Научная статья на тему 'Оценка результативности процессов кафедры'

Оценка результативности процессов кафедры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЦЕССОВ КАФЕДРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мещеряков Виктор Афанасьевич, Мурашкина Татьяна Ивановна, Суровицкая Галина Владимировна

В статье представлена методика оценки результативности процессов кафедры с использованием данных самооценки, внутренних аудитов и данных, традиционно собираемых кафедрой. Предложены показатели процессов кафедры и порядок их расчета. На основе значений этих показателей в анализируемом периоде рекомендовано оценивать результативность процессов кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка результативности процессов кафедры»

УДК 330.1, 65.0

В. А. Мещеряков, Т. И. Мурашкина, Г. В. Суровицкая ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ КАФЕДРЫ

В статье представлена методика оценки результативности процессов кафедры с использованием данных самооценки, внутренних аудитов и данных, традиционно собираемых кафедрой. Предложены показатели процессов кафедры и порядок их расчета. На основе значений этих показателей в анализируемом периоде рекомендовано оценивать результативность процессов кафедры.

В настоящее время актуальна проблема оценки результативности процессов подразделений государственного университета. В статье предлагается методика оценки результативности процессов кафедры с использованием информации, которую традиционно собирает кафедра, и информации, полученной в результате самооценки с использованием «Методических рекомендаций для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности» [1]. В последних предложена модель совершенствования деятельности, содержащая девять критериев: 1. «Лидирующая роль руководства»; 2. «Политика и стратегия»;

3. «Менеджмент персонала»; 4. «Ресурсы и партнеры»; 5. «Менеджмент процессов»; 6. «Удовлетворенность потребителей»; 7. «Удовлетворенность персонала»; 8. «Влияние кафедры на общество»; 9. «Результаты деятельности кафедры».

Предоставление образовательных услуг кафедры управляется, осуществляется, обеспечивается и измеряется в рамках процессов, показанных в таблице 1 [2]. При присваивании реальному процессу кода в скобках пишут аббревиатуру названия кафедры. В таблице 1 она условно названа АБВ.

Таблица 1

Код процесса Название процесса Пункт ИСО 9000

1 2 3

Кафедральные процессы управленческой деятельности (КУ)

КУ(АБВ)-01 Управление образовательной деятельностью 7.1в, 7.5.1а-д, 6.4

КУ(АБВ)-02 Управление СМК 4, 5.4.1, 8.1, 8.2.3, 8.4

Кафедральные процессы жизненного цикла предоставления образовательных услуг (КОУ)

КОУ(АБВ)-01 Маркетинг образовательных услуг 7.2

КОУ(АБВ)-02 Проектирование и разработка процедурных документов образовательных программ 7.1 (кроме в), 7.3

КОУ(АБВ)-03 Реализация основных образовательных программ 7.5.3-7.5.5, 8.2.4, 8.3

КОУ(АБВ)-04 Аттестация выпускника 7.5.2

КОУ(АБВ)-05 Трудоустройство и послевузовское обслуживание 7.5.1е

Окончание табл. 1

1 2 3

Кафедральный процесс управления ресурсами (КР)

КР(АБВ)-01 Управление ресурсами 6.2-6.4

Кафедральные процессы мониторинга и улучшения (КМ)

КМ(АБВ)-01 Сбор и анализ показателей аттестации и госаккредитации 8.4

КМ(АБВ)-02 Мониторинг удовлетворенности потребителей и заинтересованных сторон 8.2.1

КМ(АБВ)-03 Корректирующие и предупреждающие действия 8.5

Оценка результативности большинства процессов кафедры осуществляется два раза в год:

1) для оценивания состояния на декабрь - результаты деятельности кафедры в осеннем семестре учебного года;

2) для оценивания состояния на июнь - результаты деятельности кафедры в весеннем семестре учебного года.

Оценка результативности процессов КОУ(АБВ)-04 «Аттестация выпускника» и КОУ(АБВ)-05 «Трудоустройство и послевузовское обслуживание» осуществляется один раз в год.

Для оценки результативности процессов кафедры необходимы следующие исходные данные:

- данные о регистрации распоряжений руководства кафедры и фактов их выполнения;

- данные о результатах внутренних аудитов кафедры;

- поправочный коэффициент к (общий для всех кафедр, уточняется в службе качества);

- данные отчета «Самооценка эффективности функционирования системы управления кафедры в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности» (далее - отчет о самооценке кафедры);

- данные о конкурсах на специальности кафедры по результатам последней приемной кампании;

- средний конкурс в университете по результатам той же приемной кампании;

- данные о регистрации рабочих программ учебных дисциплин;

- данные о регистрации учебно-методических комплексов кафедры;

- результаты анализа сессий;

- данные отчетов по ГАК и ГЭК;

- данные о выпускниках кафедры, работающих по специальности;

- данные планов корректирующих и предупреждающих действий;

- данные отчетов о корректирующих и предупреждающих действиях.

Не допускается использование незарегистрированных данных. Если на

кафедре нет необходимых исходных данных в полном объеме, рекомендуется работать с имеющимися данными и собрать недостающие.

Рекомендуемые показатели процессов кафедры приведены в таблице 2. Они должны быть отражены в спецификациях процессов.

Таблица 2

Процесс Показатели процесса Порядок расчета показателей

1 2 3

КУ(АБВ)-01 Управление образовательной деятельностью Процент выполненных распоряжений руководства кафедры в отношении образовательного процесса от их общего числа: ттКУ(АБВ)-01 П1 Определяется на основе анализа данных журнала регистрации распоряжений руководства кафедры пКУ<АБЮ-°1= ЧВР .100%, Число_распоряжений где ЧВР - число выполненных распоряжений. Если распоряжения не регистрируются и не анализируется их выполнение, то пКУ(АБВ)-01 _ 0

КУ(АБВ)-02 Управление СМК 1. Обобщенная результативность процессов СМК кафедры по результатам аудитов: ттКУ(АБВ)-02 П1 ПКУ(АБВ)-02 _ рвд АБВ . П1 рВДмесяц_год ; расчет РВА^сяц^од см. далее

2. Степень совершенства процессов СМК по результатам самооценки: КУ(АБВ)-02 П2 ПКУ(АБВ)-02_ СЗК .100%, 2 10 где СЗК - среднее значение по критериям, это среднее из значений критериев о самооценке кафедры

КОУ(АБВ)-01 Маркетинг образовательных услуг 1. Процент от среднего конкурса по университету среднего конкурса на специальности кафедры по итогам последней приемной кампании: ГГКОУ(АБВ)-01 П1 /~'тг АБВ П К0У(АБВ)-01 СКгод 100% 1 СК вуз СКгод АБВ где СКгОд - средний конкурс на специальности кафедры по итогам приемной кампании; СКГОд - средний конкурс по всему вузу

2. Степень совершенства по критерию «Влияние кафедры на общество» по результатам самооценки: КОУ(АБВ)-01 П2 ПК0У(АБВ)-01_ Значение_критерия 8 0% 2 10 значение критерия 8 «Влияние кафедры на общество» берется из отчета о самооценке кафедры

Продолжение табл. 2

1 2 3

КОУ(АБВ)-02 Проектирова- ние и разработка процедурных документов образовательных программ 1. Процент учебных дисциплин, обеспеченных рабочими программами, от их общего числа: ГГКОУ(АБВ)-02 П1 Определяется по результатам анализа Журнала регистрации рабочих программ учебных дисциплин (РПД): ПКОУ(АБВ)-02_ Количество_РПД юо% 1 Число_дисциплин

2. Процент учебных дисциплин, обеспеченных учебнометодическими комплексами, от их общего числа: КОУ(АБВ)-02 П2 ПКОУ(АБВ)-02_ Количество_УМК 100% 2 Число_дисциплин где используются данные о регистрации учебнометодических комплексов (УМК)

КОУ(АБВ)-03 Реализация основных образователь- ных программ 1. Средняя успеваемость по итогам последней сессии: ГГКОУ(АБВ)-О3 П1 Определяется на основании анализа сессии

2. Среднее качество знаний по итогам последней сессии: ТТКОУ(АБВ)-О3 П2 Определяется на основании анализа сессии

КОУ(АБВ)-04 Аттестация выпускника 1. Среднее качество защит выпускных квалификационных работ: КОУ(АБВ)-04 П1 Определяется на основе отчетов по ГАК

2. Среднее качество сдачи междисциплинарного экзамена: КОУ(АБВ)-04 П2 Определяется на основе отчетов по ГЭК

КОУ(АБВ)-05 Трудоустрой- ство и послевузовское обслуживание Процент выпускников последнего года, работающих по специальности, от общего числа выпускников кафедры того же года (для анализа на состояния на июнь этого года): ТТКОУ(АБВ)-05 П1 пК0У(АБВ)-05_ ЧРВ 400%, Число_выпускников где ЧРВ - число работающих по специальности выпускников

Окончание табл. 2

1 2 3

1. Степень совершенства по критерию «Ресурсы и партнеры» по результатам самооценки: пКР(АБВ)-01 и1 ПКР(АБВ)-01_ Значение_критерия 4 0%. 1 10 ^ значение критерия 4 «Ресурсы и партнеры» берется из отчета о самооценке кафедры

КР(АБВ)-01 Управление ресурсами 2. Степень совершенства по критерию «Менеджмент персонала» по результатам самооценки: ттКР(АБВ)-01 П2 пКР(АБВ)-01_ Значение_критерия 3 0%. 2 _ 10 ^ значение критерия 3 «Менеджмент персонала» берется из отчета о самооценке кафедры

3. Степень совершенства по критерию «Удовлетворенность персонала» по результатам самооценки: ггКР(АБВ)-01 П3 ПКР(АБВ)-01_ Значение_критерия 7 0%. 3 10 значение критерия 7 «Удовлетворенность персонала» берется из отчета о самооценке кафедры

КМ(АБВ)-01 Сбор и анализ показателей аттестации и госаккреди-тации Степень совершенства по критерию «Результаты деятельности университета» по результатам самооценки: ггКМ(АБВ)-01 П1 ПКМ(АБВ)-01_ Значение_критерия 9 0%. 1 10 ^ значение критерия 9 «Результаты деятельности кафедры» берется из отчета о самооценке кафедры

КМ(АБВ)-02 Мониторинг удовлетворен- ности потребителей и заинтересованных сторон Степень совершенства по критерию «Удовлетворенность потребителей» по результатам самооценки: ггКМ(АБВ)-02 П1 ПКМ(АБВ)-02_ Значение_критерия 6 0%. 1 10 ^ значение критерия 6 «Удовлетворенность потребителей» берется из отчета о самооценке кафедры

КМ(АБВ)-03 Корректирующие и предупреждающие действия Результативность выполнения планов корректирующих и предупреждающих действий на отчетный период: ггКМ(АБВ)-03 П1 пКМ(АБВ)-03_ ЧВМ 400%, 1 общее_ЧМ ЧВМ - число выполненных мероприятий планов корректирующих и предупреждающих действий; общее_ЧМ - общее число мероприятий в планах корректирующих и предупреждающих действий. Если в предшествующем и отчетном периоде выявлены несоответствия в функционировании процессов кафедры, а планы корректирующих ттКМ(АБВ)-03 п действий не разработаны, _0

Отметим особенности обозначения показателей. Каждому показателю соответствует два индекса:

- верхний индекс содержит код процесса, к которому относится показатель;

- нижний индекс - это номер показателя процесса по порядку.

АБВ

Обобщенная результативность РВАмесяц год процессов кафедры по результатам внутренних аудитов в анализируемом периоде находится на основании анализа количества значительных и незначительных несоответствий, выявленных в ходе аудита.

Значение результативности лежит в пределах от 0 до 100% и по результатам внутреннего аудита определяется с использованием формулы

3

РВА^ц ГОд = к • 100%^е3Ъ3 , (1)

j=1

где к - поправочный коэффициент, учитывающий специфические моменты аудита, определяется службой качества университета (он может быть равен взятой в долях результативности выполнения плана внутреннего аудита); с ^ -

коэффициент весомости показателя Ъj, Ъ1 - показатель значительных несоответствий, для которого С1 = 0,5, а значения определяются по таблице 3; Ъз -показатель незначительных несоответствий, для которого С2 = 0,3, а значения определяются по таблице 4; Ъ3 - показатель замечаний, для которого С3 = 0,2 , а значения определяются по таблице 5.

Таблица 3

Количество значительных несоответствий (ЗН) >10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 нет

Значение Ъ 0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1

Таблица 4

Количество незначительных несоответствий (НН) >15 15 14 13 12 10-11 8-9 6-7 4-5 2-3 0-1

Значение Ъ2 0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1

Таблица 5

Количество замечаний (З) >20 20 19 18 17 15-16 12-14 9-11 6-8 3-5 0-2

Значение Ъ3 0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1

Несоответствия, выявленные в ходе аудита кафедры, сводят в таблицу 6.

Таблица 6

Подразде- ление Пункт ИСО, содержащий требования Несоответствие

Содержание несоответствия Статус несоответствия

ЗН НН З

По данным таблицы 6 с использованием таблиц 3-5 построится таблица 7, на основе которой и производится расчет по формуле (1).

Таблица 7

Информация по значительным несоответствиям Информация по незначительным несоответствиям Информация по замечаниям

Количество ЗН Количество НН Ь2 Количество З Ь3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Порядок расчета результативности процессов кафедры показан в таблице 8.

В таблице 8 использованы обозначения результативности процессов, имеющие два индекса:

- верхний индекс содержит код процесса;

- нижний индекс содержит дату, для состояния на которую рассчитывается результативность; как правило, дата содержит указание на месяц и год, это не относится к процессам КОУ(АБВ)-04 и КОУ(АБВ)-05 - для этих процессов нижний индекс результативности содержит только год.

В таблице 8 даны рекомендации для расчета результативности по группам процессов:

АГВ

- процессы управленческой деятельности - РУмесяц ГОд ;

- процессы жизненного цикла предоставления образовательных услуг -ржцАБВ .

РЖЦмесяц_год ’

ДГВ

- процессы обеспечения ресурсами - РРмесяц год;

АБВ

- процессы мониторинга и улучшения - РМмесяц год.

Обратите внимание, верхний индекс обозначений результативности по группам процессов содержит аббревиатуру названия кафедры.

Общая результативность процессов кафедры по результатам анализа показателей процессов:

рАБВ _о 35(руАБВ +РЖЦАБВ )+0 15(РРАБВ +РМАБВ )

А месяц_год месяц_год^А 'Л1ЛЛ-,'месяц_год^^’А~'“ А месяц_год^А 1¥Амесяи_год^ •

Результаты оценки регистрируются в журнале мониторинга процессов кафедры.

По результатам анализа результативности процессов могут быть разработаны планы корректирующих и предупреждающих действий.

Таблица 8

Код процесса Формула оценки результативности процесса

Процессы управленческой деятельности кафедры рУАБВ _0 3рКУ(АБВ)-01 +0 7рКУ(АБВ)-02 РУ месяц_год _0,3Рмесяц_год +°,7Рмесяц_год

КУ(АБВ)-01 рКУ(АБВ)-01_ПКУ(АБВ)-01 Рмесяц_год П1

КУ(АБВ)-02 РК«УЯЦБ?о)д02 _0,6ПКУ(АБВ)-02 +0,4пКУ(АБВ)-02 , если был аудит; РКУЯЦБГ2_ПКУ(АБВ)-02, если не было аудита

Процессы жизненного цикла предоставления образовательных услуг РЖТТАБВ _ ЧрКОУ(АБВ)-01 +рК0У(АБВ)-02 + РЖЦмесяц_год _ 5^ Рмесяц_год +Рмесяц_год + +рКОУ(АБВ)-03+рКОУ(АБВ)-04+рКОУ(АБВ)-05 +Рмесяц_год +Ргод +Ргод 1

КОУ(АБВ)-01 рК0У(АБВ)-01 0 6ГГК0У(АБВ)-01+0 4ГГК0У(АБВ)-01 Рмесяц_год _0,6П1 +0,4П2

КОУ(АБВ)-02 рК0У(АБВ)-02 0 4ГГК0У(АБВ)-02 +0 6ГГК0У(АБВ)-02 Рмесяц_год _0,4П1 +0,6П2

КОУ(АБВ)-03 рК0У(АБВ)-03_0 3ПК0У(АБВ)-03+0 7ПК0У(АБВ)-03 Рмесяц_год _0,3П1 +0,/П2

КОУ(АБВ)-04 рКОУ(АБВ)-04 _0 6ПК0У(АБВ)-04+0 4пК0У(АБВ)-04

КОУ(АБВ)-05 рК0У(АБВ)-05 _ПК0У(АБВ)-05 Ргод _П1

Процессы обеспечения ресурсами РРАБВ _рКР(АБВ)-01 РРмесяц_год Рмесяц_год

КР(АБВ)-01 рКР(АБВ)-01 0 6ГГКР(АБВ)-01 +0 2 /ттКР(АБВ)-01^КР(АБВ)-01\ Рмесяц_год _0,6П1 +0,21 П2 +П3 1

Процессы мониторинга и улучшения РМАБВ _ 1 / рКМ(АБВ)-01 +рКМ(АБВ)-02 +рКМ(АБВ)-03 \ Рммесяц_г0д _ 3\ Рмесяц_г0д +Рмесяц_г0д +Рмесяц_г0д 1

КМ(АБВ)-01 рКМ(АБВ)-01 _ПКМ(АБВ)-01 Рмесяц_год _П1

КМ(АБВ)-02 рКМ(АБВ)-02 _ПКМ(АБВ)-02 Рмесяц_год _П1

КМ(АБВ)-03 рКМ(АБВ)-03 _ПКМ(АБВ)-03 Рмесяц_год П1

Рекомендуемая квалиметрическая шкала для заключения о функционировании процесса по значению его результативности, которую условно обозначим как Р:

1. 0 < Р < 25% - процесс не результативен. Цели и задачи не были достигнуты, необходима доработка процесса. Требуется полное переосмысление процесса. Необходимо провести анализ требований к процессу, анализ выбора критериев, анализ взаимодействия процессов и степень их влияния друг на друга.

2. 25% < Р < 50% - низкий уровень результативности процесса. Требуется разработка значительных корректирующих действий для выявления и устранения причин несоответствий.

3. 50% < Р < 75% - средний уровень результативности процесса. Цели и задачи процесса частично достигнуты. Требуется разработка корректирующих действий и проведение анализа процесса с использованием статистических методов.

4. 75% < Р < 100% - процесс результативен. Цели и задачи близки к достижению. Требуется разработка предупреждающих действий и проведение анализа процесса с использованием статистических методов.

5. Р = 100% - высокий уровень результативности. Цели и задачи практически достигнуты. Регулярное проведение статистических исследований необходимо для разработки мероприятий по улучшению процесса.

Аналогичная квалиметрическая шкала может быть использована и для

общей результативности процессов кафедры Р^Сщ год.

Настоящая методика оценки результативности процессов СМК кафедры внедрена в Пензенском государственном университете. Она адаптирована к неравномерному уровню базовой подготовки в области качества уполномоченных по качеству кафедр, которые отвечают за расчет результативности. Методика может быть легко автоматизирована, что обеспечит эффективность ее использования.

Список литературы

1. Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности. - СПб. : ЛЭТИ, 2005.

2. СТУ 151.0.10-2007 Стандарт университета. Менеджмент качества : руководство по качеству [Издание официальное]. - Пенза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.