Научная статья на тему 'Оценка результатов учебной деятельности студентов по дисциплине "Физическая культура и спорт" в рамках ФГОС во с использованием системы электронного сопровождения образовательного процесса'

Оценка результатов учебной деятельности студентов по дисциплине "Физическая культура и спорт" в рамках ФГОС во с использованием системы электронного сопровождения образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ВО) / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / АТТЕСТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / УНИВЕРСАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким Татьяна Константиновна, Гасанова-Матвеева Земфира Арифовна

В статье представлен опыт организации лекционных занятий и текущей аттестации студентов по дисциплине «Физическая культура и спорт», а также практики использования системы электронного сопровождения образовательного процесса «МОДУС» с целью информирования студентов, тестирования уровня знаний, оперативно-текущего контроля с применением технологии проектного обучения и сформированности универсальной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ким Татьяна Константиновна, Гасанова-Матвеева Земфира Арифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of results of students learning activities in discipline “Physical culture and sports” within the framework of Federal State Educational Standard of Higher Education with using electronic system of accompaniment of educational process

The experience is presented in the article: the organization of the lectures and the current attestation of the students on the discipline “Physical culture and sport”, as well as practice of application of electronic accompaniment of the educational process the MODUS with the purpose of informing the students, testing the level of knowledge, operational monitoring with using the project-based learning and development of the universal competence.

Текст научной работы на тему «Оценка результатов учебной деятельности студентов по дисциплине "Физическая культура и спорт" в рамках ФГОС во с использованием системы электронного сопровождения образовательного процесса»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Материалы исследования доказали эффективность учебно-тренировочных занятий, в которых моделируются условия сбивающих факторов. Такой подход предъявляет высокие требования к уровням физической подготовленности и психическому состоянию сотрудников органов внутренних дел. Только в этом случае они будут принимать правильные решения в выполнения оперативно-служебных задач в условиях сбивающих факторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананкин, Д.А. Анализ тестов и нормативов физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел России / Д.А. Ананкин, В. А. Овчинников, В.С. Якимович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 14-23.

2. Камнев, Р.В. Инновационный подход в методике проведения учебных занятий по физической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России / Р.В. Камнев, А.Ю. Плешивцев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 2 (29). - С. 127-133.

3. Овчинников, В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов и слушателей вузов МВД России: альтернативный подход / В.А. Овчинников, В.С. Якимович // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2013. - № 2 (25). - С. 137-142.

REFERENCES

1. Anankin, D.A., Ovchinnikov, V.A. and Yakimovich, V.S. (2018), "Analysis of tests and standards of physical fitness of employees of the internal Affairs of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 14-23.

2. Kamnev, R.V. and Pleshivtsev, A.Yu. (2014), "Innovative approach in the methodology of conducting training sessions on the physical training of cadets and students of Russian MIA high schools", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 2 (29), pp. 127-133.

3. Ovchinnikov, V.A. and Yakimovich, V.S. (2013), "Professional-applied physical training of cadets and students of Russian MIA high schools: an alternative approach", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 2 (25), pp. 137-142.

Контактная информация: kudinov9910@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 28.11.2018

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В РАМКАХ ФГОС ВО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Татьяна Константиновна Ким, доктор педагогических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Земфира Арифовна Гасанова-Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

В статье представлен опыт организации лекционных занятий и текущей аттестации студентов по дисциплине «Физическая культура и спорт», а также практики использования системы электронного сопровождения образовательного процесса «МОДУС» с целью информирования студентов, тестирования уровня знаний, оперативно-текущего контроля с применением технологии проектного обучения и сформированности универсальной компетенции.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО), физическая культура и спорт, аттестация, студенты, универсальная компетенция.

EVALUATION OF RESULTS OF STUDENTS LEARNING ACTIVITIES IN DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE AND SPORTS" WITHIN THE FRAMEWORK

OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION WITH USING ELECTRONIC SYSTEM OF ACCOMPANIMENT OF EDUCATIONAL

PROCESS

Tatyana Konstantinovna Kim, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Pedagogical University, Zemfira Arifovna Gasanova-Matveeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

The experience is presented in the article: the organization of the lectures and the current attestation of the students on the discipline "Physical culture and sport", as well as practice of application of electronic accompaniment of the educational process the MODUS with the purpose of informing the students, testing the level of knowledge, operational monitoring with using the project-based learning and development of the universal competence.

Keywords: Federal State Educational Standard of Higher Education, Physical Culture and Sport, Certification, Students, Universal Jurisdiction.

Дисциплина «Физическая культура и спорт» для бакалавров, обучающихся по всем направлениям и профилям подготовки, является завершающим этапом организованного на государственном уровне непрерывного процесса формирования «определенной степени гармоничного физического развития и всесторонней физической подготовленности личности, наряду и с психическим развитием, позволяющая в полной мере удовлетворить запросы к физическим способностям человека, предъявляемые в общественно необходимых сферах деятельности» [2]. Образовательный процесс по дисциплинам (модулям) «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре» ориентирован на выполнение требований ФГОС ВО. «Программа бакалавриата обеспечивает реализацию дисциплины «Физическая культура и спорт» в объеме 2 з.е. (72 часа) в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)» и в объеме не менее 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в з.е. и не включаются в объем программы бакалавриата, в рамках элективных дисциплин (модулей) в очной форме обучения» [3].

Модернизированный образовательный стандарт, как и все предыдущие его версии, выдержан в формате компетентностного подхода и ориентирован на выработку у обучающихся универсальной компетенции - способности «поддерживать должный уровень физической подготовленности для полноценной социальной и профессиональной деятельности» [3].

Анализ специальной литературы, учебных программ и практики организации процесса обучения студентов по дисциплине «Физическая культура и спорт» в соответствии с ФГОС ВО последнего поколения позволяет выделить многообразие подходов к обеспечению физического воспитания студенческой молодежи в разных вузах РФ. Существуют учебные планы, в которых представлено различное соотношение лекционных и практических часов на разных курсах обучения, вплоть до полного отказа либо от теоретических, либо от практических занятий (речь в данном случае идет о дисциплинарном модуле). Опыт организации учебного процесса по предмету «Физическая культура и спорт» в текущем учебном году со студентами Гуманитарного института ФГБОУ ВО РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) позволяет выделить особенности его реализации и сопряженные с ними проблемные моменты.

Так, дисциплина «Физическая культура и спорт» преподается на 1 курсе при этом по 1 з.е. (36 часов) учебным планом выделено на лекции и самостоятельную работу студентов. Формой промежуточной аттестации является зачет. В Гуманитарном институте на 1 курсе обучаются, в общей сложности, более 150 студентов по следующим направлениям подготовки: 51.03.05 - Режиссура театрализованных представлений и праздников; 38.03.02

- Менеджмент; 37.03.01 - Психология; 38.03.04 - Государственное и муниципальное управление; 38.03.01 - Экономика; 39.03.03 - Организация работы с молодежью; 42.03.01

- Реклама и связи с общественностью и соответствующим им профилям. В связи с тем, что регламентирующими учебный процесс документами, всех перечисленных направлений не предусмотрены семинарские и практические занятия, закономерно возникают вопросы: «Каким образом оценить знания студентов в условиях дефицита времени и отсутствия форм занятий, которые позволили бы проводить опрос или аналогичные мероприятия, исключив при этом формальный подход к процедуре аттестации? Каким образом осуществлять проверку самостоятельной работы?». Напомним, что контроль знаний проводится не только с целью оценивания уровня учебных достижений обучающихся, но и для коррекции содержания и организации самого учебного процесса со стороны преподавателя. При этом оценка выполняет не только образовательную и воспитательную функцию, но также стимулирует познавательную деятельность студентов, формирует положительную мотивации к процессу самообучения.

Общеизвестно, что одной из тенденций современной системы образования является широкое внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, включая использование Internet-ресурсов. Вместе с тем, несмотря на то что дистанционные формы обучения пронизывают все сферы общества и признаются большинством граждан, в российском образовании они пока не нашли должного признания и не так широко используются в учебно-воспитательном процессе вуза. В кругу профессорско-преподавательского состава прочно закрепилось скептическое отношение к этой модели образования. Существенными издержками подобной формы обучения, по-нашему мнению, являются нацеленность на подачу образовательного материала, знаниевый подход к контролю усвоения дисциплины, недостаток учебной коммуникации, что серьезно сдерживает качественную сторону обучения. С другой стороны, использование электронных ресурсов предоставляет возможность обучающимся ознакомиться с учебной информацией в любом месте и в любое время, такая доступность особенно актуальна для студентов, обучающихся в вузах физкультурного профиля, в большей части, являющихся действующими спортсменами, членами национальных сборных команд, вынужденных по этой причине отсутствовать на занятиях.

Далее рассмотрим подходы к организации процесса обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» на основе использования системы электронного сопровождения образовательного процесса «МОДУС», активно функционирующей в университете.

Анализ специальной литературы позволяет заключить, что основная задача преподавателя при использовании электронных ресурсов сводиться к отбору и организации учебного информационного наполнения, а также планированию учебных мероприятий для активного включения обучающихся в познавательный процесс. «Для придания учебному процессу интерактивности, сопоставимой с традиционным обучением, рекомендуется обеспечить наличие автоматической обратной связи и разнообразие форм и методов представления контента с привлечением различных модальностей» [1].

Так, через «МОДУС» студенты получают доступ к программам дисциплины, глоссарию, информационной справке (рейтинг-плану), требованиям к аттестации, темам для самостоятельной работы, списку рекомендуемой основной и дополнительной литературы, темам докладов, рефератов, презентаций, проектов, видам и формам отработки пропущенных занятий, системе оценивания различных видов работ и т.п. В дополнение к текстовым материалам в курсе размещены лекции в формате тематических фрагментов, выполненных в программе «MS PowerPoint». Также курс включает встроенную систему контроля и самоконтроля знаний студентов. С этой целью нами были разработаны батареи тестов по всем разделам дисциплины. После каждой лекции студентам открывается доступ к тесту (время доступа, количество попыток и иные настройки преподаватель может варьировать и самостоятельно выбирать в системе). Тест составляется из вопросов, освещенных

накануне в процессе лекционного занятия и темам, вынесенным для самостоятельной проработки студентами. Каждая процедура тестирования позволяет обучающемуся набрать до 10 баллов максимально (всего проводится 6 срезов знаний за период обучения).

Как было отмечено ранее, воплощение на практике компетентностного подхода обязывает преподавателя широко использовать в образовательном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий наряду с внеаудиторной работой. В этой связи обязательной формой текущей аттестации студентов по дисциплине является защита проекта, как формы коллективной учебно-познавательной деятельности студентов. Работая над проектом, обучающиеся определяют тематику и направление исследования, конкретизируют цели и задачи, вырабатывают план, оценивают ресурсы, распределяют задания между собой, формулируют ожидаемые результаты. Далее проходят процедуру защиты проекта в форме презентации. Учитывая контингент обучающихся и особенности реализации дисциплины наиболее востребованными на практике оказались творческие и информационные проекты.

Темы проектов, как правило, озвучиваются на вводной лекции, студенты распределяются в группы на добровольной основе по 4-5 человек (количество может варьироваться в зависимости от общего числа студентов на потоке, сложности избранной тематики и т.п.). Преподаватель выделяет по 15-20 минут на каждом занятии для презентации проекта, его обсуждения, ответов на вопросы. Тема презентуемого проекта должна быть логически сопряжена с темой лекции и отражать специфику будущей профессиональной деятельности студентов. Например, если тема лекции «Здоровый образ жизни студента», то тема проекта может звучать как «Современные физкультурно-оздоровительные технологии в практике физического воспитания студенческой молодежи», «Роль СМИ в пропаганде ЗОЖ различных социально-демографических групп населения, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья» и т.п.

Как показал опыт, организация обучения на основе сочетания лекционных форм занятий и возможностей системы электронного сопровождения образовательного процесса позволяет более 90% студентов в установленные учебно-методическим управлением сроки аттестоваться с высокими баллами (70-90). Таким образом, организация учебного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» на основе использования электронных ресурсов, активных и интерактивных форм обучения способствует оптимизации деятельности преподавателя, исключает формальный подход к оцениванию знаний студентов, а также позволяет повысить посещаемость занятий, стимулировать познавательную активность обучающихся, формировать интерес к проектно-исследовательской деятельности. Вместе с тем, как показывает практика, эффективное обучение на основе активного использования современных информационных технологий покажет свою действенность только при условии проведения преподавателем большой предварительной работы как на этапе формирования электронного курса, так и в процессе сопровождения учебного процесса. Дальнейшей разработки требует изучение возможностей и потенциала инструментария электронной среды, обобщение передового опыта и практики применения инструментария электронного обучения, что в целом не только упростит работу преподавателя, но и позволит повысить качество учебно-воспитательного процесса в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Велединская, С.Б. Эффективное сопровождение электронного обучения: технология вовлечения и удержания учащихся / С.Б. Велединская, М.Ю. Дорофеева // Образовательные технологии. - 2015. - № 3. - С. 104-115.

2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 2008. - 544 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (бакалавриат) // URL : http://fgosvo.ru/upload-files/FGQS%20VQ%203++/Bak/490301_B_3_30102017.pdf (дата обращения: 01.11.2018).

REFERENCES

1. Veledinskaja S.B. and Dorofeeva M.Yu. (2015). "Effective accompaniment of e-leaming: technology inclusion and retention", Educational Technology, No. 3, pp. 104-115.

2. Matveev L.P. (2008), Theory and methodology of physical culture, Fizkultura and Sport, Moscow.

3. Federal State educational standards higher education in the preparation of49.03.01 Physical Culture (Bachelor), available at: http://fgosvo.ru/upload-files/FG0S%20V0%203++/Bak/490301_B_3_30102017.pdf.

Контактная информация: kim.tatiana@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.12.2018

УДК 796.011.1

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА СПБГУ И ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЁЖНОГО ЦЕНТРА

«КАЛИНИНСКИЙ»)

Татьяна Евгеньевна Коваль, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, Людмила Вячеславовна Ярчиковская, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ); Оксана Николаевна Устинова, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ); Ольга Вячеславовна Миронова, кандидат педагогических наук, доцент, Александра Владимировна Токарева, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ)

Аннотация

В статье представлены результаты совместной работы в рамках социального партнёрства кафедры физической культуры и спорта СПбГУ и учреждения дополнительного образования подростково-молодёжного центра «Калининский». Основная цель социального партнёрства -эффективное решение проблем предотвращения асоциальных явлений в обществе среди молодёжи средствами физической культуры. Рассмотрены главные механизмы социального партнёрства на примере использования спортивного скалолазания.

Ключевые слова: социальное партнёрство, предотвращение асоциальных поступков среди подростков и молодёжи средствами физической культуры, спортивное скалолазание, эффективность социального партнёрства в области физической культуры.

PHYSICAL CULTURE AS А MEANS OF PREVENTING NEGATIVE ACTIONS IN THE YOUTH ENVIRONMENT (ON THE EXAMPLE OF SOCIAL PARTNERSHIP)

Tatyana Evgenievna Koval, the candidate of geological and mineralogical sciences, senior lecturer, Lyudmila Vyacheslavovna Yarchikovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University; Oksana Nikolaevna Ustinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great; Olga Vyacheslavovna Mironova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ale-ksandra Vladimirovna Tokareva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St.

Petersburg State Architectural and Construction University

Annotation

The article presents the results of the joint work in the framework of social partnership of the Department of physical culture and sport of St. Petersburg State University and institutions of additional education of youth center "Kalininsky". The main goal of the social partnership is an effective solution to the problems of prevention of the asocial problems in society among the young people by means of physical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.