Исследования отрасли, рынка, фирмы
Т.А. НИКУЛИНА
Методика комплексной оценки эффективности функционирования корпоративных розничных торговых сетей
В статье представлена методика оценки эффективности функционирования корпоративных розничных торговых сетей, которая отличается от представленных ранее методик наличием показателей оценки эффективности взаимодействия торговых предприятий в составе сети и методикой оценки синергетического эффекта функционирования сети. Предлагаемая методика комплексной оценки эффективности функционирования корпоративных розничных торговых сетей позволит дать объективную, формализованную экономическую оценку результативности их функционирования и может быть использована при разработке стратегии деятельности сети.
Ключевые слова: эффективность функционирования корпоративных розничных торговых сетей, методика оценки, комплексный подход, синерге-тический эффект.
Methodology for integrated evaluation of performance efficiency -of corporate retail trade networks. T.A. NIKULINA.
The paper presents a methodology for evaluating the performance of corporate retail chains, which includes estimation algorithm and performance evaluation at each stage: evaluation of foreign economic efficiency of functioning to con-trol levels (regional, local), assessment of domestic economic efficiency activities (financial, commercial, marketing, personnel management, innovation), evalua-tion of the effectiveness of interaction of commercial enterprises within a network assessment synergies network operation and evaluation of the efficiency of the social network.
Key words: performance efficiency of corporate retail trade networks, evaluation methodology, integrated approach, synergy effect.
Анализ экономической литературы [1-7, 10] по проблеме исследования показал, что в настоящее время разработаны комплексные
подходы к оценке эффективности функционирования торговых предприятий, но отсутствуют комплексные подходы к оценке эффективности функционирования корпоративных розничных торговых сетей. Необходимость разработки методики комплексной оценки эффективности функционирования корпоративных розничных торговых сетей определяется следующим:
• ростом доли корпоративных розничных торговых сетей в общем объеме товарооборота розничной торговли;
• необходимостью разработки мероприятий, направленных на повышение качества обслуживания населения;
• отсутствием комплексной методики оценки эффективности функционирования корпоративных розничных торговых сетей;
• отсутствием подходов к оценке эффективности функционирования корпоративных розничных торговых сетей с учетом синергети-ческого эффекта по различным направлениям деятельности;
• необходимостью формирования механизмов оценки факторов, влияющих на эффективность функционирования корпоративных розничных торговых сетей [8].
Корпоративная розничная торговая сеть - совокупность розничных торговых предприятий, от эффективности функционирования которых зависит в целом эффективность функционирования корпоративной розничной торговой сети. Корпоративная розничная торговая сеть - интеграционная структура, поэтому в рамках оценки эффективности ее функционирования особого внимания заслуживает оценка синергети-ческого эффекта от совместной деятельности розничных торговых предприятий в составе сети.
Оценку эффективности функционирования корпоративных розничных торговых сетей предлагается осуществлять в несколько этапов.
1-й этап: оценка внешней экономической эффективности функционирования корпоративной розничной торговой сети на региональном, локальном уровнях (табл.1).
Показатели, предложенные в таблице, необходимо рассчитывать для каждой розничной сети и учитывать вклад конкретной корпоративной розничной торговой сети в товарооборот региона или населенного пункта в соответствии со специализацией розничной сети (продовольственная или непродовольственная).
2-й этап:: оценка внутренней эффективности функционирования корпоративной розничной торговой сети по группам показателей следующих видов деятельности: финансовая, торговая, маркетинговая, управления персоналом, инновационная. Для определения показателей оценки по основным направлениям деятельности необходимо определить главные цели и задачи, решаемые при выполнении каждого вида деятельности (табл. 2).
Таблица 1
Показатели оценки внешней экономической эффективности функционирования корпоративной розничной торговой сети
на региональном, локальном уровнях
№ пп. Уровень Наименование показателя Формула расчета Характеристика показателя
1 Региональный уровень Коэффициент эффективности функционирования корпоративной розничной сети на территории региона (субъекта РФ) -для корпоративных розничных торговых сетей федерального и локального уровней Т jo тг , РссубъекпгаРФ КэФрСрег.ур. ~ Тто розн.т.Субъектарф где ТТО рс субъекта РФ - темп роста товарооборота корпоративной розничной сети за анализируемый период на территории субъекта РФ (ТтоРСсубъекта рф = — ТОрс субъекта РФ отч.п.сопост.цены ¡ ТОрс субъекта РФ пр.п.* 1/о)? ТтОрозн.т. субъекта РФ ~ ТеМП рОСТа РОЗНИЧНОГО ТОВа- рооборота субъекта РФ за анализируемый период с учетом сопоставимых цен (ТтОрозн.т. субъекта РФ = ТО = ТО розн. т. субъекта РФ отч.п. ¡ ТО розн.т. субъекта РФ пр. п. * 100 %). ТО розн. т. субъекта РФ отч.п.соп.ценах ~ ТОрОЗН т субъекта РФ отч.п.тек.цены * 1цен) Показывает отношение темпа роста товарооборота розничной торговой сети (РС) к темпу роста розничного товарооборота региона (субъекта РФ). Если темп роста товарооборота корпоративной розничной сети на территории региона (субъекта РФ) равен или выше, чем темп роста розничного товарооборота региона (субъекта РФ), то деятельность РС можно считать эффективной.
2 Локальный уровень Коэффициент эффективности функционирования корпоративной розничной сети на локальной территории (город, населенный пункт) — для корпоративных розничных торговых сетей локального уровня 1У Л\ ТТ°РС нас п АЭ<РрС лок.ур. ~ Ттп ' где ТТОрс нас п - темп роста товарооборота корпоративной розничной сети за анализируемый период на территории населенного пункта (Тто рс нас.п. = ~~ ТОрснас.п.отч.п.сопост.цены / ТОрснаС-П-Пр-П-* 100 %,), Тто розн. т. нас. п. — темп роста розничного товарооборота населенного пункта за анализируемый период С учетом сопоставимых цен (Тто розн.т.насел.п. = ТО /ТО •100%- А ^розн.т.нас.п. отч.п.соп.цены ' А ^розн.т.нас.п. пр.п. /и, ТО =ТО Ч ) ± ^розн.т.нас.п. отч.п.соп.ценах 1 ^розн.т.нас.п. отч.п.тек.цены ¿цен/ Показывает отношение темпа роста товарооборота корпоративной розничной сети (РС) к темпу роста розничного товарооборота населенного пункта. Если темп роста товарооборота розничной сети равен или выше, чем темп роста розничного товарооборота населенного пункта, то деятельность РС можно считать эффективной.
Таблица 2
Цели и задачи корпоративной розничной торговой сети по основным видам деятельности
Вид деятельности Цель Задачи
1. Финансовая деятельность Увеличение объема прибыли корпоративной розничной торговой сети за счет оптимизации использования финансовых ресурсов - повышение рентабельности активов; - повышение рентабельности акционерного капитала.
2. Торговая деятельность Увеличение объема продаж и объема прибыли корпоративной розничной торговой сети за счет увеличения количества покупок и оптимизации торгового ассортимента - оптимизация процесса закупа товаров; - управление товарными запасами; - оптимизация торгового ассортимента; - увеличение эффективности использования торговых площадей; - повышение рентабельности продаж.
3. Маркетинговая деятельность Увеличение объема продаж корпоративной розничной торговой сети за счет увеличения количества лояльных покупателей и количества покупок - увеличение количества лояльных покупателей; - увеличение количества новых покупателей; - увеличение количества покупок.
4. Деятельность по управлению персоналом Увеличение объема продаж корпоративной розничной торговой сети за счет повышения производительности труда - повышение производительности труда персонала; - повышение производительности труда торгового персонала; - повышение эффективности обучения торгового персонала; - повышение стабильности персонала; - снижение текучести персонала.
5. Инновационная деятельность Увеличение объема продаж корпоративной розничной торговой сети за счет новых методов управления, новых методов продаж и т.д. - повышение эффективности инноваций.
Анализ сложившейся практики оценки эффективности функционирования корпоративных розничных торговых сетей показал, что отдельные стороны деятельности в рамках выделенных видов деятельности корпоративных розничных торговых сетей остаются неохваченными показателями. Однако, по мнению привлеченных экспертов (было
опрошено 10 человек: 5 представителей продовольственных торговых сетей и 5 представителей непродовольственных торговых сетей), требуют учета (общее количество посетителей, товарооборот, приходящийся на 1 м2 площади, прибыль на 1 м2 торговой площади, прибыль на одного работника предприятия, прибыль на одного со-трудника торгового зала). Отбор экспертов был осуществлен по следующим критериям: компетентность в области управления корпоративными розничными торговыми сетями; занимаемая должность не ниже линейного менеджера и сроком не менее 1 года; объективность оценки.
В связи с этим нами предложен перечень показателей, которые рекомендуются для расчета в рамках данной методики и могут быть использованы дополнительно к тем показателям, которые в настоящее время применяются при оценке эффективности функционирования корпоративных розничных торговых сетей (табл. 3).
Представленные в табл. 3 показатели были предложены в связи с тем, что:
- в рамках корпоративных розничных торговых сетей сглаживаются скачки товарооборота, прибыли, что говорит о преимуществах функционирования предприятий в составе сети;
- увеличивается доля постоянных покупателей, которые «идут на бренд» сети и доверяют качеству товаров и услуг;
- процесс обучения персонала в рамках корпоративной розничной торговой сети поставлен на более высокий уровень (выше вложения, чаще обучение, наличие системы обучения, аттестация), таким образом, отдача на обучение выше;
- стандартизация процессов, в том числе торговых, а также мотивация, которая «привязана» к стандартам работы, позволяют влиять на показатели деятельности персонала.
Предложенные показатели могут быть рассчитаны как для отдельного предприятия в составе корпоративной розничной торговой сети, так и для сети в целом. Это позволит определить влияние отдельных бизнес-процессов на эффективность функционирования отдельных структурных подразделения и сети в целом.
3-й этап: оценка эффективности взаимодействия торговых предприятий в составе корпоративной розничной торговой сети. Этот этап является достаточно важным, так как общая эффективность функционирования корпоративной розничной торговой сети формируется эффективностью функционирования составляющих ее элементов - торговых предприятий в ее составе по видам деятельности. Оценка эффективности внутрисетевого функционирования позволит выявить проблемные предприятия и степень отклонения их показателей от показателей предприятий сети для дальнейшей корректировки мероприятий по управлению сетью (табл. 4).
4-й этап: оценка синергетического эффекта функционирования корпоративной розничной торговой сети по следующим видам деятельности: финансовая, торговая, маркетинговая, управления персоналом,
Таблица 3
Показатели оценки внутренней эффективности функционирования корпоративной розничной торговой сети (РС)
по видам деятельности
№ пп. Наименование показателя Формула расчета Обозначения Характеристика показателя
Финансовая деятельность
1 Коэффициент вариации прибыли РС во времени * -1 вар.ПрРС ^\пр1-пр)2 -Л -100%, Пр Пр1 - прибыль РС в 1-Й промежуток времени, тыс. руб; Пр - средний объем прибыли РС за анализируемый временной период, тыс. руб; п - количество временных периодов. Показывает степень стабильности получения прибыли РС, которая определяется эффективностью управления финансовой деятельностью РС.
Торговая деятельность
2 Коэффициент вариации объема продаж РС во времени к варУрС —-• 100%, V - объем продаж РС в ьй промежуток времени, тыс. руб; V - средний объем продаж РС за анализируемый временной период, тыс. руб; п - количество временных периодов. Показывает степень стабильности продаж РС, которая определяется эффективностью управления ассортиментной политикой, работой персонала и инновационной деятельностью РС.
3 Коэффициент вариации валовой маржи РС во времени к вар.МрС у>,-м)2 • 100 %, м - валовая маржа РС в ьй промежуток времени, тыс. руб; М - средний объем валовой маржи РС за анализируемый временной период, тыс. руб; п - количество временных периодов. Показывает степень стабильности получения валовой маржи, которая определяется эффективностью организации торговой деятельности.
о\
и>
Окончание табл. 3
№ пп. Наименование показателя Формула расчета Обозначения Характеристика показателя
Маркетинговая деятельность
4 Доля объема продаж постоянным покупателям ТГ _ Упостм. постм. V 5 Упост п - объем продаж РС по группе «постоянные покупатели» за анализируемый период, тыс. руб; V - общий объем продаж РС за анализируемый временной период, тыс. руб. Оценивает долю, которую занимает объем продаж постоянным покупателям в общем объеме продаж РС.
Деятельность по управлению персоналом РС
5 Коэффициент эффективности обучения торгового персонала относительно среднего чека тг _ Тсч ^ СЧРГ Т > гиоторг.п. Тсч - темп роста среднего чека за анализируемый период (ТСч = СЧрсотч.п. / СЧ рспр.п. • 100 %;); Тробторг.п. - темп роста расходов на обучение торгового персонала за анализируемый период (Тр0б торг.п. = РОб торг.п. отч.п. / РОбхорг.п.пр.п. • 100 %) Оценивает уровень эффективности вложений в обучение торгового персонала. Показывает отношение темпа роста среднего чека РС к темпу роста расходов на обучение торгового персо-нала РС за анализируемый период.
6 Коэффициент эффективности обучения торгового персонала относительно объема продаж с 1 м2 торговой площади РС Ту 2 ^^ _ \м торг.пл. У\м торг.пл. гиоторг.п. Ту 1м2 торг. пл. - темп роста объема продаж с 1м2 торговой площади РС за анализируемый ПерИОД (Т У1м2торг.пл. — ^ 1у2торг.пл.отч.п. / V 1у2торг.пл. пр.п. * 100 Тробторг.п. - темп роста расходов на обучение торгового персонала за анализируемый период (Троб торг.п. = РОб хорг.п. охч.п. / РОбтор,п.пр.п.. 100 %) Оценивает уровень эффективности вложений в обучение торгового персонала. Показывает отношение темпа роста объема продаж с 1 м2 торговой площади к темпу роста расходов на обучение торгового персонала РС за анализируемый период.
Таблица 4
Показатели стабильности енутрисетееого функционирования торговых предприятий в составе корпоративной розничной торговой сетив составе корпоративной розничнойторговой сети
№ пп. Наименование показателя Формула расчета Обозначения Характеристика показателя
1 Коэффициент рентабельности состава участников розничной сети ту* 0< рент. п. к = е. 0, рент.п ~ количество рентабельных предприятий в составе корпоративной розничной торговой сети; 0, п.— общее количество торговых предприятий в составе корпоративной розничной торговой сети Оценивает уровень рентабельности состава участников корпоративной розничной сети. Показывает долю рентабельных торговых предприятий в общем количестве торговых предприятий в составе корпоративной розничной сети
2 Показатель вариации рентабельности продаж предприятий в составе корпоративной розничной сети о ]У _ продаж, мин вар. рент. ~ Япродаж.макс К продаж мин. - рентабельность продаж предприятия в составе корпоративной розничной сети с минимальным значением показателя; к продаж макс. - рентабельность продаж предприятия в составе корпоративной розничной сети с максимальным значением показателя Показывает отношение показателя рентабельности продаж предприятия с минимальным значением этого показателя к показателю рентабельности продаж предприятия с максимальным значением этого показателя в составе корпоративной розничной сети
3 Показатель вариации товарооборота с 1 м2 торговой площади предприятий в составе корпоративной розничной сети ТГ _ У1м2мш вар. выручки V 2 макс У1м2мш. ~ выручка с 1 м2 торговой площади предприятия в составе корпоративной розничной сети с минимальным значением этого показателя; У1м2макс. - выручка с 1 м2 торговой площа-ди предприятия в составе корпоративной розничной сети с максимальным значением этого показателя Показывает отношение показателя выручки с 1 м2 торговой площади предприятия с минимальным значением этого показателя к показателю выручки с 1 м2 торговой площади предприятия с максимальным значением этого показателя в составе корпоративной розничной сети
Окончание табл. 4
№ пп. Наименование показателя Формула расчета Обозначения Характеристика показателя
4 Показатель вариации прибыли с 1 м2 торговой площади предприятий в составе корпоративной розничной сети К = П1м 2мин вар. прибыли П1м 2макс П 1м2мш. ~ прибыль с 1 м2 торговой площа-ди предприятия в составе корпоративной розничной сети с минимальным значением этого показателя; П1 м 2 макс - прибыли с 1 м2 торговой площади предприятия в составе корпоративной розничной сети с максимальным значением этого показателя Показывает отношение показателя прибыли с 1 м2 торговой площади предприятия с минимальным значением этого показателя к показателю прибыли с 1 м2 торговой площади предприятия с максимальным значением этого показателя в составе корпоративной розничной сети
5 Показатель вариации производительности труда торгового персонала предприятий в составе корпоративной розничной сети тгл _ ПРторгперс .мш вар .пр.т.п. Пп г г У торг . перс . макс Пр торг. персонала мин. ~ ПрОИЗВОДИТеЛЬНОСТИ труда торгового персонала предприятия в составе корпоративной розничной сети с минимальным значением этого показателя; Пр торг, персонала макс. ~ ПрОИЗВОДИТеЛЬНОСТИ труда торгового персонала предприятия в составе корпоративной розничной сети с максимальным значением этого показателя Показывает отношение показателя производительности труда торгового персонала предприятия с минимальным значением этого показателя к показателю производительности труда торгового персонала предприятия с максимальным значением этого показателя в составе корпоративной розничной сети
инновационная. Основная задача на данном этапе - определение основных факторов формирования эффектов и определение основных показателей по указанным видам деятельности. Известно достаточно много работ, связанных с описанием синергетических процессов интегрированных структур. В большей степени эти работы затрагивают интегрированные структуры, формируемые за счет слияний и поглощений [9, 11]. Для корпоративных розничных торговых сетей характерна горизонтальная интеграция - объединение (или открытие новых) одинаковых предприятий с целью снижения издержек за счет увеличения объема продаж (эффект масштаба). В табл. 5 представлены основные виды синергии и синергетические эффекты, которые возникают в процессе совместной деятельности предприятий в составе корпоративной розничной торговой сети, выделенные автором на основе использования функционального подхода.
Под синергетическим эффектом функционирования корпоративной розничной торговой сети предлагаем понимать эффект, который возникает в процессе совместной деятельности торговых предприятий в ее составе по основным видам деятельности: финансовой, торговой, маркетинговой, управления персоналом, инновационной, что приводит к качественно новому состоянию в целом корпоративной розничной торговой сети (рост доходов, снижение затрат, сокращение налоговых отчислений, повышение конкурентоспособности и т.д.) [8].
Для оценки потенциального эффекта от функционирования торговых предприятий в составе сети необходимо выделить сферы, в которых могут быть получены эффекты и определить их основные источники.
Расчет синергетического эффекта функционирования корпоративной розничной торговой сети состоит в расчете разницы между выбранными показателями деятельности сети в целом и суммой значений показателей деятельности отдельных торговых предприятий сети при условии их функционирования самостоятельно вне корпоративной розничной торговой сети:
сЭрс = Эре -X Э, (1)
1
где СЭ - общий синергетический эффект функционирования корпоративной розничной торговой сети (РС);
Э - эффект от совместного функционирования торговых предприятий в составе корпоративной розничной торговой сети;
Э1, Э2.........., Эп - эффекты функционирования розничных торговых предприятий, входящих в розничную сеть, при условии их функционирования вне корпоративной розничной торговой сети, I = 1,..., п.
В настоящее время к оценке синергетического эффекта определены следующие подходы: доходный, сравнительный и затратный [1, 2]. Каждый подход имеет преимущества и недостатки, но в практике оценки чаще используется доходный подход, который включает в себя ряд методов.
Таблица 5
Виды синергии, виды эффектов от совместной деятельности торговых предприятий в составе корпоративной розничной торговой сети
Вид деятельности Вид эффекта Вид синергии Источник синергии
Финансовая деятельность Эффект совместного использования активов Синергия снижения затрат Снижение затрат
Эффект экономии на рынке капитала Синергия снижения затрат Снижение затрат
Эффект экономии налогов Синергия снижения затрат Сокращение налоговых отчислений
Эффект внедрения инвестиций за счет финансового результата Синергия снижения затрат Расширение инвестиции-онных возможностей за счет собственных средств сети
Эффект оптимизации инвестиционной деятельности Синергия снижения затрат Снижение затрат за счет перераспределения инвестиционных затрат между участниками розничной сети
Эффект внедрения инвестиций за счет заемного капитала Синергия снижения затрат Рост внимания со стороны финансовых структур. Расширение возможностей привлечения заем ного капитала за счет увеличения масштабов сети
Торговая деятельность Эффект роста товарооборота Синергия роста доходов (эффект масштаба) Расширение ассортимента товаров и услуг, увеличение спроса на товары и услуги, стандартизация бизнес-процессов, повышение конкурентоспособности корпоративной розничной торговой сети
Эффект уменьшения закупочных цен Синергия снижения затрат (эффект масштаба) Увеличение объемов закупа товара
Эффект совместного использования инфраструктурных объектов Синергия снижения затрат (эффект масштаба) Сокращение расходов при совместном использовании складов, системы связи
Продолжение табл. 5
Вид деятельности Вид эффекта Вид синергии Источник синергии
Торговая деятельность Эффект снижения транзакционных издержек Синергия снижения затрат Снижение затрат на поиск партнеров, поставщиков за счет регулярного взаимодействия между участниками и как след-следствие повышение безопасности сделок
Эффект трансформационных издержек Синергия снижения затрат Сокращение транспортных расходов, стандартизация бизнес-процессов, сокращение расходов на обслуживание территориально близкорасположенных торговых предприятий розничной сети
Маркетинговая деятельность Эффект роста лояльности покупателей Синергия роста доходов Рост объемов продаж за счет повторных покупок
Эффект роста продаж Синергия роста доходов Рост объемов продаж за счет увеличения охвата рынка и увеличения количества покупателей
Эффект сокращения затрат на маркетинговые мероприятия, размещение рекламы и производство рекламной продукции Синергия снижения затрат Увеличение объемов маркетинговых мероприятий, рекламы и производства рекламной продукции и, как следствие, снижение цен на их проведение и размещение
Эффект повышения качества обслуживания Синергия роста доходов Рост объемов продаж за счет повышения качества обслуживания и как следствие повышения привлекательности розничной сети для потребителей
Деятельность по управлению персоналом Эффект повышения квалификации персонала Синергия повышения качества управления Увеличение расходов на обучение персонала
Эффект повышения стабильности персонала Синергия повышения качества управления Синергия Корпоративной культуры Современные мотиваци-онные системы, увеличение расходов на социальные гарантии, введение корпоративной культуры
Окончание табл. 5
Вид деятельности Вид эффекта Вид синергии Источник синергии
Деятельность по управлению персоналом Эффект сокращения затрат на персонал Синергия повышения качества управления Оптимизация организационной структуры и оптимизация расходов на персонал. Устранение дублирования функций
Инновационная деятельность Эффект сокращения затрат за счет внедрения инновационных технологий одновременно на всех торговых предприятиях в составе сети Синергия снижения затрат (эффект масштаба) Оптимизация бизнес процессов одновременно на всех торговых предприятиях в составе сети. Увеличение пропускной способности торговых предприятий в составе сети
Таблица 6
Факторы роста синергетического эффекта корпоративной розничной торговой сети
Факторы роста синергетического эффекта Условия формирования синергетического эффекта
Рост доходов Увеличение товарооборота за счет совершенствования процесса управления ассортиментом (расширения и оптимизации ассортимента; закуп более качественного товара). Увеличение товарооборота за счет увеличения спроса. Увеличение товарооборота за счет увеличения количества повторных покупок (увеличение лояльности покупателей). Увеличение товарооборота за счет увеличения охвата территории (увеличения количества торговых предприятий). Увеличение товарооборота за счет повышения качества обслуживания (стандартизация, обучение персонала и т.д.). Увеличение товарооборота за счет нематериальных активов (бренд, имидж и т.д.)
Сокращение затрат Сокращение налоговых отчислений и налоговых льгот. Сокращение затрат за счет совместного использования активов. Сокращение затрат за счет экономии на рынке капитала. Сокращение транзакционных издержек. Сокращение трансформационных издержек Сокращение закупочной цены на товары (за счет увеличения объема закупа товаров).
Окончание табл. 6
Факторы роста синергетического эффекта Условия формирования синергетического эффекта
Сокращение затрат Сокращение затрат на маркетинговые мероприятия. Сокращение затрат на персонал за счет оптимизации структуры управления
Увеличение стоимости компании Рост капитализации корпоративной розничной торговой сети за счет повышения имиджа, роста стоимости бренда и т.д.
Нами будет использован доходный подход, который предполагает расчет денежного потока. Данный метод дает возможность учесть различные факторы роста синергетического эффекта и возможность оценки резервов его увеличения.
На основе выделенных эффектов от совместной деятельности торговых предприятий в составе корпоративной розничной сети (табл. 5) определяем факторы роста синергетического эффекта (табл. 6).
Синергетический эффект функционирования корпоративной розничной торговой сети образуется за счет повышения дохода и снижения затрат:
СЭрс = АДрс + АЗрс, (2)
где СЭрс - синергетический эффект функционирования корпоративной розничной торговой сети;
АДРС - изменение доходов от совместного функционирования торговых предприятий в составе корпоративной розничной торговой сети;
АЗРС - изменение затрат от совместного функционирования торговых предприятий в составе корпоративной розничной торговой сети.
Анализ видов эффектов, которые могут иметь место в процессе функционирования корпоративной розничной сети, позволил определить синергетический эффект как сумму эффектов, которые могут быть получены от увеличения доходов:
АДрс = АДо + АДВД , (3)
где АДрС - изменение доходов от совместного функционирования торговых предприятий в составе корпоративной розничной торговой сети;
АД - изменение доходов за счет увеличения товарооборота;
АД - изменение доходов за счет увеличения доходов от прочей (не основной деятельности).
Синергетический эффект как сумма эффектов, которые могут быть получены от сокращения затрат:
РС зак.цены. + марк. мер. + активы + рын.кап. + нал.отч.
+ транз.изд. + транс.изд. + перс..
где АЗРС - изменение затрат от совместного функционирования торговых предприятий в составе корпоративной розничной торговой сети;
ДЗ - изменение затрат за счет уменьшения закупочных цен
зак.цены А J
на товары;
ДЗ . - изменение затрат на маркетинговые мероприятия;
марк.мер г г г г
ДЗ - изменение затрат за счет совместного использования
активы А
активов;
ДЗ - изменение затрат за счет экономии на рынке капитала;
рын.капитала А 17
ДЗ - изменение налоговых отчислений;
нал.отч. '
ДЗ - изменение транзакционных издержек;
транз.изд. г г '
ДЗ , - изменение трансформационных издержек;
трансф.изд. А
ДЗперс - изменение расходов на развитие и обучение персонала.
Рассмотрим образование синергетических эффектов за счет увеличения доходов и снижения затрат. Все источники образования си-нергетического эффекта оценить не представляется возможным, поэтому ниже определены самые весомые источники на основе личного опыта работы в корпоративных розничных торговых сетях и по результатам опроса экспертов.
Синергетический эффект, образуемый за счет увеличения доходов корпоративной розничной торговой сети. Логика представленных ниже рассуждений основана на допущении, что товарооборот корпоративной розничной сети - это произведение таких показателей, как средний чек и количество покупок за анализируемый период:
О РС = СЧ РС х П РС , (5)
корп. РС корп.РС корп.РС 7 4 '
где СЧкорпРС - средний чек корпоративной розничной торговой сети;
ПкорпРс - количество покупок в корпоративной розничной торговой сети.
Синергетический эффект, образуемый за счет увеличения доходов корпоративной розничной торговой сети, предлагаем рассматривать исходя из основных источников формирования доходов по основным видам деятельности.
1. Синергетический эффект, возникающий в результате увеличения доходов от торговой деятельности, предлагается рассматривать в зависимости от увеличения среднего чека, так как на его величину оказывают влияние следующие факторы: расширение и оптимизация ассортимента товаров; увеличение спроса в связи с повышением доверия покупателей к качеству предоставляемых товаров и услуг; мер-чандайзинг корпоративной розничной торговой сети и т.д.
1.1 Показатель синергетического эффекта, образуемого от увеличения среднего чека розничного торгового предприятия за счет функционирования в составе корпоративной розничной торговой сети:
СЭторг = К х (ТО, + ТО2 + ... + ТОп) , (6)
г ср.чек. ср.чек. 4 1 2 ^авт.' 4 7
где К - коэффициент увеличения среднего чека при функционировании розничных торговых предприятий в составе корпоративной розничной торговой сети;
ТО1, ТО2 .ТОп - товарооборот розничных торговых предприятий при условии автономной работы;
п - количество торговых предприятий.
2. Синергетический эффект в результате маркетинговой деятельности за счет увеличения количества повторных покупок (повышение лояльности покупателей), увеличения количества новых покупателей.
2.1 Показатель синергетического эффекта от увеличения повторных покупок (повышения лояльности покупателей):
СЭмарк = К х (ТО + ТО + ... + ТО) , (7)
А повт.пок. повт.пок. 4 1 2 п'авт.7 4 '
где К - коэффициент увеличения повторных покупок при
функционировании розничных торговых предприятий в составе корпоративной розничной торговой сети;
ТО1, ТО2 •ТОп - товарооборот розничных торговых предприятий по повторным покупкам при условии автономной работы;
п - количество торговых предприятий.
2.2 Показатель синергетического эффекта от увеличения количества новых покупателей:
СЭмарк = К х (ТО, + ТО + ... +
г нов.пок. нов.пок. 4 1нов.пок. 2нов.пок.
+ ТО ) , (8)
пнов.пок/авт.7
где К - коэффициент увеличения количества новых покупателей при функционировании розничных торговых предприятий в составе корпоративной розничной торговой сети за счет повышения качества обслуживания покупателей;
ТО , ТО2 . ТО - товарооборот розничных
1 нов.пок.' нов.пок. п нов.пок. г г г
торговых предприятий по новым покупателям при условии автономной работы;
п - количество торговых предприятий.
Синергетический эффект, наблюдаемый за счет снижения затрат корпоративной розничной торговой сети предлагаем также рассматривать исходя из основных статей расходов по основным видам деятельности.
1. Синергетический эффект торговой деятельности за счет предоставления поставщиками товаров и услуг корпоративной розничной торговой сети скидок к закупочным ценам за увеличение объемов закупок, сокращения транспортных расходов.
1.1 Показатель синергетического эффекта от сокращения затрат в результате скидок к закупочным ценам:
СЭторг = К х (Щхр, + £Ц2хр9 + ... +£Цх р) , (9)
г ск.зак.цены ск.зак.цены 4 ч ^ ^2 ^п ^п^авт.' 4 7
где Кскз ены - коэффициент средневзвешенной скидки к закупочной цене по ассортименту за счет увеличения объемов закупки корпоративной розничной торговой сети;
Ц1, Ц2 .Цп - закупочная цена для розничных торговых предприятий при условии автономной работы;
Рр Р2 ...р - количество закупленных товаров розничными торговыми предприятиями при условии автономной работы;
п - количество торговых предприятий.
2. Синергетический эффект маркетинговой деятельности за счет снижения затрат на одно маркетинговое мероприятие в связи с увеличением их количества, объемов рекламы и рекламной продукции.
2.1 Показатель синергетического эффекта от сокращения затрат в результате скидок на проведение маркетинговых мероприятий:
СЭмарк = К х (ЕМЗ, + ЕМЯ + ... +ЕМЗ ) , (10)
А ск.марк. ск.марк. 4 1 2 п'авт.' 4 /
где Кск.марк. - коэффициент среднего размера скидки к затратам на маркетинговые мероприятия за счет увеличения их объемов в рамках корпоративной розничной торговой сети;
МЗ1, МЗ2 .. .МЗп - затраты на маркетинговые мероприятия торговых предприятий при условии их автономной работы; п - количество торговых предприятий.
3. Синергетический эффект деятельности по управлению персоналом корпоративной розничной торговой сети за счет оптимизации организационной структуры, ликвидации дублирующих управленческих функций, оптимизации обучения и т.д.
3.1 Показатель синергетического эффекта от сокращения затрат на управление персоналом:
СЭупр.перс..= К х (З , + З , + ... + З ) , (11)
А А затрат на упр.перс. 4 упр1 упр2 упр.п'авт.^ 4 '
где К - коэффициент снижения затрат на управление пер-
затрат на упр.перс.
соналом при функционировании розничных торговых предприятий в составе корпоративной розничной торговой сети;
З , З .З - затраты на управление персоналом розничных
упр.1 упр.2 упр.п
торговых предприятий при условии автономной работы; п - количество торговых предприятий.
4. Синергетический эффект финансовой деятельности корпоративной розничной торговой сети за счет предоставления ей льготных условий на привлечение заемных средств, при условии увеличения объемов привлечения.
4.1 Показатель синергетического эффекта от снижения процентной ставки привлечения заемного капитала:
СЭфин ЗК = К% ЗК х (ЗК. + ЗК2 + ... + ЗК ) , (12)
А % ставки ЗК % ставкиЗК 4 1 2 п'авт.^ 4 '
где К% ставкиЗК - коэффициент снижения процентной ставки привлечения заемного капитала для корпоративной розничной торговой сети;
ЗКр ЗК .--ЗК - размер заемного капитала розничных торговых предприятий при условии автономной работы; п - количество торговых предприятий.
4.2 Показатель синергетического эффекта от снижения затрат на налоговые отчисления:
СЭфин. = К х (Н + Н + ... + Н) , (13)
А нал. нал. 4 1 2 п'авт.7 4 '
где К - коэффициент снижения налоговых отчислений корпоративной розничной торговой сети;
Нр Н2 ...Н - размер налоговых отчислений розничных торговых предприятий при условии автономной работы; п - количество торговых предприятий.
5-й этап: оценка интегрированного показателя синергетического эффекта функционирования розничной торговой сети определяется по
формуле
где СЭрс - общий синергетический эффект функционирования корпоративной розничной торговой сети (РС);
ЛДТоб - изменение доходов от совместного функционирования торговых предприятий в составе корпоративной розничной торговой сети за счет увеличения товарооборота;
ЛЗ - изменение затрат за счет уменьшения закупочных цен
зак.цены А J
на товары (торговая деятельность);
ЛЗ - изменение затрат на маркетинговые мероприятия (мар-
марк.мер. г г г г ^ г
кетинговая деятельность);
ЛЗ. - изменение затрат за пользование кредитными средствами (финансовая деятельность);
ЛЗ - изменение налоговых отчислений (финансовая деятель-
нал.отч. 4 А
ность);
ЛЗперс - изменение затрат в результате централизации управленческих функций и сокращения дублирования функций (деятельность по управлению персоналом).
6-и этап: оценка социальной эффективности функционирования корпоративной розничной торговой сети на региональном и локальном уровнях, а также на уровне предприятия [1].
Социальная значимость корпоративных розничных торговых сетей должна рассматриваться с точки зрения значимости для персонала предприятия и точки зрения важности для покупателей и должна отражать показатели, которые характеризуют «качество жизни». Предлагается оценивать социальную эффективность функционирования корпоративных розничных торговых сетей по следующим показателям (табл. 7).
Предлагаемая методика комплексной оценки эффективности функционирования корпоративных розничных торговых сетей позволяет дать объективную, формализованную экономическую оценку результативности их функционирования. Предлагаемый оценочный аппарат позволяет выявить причины недостаточно высоких показателей эффективности функционирования, что, в свою очередь, является ориентиром для развития приоритетных направлений развития розничной торговой сети. И, как следствие, дает возможность собственникам, руководителям розничной торговой сети и руководителям торговых предприятий в составе сети оперировать предложенным оценочным
Таблица 7
Показатели оценки социальной эффектиеностифункционироеания корпоративных розничных торговых сетей
на федеральном, региональном, локальном уровнях
№ пп. Уровень оценки Наименование показателя Формула расчета
Коэффициент вклада корпоративной розничной сети (РС) в развитие рынка труда на уровне региона _ Краб.мест РСрег раб. мест РГ Краб. мест •> рег.ур. г розн .т. рег где К раб. мест рсрег. ~ коэффициент вклада РС в развитие рынка труда региона; Краб, мест РСрег. — количество рабочих мест, созданных РС на территории региона; КРаб. местрозн.т.рег.. — общее количество рабочих мест в розничной торговле региона.
1 Региональный Коэффициент уровня социальных гарантий РС для населения региона Т ш jy _ JU Рс рег . ЗП РС рег.ур. ~ ТЗПрозн > где Кзп рс per. ур. - коэффициент уровня социальных гарантий РС для населения региона; Тзп рс per. - темп роста уровня заработной платы сотрудников корпоративной розничной сети за анализируемый период на территории региона (Тзп РС = ЗПРС 0Тч. п. / ЗПРС пр.п. • 100 %;); Тзп розн. х. per. - темп роста средней заработной платы в розничной торговле на территории региона за анализируемый период (Тзп р03н.т.рег.= — ЗПрозн.х.рег.отч.п. ! ЗП розн.т.рег. пр.п. * 100 % )
Продолжение табл. 7
№ пп. Уровень оценки Наименование показателя Формула расчета
2 Локальный Коэффициент вклада корпоративной розничной сети (РС) в развитие рынка труда на уровне населенного пункта Краб. мест. лок. ур т» Краб .мест РГ ¡J _ 1 г^нас.п. раб .мест РГ Краб .мест ппяи т ? ^ г^лок.ур,- г Розн -т-нас .п. где краб. мест. лок. ур- коэффициент вклада РС в развитие рынка труда населенного пункта; Краб, мест рс нас. п. - количество рабочих мест, созданных РС на территории населенного пункта; Краб, мест розн. т. нас. п. — общее количество рабочих мест в розничной торговле населенного пункта.
Коэффициент уровня социальных гарантий РС для населения населенного пункта Torr ТГ _ ШРснас.п. ЗП РСлок.ур. Тш > розн.т.нас п где К3ту рс лок. ур. ~ коэффициент уровня социальных гарантий РС для населения населенного пункта; Тзпрснас.п. ~ темп роста уровня заработной платы сотрудников кор-
3 Уровень предприятия -корпоративной розничной торговой сети поративных розничных сетей за анализируемый период на территории населенного пункта (Тзпрснас.п. = ЗПрснас.п.отч.п./ЗПрснас.п.пр.п. • 100 %;); Тзт1рОЗН m Нас.п. ~ темп роста средней заработной платы в розничной торговле на территории населенного пункта за анализируемый период (ТзПрОЗН х.нас п — ЗПрозн.т.нас.п. отч.п. / ЗПр03н х нас п Пр п * 100 /о)
<1
00
Окончание табл. 7
№ пп. Уровень оценки Наименование показателя Формула расчета
3 Уровень предприятия -корпоративной розничной торговой сети Коэффициент уровня качества обслуживания РС (оценка покупателем) V — кУ-п-* ко Кобщ. ' где У ко - коэффициент уровня качества обслуживания РС (оценка покупателем); Ку п - количество покупателей, удовлетворенных качеством обслуживания РС; К0бщ. - общее количество покупателей, принявших участие в опросе.
Коэффициент уровня удовлетворенности условиями труда РС (оценка персоналом) у - ^ ^ УТ Кобщ. ' где УуТ - коэффициент уровня удовлетворенности условиями труда РС (оценка персоналом); Ку - количество персонала, удовлетворенного условиями труда; К0бщ. - общее количество персонала, принявшего участие в опросе.
аппаратом и экономически взвешенно планировать деятельность розничной торговой сети или торгового предприятия и оперативно при-ни-мать эффективные управленческие решения.
Литература
1. Давыдянц Д.Е. Эффективность деятельности торговых организаций (теория, оценка и анализ): дис.... д-ра экон. наук: 08.00.05. М., 2000. 358 с.
2. Емельянова О.Н. Современные подходы к оценке эффективности деятельности торгового предприятия: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Красноярск, 2004. 200 с.
3. Иваницкий В.И., Максименко Р.А., Ушакова Н.Н. Экономика советской торговли: учеб. пособие для вузов. М.: Экономика, 1990. 334 с.
4. Ивашкин М.В. Управление торговыми сетями на потребительском рынке: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 Хабаровск, 2006. 34 с.
5. Камскова И.Д. Организационно-экономические методы повышения эффективности управления торговыми сетями: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Нижний Новгород, 2006. 172 с.
6. Карх Д.А. Экономическая и социальная эффективность услуг розничной торговли: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. Екатеринбург, 2010. 38 с.
7. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли. Режим доступа: // http; // cfln.ru / press / marketing. 2000. 4/06. shtml. (дата обращения 16.07.2013).
8. Никулина Т. А. Методический подход к оценке эффективности функционирования корпоративных розничных торговых сетей // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-1(45-1). С. 726-730.
9. Пронин М.В. Экономическая оценка слияний и поглощений непубличных компаний промышленности: монография. Тамбов, 2006.
10. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и Ко, 2003. 1012 с.
11. Храмова Е.А. Синергетический эффект в интегрированных формированиях // Экономические науки. 2011. № 3 (76). С. 331-334.
References
1. Davydyants D.E. Effektivnost' deyatel'nosti torgovykh organizatsiy (teoriya, otsenka i analiz). Diss. doct. ekon. nauk [The Effectiveness of Trade Organizations (Theory, Assessment and Analysis) Doct. Diss.]. Moscow, 2000. 358 p.
2. Emel'yanova O.N. Sovremennye podkhody k otsenke effektivnosti deyatel'nosti torgovogopredpriyatiya. Diss. kand. ekon. nauk [Modern Approaches to the Evaluation of Commercial Enterprise Effectiveness. Doct. Diss.]. Krasnoyarsk, 2004. 200 p.
3. Ivanitskiy V.I., Maksimenko R.A., Ushakova N.N. Ekonomika sovetskoy torgovli [Economy of Soviet Trade]. Moscow, Ekonomika Publ., 1990. 334 p.
4. Ivashkin M.V. Upravlenie torgovymi setyami napotrebitel 'skom rynke. Diss. doct. ekon. nauk [Management of Trade Networks on the Consumer Market. Doct. Diss.]. Khabarovsk, 2006. 34 p.
5. Kamskova I.D. Organizatsionno-ekonomicheskie metodypovysheniya effektivnosti upravleniya torgovymi setyami. Diss. kand. ekon. nauk [Organizational and Economic Methods for Improving Trade Networks Management Efficiency. Doct. Diss.]. Nizhniy Novgorod, 2006. 172 p.
6. Karkh D.A. Ekonomicheskaya i sotsial'naya effektivnost 'uslug rozni-chnoy torgovli. Diss. doct. ekon. nauk [Economic and Social Efficiency of Retail Services. Doct. Diss.]. Ekaterinburg, 2010. 38 p.
7. Nikolaeva T.I. Sistemnaya otsenka effektivnosti kommercheskoy deyatel'nostipredpriyatiy torgovli [Systemic Evaluation of Trading Enterprises Commercial Activities Efficiency]. Available at: // http; // cfin.ru / press / marketing. 2000. - 4/06. shtml. (accessed 16.07.2013).
8. Nikulina T.A. Metodicheskiy podkhod k otsenke effektivnosti funktsio-nirovaniya korporativnykh roznichnykh torgovykh setey [Methodical Approach to an Assessment of Corporate Retail Trade Networks Functioning Efficiency]. Ekonomika ipredprinimatel 'stvo = Economy and business, 2014, no. 4-1(45-1), pp. 726-730.
9. Pronin M.V. Ekonomicheskaya otsenka sliyaniy ipogloshcheniy nepub-lichnykh kompaniy promyshlennosti: monografiya [Economic Assessment of Industrial Non-Public Companies Mergers and Acquisitions]. Tambov, 2006.
10. Raitskiy K.A. Ekonomika organizatsii (predpriyatiya) [Economics of the Organization (Enterprise)]. 4th ed., pererab. i dop. Moscow: Dash-kov i Ko Publ, 2003. 1012 p.
11. Khramova E.A. Sinergeticheskiy effekt v integrirovannykh formirova-niyakh [Synergistic Effect in Integrated Formations]. Ekonomicheskie nauki = Economic sciences, 2011, no. 3(76), pp. 331-334.
© HHKyëHHa T. A., 2014