pp.87-88.
Контактная информация: vadim.antonov.1984@list.ru
Статья поступила в редакцию 02.12.2017
УДК 796.011.3
ОПТИМИЗАЦИЯ СОСТАВА ИСПЫТАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО ДЛЯ
СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Виталий Викторович Бобков, старший преподаватель,
Максим Александрович Кузьмин, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина,
Москва
Аннотация
В статье рассматривается методика отбора испытаний (тестов) по выбору Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для участия в сдаче нормативов ГТО студентами мужского и женского пола, относящихся к V-ой и VI - ой ступени комплекса. В ходе эксперимента для каждого обучающегося был определен оптимальный состав испытаний по выбору, способствующий наиболее успешному выполнению комплекса на золотой знак.
Ключевые слова: комплекс ГТО, испытания по выбору, золотой знак, этапы отбора, тестирование, развитие физических качеств.
OPTIMIZATION OF TESTING OF RLD COMPLEX FOR UNIVERSITY STUDENTS
Vitaly Viktorovich Bobkov, the senior teacher, Maksim Aleksandrovich Kuzmin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Oil and Gas, Moscow
Annotation
The article discusses the methodology of the tests selection by the choice of the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense" (RLD) to participate in the RLD standards delivery by the male and female students aged 16-18 years old, belonging to the V-VIth levels of the complex. In this experiment for each student there were determined optimal tests, contributing to the most successful execution of testing complex on the gold badge.
Keywords: RLD, test by choice, gold badge, stages of selection, testing, development of physical qualities.
ВВЕДЕНИЕ
Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (приказ № 1147), с 2015 года российские вузы должны при приёме абитуриентов учитывать их индивидуальные достижения (портфолио), среди которых возможно наличие у поступающего золотого знака ГТО [1]. Многие вузы в опубликованных правилах приема прямо гарантируют преференции тем абитуриентам, у кого выполнен данный норматив. В Российском государственном университете нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина золотой знак комплекса ГТО даст поступающему 1 балл в плюс (серебро тоже учитывается). Также студентам-значкистам могут быть обеспечены повышенные коэффициенты к стипендии, и иные меры поощрения. Таким образом, среди абитуриентов и студентов, уже есть достаточно большая группа желающих продолжать участвовать в мероприятиях по сдаче нормативов ВФСК ГТО. Все это должно стать модным трендом, тем самым успешно решаются задача социально-психологической адаптации [3], а главную награду от занятий физической культурой и спортом студент, сдавший нормы спортивного комплекса, получит для себя сам: здоровье, дальнейшую мотивацию, хорошее самочувствие и радость жизни [4]. Студенты, желающие сдавать нормативы комплекса ГТО, относятся к V и VI-ой ступени комплекса и должны пройти четыре обязательные дисциплины: бег на 100 м, бег на
3 км, подтягивания на перекладине (рывок гири) и наклоны из положения стоя. Для получения золотого знака необходимо пройти также дополнительные тесты: заплыв на 50 м, прыжок в длину с разбега или с места, метание спортивного снаряда, бег на лыжах 5 км, стрельба из пневматической винтовки, туристический поход на 10 км с проверкой походных навыков, самооборона без оружия [5]. В составе испытаний по выбору содержаться совершенно разные по своему виду и характеру упражнения. Здесь представлены упражнения на проявления взрывной силы (прыжок в длину, метание), задания на демонстрацию общей и специальной силовой выносливости (бег, лыжи), и, вместе с тем, упражнения на проявление прикладных умений и навыков (плавание, стрельба, самооборона). В связи с этим, отбор испытаний по выбору и подготовка к их выполнению в рамках сдачи нормативов комплекса ГТО - процесс непростой и должен сопровождаться применением комплекса методик, а также алгоритма прогнозирования возможно достижимого для каждого испытуемого результата.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании принимали участие студенты 1 и 2-го курса РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, мужского и женского пола. Всего в исследовании принимали участие 150 человек. Методика подбора тестов по выбору строилась на прохождении следующих основных этапов:
I этап. В начале осеннего семестра (сентябрь-октябрь) проводится обследование студентов на предмет возможности выполнения нормативов комплекса ГТО. В целях получения допуска к проведению тестирования комплекса ГТО образовательные учреждения должны в обязательном порядке составить списки участников, а значит провести медицинскую оценку и выявить способность учащихся к выполнению нормативов ГТО. Медицинское заключение о допуске к сдаче норм ГТО выдается по результатам диспансеризации и периодических медицинских осмотров [6].
На основании медицинского заключения врачи-специалисты должны определить принадлежность учащихся к одной из функциональных групп:
- Первая группа. Возможны занятия физической культурой без ограничений и участие в соревнованиях;
- Вторая группа. Возможны занятия физической культурой с незначительными ограничениями физических нагрузок без участия в соревнованиях;
- Третья группа. Возможны занятия физической культурой со значительными ограничениями физических нагрузок;
- Четвертая группа. Возможны занятия лечебной физической культурой.
Таким образом, к сдаче комплекса ГТО будут допущены студенты, попавшие в
первую группу и частично - во вторую. Для остальных учащихся комплекс ГТО должен быть адаптирован с учётом индивидуальных особенностей (утверждено постановлением Правительства РФ от 11 июня 2014 г, № 540) [2].
II этап. Мониторинг физического развития учащихся (октябрь - ноябрь) при подготовке к сдаче норм ГТО. В рамках данного этапа среди студентов проводится тестирование, которое необходимо выполнять в два дня (обеспечивая, как минимум, два-три дня отдыха между ними). Предполагается, что оно проводится на учебном занятии (или занятии, специально организованном дополнительно для желающих сдавать нормативы для получения значка ГТО), в спортивном зале, с использованием группового способа организации процесса тестирования обучающихся. На первом занятии проводится тестирование по обязательным испытаниям, в строго определенной последовательности: наклон вперед, подтягивания (из виса на высокой, низкой перекладине), отжимания, бег на 100 метров, бег на 2 км (3 км). На втором занятии проводятся испытания в тестах по выбору, включающие индивидуальную работу с каждым обучающимся. На этом занятии выявляют тех, кто дополнительно занимается спортом (плаванием, стрельбой, спортивным туризмом и
ориентированием, единоборствами). Остальную группу тестируют по следующим видам и тестам: прыжок с места, прыжок с разбега, поднимание туловища из положения лежа на спине, метание спортивного снаряда (весом 500, 700 г.), кросс 3, 5 км (или лыжи 3, 5 км). Общее количество студентов, одновременно проходящих тестирование, может составлять одну группу в 20-25 человек [7].
III этап. Первоначальная оценка результатов испытуемых. Выявление сильных и слабых сторон испытуемых, определение наиболее выраженно развитых качеств.
IV этап. Составление индивидуальных планов тренировочной нагрузки. На данном этапе подбираются индивидуальные, различающиеся по типу нагрузки, способствующие развитию у обучающихся наиболее развитых двигательных качеств. Реализовываться программы могут как на учебных занятиях, так и на дополнительных, в специально организованных группах ГТО.
V этап. Повторный замер показателей и сравнительная характеристика.
В весеннем семестре (март - апрель) проводится повторное измерение показателей, в условиях максимально моделирующих сдачу нормативов ГТО (в атмосфере соревнования, с четким регламентом правил и условий выполнения). После этого делаются выводы об эффективности предложенной методики, оценивается прирост результатов и сопоставление их с таблицей нормативов ГТО [5].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты проведения исследования по этапам представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты применения предложенной методики подготовки обучающихся к сдаче норм ГТО__
Показатели Результат - комментарий
I этап. Обследование учащихся на предмет возможности сдачи комплекса ГТО учащимися. Были выявлены следующие результаты: 1 группа - 80, 2 группа - 46, 3 группа - 15 и 4 группа - 9 студентов. Таким образом, к сдаче комплекса ГТО допущены по медицинским показаниям 126 человек и 24 человек нуждаются в применении адаптированного комплекса ГТО.
II, III этап. Мониторинг физического развития учащихся при подготовке к сдаче норм ГТО и первоначальная оценка результатов. Проведенное комплексное тестирование показало, что на золотой значок выполняют нормативы 9, на серебряный 18, а на бронзовый 30 студентов от общего числа испытуемых. Остальным необходимо подтянуть один-два норматива для выполнения комплекса на золотой и серебряный знак и бронзовый знак.
IV. Составление индивидуальных планов тренировочной нагрузки. Были выявлены те юноши, которым вместо подтягиваний (преимущественно по причине наличия у них излишнего веса), целесообразней будет освоить технику выполнения рывка гири. Определена группа лиц, которым необходимо поработать над развитием взрывной силы (метание гранаты). Также выявлены те испытуемые, у которых преобладал результат в прыжке с разбега над прыжком с места с двух ног. Для обучающихся, которые посещают секции по плаванию, а также занимаются лыжным спортом, стрельбой, спортивным ориентированием и различными видами единоборств составлены индивидуальные программы подготовки по основным видам испытаний.
V. Повторный замер показателей и сравнительная характеристика. Проведенное повторное тестирование показало, что на золотой знак нормативы комплекса готовы выполнить 18, на серебряный 27, а на бронзовый 42 студента от общего количества испытуемых.
Анализ результатов используемой методики показал, что практически все испытуемые улучшили свои показатели по нормативам испытаний комплекса ГТО. Из 150-ти человек экспериментальной группы (после проведенной работы по исследованию и адаптации нормативов комплекса с учетом индивидуальных особенностей) более 50-ти % способны сдать нормативы на золотой, серебряный или бронзовый знак. При этом 16-ти % студентов не рекомендуется подвергать себя соревновательным нагрузкам, для них комплекс ГТО должен быть максимально адаптированным под особенности состояния здоровья. При этом нужно найти такой режим, баланс и направленность физической нагрузки, при которых наблюдается улучшение показателей физической подготовки, а также стабильность функционального состояния.
ВЫВОДЫ
1. Методика подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО должна быть построена из совокупности различных этапов, позволяющих отобрать обучающихся, которые могут быть допущены к выполнению нормативов ГТО, дающих всестороннюю оценку спортивных результатов, выявляющих слабые и сильные стороны подготовленности испытуемых.
2. Организация дополнительных занятий по подготовке к участию в ГТО, а также в группах ГТО, дала положительный результат, так как это позволило более качественно и полноценно отработать такие сложные в техническом отношении упражнения, как рывок гири, прыжок с разбега и другие.
3. Процесс выполнения и получения знака ГТО достаточно длителен и может занимать от полугода до года, поэтому подготовку целесообразно планировать в начале учебного года.
4. Организация занятий по физической культуре в специально организованных учебных отделениях самбо и ГТО показало высокую эффективность в подготовке студентов к сдаче нормативов комплекса ГТО.
ЛИТЕРАТУРА
1. АС ФСК ГТО (Информационно-научный WEB-Центр физической культуры, здоровья и спорта) [Электронный ресурс] // URL : www.rosinwebc.ru. - Дата обращения: 01.11.2017.
2. Бобков, В.В. Методика отбора учащихся с ОВЗ для выполнения комплекса ГТО / В.В. Бобков, С.М. Чечельницкая // Культура физическая и здоровье. - 2017. - № 2 (62). - С. 79-83.
3. Кузьмин, М.А. Структурно-функциональная модель адаптации спортсменов к соревновательной деятельности / М.А. Кузьмин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5. - С. 71-74.
4. Кузьмин, М.А. Профессиональная адаптация личности в спорте / М.А. Кузьмин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 6. - С. 59-62.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 540 г. Москва "Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)" [Электронный ресурс] // URL : https://rg.ru/2014/06/18/gto-dok.html. - Дата обращения: 01.11.2017.
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 августа 2010 г. N 613н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий" (утратил силу) [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/12178786/. - Дата обращения: 01.11.2017.
7. Хамитов, М.И. Оценка эффективности методики подготовки школьников к выполнению нормативов IV ступени комплекса ГТО / М.И. Хамитов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - № 2. - С. 107-116.
REFERENCES
1. As FSK TRP (Information-scientific WEB Center for physical culture, health and sports), available at: www.rosinwebc.ru.
2. Bobkov, V.V. and Chechelnitskaya, S.M. (2017), "Method of selection of students with disabilities to the RLD", Physical culture and health, No. 2 (62), pp. 79-83.
3. Kuzmin, M.A. (2011), "Structural and functional model of adaptation of athletes to competitive activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5, pp. 71-74.
4. Kuzmin, M.A. (2014), "Professional adaptation of the personality in sports", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 59-62.
5. The resolution of the Government of the Russian Federation of June 11, 2014 of N 540 gMoscow "About the adoption of the Provision on the All-Russian sports complex "It Is Ready to Work and Defense" (GTO)", available at: https://rg.ru/2014/06/18/gto-dok.html.
6. The order of the Ministry ofHealth and Social Development of the Russian Federation ofAugust 9, 2010 of N 613 N "About the statement of an order of delivery of health care when holding sports and sporting events" (has become invalid), available at: http://base.garant.ru/12178786/.
7. Khamitov, M.I. (2017), "Evaluation of the effectiveness of methods of training students to meet the requirements of the IV stage of the complex RLD", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, Vol. 12, No. 2, pp. 107-116.
Контактная информация: kuzmin-maxim@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 02.12.2017
УДК 796.011.3
ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В ВУЗЕ
Дмитрий Анатольевич Васильев, преподаватель, Сергей Викторович Ображеев,
старший преподаватель, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии; Владимир Владимирович Кузьмин, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Геннадий Алексеевич Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
Статья посвящена уточнению наиболее актуальных задач, подлежащих решению на начальном этапе обучения в вузе. Авторами на экспериментальном материале обосновываются наиболее адекватные возрастным особенностям и специфике начального обучения формы спортивно-физкультурной деятельности. В работе, на основании полученных результатов и сделанных выводов показано содержание методики способной эффективно обеспечить решение всех задач, подлежащих решению в рамках начального этапа обучения в вузе.
Ключевые слова: процесс обучения, физическая культура, начальный этап обучения, специфика физического развития, возрастные особенности.
RATIONALE FOR APPROACHES TO IMPROVE EFFECTIVENESS OF TRAINING AT THE INITIAL STAGE IN THE UNIVERSITY
Dmitry Anatolievich Vasilyev, the teacher, Sergey Viktorovich Obrazeev, the senior teacher, Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after V.B. Bobkov; Vladimir Vladimi-rovich Kuzmin, the candidate of pedagogics sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Gennady Alekseevich Ivahnenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Training, St. Petersburg
Annotation
The article is devoted to the specification of the most urgent problems, which should be solved at the initial stage of education in the university. The authors experimentally prove the most appropriate forms of sports and physical activity suitable for the age features and specifics of the initial stage of training. The article shows, based on the obtained results and reached conclusions, the content of the methodology that can effectively ensure the solution of all problems, which should be solved at the initial stage of education in the university.
Keywords: process of training, physical education, initial stage of training, specificity of physical development, age features.
Современный этап развития образовательного комплекса страны сопряжен с поиском и внедрением принципиально новых эффективных педагогических технологий. Решение этой проблемы потребовало проведения всестороннего анализа и детального исследования специфики современного педагогического процесса с целью выявления уже имеющихся наработок и поиска соответствующего содержания, в том числе и физической культуры (ФК). По мнению исследователей и практиков в качестве таковых должны рассматриваться решения, соответствующие запросам высшей школы сегодняшнего дня,