Научная статья на тему 'Анализ методов оценки функционального состояния учащихся специальной медицинской группы'

Анализ методов оценки функционального состояния учащихся специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
255
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / АППАРАТ "ГЛОБУС" / ИНДЕКС РОБИНСОНА / ИНДЕКС РУФЬЕ-ДИКСОНА / STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP / FUNCTIONAL PARAMETERS / AND DEVICE "GLOBE" / ROBINSON''S INDEX / THE INDEX RUFE-DIXON LINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бобков Виталий Викторович, Карасева Ирина Александровна

В статье рассматривается сравнение методов оценки функционального состояния учащихся и студентов с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по физической культуре в специальной медицинской группе с помощью индексов Робинсона, Руфье, а также комплекса «Глобус» -диагностирующего состояние сердечно-сосудистой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бобков Виталий Викторович, Карасева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF METHODS OF ESTIMATION OF A FUNCTIONAL CONDITION OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

The article discusses the comparison of methods of estimation of functional condition of pupils and students with disabilities in the classroom physical culture in special medical group with the help of Robinson, Rufe, and package Globus-diagnosing the condition of the cardiovascular system.

Текст научной работы на тему «Анализ методов оценки функционального состояния учащихся специальной медицинской группы»

УДК 796.011.3

Бобков В В., Карасева И.А.

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Бобков Виталий Викторович*, старший преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта, Российский государственный университет нефти и газа (Национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, Москва, Россия 119991, Москва, Ленинский пр-т., д. 65

Карасева Ирина Александровна, учитель физической культуры, Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Средняя общеобразовательная школа № 364», Москва, Россия 107113, Москва, Старослободская улица, 8 *vitaly-x5@yandex. ru

В статье рассматривается сравнение методов оценки функционального состояния учащихся и студентов с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по физической культуре в специальной медицинской группе с помощью индексов Робинсона, Руфье, а также комплекса «Глобус» -диагностирующего состояние сердечнососудистой системы.

Ключевые слова: Студенты специальной медицинской группы, функциональные показатели, аппарат «Глобус», индекс Робинсона, индекс Руфье-Диксона.

ANALYSIS OF METHODS OF ESTIMATION OF A FUNCTIONAL CONDITION OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

Bobkov V.V.1 , Karaseva I.A.2

:Russian State University of oil and gas, Moscow, Russian 2Secondary school №364, Moscow, Russia.

The article discusses the comparison of methods of estimation of functional condition of pupils and students with disabilities in the classroom physical culture in special medical group with the help of Robinson, Rufe, and package Globus-diagnosing the condition of the cardiovascular system.

Key words: Students of special medical group, functional parameters, and device "globe", Robinson's index, the index Rufe-Dixon line.

Актуальность. На современном этапе развития страны в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к физической подготовленности наших сограждан, школьников и студентов, необходимой для успешной их трудовой деятельности. Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит будущее процветание. По статистическим данным в ВУЗах около 53% от общего числа обучающихся студентов имеют различные нозологические отклонения в состоянии здоровья. Для таких студентов создаются условия для привлечения их к практическим занятиям в подготовительных учебных группах, что, разумеется, является хорошей тенденцией в борьбе с их малоподвижным образом жизни [1].

В связи с тенденцией увеличения количества студентов нуждающихся в специально подобранных упражнениях и нагрузках возрастает необходимость в своевременном проведении мероприятий по мониторингу функционального состояния школьников и студентов. Основываясь на эти данные, мы можем правильно подобрать и скорректировать нагрузку во время занятий физической культурой, создавая тем самым необходимые условия и предпосылки для поддержания двигательной активности каждого занимающегося на оптимальном уровне [2].

Методы и организация исследования. В

исследовании принимали участие студенты 2-го курса мужского и женского пола (возраст 19-20 лет) специальной медицинской группы, обучающиеся в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, а также учащиеся 11 -го класса мужского и женского пола (возраст 16-17 лет) школы №364, занимающиеся в группах ЛФК. Всего было обследовано 77 человек. В первый день тестирования для оценки функционального состояния сердечно - сосудистой системы (ССС) нами использовались индексы Робинсона и Руфье. Во второй день тестирования с той же группой занимающихся мы использовали для оценки комплекс «Глобус», на котором замеряли студентов до и после кардио нагрузки. В качестве нагрузочной пробы мы выбрали 9-ти минутный кардио тест на велоэргометре (со ступенчатой нагрузкой 50-100 и 150 % от массы тела, на пульсе до 150 уд.мин.). Во второй день помимо традиционных показателей ЧСС и АД мы также брали во внимание следующие показатели сердечно - сосудистой системы: скорость пульса, АД ударное, сердечный выброс, сердечный и ударный индекс, ударный объем, скорость сокращения левого желудочка. Оценку функционального состояния ССС комплекс «Глобус» выдавал до и после нагрузки [3].

Результаты и обсуждение.

Таблица 1. Оценка функционального состояния ССС в покое

Оценка состояния Индекс Робинсона Количество испытуемых Комплекс «Глобус» Количество испытуемых

Отлично! Функциональные резервы ССС в отличной форме. 1 5

Хорошее. Функциональные резервы ССС в норме 13 31

Среднее. Можно говорить о недостаточности функциональных возможностях ССС. 18 29

Плохое. Есть признаки нарушения регуляции деятельности ССС. 24 8

Очень плохое! Регуляция деятельности ССС нарушена! 21 3

Таблица 2. Оценка функционального состояния ССС после нагрузочной пробы

Оценка состояния Индекс Руфье -Диксона Количество испытуемых Комплекс «Глобус» Количество испытуемых

Отлично! 2 3

Функциональные резервы ССС в отличной форме.

Хорошее. Функциональные резервы ССС в норме 9 16

Среднее.

Можно говорить о недостаточности функциональных 30 28

возможностях ССС.

Удовлетворительно.

Есть признаки нарушения регуляции деятельности ССС. 23 18

Неудовлетворительно!

Регуляция деятельности ССС нарушена! Признаки 13 12

сердечной недостаточности.

Анализ результатов функционального исследования показал, что корреляция полученных данных наиболее выражена в случае с применением пробы Робинсона (таблица 1) при которой 58 % испытуемых попали в группу с «плохой» и «очень плохой» регуляцией деятельности ССС, по сравнению с теми результатами, которые получены на приборе «Глобус (всего 14 % таких студентов). В тоже время, результаты индекса Руфье (таблица 2) свидетельствуют о том, что у 38 % показатели средние, у 16 % неудовлетворительные, вместе с тем показатели полученные с применением «Глобуса» (37 % и 15%) практически идентичны, что говорит о достаточно высоком проценте достоверности полученных данных.

Выводы

1. При проведении различных функциональных проб необходимо всегда помнить о соблюдении всех необходимых условий обеспечивающих их правильное выполнение, так как от этого напрямую зависит достоверность полученных данных.

2. Те результаты, которые были получены при помощи комплекса Глобус, имеют большую достоверность и точность, что может свидетельствовать о том, что студенты и школьники не особо мотивированы правильно подсчитывать пульс и выполнять тесты точно в соответствии с регламентом.

3. Полученные результаты дают основания полагать, что для большей достоверности исследований

необходимо пользоваться как можно более богатым арсеналом методов и способ измерения показателей испытуемых.

Список литературы

1. Адаптивная физическая культура обучающихся с ограниченными возможностями: учебно-методическое пособие / О.В. Валиуллина, Н.Ф. Семерханова, О.Л. Адова. - Уфа: Башкирский ГАУ, 2016. - 64 с.

2. Адова О.Л. Особенности организации занятия со студентами специальных медицинских групп по физической культуре // Аграрная наука в инновационном развитии АПК: Материалы Международной научно-практической конференции в рамках XXV Международной специализированной выставки «Агрокомплекс-2015». Часть III раздел Инновационные технологии в системе физического воспитания и спорта в вузе. - Уфа: Башкирский ГАУ, 2015. - С.232-234.

3. Бобков В.В. Включение студентов специального медицинского отделения в подготовку к выполнению норм комплекса ГТО. Актуальные проблемы физического воспитания и спорта в вузе. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (1-4 февраля 2017 г.), РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина. - М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, 2017. - 187 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.