Научная статья на тему 'Оценка работодателями уровня сформированности правоприменительных и правоохранительных компетенций выпускников вузов МВД России (на примере Республики татарстан)'

Оценка работодателями уровня сформированности правоприменительных и правоохранительных компетенций выпускников вузов МВД России (на примере Республики татарстан) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ / ВЛАДЕНИЕ / КОМПОНЕНТ / УРОВЕНЬ / COMPETENCE / ABILITY / KNOWLEDGE / COMPONENT / LEVEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зиннуров Фоат Канафиевич, Илиджев Александр Алексеевич

Статья посвящена исследованию оценки работодателями уровня некоторых компонентов профессиональной компетентности выпускников образовательных организаций МВД России (на примере Республики Татарстан). Автором обозначена постановка проблемы. Аргументируется предложение об учете мнения работодателя при формировании программ подготовки и оценки профессиональной компетентности выпускников вузов МВД России. В работе определена методика диагностики, приведены результаты исследования, а также осуществлена их интерпретация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зиннуров Фоат Канафиевич, Илиджев Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Employers’ assessing the level of law administration and enforcement competences in graduates of educational institutions under the ministry of internal affairs of Russia (on the republic Tatarstan material)

The article is devoted to the employers’ assessing the level of some professional competence components in graduates of educational institutions under the Ministry of Internal Affairs of Russia (on the Republic Tatarstan material). The author states the problem and argues to take into consideration the opinion of the employers in the training programs developing and accessing graduates professional competence of universities under the Ministry of Internal Affairs of Russia. The paper defines a diagnostic method and presents the research results and interpretation.

Текст научной работы на тему «Оценка работодателями уровня сформированности правоприменительных и правоохранительных компетенций выпускников вузов МВД России (на примере Республики татарстан)»

правовые проблемы образования

Зиннуров Ф.К., Илиджев A.A.

оценка работодателями уровня сформированности правоприменительных и правоохранительных компетенций

выпускников вузов мвд России (на примере республики татарстан)

Постановка проблемы. Компетентностная парадигма в образовании актуализировала вопрос о диагностике и объективной оценке результатов образования, которые сформулированы в виде совокупности общекультурных и профессиональных компетенций [1, 2]. Особую остроту вопрос о диагностике и оценке правоприменительных и правоохранительных компетенций, как составных компонентов профессиональной компетентности приобретает для выпускников вузов МВД России, проходящих службу в отделах полиции. Дело в том, что в зависимости от уровня профессиональной компетентности сотрудник полиции может принять решение или осуществлять профессиональные действия, которые влияют на судьбы людей. В некоторых случаях от неправильных, непрофессиональных действий работников полиции люди попадают в сложные жизненные ситуации.

Как известно, в целом уровень профессиональной компетентности выпускников вузов МВД россии оценивается в ходе итоговой государственной аттестации. Однако эта оценка чаще всего сводится к выявлению профессиональных знаний и умений выпускников по итогам экзаменов, проводимых в традиционной форме. Основной недостаток такой формы оценки профессиональных компетенций - ее предметная (или многопредметная) направленность, заключающаяся в том, что проверяются знания и умения по тем или иным предметам (дисциплинам, модулям), включенным в программу экзамена. Возникает противоречие между деятельностным характером профессиональной компетентности, требующим ее проверки и оценки в процессе осуществления профессиональной деятельности, и ориентацией итоговой государственной аттестации на диагностику и оценку предметных (межпредметных) знаний и умений.

Подобная ситуация побуждает к поиску эффективных подходов к диагностике и оценке профессиональных компетенций выпускников вузов МВД россии. Один из возможных вариантов мы видим в том, чтобы при формировании

программ подготовки и оценки профессиональной компетентности выпускников опираться на мнение работодателей, имеющих возможность наблюдать профессиональную деятельность выпускников непосредственно в ходе выполнения ими своих должностных обязанностей. Это, в свою очередь, требует специального изучения вопроса об оценке работодателями молодых сотрудников полиции - недавних выпускников вузов МВД России.

Методика исследования. Для выявления уровня сформированности правоприменительных и правоохранительных компетенций выпускников вузов МВД России нами было проведено анкетирование работодателей - руководителей районных отделов полиции гг. Казани, Зеленодольска, Нижнекамска, Елабуги, Чистополя, Альметьевска, Буинска, а также различных районов (Республика Татарстан). Анкета включала ряд позиций, отражающих структуру и содержание модели выпускника вуза МВД России, соответствующей как требованиям ФГОС ВО, так и требованиям ведомства. В частности, в анкете предлагалось оценить степень удовлетворенности профессиональной компетентностью (включавшей группы профессиональных компетенций: правоприменительные и правоохранительные) молодых сотрудников полиции - бывших выпускников вузов МВД России, проработавших не более 5 лет. Выделялось три степени удовлетворенности: полностью удовлетворен; удовлетворен не в полной мере; полностью не удовлетворен. Всего оценке было подвергнуто 119 молодых сотрудников, которые занимали должности: следователь, оперуполномоченный, дознаватель отделения дознания, участковый уполномоченный полиции, инспектор по делам несовершеннолетних, инспектор мобильного взвода патрульно-постовой службы полиции, младший инспектор кинолог. Опрос проводился в январе-марте 2016 года.

Результаты исследования и их интерпретация. Обратимся далее к полученным фактам, их анализу и интерпретации.

Первая группа компетенций - правоприменительные компетенции, которая представлены совокупностью четырех умений и одного навыка, в том числе: 1) способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; 2) способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; 3) способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; 4) способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; 5) владеет навыками подготовки юридических документов.

Работодателями оценивалась каждая составляющая правоприменительной компетенции. Рассмотрим полученные результаты по отдельным составляющим правоприменительной компетенции, а также среднюю оценку ее сформированности.

Первая составляющая - «способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры» предполагает, что молодые сотрудники должны уметь

осуществлять профессиональную деятельность на основе трех качеств: развитое правосознание, развитое правовое мышление, развитая правовая культура. Анализ показывает, что полностью удовлетворены сформированностью данной составляющей правоприменительной компетенции 69,2%, удовлетворены не в полной мере 26,9 % и полностью неудовлетворены 3,9 % работодателей. Отсюда следует, что чуть более двух третей работодателей считают, что: а) молодые сотрудники полиции обладаютразвитыми правосознанием, правовым мышлением и правовой культурой; б) они способны осуществлять профессиональную деятельность на основе этих своих качеств. Однако остальная треть сотрудников не способна осуществлять профессиональную деятельность на этой основе, а следовательно они не обладают достаточно развитым правосознанием, правовым мышлением и правовой культурой. На практике это означает, что каждый третий молодой сотрудник полиции может допустить ошибочные профессиональные действия, принять ошибочные решения, в результате чего могут пострадать конкретные люди.

Вторая составляющая правоприменительной компетенции - «способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права», направлена на то, что сотрудник полиции должен быть готов к тому, чтобы досконально знать законодательство и на этой основе обладать способностью обеспечивать его соблюдение субъектами права. Но одного знания недостаточно для того, чтобы подтвердить факт наличия этой способности. Сотрудник прекрасно может знать законодательство в той или иной сфере общественной жизни и при этом не обеспечивать его соблюдение субъектами права в силу разных причин субъективного и объективного характера.

Чтоеще,кромезнаниязаконодательства, необходимомолодомуполицейскому для того, чтобы быть способным обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права? Ответ можно найти в содержании термина «способен», который означает наличие не только знаний, но и умений пользоваться знанием (деятельностный компонент), наличие внутренней потребности (мотивационный компонент) обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.

Как оценивают работодатели эту составляющую? Анализ показывает, что оценка данной составляющей такая же, как и первой: 69,2 % работодателей полностью удовлетворены тем, насколько молодые полицейские обладают данной способностью; 26, 9% удовлетворены не в полной мере и 3,9 % полностью не удовлетворены такой ситуацией. Эти данные говорят о том, что, по мнению работодателей, почти треть молодых сотрудников полиции - выпускников учебных заведений МВД РФ не готовы к тому, чтобы в полной мере обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права. И это вполне согласуется с мнением работодателей по первой составляющей: в самом деле, если работник не способен в полной мере осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры, то он не будет готов и к тому, чтобы обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права. Этот факт, наряду с предыдущим, позволяет сделать вывод о

том, что резервы совершенствования профессиональной подготовки в вузах МВД России заключаются в усилении внимания к формированию отмеченных выше способностей как составных компонентов правоприменительной компетенции.

Рассмотрим следующую составляющую - «способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом». В чем суть этой способности? Здесь можно выделить два действия: первое - принятие решения; второе - совершение юридических действий. И оба действия работник должен совершать в точном соответствии с законом. Насколько они развиты у молодых сотрудников полиции? По данным работодателей получается, что полностью удовлетворены развитием этой составляющей правоприменительной компетенции 67, 3%, не в полной мере удовлетворены - 30,8 % и полностью не удовлетворены 1,9 % работодателей. Как видим, по этой составляющей оценка работодателей несколько ниже, чем по первым двум - почти на 2,0% меньше тех, кто полностью удовлетворен данной составляющей правоприменительной компетенции у молодых работников полиции и, соответственно, примерно на столько же выше число тех, кто либо не в полной мере удовлетворен, либо полностью не удовлетворен уровнем развития данной способности.

На наш взгляд, эта ситуация может прямо отразиться на конкретных людях, с которыми работает полицейский. Ведь неправильно (то есть не в точном соответствии с законом) принятое решение, некорректные с юридической точки зрения действия полицейского - это не просто безобидные нарушения, а действия, которые могут сломать судьбы людей, по отношению к которым принимаются решения или совершаются юридические действия. Цена ошибки полицейского весьма высока, и они еще в образовательной организации должны не только знать об этом, но и на конкретных примерах приобретать определенный личностный опыт принятия решений и совершения юридических действий в точном соответствии с законом.

Четвертая составляющая правоприменительной компетенции - «способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности». Данная способность, как это видно из формулировки, является сложной и многокомпонентной. Можно выделить по меньшей мере три элемента: 1) способность применять нормативные правовые акты в профессиональной деятельности; 2) способность реализовывать нормы материального права в профессиональной деятельности; 3) способность реализовывать нормы процессуального права в профессиональной деятельности. Эта составляющая компетенции требует многих знаний из разных областей права. В частности, молодой полицейский должен знать нормативные правовые акты, применяемые в профессиональной деятельности; нормы материального права; нормы процессуального права. Кроме того, из формулировки следует, что он должен обладать способностью применять нормативные правовые акты в профессиональной деятельности. Как известно, знать и применять - не одно и то же. Применить - в соответствии с толковым словарем русского языка - значит «осуществить на деле, на практике» [3, с. 584]. Отсюда следует, что о способности

применять правовые акты в профессиональной деятельности можно судить по тому, насколько в практической деятельности это удается молодым полицейским.

Во второй части использован глагол «реализовывать» нормы права .... В том же толковом словаре читаем: «реализовать - осуществить, исполнить» [3, с. 660]. Как видим, нет сущностных различий между понятиями «применять» и «реализовывать». Это фактически синонимы, что подтверждается и словарем синонимов русского языка. Вместе с тем, если говорить о смысле, то можно обнаружить некоторые различия в оттенках. Но это может быть предметом отдельного исследования, которое не является нашей задачей.

Анализ результатов опроса показывает, что полностью удовлетворены сформированностью данной способности 69,2 % работодателей; не в полной мере удовлетворены - 26,9 % и полностью не удовлетворены - 3,9 % работодателей. Опять мы имеем ситуацию, когда у около трети молодых полицейских либо не в полной мере, либо полностью не сформирована способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.

Теперь обратимся к пятой составляющей правоприменительной компетенции - «владеет навыками подготовки юридических документов». Полностью удовлетворены тем, насколько молодые сотрудники владеют навыками подготовки юридических документов - 53,8 % работодателей; не в полной мере удовлетворены - 40,4 % и полностью не удовлетворены - 5,8 % работодателей. О чем говорят эти цифры?

Во-первых, они позволяют сделать вывод о том, что почти половина молодых сотрудников полиции недостаточно владеют навыками работы с юридическими документами. Во-вторых, среди всех компонентов правоприменительной компетенции этой составляющей полностью удовлетворены меньше всего работодателей (53,8 %), тогда как по другим составляющим эта цифра заметно выше (67,3; 69,2% ).

Это означает, в свою очередь, что в образовательных организациях МВД РФ формированию навыков работы с юридическими документами уделяется явно недостаточное внимание.

Рассмотрим следующую группу компетенций - правоохранительные компетенции. Эта группа включает шесть составляющих, в том числе: 1) готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; 2) способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; 3) способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; 4) способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; 5) способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению; 6) способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации.

В чем суть первой составляющей правоохранительной компетенции -«готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства»? Как видно из формулировки, она предполагает, в соответствии с должностными обязанностями, готовность обеспечивать пять позиций: 1) законность; 2) правопорядок; 3) безопасность личности; 4) безопасность общества; 5) безопасность государства. такая готовность предполагает, в свою очередь, наличие совокупности знаний, умений, стремлений, убеждения в выполнении соответствующей деятельности. В основе этого комплекса лежат знания об этих основных понятиях: что есть законность, правопорядок? В чем состоят их общие и особенные черты? Какова суть понятий безопасность личности? Безопасность общества? Безопасность государства? Какова роль и степень ответственности работника за их обеспечение на конкретной должности? Но одно знание не обеспечивает готовность. Необходимы еще умения и убежденность в выполнении своих должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка и безопасности личности, общества и государства.

Насколько удовлетворены работодатели подобной готовностью молодых сотрудников полиции? Анализ показывает следующую картину: в полной мере удовлетворены - 82,7 %; не в полной мере - 15,4 %; полностью не удовлетворены - 1,9 % работодателей.

Из этих данных отчетливо видно, что этой готовностью молодых сотрудников полностью удовлетворены заметно больше работодателей (82,7%) по сравнению со способностями, относящимися к правоприменительной компетенции. Значит можно констатировать, что формированию правоохранительных компетенций в вузах МВД Рф уделяется больше внимания и, соответственно, они формируются на более высоком уровне в сравнении с правоприменительными компетенциями.

Вторая составляющая правоохранительной компетенции - «способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина», как это видно, касается отношения сотрудника полиции к личности (в отличии от предыдущей составляющей, которая касалась и личности, и общества и государства). Суть этой способности в том, что сотрудник полиции должен: 1) уважать честь личности; 2) уважать достоинство личности; 3) соблюдать права человека и гражданина; 4) соблюдать свободы человека и гражданина; 5) защищать права человека и гражданина; 6) защищать свободы человека и гражданина.

Обратим внимание на то, как много понятий входит в состав этой способности: честь, достоинство, личность, человек, гражданин, права человека, права гражданина, свободы человека и гражданина, уважать, соблюдать, защищать. За каждым словом скрывается свое содержание и смысл, в которых работник должен уметь разбираться для того. чтобы обладать способностью применять эти знания в практике профессиональной деятельности.

Полностью удовлетворены сформированностью данной готовности у

молодых работников полиции 82,7 %; удовлетворены не в полной мере - 13,5% и полностью не удовлетворены - 3,8 % работодателей.

Эта способность, так же, как и предыдущая, сформирована на достаточно высоком уровне, поскольку большинство работодателей оценивают ее как полностью удовлетворяющую их требованиям. Вместе с тем, наличие 17,3 % работодателей, которые оценивают данную способность как неудовлетворяющую или не полностью удовлетворяющую их требованиям, говорит о том, что имеют место определенные пробелы в формировании этой компетенции.

Далее приведем результаты оценки следующей, третьей составляющей -«способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения». Эта способность является также сложной, поскольку включает в себя не одно, а четыре умения, в том числе: выявлять, пресекать, раскрывать, расследовать преступления и иные правонарушения. Причем обратим внимание на то, что речь идет не только о преступлениях, но и правонарушениях в целом, то есть о любых отступлениях от норм права.

Насколько удовлетворены работодатели сформированностью данной способности у молодых сотрудников полиции? Изучение показывает, что полностью удовлетворены - 59,6 %; удовлетворены не в полной мере - 38,7 % и полностью не удовлетворены - 7,7 % работодателей. Приведенные данные свидетельствуют, что значительная часть молодых сотрудников полиции (40,4 %) либо не способны, либо не в полной мере готовы к тому, чтобы умело выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения. Эти результаты говорят также и о том, что в вузах МВД России уделяется недостаточное внимание формированию у курсантов соответствующих умений.

Четвертая составляющая - «способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению». Очень важная компонента правоохранительной компетенции, связанная с профилактикой правонарушений. Эта способность предполагает, что молодые работники должны знать и уметь выполнять действия по предупреждению правонарушений. Но что значит «предупреждать правонарушения»? Согласно толковому словарю русского языка «предупредить - а) заранее известить, уведомить об опасности; б) заранее принятыми мерами отвратить; в) опередить кого-л., сделать что-нибудь ранее, чем что-н. произошло» [3, с. 572]. Отсюда следует, что умение предупреждать правонарушения предполагает, что молодой сотрудник полиции: во-первых, заранее извещает, уведомляет кого-либо о возможной опасности (например, он может предупредить людей, проживающих на контролируемом им участке жилого массива, о том, чтобы были бдительными и не пускали в квартиру незнакомых лиц, кем бы они не представлялись); во-вторых, должен быть готов к тому, чтобы заранее принятыми мерами отвратить возможное правонарушение; в-третьих, должен быть готов к тому, чтобы действовать опережающе по отношению к возможному правонарушению.

Насколько удовлетворены работодатели сформированностью данной

способности у молодых сотрудников полиции? Анализ показывает следующую картину: полностью удовлетворены - 63,5 %; не в полной мере удовлетворены

- 26,9 %; полностью не удовлетворены - 9,6 % работодателей. Отсюда можно заключить, что чуть более одной трети молодых сотрудников полиции не обладают в должной мере способностью предупреждать возможные правонарушения, устранять причины и условия, способствующие их совершению. В ликвидации этого пробела профессиональной подготовки специалистов заключается один из резервов совершенствования процесса подготовки и повышения его результативности.

Следующая, пятая составляющая правоохранительной компетенции -«способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению». Эта способность также имеет сложную структуру, поскольку включает фактически следующие элементы: а) способность выявлять коррупционное поведение; б) способность давать оценку коррупционному поведению; в) способность содействовать пресечению коррупционного поведения. Интегрирующим понятием здесь является понятие «коррупционное поведение», и поэтому сотрудник полиции должен глубоко знать основные признаки такого поведения. Кроме того, необходимо знать способы и приемы выявления коррупционного поведения; способы и приемы оценки такого поведения, а также знать формы, методы, средства и способы содействия пресечению коррупционного поведения.

Анализ результатов оценки данной способности у молодых работников полиции показывает следующую картину: полностью удовлетворены - 61,5 %; не в полной мере удовлетворены - 30,8 %; полностью не удовлетворены - 7,7 % работодателей. Как видим, и эта способность недостаточно сформирована почти у 40 % молодых сотрудников. Это значит фактически, что примерно каждый второй молодой сотрудник полиции не готов к тому, чтобы выявлять, оценивать и пресекать коррупционное поведение. Можно предположить, что эта компонента правоохранительной компетенции требует усиления внимания в процессе профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД России.

Последняя, шестая составляющая правоохранительной компетенции

- «способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации». Здесь речь идет об умениях а) правильно и б) полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации. Наличие данной способности предполагает, прежде всего, знания о том, как правильно отражать в юридической документации результаты профессиональной деятельности, о видах юридической документации. Но кроме этих знаний молодой сотрудник должен обладать и умениями эти знания применять при составлении юридических документов.

О том, насколько высоко оценивают работодатели данную способность сотрудников говорят следующие данные: полностью удовлетворены - 51,9 %; не в полной мере удовлетворены - 38,5 %; полностью не удовлетворены - 9,6 % работодателей. Эти факты говорят о том, что число работодателей, полностью

удовлетворенных уровнем данной способности у молодых сотрудников полиции хотя и немного больше половины (51,9%), но все же это самый низкий показатель среди шести составляющих правоохранительной компетенции. Следовательно, больше всего пробелов наблюдается в умениях молодых работников полиции правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации. Отсюда можно заключить, что курсанты и слушатели в процессе обучения приобретают недостаточный объем знаний в этой области и, соответственно, не имеют опыта оформления юридических документов.

литература

1. Бурлакова И.И. Компетентностный подход и оценивание качества результатов обучения с позиций ФГОС нового поколения // Инновации в образовании. - 2013. - №2. - С.24-30;

2. Ибрагимов Г.И. Оценивание компетенций: проблемы и решения / Г.И. Ибрагимов, Е.М. Ибрагимова // Высшее образование в России. - 2016. - №1. - С. 43-52;

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 3-у изд., стереотипное. - М.: «АЗЪ», 1996. - 907 с.

Сплавская Н.В.

ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИСТОВ

В последние годы российское юридическое образование стало предметом публичной критики. Высказывается мнение, что качество юридического образования как минимум недостаточное.

В публичной критике низкое качество юридического образования связывается с избыточным количеством юридических вузов. Утверждается, что, за исключением небольшого числа учебных заведений с традицией и репутацией, подавляющее большинство вузов не в состоянии обеспечить надлежащее обучение. Их выпускники не могут трудоустроиться, а если и приступают к юридической работе на государственной службе или в частном секторе, то наносят вред своей некомпетентностью. При этом основная претензия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.