Научная статья на тему 'Оценка рентабельности торговой деятельности: подходы и альтернативы'

Оценка рентабельности торговой деятельности: подходы и альтернативы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ЗАТРАТЫ НА ПОКУПКУ ТОВАРОВ / ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ / СЕБЕСТОИМОСТЬ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова Галина Витальевна, Соломатин Александр Николаевич

Исследованы существующие методы оценки уровня рентабельности, вносятся предложения по использованию показателя рентабельности торговой деятельности (РТД), позволяющего оценивать эффективность деятельности торговли на различных уровнях управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка рентабельности торговой деятельности: подходы и альтернативы»

17. Крымов С.М. Социоэколого-экономические факторы развития нефтегазового комплекса Томской области: монография. Томск: издательство ТГПУ, 2003. 282с.

18. Месхи Б.Ч., Крымов С.М. Модели развития предприятия как процесса взаимодействия производства и природной среды //Вестник Донского государственного технического университета. 2010. Т.10. № 6 (49). С. 926-936.

19. Крымов С.М. Организация в системе менеджмента. Томск: Издательство ТГПУ, 2002. 88 с.

Medvedev YuliaYurievna,

Candidate of Economics Sciences, Associate Professor

(e-mail: [email protected])

Pahomenko Artem Evgenyevich, student

Don State Technical University, Rostov-on-Don

MARKETING INNOVATION AS A TOOL TO IMPROVE COMPETITIVENESS IN TRADE

Abstract: The analysis of the impact of information technology on the organization of the marketing activities of commercial enterprises, which revealed the possibility of application of marketing innovation in the field of trade. The basic changes in the marketing field of retail trade and presents the methods, which directly affects the competitiveness of retail businesses

Key words: marketing, innovation, trade, information technology.

УДК 339.1

ОЦЕНКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОДХОДЫ И АЛЬТЕРНАТИВЫ Михайлова Галина Витальевна, доцент Соломатин Александр Николаевич, к.э.н., профессор Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Исследованы существующие методы оценки уровня рентабельности, вносятся предложения по использованию показателя рентабельности торговой деятельности (РТД), позволяющего оценивать эффективность деятельности торговли на различных уровнях управления.

Ключевые слова: торговля, рентабельность, затраты на покупку товаров, издержки обращения, себестоимость торговой деятельности.

Одним из важнейших показателей, характеризующим эффективность функционирования является рентабельность.

На отраслевом уровне рентабельность торговой деятельности оценивается по уровням рентабельности продаж и активов.

Рентабельность продажи товаров в торговой отрасли составила в 2015 году 7,1% к обороту, что на 2,2% ниже, чем в среднем по экономике России. Рентабельность активов составила 6,5% к их среднегодовой стоимости, что на 1,5% выше, чем в среднем по экономике страны. Следует отметить, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом рентабельность продаж товаров в торговле повысилась на 1,0% к обороту, а рентабельность акти-

вов возросла на 3,3%, что является самым высоким приростом из всех видов экономической деятельности.

Таблица 1 - Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) и активов в Российской Федерации по отдельным видам экономической _ деятельности, (%) [1, С.418-421] _

Экономическая деятельность 2014г. 2015г. Изменение (+;-)

Всего по экономике: 7,3 2,5 9,3 5,0 +2,0 +2,5

-производство сельскохозяйственной продукции 17,4 4,9 21,3 7,4 +3,9 +2,5

-добыча полезных ископаемых 19,2 12,1 26,8 12,7 +7,6 +0,6

-производства обрабатывающие 9,9 2,9 12,4 4,7 +2,5 +1,8

-строительство 3,4 -0,9 5,4 1,9 +2,0 +2,8

-торговля оптовая и розничная 6,1 3,2 7,1 6,5 + 1,0 +3,3

-связь и транспорт 8,4 0,9 10,6 2,6 +2,2 +1,7

Интересно проанализировать рентабельность отдельных сегментов торговой отрасли.

Таблица 2 - Рентабельность отдельных сегментов торговли, (%) __[1, С.420-421]__

Сегмент торговой деятельности 2014г. 2015г. Изменение (+;-)

Всего, в том числе: 6,1 3,2 7,1 6,5 +1,0 +3,3

- торговля автомобилями и мотоциклами, их техническое обслуживание 1,5 4,7 3,2 9,5 +1,7 +4,8

- оптовая торговля, кроме автомобилей и мотоциклов; 8,1 3,0 9,8 6,4 +1,7 +3,4

- розничная торговля, кроме автомобилей и мотоциклов; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 1,9 4,1 1,4 6,0 -0,5 +1,9

Как следует из данных таблицы 2, самая высокая рентабельность проданных товаров наблюдается в оптовом сегменте торгового рынка - 9,8% к обороту, что даже выше, чем в среднем по всем видам экономической деятельности Российской Федерации.

В 2015 году по сравнению с 2014 годом рентабельность продаж автотранспорта и мотоциклов, а также оптовой торговли повысилась на 1,7% к обороту, рентабельность розничной торговли и ремонта бытовых изделий и предметов личного пользования снизилась на 0,5% к обороту и остается очень низкой - 1,4% к обороту.

Самая высокая рентабельность активов наблюдается в торговле автотранспортом и мотоциклами, их техническом обслуживании - 9,5% к стоимости активов.

За период с 2014 года по 2015 год рентабельность активов во всех сегментах торговли существенно повысилась:

в торговле автотранспортом и мотоциклами:

- на 4,8% к активам;

- в оптовой торговле на 3,4% к активам;

- в розничной торговле на 1,9% к активам.

На уровне торгового предприятия оценка эффективности хозяйственной деятельности осуществляется по показателю уровня рентабельности в % к товарообороту [5. С.181]:

Р = — х 100

г (1) где Р - уровень рентабельности, % к обороту;

П - сумма прибыли, руб.;

Т - объем товарооборота, руб.

На наш взгляд, данный показатель характеризует только долю прибыли розничного торгового предприятия в розничной цене товара, но он ни в коей мере не отражает эффективность хозяйствования. Тем более, что и прибыль и товарооборот являются результативными показателями функционирования торгового предприятия [4.С.36].

В экономической литературе в качестве одного из показателей рентабельности торгового предприятия предполагается использовать отношение прибыли к издержкам обращения [5.С.182]:

РИО = —

ИО (2)

где РИО - рентабельность торгового предприятия по издержкам обращения, руб.;

П - сумма прибыли, руб.;

ИО - сумма издержек обращения, руб.

Данный показатель уже в большей степени характеризует эффективность деятельности торгового предприятия, т.к. показывает какой эффект получает предприятие с каждого рубля издержек обращения.

Вместе с тем, показатель «издержки обращения» характеризует только часть текущих затрат торгового предприятия, причем не самую значительную.

Совокупные расходы по осуществлению продажи товаров может характеризовать показатель «себестоимость торговой деятельности» [4.С.40]:

СТД = ЗПТ + ИО + ПР (3)

где СТД - себестоимость торговой деятельности, руб.;

ЗТП - затраты на покупку товаров, руб.;

ИО - издержки обращения;

ПР - прочие расходы, руб.

Затраты на закупку товаров являются основным видом текущих расходов торгового предприятия. Они характеризуют не только себестоимость покупаемых товаров, но и в значительной степени зависят от уровня организации коммерческой работы на торговом предприятии.

Издержки обращения отражают текущие затраты по осуществлению торгово-технологического процесса.

Прочие расходы характеризуют соблюдение торговым предприятием договорной и финансовой дисциплины.

Таблица 3 - Рентабельность розничной продажи отдельных товаров

Прибыль от продажи товара, руб. Себестоимость продажи товара, руб. Рентабельность продажи товара, руб.

Говядина (за исключением бескостного мяса) 22,99 309,4 0,074

Свинина (за исключением бескостного мяса) 19,65 236,24 0,083

Мясо куриное 6,12 128,89 0,047

Вареная колбаса высшего сорта 23,15 336,00 0,069

Сливочное масло 19,82 382,86 0,052

Подсолнечное масло 6,31 96,21 0,066

Сахар-песок 2,28 66,54 0,034

Пшеничная мука высшего сорта 2,41 33,86 0,071

Изделия макаронные из муки высшего сорта 4,51 61,02 0,074

Водка крепостью 40% об. спирта 35,66 494,49 0,072

Куриные яйца 3,35 59,55 0,056

Куртка мужская 1122,92 4904,76 0,229

Брюки мужские 337,35 1621,83 0,208

Сапоги женские 1080,45 5249,15 0,206

Тогда, оценка рентаблености может быть представлена следующим показателем:

П

РТД =

СТД (4)

П - сумма прибыли, руб.;

СТД - себестоимость торговой деятельности, руб.

Предлагаемый показатель показывает сколько прибыли (от продажи товаров, валовой, чистой) получает хозяйствующий субъект с каждого рубля совокупных затрат, т.е. характеризует экономический эффект от ведения торговой деятельности [3. С.88; 5].

Данные таблицы 3 показывают, что из рассмотренных продовольственных товаров наиболее рентабельными является реализация свинины: с каждого рубля себестоимости продажи которой розничная торговля получает 8,3 копейки прибыли. Наименее рентабельной является торговля сахаром-песком: 3,4 копейки прибыли с каждого рубля себестоимости. Следует отметить, что реализация непродовольственных товаров (из рассмотренного перечня) в разы выгоднее, чем реализация продуктов питания. Так, при продаже мужских курток продавец с каждого рубля полной себестоимости получает 22,9 копейки прибыли.

Таким образом, показатель рентабельности торговой деятельности достаточно полно отражает эффективность хозяйствования торговых субъектов на всех уровнях управления [4-8].

Список литературы

1. Россия в цифрах. М.: Росстат. 2016.

2. Цены в России. М.: Росстат. 2016.

3. Ильина О.В. Управление экономическими ресурсами розничного торгового предприятия // Экономика и управление. 2007. №3. С.88-93.

4. Соломатин А.Н. Комплексная оценка эффективности деятельности торгового предприятия //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: «Экономика и право». 2013. №12. С.36-41.

5. Соломатин А.Н., Морева С.А. Розничные цены на продукты питания в Российской Федерации: динамика и структура//Практический маркетинг.2017.№2-1 (240-1).С.87-93.

6. Соломатин А. Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. Учебник /Под общ. ред. А.Н. Соломатина. СПб: Питер, 2009. 560 с.

7. Соломатин А.Н., Жугайло Г.Ю. Управление товарооборотом розничного торгового предприятия в современных условиях. СПб. Изд-во С.-Петерб. торгово-экон. ин-та (СПбТЭИ). 2005. 83 с.

8. Соломатин А.Н. Регулирование розничных цен на товары народного потребления // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2014. № 12. С. 36-41.

Mikhailova Galina Vitalievna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Associate professor (e-mail: [email protected]) Solomatin Alexander Nikolaevich

Professor, Candidate of Economic Sciences

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

ASSESSMENT OF THE PROFITABILITY OF COMMERCIAL ACTIVITIES: APPROACHES AND ALTERNATIVES

Abstract: This article observes the existing approaches to the assessment of profitability level in trade enterprises, introduces suggestions on using profitability index of a commercial activity, which allows assessingthe efficiency of trade at any management level.

Key words: trade, profitability,purchase costs, circulation costs, cost value.

УДК 339.1

ОЦЕНКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОДХОДЫ И АЛЬТЕРНАТИВЫ Михайлова Галина Витальевна, доцент Соломатин Александр Николаевич, к.э.н., профессор Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Исследованы существующие методы оценки уровня рентабельности, вносятся предложения по использованию показателя рентабельности торговой деятельности (РТД), позволяющего оценивать эффективность деятельности торговли на различных уровнях управления.

Ключевые слова: торговля, рентабельность, затраты на покупку товаров, издержки обращения, себестоимость торговой деятельности.

Одним из важнейших показателей, характеризующим эффективность функционирования является рентабельность.

На отраслевом уровне рентабельность торговой деятельности оценивается по уровням рентабельности продаж и активов.

Таблица 1 - Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) и активов в Российской Федерации по отдельным видам экономической _ деятельности, (%) [1, С.418-421] _

Экономическая деятельность 2014г. 2015г. Изменение (+;-)

Всего по экономике: 7,3 2,5 9,3 5,0 +2,0 +2,5

-производство сельскохозяйственной продукции 17,4 4,9 21,3 7,4 +3,9 +2,5

-добыча полезных ископаемых 19,2 12,1 26,8 12,7 +7,6 +0,6

-производства обрабатывающие 9,9 2,9 12,4 4,7 +2,5 +1,8

-строительство 3,4 -0,9 5,4 1,9 +2,0 +2,8

-торговля оптовая и розничная 6,1 3,2 7,1 6,5 +1,0 +3,3

-связь и транспорт 8,4 0,9 10,6 2,6 +2,2 +1,7

Рентабельность продажи товаров в торговой отрасли составила в 2015 году 7,1% к обороту, что на 2,2% ниже, чем в среднем по экономике Рос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.