Научная статья на тему 'Расчет рентабельности продаж по покупателям и товарным позициям как источник эффективной ценовой политики в торговле продуктами питания'

Расчет рентабельности продаж по покупателям и товарным позициям как источник эффективной ценовой политики в торговле продуктами питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
804
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ТОРГОВЛЯ ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДАЖ / ПОЛИТИКА ЦЕН / MANAGEMENT ACCOUNTING / TRADE IN FOOD PRODUCTS / PRICING / RETURN ON SALES / PRICE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заитова Галия Касымовна

В течение нескольких последних лет в России наблюдается увеличение числа оптовых и розничных фирм, занимающихся торговлей продуктами питания. Чтобы выдержать жесткую конкуренцию, руководству торговых организаций необходимо эффективно управлять своим бизнесом. Управленческий отчет « Расчет прибыльности сделок по покупателям» позволяет выявить высокие и низкие расходы при реализации товаров покупателям и понять, с помощью каких мер может быть повышена рентабельность взаимодействия с конкретным покупателем. Оптовые организации, обладающие обширной базой клиентов, могут изучать рентабельность сегментов, представляющих собой совокупность клиентов, объединенных по общим признакам. При взаимодействии оптовых организаций с розничным сетям первым необходимо закладывать в наценку реализуемых товаров расходы в виде ретробонусов, маркетинговых услуг, отсрочки дебиторской задолженности и другие расходы, которые неизбежно возникают при реализации товаров розничным сетям. Эффективность контракта можно оценить на основе показателя рентабельности, рассчитанного по каждой ассортиментной позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATION OF RETURN ON SALES ACCORDING TO CUSTOMER TYPE AND PRODUCT TYPE AS A SOURCE OF EFFICIENT PRICING POLICY IN THE FOOD TRADE

The paper states that over the past few years in Russia there has been an increase of wholesale and retail firms that trade in foodstuffs. To withstand tough competition, management of sales organizations needs to effectively manage their operations. Management reports on “Calculation of return on sales according to customer type” help identify high and low costs when selling goods to customers and understand how to improve profitability of interaction with a specific customer. Wholesale organizations with extensive customer base can study the profitability of market segments which are a set of customers who share certain common features. When interacting with retailers, wholesale organizations should include marketing costs, cost of postponement of receivables and other costs that inevitably arise when selling goods to retailers in the product margin. The effectiveness of the contract can be assessed according to an indicator of profitability calculated for each item of a product range.

Текст научной работы на тему «Расчет рентабельности продаж по покупателям и товарным позициям как источник эффективной ценовой политики в торговле продуктами питания»

Для решения этой проблемы рекомендуем величину неподтвержденного экспорта, а именно суммы, учитываемые экономическим субъектом в бухгалтерском учете на субсчете к счету 76.9 «НДС по неподтвержденному экспорту», отражать:

1 вариант: в случае несущественности в зависимости от ожидаемых сроков подтверждения данный показатель формирует данные строк бухгалтерского баланса: 1190 «Прочие внеоборотные активы» - при наличии вероятности неподтверждения экспорта в течение 12 месяцев; 1260 «Прочие оборотные активы» - при наличии вероятности подтверждения экспорта в течение 12 месяцев;

2 вариант: в случае существенности суммы НДС по неподтвержденному экспорту отражаются в бухгалтерском балансе обособленно - отдельной строкой, с подразделением в зависимости от возможных сроков подтверждения.

Таким образом, проведенное исследование по проблемам, возникающим при осуществлении экспортных операций, позволяет обосновать необходимость их решения. Изложенные подходы к решению данных про-

блем, стоящих перед экономическими субъектами при реализации продукции, работ, услуг за пределами таможенной территории Российской Федерации и возникновении случаев неподтвержденного экспорта, позволят устранить основные сложности и прояснить некоторые моменты .

1. Давыдова О.В. Неподтвержденный экспорт: начисляем и учитываем НДС // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 8.

2. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации: утв. Приказом Минфина России от 31 декабря 2000 г. № 94н.

3. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России: одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997 г.

4. Орлова Е. Экспортный НДС: проблемы отражения в бухгалтерском учете // Налоговый вестник. 2013. № 10.

5. Положение по ведению бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации»: утв. Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н (ПБУ 4/99).

b^jr gkzaitova@mail.ru

УДК 657.15:339.1

Галия Касымовна Заитова,

аспирантка кафедры бухгалтерского учета, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

РАСЧЕТ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ ПО ПОКУПАТЕЛЯМ И ТОВАРНЫМ ПОЗИЦИЯМ КАК ИСТОЧНИК ЭФФЕКТИВНОЙ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ В ТОРГОВЛЕ ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ

В течение нескольких последних лет в России наблюдается увеличение числа оптовых и розничных фирм, занимающихся торговлей продуктами питания. Чтобы выдержать жесткую конкуренцию, руководству торговых организаций необходимо эффективно управлять своим бизнесом. Управленческий отчет «Расчет прибыльности сделок по покупателям» позволяет выявить высокие и низкие расходы при реализации товаров покупателям и понять, с помощью каких мер может быть повышена рентабельность взаимодействия с конкретным покупателем. Оптовые организации, обладающие обширной базой клиентов, могут изучать рентабельность сегментов, представляющих собой совокупность клиентов, объединенных по общим признакам. При взаимодействии оптовых организаций с розничным сетям первым необходимо закладывать в наценку реализуемых товаров расходы в виде ретробонусов, маркетинговых услуг, отсрочки дебиторской задолженности и другие расходы, которые неизбежно возникают при реализации товаров розничным сетям. Эффективность контракта можно оценить на основе показателя рентабельности, рассчитанного по каждой ассортиментной позиции.

Ключевые слова: управленческий учет, торговля продуктами питания, ценообразование, рентабельность продаж, политика цен.

G.K. Zaitova

CALCULATION OF RETURN ON SALES ACCORDING TO CUSTOMER TYPE AND PRODUCT TYPE AS A SOURCE OF EFFICIENT PRICING POLICY IN THE FOOD TRADE

The paper states that over the past few years in Russia there has been an increase of wholesale and retail Arms that trade in foodstuffs. To withstand tough competition, management of sales organizations needs to effectively manage their operations. Management reports on "Calculation of return on sales according to customer type" help identify high and low costs when selling goods to customers and understand how to improve profitability of interaction with a specific customer. Wholesale organizations with extensive customer base can study the profitability of market segments which are a set of

customers who share certain common features. When interacting with retailers, wholesale organizations should include marketing costs, cost of postponement of receivables and other costs that inevitably arise when selling goods to retailers in the product margin. The effectiveness of the contract can be assessed according to an indicator of profitability calculated for each item of a product range.

Keywords: management accounting, trade in food products, pricing, return on sales, price policy.

Увеличение количества оптовых и розничных фирм, занимающихся торговлей продуктами питания, ведет к ужесточению конкуренции в этих сферах. Согласно статистическим данным, в России год от году стремительно растет объем розничной торговли продовольственными товарами. Так, к примеру, в сентябре 2014 г. в общем обороте розничной торговли удельный вес торговли продуктами питания достиг 46,7%, четверть которой пришлась на оборот торговых сетей [4].

На рисунке изображена положительная динамика розничного оборота торговли продовольственными товарами на территории нашей страны в период с 2004 по 2012 гг. [4].

Так, только торговая сеть «Магнит» ежегодно открывает около 550 новых торговых точек в виде магазинов «у дома» и гипермаркетов, и на 30 сентября 2014 г. количество ее розничных торговых точек, расположенных в 2019 населенных пунктах по всей России, достигло 8134 [5].

Чтобы выдержать жесткую конкуренцию, руководству торговых организаций необходимо эффективно управлять своим бизнесом. Одним из ключевых показателей, характеризующих успешность деятельности компании на рынке, является объем ее продаж. Следовательно, повышение эффективности продаж является одной из самых важных задач, которая стоит перед руководителями торговой организации.

В основе успешных продаж торговой организации продуктами питания, в свою очередь, лежит грамотная ценовая политика, которая является важным элементом системы управленческого учета и заслуживает отдельного изучения. Эффективность ценовой политики влия-

ет на такие ключевые показатели функционирования бизнеса, как:

- конкурентоспособность;

- доля рынка, завоевание новых рынков;

- объем продаж и размер прибыли;

- финансовая устойчивость торговой организации.

Зачастую при составлении управленческих отчетов

основное внимание уделяется анализу прибыли, получаемой от реализации товаров. Анализ размера прибыли по каждому покупателю на основе показателя рентабельности, на наш взгляд, является более эффективным, поскольку позволяет получить информацию о том, с какими покупателями предпочтительнее работать, а с какими необходимо изменить условия договора или вовсе разорвать торговые отношения.

Анализ рентабельности взаимодействия с покупателями можно провести на основе данных о реализации за предыдущие периоды. К примеру, подобный анализ в одной из компаний показал, что только около 40% покупателей оказались для нее прибыльными, а 10% покупателей, напротив, даже убыточными. Следует заметить, что наиболее убыточными для фирмы стали те покупатели, чьи показатели по общему объему закупок были наибольшими [1, с. 251].

Ниже приведена рекомендуемая нами форма управленческого отчета «Расчет прибыльности сделок по покупателям» (табл. 1) для заполнения оптовым поставщиком продуктов питания. Данный отчет позволяет учесть все дополнительные расходы по реализации, которые вынужден оплачивать поставщик, и рассчитать финансовый результат от сделок по каждому покупателю.

Оборот розничной торговли продовольственными товарами на территории Российской Федерации

Таблица 1

Расчет прибыльности сделок по покупателям ООО «Оптпродмаркет»

Отчетный период: 01.01.2014 г. - 30.06.2014 г. Ответственное лицо: руководитель отдела продаж И.П. Семенихин. Исполнитель: главный специалист отдела продаж О.Ю. Петренко. Дата составления: 05.07.2014 г.

Расходы, связанные с реализацией продукции, тыс. руб. Покупатели

ООО «Вкуснотеево» ИП Гребеньков Ю.В. ООО «Натурпродукт» ЗАО «Море продуктов»

Обработка заказа на реализацию 4 2 1,5 1

Предоставление бесплатных тестовых образцов товаров 3,5 1,5 1,5 1

Стандартная доставка товаров до покупателя 40 20 20 17

Срочная доставка товаров до покупателя 15 7 5 -

Кредитование сделок 25 - 12 6

Себестоимость товаров 230 180 340 95

Выручка от реализации товаров 295 250 433 145

Прибыль (убыток) (22,5) 39,5 53 25

Из приведенного управленческого отчета видно, что расходы на обслуживание покупателей ООО «Вкусноте-ево» и ИП Гребеньков Ю.В. выше, чем затраты на обслуживание ООО «Натурпродукт» и ЗАО «Море продуктов». На первый взгляд, покупатель ООО « Вкусноте-ево» приносит фирме положительную прибыль, но учет расходов, связанных с реализацией товаров, отдельно по данному покупателю, показывает, что он нуждается в частых заказах, стандартных и срочных доставках товаров, ему чаще, чем остальным покупателям, предоставляются бесплатные тестовые образцы товаров, он позже других оплачивает поставку, в связи с чем взаимодействие с ним фактически становится убыточным.

К тому же данный управленческий отчет дает возможность выявить высокие и низкие расходы при реализации товаров покупателям и понять, с помощью каких мер может быть повышена рентабельность взаимодействия с конкретным покупателем. Так, ООО «Оптпродмаркет» необходимо отказаться от обслуживания многочисленных, но небольших заказов и изменить условия договора относительно бесплатной доставки с теми покупателями, которые находятся вдали от фирмы. К примеру, реализация товаров покупателю ООО «Вкус-нотеево» может стать прибыльной, если поставщику удастся убедить покупателя размещать меньшее количество заказов большего по величине объема, отказаться от срочных поставок и оплачивать товары в более короткие сроки. Другими мерами по отношению к данному покупателю могут стать повышение цен реализации или уменьшение величины предоставляемых ему скидок. Таким образом, данный управленческий отчет содержит информацию о точном количестве ресурсов, потребляемых каждым покупателем и, соответственно, об уровне прибыльности каждого клиента.

Выявление фактической рентабельности взаимодействия со всеми покупателями может быть использовано поставщиком для градации клиентов по уровню их рентабельности на несколько групп. Эта градация позволит усилить взаимодействие с наиболее прибыльными клиентами и привлечь новых клиентов, основные пока-

затели взаимодействия с которыми такие же, как и с самыми прибыльными клиентами. Здесь следует вспомнить принцип Парето о том, что наибольшую часть прибыли в системе зачастую обеспечивает небольшая часть ее элементов.

Оптовые торговые организации, обладающие обширной базой клиентов, могут изучать рентабельность не отдельно взятых клиентов, а сегментов, представляющих собой совокупность клиентов, объединенных по общим признакам. Такой подход позволяет выделять наиболее прибыльные сегменты, удержание клиентов в которых наиболее важно. Объединение покупателей в сегменты может происходить по среднему размеру, а также по частоте сделок, по видам реализуемых товаров и по другим параметрам торговых сделок.

Реализация товаров розничным торговым сетям является одним из перспективных направлений развития оптовых торговых компаний. На практике две похожие сделки для однотипных клиентов могут различаться по реально полученному доходу на 20 - 40%. Для точной оценки размера прибыли от каждой предстоящей сделки и анализа соответствия цен реализации стратегическим целям компании-поставщика необходим учет всех расходов. И здесь необходимо учитывать несколько факторов, влияющих на процесс ценообразования при реализации товаров торговым сетям.

Во-первых, при сотрудничестве с розничными сетями оптовый поставщик, как правило, выплачивает различные виды вознаграждений, как, например, ретробонусы или маркетинговые вознаграждения. До 2010 г. одним из видов подобных вознаграждений также являлись входные бонусы, которые представляли собой плату за присутствие товара в торговых точках. Поскольку п. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговым сетям разрешено взимать только бонусы за приобретение определенного количества продовольственных товаров, то сегодня их место заняли меркетинговые вознаграждения за выполнение определенных маркетинговых

услуг [2]. Для оптовой фирмы данные выплаты фактически являются постоянными издержками. Ретробонусы представляют собой вознаграждение за достижение определенных объемов продаж, скидки на товары, оплата логистических и других расходов и другие по характеру переменные издержки, которые выражаются за единицу товара или в процентах к объему реализации. Также в договоре между оптовым поставщиком и розничной торговой сетью могут быть предусмотрены штрафы за нарушение сроков поставки, порядка оформления документов, за неполную поставку (отсутствие позиций, включенных в ассортиментную матрицу).

Во-вторых, многие торговые сети предусматривают отсрочку платежа длительностью до 3 - 4 месяцев. При ценообразовании, соответственно, необходимо учитывать стоимость кредитных средств или собственного капитала, которые покрывают потребность в дополнительном финансировании.

В-третьих, поставщики при реализации товаров торговым сетям зачастую несут дополнительные транспортные расходы по доставке товаров в распределительные центры сетей, дополнительные складские расходы, связанные с дополнительными требованиями к маркировке, упаковке и комплектации.

Решением данной проблемы может стать создание такого управленческого отчета в виде ценовой матрицы, с помощью которого можно учесть данные факторы и прогнозировать результат в виде плановой рентабельности (табл. 2). Ценовую матрицу можно построить на основе ассортиментной линейки в программных продуктах OpenOffice Са1с или Microsoft Office Excel. По каждой позиции определяется прогнозный объем продаж и рассчитывается плановая выручка от реализации. Дальнейшие матрицы будут строиться с учетом накопленного опыта и данных прошлых продаж, которые помогут более точно определить структуру ассортимента.

Следующим шагом является вычисление уровня наценки на реализуемые товары, которая сможет покрыть все дополнительные расходы оптового поставщика, связанные с реализацией продуктов питания торговым сетям. Основная задача на данном этапе заключается в том, чтобы заложить все дополнительные расходы продавца (выплата бонусов, логистические расходы, поддержание дебиторской задолженности и др.) в наценку к себестоимости реализуемых товаров. С помощью тех же программных продуктов OpenOffice Са^ или Microsoft Office Excel произведем расчет наценки (табл. 3).

Нормативный уровень рентабельности (Нрент) отражает относительную величину нормативной или желаемой прибыли и в данном случае рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к выручке от продаж.

К логистическим расходам организации оптовой торговли продуктами питания относятся: транспортные расходы, связанные с доставкой товаров покупателю и их возможным возвратом, а также складские расходы, связанные с хранением реализуемых продуктов питания. Следует учесть, что структура поставляемых товаров в магазины сети, которые находятся в разных регионах, может отличаться. В этом случае уровень транспортной наценки (Нлог) будет рассчитываться как средневзвешенный с учетом доли продаж в эти магазины.

Маркетинговые вознаграждения уплачиваются торговым сетям за выполнение определенных маркетинговых услуг и являются дополнительным к входным бонусам вознаграждением за присутствие товара на полках торговой сети. Торговая наценка, связанная с их выплатой, в данном примере выражена через показатель Нмарк.

Ретробонусы, в отличие от входных бонусов, связаны с объемом реализации и перечисляются по результатам продаж. Поэтому коэффициент ретробонусов рассчитывается с учетом всех расходов и рентабельности как процент от цены.

Таблица 2

Эффективность контракта на основе показателя рентабельности, рассчитанного по каждой ассортиментной позиции

Наименование товара Количество, шт. Себестоимость без НДС, руб. Цена по договору с НДС, руб. Доп. расходы в цене, с НДС, руб. Цена за вычетом доп. расходов, руб. Маржинальная прибыль за вычетом доп. расходов без НДС, руб. Выручка по цене предложения за вычетом доп. расходов без НДС, руб. Маржинальная прибыль по цене предложения, без НДС, руб. Рентабельность продаж в маржинальной прибыли

Позиция 1 2000 324 579 76 504 102 853492 204772 24

Позиция 2 1200 266 424 42 382 58 388363 69547 18

Позиция 3 2500 129 246 55 190 33 403114 81289 20

Позиция 4 1400 304 567 72 495 116 587158 161908 28

Позиция 5 1700 216 365 54 311 48 448353 81204 18

Итого 8800 356 2680480 598720 22

Таблица 3

Расчет наценки при реализации товаров торговым сетям

№ Виды наценок/ дополнительных расходов Значение Уровень наценки с учетом НДС

1. Нормативный уровень рентабельности, % 10 11,8

2. Логистические расходы 2,25 2,25

Доставка до склада 1

Хранение на складе 1

Возврат 0,25

Прочие

3. Маркетинговые услуги, % 2,6 3,07

4. Ретро-бонусы 8 9,44

за достижение объемов продаж 4 4,72

мерчендайзинг 2 2,36

6. Отсрочка погашения дебиторской задолженности 4,5 5,31

Общая наценка, связанная с дополнительным расходами 17,71

Итоговая наценка, % 29,51

Отсрочка погашения дебиторской задолженности (Ндеб) отражает стоимость предоставления кредита клиенту и рассчитывается с учетом нормативного уровня рентабельности и логистических расходов от цены продаж.

Калькулируя торговые наценки по каждому виду дополнительного расхода, мы получаем показатель итоговой наценки:

Н = Н + Н + Н д + Н + Ндб,

итог рент лог вход марк деб'

где Н - торговая наценка.

Таким образом, мы находим значение первого ограничителя ценообразования, связанного с себестоимостью продаж. Для того чтобы получить значение второго ограничителя, связанного с наличием конкурентов на рынке, необходимо собрать информацию о розничных ценах на аналогичные товары, реализуемые в сеть другими поставщиками, и определить нормативную нацен-

ку торговой сети. Информация о розничных ценах на товары конкурентов и нормативной наценке торговой сети позволяет рассчитать закупочные цены торговой сети, которые являются вторым ограничителем цены в процессе ценообразования. Наличие информации об обоих ограничителях - фактической себестоимости реализуемых товаров и ценах конкурентов на аналогичные товары - позволяет определить цену предложения для конкретной торговой сети.

1. Друри К. Управленческий учет для бизнес-решений. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

2. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Садыкова Т.М. Организация внутреннего контроля в системе управленческого учета // Вестник СГСЭУ. 2004. № 9. С. 59 - 64.

4. URL: http://www.gks.ru.

5. URL: http://www.magnit-info.ru.

Виктория Александровна Хамидулина,

аспирантка кафедры бухгалтерского учета, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

УЧЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ ПО ДОГОВОРУ ПРОСТОГО ТОВАРИЩЕСТВА

В различных разделах экономической науки и в разных областях практической деятельности содержание понятия «инвестиции» имеет свои отличительные особенности. Различия в определении инвестиций как экономической категории и понятия финансовых вложений в бухгалтерском учете привели к неверному отражению вкладов в простое товарищество. Предметом данного исследования является система организации бухгалтерского учета капитальных вложений при ведении совместной деятельности. Цель исследования заключается в выработке рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета капитальных вложений в рамках совместной деятельности. Методологической основной исследования является диалектический метод познания и системный подход, обусловившие комплексное исследование процесса совершенствования учета капитальных вложений.

Ключевые слова: инвестиции, строительство, совместная деятельность, многоквартирные дома, бухгалтерский учет, простое товарищество, вклад.

vkhamidulina@mail.ru

УДК 657.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.