АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕПОТРЕБЛЕНИЯ ФУТБОЛЬНЫХ ТРАНСЛЯЦИЙ В РОССИИ
TRENDS ANALYSIS IN THE DEVELOPMENT OF FOOTBALL BROADCASTS TELEVISION CONSUMPTION IN RUSSIA
УДК 654.197 DOI: 10.25631/PEJ.2019.3.60.67
ГОМОН Юрий Борисович
доцент кафедры телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат технических наук, доцент, [email protected]
ГОМОН, Yuri Borisovich
Associate Professor at the Department of Television, Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, [email protected]
1
КОЖЕВНИКОВ Никита Михайлович
магистрант кафедры телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, [email protected]
KOZHEVNIKOV, Nikita Mikhailovich
Graduate Student at the Department of Television, Saint Petersburg State Institute of Film and Television, [email protected]
Аннотация.
В данной статье описываются основные тенденции развития футбольной индустрии, выделена ее социальная составляющая. Проведен анализ мировых тенденций развития телепотребления футбольных трансляций. Выделена особая роль футбольного контента как лидера медиасреды. Указаны тенденции роста популярности футбольных трансляций как телевизионного контента. Даны характеристики основных факторов успешности телевизионных трансляций и основные направления развития телевещательной отрасли в современных условиях.
Ключевые слова: телепотребление, медиасреда, телеконтент, футбол, футбольная трансляция, футбольный контент, рейтинг футбольных трансляций.
© Гомон Ю. Б., Кожевников Н. М., 2019.
Abstract.
This article describes the main trends in the development of the football industry, highlights its social component. It analyzes global trends in the development of television consumption of football broadcasts. The special role of football content as a leader of the media environment is highlighted. It shows the trend of the growing popularity of football broadcasts to television content. The characteristics of the main factors of success of television broadcasts and the main directions of development of the broadcasting industry in modern conditions are given.
Key words: television consumption, the media environment, TV content, football, football stream, football content, football broadcasts rating.
Футбол является всенародной игрой, его по-другому называют «спорт номер один в мире» [1]. Этот вид спорта популярен в любой стране и имеет полное право называться самым зрелищным видом спорта в мире с множеством международных турниров как на клубном уровне, так и на уровне национальных сборных [2].
Международные организации, крупные международные корпорации, государственные структуры активно участвуют в развитии футбольной индустрии, что определило необходимость потребления соответствующего телеконтента в силу зрелищности данного вида спорта.
Международный футбольный союз (ФИФА) и мероприятия, проводимые под его патронажем, по масштабам трудно сравнить с другими, даже крупными международными организациями.
ФИФА (Fédération Internationale de Football Association, сокр. «FIFA») - главная футбольная организация, являющаяся крупнейшим международным руководящим органом в футболе, футзале и пляжном футболе. Штаб-квартира ФИФА находится в г. Цюрих.
ФИФА объединяет шесть региональных конфедераций, которые представляют практически все географические зоны (таблица 1).
На сегодняшний день в международную футбольную организацию входят 211 фут-
больных ассоциаций, то есть именно столько стран являются членами этой организации [3].
Для сравнения, Международный олимпийский комитет (МОК) насчитывает 206 стран-участников, Организация Объединенных Наций (ООН) - 193 страны. Под эгидой ФИФА проходят такие крупные футбольные турниры, как чемпионат мира по футболу, Лига чемпионов «УЕФА» и т. п. [3].
Эти мероприятия также являются лидерами по количеству участников, зрителей, частных организаций, задействованных в них, включая различные компании, телеканалы и СМИ [3; 4].
Если рассматривать самые крупные и дорогие мероприятия, проводимыми во всем мире, то без сомнения в первую семерку входят спортивные мероприятия, при этом больше половины этих мероприятий представляют футбольные турниры [4]. В таблице 2 представлены показатели результативности региональных спортивных мероприятий по всему миру за 2018 г.
Отрыв футбола в популярности от других видов спорта объясняется тем, что он пользуется спросом во многих частях света, в частности в Европе, Азии и Латинской Америке, к тому же эта игра доступна для всех слоев населения, от самых бедных до самых богатых. Что касается других видов спорта, таких
Таблица 1
Список региональных футбольных конфедераций всего мира [3]
Полное название конфедерации Сокращенное название конфедерации Дата образования
Футбольная конфедерация Южной Америки (Confederación Sudamericana de Fútbol) КОНМЕБОЛ (CONMEBOL) 1916
Союз европейских футбольных ассоциаций (Union des Associations Européennes de Football) УЕФА (UEFA) 1954
Азиатская футбольная конфедерация (Asian Football Confederation) АФК^Р 1954
Конфедерация футбола стран Северной, Центральной Америки и Карибского залива (Norte Confederación Centroamericana y del Caribe de Fútbol) КОНКАКАФ (CONCACAF) 1961
Футбольная конфедерация Океании (Oceania Football Confederation) ФКО (OFC) 1966
Конфедерация футбола стран Африки КАФ (KAF) 1957
Таблица 2
Показатели результативности региональных спортивных мероприятий всего мира за 2018 год [5; 6; 7;8]
Спортивные мероприятия Призовой фонд, млн долл. США Бюджет, млрд долл, США Количество зрителей (включая телезрителей, финальный матч), млрд человек
Лига чемпионов «УЕФА» 77,0 1,5 0,3
Европейский чемпионат по футболу УЕФА 33,0 1,2 0,9
Чемпионат мира по футболу ФИФА 31,0 1,1 1,5
Суперкубок. Американский футбол 15,5 0,54 0,1
Мировая серия. Бейсбол 14,8 0,45 0,9
Лига Европы УЕФА 9,0 0,91 0,2
Кубок Стенли 8,7 0,25 0,9
как американский футбол или хоккей, то они недоступны для бедных слоев населения, так как требуют немалых затрат, чтобы заняться этим спортом [1; 2].
К тому же они популярны лишь в определенных странах, например, в американский футбол играют в большей степени в Соединен-
ных Штатах Америки, хоккей также в США, Российской Федерации и в некоторых странах, где климатические условия позволяют заниматься этим спортом.
В результате становится очевидным, что футбол сегодня превратился в лидера медиа-среды, огромнейшую индустрию, которая
объединяет сотни стран, миллионы человек, компании, которые работают в данном сегменте. К тому же футбол выполняет социальные функции, так как благодаря этому виду спорта более миллиона человек обеспечены работой, миллионы детей в мире занимаются таким престижным видом спорта [9].
УЕФА выпустил десятый «сравнительный отчет по лицензированию клубов» [9]. На этот раз подробную бухгалтерию сезона 2016/17 дополнила ретроспектива перемен в европейском футболе за последние 10 лет. И это, конечно, панегирик деятельности УЕФА. Введенный в 2011 г. финансовый фейр-плей (ББР), заставивший клубы соотносить расходы с доходами, постепенно превратил проблемную индустрию в успешную. Так, в 2017 г. «Ев-рофутбол» впервые за 10 лет показал общую чистую прибыль - 615 млн евро. Совокупная выручка команд составила 20,1 млрд евро, что на 77% больше показателей 2008 г. Выросли и другие важные показатели. Например, посещаемость. В сезоне 2017/18 более 100 млн человек увидели матчи клубных турниров с трибун (+6,4 % за год), а 15 команд преодолели цифру в 1 млн зрителей за сезон [4].
Многие косвенные показатели также свидетельствуют об экономическом благополучии клубного футбола в Европе. Продукт интересен иностранным инвесторам (в 20 лигах они контролируют один или больше клубов топ-лиги) и спонсорам (56 команд в 25 лигах рекламируют на майках компании не из Европы). Клубы активно вкладываются в инфраструктуру: второй год подряд общий объем инвестиций в стадионы и другие материальные активы команд европейских топ-лиг превысил 1 млрд евро.
Главной целью введения финансового фейр-плей было сбалансировать доходы и расходы клубов, особенно затраты на игроков. И хотя зарплаты футболистов постоянно растут (+6,7% в 2017-м), средний показатель доли зарплатной ведомости к выручке достиг рекордного минимума - 61,3%. Операционные расходы тоже сократились в среднем до 32% от совокупного дохода.
Все суммарные значения в отчете УЕФА говорят о том, что европейский футбол в от-
личной форме. Однако если изучить слагаемые финансового успеха, картина перестает быть такой безоблачной. Из 615 млн евро чистой прибыли 549 млн евро генерирует английская премьер-лига, которая как раз с сезона 2016/17 живет по условиям нового телевизионного контракта. Трехлетнее соглашение стоило Sky и British Telecom 5 млрд фунтов, еще 3 млрд фунтов платят лиге иностранные вещатели. В топ-20 рейтинга по выручке 10 мест занимают английские команды, а по доходам от телетрансляций - 17-е место: скромные «Борнмут» (144 млн евро) и «Суонси» (127 млн евро) зарабатывают на трансляциях внутреннего чемпионата больше «Ювентуса» (122 евро).
Конкуренцию англичанам на первых строчках сводных таблиц могут составить только суперклубы из других лиг. «Реал» и «Барселона» больше всех тратят на зарплаты -406 млн евро и 378 млн евро соответственно. Дортмундская «Боруссия» лидирует по средней посещаемости - 79 496 зрителей за матч в сезоне 2017/18, как и бундеслига в целом -44 511. У «ПСЖ» самый высокий показатель «доходности» болельщика на трибунах -86,9 евро с посетителя.
Практически у всех показателей роста «Еврофутбола» есть важное уточнение о «соавторах» красивых цифр. Например, 49% от 2,9 млрд евро всей билетной выручки генерируют 20 топ-команд, а 40% от 6,3 млрд евро спонсорских и коммерческих доходов обеспечивают 38 клубов из высших дивизионов Англии и Германии. 55% от совокупной выручки европейского футбола приносят три лиги - английская (27%), немецкая и испанская (по 14%). А, например, вклад России составляет 4%.
При этом в отчете УЕФА имеются и радостные цифры для российского футбола. К примеру, билетная выручка выросла на 37% и составляет 52 млн евро (в Англии, для сравнения, 695 млн евро) - спасибо чемпионату мира и построенным к этому событию стадионам. «Зенит» отметился в топ-30 по общей выручке - 168 млн евро и 28-е место, а в рейтинге роста доходности лиг Россия заняла высокую 6-ю строчку - плюс 460 млн евро год, в основном за счет увеличения спонсорского
участия. На 6-й позиции российский чемпионат и в списке зарплатных расходов - 582 млн евро. Но это опасные 72% от совокупной выручки. При этом лишь половина клубов РПЛ прибыльна.
Компания «Deloitte» ежегодно составляет рейтинг самых экономически успешных футбольных клубов мира - «Football Money League». Свежий отчет посвящен итогам сезона 2017/18 и в очередной раз фиксирует рост совокупного дохода команд из топ-20: с 7,9 млрд фунтов до 8,3 млрд фунтов. Его обеспечили представители пяти ведущих лиг: 9 клубов из Англии (6 - в первой десятке),
4 - из Италии, по 3 - из Испании и Германии, а также французский гранд «ПСЖ» [5].
На первую строчку списка спустя два года вернулся «Реал» - с рекордной выручкой в 750,9 млн евро. Феноменальному росту ( + 75 млн евро за год) во многом способствовали победы в Лиге чемпионов (третья подряд) и в Клубном чемпионате мира (а это
5 млн долл. призовых). Кроме того, финансовую стабильность обеспечивают долгосрочные контракты с «Adidas» и «Emirates». Благодаря международной популярности «Реал» зарабатывает на коммерции (включая спонсорские сделки, мерчандайзинг и предсезонные туры) больше всех в футболе -356,2 млн евро (47% совокупного дохода). Однако летом 2018 г. «Реал» потерял свою главную звезду - Роналду, что негативно скажется на маркетинговом потенциале клуба.
Второе место рейтинга досталось «Барселоне». 690,4 млн евро выручки - итог роста коммерческих доходов (стартовал новый «маечный» контракт с японской компанией «Rakuten»), успешного предсезонного турне по США и победы в чемпионате Испании. В сезоне 2018/19 у «Барсы» есть все шансы улучшить свои показатели: начнут действовать реструктурированное соглашение с «Nike» и новая сделка с производителем бытовой техники «Beko».
«Манчестер Юнайтед», два года подряд возглавлявший рейтинг, опустился на третью позицию (666 млн евро выручки), хотя впервые за несколько лет играл в Лиге чемпионов
(выбыл в 1/8 финала). На сезон 2018/19 аналитики прогнозируют «Юнайтед» рост доходов (до 615-630 млн фунтов) за счет коммерческих источников: долгосрочных контактов с «Adidas» и «Chevrolet», новых глобальных и региональных партнерств, а также первого «нарукавного» спонсорского соглашения (Kohler). Но закрыть отставание от лидеров вряд ли получится без успехов в чемпионате Англии и Лиге чемпионов.
«Ювентус» впервые с сезона 2011/12 выпал из первой десятки рейтинга, несмотря на чемпионский титул в Италии и рост коммерческих доходов (+19% за счет нейминговой сделки по стадиону с Allianz, «маечного» (размещение рекламы на майках спортсменов) контракта с Cygames и бонусов от мерчендайзинга и лицензирования, которыми теперь занимается сам клуб). Однако более ранний вылет из Лиги чемпионов и удачное выступление там «Ромы» сильно сократили телевизионные доходы «Ювентуса». Катализировать финансовый рост призван Криштиану Роналду. Его покупка - важная инвестиция и с точки зрения футбольного результата, и с точки зрения клубной экономики.
Главный прорыв в рейтинге-2019 совершила «Рома» - с 24-го места на 15-е. Дойдя до четвертьфинала Лиги чемпионов, команда получила 83,8 млн евро от УЕФА и довела сумму доходов от бродкастинга до 166,8 млн евро (67% от общей выручки). Но сейчас, пока не готов новый стадион «Ромы» (обещают к сезону 2020/21), финансовый успех клуба напрямую зависит от выступления в Лиге чемпионов.
В России футбольная индустрия также развивается. Россию в отчете Deloitte несколько лет подряд представляет «Зенит». На этот раз 168 млн евро совокупного дохода (из них 144,9 млн евро - спонсорские) обеспечили команде только 25-е место. При этом аналитики прогнозируют клубу рост «матчдэй- выручки» на новом стадионе и увеличение доли доходов от трансляций (с сезона 2018/19 стартует новый телевизионный контракт РПЛ). Однако
Таблица 3
Показатели популярности телевизионных передач в России 2018 г.
Дата Телевизионные передачи Каналы Доля зрительской аудитории, % Рейтинг Время трансляции
07.07.2018 Футбол. ЧМ 2018 Россия-Хорватия Первый 63,6 20,2 20:40
01.07.2018 Футбол. ЧМ 2018 Ро ссия-Испания Россия 1 57,7 18,6 16:45
15.07.2018 Футбол. ЧМ 2018 Финал Россия 1 53,9 16,2 17:45
19.06.2018 Футбол ЧМ 2018 Россия-Египет Россия 1 47,4 15,8 20:45
31.12.2017 Новогоднее обращение президента РФ Первый 33,9 15,1 23:55
14.06.2018 Футбол ЧМ 2018 Россия-С. Аравия Первый 48,3 14,1 17:55
25.02.2018 ОИ 2018. Финал хоккей. Россия-Германия Первый 52,3 12,8 8:45
25.06.2018 Футбол. ЧМ 2018. Россия-Уругвай Первый 48,4 11,8 16:40
01.01.2018 Последний богатырь Россия 1 32,2 11,8 20:30
9.05.2018 Военный парад в ДЕНЬ ПОБЕДЫ Первый 39,4 11,7 10:00
01.07.2018 Вести. Спец выпуск. ЧМ 2018 Россия-Испания Россия 1 36,1 11,4 19:55
9.05.2018 Новости. День Победы Первый 39 10,6 11:10
25.02.2018 Новости. ОИ 2018. Россия-Германия Первый 38 10,5 10:25
22.03.2018 «Путин» Россия 1 29,8 9,8 21:00
31.12.2017 Новогодняя ночь на «Первом» Первый 23,4 9,2 23:00
25.02.2018 ОИ 2018. Лучшие моменты Первый 47 8,9 8:40
17.05.2018 ОИ 2018. Хоккей Россия-США Россия 1 29,7 8,7 16:45
6.07.2018 Футбол. ЧМ 2018. Бразилия-Бельгия Россия 1 31,2 8,7 20:45
4.12.2017 Пусть говорят. ДНК-тест сына Мишулина первый 22,3 7,9 19:50
31.12.2017 «Иван Васильевич меняет профессию» первый 20,7 7,9 21:15
вернуться в топ-20 поможет только успешное выступление в Лиге чемпионов.
Для сравнения рассмотрим показатели популярности телевизионных передач и ТВ -трансляций в России. Как видно из таблицы 3, футбольные трансляции расположились на первых строчках самых популярных передач сезона 2018 г.
Рейтинг четвертьфинала ЧМ-2018 Россия -Хорватия на Первом канале превысил 20%. В пересчете на количество человек это около 24 млн зрителей. Финал турнира, матчи сборной России с Испанией и Египтом обогнали новогоднее обращение Президента на Первом канале. Россия - Испания и Россия -Хорватия попали в первую пятерку самых рейтинговых футбольных трансляций XXI в. в стране: впереди только полуфинал Евро-2008 с испанцами и матч группового этапа ЧМ-2002 с японцами [9; 10].
В топ-20 передач также повтор хоккейного финала Олимпиады в Пхенчхане - решение Первого канала показать его почти сразу после прямой трансляции оказалось верным. Вставать в 7 утра по московскому времени ради хоккея предпочли меньше зрителей, чем посмотреть повтор, уже зная о победе сборной России над Германией. Среди трансляций других спортивных форумов лидирует показ женской произвольной программы чемпионата Европы по фигурному катанию на Первом канале (рейтинг 5,1%, доля 15,7%).
По данным TVbytheNumbers и Sportsmedia-watch, продажа прав на трансляции всего европейского футбола принесет правообладателям в 2016-2017 гг. около 11,4 млрд евро. Это сопоставимо с годовым оборотом таких крупных российских компаний, как ГМК «Норильский никель» или «Башнефть» [10].
Большая часть этого «пирога» - 37% приходится на английскую премьер-лигу (АПЛ), рынок продажи прав в которой достиг 4 млрд долларов. 2 млрд евро получает УЕФА за показ Лиги чемпионов и Лиги Европы, это 18%, что в два раза меньше АПЛ. 15% или 1,7 млрд остается за испанской ЛА Лигой (La Liga, Primera) [10]. Порядка 3,2 млрд евро делят между собой
остальные лиги. Для сравнения, в год образования АПЛ (1992 г.) стоимость ТВ-прав составляла 20 млн евро, через пять лет она равнялась уже 120 млн, а еще через 10 - 780 млн [10].
Стремительный рост доходов от футбольных телетрансляций обусловлен ростом цен для подписчиков платных трансляций, а на определенных этапах и некоторым повышением стоимости самого футбольного контента. По уровню проникновения платных футбольных телеканалов Англия является бесспорным европейским лидером. Сейчас он составляет более 65%, а в 2005 г. он был равен около 50%. Непосредственно подписка на пакеты, в зависимости от их комбинаций, для жителя Британии обходится в 15-65 фунтов в месяц.
Если смотреть цену за матч, то одна игра АПЛ обходится в 10,5 млн евро, еврокубки -в 6 млн, испанская лига стоит 4,4 млн за матч. Основой у большинства чемпионатов является именно «домашний рынок». Около 7 млрд евро европейские лиги (топ-20) зарабатывают «у себя дома», это более 71%. Англия получает в Британии 60% выручки, а Испания генерирует «дома» 61% выручки. Это единственные страны ниже «линии тренда», то есть интерес к лигам растет. Но даже они получают из-за рубежа менее 50%.
Что касается международных продаж, на них европейские лиги заработали 2,6 млрд евро. 1,6 млрд из этого, более 61% также заработала АПЛ. ЛА Лига заработала еще 611 млн (24%). Получается, что на английско-испанскую долю приходится более 85% всех международных продаж европейского футбола.
Все это позволяет сделать вывод об актуальности и высокой потребности футбольного контента в телевизионной индустрии. Высокий спрос на трансляции вызывает потребность в детальных повторах с экспертным мнением, а также детальном тактическом и статистическом разборе, что говорит о необходимости телевизионных обзорных, анонсирующих и развлекательных передач о футболе с участием лидеров медиасреды среди людей, причастных к футбольной тематике, а также авторитетных экспертов.
Список литературы
1. Андрианов П. Футбол. Подробный путеводитель. М.: АСТ, 2012. 208 с.
2. Хабибуллин А. Б., Сафина Л. Р. Футбол - народная игра. Зарождение и развитие футбола в России // Наука и образование: новое время. 2019. № 2. С. 1-4.
3. Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России™. URL: https://ru.fifa.com/worldcup/ matches/match/300331543/#uruguay-v-france-antoine-griezmann-of-france-scores (дата обращения: 20.05.2019).
4. Бизнес, миллиардеры, новости, финансы, инвестиции, компании. URL: https:// www.forbes.ru (дата обращения: 19.05.2019).
5. Deloitte Football Money League 2019. URL: https://www.uefa.com/MultimediaFiles/ Download/0fficialDocument/uefaorg/Clublicensing/02/53/00/22/2530022_D0WNL0AD. pdf (дата обращения: 19.05.2019).
6. The European Club Footballing Landscape. URL: https://ru.uefa.com/insideuefa/ protecting-the-game/club-licensing/news/newsid=2530183.html (дата обращения: 20.05.2019).
7. Медиалогия - Соцмедиа и СМИ мониторинг. URL: https://www.mlg.ru (дата обращения: 19.05.2019).
8. Официальный сайт европейского футбола. URL: https://ru.uefa.com (дата обращения: 20.05.2019).
9. Актуальность футбольной индустрии в мире. URL: https://articlekz.com/ article/18966 (дата обращения: 20.06.2019).
10. Цены на футбольные трансляции бьют рекорды за счет пользователей. URL: https://1prime.ru/consumer_markets/ (дата обращения: 20.06.2019).