Научная статья на тему 'Принятие решений с целью повышения конкурентоспособности продукции организации перерабатывающей промышленности'

Принятие решений с целью повышения конкурентоспособности продукции организации перерабатывающей промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шафранский И.Н.

В статье рассматривается методика планирования программы развития организации перерабатывающей промышленности, позволяющую обосновать исходную информацию экономико-матема-тической задачи и перспективный объем и ассортимент выпуска продукции. Предлагаемая методика позволяет принимать более адекватные управленческие решения в конкретных условиях хозяйствования и разработать мероприятия с целью повышения экономической эффективности производства и получения конкурентоспособной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Decision-making in order to increase competitiveness of produce of processing industry organization

The article examines methods of planning the program of development of processing industry organization, which helps to base initial information of economic-mathematical problem and future volume and range of output. The proposed method helps to make more adequate management decisions in specific economic conditions and develop measures to improve the economic efficiency of production and to obtain competitive products.

Текст научной работы на тему «Принятие решений с целью повышения конкурентоспособности продукции организации перерабатывающей промышленности»

УДК 338.43:664.9

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

И. Н. ШАФРАНСКИЙ, магистр, аспирант, УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

DECISION-MAKING IN ORDER TO INCREASE COMPETITIVENESS OF PRODUCE OF PROCESSING INDUSTRY ORGANIZATION

I. N. SHAFRANSKII, Master of Economic Sciences, a graduate student Belarusian State Agricultural Academy

В статье рассматривается методика планирования программы развития организации перерабатывающей промышленности, позволяющую обосновать исходную информацию экономико-математической задачи и перспективный объем и ассортимент выпуска продукции. Предлагаемая методика позволяет принимать более адекватные управленческие решения в конкретных условиях хозяйствования и разработать мероприятия с целью повышения экономической эффективности производства и получения конкурентоспособной продукции.

The article examines methods of planning the program of development of processing industry organization, which helps to base initial information of economic-mathematical problem and future volume and range of output. The proposed method helps to make more adequate management decisions in specific economic conditions and develop measures to improve the economic efficiency of production and to obtain competitive products.

Введение. Главной стратегической целью развития перерабатывающих организаций АПК должно стать достижение высокой конкурентоспособности продукции на мировых рынках [2, 3, 7]. Вышеизложенное диктует необходимость развития инновационной деятельности, оперативного реагирования на колебание

внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на экономику предприятий, что требует совершенствования методов планирования и управления на базе использования компьютерного моделирования и информационных технологий [10].

Анализ источников. Требования к экономико-математической модели двояки: с одной стороны, она должна быть достаточно простой и удобной в реализации, а с другой, -адекватно описывать моделируемую систему. Обеспечить более устойчивое развитие перерабатывающего производства можно путем: изучения потребностей покупателей; оптимизации использования имеющихся ресурсов; обоснования объемов заготовки сырья, через оптимизацию сырьевой зоны перерабатывающей организации; оптимального распределения сырья по направлениям переработки; определения наилучшего варианта производства качественной продукции в ассортименте и каналов их сбыта; оптимизации использования имеющихся ресурсов, как собственных, так и покупных; модернизации и внедрения нового оборудования; управления прибыльностью от реализации конкретной продукции на базе оптимизации состава постоянных и переменных издержек предприятия; материальной заинтересованности коллектива предприятия в конечных результатах работы. Вышеизложенное должно найти отражение в ограничениях экономико-математической задачи. А так как условия работы организаций перерабатывающей промышленности отличаются своей спецификой, то детальное описание их функционирования необходимо осуществлять с помощью детерминированной модели [5, 9].

Методы исследования. В процессе исследования применялись АВС-анализ, монографический и экономико-математический методы исследования.

Основная часть. Предлагаемая модель имеет блочно-диагональную структуру матрицы, в которой каждый блок представлен этапом движения продукции. Блок заготовки и транспортировки сырья представлен ограничениями: по объемам заготовки сырья в ассортименте, транспортным издержкам, использованию мощностей складских помещений. В блок пере-

работки включаются ограничения по распределению сырья в ассортименте по каналам переработки, использованию, приращению мощностей перерабатывающих модулей и цехов с учетом технологий. Блок реализации представлен ограничениями по связям между переработкой и торговлей; по каналам реализации готовой продукции в ассортименте; по использованию, приращению мощностей сети фирменных магазинов. Связующий блок имеет ограничения: по использованию трудовых, материальных ресурсов; по формированию основных производственных фондов. В качестве целевой функции экономико-математической модели целесообразно применять показатель маржинальной прибыли.

Особенностью предлагаемой экономико-математической модели является включение в качестве неизвестных величин х7 -решение о реализации либо отклонении 7-го инвестиционного проекта, принимающее следующие значения [9]. В модель целесообразно включать ограничения по модернизации существующих и созданию новых мощностей, по ограничению объемов собственных средств, которые предлагается использовать на инвестиции, суммы предоставляемого кредита.

С целью уменьшения размерности экономико-математической задачи при обосновании исходной информации рекомендуется произвести АВС-анализ ассортимента выпускаемой продукции [1, 4, 6, 8]. Следует отметить, что методика АВС-анализа позволяет сгруппировать выпускаемую продукцию по такому критерию конкурентоспособности, как доля группы товаров в общем объеме выручки предприятия.

Предлагаемый подход был апробирован на материалах функционирования ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат». Сырьевая зона организации, в основном, представлена сельскохозяйственными предприятиями Оршанского, Дубровенского и Толочинского районов Витебской области (табл. 1).

Таблица 1. Поступление скота на ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» за 2014-2015 годы

Поставки скота в Поставки скота в Данные

Наименование района 2014 г. 2015 г. 2015 г. к

тонн % тонн % 2014 г., %

Оршанский 3943 31,9 2927 33,8 74,2

Толочинский 1314 10,6 749 8,7 57,0

Дубровенский 2566 20,8 977 11,3 38,1

Итого 7823 63,3 4653 53,8 59,5

Другие районы Витебской области 1404 11,4 832 9,6 59,3

Всего по Витебской области 9227 74,7 5485 63,4 59,4

Другие области 928 7,5 1509 17,5 162,6

Всего государственного сырья 10155 82,2 6994 80,9 68,9

Давальческое сырье 2195 17,8 1654 19,1 75,4

Итого сырья с давальческим 12350 100,0 8648 100 70,0

Примечание. Составлено автором на основе собственных исследований.

Следует отметить снижение заготовок сырья с 2014 г. по 2015 г. с 12350 до 8648 тонн, что оказало влияние на сокращение объемов производства продукции (табл. 2).

Таблица 2. Объемы производства продукции за 2014-2015 годы

Виды продукции Годы Данные 2015 г. к 2014 г.

2014 2015 ± %

Выработка мяса и субпродуктов, тонн 6729 4493 -2237 66,8

Сухие корма, тонн 329 285 -43 86,8

Жиры пищевые, тонн 294 206 -88 70,0

Всего колбасные изделия, тонн 2100 1904 -196 90,7

в т.ч. колбасы вареные 874 853 -21 97,6

сосиски и сардельки 290 264 -26 90,9

колбасы полукопченые 84 40 -44 47,9

колбасы варено-копченые 67 113 46 169,5

Копчености 193 169 -24 87,3

колбасы нефондовые 591 465 -126 78,6

Колбасы сырокопченые, тонн 84 68 -16 81,0

Полуфабрикаты, тонн 1221,7 477,9 -743,9 39,1

Консервы для взрослых, туб 8434 6315 -2119 74,9

Консервы для детского питания, туб 4968 3727 -1241 75,0

За 2015 г. ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» произвело товарной продукции на сумму 362,9 млрд. рублей, темп роста производства продукции составил 81,8 % (табл. 3). Причина падения объемов - незагруженность производственных мощностей в связи с недостатком сырья.

ABC-анализ ассортимента продукции свидетельствует, что группа А содержит 39 наименований товаров (табл. 4).

Таблица 3. Показатели финансово-хозяйственной деятельности за 2014-2015 годы

Наименование показателя 2014 год 2015 год Данные 2015 г. к 2014 г., %

Объем производства продукции в действующих ценах, млн рублей 443538 362954 81,8

Остатки готовой продукции, млн рублей 30371 25862 85,2

Экспорт, тыс. USD 4538,7 2108,9 46,5

Импорт, тыс. USD 2151,2 357,4 16,6

Сальдо внешней торговли, тыс.USD 2387,5 1754,5 73,4

Выручка от реализации продукции, млн рублей 550044 478743 87,0

Прибыль (убыток) от реализации, млн рублей 26653 29907 112,2

Рентабельность продаж, % 5,14 6,2 1,06 п.п.

Чистая прибыль (убыток), млн рублей -82927 -78270

Инвестиции в основной капитал, млн рублей 106094 11201 10,6

Дебиторская задолженность, млн рублей 71209 82000 116,5

Кредиторская задолженность, млн рублей 116259 535670 136,0

Кредиты банка, млн рублей, всего 578690 326703 56,5

в т. ч. краткосрочные 270831 40198 14,8

долгосрочные 307837 286505 93,1

Среднесписочная численность работников, человек 1029 992 96,5

Среднемесячная заработная плата, тыс. рублей 5088,7 5267,2 103,5

Выручка от реализации на 1 работника, тыс. рублей 529,2 482,6 91,2

Таблица 4. АВС-анализ ассортимента продукции ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»

№ Продукция Выручка, тыс. рублей Доля, % Накопительный итог, %

Группа А

1 «Ливерная печеночная» мясная 364484,798 14,67 14,67

2 «Щучинская кровяная» 129789,181 5,22 19,90

3 «Хуторская вкусная» из мяса птицы, вареная, б/с 127841,693 5,15 25,04

4 «Советская» вареная, мясная, в/с 99683,78 4,01 29,05

5 «Зельц вкусный» мясной, в/с 87648,604 3,53 32,58

6 «Докторская» вареная, мясная, в/с 68023,745 2,74 35,32

38 Паштет «Раница» 16698,487 0,67 78,97

39 «Кумпячок дворянский» копчено-вареный 15827,997 0,64 79,61

Группа В

1 Буженина «Дворянская» копчено-вареная 15094,54 0,61 80,22

2 «Праздничная новая» полукопченая, 2/с 14897,94 0,60 80,82

3 «Пикантные колбаски» варено-копченая салями, 2/с 14824,47 0,60 81,41

4 Сосиски «Оршанские» мясные, 1/с 14719,13 0,59 82,01

5 Сосиски «Молочные» мясные, в/с 14657,37 0,59 82,60

45 «Купеческая новая» полукопченая, 2/с 3462,32 0,14 94,81

46 Сосиски «Испанские» мясорастительные 3460,1 0,14 94,95

Группа С

1 Салями «Московия» варено-копченая, 1/с 3315,65 0,13 95,08

2 «Краковская» полукопченая, в/с 3210,65 0,13 95,21

3 Орех «Смачный белорусский» копчено-вареный 3194,445 0,13 95,34

134 Колбаски «Мясной хворост» сырокопченые полусухие, 1/с 0,9 0,00 100,00

135 Ковалочек «Венский» сырокопченый (вакуумная упаковка) 0,72 0,00 100,00

Это составляет около 17,7 % от общего количества номенклатурных позиций исследуемого ассортиментного ряда, а доля выручки (по себестоимости) на данную группу равна 79,6 % в общем объеме продаж («Ливерная печеночная», «Щучинская кровяная», «Хуторская вкусная», «Советская» и т.д.).

В группу В вошли 46 наименований, что составляет 20,9 % от общего количества единиц номенклатуры, обеспечивающие 15,3 % от общего объема продаж (буженина «Дворянская», «Праздничная новая», «Пикантные колбаски» салями варено-копченные и т.д.).

Группа С состоит из 135 наименований, которые обеспечивают 5,0 % от объёма реализации (салями «Московия» варено-копченная (0,1 %), «Краковская» полукопченная (0,1 %), орех «Смачный белорусский» и т. д.).

На основании проведенного АВС-анализа можно сформулировать следующие предложения по оптимизации исследуемой номенклатурной группы: с целью увеличения объемов продаж рекомендуется поиск новых заказчиков для товаров, находящихся в группе В; рост производства товаров, находящихся в группе А, не под заказ, а с целью формирования определенного резерва на складе с целью удовлетворения потребностей покупателей в этих товарах в максимально короткие сроки; производство товаров, состоящих в группе С, организовать исключительно под заказ, чтобы избежать неоправданного накопления остатков продукции на складах.

В 2015 г. предприятием получена прибыль от реализации продукции в размере 29,9 млрд. рублей. Рентабельность продаж составила 6,2 %. Наибольшую прибыль от реализации готовой продукции приносит производство и реализация консервов для детского питания (25454 млн рублей за 2015 г.) и производство и реализация консервов мясных (1690 млн рублей за 2015 г.). Мясокомбинатом получен чистый убыток в сумме 78,3 млрд. рублей, что связано с расходами по финансовой деятельности, в основном с обслуживанием кредитного портфеля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этих условиях реализация предлагаемой экономико-математической модели позволяет значительно увеличить ко-

нечные результаты работы мясокомбината. Решение экономико-математической модели оптимизации программы развития ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» размерностью гахи=172х129, позволило обосновать перспективные параметры развития предприятия.

Планируется продолжить работу по техническому перевооружению и модернизации оборудования для колбасного производства. Рекомендуется приобрести Дозатор для колбасных изделий, что позволит выпускать колбасы вареные одной весовой категории (380-420 грамм). Следует отметить, что с целью роста качества и конкурентоспособности в цехе по производству консервов для детского питания внедрена система управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов НАССР.

Рекомендуемая программа развития предлагает за счет оптимизации сырьевой зоны увеличение объемов закупки сырья на 93,1 %, что окажет влияние на рост производства товаров.

В процессе решения экономико-математической задачи оптимизирована структура ассортимента вырабатываемой продукции в сторону увеличения выпуска наиболее маржинально доходной продукции. Рекомендуется увеличить объемы производства продукции, за исключением копченостей (планируется сокращение их производства на 16 тонн) и полуфабрикатов (уменьшение производства с 477,9 до 430 тонн, или на 10,0 %). Наибольший рост объемов производства наблюдается по консервам для детского питания - на 126,9 %, для взрослых - на 30,9 % (табл. 5).

Таблица 5. Перспективные объемы производства продукции

Виды продукции Факт Расчет Расчет к факту

± %

1 2 3 4 5

Выработка мяса и субпродуктов, т 4493 7780 3287 173,2

Сухие корма, т 285 350 65 122,8

Жиры пищевые, т 206 262 56 127,2

1 2 3 4 5

Всего колбасные изделия, т 1904 2154 250 113,1

в т.ч. колбасы вареные 853 950 97 111,4

сосиски и сардельки 264 295 31 111,7

колбасы полукопченые 40 44 4 110,0

колбасы варено-копченые 113 116 3 102,7

копчености 169 153 -16 90,5

колбасы нефондовые 465 520 55 111,8

Колбасы сырокопченые, т 68 76 8 111,8

Полуфабрикаты, т 477,9 430 -47,9 90,0

Консервы для взрослых, туб 6315 8264 1949 130,9

Консервы для детского питания, туб 3727 8455 4728 226,9

Примечание. Составлено автором на основе собственных исследований.

Рост объемов производства товаров окажет влияние на увеличение сбыта продукции до 749,2 млрд. рублей (табл. 6). Рекомендуется довести объемы реализации на рынках зарубежья до 2609 тыс. USD.

Таблица 6. Перспективные показатели финансово-хозяйственной

деятельности

Наименование показателя Факт Расчет Расчет к факту, %

Экспорт, тыс. USD 2108,9 2609 123,7

Импорт, тыс. USD 357,4 370 103,5

Выручка от реализации продукции, млн рублей 478743 749187 156,5

Маржинальная прибыль, млн рублей 55493 138057 248,8

Прибыль (убыток) от реализации, млн рублей 29907 112471 376,1

Рентабельность реализованной продукции, % 7,3% 19,7% 12,4 п. п.

Рентабельность продаж, % 6,2 15,0 8,8 п. п.

Чистая прибыль (убыток), млн рублей -78270 496 -

Среднесписочная численность работников, человек 992 828 83,5

Выручка от реализации на 1 работника, тыс. рублей 482,6 904,8 187,5

Техническое перевооружение и модернизация оборудования, оптимизация распределения сырья по направлениям переработки, обоснование наилучших вариантов производства мяса и мясной продукции в ассортименте и с учетом каналов их сбыта позволят более полно удовлетворить потребности покупателей. Внедрение предлагаемых мероприятий позволит получить прибыль от сбыта мяса и мясной продукции в размере 112,5 млрд. рублей, уровень рентабельности реализованной продукции составит 19,7 %, уровень рентабельности продаж -15,0 %.

Заключение. С целью повышения конкурентоспособности как выпускаемой продукции, так и ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» рекомендуется: увеличение объемов производства и реализации продукции; увеличение оборачиваемости финансовых средств; наращивание объемов экспорта продукции; сокращение непроизводственных расходов; недопущение производства и реализации убыточной продукции; постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции и увеличение объема производства продукции с повышенной конкурентоспособностью и добавочной стоимостью; логистика поставок готовой продукции; реализация программ по энергосбережению и техническому перевооружению; выполнение мероприятий по экономии затрат.

Результаты проведенного исследования показали, что апробированная экономико-математическая модель, адекватно описывая перерабатывающую организацию в условиях рынка, позволяет обеспечить максимальную загрузку производственных мощностей, эффективное использование сырья и ресурсов, рост производительности труда, получение гарантированного объема продукции, повышение эффективности хозяйствования и конкурентоспособности, инновационное развитии и модернизацию производства, обоснование объемов и ассортимента производства продукции с повышенной конкурентоспособностью и добавочной стоимостью.

Список литературы

1. Быков, В. А. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие / В. А. Быков, Е. И. Комаров. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2013. - 276 с.

2. Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 11 марта 2016 г. № 196. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?gшd=12551&p0=C21600196&p1=1&p5=0-. Дата доступа: 01.04.2016.

3. Дорожная карта Государственной аграрной политики Республики Беларусь. - Минск: «Беларусь», 2014 - 64 с.

4. Дурович, А. П. Основы маркетинга : пособие / А. П. Дурович. - Минск: Изд-во Гревцова, 2009. - 296 с.

5. Колеснёв, В. И. Компьютерное моделирование для анализа и планирования АПК: монография / В. И. Колеснёв, И. В. Шафранская. - Горки: БГСХА, 2014. - 292 с.

6. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг: Учебник для бакалавров / И. М. Лифиц. - 3-е изд. перерабю и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 437 с.

7. Стратегия развития сельского хозяйства и сельских регионов Беларуси на 2015-2020 годы / В. Г. Гусаков [и др.]. - Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2014. - 55 с.

8. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью: учебник. - 2-е изд., испр. и доп. / Р. А. Фатхутдинов. - М.: ЭКСМОС, 2007. - 286 с.

9. Шафранская, И. В. Моделирование в маркетинговых исследованиях: практикум / И. В. Шафранская. - Горки, 2013. - 159 с.

10. Шафранская, И. В. Системный анализ и моделирование программы развития аграгных организаций: монография / И. В. Шафранская, О. М. Недю-хина, И. Н. Шафранский. - Горки: БГСХА, 2016. - 290 с.

Информация об авторе.

Шафранский Иван Николаевич - магистр экономических наук, аспирант экономического факультета учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (моб.) 8 (029) 1226049.

Материал поступил в редакцию 30.10.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.