Научная статья на тему 'Оценка формирования финансовых результатов деятельности малых и средних торговых организаций в системе управления финансами'

Оценка формирования финансовых результатов деятельности малых и средних торговых организаций в системе управления финансами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовые результаты торговых организаций / рентабельность МСП / оценка формирования финансовых результатов в торговле / оценка эффективности управления финансами малых и средних торговых организаций / financial results of commercial enterprises / profitability of small and medium-size enterprises / estimation of the financial results organizing concerning commercial structures / efficiency of financial management of small and medium-size traders

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н С. Талалаева, М О. Мурдасова

В статье рассмотрены особенности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) сферы торговли, оказывающие влияние на управление финансами этих организаций и оценку его эффективности. Исследован инструментарий оценки формирования финансовых результатов, установлена его связь с оценкой эффективности управления финансами торговых организаций и с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности малых и средних торговых организаций выделены показатели оценки эффективности управления финансами на различных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESTIMATION OF THE FINANCIAL RESULTS ORGANIZING CONCERNING SMALL AND MEDIUM BUSINESS COMMERCIAL STRUCTURES FUNCTIONING WITHIN THE FINANCE MANAGEMENT SYSTEM

The article discusses the features of the activities of small and medium-sized businesses (SMEs) the sphere of trade, which have an impact on the financial management of these organizations and the assessment of its effectiveness. The research toolkit assesses the formation of financial results, establishes its relationship with the assessment of the effectiveness of managing the finances of trade organizations and taking into account the financial and economic activities of small and medium-sized commercial organizations

Текст научной работы на тему «Оценка формирования финансовых результатов деятельности малых и средних торговых организаций в системе управления финансами»

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

ФИНАНСАМИ

Н.С. Талалаева, канд. экон. наук, доцент М.О. Мурдасова, студент

Волжский филиал Волгоградского государственного университета (Россия, г. Волжский)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10270

Аннотация. В статье рассмотрены особенности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) сферы торговли, оказывающие влияние на управление финансами этих организаций и оценку его эффективности. Исследован инструментарий оценки формирования финансовых результатов, установлена его связь с оценкой эффективности управления финансами торговых организаций и с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности малых и средних торговых организаций выделены показатели оценки эффективности управления финансами на различных уровнях.

Ключевые слова: финансовые результаты торговых организаций, рентабельность МСП, оценка формирования финансовых результатов в торговле, оценка эффективности управления финансами малых и средних торговых организаций.

Рассматривая управление финансами как процесс, т.е. последовательную реализацию ряда управленческих функций (мотивацию, координацию планирование, организацию и контроль), будем утверждать, что оценка формирования финансовых результатов, в том числе малых и средних, раскрывает планирование и контроль и является составляющей оценки эффективности управления финансами. Необходимость уточнения и систематизации инструментария оценки эффективности управления финансами, базой для которого служат финансовые результаты, для малых и средних торговых организаций обусловлена спецификой их финансово-хозяйственной деятельности и масштабами присутствия в Волгоградской области. По данным территориального органа статистики наибольшее число предпринимателей Волгоградской области, составляющее на 01.01.2018 г. 26,7% от общего количества, занято в сфере торговли и ремонта автотранспортных средств и мотоциклов. Аналогичная ситуация просматривается в структуре малого и среднего предпринимательства (МСП), при этом оборот малых предприятий в 2017 г. со-

ставил 47,3% от суммарной величины по всем видам экономической деятельности.

Безусловно, финансы субъектов малого и среднего бизнеса сферы торговли организованы в соответствии с принципами, характерными для коммерческих организаций - самофинансирование, материальная ответственность, формирование финансовых резервов, хозяйственная самостоятельность. Однако бухгалтерский учёт коммерческой деятельности и в целом финансово-хозяйственная деятельность торговых организаций имеют следующие отраслевые финансовые особенности, влияющие на управление финансами:

- значительно упрощенный процесс реализации продукции, который заключается только в смене форм стоимости товаров. Здесь отсутствуют сложные технологические процессы, многоступенчатые этапы перехода производства продукции;

- непосредственный контакт с потребителями продукции, что позволяет более точно изучить рынок и регулировать ценами спроса и предложения;

- упрощенный процесс отнесения реализуемых товаров к определенной ценовой категории, так как она определяется путём

установления торговой наценки и не предусматривает сложные калькуляционные расчеты по определению производственной и полной себестоимости;

- быстрое реагирование на изменение уровня цен в зависимости от экономической конъюнктуры и ситуации в государственном секторе;

- в бухгалтерском учёте не отражена связь издержек обращения и структуры товарооборота - отсутствует информация о потоварно-групповой системе торговых затрат, что затрудняет анализ и прогнозирование расходов по отдельным видам продукции и товарным группам;

- высокая скорость оборота капитала по сравнению с предприятиями, деятельность которых ориентирована на производство;

- высокая значимость оценивания величины товарных запасов, особенно, собственных оборотных средств в товарных запасах.

Рассматривая управление финансами малых и средних торговых организаций в разрезе сегментов формирования и использование активов и капитала, состояние которых косвенно определяет финансовые результаты деятельности, отметим, что большая часть активов приходится на оборотные (87-94% всех активов), в состав которых входят: товарные запасы (в среднем 80%), дебиторская задолженность, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения. В целом деятельность торговых организаций малого и среднего бизнеса осуществляется в условиях ограниченности ресурсов и зависимости от внутренних источников финансирования, крайне ограниченного доступа на рынок долгосрочного капитала [1]. В структуре капитала рассматриваемых организаций заемный капитал, представленный в виде задолженности перед другими коммерческими организациями, поставщиками продукции, краткосрочных обязательств перед банками, имеет наибольшую долю. Так по результатам 2016 г. величина краткосрочных обязательств малых торговых предприятий в 4,6 раз больше суммы капитала и резервов, для средних предприятий это превышение составило 3,9 раз.

Основополагающим показателем результативности деятельности торговых организаций является товарооборот, величина которого есть стоимость отгруженных или переданных товаров в фактических продажных ценах. Товарооборот определяет прибыль или убыток организаций торговли в зависимости от того, превышают затраты на закупку товаров и издержки обращения его величину или нет.

Для организаций прибыль или убыток есть конечный финансовый результат, который приобретает специфические черты в торговой деятельности, вызванные различиями в формировании доходов и расходов. Прибыль в торговле - это чистый доход (в денежной форме), определяемый как разница между совокупным доходом и общими расходами организации. В ходе оценки эффективности управления финансами коммерческих организаций используются различные виды прибыли, такие как валовая, прибыль от продаж, налогооблагаемая, чистая прибыль. В торговых организациях основным прибылеобра-зующим показателем является валовой доход, покрывающий все издержки обращения, равный выручке от продажи (Вр), уменьшенной на покупную стоимость товаров, тогда расчет прибыли (убытка) от продаж в торговле (Пр) реализуется по формуле:

Пр = Вр - ЗЦ - ИО,

где ЗЦ - закупочная цена товара; ИО -издержки обращения. Заметим, что в торговой деятельности используется показатель издержки обращения - аналогичный показателю себестоимости, характерный для производственных предприятий. Разница состоит в том, что издержки обращения включают в себя только те расходы, которые связаны с осуществлением торговой деятельности, а именно:

- транспортные расходы, связанные с доставкой товаров (в том числе расходы по страхованию), если они не включены в цену товаров изначально, согласно заключенному договору;

- затраты по содержанию и заготовлению основного подразделения торговли -склада;

- затраты на сортировку, фасовку, улучшение технических характеристик товаров;

- прочие расходы, непосредственно связанные с приобретением товаров, а также с управленческой и коммерческой деятельностью, включающие затраты на арендную и заработную плату, расходы на рекламу, подготовку кадров и др.

Схема количественной оценки конечного финансового результата деятельности торговой организации представлена на рисунке. Заметим, что напрямую на формирование финансовых результатов рассматриваемых организаций влияют торговые

надбавки к цене товаров, необходимые для покрытия всех расходов и получения определённой величины прибыли. Каждая организация в праве сама распоряжаться и устанавливать величину торговой наценки исходя из средней суммы издержек обращения, уровня рентабельности и рыночных цен на данный вид продукции. Исключением выступают некоторые товары - объекты государственного регулирования цен, в отношении которых устанавливается предельный размер розничной надбавки к фактической стоимости производителя.

[ПЦ с учетом ТН1 i i

[УР + KP + ИР1 t

В-ЗЦ-ИО+ДД+%П-%У+ПД-ПР-ТНП±ИОНО±ИОНА

Валовой Прибыль доход от продаж

-Y-

Прибыль до н/о

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ

ПЦ - продажна цена товара,

ТН - торговая надбавка к цене товара,

УР - управленческие расходы,

КР - коммерческие расходы,

ИР - иные расходы,

В - выручка,

ЗЦ - закупочная цена товара,

ИО - издержки обращения,

ДД - доходы от участия в других организациях,

%П - проценты к получению,

%У - проценты к уплате,

ПД - прочие доходы,

ПР - прочие расходы,

ТНП - текущий налог на прибыль,

ИОНО - изменение отложенных налоговых обязательств, ИОНА - изменение отложенных налоговых активов.

Рис. 1. Аддитивная факторная модель чистой прибыли торговой организации

Инструментарий оценки формирования финансовых результатов в торговле включает не только абсолютные показатели, но и относительные, характеризующие эффективность (прибыльность) использования ресурсов организаций, причем их целесообразно распределить по уровням управления, чтобы учесть временной аспекта управленческого воздействия пред-

принимателей (таблица). Заметим, что управление финансами на малых торговых предприятиях ориентировано, как правило, на текущее (тактическое) и оперативное управление. Стратегический уровень с большей вероятностью появляется в управлении финансами средних предприятий.

Таблица 1. Показатели оценки формирования финансовых результатов и эффективности управления финансами МСП сферы торговли на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях_

Показатели Целевые ориентиры

Стратегический уровень

Рентабельность активов увеличение

Тактический уровень

Рентабельность собственного капитала увеличение (min > 0)

Рентабельность заемного капитала

Рентабельность оборотных активов

Чистая рентабельность (по чистой прибыли)

Бухгалтерская рентабельность (по прибыли до налогообложения)

Валовая рентабельность (по валовой прибыли)

Оперативный уровень

Рентабельность продаж (отношение валовой прибыли к товарообороту) увеличение (min > 0)

Рентабельность по издержкам обращения (валовая прибыль к издержкам обращения)

Таким образом, показатели рентабельности являются инструментами оценки и формирования финансовых результатов, и эффективности управления финансами МСП. В отличие от оперативного уровня управления финансами коммерческих организаций в целом, который не предполагает оценивания эффективности с использованием показателей рентабельности [2], при оценке эффективности управление

финансами торговых предприятий малого и среднего бизнеса на данном уровне целесообразно проводить расчет и анализ динамики рентабельности продаж и рентабельности по издержкам обращения, по причине существенного влияния объемов товарооборота и издержек обращения на формирование финансовых результатов при динамично изменяющейся рыночной ситуации в краткосрочном периоде.

Библиографический список

1. Муравьева Н.Н. Специфика организации управления финансами на предприятиях малого бизнеса // Экология, экономика, право: взгляд в будущее: сб. статей по материалам науч.-практ. конференции / отв. ред. Ю.И. Миронов, Г.Г. Егоров. - Волгоград: ВолГУ, 2018. - С. 92-96.

2. Муравьева Н.Н., Талалаева Н.С. Формирование системы показателей эффективности управления финансами на предприятиях реального сектора экономики // Аудит и финансовый анализ. - 2017. - №2. - С. 206-214.

THE ESTIMATION OF THE FINANCIAL RESULTS ORGANIZING CONCERNING SMALL AND MEDIUM BUSINESS COMMERCIAL STRUCTURES FUNCTIONING WITHIN THE FINANCE MANAGEMENT SYSTEM

N.S. Talalaeva, candidate of economic sciences, associate professor

M.O. Murdasova, student

Volga branch of Volgograd state university

(Russia, Volzhsky)

Abstract. The article discusses the features of the activities of small and medium-sized businesses (SMEs) the sphere of trade, which have an impact on the financial management of these organizations and the assessment of its effectiveness. The research toolkit assesses the formation of financial results, establishes its relationship with the assessment of the effectiveness of managing the finances of trade organizations and taking into account the financial and economic activities of small and medium-sized commercial organizations.

Keywords: financial results of commercial enterprises, profitability of small and medium-size enterprises, estimation of the financial results organizing concerning commercial structures, efficiency of financial management of small and medium-size traders.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.