Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОРТАЛЕ'

ОЦЕНКА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОРТАЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагина Инна Рудольфовна, Кубекова Алия Салаватовна, Смахтина Татьяна Александровна

Статья посвящена анализу оценки работы студентов медицинского вуза в системе дистанционного обучения, в образовательном портале Moodle в Астраханском государственном медицинском университете. Оценка была произведена методом анкетирования. В анкетировании анонимно приняли участие 647 студентов 1, 2, 3, 4, 5 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов ФГБОУ ВО «Астраханский ГМУ» Минздрава России. Были проанализированы показатели, влияющие на эффективность обучения студентов. В ходе анализа было установлено, что студенты испытывают напряжение от самостоятельной работы, отмечают снижение работоспособности от дистанционного обучения, испытывают напряжение зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шагина Инна Рудольфовна, Кубекова Алия Салаватовна, Смахтина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE WORK OF STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY IN THE EDUCATIONAL PORTAL

The article is devoted to the analysis of the assessment of the work of students of a medical university in the distance learning system, in the educational portal Moodle at the Astrakhan State Medical University. The assessment was made using a questionnaire method. 647 students of 1, 2, 3, 4, 5 courses of the medical, pediatric, dental and pharmaceutical faculties of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Astrakhan State Medical University» of the Ministry of Health of Russia took part in the survey. The indicators that affect the effectiveness of student learning were analyzed. In the course of the analysis, it was found that students experience stress from independent work, notice a decrease in working capacity from distance learning, and experience eye strain.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОРТАЛЕ»

УДК 316.344.3:378-042.004

Шагина Инна Рудольфовна

кандидат социологических наук, доцент кафедры физики, математики и медицинской информатики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России [email protected]

Кубекова Алия Салаватовна

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России [email protected]

Смахтина Татьяна Александровна

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии и педагогики,

Астраханский государственный

медицинский университет

Минздрава России

[email protected]

Оценка работы

студентов медицинского вуза в образовательном портале

Inna R. Shagina

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Physics, Mathematics and Medical Informatics, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia [email protected]

Alia S. Kubekova

Senior Lecturer of the Department of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia [email protected]

Tatyana A. Smakhtina

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia [email protected]

Evaluation

of the work of students of a medical university in the educational portal

Аннотация. Статья посвящена анализу оценки работы студентов медицинского вуза в системе дистанционного обучения, в образовательном портале Moodle в Астраханском государственном медицинском университете. Оценка была произведена методом анкетирования. В анкетировании анонимно приняли участие 647 студентов 1, 2, 3, 4, 5 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов ФГБОУ ВО «Астраханский ГМУ» Минздрава России. Были проанализированы показатели, влияющие на эффективность обучения студентов. В ходе анализа было установлено, что студенты испытывают напряжение от самостоятельной работы, отмечают снижение работоспособности от дистанционного обучения, испытывают напряжение зрения.

Ключевые слова: медицинский вуз, дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционные образовательные технологии, образовательный портал, самостоятельная работа, удовлетворенность студентов.

Введение. Основные требования образования закреплены в таких документах как: Закон РФ «Об образовании Российской федерации» (от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ (последняя редакция)),

Annotation. The article is devoted to the analysis of the assessment of the work of students of a medical university in the distance learning system, in the educational portal Moodle at the Astrakhan State Medical University. The assessment was made using a questionnaire method. 647 students of 1, 2, 3, 4, 5 courses of the medical, pediatric, dental and pharmaceutical faculties of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Astrakhan State Medical University» of the Ministry of Health of Russia took part in the survey. The indicators that affect the effectiveness of student learning were analyzed. In the course of the analysis, it was found that students experience stress from independent work, notice a decrease in working capacity from distance learning, and experience eye strain.

Keywords: medical school, distance learning, Remote education, distance learning technologies, educational portal, independent work, student satisfaction.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», и др., где утверждено понятие «электронное обучение» [9; 10]. В условиях пандемии коронавируса электронное или

дистанционное обучение распространилось на все сферы образования, в том числе, на медицинское образование [4; 6; 7]. Процесс обучения в российских образовательных учреждениях реализуется посредством современной компьютерной техники и электронно-цифровых ресурсов. В ФГБОУ ВО «Астраханский ГМУ» Минздрава России было внедрено электронное обучение на платформе образовательного портала Moodle, с помощью которого реализовалась организация самостоятельной работы для каждого студента, а также возможность оценки преподавателями полученных знаний студентов. Образовательный портал Moodle в Астраханском ГМУ оснащен инструментами для создания и размещения учебно-методических материалов и расположен на сайте URL : http://portal.astgmu.ru/. В связи с подготовкой учебных материалов для портала и создания тестов, на преподавателей медицинского университета и вспомогательный персонал университета легла значительная нагрузка. Е.Р. Зинкевич [5] отмечает, что преподаватели медицинских вузов выделили тенденцию переоценки значения самостоятельной работы студентов, что, по их мнению, может отрицательно влиять на качество медицинского образования. Т.Г. Авачева, Э.А. Кадырова [1; 2] отмечают перспективность развития модели смешанного обучения (blended learning model), которая в современных условиях расценивается как оптимальная для эффективной передачи знаний. Таким образом, становится актуальным исследование и оценка работы студентов, анализ факторов, в том числе, психологических, влияющих на процесс обучения и выделению направления работы с целью оптимизации обучения.

Цель исследования заключалась в оценке работы студентов медицинского вуза в системе дистанционного обучения, в образовательном

Показатели, влияющие на эффективность

портале Moodle, в Астраханском государственном медицинском университете в период пандемии коронавируса.

Материалы и методы исследования. В анкетировании анонимно приняли участие 647 студентов 1, 2, 3, 4, 5 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов ФГБОУ ВО «Астраханский ГМУ» Минздрава России в период с мая по июнь 2020 года. Средний возраст студентов составил 22,1 лет. Оценка была произведена методом анкетирования. Все респонденты получили адекватное разъяснение о целях исследования, а также, их юридические права при условии добровольного участия в этой работе. Медико-статистический анализ позволил обобщить полученные данные диагностической работы. Статистическая обработка данных производилась с помощью программы Statists 20.1, программа вычисления точного критерия Фишера (Fisher's Exact Test) [8]. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Результаты и обсуждение. По результатам анкетирования у первого года обучения отмечаю снижение работоспособности (71,0 %), рассеянность внимания (62,0 %) (табл. 1). Показателем, влияющим на работоспособность студентов, является самостоятельная работа (56,0 %). Электронной почтой пользуются 52,0 % опрошенных студентов. 78,0 % опрошенных студентов-медиков второго года обучения отмечают увеличенный учебный день в условиях дистанционного обучения. Среди показателей удаленного обучения студенты также выделяют самостоятельную работу (76,0 %), нерациональность времени (74,0 %) и некачественную связь (72,0 %), что, в свою очередь, отражается на их самочувствии и эффективности образовательного процесса.

Таблица № 1 в системе дистанционного образования (%)

Режим работы в условиях дистанционного обучения Курс обучения студентов-медиков %

1 2 3 4 5 6*

1 Увеличенный учебный день 26 78 82 35 89

2 Перегруженность заданиями 32 64 79 54 81

3 Отсутствие диалогов 23 58 89 84 72

4 Некачественная связь 27 72 84 91 88

5 Самостоятельная работа 56 76 91 67 83

6 Перегрузка телефонией 34 47 78 74 92

7 Ограниченность общения 41 56 87 90 87

8 Электронная почта 52 45 76 72 95

9 Утомляемость от гаджетов 31 61 88 89 91

10 Нерациональность времени 49 74 90 87 84

11 Высокая раздражительность 22 59 94 88 25

12 Напряжение зрения 38 70 85 86 52

13 Рассеянность внимания 62 43 58 61 46

14 Снижение работоспособности 71 67 69 73 84

* Основная масса студентов 6 курса была мобилизована

Студенты третьего года обучения при работе в образовательном портале Моос11е выделили у себя высокую раздражительность (94,0 %) при выполнении практических заданий и прохождении тестов. Среди раздражающих факторов они

работы в госпиталях.

отмечают увеличенную нагрузку на самостоятельную работу, респонденты отмечают это как фактор, снижающий эффективность их обучения, и предпочитают «живое» общение и аудиторные занятия. Они также отмечают нерациональное

использование времени (90,0 %) и отсутствие диалогов (89,0 %). Студенты медицинского вуза четвертого года обучения также выделяют ограниченность общения (90,0 %) между диадой преподаватель-студент и некачественную связь со своими гаджетами (91,0 %). Студенты-медики пятого года обучения высказали перегрузку телефонией (92,0 %) и увеличение учебного дня (89,0 %) в период дистанционного обучения.

В анкетном опросе не принимали участие студенты 6 года обучения, так как они были мобилизованы для работы в ковидных госпиталях.

Заключение. Таким образом, на основании анкетного опроса, было установлено, что подавляющее число студентов медицинского вуза считают, дистанционное образование значительнее ниже качеством, чем классическое и относятся к удаленному обучению крайне негативно.

Литература:

1. Авачева Т.Г. Развитие дистанционных образовательных технологий для формирования информационно-образовательной среды в медицинском вузе / Т.Г. Авачева, Э.А. Кадырова; Под общ. ред. О.В. Миловзорова // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2018 : сб. тр. междунар. науч.-техн. форума : в 10 т. Рязань : Рязан. гос. радиотехн. ун-т, 2018.Т. 9. С. 18-22.

2. Авачева Т.Г. Формирование информационных компетенций студентов медицинского университета с применением технологий электронного обучения / / Т.Г. Авачева, Э.А. Кадырова // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 2(32). URL : https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/formirovanie-informatsionnyh-kompetentsiy-studentov-meditsinskogo-universiteta-s-primeneni em-tehnologiy-elektronnogo-obucheniya (дата обращения 29.03.2021).

3. Андреев А.А. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии / А.А. Андреев // Открытое образование. 2013. № 5. С. 40-46.

4. Богданова А.В. Актуальные вопросы оценки качества дистанционных учебных курсов / А.В. Богданова, Е.Ю. Коновалова // АНИ: педагогика и психология. 2016. № 4(17). URL : https://cyberlenin ka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-otsenki-kachestva-distantsionnyh-uchebnyh-kursov (дата обращения 30.01.2021).

5. Зинкевич Е.Р. Оценка качества образования студентов медицинских вузов / Е.Р. Зинкевич // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 26. URL : https://cyberleni nka.ru/article/n/otsenka-kachestva-obrazovaniyastu dentov-meditsinskih-vuzov (дата обращения 29.03. 2021).

6. Колесникова А.А. Оценка удовлетворенности студентов в условиях дистанционного образования / А.А. Колесникова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=30068 (дата обращения 29.03.2021).

7. Никуличева Н.В. Какими компетенциями должен обладать преподаватель дистанционного обучения и как их сформировать / Н.В. Никуличева // e-Learning PRO. 2009. № 11. URL : http:// api.ning. com/files/1sis

Literature:

1. Avacheva T.G. Development of distance educational technologies for the formation of an information and educational environment in a medical university / T.G. Avacheva, E.A. Kadyrova; under total. ed. O.V. Milovzorov // Modern technologies in science and education - STNO-2018 : collection of works of the international scientific and technical forum : in 10 vol. Ryazan : Ryazan State Radio Engineering University, 2018. Vol. 9. P. 18-22.

2. Avacheva T.G. Formation of information competencies of students of a medical university using e-learning technologies / T.G. Avacheva, E.A. Kadyro-va // Medical education and professional development. 2018. № 2(32). URL : https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-informatsionnyh-kompetent siy-studentov-meditsinskogo-universiteta-s-prime-neniem-tehnologiy-elektronnogo-obucheniya (date of application 03/29/2021).

3. Andreev A.A. Distance learning and distance ed-u cational technologies / A.A. Andreev // Open education. 2013. № 5. P. 40-46.

4. Bogdanova A.V. Topical issues of assessing the quality of distance learning courses / A.V. Bogdanova, E.Yu. Konovalova // ANI: pedagogy and psychology. 2016. № 4(17). URL : https://cyberlenin ka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-otsenki-kachestva-distantsionnyh-uchebnyh-kursov (date of application 30.01.2021).

5. Zinkevich E.R. Assessment of the quality of education of students of medical universities / E.R. Zinkevich // Bulletin of SUSU. Series: Education. Pedagogical sciences. 2012. № 26. URL : https://cyber-leninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-obrazovani ya-studentov-meditsinskih-vuzov (date of application 03/29/2021).

6. Kolesnikova A.A. Assessment of student satisfaction in the context of distance education / A.A. Kolesnikova [et al.] // Modern problems of science and education. 2020. № 4. URL : http://science-educa-tion.ru/ru/article/view?id=30068 (date of application 03/29/2021).

7. Nikulicheva N.V. What competencies should a distance learning teacher have and how to form them / N.V. Nikulicheva // e-Learning PRO. 2009. № 11. URL : http: //api.ning. com / files / 1 sis

8. Программа вычисления точного критерия Фишера (Fisher's Exact Test) // Биометрика. URL : http://www.biometrica.tomsk.ru/programm_stat.htm (дата обращения 01.03.2021).

9. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» № 242-ФЗ. URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=do c&base=LAW&n=221184&fld=134&dst=I00000000l, 0&rnd=0.848l858l28693005#09l205l278298l511

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. URL : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=158429

8. Program for calculating the exact Fisher's criterion (Fisher's Exact Test) // Biometrics URL : http://www.biometrica.tomsk.ru/programm_stat.htm (date of application 01.03.2021).

9. Federal Law «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Application of Information Technologies in the Sphere of Health Protection № 242-FZ. URL : http://www.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW &n=221184&fld=134&dst=I00000000l,0&rnd=0.848l 858l28693005#09l205l278298l511

10. Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated December 29, 2012 № 273-F3. URL : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=LAW;n=158429

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.