Научная статья на тему 'Оценка резервных возможностей испытуемых всфк ГТО'

Оценка резервных возможностей испытуемых всфк ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
130
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗЕРВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА / RESERVE CAPABILITIES OF THE ORGANISM / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППЫ / EXPERIMENTAL AND CONTROL GROUPS / МЕТОД СНЕЖНОГО КОМА / SNOWBALL METHOD / КОМПЛЕКС ГТО / COMPLEX GTO / РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ / DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / FUNCTIONAL CONDITION / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / FUNCTIONAL TESTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бобков Виталий Викторович, Васильева Елена Александровна, Крестовников Виталий Юрьевич, Поздняков Василий Евгеньевич

Рассмотрена методика диагностики резервных возможностей студентов при сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Определено функциональное состояние резервных возможностей организма, на основании которого даны рекомендации относительно потенциально возможного результата, находящегося на пике резервных возможностей испытуемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бобков Виталий Викторович, Васильева Елена Александровна, Крестовников Виталий Юрьевич, Поздняков Василий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF RESERVE POSSIBILITIES OF THE SUBJECTS VSFK GTO

We consider the methodology for diagnosing the reserve capabilities of students when they pass the standards of the All-Russia Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (VFSC TRP). The functional state of reserve capacities of the organism is determined, on the basis of which recommendations are given regarding the potential outcome at the peak of the patient's reserve capabilities.

Текст научной работы на тему «Оценка резервных возможностей испытуемых всфк ГТО»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПЫТУЕМЫХ

ВСФК ГТО

В.В. Бобков, Е.А. Васильева, В.Ю. Крестовников, В.Е. Поздняков

Рассмотрена методика диагностики резервных возможностей студентов при сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). Определено функциональное состояние резервных возможностей организма, на основании которого даны рекомендации относительно потенциально возможного результата, находящегося на пике резервных возможностей испытуемого.

Ключевые слова: резервные возможности организма, экспериментальная и контрольная группы, метод снежного кома, комплекс ГТО, развитие физических качеств, функциональное состояние, функциональные пробы.

Актуальность данного исследования объясняется возрождением в России системы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» ГТО (ВФСК ГТО) [1] с современными нормативами, выполнение которых должно отражать уровень физического развития испытуемого.

В 2014 году был принят Указ президента Российской Федерации (№ 172 от 24.03.2014 года), согласно которому во всех субъектах Российской Федерации должен быть введен обновлённый ВФСК ГТО. В связи с необходимостью реализации данного комплекса, крайне важным требованием при организации процедуры тестирования является соблюдение всех необходимых норм безопасности жизни и здоровью испытуемого при выполнении им нормативов комплекса ГТО, а также ориентировка обучающихся (школьников и студентов) на потенциально

возможный результат, который находится на пике физических возможностей, но не превышает их.

Учитывая нарастание случаев сосудистых катастроф в спортивной практике, представляется разумным с целью предотвращения случаев «внезапной смерти» во время сдач норм ГТО, причиной которых всего являются патологические (функциональные или органические) изменения в сердечно-сосудистой, дыхательной и других системах, возникшие во время нагрузок, и не выявленные во время медицинского обследования, лицам, проводящим тестирование (учителя физической культуры, педагоги кафедр физической культуры вузов и т. д.) в день сдачи нормативов ГТО (или же накануне) самим оценивать состояние тех органов и систем организма, которые будут подвергаться предельной нагрузке. Это позволит избежать многих неблагоприятных последствий. Основная проблема при подготовке и приеме нормативов комплекса ГТО у обучающихся - это отсутствие разработанных и апробированных методик, по которым можно было бы накануне (или в день сдачи нормативов) иметь объективную информацию о состоянии сердечно-сосудистой (ССС) и дыхательной систем. Опираясь на полученные данные, представляется возможным разделять участников испытаний комплекса на отдельные подгруппы (сильные соревнуются с сильными, слабые со слабыми), различные по своему физическому и функциональному состоянию. В последующем руководствуясь этим, станет возможно более индивидуально подбирать для них комплексы упражнений для подготовки к участию в испытания ВФСК ГТО.

Ряд университетов России провели пилотажные исследования, нацеленные на выявление уровня физической подготовки. Результаты данных исследований показали относительно невысокий уровень физической подготовки студентов. Данный уровень не позволит студентам сдать нормативы на золотой знак или без причинения ущерба своему здоровью. Данные исследования выявили динамику изменения показателей физической подготовки студентов. Она была положительной, но повышение уровня составляло всего 2-6 % [9, С. 24].

Как отмечают Л.В. Люйк, В.А. Солодянников, Л.Т. Кудашова, «при повсеместном внедрении комплекса ГТО в вузах, необходимо провести предварительные исследования о функциональной и кондиционной подготовленности студентов для сдачи соответствующих нормативов» [ 4, С. 303].

В данной ситуации необходима выработка рекомендации по совершенствованию программ и практики учебно-тренировочного процесса с целью увеличения резервных возможностей обучающихся для сдачи нормативов ВФСК ГТО.

Методы педагогического исследования. По аналогии с раннее проведенными исследованиями [2], в данном исследовании приняли

участие студенты 1-го и 2-го курсов Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, мужского и женского пола, а также учащиеся 10-11 класса школы № 1282 г. Москвы. Всего в исследовании приняли участие 277 чел. Эксперимент проводился в течение 2017/18 учебного года. В качестве метода формирования выборки был избран метод снежного кома. Подчеркнем, что результаты данного исследования не могут распространяться на всех студентов и школьников Москвы и тем более России. Мы сформировали контрольную (КГ, 139 чел.) и экспериментальную (ЭГ, 138 чел.) группы. В соответствии с ФГОС 3+ занятия по физической культуре проводится 2 раза в неделю у студентов и 3 раза в неделю у школьников. В течение 2017 года КГ занималась в соответствии с требованиями ФГОСТ 3+ без факультативных занятий по данному предмету. Для членов ЭГ, помимо обязательных занятий, в свободное от учебы время 2 раза в неделю проводились факультативные занятия. Продолжительность одного занятия составляла 90 мин (2 ак. ч). В декабре 2017 г. была произведена оценка резервных возможностей участников обеих групп.

Социально-демографические характеристики выборки представлены в табл. 1.

Таблица 1

Социально-демографические характеристики (в %)

Возраст Пол Социальный статус

16-17 лет 17-18 лет 18-19 лет 37 31 32 Муж. Жен. 60 40 Студенты 1-го и 2-го курсов РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина Учащиеся 10-11 класса школы № 1282 г. Москвы 215 62

Педагогическое исследование включало следующие основные

этапы:

I этап. Исследование состояния сердечно-сосудистой (ССС) и дыхательной системы организма испытуемого путем применения физиологических проб. После прохождения медицинского обследования студентов на предмет возможности выполнения нормативов комплекса ГТО нами проводилось функциональное тестирование с использованием специального медицинского оборудования. В работе мы использовали КАП ЦГосм-«Глобус», диагностирующий состояние сердечно-сосудистой системы. Для диагностики дыхательной системы применялся прибор «Micro Loop». Следует заменить, что данные приборы широко применяются в спортивной медицине. Типы функциональных проб представлены в табл. 2).

Таблица 2

Функциональные пробы и их применение

Назначение пробы Тип и характеристика пробы

Исследование функции внешнего дыхания Динамическая спирометрия - измерение ЖЕЛ до и после дозированной нагрузки (2-3 мин бег с частотой 180 шагов/мин), используется для оценки соответствия кровотока вентиляции легких. Для оценки функции внешнего дыхания можно использовать аппарат для проведения спирометрии Спиро С-100 (либо прибор Micro Loop).

Исследование состояния сердечнососудистой системы Проба Руфье [5] применяется для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке. Рекомендуется проводить под контролем кардиовизора (аппарата «Глобус»).

Исследование вегетативного статуса Активная ортостатическая проба служит для оценки уровня вегетативно-сосудистой устойчивости.

Исследование влияния силовых и скоростно-силовых нагрузок Проба Вальсальвы-Бюргера позволяет оценить влияние натуживания на организм по результатам измерения ЧСС и артериального давления. Рекомендуется проводить под контролем кардиовизора (аппарата «Глобус»).

II этап. Первоначальная оценка результатов испытуемых. Определение функционально резерва испытуемых, а также наиболее развитых физических качеств.

III этап. Мониторинг физического развития учащихся при подготовке к сдаче норм ГТО. В рамках данного этапа среди школьников и студентов проводится тестирование, которое необходимо выполнять один раз каждые два дня (обеспечивая, как минимум, два-три дня отдыха между ними) [6].

IV этап. Составление индивидуальных планов учебно-тренировочных занятий, а также построения прогноза возможно допустимого результата, который находится на пике возможностей испытуемых, но не превышает их. На данном этапе подбираются индивидуальные, различающиеся по типу упражнения, способствующие развитию у обучающихся наиболее сильных сторон и, в тоже время, способствующих увеличению функционального резерва испытуемых.

Реализовываться программы могут, как на учебных занятиях, так и на дополнительных в специально организованных группах ГТО (например, в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, создано учебное отделение «ГТО» где проводятся учебные занятия со студентами, имеющими желание сдавать нормативы на золотой знак) [3].

Техническое оснащение для проведения тестирования обучающихся для сдачи нормативов ВФСК ГТО.

В педагогическом исследовании использовалось максимально полное техническое оснащение для проведения тестирования обучающихся: секундомер, спирометр Micro Loop или СПИРО С100,

сфигмоманометр (прибор для измерения артериального давления), сфигмоманометр, соединенный с мундштуком, метроном, кардиовизор, аппарат «Глобус».

Для создания объективной физической характеристики резервных возможностей организма учащихся использовалась комплексная оценка физических качеств, умений или навыков: скоростные возможности, сила, выносливость, гибкость, прикладные навыки, скоростно-силовые возможности и координационные способности. На базе данной комплексной оценки, на наш взгляд, может быть разработан интегральный показатель: индекс резервных возможностей. Задача по его разработке является перспективной для наших будущих исследований.

Результаты и их обсуждение. Анализ результатов компьютерной осциллометрии и спирометрии органов дыхания показал, что для учащихся ЭГ, по сравнению с КГ, характерны более высокие показатели по четырем тестам исследования сердечно-сосудистой и дыхательной систем (табл. 3,

4).

Таблица 3

Компьютерная осциллометрия гемодинамики резервных возможностей контрольной и экспериментальных групп

Показатели Экспериментальная группа До / После нагрузки Контрольная группа До / После нагрузки

Систолическое артериальное давление, мм рт.ст. 120 / 120 127 / 139

Частота сердечных сокращений, уд/мин 80 / 120 82 / 150

Общее периферическое сопротивление, дин*см/с 1229 / 1215 1151 / 1134

Таблица 4 Спирометрия органов дыхания контрольной и экспериментальных групп

Показатели Экспериментальная группа До / После нагрузки Контрольная группа До / После нагрузки

ЖЕЛ, л 5,51 / 5,62 3,62 / 3,78

ОФВ1, л 4,14 / 4,05 3,27 / 2,78

ФЖЕЛ, л 4,82 / 5,12 2,80 / 3,13

ПОСвыд, л/мин 635 / 660 597 / 550

Примечание: ЖЕЛ - жизненная ёмкость лёгких; ОФВ1 - объём форсированного выдоха за 1 с; ФЖЕЛ - форсированная жизненная ёмкость легких; ПОСвыд - пиковая объёмная скорость вдоха.

Таким образом, у членов экспериментальной группы были выявлены более высокие показатели всех рассмотренных резервных возможностей, в сравнении с членами экспериментальной группы. В ЭГ наблюдалась положительная динамика результатов, а именно, улучшение показателей спирометрии (увеличение ЖЕЛ в среднем на 5-7 %, ФЖЕЛ в среднем на 5 %), улучшение сердечно-сосудистых показателей (адекватное увеличение минутного объема крови с 3-4 до 19-22 л, стабильность сердечного индекса, постоянство или увеличение в пределах нормы артериального давления. Результаты КГ свидетельствуют о более низких физиологических показателях, а именно снижение или повышение артериального давления со 120-125 до 139 мм рт. ст., снижение мощности сокращения левого желудочка, как реакция на нагрузку, с 3,5 до 2,6 Вт, уменьшение показателей ЖЕЛ и ФЖЕЛ на 17-29 %, что свидетельствует о значительном утомлении, а также повышение ЧСС до 150 уд/мин и снижение сердечного индекса с 5,1 до 3,1 л/мин*кв.м.

Проведенное тестирование выявило, что на золотой знак комплекса ГТО могут претендовать 15 чел. от общего количества испытуемых, серебряный - 30, бронзовый - 53. Причем, 100 % претендентов на золотой знак, 86 % - серебряный и 82 % - бронзовый являются членами экспериментальной группы.

Выявлено, что для 35 чел. рекомендованы умеренные физические нагрузки, 17 чел. не стоит ставить перед собой задачи по достижению высоких спортивных результатов. Остальным испытуемым из экспериментальной группы необходимо повысить один-два норматива для выполнения комплекса на золотой, серебряный или бронзовый знаки.

Важным фактором данного результата является количество занятий физической культурой учащимися экспериментальной группой. Данный вывод подтверждается данными исследования Е.Ю. Лыковой и И.А. Чирковой, которые отмечают: «При проведении пробы Мартине у спортивных подростков и юношей выявлена благоприятная реакция ССС на физическую нагрузку. У учащихся, занимающихся физическими упражнениями только на уроках физкультуры, реакция ССС менее благоприятна и ухудшается с возрастом... ССС рациональнее работает у спортсменов с большим стажем тренировок» [4].

Одним из результатов педагогического исследования является выявление юношей (20 чел.), которым вместо подтягиваний, целесообразней будет выполнять рывок гири, при освоении техники выполнения упражнения. Определена группа лиц (10 чел.), которым необходимо поработать над развитием взрывной силы (метание гранаты). Также выявлены те лица (23 чел.), у которых преобладал результат в прыжке с разбега над прыжком с места с двух ног. Для обучающихся, которые посещают секцию по плаванию, а также занимаются лыжным

спортом, стрельбой и спортивным ориентированием составлены программы подготовки по основным видам испытаний. Выявлены обучающиеся (60 чел.), которым рекомендуется воздержаться от участия в испытаниях комплекса ГТО. Они имеют скрытые, не выявленные при первом медицинском осмотре отклонения в состоянии здоровья и должны заниматься физической культурой, а также сдавать нормативы вместе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Однако исследование показало, что данному контингенту не стоит полностью воздерживаться от физических нагрузок.

Таким образом, в результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Важным фактором более высоких показателей резервных возможностей экспериментальной группы является большее количество занятий физической культурой учащимися. Показатели резервных возможностей контрольной группы хуже, чем данные показатели у экспериментальной.

2. Методика оценки резервных возможностей обучающихся школьников и студентов для сдачи нормативов ВФСК ГТО должна быть построена из совокупности различных этапов, позволяющих провести всестороннюю оценку и отбор студентов, которые могут быть допущены к выполнению нормативов ГТО.

3. Отбор лиц и соблюдение всех этапов методики отбора крайне необходим в целях отбора учащихся, которые могут полноценно выполнять весь комплекс ГТО, тех, кто может выполнять адаптированный комплекс ГТО и тех лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть допущены для выполнения комплекса ГТО.

4. Оценка учащихся должна проводиться, как медицинскими работниками, так и преподавателями физической культуры в целях выявления реакции на выполнение упражнений и определенной меры физической нагрузки.

Список литературы

1. АС ФСК ГТО (Информационно-научный WEB-Центр физической культуры, здоровья и спорта). URL: www.rosinwebc.ru (дата обращения: 28.02.2018).

2. Бобков В.В., Чечельницкая С.М. Методика отбора учащихся с ОВЗ для выполнения комплекса ГТО // Культура физическая и здоровье. 2017. №2 (62). С. 79-83.

3. Лыкова Е.Ю., Чиркова И.А. Резервные возможности организма подростков и юношей // Фундаментальные и прикладные проблемы

медицины и биологии. URL: http:// econf.rae.ru/article/182 (дата обращения: 20.02.2018).

4. Люйк Л.В., Солодянников В.А., Кудашова Л.Т. Подготовленность студентов для сдачи норм комплекса ГТО // Здоровье -основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: труды Всерос. науч.-практ. конф. Т.10. Ч.1. СПб., 2015. С. 302-307.

5. Миллер Л.Л. Врачебный контроль: учеб. пособие. СПб., 2011.

203 с.

6. Пархоменко К.И. Практические аспекты организации тестирования ВФСК «ГТО». URL: https://infourok.ru/prakticheskie-aspekti-gto-dlya-ovz-1475856.html (дата обращения: 28.02.2018).

7. Положение о Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе / Министерство спорта Российской Федерации, 2013. URL: http://ymoc.my1.ru/2013/prilozhenie.pdf (дата обращения: 28.02.2018).

8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2010 г. № 613н г. Москва «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий». URL: http://legalacts.ru/doc/ prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-09082010-n-613n/ (дата обращения: 28.02.2018).

9. Туревский И.М., Фролов А.Ю., Петрушина Г.А. Соотношение основных средств физического воспитания при подготовке студентов к сдаче норм комплекса ГТО // Международный научно исследовательский журнал. 2015. Т. 32. № 1. С. 23-30.

10. Хамитов М.И. Оценка эффективности методики подготовки школьников к выполнению нормативов IV ступени комплекса ГТО // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017. Т.12. №2. С. 107-116.

Бобков Виталий Викторович, старший преподаватель, аспирант, vitally-x5@yandex.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК),

Васильева Елена Александровна, старший преподаватель, vasilevaea@yandex.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина,

Крестовников Виталий Юрьевич, старший преподаватель, 89267079985@mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина,

Поздняков Василий Евгеньевич, старший преподаватель, megavasilius@yandex.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина

ESTIMATION OF RESERVE POSSIBILITIES OF THE SUBJECTS VSFK GTO

V. V. Bobkov, E.A. Vasilyeva, V. Yu. Krestovnikov, V.E. Pozdnyakov

We consider the methodology for diagnosing the reserve capabilities of students when they pass the standards of the All-Russia Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (VFSC TRP). The functional state of reserve capacities of the organism is determined, on the basis of which recommendations are given regarding the potential outcome at the peak of the patient's reserve capabilities.

Key words: reserve capabilities of the organism, experimental and control groups, snowball method, complex GTO, development of physical qualities, functional condition, functional tests.

Bobkov Vitaly Viktorovich, senior lecturer, graduate student, vitally-x5@,yandex. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Oil and Gas named after I.M. Gubkina, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism,

Vasilyeva Elena Aleksandrovna, senior lecturer, vasilevaea@yandex.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Oil and Gas named after I.M. Gubkin,

Krestovnikov Vitaliy Yurievich, senior lecturer, 892670 79985@mail. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Oil and Gas named after I.M. Gubkin,

Pozdnyakov Vasily Evgenievich, senior lecturer, megavasilius@yandex. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Oil and Gas named after I.M. Gubkin

УДК 796.011.3

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.А. Болотников, Л.Р. Абдрашитова, Р.Ш. Имангулов, Э.Р. Мугаттарова

Рассмотрен вопрос влияния физической подготовленности студентов на успешность выполнения ими трудовых функций в будущей профессиональной деятельности. Предложены методологические подходы к определению понятия физической подготовленности в контексте феномена здоровья специалистов и здорового образа жизни. Представлены результаты исследования среди более 400 представителей студенческой молодежи, обучающихся в вузах различной направленности.

Ключевые слова: физическая подготовленность студентов, здоровый образ жизни, профессиональная деятельность.

Анализируя феномен здоровья человека, следует признать, что на государственном уровне он не может не являться экономической и даже политической ценностью, в то время как состояние здоровья нации определяет национальную безопасность, также как уровень развитости страны [2, 3, 10]. Ученые прошлых столетий отмечали: «При мудром

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.