а также клубные соревнования, такие, как Лига чемпионов УЕФА, Лига Европы УЕФА, Суперкубок УЕФА.
Российской организацией, входящей в состав УЕФА, является Российский футбольный союз (РФС). РФС -общественная организация, занимающаяся организацией федерального чемпионата, Кубка России по футболу, поддержкой, развитием и популяризацией всего футбола в целом. РФС проводит свою работу во взаимодействии с Олимпийским комитетом России, сотрудничает с государственными органами и организациями, готовыми оказать поддержку российскому футболу [7]. РФС сотрудничает с ФИФА и УЕФА в рамках программ оказания помощи национальным федерациям по совершенствованию инфраструктуры, строительству полей, обучению тренеров, судей, административных работников.
Основной организацией, входящей в состав РФС, является Некоммерческое партнерство «Российская футбольная Премьер-лига» (РФПЛ). РФПЛ - организация, объединяющая нелюбительские футбольные клубы Рос-
сии высшего дивизиона, координирующая проведение чемпионата России по футболу, Молодежное первенство России по футболу, Кубок России по футболу. В состав лиги входят 16 футбольных клубов, получивших право выступать в чемпионате России. После этого каждый год команды, занявшие в чемпионате последние 2 места, исключаются из партнерства, а команды, занявшие 2 первых места в Первом дивизионе, становились членами РФПЛ [7].
Также по поручению РФС организует и проводит всероссийские футбольные клубные соревнования среди клубов Высшего дивизиона, координирует спортивную и организационно-управленческую деятельность нелюбительских футбольных клубов России Высшего дивизиона и другие отношения между ними. Цель создания РФПЛ - эффективное содействие и развитие спортивной и иной деятельности футбольных клубов - членов лиги, развитие и популяризация футбола, совершенствование организационных основ российского клубного футбола, развитие и укрепление спортивных международных связей, развитие материально-технической базы лиги и ее членов, а также представление и защита общих интересов членов лиги.
В регламенте чемпионата России по футболу предусмотрено, что каждый клуб обязан внести членские взносы в размере 10 000 000 руб. [5]. Эти взносы используются РФПЛ в следующих целях: административнохозяйственные расходы, затраты, связанные с осуществле-
Структура организации футбола в России
ФНЦ ВНИИФК
Теория и методика спорта высших достижений
25
нием уставной деятельности РФПЛ в части выполнения полномочий. Помимо расходов на членские взносы клубы несут такие расходы, как содержание команды (зарплата игроков, тренеров, приобретение экипировки), расходы на аренду или покупку стадиона, где команда проводит свои тренировки, зарплата сотрудников, обеспечивающих работу клуба, и другое. Успешно играя, клуб продвигается в Высшую лигу. Другими словами, предприятие из малого бизнеса переходит в большой, и, как следствие, предприятие начинает получать прибыль.
Лига помогает клубам находить спонсоров, при лиге происходят централизованная продажа прав на трансляцию матчей и продажа рекламных мест, лига занимается оформлением всех документов и договоров со спонсорами и рекламодателями. Доходы от данной деятельности во всех странах распределяются по-разному. Например, в Англии 60% доходов от продажи прав на рекламу принадлежат клубам, а 40% - лиге. В России же система распределения денежных доходов РФПЛ между футбольными клубами от телевизионных и коммерческих прав следующая: 40% от всех доходов делятся на 16 клубов поровну; 60% распределяются в зависимости от места, занятого командой в чемпионате (например, 20% уходит команде, занявшей 1 место, и так по убыванию).
Целью создания лиги является поиск одного крупного спонсора для всех команд и централизованная продажа телевизионных прав. Если бы клубы находили спонсоров себе сами, то прибыль бы получал тот клуб, который является хозяином соревнований. А благодаря объединению клубов в лигу доходы делятся между всеми командами в зависимости от места, занятого на чемпионате. Если РФПЛ выйдет из РФС, то не сможет участвовать в проведении международных соревнований, таких, как чемпионат мира по футболу, чемпионат Европы по футболу, Лига чемпионов УЕФА, Лига Европы УЕФА, Кубок УЕФА, Кубок обладателей кубков и др.
К доходам РФПЛ можно отнести: членские взносы клубов - участников чемпионата; штрафы футбольных команд (если команды не выполняют условия договоров со спонсорами, при этом деньги тратятся исключительно на развитие детско-юношеского футбола); спонсорские договоры, рекламные контракты, лицензионная деятельность, продажа прав на телетрансляции, продажа билетов и абонементов на матчи, прибыль от околоспортивных мероприятий (парковка, продажа еды и товаров с символикой). Доходы от спонсорских договоров распределяются между командами, а остальные доходы тратятся на нужды лиги, такие, как заработная плата персоналу, коммунальные платежи и другое.
У РФПЛ есть также и определенные обязательства перед каждым спонсором: количество рекламных щитов, количество видеороликов, количество минут видеоролика, реклама в прессе. В 2012 г. РФПЛ было заключено 2 централизованных контракта: телевизионные права на 32 млн долл. с компанией НТВ-плюс на 3 года; спонсорский договор с компанией МТС на 5 млн долл. на 3 года.
С 2013 г. система организации заключения договоров со спонсорами изменилась. Реализацией спонсорских
договоров, телевизионных и интернет-прав на чемпионат, проводимый Премьер-лигой сейчас, занимается ООО «Лига-ТВ», которая является дочерней компанией РФПЛ и выполняет функцию коммерческой структуры лиги. Лига-ТВ определяет формат вещания и продает телевизионным компаниям пакеты документов на право вещания на своих условиях. На сегодняшний день с Лигой-ТВ заключен договор на показ матчей чемпионата России по футболу с группой каналов «НТВ-плюс» (Спорт Плюс, Спорт Союз, Eurosport, телеканал «Россия 2»). При этом «НТВ-плюс» больше не будет владеть эксклюзивными правами на медиаконтент. Сейчас Лига-ТВ занимается только продажей коммерческих и медийных прав, а в перспективе сама начнет производить телевизионный продукт, при этом трансляция на общедоступных каналах сохранится. Доходы от коммерческих и медийных прав будут распределяться между футбольными командами так же, как и раньше.
Основными причинами недобора доходов от продажи прав, на наш взгляд, являются: отсутствие на российском рынке конкуренции среди спутниковых каналов (относительно развитая сеть передающих и приемных устройств присутствует только у канала «НТВ-Плюс», неполный охват вещанием территории страны, максимальный же охват (98%) только у первого канала), низкая платежеспособность населения (особенно в регионах), низкий телевизионный рейтинг футбольных матчей по сравнению с рейтингами развлекательных программ. Низкий рейтинг не позволяет с финансовой точки зрения показ футбольных матчей на центральных каналах в прайм-тайм.
Основной платформой для повышения доли участия конечного потребителя в структуре финансирования футбола, источником роста доходов лиг и катализатором коммерческой трансформации может стать развитие систем платного телевидения DTH в России. Участие в тендерах за право трансляции матчей российской лиги телекомпаний систем DТН-телевидения будет способствовать увеличению дохода лиги, а увеличение количества абонентов сетей DTH - многократно умножать этот доход в будущем [8].
Отказ от вещания футбола в прямом эфире по бесплатным открытым каналам - необходимая мера, которая принесет значительный финансовый результат в будущем. Ведь телевидение повышает популярность футбола и увеличивает доходы клубов и федераций в десятки раз. Поэтому увеличение доли платных трансляций и соответственно уменьшение бесплатных - финансово оправданная мера. Например, Лига чемпионов была бы обречена на провал, если бы не было телевидения, которое не только раскрутило УЕФА как продукт, но и платило немалые деньги за право показывать матчи топ-команд. Но у данной модели есть и недостаток -в некоторых европейских странах стал наблюдаться спад посещаемости матчей на стадионах. В числе причин этого явления специалисты называют также изобилие футбола на телевидении.
Во многих случаях от контрактов с телевидением зависит бюджет клубов, и в частности такая важная состав-
ФНЦ ВНИИФК
26
Теория и методика спорта высших достижений
ляющая, как суммы, выделяемые на трансферы. Часто после заключения новых или продления действующих соглашений в СМИ начинают появляться сообщения о намерении того или иного клуба усилить состав команды в счет будущих поступлений от телевидения.
Дальнейшее развитие ситуации с правами на трансляцию матчей РФПЛ будет значительно влиять и на дальнейшее развитие финансовой самостоятельности российского футбола. Принятие решения в этой ситуации должно основываться сугубо на экономических факторах и обоюдной выгоде. Включение любых других факторов в решение этого вопроса будет способствовать социализации футбола и отходу от рыночных принципов.
Доходы от продажи прав на показ матчей закладываются в бюджет клубов на несколько лет вперед, а руководители национальных лиг разрабатывают сложные схемы распределения средств, которые должны учесть интересы всех участников. Наиболее подходящей в данный момент считается английская модель, которая, кстати, используется в РФПЛ. Пока права на показ матчей не были выкуплены каналом Sky, чемпионат транслировали по общенациональному каналу BBS, и за весь сезон они могли показать 20-30 игр, при этом только типовые матчи и в неудобное для болельщиков время. Рейтинги были низкими, и поэтому за показ матчей канал платил лиге символическое деньги. Потом появился канал Sky с хорошей и качественной картинкой, с профессиональными комментариями, с детальным разбором матчей и удобным временем показа. В свою очередь, болельщики начали платить за это деньги.
Доходность футбольных матчей можно повысить, изменив правила членства футбольных клубов в лиге. Например, особенностью чемпионатов США является то, что состав команд, разыгрывающих первенство, каждый год стабилен. Команда, которая заняла последнее место, не покидает лигу. Изменение состава происходит за счет нового клуба, который должен внести большой вступительный взнос в лигу, распределяемый между всеми командами. Зрелище является продуктом деятельности всех клубов лиги, поэтому они, несмотря на борьбу в матчах, на самом деле являются партнерами. Одной из основных задач лиги является уравновешение сил соперников, так как появление очень сильной команды может привести к снижению посещаемости матчей. Руководство лиг может пойти на кардинальные меры вплоть до роспуска сильнейшей команды, если она начнет побеждать с очевидным преимуществом. Финансирование профессиональных футбольных клубов, как в США, так и в Европе, осуществляется в основном за счет продажи прав на телетрансляцию метчей, доходы от концессии стадионов, парковки машин зрителей, поступления
от лицензионной деятельности, продажи акций клубов, продажи игроков, поступления из центральных фондов лиг, процентов на капитал, вложенного в банк, продажи билетов на матчи. Успех в профессиональном спорте США тесно связан с размерами дохода. Но футбольные стадионы, на которых клубы проводят матчи, имеют разную пропускную способность, так как популярность команд в разных городах различна, такая же ситуация прослеживается и на рынке телепродуктов. Таким образом, команды изначально поставлены в разные условия, и потенциально кто-то из них может обанкротиться. Это, в свою очередь, может ударить по финансовому положению остальных клубов, так как может нарушиться календарь соревнований, может снизиться количество игр в сезоне. Чтобы не допустить этого, лиги установили принцип распределения доходов от продажи билетов, а также равномерно делят между командами деньги контрактов, подписанных лигой. В России посещаемость матчей сильно отстает от многих европейских стран. Так, за 2012-2013 гг. средняя посещаемость стадионов в странах следующая: Германия - 42 382 чел., Англия - 35 890 чел., Испания - 28 986 чел., Франция -19 077 чел., Россия - 13 026 чел. [1]. Такая ситуация возникла, по нашему мнению, из-за того, что многие стадионы морально устарели, на матчах отсутствуют комфортные условия, а именно: доступные точки питания, продажа горячих напитков, подогрев сидений или выдача пледов, плохо организован пропускной режим, недостаточная безопасность и низкий уровень культуры на трибунах. И, наконец, не только лига, но и сами клубы должны проводить маркетинговую политику для расширения количества своих болельщиков и для привлечения новых спонсоров.
В связи с вышеизложенным можно заключить, что процесс коммерциализации футбола в России неизбежен и все профессиональные клубы должны понимать важность такой трансформации. Рыночная система финансирования клубов увеличит внутреннюю конкуренцию за ресурсы и таланты, улучшит качество футбольного продукта и повысит качество услуг в футбольной сфере, что в целом положительно скажется на уровне футбола в России. Государственные гранты, вручаемые на основании достижения определенных результатов, могут стимулировать футбольные клубы в переходное время, но в конечном результате необходимо отойти от практики прямого или косвенного финансирования текущей деятельности клубов со стороны государства. Ответственность за финансовую состоятельность команды должна быть возложена на коммерческие структуры клуба, а именно - должны активно использоваться денежные средства частного сектора.
ФНЦ ВНИИФК
Теория и методика спорта высших достижений
27
Литература
1. Колесников А. Мы и они. Зрители: http://news. sportbox.ru, 2013.
2. Орлов А.В. Спорт и спортивная индустрия: Государственное управление. Менеджмент. Маркетинг: монография / А.В. Орлов. - М.: Риалтекс, 2011.
3. Починкин А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России. - М.: Советский спорт, 2006. - 216 с.
4. Починкин А.В., Сейранов С.Г. Экономика физической культуры и спорта: монография / А.В. Починкин, С.Г. Сейранов. - М.: Советский спорт, 2011.
5. Слободянюк Н.В. Развитие внебюджетного финансирования спортивной индустрии России - Российский
финансовый рынок. 23 апреля - 11 июня 2012 г. - М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2012. - 332 с.
6. Регламент СОГАЗ - чемпионата России по футболу среди команд и клубов Премьер-лиги сезона 2011-2012 гг. - М., 2011.
7. Устав Некоммерческого партнёрства «Российская футбольная Премьер-лига» (в редакции от 25.09.2007 г.).
8. Устав Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз».
9. http://sport.rambler.ru/news/football/578373747.
References
1. Kolesnikov А. Us and Them. Spectators: http://news. sportbox.ru, 2013.
2. Orlov A.V. Sport and the sports industry: Public administration. Management. Marketing: monograph / A. Orlov. - M.: Rialteks, 2011.
3. Pochinkin A.V. The formation and development of the professional sports business in Russia. - M.: Sovetsky sport,
2006. - 216.
4. Pochinkin A.V., Seyranov S.G. Economics of Physical Education and Sports: monograph / A.V. Pochinkin,
S.G. Seyranov. - M.: Sovetsky sport, 2011.
5. Slobodyanyuk N.V. The development of off-budget financing of sports industry of Russia - the Russian financial
market. April 23 - June 11, 2012. - M.: VPO “REU them.
G.V. Plekhanov”, 2012. - 332 p.
6. Regulation SOGAZ - Russian football championship among teams and clubs of the Premier league season 2011-2012. - M., 2011.
7. Charter-profit partnership “Russian Football Premier league” (as amended on 25.09.2007).
8. Charter of the All-Russian public organization “Russian Football Union”.
9. http://sport.rambler.ru/news/football/578373747.
ФНЦ ВНИИФК