Научная статья на тему 'Анализ инновационно-инвестиционной деятельности пищевой промышленности Республики Беларусь'

Анализ инновационно-инвестиционной деятельности пищевой промышленности Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
509
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старовыборная Светлана Петровна

В статье проводится анализ статистических данных основных показателей развития пищевой промышленности Республики Беларусь, а также развития инновационно-инвестиционной деятельности в исследуемой сфере. Рассматривается инвестиционная привлекательность предприятий пищевой отрасли, в том числе и для иностранных инвесторов, раскрывается содержание основных групп инноваций, а также основных источников финансирования инновационной деятельности по видам собственности и уровню управления. Проведённый анализ позволил выявить тенденции развития отрасли, приоритетные задачи и направления, которые способствуют повышению эффективности производства и улучшению инновационноинвестиционного климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INNOVATION-INVESTMENT ACTIVITY OF FOOD INDUSTRY IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The article analyzes statistics data of the basic indicators of development of food industry of the Republic of Belarus, as well as the development of innovative and investment activity in the examined area. We have examined the investment attractiveness of the food industry enterprises, especially for foreign investors, and shown the contents of the main groups of innovations, as well as the main sources of financing of innovative activity by type of property and the level of management. The analysis revealed the industry development trends, priorities and directions that increase efficiency of production and improve innovation and investment climate.

Текст научной работы на тему «Анализ инновационно-инвестиционной деятельности пищевой промышленности Республики Беларусь»

УДК 001.76:351.82(476)

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

С. П. СТАРОВЫБОРНАЯ, старший преподаватель УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

ANALYSIS OF INNOVATION-INVESTMENT ACTIVITY OF FOOD INDUSTRY IN THE REPUBLIC OF BELARUS

S. P. STAROVYBORNAIA, senior lecturer at Belarusian state agricultural academy

В статье проводится анализ статистических данных основных показателей развития пищевой промышленности Республики Беларусь, а также развития инновационно-инвестиционной деятельности в исследуемой сфере. Рассматривается инвестиционная привлекательность предприятий пищевой отрасли, в том числе и для иностранных инвесторов, раскрывается содержание основных групп инноваций, а также основных источников финансирования инновационной деятельности по видам собственности и уровню управления. Проведённый анализ позволил выявить тенденции развития отрасли, приоритетные задачи и направления, которые способствуют повышению эффективности производства и улучшению инновационно-инвестиционного климата.

The article analyzes statistics data of the basic indicators of development offood industry of the Republic of Belarus, as well as the development of innovative and investment activity in the examined area. We have examined the investment attractiveness of the food industry enterprises, especially for foreign investors, and shown the contents of the main groups of innovations, as well as the main sources of financing of innovative activity by type of property and the level of management. The analysis revealed the industry development trends, priorities and directions that increase efficiency of production and improve innovation and investment climate.

Введение. Пищевая промышленность является социально значимой отраслью, производящей продукты питания. Следует

отметить, что белорусская продукция известна за рубежом во многом благодаря пищевой промышленности: молочным, мясным, кондитерским брендам, которые завоевали потребительские предпочтения благодаря натуральности, вкусовым качествам и конкурентной цене. За последние годы Беларусь получила статус одного ведущих экспортеров продовольствия.

Поддержка агропромышленного комплекса, в частности пищевой промышленности, является одним из наиболее приоритетных и стратегических направлений развития страны. Обеспечивая высокую конкурентоспособность предприятиям пищевой промышленности, государство поддерживает необходимый уровень продовольственной безопасности на внутреннем рынке, а также имеет возможность экспортировать часть произведенной продукции на внешние рынки. В настоящее время отмечается тенденция к увеличению спроса и цен на продовольствие на мировом рынке, что вызывает необходимость создавать благоприятные условия для инновационного развития и увеличения производственных мощностей отечественных предприятий пищевой отрасли [5].

Анализ источников. Теоретическими основами исследования послужили работы экономистов-аграрников, опубликованные как в белорусских, так и в иностранных научных изданиях, а также материалы конференций, электронные ресурсы, статистические данные.

Методы исследования. В ходе исследований использовались методы: монографический, абстрактно-логический, системного подхода, сравнительного анализа.

Основная часть. Пищевая промышленность является одной из самых перспективных и быстроразвивающейся отраслей промышленности. В Республике Беларусь она занимает третье место после машиностроения и топливной промышленности по объему выпущенной продукции в общем объеме промышленного производства. Ее удельный вес, по состоянию на 2014 г., составляет 23,7 %, что выше уровня 2009 г. на 3,4 п.п. (табл. 1) [4]. Сегодня производители должны выпускать обширный ассортимент товаров и создавать новые продукты, учитывая все возрас-

тающие запросы потребителей. Чтобы выжить на мировом рынке необходимо развивать производство и сокращать затраты за счет повышения эффективности бизнеса.

Из приведённых данных табл. 1 видим, что пищевая промышленность Республики Беларусь развивается достаточно успешно. Ежегодный прирост объёмов производства привёл к увеличению рентабельность продаж на 3,2 п.п., уровень которой, по состоянию на 2014 г., составил 8,0 %. При этом число организаций и среднесписочная численность работников изменилась незначительно, что свидетельствует о росте эффективности производства.

Таблица 1. Основные показатели развития пищевой промышленности Республики Беларусь

Годы 2014 г.

Показатели 2009 2010 2011 2012 2013 2014 к 2009 г., ±

Рентабельность продаж, % 4,8 7,3 11,8 8,1 8,5 8,0 +3,2

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млрд. рублей 1340,8 2565,8 7386,4 9343,4 12389,9 13438,1 +12097,3

Число организаций, ед. 805 815 807 805 807 807 +2

Объём промышленного производства, млрд. рублей 26297 33558 61344 113705 135768 159763 +133466

Удельный вес вида экономической деятельности в общем объёме промышленного производства, % 20,3 20,1 17,6 18,5 22,4 23,7 +3,4

Среднесписочная численность работни- 149,4 151,8 151,7 150,9 150,5 149,9 +0,5

ков, тыс. человек

Номинальная начис-

ленная среднемесячная заработная плата работника, тыс. рублей 997,6 1259,7 1986,5 3871,1 5542,5 6521,1 +5523,5

В настоящее время республика занимает первое место среди стран СНГ по производству в расчете на душу населения основных видов сельскохозяйственной продукции. По производству мяса Республика Беларусь сравнялась с Германией, по молоку -примерно вдвое превышает основные развитые в аграрном отношении страны Европы и США. Таким образом, при сохранении имеющийся тенденции и решении определённых проблем, можно строить уверенные прогнозы касательно поддержания и развития пищевой промышленности в Республике Беларусь [1].

Рассмотрим в табл. 2 динамику объёмов производства и экспорта отдельных видов промышленной продукции за 20092014 гг. [3].

Таблица 2. Производство и экспорт отдельных видов промышленной продукции в натуральном выражении

Виды продукции 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2014г. к 2009г., %

Мясо и пищевые субпродукты, тыс. тонн 699,2 745,5 830,4 906,8 998,5 947,0 135,4

в т.ч. на экспорт 149,5 204,9 229,7 280,1 307,8 255,4 170,8

Колбасные изделия, тыс. тонн 295,1 316,6 289,8 296,1 291,7 290,0 98,3

в т.ч. на экспорт 23,1 26,2 32,5 70,5 69,7 48,3 209,1

Масло сливочное, тыс. тонн 116,1 98,6 104,3 112,9 99,2 106,7 91,9

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тыс. тонн 1 306 1 495 1 643 1 779 1 858 1 936 150,5

Сыры, тыс. тонн 134,1 146,1 141,9 147,8 134,3 168,4 125,6

Маргарин и аналогичные пищевые жиры, тыс. тонн 17,0 19,5 22,4 17,4 14,6 18,5 108,8

в т.ч. на экспорт молоко и молочная продукция, тыс. тонн 525,4 604,3 645,0 862,5 926,4 961,1 182,9

Растительные масла, тыс. тонн 127,0 160,8 181,7 189,0 257,2 275,7 217,1

Шоколад, кондитерские изделия из шоколада и сахара, тыс. тонн 70,8 73,1 71,5 69,2 62,8 61,9 87,4

Безалкогольные напитки, млн. декалитров 32,2 39,0 46,1 43,3 47,9 48,2 149,7

Напитки алкогольные дистиллированные, млн. декалитров 14,7 15,2 18,1 19,6 16,8 14,7 100,0

Пиво, млн. декалитров 33,7 39,9 47,2 43,0 42,3 43,3 128,5

Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что наиболее привлекательной с точки зрения экспорта является мясомолочная отрасль. Внедрение передовых технологий, ориентированных на высокую степень обработки продукции сельского хозяйства, положительно отражается на структуре экспорта. Так, за 2009-2014 гг., экспорт мяса и субпродуктов расширился на 70,8 %, колбасных изделий - на 109,1 %, а молочной продукции - на 82,9 %. Главным партнером для Беларуси является Россия, а экспорт из Беларуси в другие страны СНГ незначителен.

Из табл. 2 также видно, что за последние годы пищевая промышленность республики претерпевала в различные годы как прирост производства, так и его снижение. Следует отметить, что в целом представленная динамика показывает наращивание объёмов производства почти по всем видам продукции, причём значительное, за исключением выпуска колбасных изделий -сокращение на 1,7 % (вследствие изменения предпочтений потребителей), масла сливочного - на 8,1 % и шоколадных изделий - на 12,6 % (по причине присутствия на рынке более дешёвой конкурентной продукции).

Важнейшей предпосылкой осуществления экономических преобразований в пищевой промышленности, как и любой сфере народного хозяйства, являются инвестиции, которые способны обеспечить вложения в развитие и совершенствование производства, социальную сферу, кадровый потенциал. Без инвестиций невозможно реализовать задачи по структурной перестройке отрасли, повышения технико-экономического уровня и конкурентоспособности отечественного производства.

Беларусь сегодня - страна, открытая для иностранных инвестиций, создающая благоприятные условия для эффективного ведения бизнеса. Республика занимает выгодное экономико-географическое и геополитическое положение, здесь благоприятные природно-климатические условия, создан высокий научно-технический, промышленный и экспортный потенциал, имеются высококвалифицированные и сравнительно недорогие трудовые ресурсы [5].

Рассмотрим в табл. 3 основные показатели инвестирования в пищевую промышленность Республики Беларусь за 20092014 гг. [2, 6].

Таблица 3. Основные показатели инвестирования пищевой промышленности Республики Беларусь

Показатели Годы 2014г. к 2009 г., %, ±п.п.

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей (в фактически действующих ценах) 1746,6 1992,1 4859,6 7037,2 8209,5 10349,4 592,5

В % к итогу 13,3 12,2 12,2 13,2 10,9 12,6 -0,7

Индекс инвестиций в основной капитал, в % к предыдущему году (сопоставимые цены) 94,4 103,4 161,4 81,7 98,2 112,3 +17,9

Поступление иностранных инвестиций в реальный сектор экономики, млн. долл. США 134,2 123,5 206,7 138,5 219,8 353,1 263,1

Поступление прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики, млн. долл. США 80,4 38,1 138,1 115,4 120,1 209,8 261,0

Чистое поступление иностранных инвестиций, млн. долл. США 39,1 23,1 122,7 58,2 115,8 164,6 421,0

Чистое поступление прямых иностранных инвестиций, млн. долл. США 51,0 5,3 86,4 66,5 59,1 134,9 264,5

Удельный вес прямых иностранных инвестиций, % 59,9 18,7 66,8 83,3 54,6 59,4 -0,5

Удельный вес чистых прямых иностранных инвестиций, % 38,0 4,3 70,4 114,3 51,0 46,6 +8,6

По данным табл. 3 видим, что рост инвестиций в основной капитал в фактический действующих ценах к 2014 г., по сравнению с 2009, возрос в 5,93 раза, но, следует отметить, что доля их составила 12,2 %, а это ниже уровня 2009 г. на 1,1 п.п. К 2014 г. наблюдается рост индекса инвестиций в основной капитал (на 17,2 п.п.). Это обусловлено тем, что в 2012-2013 гг. с целью макроэкономической стабилизации белорусские власти были вынуждены сократить кредитование госпрограмм. Таким образом, внутренние источники финансирования инвестиционной активности оказались ограничены.

Как показывает практика, пищевая промышленность Беларуси привлекательна для иностранных инвесторов. Анализируя поступление иностранных инвестиций, отметим, что их размер в целом возрос в 2,63 раза, а их чистое поступление - в 4,21 раза. Наблюдается и увеличение прямых иностранных инвестиций (в 2,65 раза), а ведь это важнейший фактор активизации экономического реформирования в пищевой промышленности. Их преимущество перед другими формами очевидно: приток новых технологий, выпуск высококачественной продукции, стимулирование конкуренции на внутреннем и внешних рынках, распространение передового опыта в менеджменте, маркетинге, развитии кадров и т. д.

С аналитической точки зрения, важную роль играет также динамика удельного веса прямых и чистых иностранных инвестиций в общей структуре привлеченных в реальный сектор иностранных инвестиций. По состоянию на 2014 г. их доля значительна и составляет 59,4 и 46,6 % соответственно. Значит, и в дальнейшем необходимо усиливать меры по либерализации экономики с целью улучшения делового и инвестиционного климата, а также более активно привлекать ведущие мировые транснациональные корпорации к работе на внутреннем рынке Беларуси (в том числе за счет предоставления налоговых и других льгот).

В последнее время большая доля различного рода инвестиций направляется на развитие инновационного сектора. Инновационные процессы являются стратегическим

направлением, способным обеспечить продовольственную безопасность Беларуси, повысить конкурентоспособность продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках, улучшить качество иувеличить экономический потенциал пищевой промышленности страны.

Рассмотрим в табл. 4 основные показатели инновационного развития пищевой промышленности Республики Беларусь за 2011-2014 гг. [2].

Таблица 4. Основные показатели инновационного развития пищевой промышленности в Республике Беларусь

Годы 2014 г. к 2011 г., ±п.п.

Показатели 2011 2012 2013 2014

млрд. рублей, ед. % млрд. рублей, ед. % млрд. рублей ед. % млрд. рублей, ед. %

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Число органи-

зации осу-

ществляющих

затраты на ин-

новации, ед.:

технологические 63 81,8 73 82 53 58,2 60 63,8 -18

организационные 17 22,1 9 10,1 14 15,4 7 7,5 -14,6

маркетинговые 27 35,1 23 25,8 24 26,4 27 28,7 -6,4

Затраты на

технологиче-

ские иннова- 251,65 95,5 239,97 88 566,76 97,8 574,72 98,1 2,6

ции, млрд.

рублей

Затраты на ор-

ганизацион-

ные иннова- 7,68 2,9 23,69 8,7 1,08 0,2 0,25 0,1 -2,8

ции, млрд.

рублей

Затраты на

маркетинговые иннова- 4,06 1,5 8,91 3,3 11,49 2 10,75 1,8 0,3

ции, млрд.

рублей

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Затраты на технологические инновации всего, млрд. рублей: 251,65 100 239,97 100 566,76 100 574,72 100 -

в т.ч. за счёт средств:

собственных, 121 ,52 48,3 116 ,03 48,4 201 ,11 35,5 139,58 24,3 -24

республиканского бюджета, 2,01 0,8 12,21 5,1 6,4 1,1 3 0,5 -0,3

местного бюджета, 0,1 0,1 0,14 0,1 6,32 1,1 48,9 8,5 8,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кредитов и займов, 112,23 44,6 108,19 45 352,93 62,3 381,2 66,3 21,7

иностранных инвесторов. 15,79 6,3 3,39 1,4 - - 0,92 0,2 -6,1

Объём отгруженной продукции, млрд. рублей, всего: 47870,31 100 87391,07 100 104457,99 100 119818,11 100 -

из неё инновационной, всего 2241,93 4,7 6388,38 7,3 5698,08 5,5 5748,94 4,8 0,1

на внутренний рынок, 1635,96 3,4 4695,84 5,4 4396,52 4,2 4163,23 3,5 0,1

за пределы Республики Беларусь 605,96 1,3 1692,54 1,9 1301,56 1,3 1585,71 1,3 0

в страны СНГ 406,76 0,8 1510,66 1,7 1204,12 1,2 1484,48 1,2 0,4

из неё в Россию 394,34 0,8 1367,07 1,6 1120,13 1,1 1445,72 1,2 0,4

По данным табл. 4 видим, что большая часть инновационно-активных предприятий связаны с технологическими инновациями. Их доля составила 63,8 % по состоянию на 2014 г. Значителен также удельный вес организаций, осуществляющих маркетинговые исследования - 28,7 %, что является характерной чертой для пищевой промышленности. Но следует отметить негативную тенденцию сокращения числа инновационно-активных предприятий пищевой

промышленности, причём по всем направлениям, а в особенности - осуществляющих технологические инновации(на 18 единиц или 18,0 п.п.), что является одним из следствий недостаточности денежных средств.

Анализируя виды затрат на инновации, следует отметить, что наибольший удельный вес занимают технологические - 98,1 % в 2014 г., причём данный показатель выше уровня 2011 г. на 2,6 п.п. Расширились и размеры маркетинговых инноваций (на 0,3 п.п.).

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в пищевой промышленности большое внимание уделяется наличию современных производственных мощностей, их своевременному обновлению, а также использованию конкурентоспособных технологий производства, ориентированных на снижение себестоимости посредством ресурсосбережения, изучению быстро меняющихся потребностей рынка.

Объем затрат на технологические инновации определялся условиями финансирования инновационной деятельности организаций пищевой промышленности.

Удельный вес собственных средств организаций, являющихся основным источником финансирования затрат на технологические инновации, по состоянию на 2014 г. составил 35,5 %, а это меньше на 24,0 п.п. аналогичного показателя 2011 г. И хотя в 2014 г. наблюдается рост доли финансирования за счет средств местного бюджета (на 8,4 п.п.), финансирование иностранных инвесторов незначительно (0,2 %). В условиях недостаточного финансирования из вышеперечисленных источников, для обеспечения дальнейшего своего инновационного развития организации пищевой промышленности были вынуждены использовать кредиты и займы, доля которых в 2014 г. являлась преобладающей и составила 66,3 % от общей суммы затрат на технологические инновации (табл. 4).

Одним из важнейших показателей является объем отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) организациями пищевой промышленности. Этот показатель в 2014 г. составил 5748,94 млрд. рублей, но это только 4,8 % от общего объёма. В

целом, в 2014 г., в пищевой промышленности инновационной продукции на экспорт идёт только 1,3 %, при этом большая её часть (1,2 %) направляется в Россию. Доля внутреннего рынка составила 3,5 %, что выше уровня 2011 г. на 0,1 п.п.

Всё это тормозит наращивание экспортного потенциала для самообеспечения предприятий отрасли валютными ресурсами. Во многом это связано с тем фактом, что инновационно-активные предприятия Республики в основном занимаются такими видами новаторской деятельности, как приобретение машин и оборудования. Масштабы реализации в пищевой промышленности республики продуктовых и процессных инноваций пока невелики.

Заключение. Вследствие проведённых исследований выявлена социальная значимость пищевой промышленности, положительная динамика эффективности её развития, значительное расширение производства и экспорта продукции мясомолочной отрасли, выпуска растительных масел, пива и безалкогольных напитков.

Также следует подчеркнуть, что инновационная деятельность предприятий пищевой промышленности находится в стадии развития. Это связано с тем, что основные затраты на инновации осуществляются в основном за счёт кредитов и займов, а также собственных средств. При этом доля иностранных инвесторов невелика, что требует развивать вовлечение более широкого круга субъектов хозяйствования с большим спектром инноваций за счет различных источников, активизировать механизмы государственной поддержки.

Отметим также, что необходимо расширять долю выпуска инновационной продукции, а также стремиться к исследованию и охвату новых рынков сбыта, причём не только в России, но и в других странах ближнего, а в особенности, дальнего зарубежья. Это возможно лишь при создании конкурентоспособной промышленной продукции экспортной ориентации и высокой рентабельности, которая, к тому же помогла бы снизить зависимость страны от нефтяного фактора.

Список литературы

1. Ильина, З. М. Продовольственный рынок Беларуси в условиях развития международных интеграционных процессов / З. М. Ильина, С. А. Кондратенко, С. Б. Бубен // Весщ Нацыянальнай акадэми навук Беларусг Сер. аграрных навук. - 2014. - № 2. - С. 39-52.

2.Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь, 2015[Текст]: стат. сб. / Нацстаткомитет РБ. - Минск, 2015. - С. 61 - 99.

3.Национальный статистический комитет [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. Дата доступа: 02.04.2016

4. Промышленность в Республике Беларусь, 2015[Текст]: стат. сб. / Нацстаткомитет РБ. - Минск, 2015. - С. 104 - 112.

5. Солодуха, М. В.Состояние и перспективы развития пищевой промышленности Республики Беларусь / М. В. Солодуха // Экономика и менеджмент XXI века: современные методы, формы, технологии: сб. науч. ст. в 2 ч. Ч. 2/Учреждение образования «Гродненский гос. ун-т им. Я. Купалы»; редкол.: Ли Чон Ку [и др.] - Гродно : ГрГУ, 2011 . - С.84-88

6. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2015 [Текст]: стат. сб./ Нацстаткомитет РБ. - Минск, 2015. - С. 436 - 443.

Информация об авторе

Старовыборная Светлана Петровна - старший преподаватель кафедры математического моделирования экономических систем АПК экономического факультета учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (моб.) 8(029) 321-09-28. E-mail: syzzi@mail.ru

Материал поступил в редакцию 25.04.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.