Научная статья на тему 'Физическая культура как средство профилактики негативных проявлений в молодёжной среде (на примере социального партнёрства СПбГУ и подростково-молодёжного центра "Калининский")'

Физическая культура как средство профилактики негативных проявлений в молодёжной среде (на примере социального партнёрства СПбГУ и подростково-молодёжного центра "Калининский") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ АСОЦИАЛЬНЫХ ПОСТУПКОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СПОРТИВНОЕ СКАЛОЛАЗАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Татьяна Евгеньевна, Ярчиковская Людмила Вячеславовна, Устинова Оксана Николаевна, Миронова Ольга Вячеславовна, Токарева Александра Владимировна

В статье представлены результаты совместной работы в рамках социального партнёрства кафедры физической культуры и спорта СПбГУ и учреждения дополнительного образования подростково-молодёжного центра «Калининский». Основная цель социального партнёрства эффективное решение проблем предотвращения асоциальных явлений в обществе среди молодёжи средствами физической культуры. Рассмотрены главные механизмы социального партнёрства на примере использования спортивного скалолазания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваль Татьяна Евгеньевна, Ярчиковская Людмила Вячеславовна, Устинова Оксана Николаевна, Миронова Ольга Вячеславовна, Токарева Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical culture as а means of preventing negative actions in the youth environment (on the example of social partnership)

The article presents the results of the joint work in the framework of social partnership of the Department of physical culture and sport of St. Petersburg State University and institutions of additional education of youth center "Kalininsky". The main goal of the social partnership is an effective solution to the problems of prevention of the asocial problems in society among the young people by means of physical culture. The main mechanisms of social partnership on the example of sports climbing have been considered.

Текст научной работы на тему «Физическая культура как средство профилактики негативных проявлений в молодёжной среде (на примере социального партнёрства СПбГУ и подростково-молодёжного центра "Калининский")»

REFERENCES

1. Veledinskaja S.B. and Dorofeeva M.Yu. (2015). "Effective accompaniment of e-leaming: technology inclusion and retention", Educational Technology, No. 3, pp. 104-115.

2. Matveev L.P. (2008), Theory and methodology of physical culture, Fizkultura and Sport, Moscow.

3. Federal State educational standards higher education in the preparation of49.03.01 Physical Culture (Bachelor), available at: http://fgosvo.ru/upload-files/FG0S%20V0%203++/Bak/490301_B_3_30102017.pdf.

Контактная информация: kim.tatiana@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.12.2018

УДК 796.011.1

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА СПБГУ И ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЁЖНОГО ЦЕНТРА

«КАЛИНИНСКИЙ»)

Татьяна Евгеньевна Коваль, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, Людмила Вячеславовна Ярчиковская, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ); Оксана Николаевна Устинова, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ); Ольга Вячеславовна Миронова, кандидат педагогических наук, доцент, Александра Владимировна Токарева, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ)

Аннотация

В статье представлены результаты совместной работы в рамках социального партнёрства кафедры физической культуры и спорта СПбГУ и учреждения дополнительного образования подростково-молодёжного центра «Калининский». Основная цель социального партнёрства -эффективное решение проблем предотвращения асоциальных явлений в обществе среди молодёжи средствами физической культуры. Рассмотрены главные механизмы социального партнёрства на примере использования спортивного скалолазания.

Ключевые слова: социальное партнёрство, предотвращение асоциальных поступков среди подростков и молодёжи средствами физической культуры, спортивное скалолазание, эффективность социального партнёрства в области физической культуры.

PHYSICAL CULTURE AS А MEANS OF PREVENTING NEGATIVE ACTIONS IN THE YOUTH ENVIRONMENT (ON THE EXAMPLE OF SOCIAL PARTNERSHIP)

Tatyana Evgenievna Koval, the candidate of geological and mineralogical sciences, senior lecturer, Lyudmila Vyacheslavovna Yarchikovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University; Oksana Nikolaevna Ustinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great; Olga Vyacheslavovna Mironova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ale-ksandra Vladimirovna Tokareva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St.

Petersburg State Architectural and Construction University

Annotation

The article presents the results of the joint work in the framework of social partnership of the Department of physical culture and sport of St. Petersburg State University and institutions of additional education of youth center "Kalininsky". The main goal of the social partnership is an effective solution to the problems of prevention of the asocial problems in society among the young people by means of physical

culture. The main mechanisms of social partnership on the example of sports climbing have been considered.

Keywords: social partnership, physical culture and prevention of asocial behavior among adolescents and youth, sports climbing, effectiveness of social partnership in the field of physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

В стратегии современного развития системы высшего образования в нашей стране, включая образование в области физической культуры, обозначено направление на установление партнерских отношений с окружающим социумом, особенно в области решении проблем профилактики радикализма и экстремизма в молодёжной социальной среде. Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества. Основными причинами роста экстремистского поведения среди молодёжи можно назвать социальное неравенство, желание самоутвердиться любым путём, недостаточную социальную зрелость, недостаточный профессиональный и жизненный опыт.

Многочисленные исследования доказали, что спорт и физическую культуру можно рассматривать как важный инструмент в процессе приобщения молодежи к здоровому образу жизни, как важнейшее профилактическое средства по предупреждению асоциального поведения и развитию вредных привычек [1]. Особый интерес и внимание в области профилактики негативных явлений в молодёжной среде вызывает социальное партнёрство между высшими учебными заведениями и организациями дополнительного образования, которое позволяет использовать апробированные и научно обоснованные методики, направленные на решение воспитательных задач средствами физической культуры.

В данной статье представлены результаты, полученные в процессе решения профилактических задач средствами скалолазания в условиях социального партнёрства между общеуниверситетской кафедрой физической культуры и спорта СПбГУ и государственным бюджетным учреждением г. Санкт-Петербурга «Подростково-молодёжный центр «Калининский».

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе реализации проекта по профилактике негативных проявлений в молодёжной среде средствами физической культуры в рамках социального партнёрства были выбраны главные механизмы партнерства: процесс согласований позиций партнёров; определение вида совместной деятельности; вид спортивной дисциплины, в которой осуществлялась совместная работа.

В процессе определения спортивной деятельности в проекте социального партнёрства было выбрано спортивное скалолазание, как вид физической активности, наиболее привлекательный для подростков с асоциальным поведением.

При этом кафедра СПбГУ оказывала методическую поддержку организации дополнительного образования, курировала выполнение проекта на всех его стадиях [1, 2]. Клубное формирование ПМЦ «Калининский», где проводились занятия по спортивному скалолазанию, использовало предложенные методики, авторские разработки, кураторскую помощь СПбГУ.

Результативность проекта оценивалась по четырём основным количественным критериям, которые определяли эффективность социального партнёрства. В перечень основных критериев вошли:

- общее количество трудных подростков, вовлеченных в занятие скалолазанием в рамках данного проекта и сохранение списочного состава набранных групп в течение года, не менее 80%;

- оценка общей продолжительности свободного времени подростков, участвующих в проекте, занятого спортивной деятельностью путём вовлечения подростков в спортивную клубную работу, не менее 70% свободного времени;

- достижения воспитанниками клубного формирования определённых спортивных результатов на районных и городских спортивных фестивалях по скалолазанию, не менее 40% призовых мест от общего количества, выступающих;

- количество подростков, участвующих в мероприятиях по сдаче нормативов ГТО, не менее 80% воспитанников клубного формирования.

Проект осуществлялся на спортивных объектах ПМЦ «Калининский», а именно: на стенде для скалолазания ПМК «Спасатель», в спортивных залах г. Санкт-Петербурга, оборудованных стендами для лазания, а также на скальных массивах Ленинградской области. Особое внимание уделялось как спортивной подготовке, так и воспитательной работе, направленной на формирование новых жизненных ценностей у подростков с асоциальным поведением.

Целю данной работы являлось доказать эффективность социального партнёрства между высшим учебным заведением и районным центром дополнительного образования при решении проблем воспитания, формирования личностных качеств, снижения асоциальных поступков трудных подростков средствами физической культуры, и, конкретно, занятием спортивным скалолазанием.

Практическая значимость исследований предполагала, что полученные в ходе проекта результаты могут быть использованы в работе с трудными подростками, где основным средством являются специальные подготовленные программы по физической культуре и спорту, базирующиеся на социальном партнерстве высших учебных заведений и организаций дополнительного образования.

В данном совместном проекте предусматривались как занятия в группах, так и индивидуальные занятия, а также использовались авторские методики подготовки скалолазов СПбГУ и рекомендации психологов СПбГУ

Занятия проводились в группах подростков из группы риска, численностью, не превышающей 10 человек, с периодичностью три раза в неделю. Дополнительными инструментами физической культуры, которые использовались в проекте, явились специально подготовленные мастер-классы, творческие мастерские с участием ведущих спортсменов города Санкт-Петербурга, соревнования и спортивные фестивали в рамках массовых спортивных городских мероприятий Санкт-Петербурга.

В проекте использовались следующие методические разработки: 1. Рекомендации по специфике развития общих физических качеств в группах подростков из группы риска; 2. Рекомендации по проведению индивидуальных занятий с подростками из группы риска при освоении начальных элементов лазания; 3. Перечень средств контроля формирования личностных ценностей и личностных качеств подростков в процессе коллективных занятий спортом; 4. Рекомендации по освоению базовых навыков спортивного скалолазания: технике лазания, развитию силовых способностей, выносливости, ловкости, гибкости, знакомству с альпинистским снаряжением; 5. Рекомендации социального психолога по составлению индивидуальных планов для каждого подростка, занимающегося в группе.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для получения количественной картины эффективности реализации совместного проекта на основе предложенных четырёх критериев, была введена балльная система оценки. Баллы начислялись следующим образом: 100 баллов начислялось при сохранности контингента не менее 10 человек на протяжении всего цикла реализации проекта; далее 100 баллов начислялось при эффективной организации досуга и проведении занятий не менее 4 раз в неделю продолжительностью 120 минут по разработанной методике; далее 100 баллов начислялось за проведение и участие всех занимающихся подростков не менее двух раз в месяц в спортивных мероприятиях, в спортивных фестивалях и соревнованиях по программам и проектам ПМК «Спасатель»; далее 100 баллов начислялось за результативное участие в соревнованиях и фестивалях по программе ГТО.

За указанный период, в совместной работе в рамках социального партнёрства СПбГУ и СПб ГБУ ПМЦ «Калининский» были получены следующие результаты. В занятия клубного формирования были вовлечены 82 человека. Из них: 8 человек из неблагоприятных семей, 12 человек из неполных семей, 6 человек из многодетных семей, 29 человек - подростки, испытывающие трудность в социальной адаптации, 17 человек - подростки и молодёжь с эмоциональными и поведенческими проблемами, 10 человек - подростки с девиантным поведением.

За указанный период подростки, вовлечённые в проект, приняли участие в 120 официальных спортивных мероприятиях и фестивалях, включая общегородские и всероссийские. Среди них два мероприятия российского уровня (всероссийские фестивали), семь мероприятий городского уровня (чемпионаты и первенства Санкт-Петербурга, городские Спартакиады подростково-молодёжных клубов), девять городских массовых спортивно-патриотических мероприятий, таких как «Лыжня России», «Марафон «Дорога жизни», «Гонка ГТО», «Кросс Нации» и другие. Общее количество набранных баллов в проекте составило 380 баллов. В процессе реализации проекта дважды воспитанники занимали призовые места на всероссийских фестивалях по скалолазанию в своих возрастных группах, 12 раз становились победителями городских фестивалей Санкт-Петербурга по скалолазанию, одержали 38 побед на соревнованиях районного уровня.

Анкетирование, проведённое социальным психологом в конце совместного проекта, показало, что у всех подростков, вовлечённых в проект, 50% личных интересов и жизненных ценностей связано со спортом и занятиями физической культурой.

ВЫВОДЫ

Результаты совместного проекта, основой которого явилось социальное партнёрство между общеуниверситетской кафедрой физической культуры и спорта СПбГУ и государственным бюджетным учреждением г. Санкт-Петербурга «Подростково-молодёжный центр «Калининский», показали высокую эффективность в решении проблем воспитания, формирования личностных качеств, снижения асоциальных поступков трудных подростков средствами физической культуры, и, конкретно, занятием спортивным скалолазанием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современные особенности методики проектирования и реализации оздоровительных программ / Т.Е. Коваль, Л.В. Ярчиковская, В.В. Маркелов, В.П. Демеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 70-72.

2. Место дыхательных упражнений в комбинированных оздоровительных программах / Л.В. Ярчиковская, Т.Е. Коваль, С.М. Лукина, О.Н. Устинова // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 10. - С. 35-37.

REFERENCES

1. Koval, T.E., Yarchikovskaya, L.V, Markelov, V.V. and Demesh, V.P. (2014), "New design methodology and implementation of wellness programs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 70-72.

2. Yarchikovskaya, L.V., Koval, T.E., Lukina, S.M. and Ustinova, O.N. (2017) "Place breathing exercises in combined health programs", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 35-37.

Контактная информация: tatiana_koval@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.