Научная статья на тему 'Региональные аспекты развития рынка мяса и мясной продукции Курской области'

Региональные аспекты развития рынка мяса и мясной продукции Курской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
472
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЫНОК МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ / КОЛБАСНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева Оксана Валерьевна, Булгакова Марина Михайловна, Проняева Марина Евгеньевна

В статье рассмотрена динамика объемов производства основных видов продукции мясной промышленности, выделены аспекты размещения производства мяса и мясных субпродуктов, определены тенденции дальнейшего развития рынка мяса и мясной продукции региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты развития рынка мяса и мясной продукции Курской области»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА МЯСА И МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

О.В. Сергеева, М.М. Булгакова, М.Е. Проняева

Аннотация. В статье рассмотрена динамика объемов производства основных видов продукции мясной промышленности, выделены аспекты размещения производства мяса и мясных субпродуктов, определены тенденции дальнейшего развития рынка мяса и мясной продукции региона.

Ключевые слова: мясная промышленность, мясоперерабатывающие предприятия, рынок мясных продуктов, колбасные изделия, потребительский рынок.

Мясная промышленность - одна из наиболее важных отраслей национальной экономики. Ее основные задачи состоят в обеспечении населения страны пищевыми продуктами, являющимися основным источником

белков, а также в обеспечении на продовольственной безопасности страны.

За последние два десятилетия российский рынок мяса и мясной продукции прошел и сокращение платежеспособного спроса вследствие глубокого кризиса в стране в 90-е годы и достаточно быстрое восстановление в период с 2000 по 2008 гг., а также стагнацию в

2009 году после мирового экономического кризиса. С

2010 года российский рынок мяса и мясной продукции начал довольно устойчиво развиваться, приобретая черты, характерные для рынков продовольствия развитых стран.

В целом, за период с 2000 по 2012 годы, личное потребление мяса и мясопродуктов россиянами увеличилось более чем на 60%.

Таблица 1 - Динамика объемов производства основных видов продукции мясной промышленности России [5]

Основные виды продукции 1990г. 2000г. 2005г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г.

Мясо и субпродукты, (свинина, мясо КРС баранина) тыс. т. 5214 717 716 2899 1015 1184 1222 1342

Мясо и субпродукты домашней птицы, тыс. т. 1270 477 1141 834 2426 2730 3017 3390

Изделия колбасные, тыс. т. 2283 1052 2014 2454 2246 2439 2846 2521

Полуфабрикаты мясные, тыс.т. 1075 244 987 1451 1503 1625 1934 2253

Консервы мясные, тыс. т. 443 314 549 580 690 670,3 652 672,2

Итого 10285 2804 5407 8218 7880 8648,3 9671 10178,2

6000

5000

4000

3000

2000

1000

214

3390

2899

2730

3084б

2283

2014

12 1075 1052 1149В7

717 443 477

243414 Мя

2454 2

1451

834

бпродукт

10

580

2439

1934

1503 1625 1184 1222

Г

2521 2253

ма

1342 652

672,2

птица

1990г 200огКоЛб00НЫе ИШГЯ 2009г 2010г 20ЙгЛуФ2бР2гКаТЬ1 мясные ■ Консервы мясные

Рисунок 1 - Динамика производства мясной продукции в России, тыс. тонн [5]

Как свидетельствуют данные таблицы 1 и рисунка 1, несмотря на стабильный рост производства мясной продукции, в структуре производства происходят все более заметные изменения.

Так, если в 1990 году большая часть производства приходилась на мясо и субпродукты (свинина, баранина, КРС), то в 2012 году производители все более ориентируются на производство мяса и продуктов из мяса птицы. Также значительно увеличилось производство мясных полуфабрикатов. Наиболее стабильным видом

выпускаемой продукции остается производство колбасных изделий Данные изменения в структуре производства объясняются изменениями в российском обществе - развиваются рыночные отношения, увеличилась динамика жизни, уменьшается свободное время у людей. Сопоставляя денежные и временные затраты, многие россияне делают свой выбор в пользу мясопродуктов и полуфабрикатов.

Наибольший удельный вес по производству мяса и мясных продуктов приходится на Центральный федераль-

и

0

ный округ - 37,8% всего производства, в Приволжском округе производится 19,5% всей продукции (рисунок 2).

Южный федеральный округ; 7,40%

Рисунок 2 - Распределение производства мяса и мясных субпродуктов в РФ в 2012 г. по округам, % [5]

К 2012 году не по всем видам продукции мясоперерабатывающих предприятий достигнуты объемы производства 1990 года. По мнению Никитиной С.М., это вызвано, прежде всего, следующими проблемами мясоперерабатывающих предприятий: сокращение поголовья крупного рогатого скота и свиней привело к резкому сокращению сырьевой базы предприятий, высокий физический и моральный износ средств производства на предприятиях мясной промышленности привел к снижению выработки пищевой продукции из 1 тонны сырья, основным ресурсом для производства колбас на большинстве мясоперерабатывающих предприятий продолжает оставаться импортное сырье [2].

Несмотря на рост национального производства, в настоящее время российский рынок мяса и мясных продуктов является зависимым от импорта: по итогам 2012 года доля импорта в структуре предложения составила 21,5%. Однако, постепенно происходит рост доли отечественной продукции на местном рынке.

Отдельное место на рынке мясных продуктов занимает рынок колбасных изделий, так как характеризуется как быстрооборачиваемый, а следовательно, инвестиционно-привлекательный.

Эксперты РБК называют наиболее динамично развивающимся сегментом рынка мяса и мясных продуктов сегмент колбас и колбасных изделий. Экономический кризис 2008 года сказался не только на доходах россиян, но и спровоцировал значительный рост цен на колбасные изделия, по сравнению с другими продуктами питания. В итоге, потребители стали предъявлять более высокие требования к качеству данного вида продукции. Значительное снижение потребления колбасных изделий в 2009 году в расчете на душу населения уже в 2010 году было практически полностью компенсировано, а в 2011 году данный показатель превысил докризисное значение [3].

Если рассматривать российский рынок потребления колбасных изделий в разрезе отдельных видов, то наибольшей популярностью у россиян пользуются колбасы - 33%, на долю сосисок приходится 30%, 20% - на долю деликатесов, 17% - на ветчину (рисунок 3).

Продукцию рынка также можно условно разделить на продукты частого потребления (вареные колбасы, сосиски, сардельки) и продукты периодического потребления (деликатесы, сырокопченые колбасы).

Рисунок 3 - Структура потребления колбасных изделий в 2012г. [5]

До 2009 года замечалась тенденция увеличения объемов продаж в сторону дорогостоящей продукции, а с 2009 года объемы начали снижаться, что связано с кризисными явлениями в мире и стране. Уровень потребления колбасных изделий указывает на некий уровень достатка жителей страны, поскольку колбасные изделия занимают четвертое место в потребительской корзине. Россияне в основном приобретают недорогие колбасные изделия. В 2011 году потребители ощутили на себе рост цен на привычные вареные колбасные изделия. Это связано с введением Роспотребнадзором запрета на использование мяса птицы, кроме охлажденного для производства всех видов пищевых продуктов. В первом полугодии 2012 года вареные колбасы первого сорта имели самую низкую цену - 217 рублей за килограмм, 204 рублей за килограмм - цена на сосиски и сардельки.

Тенденции развития российского рынка колбасных изделий вполне соответствуют тенденциям развития рынка Курской области.

Таблица 2 - Производство мяса и мясных продуктов предприятиями Курской области [51

Наименование показателя

Мясо и субпродукты, тыс. т

Полуфабрикаты мясные, тыс. т

Изделия колбасные, тыс. т

2009 г.

37.7

7.7

12.4

2010 г.

35.6

8.2

9.8

2011 г.

27.9

7.3

7.9

2012 г.

38.2

11.1

8.8

Как свидетельствуют данные таблицы, объем производства мяса и субпродуктов на территории Курской области в 2012 году увеличился по сравнению с 2011 годом на 10,3 тыс.т. и составил 38,2 тыс. т.

Значительно увеличилось производств мясных полуфабрикатов с 7,3 тыс.т. в 2011 году до 11,1 тыс. т. в 2012 году. Наблюдается и прирост производства колбасных изделий с 7,9 до 8,8 тыс. т. в 2012 году. Наибольшие темпы роста в 2012 году характерны для полуфабрикатов -152,2% и для производства мяса и субпродуктов - 136,9%. Прирост по данным видам продукции в значительной мере обеспечен развитием предприятий по переработке мяса птицы. В общем, индекс производства мяса и мясопродуктов в 2012 году составил 32,4%. Мясоперерабатывающий комплекс Курской области представлен, прежде всего, предприятиями по производству и переработке мяса птицы. Среди предприятий можно выделить и явных лидеров -современные предприятия, работающие по замкнутому циклу - ОАО «Красная поляна +» и ОАО «Курская птицефабрика». Это современные, динамично развивающиеся производства, работающие по замкнутому технологическому циклу [4].

Существенную роль на показатели развития мясоперерабатывающей отрасли оказала работа «Курского Агрохолдинга», которым 2013 году произведено более 40 тыс. тонн мяса птицы, что составляет 44 процентов от общих объемов производства мяса и субпродуктов 1 категории.

В 2013 году в результате наращивания производственных мощностей действующих и открытия новых производств производство мяса говядины и свинины возросло в 1,6 раза, мяса птицы - в 3,1 раза, колбасных изделий - на 5 %, полуфабрикатов - в 6,7 раза [1].

Стоит отметить, что большая часть предприятий мясной промышленности Курской области расположена в Железногорском и Курском районах [4]. В планах введение в эксплуатацию мясоперерабатывающих предприятий и в других районах, что позволит более равномерно разместить предприятия на территории Курской области.

В целом, на Курском рынке мясной продукции присутствуют как крупные российские производители, такие как: Группа компаний «Черкизово», ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат», ЗАО «Стародворские колбасы», ГК «Царицыно», мясокомбинат» Дубки», ОАО «Губкинский мясокомбинат», ООО «Гелиос», так и местные производители.

Наиболее крупными местными производителями являются: ОАО «Щигор», ООО КМД «Гордость Провинции», ОАО «Надежда», ООО «Курский мясокомбинат», «Курский агрохолдинг», Курский филиал ОАО «Губкинский мясокомбинат», ЗАО «Суджанский комбинат», ЗАО «Красная поляна», ОАО «Курская птицефабрика». В 2014 году ООО «КРАЗ» планирует ввести в эксплуатацию мясокомбинат по производству колбасных изделий мощностью 10 тонн в сутки в Курском районе, компания «Глобал Эко» - мясохладобойню в городе Щигры мощностью 28 тыс. тонн в год. ООО «Агропромкомплектация - Курск» планирует приступить к реализации масштабного проекта сметной стоимостью более 5 млрд. рублей по строительству хладобойни мощностью по забою свиней 300 голов в час и производству мяса 100 тыс. тонн в год [1].

Уже сегодня на Курском рынке идет острая конкурентная борьба между производителями, с введением новых мощностей по производству мяса и мясной продукции конкуренция будет только усиливаться. В конкурентной борьбе не уступают крупным российским производителям и мелкие местные предприятия. Отдельно выделим на рынке мясной продукции в Курской области ЗАО «Суджанский мясокомбинат», относящийся к субъектам малого предпринимательства.

Объем выручки от реализации продукции ЗАО «Суджанский мясокомбинат» в 2011 году увеличился на 28,8% по сравнению с 2010 годом, в 2012 году темпы роста объема реализации несколько снизились и составили 8,8%. Если рассматривать объем выпуска продукции мясокомбината в натуральном выражении, то в 2011 году предприятие произвело 1410 тонн продукции, что на 14,7% больше показателя 2010 года, в 2012 году прирост показателя составил 2,8%.

Себестоимость продукции, реализованной мясокомбинатом, также постоянно увеличивается: в 2011 году себестоимость реализации составила 180,1 млн. руб., что на 30,5% больше показателя 2010 года. В 2012 году себестоимость реализованной продукции возросла на 7,9% по сравнению с 2011 годом. Поскольку темпы роста себестоимости продукции в 2011 году превышали темпы роста выручки, то объем прибыли от реализации увеличился не настолько значительно, как мог бы. В 2012 году ситуация изменилась себестоимость увеличилась на 7,9%, при росте выручки в 8,8%. Такое соотношение позволили ЗАО «Суджанский мясокомбинат» значительно увеличить показатели прибыльности. Объем прибыли от реализации увеличился до 3432 тыс. руб., размер полученной чистой прибыли составил 1837 тыс. руб.

Поставщиками сырья для производства мяса и мясной продукции для мясокомбината в настоящее время являются: большесолдатский свинокомплекс «Надеж-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

да», который находится в нескольких десятках километров от предприятия; ОАО «Агропромышленный Альянс-Юг»; мелкие фермы и частные подворья. А ведь еще в 2010 году мясокомбинат был типичным провинциальным производителем, перерабатывающим замороженное импортное сырье. Использование местного сырья позволило предприятию существенно повысить качество производимой продукции.

Если рассмотреть структуру объемов производства мясокомбината, то видно, что наибольший удельный вес в 2012 году приходится на производство мяса, включая субпродукты 1 категории. В 2012 году было произведено данного вида продукции 2374 тонны, после открытия собственного цеха по убою животных. На втором месте по объему производства - колбасные изделия. В 2012 году объем производства колбасных изделий составил 916 тонн, что превышает значение 2011 года на 313 тонн. Наименьший удельный вес в объеме производства мясокомбината в 2012 году приходился на полуфабрикаты - 555 тонн.

На основе данных об объемах производства продукции ЗАО «Суджанский мясокомбинат» можно определить его долю в общем объеме местного производства. В 2012 году мясокомбинат произвел 6,3% мяса и субпродуктов от общего объема производства в Курской области. Удельный вес колбасных изделий в общем объеме составлял 10,3%, удельный вес полуфабрикатов - 5%.

Доля рынка, занимаемая ЗАО «Суджанский мясокомбинат» на рынке Курской области определена на основе данных о потреблении мяса и мясных продуктов жителями области. На сегменте мяса и мясной продукции доля рынка ЗАО «Суджанский мясокомбинат» составляет 4,2%, на сегменте колбасных изделий - 2,7% на сегменте полуфабрикатов - 2,1%. Такое положение на рынке для малого предприятия вполне значимо.

Дальнейшее развитие местных мясоперерабатывающих предприятий зависит от ценовой политики на рынке. Цены на продукцию мясоперерабатывающих предприятий Курской области выросли за 2012 год довольно значительно - индекс потребительских цен на мясо и мясопродуктов составил 108,2%, для сравнения, в 2011 году значение индекса составляло 107,3%, а в 2009-2010гг. по 104,4%.

Средние потребительские цены на отдельные продукты представлены в таблице 3.

Деятельность мясоперерабатывающих предприятий Курской области зависит от объема спроса населения области на их продукцию. Поскольку местные производители в основном распространяют свою продукцию именно на территории Курской области. В структуре потребительских расходов домашних хозяйств Курской области доля расходов на потребление мяса и мясных продуктов в 2012 году увеличилась на 0,6% по сравнению с 2011 годом и составила 9,5%.

Таблица 3 - Динамика средних потребительских цен на некоторые виды мяса и мясных продуктов в

Курской области, руб./кг [5

Наименование продукции 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Говядина (кроме бескостного мяса) 145,30 192,87 195,15 192,75 220,86 226,33

Свинина (кроме бескостного мяса) 153,25 184,80 189,27 169,27 178,12 187,74

Куры (кроме куриных око-рочков) 76,52 86,75 86,35 87,91 82,47 94,89

Колбаса вареная высшего 150,54 184,41 197,25 205,93 221,33 232,29

| сорта_|_|_|_|_|_|_

Объемы потребления мяса и мясопродуктов жителей региона в 2012 году составили 79 кг. в расчете на 1 человека. Данный показатель увеличился на 6 кг. только за последний год (рисунок 4).

Рисунок 4 - Потребление мяса и мясопродуктов одним членом домохозяйств Курской области, кг. [5]

Качество продовольственной продукции курских предприятий уже не раз подтверждено многочисленными наградами, полученными на международных и региональных выставках.

Таким образом, одним из приоритетных направлений производственно-экономической активности региона является развитие мясоперерабатывающей промышленности, что обусловлено возрастающими объемами производства скота и птицы на животноводческих комплексах области.

Дальнейшее развитие рынка мяса и мясной продукции области напрямую зависит от государственного регулирования, укрепления сырьевой базы, применения инновационных технологий и оснащения мясоперерабатывающих производств современной техникой.

Список использованных источников

1 Администрация Курской области [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://adm.rkursk.ru/

2 Никитина С.М. Особенности интенсификации производства как основного фактора повышения эффективности функционирования мясоперерабатывающих предприятий (на примере Саратовской области): автореферат дис. к.э. наук. -Саратов, 2013. - 26с.

3 Российский рынок колбасных изделий: ассортимент шире, качество лучше [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/articles/25/04/2012/562949983670229.shtml

4 Требушкова И.Е. Размещение пищевой промышленности Курской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://scientific-notes.ru/pdf/019-037.pdf

5 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru.

Информация об авторах

Сергеева Оксана Валерьевна, старший преподаватель кафедры социального менеджмента, экономики и социального права Курского института социального образования (филиал) Российского государственного социального университета, тел. 8(910)3130866, е-mail: mia4509@rambler.ru

Булгакова Марина Михайловна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры социального менеджмента, экономики и социального права Курского института социального образования (филиал) Российского государственного социального университета, тел. 8(910) 2146990, е-mail: mrusetskaya@yahoo.com

Проняева Марина Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры инновационных методов управления социально-экономическими системами ФГБОУ ВО Курская ГСХА, тел. 8-9513252578.

REGIONAL ASPECTS OF THE MARKET MEAT AND MEAT PRODUCTS OF THE KURSK REGION

O.V. Sergeeva, M.M. Bulgakova, M.E. Pronyaeva

Abstract. In article dynamics of production of major products of the meat industry are considered, aspects of the placement of meat and meat offal are defined, tendencies of further development of the market meat and meat products in the region are allocated. Keywords: meat industry, meat processing enterprises, market of meat products, sausage products, consumer market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.