Научная статья на тему 'КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))'

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / GOVERNMENT BUSINESS SUPPORT / SERVICE INDUSTRY / COMPARATIVE ANALYSIS / BUSINESS CULTURE / NATIONAL MANAGEMENT / "GUANXI" SYSTEM / G. HOFSTEDE'S MODEL / COOPERATION / СЕКТОР МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ГОСПОДДЕРЖКА В СФЕРЕ БИЗНЕСА / СФЕРА УСЛУГ / КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ / ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СИСТЕМА "ГУАНХИ" / МОДЕЛЬ Г. ХОФСТЕДЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подойницына Ирина Ивановна, Шан Мин Сю, Николаева Ирина Валентиновна

Настоящее исследование направлено на анализ специфики экономических и управленческих компонентов предпринимательской деятельности, характерных для Китайской Народной Республики и для Республики Саха (Якутия), Россия. Цель. Определить особенности развития малого и среднего бизнеса в Китайской Народной Республике и в крупном российском регионе - Республике Саха (Якутия), выявить то, что сближает бизнес двух стран в экономическом плане и в плане развития менеджмента, дабы использовать результаты для успешного международного сотрудничества территориально близких регионов. Задачи. Выявить тенденции развития малого и среднего бизнеса в КНР и в Республике Саха (Якутия) с точки зрения экономического анализа; используя компаративный анализ, сравнить деловые культуры в КНР и в РС(Я); использовать справочную таблицу Г. Хофстеде для анализа национального менеджмента в двух странах; провести эмпирический анализ технологий управления персоналом на идентичных предприятиях малого бизнеса в Китае и в Якутии; выявить основы для успешного сотрудничества предпринимателей КНР и РС(Я), сделав акцент на кросс-культурные аспекты менеджмента. Методология. Методологической основой исследования послужили разработки отечественных и зарубежных авторов по менеджменту и социологии; методология общенаучного комплексного анализа и синтеза при сравнении общих параметров развития предпринимательства в РС (Я) и КНР; сопоставительный анализ вторичных статистических данных; четырехфакторная модель культуры Г. Хофстеде; кросс-культурный анализ бизнеса в КНР и в РС (Я); case-study как одна из методик качественной эмпирической социологии. Результаты. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП Китая в процентном отношении почти в три раза больше соответствующих показателей по России. Высок индекс деловой активности малых предприятий Китая, в Китае в большей степени, нежели в России, развита господдержка малого и среднего бизнеса. Основа китайского менеджмента - система «гуан-хи», менеджмент в КНР опирается на три основных принципа: повиновение, терпение и упорство. Российский менеджмент - это симбиоз западного и восточного подходов к управлению персоналом. Для российской модели характерны: индивидуальный характер принимаемых решений (как в западной модели) и медленный карьерный рост, коллективные моральные ценности (как в восточной модели). Использование справочной таблицы Г. Хофстеде продемонстрировало, что по четырем основным параметрам деловой культуры Китай и Россия похожи, а по некоторым параметрам даже идентичны. Сравнительный анализ двух case-study из опыта управления малым бизнесом в Китае и в России на эмпирическом уровне показал, что топ-менеджеры малого бизнеса в обеих странах любят экспериментировать, использовать новые технологии управления, заботятся о развитии корпоративной культуры. Выводы. Исходя из осуществленных в исследовании экономического и социологического анализа развития предпринимательства в КНР и в Республике Саха (Якутия) можно сделать вывод, что подходы к управлению бизнесом весьма схожи, а следовательно, есть основы для успешного сотрудничества и взаимодействия предпринимателей Китая и Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Подойницына Ирина Ивановна, Шан Мин Сю, Николаева Ирина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cross-Cultural Features in the Development of Small and Medium Enterprises: a Case Study of the People’s Republic of China and the Republic of Sakha (Yakutia)

The presented study analyzes the specific features of the economic and managerial components of entrepreneurial activity typical for the People’s Republic of China and the Republic of Sakha (Yakutia), Russia. Aim. The study aims to determine the specific features in the development of small and medium enterprises in the People’s Republic of China and a large Russian region - the Republic of Sakha (Yakutia), and to identify the commonalities between the two countries in terms of economy and development of management, which can be utilized to enhance international cooperation between the two geographically close regions. Tasks. The authors identify trends in the development of small and medium enterprises in the PRC and the Republic of Sakha (Yakutia) from the perspective of economic analysis; compare the business culture in the PRC and the Republic of Sakha (Yakutia) using comparative analysis; analyze the national management in both countries using G. Hofstede’s table; carry out an empirical analysis of personnel management technologies at identical small enterprises in China and Yakutia; determine the fundamentals of successful cooperation between the entrepreneurs of the PRC and Yakutia, with an emphasis on the cross-cultural aspects of management. Methods. The methodological framework of the study comprises the works of Russian and foreign authors on management and sociology; general scientific comprehensive analysis methods in the comparison of the basic parameters of entrepreneurial development in Yakutia and the PRC; comparative analysis of secondary statistical data; G. Hofstede’s four-factor model of culture; cross-cultural analysis of business in the PRC and Yakutia; case-study as a method of qualitative empirical sociology. Results. The share of small and medium-sized businesses in China’s GDP is almost 3 times higher than in Russia. The business activity index of small enterprises in China is high, and government support for small and medium enterprises is more comprehensive in China compared with Russia. Chinese management is based on the “guanxi” system and comes down to three principles: obedience, patience, and perseverance. Russian management is a symbiosis of the Western and Eastern approaches to personnel management. The Russian model is characterized by the individual nature of decision-making (similar to the Western model) and slow career progression, collective moral values (as in the Eastern model). G. Hofstede’s reference table shows that China and Russia are similar according to four major parameters of business culture, with some parameters being identical. Comparative analysis of two case studies based on the experience of small enterprise management in China and Russia at the empirical level shows that top managers of small enterprises in both countries love experimenting, use advanced management techniques, and care about developing corporate culture. Conclusion. Based on the results of the economic and sociological analysis of entrepreneurial development in the PRC and the Republic of Sakha (Yakutia), it can be concluded that approaches to business management are quite similar and, consequently, there is a foundation for successful cooperation and interaction between Chinese and Russian entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))»

Кросс-культурные особенности развития малого и среднего бизнеса (на примере Китайской Народной Республики и Республики Саха (Якутия))

Cross-Cultural Features in the Development of Small and Medium Enterprises: a Case Study of the People's Republic of China and the Republic of Sakha (Yakutia)

УДК 330.33

CD o; x

J

<

m

4

О

Подойницына Ирина Ивановна

профессор Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (г. Якутск), доктор социологических наук, профессор 677000, г. Якутск, пр. Ленина, д. 1

Irina I. Podoynitsyna

North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov (Yakutsk) Lenina Ave 1, Yakutsk, Russian Federation, 677000

Николаева Ирина Валентиновна

заведующий кафедрой Якутского института экономики —

филиала Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат экономических наук, доцент 677000, г. Якутск, ул. Халтурина, д. 22/2

Irina V. Nikolayeva

Yakutsk Institute of Economics — branch of St. Petersburg University of Management Technologies and Economics

Khalturina Str. 22/2, Yakutsk, Russian Federation, 677000

Шан Мин Сю

магистрант Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (г. Якутск)

677000, г. Якутск, пр. Ленина, д. 1 Shan Min Syu

North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov (Yakutsk) Lenina Ave 1, Yakutsk, Russian Federation, 677000

Настоящее исследование направлено на анализ специфики экономических и управленческих компонентов предпринимательской деятельности, характерных для Китайской Народной Республики и для Республики Саха (Якутия), Россия.

Цель. Определить особенности развития малого и среднего бизнеса в Китайской Народной Республике и в крупном российском регионе — Республике Саха (Якутия), выявить то, что сближает бизнес двух стран в экономическом плане и в плане развития менеджмента, дабы использовать результаты для успешного международного сотрудничества территориально близких регионов.

Задачи. Выявить тенденции развития малого и среднего бизнеса в КНР и в Республике Са-

ха (Якутия) с точки зрения экономического анализа; используя компаративный анализ, сравнить деловые культуры в КНР и в РС(Я); использовать справочную таблицу Г. Хофсте-де для анализа национального менеджмента в двух странах; провести эмпирический анализ технологий управления персоналом на идентичных предприятиях малого бизнеса в Китае и в Якутии; выявить основы для успешного сотрудничества предпринимателей КНР и РС(Я), сделав акцент на кросс-культурные аспекты менеджмента.

Методология. Методологической основой исследования послужили разработки отечественных и зарубежных авторов по менеджменту и социологии; методология общенаучного комплексного анализа и синтеза при сравнении

CD К

О

общих параметров развития предпринимательства в РС (Я) и КНР; сопоставительный анализ вторичных статистических данных; четырех-факторная модель культуры Г. Хофстеде; кросс-культурный анализ бизнеса в КНР и в РС (Я); case-study как одна из методик качественной эмпирической социологии. Результаты. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП Китая в процентном отношении почти в три раза больше соответствующих показателей по России. Высок индекс деловой актив-it ности малых предприятий Китая, в Китае

х в большей степени, нежели в России, развита

í господдержка малого и среднего бизнеса. Осно-

ва китайского менеджмента — система «гуан-хи», менеджмент в КНР опирается на три основных принципа: повиновение, терпение и упорство. Российский менеджмент — это симбиоз западного и восточного подходов к управлению персоналом. Для российской модели характерны: индивидуальный характер принимаемых решений (как в западной модели) и медленный карьерный рост, коллективные моральные ценности (как в восточной модели). Использование справочной таблицы Г. Хофсте-де продемонстрировало, что по четырем основным параметрам деловой культуры Китай и Россия похожи, а по некоторым параметрам даже идентичны. Сравнительный анализ двух case-study из опыта управления малым бизнесом в Китае и в России на эмпирическом уровне показал, что топ-менеджеры малого бизнеса в обеих странах любят экспериментировать, использовать новые технологии управления, заботятся о развитии корпоративной культуры.

Выводы. Исходя из осуществленных в исследовании экономического и социологического анализа развития предпринимательства в КНР и в Республике Саха (Якутия) можно сделать вывод, что подходы к управлению бизнесом весьма схожи, а следовательно, есть основы для успешного сотрудничества и взаимодействия предпринимателей Китая и Якутии. Ключевые слова: сектор малого и среднего бизнеса; господдержка в сфере бизнеса; сфера услуг; компаративный анализ; деловая культура; национальный менеджмент; система «гу-анхи»; модель Г. Хофстеде, сотрудничество.

Для цитирования: Подойницына И. И., Николаева И. В., Шан Мин Сю. Кросс-культурные особенности развития малого и среднего бизнеса в Китайской Народной Республике и в Республике Саха (Якутия) // Экономика и управление. 2018. № 10 (156). С. 39-49.

The presented study analyzes the specific features of the economic and managerial components of entrepreneurial activity typical for the People's Republic of China and the Republic of Sakha (Yakutia), Russia.

Aim. The study aims to determine the specific features in the development of small and medium enterprises in the People's Republic of China and a large Russian region — the Republic of Sakha (Yakutia), and to identify the commonalities between the two countries in terms of economy and development of management, which can be utilized to enhance international

cooperation between the two geographically close regions.

Tasks. The authors identify trends in the development of small and medium enterprises in the PRC and the Republic of Sakha (Yakutia) from the perspective of economic analysis; compare the business culture in the PRC and the Republic of Sakha (Yakutia) using comparative analysis; analyze the national management in both countries using G. Hofstede's table; carry out an empirical analysis of personnel management technologies at identical small enterprises in China and Yakutia; determine the fundamentals of successful cooperation between the entrepreneurs of the PRC and Yakutia, with an emphasis on the cross-cultural aspects of management. Methods. The methodological framework of the study comprises the works of Russian and foreign authors on management and sociology; general scientific comprehensive analysis methods in the comparison of the basic parameters of entrepreneurial development in Yakutia and the PRC; comparative analysis of secondary statistical data; G. Hofstede's four-factor model of culture; cross-cultural analysis of business in the PRC and Yakutia; case-study as a method of qualitative empirical sociology.

Results. The share of small and medium-sized businesses in China's GDP is almost 3 times higher than in Russia. The business activity index of small enterprises in China is high, and government support for small and medium enterprises is more comprehensive in China compared with Russia. Chinese management is based on the "guanxi" system and comes down to three principles: obedience, patience, and perseverance. Russian management is a symbiosis of the Western and Eastern approaches to personnel management. The Russian model is characterized by the individual nature of decision-making (similar to the Western model) and slow career progression, collective moral values (as in the Eastern model). G. Hofstede's reference table shows that China and Russia are similar according to four major parameters of business culture, with some parameters being identical. Comparative analysis of two case studies based on the experience of small enterprise management in China and Russia at the empirical level shows that top managers of small enterprises in both countries love experimenting, use advanced management techniques, and care about developing corporate culture.

Conclusion. Based on the results of the economic and sociological analysis of entrepreneurial development in the PRC and the Republic of Sakha (Yakutia), it can be concluded that approaches to business management are quite similar and, consequently, there is a foundation for successful cooperation and interaction between Chinese and Russian entrepreneurs. Keywords: small and medium enterprises; government business support; service industry; comparative analysis; business culture; national management; "guanxi" system; G. Hofstede's model; cooperation.

Citation: Podoynitsyna I. I., Nikolayeva I. V., Shan Min Syu. Kross-kul'turnyye osobennosti razvitiya malogo i srednego biznesa (na primere

Сопоставительный анализ показателей

Источник: [2-4].

Kitayskoy Narodnoy Respubliki i Respubliki Sakha (Yakutiya)) [Cross-Cultural Features in the Development of Small and Medium Enterprises: A Case Study of the People's Republic of China and the Republic of Sakha (Yakutia)]. Ekonomika i Upravlenie, 2018, no. 10 (156), pp. 39-49.

Практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой малый бизнес играет важную социально-экономическую роль. Система малого предпринимательства содействует повышению занятости населения, уменьшая безработицу, формирует базу для налоговых отчислений, вносит вклад в повышение ВВП страны и т. д. Так, сектор малого и среднего бизнеса обеспечивает занятость свыше 46% трудоспособного населения в Германии, во Франции — свыше 56%, в США — свыше 54%, а в Японии — более 78% [1]. Большинство стран на государственном уровне уделяет внимание развитию системы малого и среднего предпринимательства.

Российская Федерация и Китайская Народная Республика имеют исторически схожие пути развития. Начиная свою новую историю от социализма, наши страны в своем развитии пытаются достичь единых социальных целей и задач — создание конкурентоспособной и социально-ориентированной экономики, занимающей достойное место в глобальном мире. Малый бизнес в обеих странах имеет похожие черты (по критериям соотнесения к нему и вкладу в общую занятость населения), но существенно различается по общему вкладу в экономику страны (табл. 1).

В табл. 1 можно заметить существенные различия для обеих стран по количеству субъектов МСП и их вкладу в объем ВВП. Несмотря на разницу в периодах исследования, видно, что по многим параметрам компоненты предпринимательской среды РФ 2017 г. существенно ниже аналогичных показателей в Китайской Народной Республике. Такая разница объясняется более развитой инфраструктурой господдержки в КНР, особенно в сфере высокотехнологичных производств, по сравнению с РФ. При этом структура малого бизнеса в КНР и

малого и среднего бизнеса в РФ и КНР о

X

РФ также различна. В нашей стране до 2017 г. з 27% субъектов МСП были представлены индивидуальными предпринимателями, обеспечивающими самозанятость населения, в то время как малый бизнес Китая уже в 2015 г. в основном развивался за счет малых предприятий с численностью работников до 100 человек (более 60% субъектов МСП). Основной схожей чертой малого бизнеса в России и в Китае является его широкая представленность в сфере услуг — показатели доли в обороте потребительского рынка практически идентичны.

Государственная политика КНР в области поддержки предпринимательской среды выражена в Законе КНР «О стимулировании развития малых и средних предприятий» (2003 г.) [2], в Российской Федерации — Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (2007 г.).

В РФ инфраструктура развития малого бизнеса не столь развита, как в КНР. С другой стороны, в нашей стране на уровне государственного управления сформулирована задача развития малого бизнеса. В 2016 г. утвержден документ стратегического планирования на долгосрочную перспективу — Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г., которая предусматривает рост значений основных показателей сектора МСП (оборот малых и средних предприятий, производительность труда, доля занятого населения в секторе МСП) в 2-2,5 раза. В рамках реализации господдержки с 2016 по 2019 г. реализуется приоритетный проект по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в регионах внедряется целевая модель «Поддержка малого и среднего предпринимательства» [3].

Республика Саха (Якутия) — крупнейший по площади субъект Российской Федерации, отличительной чертой которого является крайне низкая плотность населения. Территориально регион находится в достаточной бли-

Показатель Значение

РФ, 2017 г. КНР, 2015 г.

Количество субъектов МСП, млн ед. 5,7 11,7

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП, % 19,9 60,0

Доля занятых (от общего числа занятых), % 25,0 70,0

Доля малого и среднего бизнеса в общем объеме экспорта страны, % 6,0 67,5

Доля в обороте потребительского рынка, % 58,9 60,1

Индекс деловой активности малых предприятий 11,3 44,9

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий — юридических лиц

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Число предприятий 10 155 9981 12 475 13 842 14 051 14 041 11 162

(на конец года), ед.

Среднесписочная чис- 53 987 57 063 50 648 50 754 51 579 50 723 49 266

ленность работников

(без внешних совме-

стителей), чел.

Доля работников МСП 11,2 11,8 10,5 10,5 10,7 10,5 10,2

в общей структуре за-

нятого населения, %

Оборот предприятий, 99 415,90 115 742,10 122 034,50 132 933,30 151 743,80 160 932,30 193 768,20

млн руб.

Инвестиции в основ- 3092,2 3300,2 2584,1 3435,3 3142,8 4424,1 4109

ной капитал, млн руб.

Источник: [5].

Таблица 3

Структура малых предприятий по видам экономической деятельности, %

Вид экономической деятельности Доля

Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство 7,0

Добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4,5

Обрабатывающие производства 9,5

Оптовая и розничная торговля, ремонт транспорта и предметов личного пользования 29,6

Гостиницы и рестораны 3,0

Транспорт и связь 9,4

Финансовая деятельность 3,3

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 27,0

Здравоохранение, образование и предоставление социальных услуг 3,1

Предоставление прочих услуг 3,6

Источник: [5].

зости к Китайской Народной Республике, мононациональный состав населения Якутии также накладывает отпечаток на особенности развития малого бизнеса в регионе.

В Республике Саха (Якутия) развитию системы малого предпринимательства уделяется большое внимание на уровне региональных органов исполнительной власти. Основные показатели динамики развития предпринимательского сектора представлены в табл. 2. Как видим, в посткризисный период количество малых и средних предприятий в Якутии несколько сократилось (11 162 ед. в 2016 г. по сравнению с 12 475 ед. в 2012 г., что составляет 89,4% по сравнению с 2012 г.), но при этом оборот предприятий не только не уменьшился, но стал намного больше (193,8 млрд руб. в текущих ценах 2016 г., что составляет 158,8% по сравнению с 2012 г.).

Структура предпринимательской среды региона представлена в табл. 3. В наибольшей степени в республике развиты оптовая и розничная торговля, до сих пор активно действуют челноки — «пионеры рынка», курсирующие с товарами по маршрутам Якутск — Харбин, Якутск — Хэйхэ и др. [6], и почти на том же

уровне развиты операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением жилья. Вместе с тем, многочисленные социологические опросы, проведенные авторами данной статьи в различных районах Якутии, выявили, что население считает самым перспективным направлением развития бизнеса в регионе сферу промышленности, и сотрудничество между странами также должно складываться в этом направлении [Там же]. О развитии промышленных предприятий в сфере бизнеса (не только крупного, но и среднего) говорится также в стратегических документах, принятых в Республике Саха (Якутия).

Анализ табл. 2 и 3 демонстрирует, что система малого и среднего бизнеса в Республике Саха (Якутия) находится на начальном этапе развития — практически все показатели фиксируются на уровне существенно более низком, чем среднероссийские. 91% общего количества предприятий малого бизнеса представлен индивидуальными предпринимателями, на долю средних предприятий (с численностью работников свыше 100 человек) приходится лишь 0,4% общего количества предприятий малого и среднего бизнеса. Доля предприниматель-

Таблица 4 ^

Система инфраструктуры, обеспечивающей деятельность МСП 0

КНР РС(Я) Задачи, обеспечивающие деятельность МСП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственная поддержка

Департамент по развитию предпринимательства Государственной Комиссии по экономике и торговле Министерство предпринимательства и развития туризма РС(Я) Снижение административных барьеров, реализация государственной политики в сфере предпринимательства

Образовательная поддержка

Китайский Координационный Центр делового сотрудничества, Китайская Международная Ассоциация малых и средних предприятий АУ ДПО «Бизнес-школа», ГАУ ДПО «Высшая школа инновационного менеджмента при Главе РС(Я)», ГКУ «Центр поддержки предпринимательства РС(Я)» Повышение квалификации кадров на всех уровнях управления, образовательная поддержка, популяризация предпринимательства

Информационная поддержка

Неправительственная коммерческая организация Малый Бизнес Онлайн (МБО) — собирает и предоставляет необходимую информацию, координирует работу отделов и агентств по поддержке МСП, является базовой платформой для работы систем информационного обслуживания МСП «Портал малого и среднего предпринимательства», Торгово-промышленная палата РС(Я), Якутское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и другие общественные объединения Развитие информационной поддержки для предпринимателей, предоставление актуальной информации, выработка общественного мнения по вопросам развития предпринимательства

Финансовая и материальная поддержка

ГУ «Народный Банк Китая», Кредитный гарантийный фонд, Китайский банк развития ГКУ «Центр поддержки предпринимательства РС(Я)», ГАУ «Технопарк „Якутия"», ГБУ «Бизнес-инкубатор РС(Я)», АО «Венчурная компания „Якутия"» Развитие системы грантов и льготного кредитования, развитие программ софинансирования МИП, предоставление помещений для ведения бизнеса и др.

Источник: [2; 8; 9].

ского сектора в ВРП региона составила 15,2% в 2015 г.

Ориентируясь на опыт других стран, в том числе и КНР, региональные органы исполнительной власти выстраивают инфраструктуру государственной поддержки малого бизнеса. Так, в Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 г. с определением целевого видения до 2050 г. говорится, что «малое и среднее предпринимательство становится основным фактором улучшения социально-экономического развития и обеспечения высокого уровня занятости и улучшения качества жизни населения» [7, с. 283]. В Стратегии подчеркивается, что в сфере малого и среднего бизнеса республики необходимо развивать массовый и высокотехнологичный сектора (из опыта КНР высокотехнологичному сектору отданы приоритетные направления государственной поддержки). Важно, что в Стратегии обозначены основные направления развития регионального бизнеса: это обрабатывающее производство, в том числе производство электроэнергии и газа, ювелирное производство, обработка древесины, транспорта, связь, инновационное предпринимательство. К 2030 г. при успешной реализации данного программного документа

предполагается, что доля численности занятых в секторе МСП достигнет 37%, а вклад МСП в ВРП увеличится до 16%.

Опыт КНР показал, что быстрое и плодотворное развитие малого предпринимательства не может осуществляться без действенной государственной поддержки, обеспечивающей формирование инфраструктуры и продуктивную деятельность малых и средних предприятий. Поэтому региональные органы исполнительной власти выстраивают систему государственной поддержки малого бизнеса в Республике Саха (Якутия) по аналогии с Китайской Народной Республикой (табл. 4).

По табл. 4 видно, что Республика Саха (Якутия) активно перенимает опыт Китайской Народной Республики в системе государственной поддержки предпринимательской среды, особое внимание в последнее время стало уделяться подготовке квалифицированных кадров для малого бизнеса.

Еще раз подчеркнем, что целью данной статьи было не только проанализировать экономические показатели, демонстрирующие особенности развития предпринимательства в Китае и в Якутии, но также дать оценку особенностям управления бизнесом в двух странах. Вторая задача не менее важна, чем первая, ибо от гра-

§ мотного кадрового менеджмента напрямую за-

§ висит эффективность работы малых предприя-

5 тий. Авторы сделали попытку рассмотреть

о- аспекты менеджмента в кросс-культурном раз-

5 резе, т. е. сквозь призму национальной куль-

з туры Китая и России (на примере Якутии).

^ Творческое «заимствование» опыта Китая

^ в Якутии становится возможным не только

к благодаря экономическим успехам КНР, но

^ и за счет близости национального ментали-

^ тета китайцев к якутским традициям и обы-

о! чаям. Изучая особенности развития малого и

ш

^ среднего бизнеса в Китае и в Республике Саха 2 (Якутия), целесообразно коснуться проблем менеджмента и проанализировать деловые культуры в изучаемых субъектах, особенности управления поведением людей в процессе выстраивания трудовых отношений на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Отметим, что национальный менеджмент в обоих рассматриваемых субъектах — в Китае и в Республике Саха (Якутии), Россия — складывался под влиянием традиционной культуры, культурные различия существенным образом оказывают влияние на систему управления организациями в обеих странах.

Рассмотрим влияние параметров национальной культуры на формирование бизнес-моделей в Китайской Народной Республике. Стоит отметить, что в процессе проведения постепенных, эволюционных реформ в КНР выработалось определенное отношение к малому и среднему бизнесу в этой стране. В КНР созданы комфортные условия для развития бизнеса: государство решительно пресекает всяческое давление на предпринимателей со стороны чиновников, силовиков, криминала; действует продуманная налоговая политика; новый бизнес регистрируется без всяких проволочек; создан благоприятный инвестиционный климат; высококонкурентная внешняя среда способствует развитию малого и среднего бизнеса.

Изменился социальный состав китайского общества — большую роль в нем стали играть бизнесмены, средний класс, представленный как «старыми слоями» (коммерсанты, торговцы), так и «новыми» (руководители интеллектуального бизнеса). В Китае существует теория формирования среднего класса, автором которой является социолог Лу Сюэи. Ученый провел масштабные общенациональные исследования, которые позволили выявить пять основных социальных слоев в Китае накануне миллениума: это — высший слой; высший средний класс; средний средний класс; низший средний; низший класс [10, с. 79]. Отметим, что подобный итог напоминает российскую социальную структуру в постперестроечный период, зафиксированную исследованиями

Т. И. Заславской, которая пишет, что после перестройки в России проявляют себя: верхний слой; средний слой; базовый слой; нижний слой. И точно так же, как и в КНР, средний слой, в свою очередь, подразделяется еще на три прослойки, выделенные по совокупности определенных характеристик [11]. И в России, и в Китае взят курс на построение общества среднего класса. Китайские ученые считают, что к 2020 г. в Китае должно быть в общих чертах сформировано общество средней зажиточности («сяокан») [12, с. 141].

Какие же традиции и культурные ценности Китая оказывают влияние на деловую культуру страны? Прежде всего, это так называемая система «гуанхи», или личные взаимоотношения, которые пронизывают все ситуации, связанные с бизнесом в Китае. Если китаец по какой-то причине не включен в систему «гуанхи», то ему вряд ли удастся успешно устроиться на работу, а если даже повезет, сложно будет завоевать доверие в новом трудовом коллективе. Для китайца-бизнесмена мораль «гуанхи» даже важнее получения прибыли и завоевания определенной доли рынка.

По поводу влияния системы «гуанхи» («гу-аньси», «гуанкси» в других вариантах) на национальную экономику в специальной литературе Китая до сих пор продолжают спорить. Одни утверждают, что гуанхи — это социальный капитал, т. е. благо, другие с такой же убежденностью заявляют, что гуанхи — это кумовство и коррупция, то есть явное зло. Приведем здесь слова Джека Ма, главы интернет-гиганта Alibaba, который выразил надежду, что правительство Китая покончит наконец с «эпохой гуаньси» и объяснит китайским бизнесменам, что далеко не все проблемы можно решить с помощью гуаньси, «непонятных отношений» [13].

В китайском обществе старший по возрасту человек пользуется непререкаемым уважением со стороны молодых людей, а старший по должности всегда признается как авторитет со стороны подчиненных. Эта конфуцианская традиция пронизывает все стороны деятельности китайских организаций. Организационная модель китайского бизнеса, цепи команд, стиль менеджмента и управления подчинены иерархическому характеру управления, китайцы не любят работать в более свободных матричных или сетевых структурах, в том числе и в предпринимательской сфере. В западном мире частный бизнес, напротив, часто использует демократические системы управления.

Китайские менеджеры придерживаются патерналистского стиля управления, высоко ценят лояльность коллег. Чаще всего китайские менеджеры выбирают автократический стиль управления, но избегают публичного порица-

Л

Л

н S

М

«

о

и

я

И

»К К

к ч 0 о.

о

Степень

мужественности (РФ — 59, КНР — 54). Уровень индивидуализма (РФ — 45, КНР — 39)

Дистанция власти (РФ — 88, КНР — 89)

Уровень избегания неопределенности (РФ — 80, КНР — 44)

CD ОС X

J

<

со

л

о

«

К

И га К

X

Низкий

Средний

Высокий

Россия

Рис. 1. Сравнение России и Китая по модели культуры Г. Хофстеде

ния, так как считают это нарушением деловой этики. Китайцы равнодушны к обману, к неприятностям, воспринимая их как часть игры, как элемент единой стратегии делового поведения. Несмотря на то, что в Китае господствуют иерархические методы управления, китайцы весьма ценят коллективную работу, деятельность в команде, стремятся к консенсусу. Именно стремление к консенсусу позволяет рабочим группам и командам добиваться высоких результатов. «Выделение из толпы» может быть расценено как негативное явление. В целом же китайский кадровый менеджмент может быть охарактеризован такой триединой формулой: симбиоз повиновения, терпения и упорства. Данная формула действует как в государственных, так и в частных организациях.

Обратимся к характеристикам российского менеджмента. Многие исследователи склоняются к мысли, что российский менеджмент — это гармоничный симбиоз западного и восточного подходов к управлению людьми. Для российской модели характерны: доминирование тактических материальных целей, индивидуальный характер принимаемых решений (как в западной модели), медленный карьерный рост (как в восточной модели), коллективные моральные ценности (как в восточной модели). В России свободная конкуренция в некоторых секторах экономики соседствует с излишним государственным регулированием в других. Часть предприятий исповедует демократический стиль управления, в то время как другая часть состоит из приверженцев

автократической власти. Как в большинстве стран с быстро развивающейся экономикой, руководители российского бизнеса настроены на краткосрочную перспективу.

Вежливость важна для всех отношений в бизнесе, это качество особенно ценится в России. Большинство россиян, так же как и китайцев, ценят возраст, стаж работы, должность своих коллег и даже испытывают определенный пиетет перед высоким статусом. В командной работе, как и в осуществлении всех бизнес-процессов в российских компаниях, важна роль иерархической структуры. А вот неудач в России не любят, считают их слабостью характера и долго проверяют «неудачника» на выживаемость.

Тенденции развития кадрового менеджмента могут быть также проанализированы в числовом виде — сравним в этом плане Россию и Китай. Сошлемся на справочную таблицу Г. Хофстеде, который провел исследование в 70 филиалах фирмы IBM в различных странах мира и предложил модель культуры, состоящую из четырех переменных: дистанция власти, уровень избегания неопределенности, степень мужественности и уровень индивидуализма, измеряемые в баллах (см. рис. 1).

Опрос Хофстеде продемонстрировал схожесть российского и китайского менеджмента по трем факторам из четырех (выделенные области на рис. 1 показывают совпадение баллов критериев по уровням). Идентичность по фактору «дистанция власти» характеризует культурный стереотип в обеих странах — это ментальный артефакт их политической куль-

g туры, которая столетиями была основана на

q преклонении перед властью (русского царя,

if китайского императора, чиновников разных

^ рангов и др.). Схожесть по параметру «степень

5 мужественности» можно трактовать таким об-

s разом: встречаются два типа поведения, как

^ в Китае, так и в России — сотрудники-менед-

^ жеры могут быть сфокусированы на карь-

к ерном росте, получении высокого заработка,

^ ведут себя самоуверенно, но распространен

| и другой тип менеджеров (более «женствен-

i ных») — они сосредоточены на качестве жиз-

ш

g ни, личностных моментах, предпочитают быть s исполнителями. Близкие значения показателя «уровень индивидуализма» еще раз подтверждает идею о том, что коллективизм, склонность к командной работе, выстраивание доверительных отношений между людьми — одна из главных особенностей как китайского, так и российского менеджмента [15].

Заметное различие наших стран наблюдается только по переменной «уровень избегания неопределенности» — в Китае средний (44), в России высокий — 80. Стоит учесть такую тенденцию: в традиционных китайских компаниях степень толерантности к рискам гораздо выше, чем в молодых организациях [14]. Что же касается России, то культура с высокой степенью избегания неопределенности означает высокую степень формализации, стандартизации, «давление» слишком большого количества бюрократических правил. Впрочем, в последнее время в связи с увеличением контактов Китая и России с западными странами и развитием предпринимательского слоя показатель «избегания неопределенности» стал меняться: при заключении сделок приоритет стал отдаваться рамочным соглашениям, признается неопределенность внешней среды, сценарный ход развития событий и др.

В целом, при значительном несходстве культурных характеристик, страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай) демонстрируют значительно большое количество общих черт, связанных с построением бизнес-моделей. Перечислим эти объединяющие их черты: преимущественно иерархические структуры управления; директивный стиль управления; патернализм; растущая готовность к изменениям; формализация процессов и операций; решение принимаются руководителями команд; большое значение личных договоренностей.

Ниже будут приведены case-study из опыта работы малых фирм Китая и Якутии. Данные примеры призваны подтвердить гипотезу авторов о том, что предприятия малого бизнеса находятся на передовом фронте кадровых технологий, пытаются идти нетрадиционными путями, использовать новые управленческие модели. Для наблюдения были выбраны два малых предприя-

тия со сходными характеристиками, основной вид деятельности которых — посреднические услуги, оптовая и розничная торговля в области медицинских товаров и фармакологии.

Один из авторов данной статьи, жительница Китая и магистрант СВФУ им. М. К. Аммосо-ва Шан Мин Сю приводит конкретный пример использования менеджмента на предприятии малого бизнеса в Харбине, специализирующегося на продаже медицинского оборудования и фармакологии. На данном предприятии Шан Мин Сю работала до поступления в магистратуру. Интересно, что в этой небольшой фирме, где трудится всего 15 человек, был разработан корпоративный устав, утверждены корпоративные ценности. Корпоративные ценности для данного предприятия торговли звучат достаточно пафос-но: лидеры служат людям; качество продукции определяет успех или поражение компании; цель компании — непрерывные инновации; сотрудники компании должны обмениваться успехом и радостью друг с другом; сверхцель сотрудников компании — превосходство на рынке.

На данном харбинском предприятии принята программа развития персонала, которая состоит в том, что менеджеры должны строить карьеру внутри компании, каналы построения карьеры должны быть прозрачны. Внутри компании действуют постоянные тренинги и семинары для подготовки и переподготовки сотрудников. К примеру, весьма популярен такой тренинг — «Искусство сбыта», на нем обучают продавцов-консультантов, продавцов-кассиров и старших продавцов, кроме того, учат взаимозаменять друг друга.

На предприятии принята мотивационная программа под названием «Программа повышения тонуса». Достижением менеджмента в данной компании считается тот факт, что на предприятии часто проводятся собрания, где выступают не только управляющие, но и рядовые сотрудники: они обмениваются идеями, знакомят коллег с планом продаж на квартал, месяц, даже на день. Критика и самокритика допускаются и поощряются. Есть и такие лозунги на предприятии: «Каждый сотрудник — босс магазина», «Планы продаж должны быть реальными и немного трудными для выполнения». И можно было бы даже признать это предприятие малого бизнеса продвинутым и прогрессивным, однако Шан Мин Сю отмечает, что ради выполнения планов и достижения благих целей «преуспевания на рынке» товары продаются чаще всего по крайне завышенным ценам. К примеру, ей самой пришлось реали-зовывать продукцию компании ИЕСИиЛМО за 1500 руб., тогда как в реальности она стоила примерно 50 руб. Система «гуанхи» мешает даже самым ответственным работникам высказать замечания по этому поводу.

Сравнительный анализ малых предприятий Якутии и Китая

№ Критерий Якутия (Россия) Китай

1 Наличие долгосрочной стратегии развития предприятия (сверхцель) нет да

2 Наличие корпоративной культуры да да

3 Особое внимание к методикам подбора, отбора и найма персонала да да

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Наличие мотивационной программы для персонала да да

5 Наличие программ адаптации и обучения персонала да да

6 Наличие методик «обратной связи» да да

7 Наличие иерархической структуры управления да да

о о со ос

X <

со

л

О

Источник: составлена авторами по данным проведенных исследований.

Обратимся к опыту якутских предприятий малого бизнеса. Для сравнения мы подобрали миникомпанию, которая также специализируется на оптовой торговле медицинскими товарами, изделиями медицинской техники, а также продуктами фармацевтической промышленности. Название фирмы — ООО «Регион — Столица», расположена в г. Якутске, численный состав сотрудников также 15 чел. Руководство якутской компании решило отойти от способов управления бизнесом, характерных для первых десятилетий постсоветского пространства (жестких, механистичных). По мнению топ-менеджеров, управление бизнесом в малой фирме позволяет экспериментировать, больше полагаться на внедрение гуманистического подхода. В компании приняли ряд документов, определяющих основу ее корпоративной культуры — «Этический кодекс», «Наш путь к совершенству». Принята программа адаптации сотрудников — с вновь поступившими сотрудниками работают коуче-ры, в течение нескольких месяцев новички проходят групповую практику.

Особое внимание в компании уделяется системе подбора, отбора и найма персонала: разработана специальная мотивационная анкета, которую претендент на вакантное место заполняет в присутствии НИ-менеджера компании, а также применяется ноу-хау данной фирмы — матрица ценностного управления. Менеджеры по управлению персоналом стараются принять на работу таких сотрудников, которые обладают двумя качествами, развитыми в высшей степени: профессионализм и разделение ценностей компании, или, по крайней мере, стремятся к идеалу [16, с. 171]. Для выявления наличия этих качеств также используются специальные тесты. В компании установлены фиксированные цены, самодеятельность в данной сфере не поощряется.

Таким образом, на основе рассмотренных примеров, можно выделить некоторые черты кросс-культурного менеджмента Якутии (Россия) и Китая, сгруппируем их в табл. 5.

Из табл. 5 видно, что основным различием идентичных малых предприятий в разных

странах (по размеру, характеру деятельности и др.) является первый фактор — наличие «сверхцели» превосходства на рынке. Это объясняется различием уровней подчиненности предприятий. Якутия — субъект Российской Федерации, поэтому перед якутскими предприятиями прежде всего ставится цель выхода на национальный уровень, т. е. расширение рынка сбыта на страну, и лишь затем — выход на мировой рынок, в то время как китайские предприятия в г. Харбине сразу нацелены на международное сотрудничество. Все остальные выделенные черты подчеркивают схожесть кросс-культурных особенностей малых предприятий Якутии и Китая. Предложенная авторами гипотеза подтвердилась: в кадровом менеджменте малых предприятий активно используется гуманистический подход (применяются различные мотивационные, адаптационные программы и др.), система «обратной связи» здесь развита в большей степени, чем на предприятиях крупного бизнеса.

В заключение статьи необходимо сказать несколько слов о направлении развития сотрудничества между Республикой Саха (Якутия) и Китайской Народной Республикой. Сотрудничество с Китаем у РС(Я) началось с заключения Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Республики Саха (Якутии) и Народным правительством провинции Хэйлушцзян, подписанного 22 марта 2004 г. Основное направление сотрудничества Китая и Якутии — это торговля. Так, в 2002-2006 гг. объем товарооборота между РС(Я) и Китаем вырос в два раза, и сегодня темпы прироста товарооборота также остаются высокими. Основная статья экспорта — бриллианты, бой рогов, пушное сырье, панты, ювелирные изделия. Импорт из Китая — оборудование, товары легкой промышленности и др.

Второе направление развития сотрудничества — экономическое, особенно в сфере использования топливно-энергетического комплекса. Китай является крупнейшим потребителем энергоносителей и сырья, обеспечивая почти 40% мирового спроса на нефть. Китай использу-

g ет уголь из Якутии. Перспективы развития дву-

q сторонних отношений связаны с реализацией

5 крупных проектов: это строительство железной

Q- дороги от Эльгинского месторождения камен-

5 ного угля к БАМу для экспорта угля в Китай,

s сотрудничество «Сахатранснефтегаза» и Китай-

^ ской национальной нефтегазовой корпорации и

^ др. Дальнейшее развитие сотрудничества в этом

к направлении связано со строительством и за-

^ пуском нефтепроводной системы «Восточная

^ Сибирь — Тихий океан», проходящей в том

i числе и по территории Якутии.

ш

g Третье направление сотрудничества между s Китаем и РС(Я) — это алмазо-бриллиантовый комплекс. Китай постепенно становится мировым центром торговли и обработки алмазов. Знаменитая в Якутске фирма ЭПЛ «Даймонд» стала полноправным членом Шанхайской алмазной биржи (SDE). В Гонконге, Пекине, Харбине также построены предприятия для реализации продукции алмазо-бриллианто-вого комплекса [17].

Подводя итоги вышесказанному, можно прийти к следующим выводам: статистический анализ данных по Китайской Народной Республике, России и Республике Саха (Якутия) показал, что малый и средний бизнес развивается в этих странах активными темпами, пользуется господдержкой, но Китай при этом по многим позициям обгоняет Россию. Сравнительный анализ типологий организационных структур по методике Г. Хофстеде продемонстрировал, что деловые культуры, кадровый менеджмент в Китае и в России имеют немало схожих черт (отношение к власти и субординации, коллективизму, патернализму и др.). Использование эмпирического метода case-study, в процессе которого сравнивался менеджмент в МП Китая (г. Харбин) и в МП России (г. Якутск), также позволило выявить схожие черты построения бизнес-моделей: экспериментирование при приеме на работу и найме персонала, формирование современных программ мотивации и адаптации персонала.

Выделим основные особенности развития малого и среднего бизнеса в Китайской Народной Республике и в Республике Саха (Якутия), Россия:

1)переход от социалистической модели экономики к рыночной вызвал бурный количественный рост массового предпринимательского сектора в обеих странах, особенно в сфере торговли; эта сфера и сегодня сохраняет свои лидирующие позиции;

2) наблюдаются качественные изменения на предприятиях малого бизнеса — возрастает интерес к инновациям, экспериментам в применении различных кадровых технологий, повышается степень толерантности к рискам.

Проведенный анализ позволяет авторам прийти к выводу, что у России, в частности у Республики Саха (Якутия), и у Китая есть основания для установления взаимовыгодного сотрудничества по различным направлениям экономики. Взаимовыгодное сотрудничество в том числе возможно, исходя из идентичностей некоторых аспектов национального менеджмента, принятого в Китайской Народной Республике и, соответственно, в Республике Саха (Якутия).

Литература

1. Юткина О. Г., Хомяков А. Ю., Подопригора И. В. Особенности малого предпринимательства в России и за рубежом // Вектор экономики. 2018. № 5 (23). C. 121-123.

2. Левченко Т. А. Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Китае: современное состояние и пути развития // Азимут научных исследований. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 235-238.

3. О достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы: докл. // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/ wps/wcm/connect/c5262b2b-2833-4be9-bcc9-c238574 c5bda/report_msp.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID= c5262b2b-2833-4be9-bcc9-c238574c5bda (дата обращения: 28.07.2018).

4. Верховская О. Р., Александрова Е.А., Богатырева К. А., Джелепова М. В., Шмелева Э. В. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2016/2017: нац. отчет / под ред. О. Р. Вер-ховской; Высшая школа менеджмента СПбГУ. [Электронный ресурс]. URL: http://smb.gov.ru/ files/images/gem_russia_2016-2017.pdf (дата обращения: 28.07.2018).

5. Малое и среднее предпринимательство: официальная статистика // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной по Республике Саха (Якутия). URL: http:// sakha.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/ ru/statistics/enterprises/small_and_medium_enter-prises/ (дата обращения: 28.07.2018).

6. Подойницына И. И. Развитие торговли в столице РС (Я): социологический анализ // Вестник СВФУ. Сер.: Экономика. Социология. Культурология. 2017. № 2 (6). С. 22-32.

7. Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. URL: https://mineconomic.sakha. gov.ru/uploads/ckfinder/userfiles/files/%D0%9F% D0%9F%D1%80%20%D0%A0%D0%A1(%D0%AF) %20455.pdf (дата обращения: 02.07.2018).

8. Ксенитова Л. Ф., Луговая Ю. А. Роль государственного сервиса в развитии малого предпринимательства: опыт Китая и России // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 7 (45). С. 134-145.

9. Николаева И. В., Гермогенова М. Н. Государственные меры поддержки молодежного предпринимательства в Республике Саха (Якутия) // Экономика и предпринимательство. 2018. № 6 (95). С. 323325.

10. Лянь Л. Социальное неравенство, реформы и открытое общество в Китае // СОЦИС. 2015. № 5 (373). С. 78-83.

11. Заславская Т. И. Структура российского общества через призму трансформационного процесса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002. № 4 (60). С. 7-13.

12. Кива А. В. У России еще остается шанс стать развитой страной. Что можно взять из опыта Китая? // Социологические исследования. 2017. № 3 (395). С. 134-143.

13. Горин Д. Гуаньси для бизнеса: правда и стереотипы // ЛАОВАЙРУ: радикальный журнал о Китае. [Электронный ресурс]. URL: https://laowai. ru/guansi-dlya-biznesa-pravda-i-stereotipy/ (дата обращения: 06.07.2018).

14. Мясоедов С. П., Борисова Л. Г. Кросс-культурный менеджмент: учебник. 3-е изд. М.: Юрайт, 2015. 314 с.

15. Hofstede G., Hofstede G. J., Minkov M. Cultures and Organizations. Software of the Mind. Intercultural Cooperation and its Importance for Survival. 3rd ed. N. Y.: McGraw Hill, 2010. 576 p.

16. Развитие кадрового менеджмента в организациях современной Якутии / под ред. И. И. Подойницы-ной. СПб.: Изд-во С.-Петерб. академ. ун-та, 2016. 184 с.

17. Михайлова В. В. Актуальные вопросы сотрудничества Республики Саха (Якутия) и КНР в современных условиях // Россия — Китай: развитие регионального сотрудничества в 21 веке: матер. Междунар. конф. Маньчжурия, КНР: Изд-во Маньчжур. ун-та, 2010. С.68-71.

References

1. Yutkina O. G., Khomyakov A. Yu., Podoprigora I. V. Osobennosti malogo predprinimatel'stva v Rossii i za rubezhom [Features of small business in Russia and abroad]. Vektor ekonomiki, 2018, no. 5 (23), pp.121-123.

2. Levchenko T. A. Sistema gosudarstvennoy podder-zhki malogo i srednego biznesa v Kitaye: sovremen-noye sostoyaniye i puti razvitiya [System of state support of small and medium-sized business in China: Current state and ways of development]. Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravleniye, 2017, vol. 6, no. 3 (20), pp. 235-238.

3. Report on the results achieved in terms of improving the business environment, developing small and medium-sized businesses and supporting individual entrepreneurial initiatives. Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. 2017. Available at: http://economy.gov.ru/wps/ wcm/connect/c5262b2b-2833-4be9-bcc9-c238574c5b-da/report_msp.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID= c5262b2b-2833-4be9-bcc9-c238574c5bda. Accessed 28.07.2018. (in Russ.).

4. Verkhovskaya O. R., Aleksandrova E. A., Bogatyre-va K. A., Dzhelepova M. V., Shmeleva E. V. Global monitoring of entrepreneurship: Russia 2016/2017. National report. Graduate School of Management of St. Petersburg State University. Available at: http:// smb.gov.ru/files/images/gem_russia_2016-2017.pdf. Accessed 28.07.2018. (in Russ.).

5. Small and medium business: Official statistics. The official website of the territorial authority of the Federal State Service for the Republic of Sakha (Yakutia). Available at: http://sakha.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/sakha/ru/statistics/enter-

prises/small_and_medium_enterprises/. Accessed g

28.07.2018. (in Russ.). i

о

6. Podoynitsyna I. I. Razvitiye torgovli v stolitse RS x (YA): sotsiologicheskiy analiz [Development of trade ш in the Sakha Republic (Yakutia): Sociological analy- x sis]. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo univer- ^ siteta im. M. K. Ammosova. Seriya: Ekonomika. So- ^ tsiologiya. Kul'turologiya, 2017, no. 2 (6), pp. 22-32.

7. The strategy of socio-economic development of the Re- v public of Sakha (Yakutia) for the period up to 2030 K with the definition of the target vision until 2050. Official site of the Ministry of Economic Development of < the Russian Federation. Available at: https://mineco- ^ nomic.sakha.gov.ru/uploads/ckfinder/userfiles/files/ ^ %D0%9F%D0%9F%D1%80%20%D0%A0%D0%A1 g (%D0%AF)%20455.pdf. Accessed 02.07.2018. (in Russ.). 5

8. Ksenitova L. F., Lugovaya Yu. A. Rol' gosudarstven-nogo servisa v razvitii malogo predprinimatel'stva: opyt Kitaya i Rossii [Public service in the development of small business: The experience of China and Russia]. Servis v Rossii i za rubezhom, 2013, no. 7 (45), pp. 134-145.

9. Nikolayeva I. V., Germogenova M. N. Gosudarstven-nyye mery podderzhki molodezhnogo predprinima-tel'stva v Respublike Sakha (Yakutiya) [State measures to support youth entrepreneurship in the Republic of Sakha (Yakutia)]. Ekonomika i pred-prinimatel'stvo, 2018, no. 6 (95), pp. 323-325.

10. Lian L. Sotsial'noye neravenstvo, reformy i otkry-toye obshchestvo v Kitaye [Social inequalities, reforms and open society in China]. Sotsiologicheskiye issledovaniya, 2015, no. 5 (373), pp. 78-83.

11. Zaslavskaya T. I. Struktura rossiyskogo obshchestva cherez prizmu transformatsionnogo protsessa [The structure of Russian society from transformational process perspective]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny, 2002, no.4, pp.7-13.

12. Kiva A. V. U Rossii eshche ostayetsya shans stat' raz-vitoy stranoy. Chto mozhno vzyat' iz opyta Kitaya? [Russia still has a chance to become a developed country. What can be taken from the experience of China?]. Sotsiologicheskiye issledovaniy a, 2017, no. 3 (395), pp.134-143.

13. Gorin D. Guanxi for business: Truth and stereotypes. Laowairu. 2018. Available at: https://laowai.ru/ guansi-dlya-biznesa-pravda-i-stereotipy/. Accessed 06.07.2018. (in Russ.).

14. Myasoyedov S. P., Borisova L. G. Kross-kul'turnyy menedzhment [Cross-cultural management]. Moscow: Urait Publ., 2015. 314 p.

15. Hofstede G., Hofstede G. J., Minkov M. Cultures and organizations: Software of the mind. Intercultural cooperation and its importance for survival. 3rd ed. N. Y.: McGraw-Hill Education Publ., 2010. 576 p.

16. Podoynitsyna A., ed. Razvitiye kadrovogo menedzh-menta v organizatsiyakh sovremennoy Yakutii [Development of personnel management in organizations of modern Yakutia]. St. Petersburg: St. Petersburg Academic Univ. Publ., 2016. 184 p.

17. Mikhaylova V. V. Aktual'nyye voprosy sotrudnichestva Respubliki Sakha (Yakutiya) i KNR v sovremennykh usloviyakh [Topical issues of cooperation between the Republic of Sakha (Yakutia) and the PRC in modern conditions]. In: Rossiya — Kitay: razvitiye regional'-nogo sotrudnichestva v 21 veke. Mat. Mezhdunar. konf. [Russia - China: Development of regional cooperation in the 21st century. Proc. Int. conf.]. Manchuria: Manchuria Univ. Publ., 2010, pp. 68-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.