УДК 636.033:637.072
ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ ОАО «ОРШАНСКИЙ МЯСОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ»
И. Н. ШАФРАНСКИЙ, магистр, аспирант, УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
TRENDS OF FORMATION OF COMPETITIVE MEAT PRODUCE OF OAO «ORSHA MEAT CONSERVE COMBINE»
I. N. SHAFRANSKII, Master, graduate student at Belarusian State Agricultural Academy
В статье дана сравнительная оценка сложившимся тенденциям формирования конкурентоспособности продукции на ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат», что позволяет разработать мероприятия с целью повышения конкурентоспособной мяса и мясной продукции.
The article gives a comparative assessment of the current trends in the formation of product competitiveness at OAO «Orsha Meat Cannery», which allows the development of measures to improve competitiveness of meat and meat products.
Введение. Практика убедительно свидетельствует, что конкурентоспособность продукции является одним из важнейших понятий, определяющих успешность предприятий, регионов, отраслей и стран. В условиях рыночной экономики функционирование любого предприятия происходит в условиях конкуренции и его коллектив заинтересован в росте конкурентоспособности выпускаемой продукции, что диктует необходимость регулярного проведения оценки конкурентоспособности продукции и корректировки мероприятий по ее повышению [4].
Анализ источников. Проблема конкурентоспособности исследовалась в трудах известных ученых: И. Ансоффа, Ф. Котлера, М. Портера и др. Теоретические и практические
подходы к данной проблеме рассмотрены в публикациях В. А. Быкова, И. М. Лифица, Р. А. Фатхутдинова, Т. Г. Филосо-фовой, И. П. Чепурного, А. С. Сайганова и др. [1-3, 5, 8-10]. В современных условиях проблема повышения конкурентоспособности продукции предприятий приобретает особую значимость, что диктует необходимость проведения исследований по данной проблеме.
Методы исследования. В процессе исследования использовались общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, аналогии, сравнения, монографический и аналитический методы.
Основная часть. Как показал анализ литературных источников, существует множество разных методик по оценке реальной конкурентоспособности продукции. По нашему мнению, данная методика, с одной стороны, должна быть достоверной, объективной и простой, с другой, - базироваться на статистических показателях и быть понятной в расчетах.
С целью подведения анализа экономической конкурентоспособности выпускаемой продукции ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» за 2014-2016 гг. можно применить следующую методику [6].
В качестве показателя эффективности продукции, на наш взгляд, может выступать коэффициент рентабельности продаж:
Р - П
Р V,'
где Рг - коэффициент рентабельности продаж продукции вида г; У{ - объем реализации продукции вида г, тыс. рублей; П -прибыль от реализации продукции вида г, тыс. рублей.
Для оценки конкурентоспособности продукции с точки зрения рыночного потенциала можно использовать показатель доли продаж, который с позиции производителя олицетворяет предложение на целевом рынке, с позиции потребителя - спрос:
V,
Вп ^
общ!
где Опг - доля продаж продукции вида г в общем объеме продукции товарной группы; V] - объем реализации продукции вида г, тыс. рублей; Vобщi - объем реализации продукции товарной группы вида г, тыс. рублей.
Общеизвестно, что продукция, востребованная на внешнем рынке, считается конкурентоспособной, поэтому для целей анализа конкурентоспособности продукции можно использовать такой показатель, как доля экспорта продукции:
V
Вэ V«
' оощэг
где Бэ1 - доля объема экспорта продукции вида 1 в общем объеме экспорта продукции товарной группы; Уэ1 - объем экспорта продукции вида 1, тыс. рублей; Уобщэ1 - объем экспорта продукции товарной группы вида 1, тыс. рублей.
Коэффициент экономической конкурентоспособности продукции предлагается рассчитать по формуле: К э1 = а1 Бп1 + а2 Р, + а3 Б* где К э1 - коэффициент экономической конкурентоспособности продукции вида 1 ; Бп1 - доля продаж продукции вида 1 в общем объеме продукции товарной группы; Р1 - уровень рентабельности продаж продукции вида 1; Бэ1 - доля объема экспорта продукции вида 1 в общем объеме экспорта продукции товарной группы; а1=0,2, а2=0,5, а3=0,3 - коэффициенты весомости соответствующих критериев, обоснованные с использованием оценок экспертов (табл. 1-10).
Таблица 1. Расчет коэффициентов экономической конкурентоспособности мяса и пищевых субпродуктов ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» в 2016 г.
Наименование продукта Объем продаж Коэффициент рентабельности продаж Экспорт Коэффициент конку-рентоспо-собности Ранг Характеристика уровня конкурентоспособно-сти продукции
тонн доля тонн доля
Говядина 431 0,286 0,060 94 0,969 0,378 1 конкурентоспособная
Свинина 1071 0,711 -0,002 0 0,000 0,141 3 конкурентоспособная
Субпродукты 1 категории 5 0,003 0,364 3 0,031 0,192 2 конкурентоспособная
Итого 1507 1,000 0,018 97 1,000 - - -
Примечание. Таблица составлена автором по данным годовой отчетности.
Наименование продукта Объем продаж Коэффициент рентабельности продаж Экспорт Коэффициент конкурентоспособности Ранг Характеристика уровня конкурентоспособности продукции
тонн доля тонн доля
Говядина 419 0,958 0,030 95 0,990 0,503 1 конкурентоспособная
Свинина 9 0,021 0,190 0 0,000 0,099 2 конкурентоспособная
Субпродукты 1 категории 9 0,021 -0,065 1 0,010 -0,025 3 неконкурентоспособная
Итого 437 1,000 0,033 96 1,000 - - -
Примечание. Таблица составлена автором по данным годовой отчетности.
Таблица 3. Расчет коэффициентов экономической конкурентоспособности мяса и пищевых субпродуктов ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» в 2014 г.
Наименование продукта Объем продаж Коэффициент рентабельно-сти продаж Экспорт Коэффициент конкурентоспособности Ран г Характеристика уровня конкурентоспособности продукции
тонн доля тонн доля
Говядина 942 0,921 -0,16 769 1 0,404 1 конкурентоспособная
Свинина 15 0,015 -0,137 0 0 -0,066 3 неконкурентоспособная
Субпродукты 1 категории 66 0,064 -0,082 0 0 -0,028 2 неконкурентоспособная
Итого 1023 1,000 -0,158 769 1 - - -
Примечание. Таблица составлена автором по данным годовой отчетности.
Наименование колбасных изделий Объем продаж Коэффициент рентабельности продаж Экспорт Коэффициент кон-куренто-способности Ранг Характеристика уровня конкурентоспособно-сти продукции
тонн доля тонн доля
Вареные колбасные изделия 664 0,422 -0,253 2 0,286 0,044 2 конкурентоспособная
Сосиски и сардельки 162 0,103 0 0 0 0,021 3 конкурентоспособная
Полукопченые колбасы 30 0,019 -0,218 0 0 -0,105 7 неконкурентоспособная
Сырокопченые и сыровяле-ные 71 0,045 -0,053 5 0,714 0,197 1 конкурентоспособная
Варено- копченые колбасы 62 0,039 -0,069 0 0 -0,027 5 неконкурентоспособная
Копчености 115 0,073 -0,017 0 0 0,006 4 конкурентоспособная
Прочие виды колбасных изделий 469 0,298 -0,325 0 0 -0,103 6 неконкурентоспособная
Итого 1573 1,000 -0,159 7 1,000 - - -
Примечание. Таблица составлена автором по данным годовой отчетности.
Наименование колбасных изделий Объем продаж Коэффициент рентабельности продаж Экспорт Коэффициент конкурен-тоспособ-ности Ранг Характеристика уровня кон-курентоспо-собности продукции
тонн доля тонн доля
Вареные колбасные изделия 884 0,452 -0,124 0 0 0,028 1 конкурентоспособная
Сосиски и сардельки 232 0,119 -0,111 0 0 -0,032 4 неконкурентоспособная
Полукопченые колбасы 34 0,017 -0,196 0 0 -0,095 6 неконкурентоспособная
Сырокопченые и сыровяле-ные 66 0,034 -0,124 0 0 -0,055 5 неконкурентоспособная
Варено- копченые колбасы 114 0,058 -0,079 0 0 -0,028 2 неконкурентоспособная
Копчености 164 0,084 -0,095 0 0 -0,031 3 неконкурентоспособная
Прочие виды колбасных изделий 463 0,237 -0,288 0 0 -0,097 7 неконкурентоспособная
Итого 1957 1,000 -0,134 0 0 - - -
Примечание. Таблица составлена автором по данным годовой отчетности.
Наименование колбасных изделий Объем продаж Коэффициент рентабельности продаж Экспорт Коэффициент конкурен-тоспособ-ности Ранг Характеристика уровня конкурентоспособности продукции
тонн доля тонн доля
Вареные колбасные изделия 904 0,415 -0,147 10 0,556 0,176 1 конкурентоспособная
Сосиски и сардельки 276 0,127 0,103 3 0,167 0,127 2 конкурентоспособная
Полукопченые колбасы 78 0,036 0,090 1 0,056 0,069 4 конкурентоспособная
Сырокопченые и сыровяле-ные 89 0,041 -0,123 1 0,056 -0,037 6 неконкурентоспособная
Варено- копченые колбасы 53 0,024 0,012 1 0,056 0,028 5 конкурентоспособная
Копчености 185 0,085 0,112 2 0,111 0,106 3 конкурентоспособная
Прочие виды колбасных изделий 591 0,272 -0,312 0 0 -0,102 7 неконкурентоспособная
Итого 2176 1,000 -0,062 18 1,000 - - -
Примечание. Таблица составлена автором по данным годовой отчетности.
Из таблиц 1-6 видно, что мясоконсервный комбинат в 2016 г. производил такую конкурентоспособную продукцию, как говядина, свинина и субпродукты 1-й категории. Следует отметить, что предприятие работало над повышением конкурентоспособности данной продукции: в 2014 г. конкурентоспособной была только говядина, в 2015 г. - говядина и свинина.
Среди колбасных изделий неконкурентоспособными в 2014 г. были только сырокопченые и сыровяленые колбасы и прочие
виды колбасных изделий. В 2015 г. в связи с изменением условий поставок на экспорт только вареные колбасные изделия были конкурентоспособными. В 2016 г. обрели конкурентоспособность сырокопченые и сыровяленые колбасные изделия, копчености, сосиски и сардельки.
Таблица 7. Расчет коэффициентов экономической конкурентоспособности мясных полуфабрикатов ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» в 2016 г.
Наименование полуфабрикатов Объем продаж Коэффициент рентабельности продаж Экспорт Коэффициент конкурентоспособности Ранг Характеристика уровня конкурентоспособности продукции
тонн доля тонн доля
Натуральные из свинины 36 0,078 -0,278 0 0 -0,123 3 неконкурентоспособная
Натуральные из говядины 140 0,304 -0,087 4 1,000 0,317 1 конкурентоспособная
Крупнокусковые из свинины 177 0,385 -0,482 0 0 -0,164 5 неконкурентоспособная
Мясной фарш 13 0,028 -0,029 0 0 -0,009 2 неконкурентоспособная
Мясо и субпродукты 1 категории фасованные 94 0,204 -0,33 0 0 -0,124 4 неконкурентоспособная
Итого 460 1,000 -0,195 4 1,000 - - -
Примечание. Таблица составлена автором по данным годовой отчетности.
Наименование полуфабрикатов Объем продаж Коэффициент рентабельности продаж Экспорт Коэффициент конку-рентоспо-собности Ранг Характеристика уровня конкурентоспособно-сти продукции
тонн доля тонн доля
Натуральные из свинины 26 0,060 -0,166 0 0 -0,071 4 неконкурентоспособная
Натуральные из говядины 143 0,331 0,036 8 0,727 0,302 1 конкурентоспособная
Суповые наборы и рагу 74 0,171 -0,372 0 0 -0,152 5 неконкурентоспособная
Мясной фарш 133 0,308 -0,214 3 0,273 0,036 3 конкурентоспособная
Мясо и субпродукты 1 категории фасован-ные 56 0,130 0,225 0 0 0,138 2 конкурентоспособная
Итого 432 1,000 -0,093 11 1,000 - - -
Примечание. Таблица составлена автором по данным годовой отчетности.
Наименование полуфабрикатов Объем продаж Коэффициент рентабельности продаж Экспорт Коэффициент конкурен-тоспособ-ности Ранг Характеристика уровня кон-курентоспо-собности продукции
тонн доля тонн доля
Рубленые котлеты, биточки, ромштексы и т.д. 1 0,001 -0,813 0 0 -0,406 7 неконкурентоспособная
Натуральные из свинины 163 0,237 -0,383 0 0 -0,144 6 неконкурентоспособная
Суповые наборы и рагу 53 0,077 0,135 0 0 0,083 2 конкурентоспособная
Крупнокусковые из свинины 263 0,382 -0,066 0 0 0,043 3 конкурентоспособная
Крупнокусковые из говядины 121 0,176 0,025 11 1,000 0,348 1 конкурентоспособная
Мясной фарш 22 0,032 -0,111 0 0 -0,049 5 неконкурентоспособная
Мясо и субпродукты 1 категории фасованные 66 0,096 -0,082 0 0 -0,022 4 неконкурентоспособная
Итого 689 1,000 -0,046 11 1,000 - - -
Примечание. Таблица составлена автором по данным годовой отчетности.
Среди мясных полуфабрикатов конкурентоспособной продукцией в 2014 г. являлись: полуфабрикаты крупнокусковые из говядины и из свинины, суповые наборы и рагу (табл. 7-9). В 2015 г. - полуфабрикаты натуральные из говядины, мясной фарш, мясо и субпродукты 1-й категории фасованные. Следует
отметить, что в 2016 г. мясной фарш, мясо и субпродукты 1-й категории фасованные потеряли конкурентоспособность.
Среди консервы вся продукция конкурентоспособна, за исключением мясорастительной консервы в 2014-2015 г. (табл. 10).
Таблица 10. Расчет коэффициентов экономической конкурентоспособности консервы ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» за 2014-2016 гг.
Наименование продукции, годы Объем продаж Коэффициент рентабельно-сти продаж Экспорт Коэффициент конку-рентоспо-собности Ранг Характеристика уровня конкурентоспособно-сти продукции
тыс. усл. банок доля тыс. усл. банок доля
Консервы мясные 8128 0,971 0,174 1375,0 0,995 0,580 1 конкурентоспособная
Консервы мясорас- тительные 244 0,029 0,015 7,0 0,005 0,015 2 конкурентоспособная
Итого за 2016 г. 8372 1,000 0,134 1382,0 1,000 - - -
Консервы мясные 6906 0,898 0,19 1290,0 0,997 0,574 1 конкурентоспособная
Консервы мясорас- тительные 1466 0,191 -0,114 4,0 0,003 -0,018 2 неконкурентоспособная
Итого за 2015 г. 7691 1,000 0,132 1294,0 1,000 - - -
Консервы мясные 11167 0,848 0,152 1276,4 0,962 0,534 1 конкурентоспособная
Консервы мясорас- тительные 2008 0,152 -0,156 50,8 0,038 -0,036 2 неконкурентоспособная
Итого за 2014 г. 13175 1,000 0,112 1327,2 1,000 - - -
Примечание. Таблица составлена автором по данным годовой отчетности.
Применение данной методики позволяет мясоконсервному комбинату проводить мониторинг конкурентоспособности выпускаемой продукции и своевременно корректировать ее ассор-
тимент с целью получения наилучших результатов хозяйственной деятельности.
Для более углубленного анализа и обоснования результата изменения уровня конкурентоспособности продукции были рассчитаны отклонения коэффициентов экономической конкурентоспособности выпускаемой продукции ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»:
А К эше К эше - К эше-1 ,
где АК э1 х - отклонение коэффициента экономической конкурентоспособности продукции вида 1 за период времени X; К эи -коэффициент экономической конкурентоспособности продукции вида 1 за период X; К эи1 - коэффициент экономической конкурентоспособности продукции вида 1 за период Х-1.
Оценка результатов изменения уровня конкурентоспособности продукции ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» произведена с использованием шкалы оценки от -5 до +5 (табл. 10).
Таблица 10. Шкала оценки результатов изменения уровня экономической конкурентоспособности продукции
Положительная тенденция Балл Отрицательная тенденция Балл
Рост конкурентоспособности конкурентоспособной продукции +5 Снижение конкурентоспособности неконкурентоспособной продукции -5
Обретение конкурентоспособности продукции +4 Потеря конкурентоспособности продукции -4
Начало выпуска конкурентоспособной продукции +3 Начало выпуска неконкурентоспособной продукции -3
Рост конкурентоспособности неконкурентоспособной продукции +2 Снижение конкурентоспособности конкурентоспособной продукции -2
Прекращение выпуска неконкурентоспособной продукции +1 Прекращение выпуска конкурентоспособной продукции -1
Примечание. Таблица составлена автором на основании [6].
На основании выполненных расчетов установлено, что в 2015 г. по сравнению с 2014 г. положительные тенденции в формировании конкурентоспособности продукции наблюдались 11 раз, отрицательные - 9 раз, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. положительные тенденции были 11 раз, отрицательные - 7 раз (табл. 11). С 2015 по 2016 гг. произошла потеря конкурентоспособности мясному фаршу, мясу и субпродуктам 1 -й категории фасованным. Снижение конкурентоспособности конкурентоспособной продукции наблюдалось для полуфабрикатов натуральных из свинины, полукопченых и прочих видов колбасных изделий. Рост конкурентоспособности произошел для четырех видов конкурентоспособной продукции (свинина, полуфабрикаты натуральных из говядины, вареные колбасные изделия, мясные консервы) и пяти видов неконкурентоспособной продукции (субпродукты 1 -й категории, сосиски и сардельки, копчености, сырокопченые и сыровяленые колбасные изделия, мясорасти-тельные консервы).
Таблица 11. Сравнение коэффициентов экономической конкурентоспособности продукции ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» за 2014-2016 гг.
21 4
Наименование продукции Коэффициент конкурентоспособности Отклонение коэффициента конкурентоспособности Оценка, балл Результат изменения уровня конкурентоспособности продукции
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. к 2014 г. 2016 г. к 2015 г. 2015 г. к 2014 г. 2016 г. к 2015 г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Говядина 0,404 0,503 0,378 0,099 -0,125 +5 -2 Рост конкурентоспособности конкурентоспособной продукции, затем ее снижение
Свинина -0,066 0,099 0,141 0,165 0,042 +4 +5 Обретение и рост конкурентоспособности продукции
Субпродукты 1 категории -0,028 -0,025 0,192 0,003 0,217 +2 +4 Рост конкурентоспособности неконкурентоспособной продукции до обретения конкурентоспособности продукции
Вареные колбасные изделия 0,176 0,028 0,044 -0,148 0,016 -2 +5 Снижение конкурентоспособности конкурентоспособной продукции
Сосиски и сардельки 0,127 -0,032 0,021 -0,159 0,053 -4 +4 Потеря, а затем обретение конкурентоспособности
продукции
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Полукопченые колбасные изделия 0,069 -0,095 -0,105 -0,164 -0,01 -4 -5 Потеря конкурентоспособности продукции
Сырокопченые и сыровяленые колбасные изделия -0,037 -0,055 0,197 -0,018 0,252 -5 +4 Снижение конкурентоспособности неконкурентоспособной продукции и обретение конкурентоспособности продукции
Варено-копченые колбасные изделия 0,028 -0,028 -0,027 -0,056 0,001 -4 +2 Потеря конкурентоспособности продукции
Копчености 0,106 -0,031 0,006 -0,137 0,037 -4 +4 Потеря, а затем обретение конкурентоспособности продукции
Прочие виды колбасных изделий -0,102 -0,097 -0,103 0,005 -0,006 +2 -5 Снижение конкурентоспособности неконкурентоспособной продукции
Рубленые котлеты, биточки, ромштексы и т.д. -0,406 - - - - +1 - Прекращение выпуска неконкурентоспособной продукции
Полуфабрикаты натуральные из свинины -0,144 -0,071 -0,123 0,073 -0,052 +2 -5 Рост конкурентоспособности неконкурентоспособной продукции
Полуфабрикаты натуральные из говядины - 0,302 0,317 - 0,015 +3 +5 Выпуск конкурентоспособной продукции и ее рост
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Суповые наборы и рагу 0,083 -0,372 - -0,455 - -4 + 1 Потеря конкурентоспособности продукции
Полуфабрикаты крупнокусковые из свинины 0,043 - -0,164 - - -1 -3 Прекращение выпуска конкурентоспособной продукции, выпуск неконкурентоспособной продукции
Полуфабрикаты крупнокусковые из говядины 0,348 - - - - -1 - Прекращение выпуска конкурентоспособной продукции
Мясной фарш -0,049 0,036 -0,009 0,085 -0,045 +4 -4 Обретение, а затем потеря конкурентоспособности продукции
Мясо и субпродукты 1 категории фасованные -0,022 0,138 -0,124 0,160 -0,262 +4 -4 Обретение, а затем потеря конкурентоспособности продукции
Консервы мясные 0,534 0,574 0,580 0,040 0,006 +5 +5 Рост конкурентоспособности конкурентоспособной продукции
Консервы мясо-растительные -0,036 -0,018 0,015 -0,018 0,033 +2 +4 Рост конкурентоспособности неконкурентоспособной продукции и обретение конкурентоспособности
Итого... +5 +15 -
Примечание. Таблица составлена автором на основании собственных исследований
Следует отметить, что наиболее приоритетным направлением развития мясоконсервного комбината будет рост конкурентоспособности конкурентоспособной продукции. Общий результат работы ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» в области повышения конкурентоспособности продукции, оцененный в 15 баллов, свидетельствует о высокой эффективности деятельности предприятия в 2016 г. Следует подчеркнуть, что в 2015 г. результативность аналогичной работы была оценена в 5 баллов, что указывает на недостаточную деятельность по этому направлению.
Заключение. Таким образом, оценка экономической конкурентоспособности продукции может производиться с использованием таких критериев, как коэффициент рентабельности продаж, доля продаж продукции конкретного вида в общем объеме продукции товарной группы, доля объема экспорта продукции конкретного вида в общем объеме экспорта продукции товарной группы.
Результаты расчетов экономической конкурентоспособности продукции ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» свидетельствуют о том, что в 2016 г. насчитывалось 10 видов конкурентоспособной продукции из 17. При этом за анализируемый период устойчивое положение по конкурентоспособности занимали такие виды продукции, как говядина, полуфабрикаты натуральные из говядины, вареные колбасные изделия и мясные консервы.
Применение данной методики позволяет мясоконсервному комбинату выявить неиспользованные резервы повышения конкурентоспособности продукции (сумма отрицательного эффекта деятельности предприятия в 2016 г оценена в 28 баллов). Проведенные исследования показали, что основными путями повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» являются: рост объемов поставок и качества сырья; увеличение объемов производства и реализации продукции; наращивание объемов экспорта продукции; сокращение непроизводственных расходов; постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции и увеличение объема
производства продукции с повышенной добавочной стоимостью; реализация программ по энергосбережению и техническому перевооружению; выполнение мероприятий по экономии затрат [7, 11].
Список литературы
1. Быков, В. А. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие / В. А. Быков, Е. И. Комаров. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. - 276 с.
2. Головачев, А. С. Конкурентоспособность организации: учеб. пособие / А. С. Головачев. - Минск: Выш. шк., 2012. - 319 с.
3. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг: Учебник для бакалавров / И. М. Лифиц. - 3-е изд. перерабю и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 437 с.
4. Любецкий, П. Б. Маркетинговые резервы повышения эффективности функционирования мясокомбинатов / П. Б. Любецкий // Аграрная наука - сельскому хозяйству: сб. статей XII Международной научно-практической конф. -Барнаул: ФГБОУ ВО Алтайский ГАУ, 2017. - С. 226 - 227.
5. Немогай, Н. В. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие / Н. В. Немогай. - Минск: ИВЦ Минфина, 2013. - 464 с.
6. Сайганов, А. С. Повышение конкурентоспособности молочной продукции на перерабатывающих предприятиях АПК Витебской области: монография / А. С. Сайганов, Н. А. Тригуб. - Горки: БГСХА, 2015. - 282 с.
7. Сайганов, А. С. Повышения конкурентоспособности продукции мясокомбината / А. С. Сайганов, И. Н. Шафранский // Инновационные достижения науки и техники АПК : Сб. научн. тр. по материалам Международной научно-практической конф., Кинель, 13-16 декабря 2016 г. - Кинель: ФГБОУ ВО Самарская ГСХА, 2017. - С. 456 - 460.
8. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью: учебник. - 2-е изд., испр. и доп. / Р. А. Фатхутдинов. - М.: ЭКСМОС, 2007. - 286 с.
9. Философова, Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность : учебное пособие для вузов по направлению «Менеджмент» (080500), «Экономика» (080100). 2-е изд., перераб. и доп. / Т. Г. Философова, В. А. Быков ; ред. Т. Г. Философова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 295 с.
10. Чепурной, И. П. Конкурентоспособность продовольственных товаров: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / И. П. Чепурной. - М.: ИТК Дашков и К, 2005. - 120 с.
11. Шафранский, И. Н. Оценка тенденций развития конкурентоспособности мясной продукции / И. Н. Шафранский // Проблемы экономики. - 2017. -№ 24. - С. 137 - 159.
Информация об авторе. Шафранский Иван Николаевич - магистр экономических наук, аспирант экономического факультета Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (моб.) 8 (029) 1226049.
Материал поступил в редакцию 23.11.2017 г.