ЭКОНОМИЧЕСКИИ ЭФФЕКТ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТОРГОВЛИ: СТАТИСТИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ
УДК 339.1
Игорь Константинович Беляевский,
д.э.н., профессор кафедры маркетинга, ГОУ ВПО государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ).
Теп.: 8-499-144-55-06; 8-917-521-63-80, Эл. почта: bellrita@.mail.ru
В статье рассматривается проблема анализа эффекта и эффективности торговли. В ней раскрываются понятие и содержание этих показателей. Выявлены особенности формирования результатов и результативности торговой деятельности. Автором рассчитаны показатели вариации рентабельности торговли. Разработаны статистические и графические модели эффективности торговли. Для исследования были использованы материалы государственной статистики, обработанные автором. Статья иллюстрирована графиками и диаграммами.
Ключевые слова: торговля; выручка; доход; себестоимость; эффект (результат) торговой деятельности; эффективность торговли; валовой внутренний продукт; торговый капитал; прибыль; затраты; оборот; оборотный капитал; оборачиваемость активов; коэффициент автономии; коэффициент обеспеченности собственными средствами; производительность труда торговых работников; сальдированный финансовый результат торговой деятельности; рентабельность торговли; сальдированный финансовый результат.
Igor К. BeHaevsky,
PhD in Economics, Professor, the Department of Marketing,
Moscow state university of economics, statistics and informatics, Tel.: 8-499-144-55-06, E-mail:
ECONOMIC IMPACT AND ECONOMIC EFFICIENCY OF TRADE: STATISTICAL ESTIMATION AND DEVELOPMENT ANALYSIS
The problem of analysis of the impact and the efficiency of trade is considered in the article. Concept and content of these factors are exposed. The features of formation of results and efficiency of commercial activity are revealed. The author calculated the indexes of a variation of trade profitability. The statistical and graphic models of the effectiveness of trade are developed. The materials of state statistics processed by the author were used in this study. The article is illustrated with graphs and diagrams.
Keywords; trade, receipts, income, cost, effect (result) of commercial activity, trade efficiency, gross domestic product, commercial capital, profit, expenses, turnover, floating capital, asset tu m over, Equity Ratio, capital ratio, labor productivity of commercial workers, balance of financial result, profitability of trade.
1. Введение
Торговля, которая занимается выполнением торгово-посреднических функций, представляет собой самостоятельную сферу социально-экономической деятельности, специализирующуюся на процессах купли-продажи товаров. Выделение торговли в самостоятельную отрасль связано с общественным разделением труда и обособлением торгового капитала, отмежеванием его от промышленного, Именно в сфере товарного обращения, в торговле товар меняет владельца, происходит уступка прав собственности одного участника процесса в обмен на деньги другого участника, т.е. в конечном счете товар находит своего покупателя, покупатель удовлетворяет свой спрос, а продавец возмещает свои затраты и в результате получает прибыль (или, наоборот, терпит убытки). Между продавцом и покупателем заключается торговая сделка купли-продажи, с которой взимаются налоги. Правда, к сожалению, часть сделок происходит нелегально, в "теневом режиме", с уклонением от налогов.
Торговля имеет важное значение для формирования экономического потенциала страны. Об этом свидетельствуют статистические данные о роли (месте) торговли в валовом внутреннем продукте (ВВП). Значительная часть вновь созданного продукта приходится на долю торговли. Так, созданная в сфере торговли валовая добавленная стоимость товаров, которая является результатом экономической деятельности торговых организаций и предприятий, в 2005 г. равнялась 3610,5 млрд. руб., а в 2009 г. - 6747,6 млрд. руб. Это составляет соответственно 16,7% и 17,3% общего объема ВВП [7, С. 322 - 323].
Торговля сыграла выдающуюся роль в развитии экономики и социальной жизни всех формаций, как в эпоху феодализма, так и капитализма вплоть до Октябрьской революции. На некоторое время этот процесс был прерван в связи с попытками «ликвидировать» торговлю и придти к прямом}' распределению продуктов. Как известно, этот эксперимент оказался неудачным и общество вернулось к апробированным способам и методам торговли, хотя определенное время роль торговли недооценивалась и принижалась. В процессе реформирования экономики торговля заняла достойное место в системе социально-экономической деятельности.
2. Основной социально-экономический эффект торговой деятельности.
Современный торговый механизм - представляет собой сложный и многоструктурный инструмент управления и распределения, обеспечивающий необходимые пропорции спроса и предложения. Торговля - элемент товарного рынка, где формируется объем и структура продажи товаров, определяются темпы ее развития. Она образует сферу, где функционируют и взаимодействуют два полярных участника товарного рынка: продавцы и покупатели. Сформировался самостоятельный сектор экономической и хозяйственной деятельности - торговый бизнес.
Масштабы торговой деятельности и скорость ее развития характеризуются объемами продажи товаров покупателям, в розничной торговле -продажей товаров конечным потребителям, т.е. населению. Размер товарной массы, вовлеченной в оборот, отражен стоимостью товаров в рыночных ценах в конкретных условиях времени и места. Однако, рост или, наоборот, сокращение спроса на приобретение товаров зависит не только от дохода и сбережений пост пате лей, которыми они потенциально располагают в данный момент, а еще и от уровня складывающихся цен. Поэтому реальное изменение объема покупаемых товаров должно учитывать фактор динамики цен.
Финансово-экономический показатель продажи товаров характеризуется объемом товарооборота в денежном выражении, в т.ч. на потребительском рынке -показателем розничного товарооборота. Это, безусловно, один из важнейших показателей экономики, финансов и социальной жизни. В следующей таблице (см. табл. 1) приведены данные, характеризующие скорость развития расходов на покупку товаров (фактического товарооборота) и динамики объема продажи товаров (товарооборота в сопоставимых ценах).
Экономика, Статистика и Информатика 109 №3, 2012
Как свидетельствуют данные приведенной таблицы в период с 2000 по 2007 г. торговля развивалась ускоренными темпами. Такая тенденция прервалась в результате кризиса 2008 - 2009 гг, но уже с 2010 г обнаруживается, что экономические и финансовые характеристики торговли снова проявляют стремлению к тосту. Это подтверждается следующей диаграммой (см. рис. 1), отразившей общую тенденция товарооборота.
Трендовая модель динамики расходов населения на покупку товаров выражена уравнением параболы 2-го порядка, которая очень хорошо аппроксимирует фактические тенденции (К2 = =0,993):
^=71,414+18,166^ + 3,672^ (процентов).
Темпы роста объема продаж отстают от темпов расходов на покупку, что и показывает рассматриваемая модель (Я2 = 0,971):
у( = 74,639 + 16,766Г + 0,021^ (процентов).
Таким образом, объем и динамика продажи товаров могут рассматриваться в качестве первого и главного показателя экономического и социального эффекта торговли.
3. Система показателей эффекта и эффективности торговли.
В торговле сложилась система показателей экономиче-ского эффекта и экономической эффективности. Ее образует комплекс взаимосвязанных и взаимообу-словленных, а также выстроенных в логической последовательности харакге-ристик, отражающих экономический и финансовый результат торговой дея-тельности, а также и их результативность. Одновременно используются стати-стические показатели, обеспечивающие возможность ка-чественно-количествен-ного измерения данного явления/процесса. Как правило, торговый эффект измеряется абсолютными или средними показателями, а эффективность торговли - от-носи-тельными показателями, позволяющими соразмерить результат с масштабами торго-вой деятельности, со скоростью ее изменения, с затратами, произведенными для его получения и т.д.
Предпосылкой и условием развития торговли является наличие и рост капитала с его способностью воспроизводить себя в расширенных размерах. В частности, торговый капитал представляет собой созданные человеком ресурсы, обеспечивающие движение товара
Таблица 1. Развитие розничного товарооборота в 2000 - 2011 гг. (в фактических и сопоставимых ценах)
Годы Товарооборот розничной торговли, млрд. руб. (в ценах соответствующих лет) Темпы роста товарооборота, %
в ценах соответствующ их лет в сопоставимых ценах в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)
2000 2352 100,0 100,0 -
2005 7041 298,1 168,4 112,8
2006 8712 368,8 192,1 114,1
2007 10869 460,8 223,1 116,1
2008 13925 586,4 252,1 113,5
2009 14585 618,1 239,7 95,1
2010 16469 697,1 254,8 106,9
2011 19075 811,0 273,1 107,2
[8, С. 377, 378; 7, С. 527; 20 и собственные расчеты автора]
Эмпирические показатели и тренды развития розничного товарооборота (базисные темпы). %
гид 2.йс-д—гш гдп
2НМН> 21Ю1 шг 2ОТЗ
-РЯД1 -РЯД2
в ценах соответствующих лет; в сопоставимых ценах.
Рис. 1. Тенденция развития розничного товарооборота в 2000 - 2011 гг.
[8, С. 377,378; 7, С. 527; 20 и собственные расчеты автора]
от сферы производства до сферы потребления. Создавая торговое предприятие, предприниматель испытывает потребность в капитале, тем большую, чем крупнее проектируемое предприятие. Вкладывая капитал в какое-либо торговое дело, предприниматель рассчитывает на определенную отдачу, какой-то доход т.е. на увеличение капитала. Источником поддержания и приращения капитала, формирования дохода и покрытия текущих затрат является продажа товаров.
Задачей торгового предпринимателя является продажа (реализация) товаров для превращения его в денежный капитал и получение в ходе этого процесса определенной прибыли. Получение прибыли и есть конечная цель торговли. Капитал торгового предприятия (торговый капитал) формируется из первоначальных инвестиций (едино-
личных или паевых, или акционерных, в зависимости от вида собственности), образующих уставный капитал (размер уставного капитала может регулироваться государством), текущих инвестиций, обусловленных необходимостью реновации и инновации или расширения бизнеса, а также капитализации части прибыли. Следует оговорить, что инвестиции инновационного характера, направленные на разработку и производство нового товара, являются составной частью промышленного капитала, хотя они сказываются на торговой деятельности. Инвестиции для обновления торгового оборудования, торговых зданий и сооружений - элемент наращивания торгового капитала. О размерах капитала торговли дает некоторое представление стоимость имущества организаций торговли. На конец 2009 г. оно оценивалось в 1500,7 млрд. руб., что
№3, 2012 110
составляет 18,6% стоимости имущества по всем видам экономической деятельности, В 2009 г. стоимость имущества торговли была на 10% больше уровня
2008 г. [Сайт, Финансы организаций].
Капитал, как известно, делится на
основной и оборотный. В основной капитал торговли входят средства предприятия, вложенные в здания, сооружения, оборудование, ноу-хау и т. п. Так, в основной капитал торговли (по всем формам деятельности) в 2009 г было вложено 260,4 млрд. руб., что составило 3,3% общей суммы отечественных инвестиций. Это на 0,6 процентных пункта больше, чем в 2000 г и на 1,3 пункта больше, чем в 1995 г. До кризиса 2008/
2009 г, вложения росли более высокими темпами - в 2005 - 2007 гг. 1,8 раза (в сопоставимых ценах). Однако, в 2009 г по сравнению с предыдущим годом они сократились на четверть. В то же время иностранный капитал сыграл немаловажную роль в развитии и совершенствовании торговли в России. Смешанный капитал в этой деятельности принимал достаточно скромное участие: в 2009 г, сумма таких вложений составляла 88,7 млрд., т.е. одну треть отечественных вложений (в фактических ценах). В то же время зарубежные инвестиции в торговлю составляли в 2009 г. почти 25% общего объема или 20,1 млрд. $ (в фактических ценах середины 2009 г. это примерно эквивалентно 620 млрд. руб., т.е. в 2,4 раза превышали объем отечественных капитальных вложений). [7, С. 674-676,692].
Оборотный капитал торговли, называемый также оборотными средствами (англ. - working capital, circulating capital), представляет собой те элементы, которые полностью переносят свою стоимость на себестоимость проданных товаров. К ним, в частности, относятся товарно-материальные ценности, обращающиеся в торговых организациях, вт.ч. запасы товаров, денежные средства торговой отрасли, краткосрочные финансовые вложения и т.п. Эффективность использования оборотных средств характеризуется их оборачиваемостью.
Оборачиваемость - это процесс, измеряемый временем, в течение которого оборотные средства (или другие активы) осуществляют полный оборот, т.е. полностью восполняются. Эффективность данного процесса характеризуется числом оборотов за изучаемый период (как правило, год) к денежной выручке торговли. Например, показа-
тель оборачиваемости в торговле исчисляется двумя показателями: скоростью оборота товарной массы (С) или временем обращения (В), т.е. числом дней, за которые будет завершен оборот. Эти два показателя связаны между собой в обратной пропорции.
с-1,
А
где С - с коро сть оборота (ч исл о оборотов);
Т - оборот (например, денежная выручка);
А - средний размер активов (например. товарного запаса).
Т:д
где В - время обращения (в днях оборота);
д- число дней в изучаемом периоде (30,90 или 360).
„ д 0 д
Отсюда "д:
В формировании этой формы капитала важную роль играют т.н. оборотные активы, т.е. денежные средства, а также те виды активов, которые будут обращены в деньги, проданы или потреблены не позднее, чем через год. Оборачиваемость текущих активов характеризуется статистическим показателем - коэффициентом оборачиваемости текущих активов. Он измеряется отношением выручки от реализации продукции к средней за период вели-
чине текущих активов торговых организаций, а также числом дней за определенный период к числу оборотов оборотных средств. Экономическая эффективность торговли в значительной степени зависит от того, насколько быстро оборачиваются ее активы (см. табл. 2). Чем выше коэффициент оборачиваемо с-ти, тем эффективнее используются оборотные средства.
Важная роль торговли в российской экономике подтверждается тем, что в ней обращается более пятой части всех оборотных активов организаций всех видов экономической деятельности. В период 2006 - 2009 гг. оборотные активы торговли постоянно увеличивались, однако скорость этого роста замедлялась из года в год. В то же время оборачиваемость активов не сокращалась, а, наоборот, довольно быстро росла. Степень обеспеченности торговых организаций собственными оборотными средствами, необходимую для финансовой устойчивости предприятий характеризуется (одним из показателей финансовой устойчивости торговли). Этот показатель приводится в следующей таблице (см, табл. 3).
В 2006 - 2009 гг в торговле был выявлен недостаток собственных источников финансирования для формирования оборотных активов. Коэффициент обеспеченности оборотными средствами стал снижаться после 2007 г Однако
Таблица 2. Оборотные активы торговли в 2006 - 2009 гг.
Показатели Годы
2006 200^ 2008 2009
Средняя стоимость оборотных активов, млрд. руб. 3785,5 4970,5 6078,4 7068,8
Темпы роста активов (цепные). % - 131,3 122,3 116,3
Удельный вес активов торговли в обшей стоимости активов по всем видам экономической деятельности. % 23,6 24,4 22,3 22,1
Оборачиваемость торговых активов, дней торговли 98 109 109 120
[19 и собственные расчеты автора]
Таблица 3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами *> в торговой сфере
Годы Коэффициент Отклонение от Темпы роста
ооеспеченности в оощего уровня, коэффициента.
торговле, °о ± процентных раз
ПУНКТОВ
2006 -3,3 -10,0 1,0
2007 -7,7 -2,8 2,3
2008 -5,2 -8.9 1,6
2009 -5,1 -3,7 1,5
Здесь и далее знак минус означает недостаток собственных источников для формирования оборотных активов. [19 и собственные расчеты автора].
Экономика, Статистика и Информатика
№3, 2012
этот процесс характерен не только для торговли, но и для экономики в делом, но в торговой сфере он оказался более интенсивным, о чем свидетельствуют данные отклонения от общего уровня
Следует учитывать, что оборотные активы в торговле формируются как за счет собственного, так и заемного капитала. Степень использования (привлечения) заемных источников финансирования определяет финансовую устойчивость торговых предприятий, возможность маневрирования оборотными средствами. Для оценки финансовой устойчивости в анализе торговой деятельности используется коэффициент автономии торговой организации (его также называют коэффициентом финансовой независимости). Уровень автономии торговли определяется степенью независимости предприятия от заемных источников привлеченных средств, т.е. долей собственных средств в общей величине источников средств. Коэффициент автономии (независимости) характеризует долю средств, вложенную собственниками в имущество, т.е. долю акгавов предприятия, юторые обеспечиваются собственными средствами Он определяет степень независимости от кредиторов и равен отношению собственных средств к итогу актива Оптимальные значения находятся в интервале 0,5 - 0,7. [ 17]
Чем выше значение коэффициента, тем устойчивее в финансовом отношении торговая организация, тем менее она зависит от сторонних кредитов и, следовательно, потенциально более эффективна. В следующей таблице (см. табл. 4) приводятся данные, характери-ззтощие автономию торговой отрасли (в среднем по всей торговле).
В торговой сфере степень автономии несколько ниже, чем в среднем по всем видам экономической деятельности, причем, отклонения от среднего показателя по экономической деятельности после 2007 г. имеет тенденцию к уменьшению.
Торговля должна быть экономически эффективной - на этом постулате базируется рыночная деятельность торговых предприятий и организаций. Дохода торговой сферы должны превышать ее затраты, это стратегическая цель торговли. Эффективность торговли означает получение максимального результата при минимизации затрат на единиц,' резз'льтата [9, С. 607 -649]. Известные английские ученые Б.Берман и ДясЭванс называли зависимость при-
были от собственного капитала стратегической моделью [3, С. 651].
Наряду с уже рассматривавшимся показателем оборота экономическим результатом торговой деятельности и формой приращения торгового капитала, является выручка (англ - gain), как денежная; наличная, так и безналичная, полученная в результате продажи товаров, которую можно назвать финансо-во-коммерческим эффектом торговли. Однако, по существу она является только промежуточным экономическим эффектом, который только обеспечивает потенциальную возможность получения конечного результата - прибыли. В торговле выручка (нетто) определяется как разница между товарооборотом (без вычитаемых налогов, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров от продажи товаров. В нее входят также поступления, связанные с выполнением каких-либо работ, оказанием торговых услуг. Она является источником образования прибыли торговых организаций Этот показатель близок к понятию оборота/товарооборота (англ - goods turnover), но отличается от него величиной налога на добавленную стоимость, налога с продаж, акциза и других аналогичных обязательных платежей (за минусом сумму вознаграждений комиссионеров и стоимости товаров собственного производства).
Уже было сказано, что вложенный в торговое предприятие капитал должен приносить доход (англ. - income) - это главное требование коммерции. Получение дохода торговым предприятием означает приток денежных средств, приращение торгового капитала. Денежный доход от продажи товаров образует валовой доход (англ -gross income) от торговой деятельности. Он исчисляется как разность между денежной выручкой от продажи товара и затратами на его продажу и представляет собой показатель, ха-раетеризующий финансово-экономический резз'льтат торговой деятельности. Однако, для собственника капитала основанием для наиболее выгодного вложения средств в инвестирование и критерием выбора пред-
приятия при его основании служит не только и не столько, абсолютный размер дохода, но и относительный показатель доходности торгового капитала. Для статистических оценок весьма важно, что получение дохода соизмеряется с размером предприятия и вложенного в него капитала.
Промежуточным экономическим эффектом торговой деятельности можно считать разницу между денежным доходом, полученным от продажей товаров покупателям, и денежными затратами на их осуществление, т.е. чистый доход торговли (англ - net income), дохода из которого вычтены из него обязательные платежи (налоги, сборы, проценты за банковский 1федит и т.п.) и/или находящийся в распоряжении отдельных субъектов.
Торговую прибыль (англ - trade profit) можно рассматривать как юнеч-ную цель, экономический результат торговой деятельности, ее эффектом и конечной целью является именно прибыль, а продажа товаров (товарооборот) с позиций образования капитала -только инструментом, функцией, средством для получения прибыли. Конечно, размер прибыли в значительной степени зависит от объема проданных товаров. Чем больше торговая выручка (в сопоставимых условиях), тем больше, при прочих равных условиях, доход предприятия
Прибыль в торговле считается одним основных экономических и статистических показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства. Прибыль торговых организаций и предприятий является и целью и стимулом образования торгового капитала, она также служит материальным стимулом предпринимательства (стремление к личному обогащению). Прибыль, созданная в бизнесе, является источником доходов государства (в форме налогов и других обязательных платежей), источником образования инвестиционных фондов (капитализированная прибыль). Часть прибыли может быть использована в целях спонсорства и благотворительности. В определенном
Таблица 4. Коэффициенты автономии торговли в 2(106 - 2009 гг.
Показатели Годы
2006 2007 2008 2009
Коэффициент автономии торговли 53,2 47,7 50,5 47,9
Отклонения от среднего показателя по экономической деятельности (±) -3,9 -8.2 -5,2 -2,6
[ 17 п собственные расчеты автора]
№3, 2012 112
смысле продажа товаров, денежная выручка торговли могут рассматриваться в качестве показателей экономического эффекта, однако не прямого, а опосредованного.
Прибыль представляет собой превышение доходов от продажи товаров над затратами на производство и продажу этих товаров. Однако вместо прибыли при неудачных обстоятельствах предприятие может остаться в убытке (соответственно, убыток это ущерб, который несет предприниматель). Она исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность в денежном выражении. Экономический эффект торговой деятельности характеризуется прибылью, оставшаяся за вычетом затрат, а эффективность - ее относительным уровнем, что определяет характер развития торгового капитала Прибыль характеризуется разницей между доходом торгового предприятия (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на продажу этих товаров:
Прибыль - Выручка - Затраты
Следует отметил», что в торговле наряд»' с прибыльными предприятиями и организациями функционируют и убыточные, что сказывается на общих характеристиках торговой деятельности. Убыток (в торговле, англ. - loss) имеет место, когда денежная выручка за проданные товары меньше, чем затраты на продажу товаров. Часто это связано с неудачной стратегией маркетинга или неблагоприятной конъюнктурой рынка Так, до 2007 г. доля прибыльных организаций увеличивалась, а в последующие годы под влиянием кризиса стала сокращаться.
Однако, в торговле имеется довольно много убыточных организаций, об этом говорят данные таблицы 5.
В розничной торговле доля з'быточ-ных организаций в общем числе организаций розничной торговли в 2010 г. составила 21,1%, по сравнению с 2009 г. она выросла на 1,7 процентных пунк-
тов. С^мма убытков в 2009 г. составила 28,8 млрд. руб., что на 1/3 меньше, чем в 2009 г; Соответственно удельный вес прибыльных организаций вырос на 1,2 процентных пункта, а сумма прибыли розничной торговли увеличилась с 2009 по 2010 г. на 44,4%. Таким образом, имеются некоторые признаки улучшения финансовой ситуации в торговле. В 2005 г. сумма убытков торговли составляла 27,3 млрд. рз'б., а в 2009 г. -19,3 млрд. руб., т.е. несмотря на кризис, убытки торговли сократились в абсолютном размере почти на 30%. Одновременно доля убыточных организаций снизилась на 0,5 процентных пунктов [6, С. 637; 7, С. 637 и собственные расчеты автора].
Важным финансово-экономическим показателем торговой деятельности является ее себестоимость (англ prime cost) проданных товаров, т.е. денежные затраты торгового предприятия, связанные с реализацией продаваемых товаров. Этот показатель характеризует реальную стоимость товаров, фактически купленных у поставщика (в текущих ценах). В них включаются затраты (англ. - expenditure) на используемые материалы, накладные расходы (в частности, издержки, связанные с хранением, упаковкой, транспортировкой и сбытом продукции), энергию, заработную плату, амортизацию и т.п.
4. Механизм формирования финансового результата торговой деятельности
Формирование финансового результата торговой деятельности процесс сложный и неоднозначный. В нем взаимодействуют различные элементы и показатели хозяйственной деятельности, начиная от денежной выручки торговли и завершая оценкой ее рентабельности. Его можно рассматривать как финансовый результат торговой деятельности или как валовую прибыль торговли, которая в конечном счете распределяется на коммерческие и управленческие расходы и прибыль от продажи товаров.
Таб. hiu;i Я Удельный вес убыточных н прибыльных opr>niiri»i|iiii торговли в 2006 - 2004 гг.
Удельным вес оптовых и ротшгшых Годы
торговых органнтаний (в % от общего числа) 2006 2007 2008 2009
прибыльных 77.3 S0.S 76.4 73.6
убыточных 22.7 19.2 23.6 26.4
'Включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых нчделий и предмеюв личного пользования. |6. (.' 637. 7. С. 637 к собственные рясчемы автора]
Основным показателем экономического эффекта торговой деятельности следует считать, не только абсолютный размер прибыли, а ее сальдированный финансовый результат, т.е. прибыль минус убыток (англ. - balance of the financial result). Статистические оценки финансовых результатов торговой деятельности сводятся к определению абсолютного размера сальдо прибыли за вычетом убытка, расчету относительных показателей, характеризующих роль торговли (доли) в формировании сальдированного результата, и динамики финансовых результатов торговой деятельности. Полученные характеристики в известной мере противоречивы. Место торговли в сальдированном результате финансовой деятельности увеличивалось, особенно резко в 2009 г., т.е. на финансах торговли кризис сказался в меньшей степени, чем на других отраслях экономической деятельности. К этому я« выводу можно прид ти, сравнивая темпы роста сальдированного результата торговли и экономики в целом. Так, по данным ФСГС в 2010 г. по сравнению с 2009 г. сальдированный финансовый резз'льтат розничной торговли возрос в 1,7 раза. Следовательно подтверждается ускоренное развитие данного показателя экономического эффекта торговой деятельности Правда, в оптовой торговле в 2010 г. сальдированный финансовый результат уменьшилсяна12,1%прошв2009г. [20].
Финансы торговли - сложный механизм, на деятельность которого влияют множества неоднозначно проявляющихся и неред ко противоречивых соци-ально-экои омических факторов. В табл 6 рассмотрена статистическая характеристика показателей эффекта торговли в 2006 - 2009 гг., их роли в формировании финансового результата и рассматривается процесс образования прибыли от торговой деятельности в 2006 -2009 гг.
Саладированньзй финансовый результат торговой деятельности, рассматриваемый за достаточно длительный период , отличается высокой колеблемостью и сложной тенденцией развития, что в определенной степени связано с 1ризисными и посткризисными проявлениями. Вероятно, это обусловлено еще и недостаточно последовательной стратегией основных участников торго-во-финансового рынка. Свой вклад в вариацию финансовых результатов торговой деятельности вносит и ценовая политика, сложившаяся в изз'чаемом
Экономика, Статистика и Информатика 113 №3, 2012
периоде. Колебания финансового результата торговли оцениваются средне-квадратическим отклонением ±130,2 млрд. руб., что составляет 17,3 процента к среднему уровню.
На следующей диаграмме (см. рис. 2) графически отражена тенденция экономического эффекта торговой деятельности в 2000 -2009 гг
Трендовая модель финансового результата торговли, тенденция развития выражена уравнением экспоненты, что свидетельствует о тенденции к росту, несмотря на ее колебания:
у = 159,г^46 (млрд. руб.).
Коэффициент аппроксимации, определенный по максимуму отклонения от тренда, составил К2=0,841, что подтверждает надежность модели (коэффициент аппроксимации модели, построенной по экспоненте.
Приведенные данные позволяют сделать следующие выводы Во-первых, выручка за проданные товары росла до 2009 г:, когда в торговой сфере уже сказалось действие кризиса. Во-вторых, к 2009 г. снизилась по отношению сумме денежной выручки дож валовой прибыли и особенно сильно - прибыли от продажи товаров.
Денежная выручка торговли складывается из себестоимости проданных товаров (3/4 - 4/5 суммы выручки) и валовой прибыли (1/4 - 1/5 суммы выручки). В свою очередь валовая прибыль от продажи товаров более, чем на 2/3 уходит на покрытие различных расходов. Процесс формирования конечного финансового результата торговой деятельности складывается из нескольких последовательных этапов, отражающих структурные элементы размера выручки от продажи товаров. Это видно из данных табл. 6.
Таким образом, конечная прибыль от продажи товаров была самой высокой в 2008 г. (в 1,6 раза больше, чем в 2006 г.), но на треть меньше, чем в 2009 г. Однако, в резз'льтате комбинации изменений стрз'ктзрных элементов стоимости продаваемых товаров (выручки) конечный экономический эффект торговли (сальдированный финансовый результат) оказался в2009 г на22%боль-ше, чем в 2006 г. В 2008 г. сальдированный результат был исключительно низким (почти на 40% меньше, чем в 2009 г. Это обз'словлено аномально низким отрицательным сальдо прочих доходов и расходов, в то время как в 2009 г. - аномально высокое сальдо.
Статистика торговли ставит одной из
Таблица 6. Основные изменения финансовых результатов торговой деятельности и 2000 - 2009 гг.
Годы Сальдировании Удельный вес Темп роста Темп роста
и финансовый торговли в сапьднрованного сальд! фованного
результат общем фш!аисового финансовый
торговой сальдированном результата торговой результат торговой
деятельности, финансовом деятельности, % к деятельности, % к
млрд. руб. результате, % 2000 г предшествовавшему году
2000 152.7 12.8 100,0 -
2001 205.6 18.0 134.6 134.6
2002 273.5 29.6 179.1 203.2
2003 574.4 39.4 376.2 210.0
2004 601.1 24.2 393.6 104.6
2005 543.4 16.8 355.9 90.4
2006 1066.3 18.6 698.3 196.2
2007 1042.9 9.0 683.0 97.8
2008 727,7 19.1 476.6 69.8
2009 1176,7 26.6 770,0 161,7
[6, С. 636: 7, С. 634 п собственные расчеты автора]
Тренд финансовых результатов торговой деятельности
16С-0
1400
1200
а
1<КЮ
гоо
600
400
2<ГС
2009
2003 2004
2001 2002
2000
Годы
■Ряд!
- Э гаи: ней анальная ^Ряа1|
эмпирические данные; тренд
Рис. 2. Динамика и колеблемость сальдированшго финансового результата
торговой деятельности
своих целей изучение экономического эффекта и эффективности в дифференциации по основным типам и организациям, занимающимся торговой деятельностью. Различия показателей экономического эффекта по основным типам организаций торговли показаны втабл7.
Валовая прибыль всей торговли сз'-щественно выросла, причем, наиболее быстро в розничной торговле (в 2,9 раза) и в торговле автотранспортными средствами (в 2,3 раза). В оптовой торговле она серьезно отстала: ее рост составил всего 1,8 раза. Однако, и в рознице и в торговле автотранспортными средствами расходы сильно обогнали прибыль (разрыв составил соответственно 0,4
пункта и 0,7 пункта). В оптовой торговле разрыв не превысил 0,1 пункта.
5. Оценки уровня эффективности торговли
Уровень эффективности торговой деятельности характеризуется ее рентабельностью (англ -Аергой^аЫШз'). Это относительная величина и ее особенностью можно считать то, что она отражается не одним показателем, а целым комплексом. Ведущим показателем рентабельности торговых организаций является соотношение между ве-личиной сальдированного финансового результата от продажи товаров и себестоимостью проданных товаров с учетом коммерческих и зшравленчес-ких расходов. В том случае, если саль-
№3, 2012 114
Таблица 6. Формирование финансового результата торговой деятельности в 2006 - 2009 гг.
По всем видам торгово-жономиче-ской деятельности Годы
2006 2007 2008 2009
Млрд. руб.
Выручка (нетто) от продажи товаров 10851,2 13309,1 16351,4 16151,8
Себестоимость проданных товаров 8121,8 10316,7 12416,2 12651,6
Валовая прибыль 2729,4 2992,4 3935,2 3500,2
коммерческие и управленческие расходы 1732,7 1917,5 2346,9 2430,7
чистая прибыль от продажи товаров 996,7 1075,0 1588,3 1069,5
Сальдо прочих доходов и расходов 69,5 -32,1 -860,6 107,1
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) 1066,3 1042,9 727,7 1176,7
Финансовый результат в процентах к выручке от продажи това) >ов:
Выручка (нетто) от продажи товаров 100,0 100,0 100,0 100,0
Себестоимость проданных товаров 74,8 77,5 75,9 78,3
Валовая прибыль 25,2 22,5 24,1 21,7
Коммерческие и управленческие расходы 16,0 14,4 14,4 15,0
Прибыль (убыток) от продажи товаров 9,2 8,1 9,7 6,6
Сальдо прочих доходов и расходов 0,6 -0,2 -5,3 0,7
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) 9,8 7,8 4,5 7,3
[7, С. 634; 19; собственные расчеты автора].
Таблица 7. Экономический эффект основных типов организаций торговли в 2005 и 2009 гг.
Организации,
осуществляющие
Организации Организации торговлю автотранспортными
Показатели деятельности оптовой розничной средствами и
организаций торговли торговли торговли мотоциклами, их
техническое
обслуживание и
ремонт
2005 г. 2009 г. 2005 г. 2009 г. 2005 г. 2009 г.
Оборот, млрд. руб. 10251,7 21104,4 2659,7 5184,6 1211,7 2191,4
Валовой доход, мир д. руб. 2347,3 4356,9 406,3 1250,4 124,6 323,6
Валовая прибыль, млрд. руб. 1459,6 2672,8 223,7 654,0 76,0 173,4
в т.ч. на одного работника, тыс. руб. 644 1026 124 275 191 342
Коммерческие и управленческие расходы, 887,7 1684,1 183,3 596,4 48,6 150,2
млрд. руб.
Удельный вес прибыли в валовом доходе, % 62,2 61,3 55,1 52,3 61,0 53,6
[7, С. 526 и собственные расчеты автора].
дированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от проданных товаров, продукции (работ, услуг) отрицательный - имеет место убыточность. Кроме того, эффективность торговли характеризуется еще целым рядом относительных показателей торговой деятельности, некоторые из которых рассматриваются в нашем исследовании. К ним относятся показатели издер-жкоемкости и прибылеотдачи, производительности (эффективности) труда торговых работников и т.д.
Прежде всего возникает вопрос: насколько эффективны затраты не только
в целом, но и в разрезе ведущих отраслей торговли? По данным табл. 7, было рассчитано, что в оптовой торговле прибылеотдача в 2009 г. составляла 1,6 раза, т.е. на 100 рублей затрат в оптовой торговле получали 159 руб. прибыли (в 2005 г. ситуация была несколько лучше, поскольку на 100 руб. затрат было получено 164 руб. прибыли). В розничной торговле затрате отдача была значительно меньшей - всего 110 руб. прибыли на 100 руб. затрат, причем, это значительно меньше, чем в 2005 г. - соответственно 122 руб. прибыли на 100 руб. затрат, т.е. сокращение на 11 пунк-
тов. В торговле автотранспортными средствами резко снизилась затратоот-дача. В 2005 г этот показатель был очень близок к оптовой торговле, а в 2009 г. он сократился на 41 пункт. [7, С. 526 и собственные расчеты автора].
Производительность труда торговых работников представляет собой один из ведущих показателей эффективности торговли. В 2009 г. по сравнению с 2005 г. она существенно выросла (правда, в фактических ценах). Напомним, что за этот период цены в среднем выросли в 1,5 раза. Особенно быстро растет оборот на 1 работника оптовой торговли (в 1,8 раза), медленнее он увеличивался в розничной торговле (в 1,5 раза) и еще медленнее в организациях, занимающихся торговлей автотранспортными средствами и мотоциклами (в 1,4 раза). Соответственно и прибыль на 1 работника наиболее высокой была в оптовой торговле: она в 3,7 раза выше, чем в розничной торговле, а самой низкой - в торговле автотранспортными средствами и т.п. (в 3 раза меньше, чем в оптовой торговле). На это указывают данные табл. 8.
Эффективность торговли, или ее результативность, проявляется в форме экономической и финансовой отдачи от торговой деятельности, а ее уровень измеряется отношением финансово-экономического результата от продажи товаров к затратам (издержкам обращения) или торговым ресурсам. Однако, уровень результативности торговой деятельности характеризуется не одним, а несколькими относительными показателями. Часто их все называют рентабельностью, хотя, на наш взгляд , это не совсем верно. В следующей таблице (см. табл. 9) приводятся данные, характеризующие по отраслям торговли экономическую эффективность за несколько лет.
Наиболее высокий уровень эффективности был отмечен в организациях оптовой торговли, ниже - в организациях, осуществляющих торгов-лю автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслужи-вание и ремонт, наиболее низкий уровень - в розничной торговле. В определенной степени в этом показателе проявилось действие фактора размера организаций и предприятий. Рентабельность, хотя и снизилась против 2006 г. все же превысила уровень 2007 г. В 2008 г. обнаружился аномально высокий уровень убыточности за счет отрицательного сальдо прочих доходов и расходов. В
Экономика, Статистика и Информатика ■ №3, 2012
результате рентабельность торговли в 2008 г. была почти вдвое ниже, чем в 2007 г.
Обобщающим показателем эффективности торговой деятельности считается отношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продажи товаров и себестоимости проданных товаров с учетом коммерческих и управленческих расходов, который и можно считать основным показателем рентабельности торговли [7, С. 667].
В таблице 10 приведены данные, характеризующие рентабельность проданных товаров с 2003 по 2009 г. Как и в других показателях экономической эффективности, самый высокий уровень рентабельности отмечается в оптовой торговле, а наиболее низкий - в розничной, что обусловлено спецификой организации этих суботраслей, структурой оборота и особенностями ценообразования.
Представляется полезным постараться выявить в динамике рентабельности определенную тенденцию развития, что можно сделать как математически, так и графическим моделированием (см. рис. 3).
В изучении эффективности торговли обращает на себя внимание важный момент - достаточно значительные колебания показателя рентабельности в течении изучаемого периода. Соответствующий расчет показал, что средне-квадратичесше отклонение показателя рентабельности составило ±1,3, а выраженное в процентах к среднему уровню-13,7.
В результате общая тенденция рентабельности торговли, выраженная графически, характеризуется следующей диаграммой (см. рис. 3).
Общая тенденция рентабельности торговли, выраженная линейным трендом, указывает на снижение ее уровня. Математически это выражено уравнением прямой: у4= 10,58 - 0,1641 Однако, высокая степень отклонений от тренда (коэффициент аппроксимации Я2 = = 0,161) делает эту модель статистически ненадежной. Более точно модель, отражающая тенденции рентабельности торговли в изучаемый период, может быть выражена параболой 4-го порядка (коэффициент аппроксимации К2 = = 0,83), подтверждающей высокую колеблемость показателя рентабельности. Последний отрезок кривой указывает на тенденцию к снижению уровня эффективности торговли, что обуслов-
Таблнца 8. Показатели эффективности основных типов организаций торговли в 2005 и 2009 гг.
Организации,
осуществляющие
торговлю
Организации Организации автотранспортными
Показатели оптовой розничной средствами и
организации торговли торговли торговли мотоциклами, их
техническое
обслуживание и
ремонт
2005 г. 2009 г. 2005 г. 2009 г. 2005 г. 2009 г.
Производительность труда торговых 4526 8101 1471 2181 3049 4318
работников, тыс. руб./раб.
Затратоотдача (отношение прибыли к затратам), % 164,4 158,7 122,0 109,7 156,3 115,4
Прибыл еотдача (прибыль в % к обороту) 14,24 12,67 8,41 12,61 6,27 7,91
Изд ержко емкость (уровень издержек в % к обороту) 8,66 7,98 6,89 11,5 4,01 6,85
[7, С. 526, 699 и собственные расчеты автора].
Таблица 9. Рентабельность торговли в 2006 - 2009 гг.
Показатели рентабельности (прибыльности) Годы
2006 2007 2008 2009
Отношение сальдированного финансового результата к себестоимости, за вычетом затрат), процентов 16,7% 12,4 7,2 11,5%
Отношение валовой прибыли к выручке -прибылеотдача), % 25,2 22,5 24,1 21,7
Отношение чистой прибыли от продажи товаров к выручке), % 9,2 8,1 9,7 6,6
[7, С. 634; 19; собственные расчеты автора].
Таблица 10. Рентабельность торговли в 2003 - 2009 гг.
Рентабельность Годы
проданных товаров как
сальдированного результата 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
торговли, %
в оптовой и розничной
торговле - всего 8,9 11,3 9,7 10,1 8,8 10,8 7,1
из них:
торговля автотранспорт-
ными средствам и -0,7 4Д 4,3 5,0 5,5 4,7 1,6
мотоциклам
оптовая торговля 11,3 13,1 11,4 11,9 10,6 13,6 9,0
розничная торговля 2,9 4Д 4,7 4Д 3,0 3.3 2,2
[7, С. 641]
лен действием кризиса. Однако, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. темп прироста сальдированного финансового результата возрос в 1,7 раза, а в первом полугодии 2011 г. - снизился на 23,7%. Поэтому не исключено, что и в дальнейшем сохранится волнообразная динамика рентабельности торговли. 6. Заключение
Развитие торговли характеризуется показателями продажи (товарооборо-
та), отражающими ее размеры, структуру и темпы. Это процесс связан с удовлетворением покупательского спроса и последующим потреблением материальных и духовных благ. Однако, важным условием успешной торговой деятельности является ее эффективность. Приращение торгового капитала должно быть интенсивным, а не экстенсивным. Поэтому оценка и анализ финансово-экономических результатов пред-
№3, 2012 ■
Эмпирические данные и тренды показателя рентабельности торговли, %
-*-Ряд1
-Полиномиальная (Ряд1)
-Линейная(Ряд1)_
Рис. 3. Рентабельность торговли в 2003 - 2009 гг.
ставляет собой самостоятельную и важную задачу торгового маркетинга
Литература
1. Абрклгина М.С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности: Учеб. пос. - М.: Делю и Сервисною. -464 с.
2. Беляеве кий И.К. Коммерческая деятельность: Учеб.-метод комплекс. -М: Изд. центр ЕАОИ 200 8. - 3 44 с.
3. Берман Б.> Эванс Дж Розничная торговля: стратегический подход 8-е и$д /Пф. с англ - М.: Вильяме,2008. -1184с.
4. Гражданский Кодек Российской Федерации (ГК РФ), действующая редакция.
5. Кент Т. , Омар О. Розничная торговля. /Пф. с англ -М.: Юнити-Дана, 2007. -720 с.
6. Российский статистический ежегодник. 2005. Стат. сб. /Росстаг. -М.: 2005.-819 с.
7. Российский статистический ежегодник. 2010. Стат. сб. /Росстаг. -М.: 2010.-813 с.
8. Россия в цифрах. 2011. Крат стат. сб. /Росстат - М: 2011. - 581 с.
9. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник. / Кол. авторов, под ред. ИКБеляевского. - М: Финансы и статистика, 2003. -656 с.
10. Торговля в России. 2009. Стат. сб. / Росстат - М.: 2009. - 629 с.
11. Федеральный Закон «О налоге на добавленную стоимость» (№19921 от 6 декабря 1991 г)
12. Федфальиый Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (№ 381 -ФЗ от 28 декабря 2009).
13. ЧкалюваО.В. Торговое дало. - М.: ЭКСМО,2008. -320 с.
14. Экономика торгового предприятия. Торговое делю: Учебник/Под ред Л. А Братина. -М.:ИНФРА-М,2008. -313с.
15. Экономический анализ в торговле: Учеб. пос. / Под ред М.И.Баканова. - М.: Финансы и статистика, 2004. -400с.
16.shpargdki.rU/hcv/s/56 9877.html -Основные тенденции развития внутренней торговли.
17. bibliotekar.ru/kocbx.-l 1 -9/187.htm -Коз ффициент автономии.
18. у/у/у/, glossary.ru/cgi-bin/ <^_5сЬ2.с^?РЛСи_((о.о11у... - Коэффициенты оборачиваемости.
19. Сайт gks.ru - Финансы организаций.
20. Сайг gks.ru - Пред примематель-ство. Розничная торговля.
References
1. Abryutina M.S. Economic analysis of commodity market and commercial activity: Studies, sett. - M.: Matter and service, 2010. -464 p.
2. Beliaevskiy LP. The commercial activity: Studies, -method.complex.. -M.: Publ center (EAOI), 2008. - 344 p.
3. Bermann В., Evans J. Retail trade: strategic approach: 8-e publ. / Trans. v/iththeEngJ. -V: Vfiffiams,2008/-1184 p.
4. The Civil Code of the Prussian Federation (CK PJF), the acting version.
5. Kent ISJ.> Omar O. Retail trade. / Trans, from the Engl. -M.: Yuniti-Dana, 2007.-720p.
6. Prussian statistical yearbook. 2005. Stat. coll. /Rosstat. - M:2005. - 819 p.
7. Russian statistical yearbook. 2010. Stat. coll. /Rosstat. - M: 2010. - 813 p.
8. Russia in Figures. 2011. Short Stat. соП. /Rosstat. - M.: 2011. - 581 p.
9. Statistics of market for goods and sendees: Textbook. / Group of authors; edited I.КBeliaevskiy. - M.: Finances and statistics, 200 3. - 6 56 p.
10. Trade in the Prussia. 2009. Stat. соП. /Rosstat. -M.:2009. - 629 p.
11 Federal Lav/ «On Value Added Tax» (№ 19 921 dated December 6,19 91.).
12. Federal Lav/ «On state regulation of trade in the Russian Federation» (№ of 3 81 -FL, dated December 28,2009).
13. Chkalova O.V The business: Studies, sett. - M.: EXMO, 2008. - 320 p.
14. Economy of commercial enterprise. The business: Textbook / Edited by. L. A Bragina. - M.: INFRA-M, 2008. -313 p.
15. Economic analysis in the trade Studies, sett. / Edited by M.I.Bakanov. -M: Finances and statistics,2004. - 400 p.
16. shpargaM.m/news/569877.html -Basic trends of development domestic commerce.
17. bibliotekar.ru/kodex-11 -9/ 187.htm - Coefficient of the autonomy.
18. cfin.ru/encycl/assets_turnover. -Coefficient of the turnover of the active memberships.
19. Site of ^cs.ru - Finances of the organizations.
20. Site gks.ru - Enterprise; Retail trade.
Экономика, Статистика и Информатика
117
№3, 2012