Научная статья на тему 'Планирование прибыли как финансового результата деятельности торгового предприятия'

Планирование прибыли как финансового результата деятельности торгового предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1549
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ПРИБЫЛЬ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ / ЦЕЛЕВАЯ ПРИБЫЛЬ / CVP-ВЗАИМОСВЯЗЬ / ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ / ЗАПАС ФИНАНСОВОЙ ПРОЧНОСТИ / FINANCIAL RESULT / PROFIT ON SALES / TARGET PROFIT / CVP-RELATIONSHIP / BREAKEVEN POINT / FINANCIAL STRENGTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркова Г. В., Пушко O. E.

Рассмотрено значение прибыли как финансового результата деятельности торгового предприятия. Рассмотрены особенности планирования прибыли торгового предприятия. Предложено использование CVP-взаимосвязи для эффективности планирования прибыли торгового предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFIT PLANNING AS FINANCIAL RESULTS OF A COMMERCIAL ENTERPRISE ACTIVITY

The article determines profit as financial results of a commercial enterprise activity; studies peculiarities of profit planning for a commercial enterprise. The authors suggest ways of CVP-relationship usage to improve efficiency of profit planning of a commercial enterprise.

Текст научной работы на тему «Планирование прибыли как финансового результата деятельности торгового предприятия»

УДК 332.72

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ КАК ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Г.В. Маркова, О.Е. Пушко

Рассмотрено значение прибыли как финансового результата деятельности торгового предприятия. Рассмотрены особенности планирования прибыли торгового предприятия. Предложено использование CVP-взаимосвязи для эффективности планирования прибыли торгового предприятия.

Ключевые слова: финансовый результат; прибыль от реализации товаров; целевая прибыль; CVP-взаимосвязь; точка безубыточности; запас финансовой прочности.

PROFIT PLANNING AS FINANCIAL RESULTS OF A COMMERCIAL ENTERPRISE ACTIVITY G.V. Markova, O.E. Pushko

The article determines profit as financial results of a commercial enterprise activity; studies peculiarities of profit planning for a commercial enterprise. The authors suggest ways of CVP-relationship usage to improve efficiency of profit planning of a commercial enterprise.

Key words: financial result, profit on sales, target profit, CVP-relationship, breakeven point, financial strength.

Прибыль занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Ею занимается экономическая наука, она важна и для хозяйственной практики. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ужесточением конкуренции, усилением предпринимательских рисков, появлением хозяйствующих субъектов различных форм собственности и отличающихся по масштабам и уровням развития.

Для успешной работы каждое предприятие должно стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе увеличения прибыли и рационального использования ресурсов. Поэтому одной из актуальных задач в настоящее время является эффективное управление формированием прибыли, изучение механизмов ее образования, методов ее анализа и планирования.

За последние годы опубликовано достаточно много работ, посвященных проблемам прибыли. Как следует из их анализа, взгляды современных исследователей на сущность прибыли в основном совпадают. Ученые сходятся во мнении, что прибыль - это оценочный показатель хозяйственной деятельности предприятия, но при этом критерии и индикаторы для ее оценки, а также методы ее формирования и планирования выдвигаются разные [1; 2].

В реальной действительности прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникающий по различным причинам (снижение покупательского спроса, недополучение дохода от реализации товаров в связи с уменьшением объема поставок товаров, превышение расходов над доходами и т. п.).

Прибылью для торгового предприятия служит разница между продажной ценой товаров и ценой их приобретения, включая издержки обращения. Прибыль торговой организации является денежным выражением части прибавочного продукта, характеризующего результаты его финансово-коммерческой деятельности [2].

Финансовый результат завершает цикл деятельности организации, связанный с производством и реализацией продукции, и одновременно выступает необходимым условием начала следующего цикла его деятельности. В связи с этим особую значимость приобретает анализ процесса формирования финансовых результатов.

Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения. Именно анализ каждого слагаемого прибыли позволяет выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.

Процесс планирования прибыли в торговой организации начинается с обоснования прибыли от реализации товаров и услуг, установления прибыли до налогообложения. Завершается расчетами чистой прибыли.

Торговые предприятия в настоящее время не в состоянии решить за один год вопросы пополнения собственных оборотных средств, финансирования капитальных вложений в основные фонды. Поэтому каждое из них должно знать свои временные возможности по решению этих проблем, а для этого требуются определенные финансовые ресурсы, основным источником которых является прибыль. Следовательно, каждому предприятию необходима точная информация о возможностях получения прибыли на ближайшую перспективу и на предстоящий год.

При разработке плана прибыли необходимо придерживаться стратегии организации. Экономическое обоснование прибыли предусматривает использование информационной базы (результаты анализа прибыли за отчетный год, плановые показатели деятельности организации, учет внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на прибыль).

Для планирования прибыли можно использовать несколько методов, каждый из которых предусматривает взаимосвязь между прибылью, объемом деятельности (товарооборот в торговле) и затратами. Система этой взаимосвязи получила название CVP взаимосвязи (Cost - Volume - Profit). Взаимосвязь этих элементов можно продемонстрировать на

графике.

Рис. 1. Взаимосвязь важнейших количественных показателей работы торгового предприятия

График позволяет ответить на следующий вопрос: при каком объеме продаж предприятие получит прибыль, а при каком - нет. Где будет находиться точка критического уровня объема продаж. Практика показывает, что она находится на уровне около 50 % мощности предприятия. Если же реализация составляет более 75 % возможного объема продаж, это означает, что предприятие получит около половины максимальной прибыли.

Многие предприниматели полагают, что максимизация прибыли является приоритетной задачей и главной целью торгового менеджмента. Это весьма спорное утверждение. Максимизация прибыли не ведет автоматически к возрастанию рыночной стоимости торгового предприятия.

Зависимость, отраженная на графике, показывает не только взаимосвязь прибыли и товарооборота. Следует всегда учитывать, что рост объема реализации влечет за собой увеличение отдельных видов затрат, относимых к постоянным расходам. Поэтому при принятии решения об увеличении объемов товарооборота необходимо рассчитать сумму постоянных расходов, сопровождающую этот рост. При этом оптимальным следует признать вариант, который обеспечит снижение доли постоянных расходов.

Кроме того сумма максимальной прибыли торговой организации может достигаться при высоком уровне рисков и угрозе банкротства в последующих периодах, что может привести к снижению ее конкурентной позиции на потребительском рынке.

Не менее важным является вопрос: куда будет расходоваться эта максимальная прибыль? Если она пойдет на цели личного потребления собственников, то организация теряет основной источник финансирования своего развития, что также снижает ее перспективы.

Поэтому в условиях рынка максимизация прибыли - важная, но не приоритетная задача управления торговой организацией, которая должна быть оптимально увязана с другими задачами: минимизацией уровня хозяйственных рисков, эффективным использованием прибыли, обеспечением высокого уровня торгового обслуживания покупателей, снижения издержек обращения и др.

По мере развития рыночных отношений одним из основных методов планирования прибыли становится метод, основанный на формировании целевого ее размера. Под целевой прибылью понимают ту прибыль, которая остается после уплаты налогов и соответствует потребностям предприятия в производственном, социальном развитии. Оптимальной целевой прибылью называют такую величину прибыли, которая предполагает полное и эффективное финансирование всех ее внутренних потребностей в средствах и позволяет при стабильных нормативах отчислений от прибыли участвовать в формировании доходов бюджетов всех уровней [4]. Этот метод наилучшим образом позволяет обеспечить увязку «прибыли» со стратегическими целями развития торгового предприятия в предстоящем периоде. Основой этого метода расчета является предварительное определение потребности в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет чистой прибыли. Расчет ведется по каждому элементу этой потребности (производственное развитие, выплата дохода собственникам, стимулирование персонала, выполнение обязательств перед государством, создание резервов и т. п.). Суммарная потребность в средствах на эти цели представляет собой целевой размер прибыли в плановом периоде.

Особое значение этого метода заключается в том, что полученный на его основе показатель прибыли рассматривается как один из важнейших целевых ориентиров развития торгового предприятия [3].

Большую помощь в углубленном понимании сути и количественном определении целевой прибыли, в выборе оптимального планового решения по прибыли оказывает расчет точки безубыточности, коэффициента самофинансирования, операционного рычага, размер возможного снижения объема товарооборота при неблагоприятной конъюнктуре потребительского рынка, позволяющий осуществлять прибыльную деятельность (предел безопасности).

Рассмотрим на примере торговой фирмы «Хозяюшка», занимающейся реализацией товаров бытовой химии и косметики, особенности планирования прибыли исходя из задачи получения целевой прибыли.

На основе финансовых прогнозов на 2013 г., фирме необходимо получить 10059,6 тыс. рублей прибыли от реализации. При этом были заложены следующие условия: переменные затраты в расчете на одну тонну составляют 4,59 тыс. рублей; средняя цена одной тонны продукции рассчитана в размере 5,42 тыс. рублей; постоянные затраты на весь объем производства 3512,8 тыс. рублей.

Определив безубыточный объем продаж, равный 4232,3 тонны (3512,8/0,83), переведем его в стоимостные величины. Это составит 22939,1 тыс. руб. (5,42 тыс. рублей* 4232,3 т).

Наша задача определить объем продаж, при котором фирма должна получить запланированную прибыль. В натуральном выражении он составит 16352,3 т ((10059,6 тыс. руб.+3512,8 тыс. руб.)/0,83), а в стоимостном выражении он составит 88629,5 тыс. руб. (16352,3 т*5,42 тыс. руб.).

Полученные расчеты показывают, что для получения запланированной прибыли необходимо продать продукции в 3,9 раза больше, чем безубыточный объем (16352,3 т /4232,3 т). Необходимо закупить 4232,3 т и реализовать только для того, чтобы покрыть постоянные расходы фирмы (5,42 тыс. руб.*4232,3 т) - (4,59тыс. руб.*4232,3т) = 3512,8

тыс. руб. А чтобы получить прибыль в сумме 10059,6 тыс. рублей, необходимо закупить и реализовать дополнительно продукцию в количестве 2120 т (16352,3 т - 4232,3 т).

Таким образом, на основе небольшого перечня заложенных в условия показателей, можно определить и величину товарооборота (88629,5 тыс. руб.) при получении целевой прибыли и маржинальный доход (13572,4 тыс. руб.), а также и зону безопасности или запас финансовой прочности. В нашем примере он составит 65690,4 тыс. руб. (88629,5 тыс. руб. - 22939,1 тыс. руб.). Это означает, что запланированный объем продаж будет выше критического (при котором прибыль равна нулю) на 74,12 %. Эффективность результатов планирования можно представить в табл. 1.

Таблица 1

Результаты планирования прибыли в ООО «Хозяюшка»

Показатели 2012 2013 (прогноз) Планируемое изменение

Выручка от реализации продукции (нетто), тыс. руб. 88320,2 88629,5 +309,3

Валовая прибыль, тыс. руб. 17790,0 18036,3 +246,3

Прибыль от продаж, тыс. руб. 9859,5 10059,6 +200,1

Рентабельность продаж, % 11,16 11,35 0,19

Таким образом, планируемое увеличение прибыли положительно скажется на рентабельности предприятия.

Как доказывают расчеты, фирма может регулировать размер прибыли, наращивая объем продаж, причем, как за счет увеличения продаж в натуральном выражении, так и за счет роста цены за единицу продукции. Но в случае роста цены точка безубыточности будет достигнута за более короткий период и при меньшем объеме продаж. К тому же, требуемый результат может быть не достигнут в условиях свободной конкуренции на рынке данной продукции.

Таким образом, задачи планирования стратегического развития торгового предприятия в предстоящем периоде через целевую сумму прибыли получают наиболее полное отражение во всей системе плановых показателей. В том случае, когда возможности предприятия в получении прибыли оказываются недостаточными, необходимо разработать меры для обеспечения получения дополнительной прибыли (резервы для которой выявляются в процессе анализа прибыли, затрат, объема реализации).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. М. : Тандем, 2008. 416 с.

2. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия : учеб. пособие. М. : Высш. шк., 2010. 367 с.

3. Планирование деятельности на предприятии : учебник для вузов / под ред. С.Н. Кукушкина, В.Я. Позднякова. М. : Юрайт, 2012. 350 с.

4. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебник. М. : ИНФРА-М, 2009. 367 с.

Информация об авторах

Маркова Галина Витольдовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», тел.: 89501025633; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Пушко Ольга Евгеньевна, магистрант кафедры «Коммерции и маркетинга», тел.: 89021703348; Международный институт экономики и лингвистики Иркутского Государственного Университета, 664082, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 6.

Information about the authors

Markova G.V., Candidate of Economical Sciences, associate professor, Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: 89501025633; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Pushko O.E., candidate for a master's degree, department «Commerce and Marketing», tel.: 89021703348; International institute of economics and linguistics of Irkutsk State University, 6 Ulan-Batorskaia Street, Irkutsk, 664082.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.