Научная статья на тему 'Оценка развития пищевой промышленности в рыночных условиях'

Оценка развития пищевой промышленности в рыночных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефименко А.Г.

На современном этапе осуществление организациями пищевой промышленности инновационной деятельности обусловлено объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений, связанных с ориентацией данных организаций на спрос, возрастающими потребностями рынка, конкуренции, развитием науки и техники. В статье исследованы основные показатели деятельности организаций пищевой промышленности, как на внутреннем, так и внешних рынках. Предложены основные мероприятия по повышению эффективности функционирования организаций пищевой промышленности в условиях инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of the development of food industry in market conditions

At the present stage, the implementation of innovative activities by organizations of the food industry is conditioned by the objective necessity and regularities of market relations related to the orientation of these organizations on demand, the growing needs of the market, competition, the development of science and technology. The article examines the main indicators of the activity of food industry organizations, both on the domestic and foreign markets. We have proposed the main measures to improve the efficiency of functioning of food industry organizations in the context of innovative development.

Текст научной работы на тему «Оценка развития пищевой промышленности в рыночных условиях»

УДК 338.439

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

А. Г. ЕФИМЕНКО, доктор экономических наук, доцент УО «Могилевский государственный университет продовольствия»

ESTIMATION OF THE DEVELOPMENT OF FOOD INDUSTRY IN MARKET CONDITIONS

A. G. EFIMENKO, Doctor of economic sciences, Assistant professor at Mogilev State University of Food Technologies

На современном этапе осуществление организациями пищевой промышленности инновационной деятельности обусловлено объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений, связанных с ориентацией данных организаций на спрос, возрастающими потребностями рынка, конкуренции, развитием науки и техники. В статье исследованы основные показатели деятельности организаций пищевой промышленности, как на внутреннем, так и внешних рынках. Предложены основные мероприятия по повышению эффективности функционирования организаций пищевой промышленности в условиях инновационного развития.

At the present stage, the implementation of innovative activities by organizations of the food industry is conditioned by the objective necessity and regularities of market relations related to the orientation of these organizations on demand, the growing needs of the market, competition, the development of science and technology. The article examines the main indicators of the activity of food industry organizations, both on the domestic and foreign markets. We have proposed the main measures to improve the efficiency of functioning of food industry organizations in the context of innovative development.

Введение. Роль пищевой промышленности в развитии национальной экономики Республики Беларусь определяется прежде всего тем, что она обеспечивает рациональное питание населения, способствует устранению неравномерности потребления

пищевых продуктов как во времени, так и в региональном разрезе, позволяет эффективно использовать сельскохозяйственное сырье и сокращать его потери. Организации пищевой промышленности с их многочисленными специализированными производствами осуществляют различные виды деятельности.

Анализ источников. Общие стратегические направления, цели и задачи, важнейшие средства и механизмы инновационного развития определены в рамках Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. Этот путь требует от Республики Беларусь всестороннего применения достижений науки в производстве, отработки механизма их эффективного взаимодействия и создания современной, адаптированной к условиям страны инновационной системы [2].

Основными направлениями государственной инновационной политики Республики Беларусь на 2016-2020 годы должны стать: организация разработки и реализации инновационных проектов, имеющих государственное значение; инновационное развитие регионов; развитие инновационного предпринимательства; повышение эффективности управления НИС; повышение эффективности коммерциализации результатов НТД и формирование рынка НТП; развитие инновационной инфраструктуры; формирование институциональной среды, стимулирующей инновационную деятельность; создание системы технологического прогнозирования и повышение эффективности научно-технической деятельности; развитие международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности; кадровое обеспечение инновационного развития национальной экономики. Инновационный путь развития экономики республики - объективное условие обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны. В области пищевой промышленности предстоит создавать высокотехнологичные производства безотходного и ресурсосберегающего типа. В целях углубления переработки сельскохозяйственного сырья необходимо разработать новые ресурсосберегающие технологии с использованием биохимической модификации сырья, технологии производства

элитных продуктов питания, направленных на создание производств: витаминно-минеральных блоков новых видов продукции [3, 4].

С целью повышения эффективности развития АПК принята Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы. Целями Государственной программы являются повышение эффективности сельскохозяйственного производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, а также повышение их конкурентоспособности, обеспечение внутреннего рынка страны отечественной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в необходимых объемах и надлежащего качества на основе формирования рыночных механизмов хозяйствования и развития аграрного бизнеса [1].

Методы исследования. Монографический, абстрактно-логический, метод сравнения и др.

Основная часть. Наибольший удельный вес в структуре объема производства пищевых продуктов в Республике Беларусь занимает производство молочных продуктов - 26,1 %, мяса и мясопродуктов - 24,8 %, производство готовых кормов для животных - 14,1 %, производство прочих пищевых продуктов (производство хлеба и мучных кондитерских изделий, сахара, макаронных изделий и др.) - 13,1 %, производство напитков -8,3 %, переработка и консервирование рыбы и рыбных продуктов - 3,8 %, производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов - 2,9%. Незначительный удельный вес в структуре занимает производство табачных изделий - 2,7 %, производство растительных и животных масел и жиров - 2,3 %, переработка и консервирование фруктов и овощей - 1,9 %.

В перерабатывающей промышленности Республики Беларусь за 2010-2015 гг. наблюдается, наряду с сокращением количества организаций (на 38 единиц), снижение объема промышленного производства продукции (в 2011 г. по сравнению с 2010 г. темп роста составил 82,7 %; в 2015 г. по сравнению с 2014 г. - 9,5 %). В пищевой промышленности в 2015 г. среднесписочная числен-

ность работников составила 144,7 тыс. человек (15,1 % от числа работающих в промышленном секторе), что по сравнению с 2010 г. меньше на 7,1 тыс. человек (или на 4,7 %). Темп роста номинальной среднемесячной зарплаты в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составил 57,7 %, а в 2015 г. по сравнению с 2014 г. -6,5 %. Отношение среднемесячной заработной платы работников пищевой промышленности к среднемесячной заработной плате работников промышленности за исследуемый период увеличилось на 5,1 %.

Прибыль от реализации продукции и чистая прибыль имеют тенденцию к снижению (в 2011 г. по сравнению с 2010 г. темп роста прибыли от реализации продукции составил 187,8 %; в 2015 г. по сравнению с 2014г. - 5,6 %; в 2015 г. убытки составили 1432,4 млрд рублей). Рентабельность реализованной продукции и продаж в 2015 г. по сравнению с 2014 г. соответственно снизились на 1,9 и 0,2 процентных пункта [6].

Учитывая тот факт, что в Республике Беларусь производство мясомолочной продукции в общей структуре объема производства пищевых продуктов занимает свыше 50 %, следует более детально проанализировать их динамику. Молочная промышленность Республики Беларуси включает 16 молочных комбинатов, 18 молочных заводов, 16 маслосырзаводов,7 молочно-консервных заводов, 9 сырзаводов, 4 маслодельных комбината, 3 завода по производству сухого обезжиренного молока, 3 фабрики мороженого и 37 других организаций по производству молока и молочных продуктов.

На данном этапе молокоперерабатывающие организации являются экспортоориентированными. На внутреннем рынке страны потребляется около 50 % производимой молочной продукции, остальная часть продукции направляется на экспорт (цельномолочная продукция, сыры, сухие молочные продукты). Динамика производства молочной продукции в Республике Беларусь приведена в табл. 1.

Таблица 1. Производство молочной продукции по видам, тыс. тонн

Наименование 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Темп

роста, %

Цельномолоч-

ная продукция (в пересчете на молоко) 1494,8 1642,9 1778,8 1857,7 1935,5 2007,5 134,3

в т. ч. в нату-

ральном весе:

молоко обработанное жидкое 584,4 699,0 790,4 780,2 832,1 886,6 151,7

простокваша 1,3 2,3 3,1 4,4 4,6 4,2 323,1

ряженка 7,7 7,8 5,7 6,0 5,2 5,0 64,9

сливки 12,1 14,6 18,4 23,2 24,4 37,6 310,7

сметана 84,9 92,0 98,1 97,3 97,2 99,7 117,4

Нежирная мо-

лочная продукция в пересчете 94,7 90,8 99,4 91,7 94,5 119,9 126,6

на обезжирен-

ное молоко

Творог и творожные изделия 96,1 96,8 102,0 111,2 114,2 123,7 128,7

Молоко, сливки

и смеси в твер- 106,9 100,6 122,3 152,1 149,3 159,6 149,3

дых формах

Молочные консервы 114,3 124,4 125,3 109,5 99,7 91,9 80,4

Данные, приведенные в табл. 1, показывают, что в Республике Беларусь в натуральном выражении увеличилось производство цельномолочной продукции на 34,3 %, в том числе молока - на 51,7 %, простокваши - на 223,1 %, сливок - на 210,7 %, сметаны - на 17,4 %, творога и творожных изделий - на 28,7 %, нежирной молочной продукции - на 26,6 %. За исследуемый период снизилось производство ряженки на 35,1 %, молочных консервов - на 19,6 %.

Ассортимент мясной продукции включает более 1000 наименований, в том числе вареных колбас - более 180 наименований, сосисок и сарделек - 60, полукопченых, варено-копченых, сырокопченых и полусухих колбас - более 230. Кроме того, произ-

водится около 250 видов продуктов из говядины, свинины и конины в вареном, копчено-вареном, копчено-запеченном, запеченном, сыровяленом и сырокопченом виде, 70 видов продукции из шпика, около 200 ливерных, кровяных и прессованных продуктов, мясных полуфабрикатов - более 300. Выпускается около 80 наименований детских мясных консервов.

Динамика производства мяса и пищевых субпродуктов по видам в Республике Беларусь приведена в табл. 2.

Таблица 2. Производство мяса и пищевых субпродуктов в Республике Беларусь, тыс. тонн

Наименование 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Темп роста, %

Мясо и пищевые субпродукты: 745,5 830,4 906,8 998,5 947,4 1010,6 135,5

в том числе:

говядина и телятина 233,3 226,1 224,7 246,9 228, 7 256,4 109,9

свинина 234,7 249,5 272,0 296,1 248,7 241,6 102,9

мясо птицы 253,2 289,5 341,2 365,0 393,6 434,2 171,5

Колбасные изделия - всего: 316,6 289,8 296,1 291,7 288,8 264,3 83,5

из них изделия колбасные вареные, сосиски, сардельки 174,4 186,3 184,4 178,7 177,1 159,7 91,6

изделия колбасные полукопченые 18,9 19,3 19,3 19,7 18,7 16,1 85,2

изделия колбасные сыровяленые, сырокопченые 15,1 15,0 15,6 17,0 16,1 15,0 99,3

Данные, приведенные в табл. 2, показывают, что в Республике Беларусь в натуральном выражении увеличилось производство мяса и пищевых субпродуктов на 35,5 %, в том числе говядины и телятины на 9,9 %, свинины - на 2,9 %, мяса птицы - на 71,5 %. За исследуемый период снизилось производство колбасных изделий на 16,5 %, в том числе изделий колбасных полукопченых - на 14,8 %, изделий колбасных сыровяленых и сырокопченых - на 0,7 %.

Динамика производства мяса и пищевых субпродуктов по областям и г. Минску приведена в табл. 3.

Таблица 3 . Производство мяса и пищевых субпродуктов по областям и г. Минску, тыс. тонн

Наименование 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Темп роста, %

Республика Беларусь 745,5 830,4 906,8 998,5 947,0 1010,6 135,5

Области:

Брестская 135,8 151,1 163,7 181,4 173,2 190,0 139,9

Витебская 112,9 126,9 135,7 142,7 129,2 125,6 111,2

Гомельская 90,3 100,2 111,6 123,8 120,3 133,5 147,8

Гродненская 135,7 156,6 169,7 187,9 174,9 178,5 131,5

г. Минск 24,3 21,7 21,5 23,2 18,3 13,4 55,1

Минская 173,1 189,0 209,5 223,7 212,9 245,8 142,0

Могилевская 73,4 84,9 95,0 115,8 118,2 123,8 168,6

Данные, приведенные в табл. 3, показывают, что в натуральном выражении увеличилось производство мяса и пищевых субпродуктов в Брестской области на 39,9 %, в Витебской области - на 11,2 %, в Гомельской области - на 47,8 %, в Гродненской области - на 31,5 %, в Минской области - на 42 %, в Моги-левской области - на 68,6 %. За исследуемый период снизилось производство мяса и пищевых субпродуктов в г. Минск - на 44,9 %.

Одним из условий обеспечения устойчивого развития пищевой промышленности является инвестиционная и инновационная деятельность. Инновационная активность перерабатывающих организаций АПК Республики Беларусь приведена на рисунке.

Рис. Инновационная активность организаций Республики Беларусь

Темп роста инвестиций в основной капитал страны в 2015 г. по сравнению с 2011 г. увеличился в 1,98 раза в целом по промышленности и в 2,08 раза - по производству пищевых продуктов, включая напитки и табака. Однако в 2015 г. по сравнению с 2014 г. наблюдается значительное снижение инвестиций (в 1,5 раза) (табл. 4).

Таблица 4. Инвестиции в основной капитал организаций, занимающихся производством пищевых продуктов, включая напитки и табак, млрд рублей

Годы 2015 г. в

Наименование 2011 2012 2013 2014 2015 % к

2011 г.

Промышленность -всего 39832,7 53139,6 75582,8 81649 79140 198,7

в том числе произ-

водство пищевых продуктов, включая напитки и табака 4859,6 7037,2 8209,5 10280,9 10114,2 208,1

Индекс инвестиций

в основной капитал (в % к предыдущему году) 219,8 73,0 74,2 108,0 64,5 -

Несмотря на рост инвестиций в основной капитал наблюдается снижение эффективности инвестиционной деятельности АПК (табл. 5).

Таблица 5. Оценка инвестиционной деятельности организаций АПК Республики Беларусь

Наименование Годы

2000 2011 2012 2013 2014 2015 2016*

Инвестиции в основной капитал, трлн рублей 1,8 98, 7 154 ,4 209 ,6 225,3 207,2 18,7

Инвестиции в основной капитал АПК, трлн рублей 0,12 11,8 22,9 27,3 20,5 20,8 1,7

ВВП Республики Беларусь, трлн рублей 9,1 307,2 547,6 670,7 805,8 899,1 94,3

ВВП АПК, трлн рублей 1,1 24,6 44,5 45,7 58,8 56,5 6,5

Коэффициент эффективности инвестиционной деятельности АПК 9,2 2,1 1,9 1,7 2,9 2,7 3,8

*Данные за 2016 г. приведены с учетом деноминации.

Данные табл. 5 свидетельствуют о росте объема инвестиций в основной капитал АПК в 2016 г. по сравнению с 2000 г. на 41,6 %, коэффициент эффективности инвестиционной деятельности АПК за данный период снизился на 5,4. Таким образом, объем инвестиций в основной капитал значительно превышает рост объемов производства продукции АПК, что свидетельствует о снижении их окупаемости.

Одним из основных факторов, влияющих на устойчивое развитие пищевой промышленности, является внешнеэкономическая деятельность. Учитывая, что в Республике Беларусь производство пищевых продуктов превышает потребности внутреннего рынка, в современных условиях актуализируется проблема экспортной направленности организаций пищевой промышленности.

Географическая направленность экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия Беларуси на данном этапе расширяется. На долю государств-членов ЕАЭС приходится более половины товарооборота, при этом основным потребителем является Россия. В 2014 г. в Россию было поставлено 83 % от общего объема экспорта продукции, в Казахстан - до 4 %. На современном этапе важной задачей является наращивание экспортного потенциала для самообеспечения организаций пище-

вой промышленности валютными ресурсами на закупку недостающих сырья, материалов, тары, оборудования и новых технологий, которые не производятся в республике, а также создание импортозамещающих производств [5, 8].

Внешнеэкономическая деятельность организаций промышленности Республики Беларусь по видам экономической деятельности приведена в табл. 6.

Таблица 6. Динамика внешнеэкономической деятельности организаций промышленности, млн. долларов США

Наименование Экспорт Импорт

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Обрабатывающая промышленность 22021,2 20004,0 17446,7 12545,8 20840,7 17308,2 15044,2 11780,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 3880,0 4402,6 4175,7 2903,9 2132,8 2029,5 2103,3 1365,4

Удельный вес пищевых продуктов в структуре обрабатывающей про-мышленно-сти, % 17,6 22,0 23,9 23,1 10,2 11,7 13,9 11,5

Анализ данных, приведенных в табл. 5, показывает, что в 2015 г. удельный вес экспорта пищевых продуктов в общей структуре обрабатывающей промышленности Республики Беларусь составил 23,1 %, что по сравнению с 2012 г. выше на 5,5 п. п. В 2015 г. экспорт пищевых продуктов составил 2903,9 млн долларов США, что по сравнению с 2012 г. ниже на 25,2 %. При этом в 2015 г. по сравнению с 2012 г. наблюдается рост удельного веса импорта пищевых продуктов в структуре

обрабатывающей промышленности - на 1,3 %. В 2015 г. импорт пищевых продуктов составил 1365,4 млн долларов США, что по сравнению с 2012 г. ниже на 767,4 млн долларов США.

Заключение. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что за исследуемый период в целом в пищевой промышленности Республики Беларусь увеличился объем промышленного производства (в том числе отгруженной инновационной продукции). Развитие пищевой промышленности позволяет удовлетворить потребности населения в основных продуктах питания и увеличить их экспорт. Выделены основные направления развития пищевой промышленности: разработка механизма, обеспечивающего эффективное взаимодействие рыночных институтов и хозяйствующих субъектов в рыночных условиях, разработка рыночного механизма формирования рыночной инфраструктуры, оптимизация материальных, финансовых и информационных потоков. В условиях инновационного развития приоритетным направлением пищевой промышленности является производство конкурентоспособной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке, улучшение качества жизни населения.

Список литературы

1. Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 гг: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, № 196 от 11.03. 2016г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://msh.gov.by/ru/. - Дата доступа:11. 10.2017.

2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь; редкол.: Я. М. Александрович [и др.]. - 2015. - № 4. - С.6 - 99.

3. Об утверждении Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг.: Указ Президента Республики Беларусь, 31.01.2017 г., № 31 // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.02.2017, 1/16888.

4. Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016-2020 гг. // Постановление Совета Министров Республики Беларусь 05.04.2016 г., № 274.

5. Продовольственная безопасность Республики Беларусь в условиях функционирования Евразийского экономического союза. Мониторинг -

2015. — В 2 ч. Ч.2. / В. Г. Гусаков [и др.]; под ред. З. М. Ильиной. - Минск: Ин-т системных исслед. в АПК НАН Беларуси, 2016. - 141 с.

6. Промышленность Республики Беларусь. Статистический сборник. / Нац. Стат. Комитет Республики Беларусь. - Минск, 2017. - 214 с.

7. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учеб, пособие / Г. В. Савицкая. - 9-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2012. - 698 с.

8. Формирование конкурентной среды на аграрном рынке стран Таможенного союза и Единого экономического пространства / З. М. Ильина [и др.]. - Минск: Ин-т системных исслед. в АПК НАН Беларуси, 2014. - 167 с.

Информация об авторе

Ефименко Антонина Григорьевна - доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и организации производства Учреждения образования «Могилевский государственный университет продовольствия». Информация для контактов: тел. служ. (0222) 48-24-00, E-mail: efimen-ko_ag@mail.ru

Материал поступил в редакцию 19.12.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.