Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И КИТАЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)'

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И КИТАЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева Анастасия Андреевна

В статье рассматриваются социальные условия, механизмы и последствия развития институтов малого бизнеса в России и Китае. На материалах качественного социологического исследования проводится экспертное сравнение используемых программ и стратегий двух государств, выделяются общие векторы и особые условия для российской стратегии социального развития малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Журавлева Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS INSTITUTIONS IN RUSSIA AND CHINA (BASED ON A QUALITATIVE STUDY)

The article examines the social conditions, mechanisms and consequences of the development of small business institutions in Russia and China. Based on the materials of a qualitative sociological study, an expert comparison of the programs and strategies used by the two states is carried out, general vectors and special conditions for the Russian strategy for the social development of small businesses are identified.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И КИТАЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)»

Оценка развития институтов малого бизнеса в России и Китае (по материалам качественного исследования)

Журавлева Анастасия Андреевна,

преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Института социальных наук Иркутского государственного университета E-mail: irlend@list.ru

В статье рассматриваются социальные условия, механизмы и последствия развития институтов малого бизнеса в России и Китае. На материалах качественного социологического исследования проводится экспертное сравнение используемых программ и стратегий двух государств, выделяются общие векторы и особые условия для российской стратегии социального развития малого бизнеса.

Ключевые слова: социальное моделирование, малый бизнес, качественное исследование, экспертный опрос, качество жизни, социология управления

Кризис 2020 года, на фоне распространения нового коронавируса, будоражит умы теоретиков - исследователей, пытающихся понять и объяснить происходящее, простых граждан, ощущающих существенное падение доходов, предпринимателей, ищущих возможности избежать банкротства, государственных чиновников, стоящих перед сложной дилеммой - кого и в какой мере необходимо поддерживать в этих условиях.

Социальное управление [11,12], развитие человеческого капитала и иных форм развития предпринимательства способствует развитию институтов малого бизнеса разных государств [13,14]. На этот процесс также влияет и общественное мнение и другие формы социального регулирования и оценки предпринимательства [2-4].

Несмотря на кризис, существуют страны, в которых бизнес «крепко стоит на ногах». Ниже представлен рейтинг стран, в которых созданы наиболее благоприятные условия для предпринимательства: Новая Зеландия; Сингапур; Гонконг; Дания; Южная Корея.

В данном рейтинге Россия занимает 28 место, Китайская Народная Республика 31, именно поэтому, правительство этих двух стран серьезно работает над поддержкой малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N0 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства (далее - СМП) относятся:

1.

Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц;

Индивидуальные предприниматели, сведения о которых содержатся

т**1

л

88

2

в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей [9].

Законом КНР от 29.06.2002 «О стимулировании развития малого и среднего предпринимательства» определено, что «под малыми предприятиями понимаются предприятия различной организационно-правовой формы и различных форм собственности, созданные согласно закону на территории Китайской Народной Республики и способствующие удовлетворению потребностей общества, увеличению количества рабочих мест, отвечающие требованиям государственной отраслевой политики и относящиеся к малым и средним по масштабам хозяйственной деятельности» [7].

Критерии, по которым определяется размер предприятий, устанавливает ведомство Государственного Совета Китайской Народной Республики либо тот, кто несет непосредственную ответствен-

ность за осуществление той или иной работы, относящейся к предприятиям. Так, ключевыми основаниями выступают: количество работающих на предприятии людей, объем продаж, размер активов и иных показателей, обобщающих характерные особенности отрасли. Данное обстоятельство отразилось во временном регламенте о критериях малого и среднего предпринимательства.

Важно отметить, что в настоящее время поддержка малого предпринимательства - одна из важных задач обоих государств.

Нельзя не сказать, что определение мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса зависит от критериев отнесения хозяйствующих субъектов к категории малых предприятий, которые имеют свои особенности в разных странах. Так, в Таблице. 1 приведены обобщенные критерии малого и среднего предпринимательства в России, Китае и в среднем по Европе.

Таблица 1. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории малого и среднего предпринимательства

Критерии Китай Россия Европейские страны

Выручка от реализации товаров, млн долл. в год До 12 млн долларов До 10,7 млн долларов До 42,64 млн долларов

Средняя численность работников Численность персонала не более 300 человек Численность персонала не должна превышать 100 человек Численность персонала не должна превышать 250 человек

Доля других коммерческих фирм в уставном капитале Не предусмотрено Лимит 49% Не предусмотрено

Стоимость активов 7,5 млн долларов Не предусмотрено Не предусмотрено

Рассмотрев таблицу 1 можно сделать вывод, что согласно нормативно-правовой базе в сфере малого и среднего бизнеса, в категорию малого и среднего предпринимательства попадает больше всего компаний в Европе, так как предельно допустимый объем выручки от реализации товаров превышает российский почти в 4 раза, а средняя численность работников в 2,5 раза больше в Европе, чем в России. Что касается китайских законов, максимальная выручка от реализации товаров малого и среднего предпринимательства остает-

ся примерно той же, что и для российского бизнеса, превышая лишь на 11%. Кроме этого, стоимость активов субъектов малого и среднего бизнеса имеет лимит только в Китае и равен 7,5 млн долларов. Согласно закону Китайской Народной Республики от 29.06.2002 «О стимулировании развития малого и среднего предпринимательства», максимальная средняя численность работников на предприятии не должна превышать 300 человек, эта цифра в три раза больше российской и на 17% больше европейской. Это обусловлено высоким уровнем демографии

89

Китайской Народной Республики. Также стоит обратить внимание на то, что только в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» есть лимит доли других коммерческих фирм в уставном капитале малого предприятия и он составляет 49%.

Приоритетность развития малого предпринимательства в России подтверждается законодательным закреплением основных целей и принципов политики государства в соответствии со статьей номер 6 Федерального закона от 24.07.2007 N0 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и проведением многочисленных мероприятий федерального уровня в сфере малого бизнеса [1].

Таким образом, в качестве ключевых мероприятий выступают:

1. Создание Федеральной корпорации по развитию малого бизнеса;

2. Разработка стратегии развития субъектов малого и среднего бизнеса;

3. Формирование Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;

4. Контроль над резким ростом налоговой нагрузки на малый бизнес;

5. Недопустимость анонимных жалоб, что вызывает необходимость обязательной идентификации и аутентификации заявителя;

6. Борьба с коррупцией в рассматриваемом секторе, в частности повышение пороговых показателей по экономическим преступлениям;

7. Доступное кредитование для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Во исполнении данных мероприятий был создан Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» - один из национальных проектов в России на период с 2019 по 2024 годы. В феврале 2020 года куратором проекта назначен первый вице-премьер Андрей Белоусов. Руководителем стал министр

экономического развития Максим Решетников [10].

Согласно паспорту проекта на сайте Правительства РФ, общий бюджет реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» составит 481,5 млрд рублей, из которых 416,2 будут направлены из федерального бюджета, еще 11,4 из региональных, а 53,9 будут привлечены из внебюджетных источников.

Федеральные проекты в составе национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:

• «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»

• «Популяризация предпринимательства»

• «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию»

• «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»

• «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности». Планируемым итогом данного национального проекта к 2024 году является реализация механизма снятия барьеров для малого бизнеса. Число занятых в сфере малого и среднего предпринимательства составит 25 млн человек. Сектор будет давать 32,5% ВВП страны и 10% несырьевого экспорта. Объем закупок крупнейших заказчиков у малых предпринимателей составит 5 трлн руб., а число самозанятых - 2,4 млн человек [там же].

При реализации данного национального проекта не стоит забывать о внешних факторах, возникающих незапланированно. Таким примером является пандемия COVID-19, которая изменила планы всего мира. Также не стоит забывать, что 7 марта 2022 года Россия стала мировым лидером по количеству наложенных санкций, обойдя Иран. К 22 марта число российских физических и юридических лиц, находящихся под санкциями, достигло 7116. Данный факт остро

Гз

I и!

90

демонстрирует важность работы российского малого и среднего бизнеса, потому что только с помощью него Россия может осуществить импортозамещение.

В России малый и средний бизнес не играют такой существенной роли в экономике, как в странах с уже сформировавшимся и развитым рынком. В последние годы китайское правительство, в соответствии с принципами социализации, специализации и рыночной ориентации, энергично создаёт различные системы поддержки, информационного и иного обеспечения деятельности МСП, предоставляя МСП государственные услуги и сопровождение по ряду направлений [8].

Прежде всего, правительство Китая активно осуществляет поддержку малого и среднего бизнеса в вопросах финансирования и создания кредитных гарантий, что упрощает вход не только на внутренний, но и на внешний рынки. В вопросе косвенного финансирования, Народный банк Китая выпустил ряд документов, упрощающих процедуру получения банковских кредитов малым и средним предприятиям Китая. Например, комиссия по банковской деятельности Госсовета Китая направляет и поощряет финансовые учреждения банковского сектора, осуществляющих финансирование малого и среднего бизнеса и доведение новых финансовых продуктов и услуг, с целью ускорения продвижения инноваций. Эта политика поспособствовала увеличению дол кредитов для малого и среднего бизнеса. Аналогично была сформулирована соответствующая система кредитных гарантий для поощрения малого и среднего бизнеса.

Для увеличения занятости населения за счет создания нового бизнеса, правительство КНР оказывает следующую поддержку нового бизнеса: поощрение «стартапа бизнеса». Государство активно поддерживает программы обучения персонала. Посреднические сервисные агентства предоставляют услуги сатрапам. В настоящее время существуют более 500 инкубаторов, организованных по всей стране, которые позволили соз-

дать большинство удачных предприятий последних лет. Всекитайское собрание народных представителей приняло закон «О содействии занятости», определяющий ответственность правительства в вопросах содействия занятости и совершенствования соответствующей политики содействия занятости. В этом случае руководство страны просто обязано использовать МСП как своеобразный резерв для решения проблем безработицы роста занятости населения КНР.

Государство заинтересовано в усилении экспансии малого и среднего бизнеса на рынки, ведь это «оздорав-ливают» конкурентную среду. Фонд развития международного рынка малого и среднего бизнеса был запущен в 2000 году. Он поддерживает малые и средние предприятия при участии их в зарубежных выставках и ярмарках. Китайская международная ярмарка малого и среднего бизнеса проводится ежегодно с 2003 года, предоставляя платформу малым и средним предприятиям для расширения их рынка и укрепления торгово-экономическое сотрудничества. Предприятиям малого и среднего бизнеса предлагаются разные формы сотрудничества (кооперация, субподряд, аутсорсинг) с крупными предприятиями. Было предпринято решение об увеличении доли продукции и услуг малого и среднего бизнеса в государственных закупках.

Стоит обратить внимание, что Китайское государство делает особый акцент на дополнительном образовании и профессиональной подготовке руководителей бизнеса. Была разработана учебная база для прохождения курсов менеджмента. В этих учебных центрах моделируются все процессы, происходящие в реальных условиях во внутренней и внешней среде предприятия: получение и использование финансовых средств, мобилизация ресурсов, производственные процессы, реализация товаров, расчёты с бюджетом и др. Учитывая заинтересованность всех сторон в подобных курсах, к их проведению привлекаются ведущие специалисты университетов и институтов Китая,

91

с финансированием этих программ обучения из нескольких (в том числе и государственных) источников. Программа обучения представителей малого и среднего бизнеса «Galaxy», например, стала реализовываться с 2003 года. Она предлагает обучение в области делового администрирования, производства и промышленной политики.

Развитие современных IT технологий не осталось незамеченным со стороны государства. Веяние последнего времени - активизация работ по прокладке информационных сетей и обеспечению всех видов бесплатной информации для начинающих бизнесменов. Правительство создало информационный портал для представителей малого и среднего бизнеса с отдельными страницами для различных провинций и муниципалитетов. Предоставляются информационные услуги для МСП в ознакомлении политики, регулировании, ориентировании выхода на рынки и возможностях сотрудничества.

Пандемия COVID-19, которая началась в феврале 2020 года в Китае сильно повлияла на экономику страны. В короткий период времени в стране закрылись все производства и МСП, как один из главных секторов экономики Китая также пострадал. Тем не менее, правительство Китая оказало следующие меры поддержки:

• Финансовая поддержка: путем повышения квоты Центральным банком, понижения соотношения требований к резервам вклада, PBOC (Народный банк Китая) поощряет банки предлагать кредиты МСП с низкой процентной ставкой;

• Налоги и сборы сокращаются: правительство помогает МСП снижая уровень налогов и сборов;

• Поощрение занятости: правительство поощряет работодателей не увольнять работников или, по крайней мере, увольнять меньше работников и набирать новых;

• Помощь повышению производительности: правительство помогает МСП преуспеть в цифровом преобразовании и повысить их производи-

тельность посредством специальных кампаний цифрового включения, облачных вычислений, больших данных и искусственного интеллекта. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что развитие сектора малого и среднего бизнеса Китая является одной из главных задач Китая. Правительство оказывает должные меры поддержки, как в период кризиса, так и в период стабильной экономики.

Власти любой страны, особенно такой как Китай, понимает, что в условиях кризиса и становления экономики страны, обойтись бизнесу без грамотной помощи государства невозможно. Чтобы регион показывал хорошие результаты в развитии бизнеса страны необходима его всесторонняя поддержка.

Особенности исследования

Летом 2022 года мы провели экспертный опрос российских предпринимателей, занимающихся бизнесом с Китаем (n=22) и китайских, занимающихся бизнесом с Россией (n=22). Предприниматели из обоих стран занимаются данным бизнесом более трех лет (от трех и до тридцати лет), знают и пользуются государственной поддержкой своей страны по развитию малого бизнеса. В их компаниях от 10 и до 1000 человек работающих по найму.

Социально-стратификационная характеристика экспертов: 60% мужчин и 40% женщин, в возрасте от 30 до 70 лет. Российские предприниматели, работающие с Китаем, проживают в России (80%) и 20% в Китае. Китайские предприниматели, работающие с Россией, проживают в Китае - 100%.

Экспертный опрос проводился в программах Skype и zoom. Все предприниматели говорят на русском языке. Экспертное интервью проходило в виде полуструктурированного опроса 1,5-2 часа.

Анализ результатов исследовния

Анализируя ответы экспертов, мы пришли к выводу о том, что есть несколько приоритетных направлений развития малого бизнеса, которые характерны как

92

для России, так и для Китая, но есть и отличия в приоритетах развития.

Схожими чертами выступают следующие векторы развития.

Сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения (35% российских экспертов и 40% китайских отметили это).

Нужно всегда учитывать то, на что направлена внешнеэкономическая ситуация, какие приоритеты есть у государства и тогда становится понятно какие сферы будут в приоритете по государственной поддержке, субсидиям, возможности построения государственно-частного партнерства и т.д. (М.Н., предприниматель, 53 года, Россия).

Отслеживая вопросы спроса и приложения, политику нашей страны и России - всегда понимаешь, а что будет дальше, что последует за этим шагом и последующим - вот так и рождается личная инвестиционная стратегия, которая согласуется с политикой государств, развитие которых позволяет тебе процветать. (О.Д., предприниматель, 49 лет, Китай).

Развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы (22% российских экспертов и 36% китайских).

Использовать все возможные ресурсы, начиная от человеческих, заканчивая технологиями - это путь развития и процветания предприятия, его сотрудников, города и региона нашего присутствия. Это, наверное, одна из приоритетных сфер развития предпринимательства как социального явления. (Л.Л., предприниматель, 45лет, Россия).

Здоровая конкуренция рождает развитие социальной среды и самого бизнеса. Без этого нет понимания о приоритетах развития. Задача любого предпринимателя использовать любые ресур-

сы для процветания своего дела. (С.А., предприниматель, 46лет, Китай).

Формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг (15% российских экспертов и 24% китайских отметили это).

Качественная продукция и услуги -одно из приоритетных условий выживания. Времена халтуры прошли. Сейчас есть время только для добросовестного выполнения взятых на себя обязательств. Это и этика бизнеса, и возможность войти в определенные круги, что возможно только при определенном имидже и репутации. Перспектива предпринимательства в социальной ответственности и корпоративном развитии, время разворовывания прошло, сейчас время созидания. (Н.Н., предприниматель, 43 года, Россия).

Современная экономика создает возможность выбора для потребителя. А при прочем равном, только качество продукции и ее доступность может стать залогом успеха. Быть предпринимателем в Китае не одно и тоже что, быть предпринимателем в России - есть свои нюансы, но это не значит, что уровень ответственности и социальных обязательств отсутствует, наоборот - ложится двойная нагрузка. Качественные услуги и товары - наша перспектива развития. (В.М., предприниматель, 40 лет, Китай).

Российские эксперты также отмечали следующее.

Создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса (18% российских экспертов).

Новые рабочие места - это социальный долг любого предпринимателя, так как его миссия не только в зарабатывании денег, но и формировании социальной среды, способной воспроизводить структуру. (Т.А., предприниматель, 35лет, Россия).

Благодаря развитию малого и среднего предпринимательства формируются базовые условия для укрепления среднего класса. А без него сложно говорить о стабильности социальной сис-

93

темы. (В.М., предприниматель, 30 лет, Россия).

Развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования (10% российских экспертов).

Инновационные формы управления, производства и в целом развития предприятий создают для них подушку безопасности и устойчивости развития. Без внедрения новых технологий нет перспективного развития. (В.М., предприниматель, 36 лет, Россия).

Инновационный потенциал любой территории развивается благодаря людям и технологиям, которые также должны обладать инновационными чертами, чтобы реализовывать по максимуму все перспективы развития. Жизненные условия определяются технологиями, которые упрощают жизнь и системной инфраструктурой, которая ее упрощает и организует. (В.М., предприниматель, 47лет, Россия).

Необходимо отметить, что малый и средний бизнес в России развивается неоднородно, причинами этого являются диспропорции социально-экономического развития регионов, различный уровень доходов населения и платежеспособного спроса, различный уровень развития бизнес - инфраструктуры, что определяет состояние малого и среднего бизнеса в регионах страны. В Китае ситуация более стабильна, но также требует дополнительного государственного контроля и участия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

На сегодняшний день вопрос поддержки малого и среднего предпринимательства стоит особенно остро. Для малых и средних предприятий доступны финансовые и нефинансовые меры, реализуемые в том числе региональными организациями, образующим инфраструктуру поддержки предпринимательства.

Малый и средний бизнес имеет огромное значение в экономике любой страны. Этот сектор создает конкурентную среду, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюн-

ктуры,заполняет новые ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места и является основным источником формирования среднего класса. Возникновение и развитие малых и средних предприятий в Китае подчёркивает этот тезис и свидетельствует о необходимости более пристального рассмотрения вопроса государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Для успешной акселерации и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, имеющих существенный потенциал роста, необходимо формирование продуктивной региональной инфраструктуры поддержки. Целесообразно выстраивать все меры поддержки вокруг потенциально наиболее быстро растущих компаний. Обязательно привлечение федеральных инвесторов и экспертов в сфере развития малого и среднего бизнеса.

Для успешного взаимодействия с партнерами из других стран, например из Китая, руководителям и менеджерам российских компаний необходимо быть компетентными в сфере кросс-культурных коммуникаций. Сотрудники могут воспользоваться как образовательной формой поддержки государством, так и изучить культуру контрагентов самостоятельно.

Опыт Китая показывает нам, что развитие молодых стартапов с уникальными товарами оказывает позитивное влияние на экономику и социальное развитие страны. В сегодняшних условиях импортозамещения немаловажно развитие инновационных предприятий и стар-тапов.

Устойчивая система поддержки бизнеса в нашей стране все еще формируется в силу сравнительно короткой истории современного российского предпринимательства. Результатом этого является низкая вовлеченность населения в предпринимательство и отсутствие устойчивого интереса к ведению собственного бизнеса. Немалую роль играет низкое доверие государству, так как на сегодняшний день очень мало успешных примеров становления бизнеса при

94

поддержке государства с нуля. Отношение к предпринимательству меняется медленно.

Невзирая на немалые усилия властей, роль малого бизнеса в экономи- 2. ке России довольно скромная, и это во многом связано с высокой долей государственного сектора. В целом ситуация в России в сфере малого и среднего предпринимательства неизменна уже несколько лет - основные показатели существенно не меняются, в то время как китайская политика развития малого и среднего бизнеса приносит большие плоды. 3.

Фактически актуальными остаются целевые ориентиры, национального проекта «Малое и среднее предпринима- 4. тельство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Вероятность достижения целей национального проекта по малому и среднему предпринимательству по численности занятых, доле СМСП в ВВП и доле экспорта малого и среднего бизнеса в общем объеме несырьевого экспорта тесно связана с реализацией входящих 5. в него федеральных проектов.

Таким образом, требуется четкая адресность и социально-экономическая обоснованность оказания государственной поддержки с целью выявления наиболее перспективных субъектов малой предпринимательской деятельности, 6. а также эффективного распределения государственных финансовых ресурсов.

Также как и правительство Китая, наше государство осуществляет проекты по содействию развития систем финансирования и системы кредитных 7. гарантий, оказания административной поддержки бизнесу, создания конкурентной среды для выхода предприятия на внутренние и внешние рынки, создает систему дополнительной подготовки кадров управления, обеспечения полу- 8. чения бесплатной информационной помощи.

Литература

1. Rogerson R., Valentinyi A. Data about 9.

China comes from the State Statistics

Bureau, and data about other countries

and territories comes from Herrendorf "Growth and structural transformation"// Handbook of Economic Growth. 2014. Vol. 2. Elsevier. С. 855-941. Ардашев Р.Г. Изменение сознания в эпоху постпандемического общества // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений. материалы VI международной научно-практической интернет-конференции: в 2 ч.. Вологодский научный центр Российской академии наук. Вологда, ВолРАН, 2021. С. 76-79.

Ардашев Р.Г. Иррациональность общественного сознания россиян. Монография. М.: РГСУ, 2021. 184 c. Ардашев Р.Г. Трансформация мышления россиян в цифровую эпоху // Стратегия и тактика социально-экономических реформ: национальные приоритеты и проекты. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Вологда, Вол-РАН, 2021. С. 367-369. Ассоциация молодых предпринимателей России. [Электронный ресурс]: Фонд социальных программ: https://www.nb-fund.ru/about-the-fund/partners/assotsiatsiya-molodykh-predprinimateley-rossii/ (дата обращения: 04.09.2022).

Бесценный Д.С. Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономиках развитых стран// Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 4. С. 5658.

Галочкина О.А. Свобода предпринимательства как форма взаимоотношений общества и предпринимательства// Сборник материалов научно-практической конференции «Царскосельские чтения». 2013. Кулик И.В., Чжан Хунцзян. Политика развития малого и среднего предпринимательства в Китае // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». 2014. Том 5, № 4. С. 199-203. Курочкин Н.С. Проблемы финансирования малого и среднего предпринимательства в России: учебник//

95

pi

ц ВпСЙ.И

Вопросы науки и образования. 2018. № 9 (21). С. 25-30.

10. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». [Электронный ресурс]: Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нацио-нальный_проект_«Малое_и_сред-нее_предпринимательство_и_под-держка_индивидуальной_предпри-нимательской_инициативы» (дата обращения: 04.09.2022).

11. Полюшкевич О.А. Введение в социальную антропологию управления. Учебное пособие. Иркутск, ИГУ, 2012. 124 с.

12. Полюшкевич О.А. Социальное управление через призму норм // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, ИГУ, 2022. С. 195-199.

13. Пружинин А.Н. Моделирование развития человеческого капитала в современном бизнесе // Социология. 2022. № 2. С. 59-68.

14. Пружинин А.Н. Особенности стратегического развития человеческого капитала // Социология. 2020. № 2. С. 306-313.

ASSESSMENT OF THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS INSTITUTIONS IN RUSSIA AND CHINA (BASED ON A QUALITATIVE STUDY)

Zhuravleva A.A.

Irkutsk State University

The article examines the social conditions, mechanisms and consequences of the development of small business institutions in Russia and China. Based on the materials of a qualitative sociological study, an expert comparison of the programs and strategies used by the two states is carried out, general vectors and special conditions for the Russian strategy for the social development of small businesses are identified.

Keywords: social modeling, small business,

qualitative research, expert survey, quality of

life, management sociology.

References

1. Rogerson R., Valentinyi A. Data about China comes from the State Statistics Bureau, and data about other countries and territories comes from Herrendorf "Growth and structural transformation"//Handbook of Economic Growth. 2014. Vol. 2 Elsevier. pp. 855-941.

2. Ardashev R.G. Change of consciousness in the era of post-pandemic society // Global challenges and regional development in the mirror of sociological measurements. materials of the VI international scientific and practical Internet conference: at 2 o'clock. Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Vologda, VolRAN, 2021, pp. 76-79.

3. Ardashev R.G. The irrationality of the public consciousness of Russians. Monograph. M.: RGSU, 2021. 184 p.

4. Ardashev R.G. Transformation of the thinking of Russians in the digital age // Strategy and tactics of socio-economic reforms: national priorities and projects. Materials of the IX All-Russian scientific-practical conference with international participation. Vologda, VolRAN, 2021, pp. 367-369.

5. Association of Young Entrepreneurs of Russia. [Electronic resource]: Fund for Social Programs: https://www.nb-fund.ru/about-the-fund/partners/assotsiatsiya-molodykh-predprinimateley-rossii/ (date of access: 09/04/2022).

6. Priceless D.S. The role of small and medium businesses in the economies of developed countries // Bulletin of the Omsk University. Series "Economics". 2009. No. 4. S. 56-58.

7. Galochkina O.A. Freedom of Entrepreneur-ship as a Form of Relations between Society and Entrepreneurship// Collection of Materials of the Scientific and Practical Conference "Tsarskoye Selo Readings". 2013.

8. Kulik I.V., Zhang Hongjiang. Policy for the development of small and medium-sized businesses in China // Electronic scientific publication "Scientific notes of the PNU". 2014. Volume 5, No. 4. pp. 199-203.

9. Kurochkin N.S. Problems of financing small and medium-sized businesses in Russia: textbook// Voprosy nauki i obrazovaniya. 2018. No. 9 (21). pp. 25-30.

10. National project "Small and medium-sized businesses and support for individual en-

96

trepreneurial initiatives." [Electronic resource]: Wikipedia.: https://ru.wikipedia.org/ wiki/NationaLproject_"SmaN_and_medi-um_business_and_support_of_individual_ entrepreneurialjnitiative" (date of access: 09/04/2022).

11. Polyushkevich O.A. Introduction to the social anthropology of management. Tutorial. Irkutsk, IGU, 2012. 124 p.

12. Polyushkevich O.A. Social management through the prism of norms // Social consolidation and social reproduction of modern

Russian society: resources, problems, and prospects. Materials of the VIII International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich. Irkutsk, IGU, 2022, pp. 195-199.

13. Pruzhinin A. N. Modeling the development of human capital in modern business // Sociology. 2022. No. 2. S. 59-68.

14. Pruzhinin A.N. Features of the strategic development of human capital // Sociology. 2020. No. 2. S. 306-313.

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.