Научная статья на тему 'Особенности профессиональной деятельности выпускников образовательных учреждений ФСИН России'

Особенности профессиональной деятельности выпускников образовательных учреждений ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СЛУШАТЕЛИ ФСИН РОССИИ / COMPETENCE / COMPETENCY / STUDENTS FSIN OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокин Александр Витальевич

В статье описываются особенности профессиональной деятельности выпускников образовательных учреждений ФСИН России. Цель: выявление особенностей профессиональной деятельности выпускников образовательных учреждений ФСИН России. Методология работы: компетентностный подход. Область применения результатов: подготовка специалистов в вузах ФСИН России. Результаты: описаны основные особенности профессиональной деятельности выпускников образовательных учреждений ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокин Александр Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF GRADUATES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS FSIN OF RUSSIA

This article describes the features of professional activities of graduates of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. Objective: To determine the characteristics of professional activities of graduates of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. Methodology of work: competence approach. Scope of the results: training in universities FSIN of Russia. Results: describes the main features of the professional activities of graduates of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной деятельности выпускников образовательных учреждений ФСИН России»

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ

Сорокин А.В.

В статье описываются особенности профессиональной деятельности выпускников образовательных учреждений ФСИН России.

Цель: выявление особенностей профессиональной деятельности

выпускников образовательных учреждений ФСИН России.

Методология работы: компетентностный подход.

Область применения результатов: подготовка специалистов в вузах ФСИН России.

Результаты: описаны основные особенности профессиональной

деятельности выпускников образовательных учреждений ФСИН России.

Ключевые слова: компетенции, компетентность, слушатели ФСИН России.

FEATURES OF THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF GRADUATES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS FSIN OF RUSSIA

Sorokin A.V.

This article describes the features of professional activities of graduates of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Objective: To determine the characteristics of professional activities of graduates of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Methodology of work: competence approach.

Scope of the results: training in universities FSIN of Russia.

Results: describes the main features of the professional activities of graduates of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Keywords: competence, competency, students FSIN of Russia.

Система профессионального образования в России развивается и подвергается новым преобразованиям. Продолжается модернизация профессионального образования, которая предусматривает разработку новых образовательных стандартов, переход на многоуровневую систему образования, создание единого образовательного пространства.

Роль образования на современном этапе развития уголовноисполнительной системы определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Социальные изменения в обществе и образовании требуют переосмысления существующих подходов к практике профессиональной подготовки специалистов, где одним из ведущих факторов профессиональной деятельности выступает общение. Внедрение инновационных технологий в деятельность уголовно-исполнительной системы предопределяет качественно новый уровень образовательного процесса и ставит новые задачи перед подготовкой специалистов данного направления, решение которых возлагается на потенциал образовательных учреждений, готовящих специалистов уголовноисполнительной системы.

Формирование профессиональных компетенций в подготовке будущих специалистов уголовно-исполнительной системы реализуется при

компетентностном подходе к процессу образования. В настоящее время завершен процесс создания нового (третьего) поколения стандартов высшего

профессионального образования, в которых результаты образования описаны с помощью языка компетенций.

Квалификация, приобретенная специалистом в высшем учебном заведении, должна быть приведена в соответствие с изменяющимися требованиями реформирования и развития уголовно-исполнительной системы и доведена до уровня, требуемого для работы в соответствии с новыми задачами:

- совершенствование уголовно-исполнительной политики и организации исполнения наказаний, направленной на социализацию осужденных;

- изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных;

- осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного;

- изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе;

- разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания;

- модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовноисполнительных инспекций;

- повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;

- расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы;

- обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы;

- внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний;

- совершенствование ведомственного контроля за деятельностью уголовноисполнительной системы, обеспечение гласности в деятельности уголовноисполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач;

- развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями [1].

Изучение дисциплин уголовно-правового цикла, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций, составляет около 1/10 всего объема обучения в вузах уголовно-исполнительной системы. Этого времени недостаточно для того, чтобы слушатели овладели необходимыми для профессиональной деятельности профессионально-коммуникативными умениями.

Исследования теоретических основ, сущности и различных аспектов компетентностного подхода в образовании проводили В.И.Байденко, М.Е.Бершадский, В.А.Болотов, Н.Ф.Ефремова, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, В.Г.Селевко, В.В.Сериков, А.В.Хуторской и другие. По мнению большинства авторов, компетентностный подход не отрицает подход к обучению с точки зрения знаний, умений и навыков, а формируется на его основе; знаниевая парадигма в профессиональном образовании мотивирует студента в большей степени на познавательную деятельность, тогда как компетентностная ориентирована на будущую профессиональную деятельность. В.И.Байденко считает, что компетенции являются единым согласованным языком для описания академических и профессиональных

профилей и уровней высшего образования [2]. По его мнению, данный язык на современном этапе наиболее адекватен для описания результатов образования.

Все исследователи, изучавшие природу компетенций и компетентности обращают внимание на их многосторонний, разноплановый и системный характер. По мнению Н.Ф.Ефремовой, компетенции - это способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки; совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям, способность действовать в данных условиях [3]. К этому перечню А.В.Хуторской, добавляет совокупность смысловых ориентаций, необходимых для продуктивной деятельности [4].

Компетентность, по мнению В.А.Болотова, В.В.Серикова [5], это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.

Итак, очевиден интерес и многообразие точек зрения по поводу определения компетенций и компетентностей. Исследователи не склонны принимать какую-то из них за окончательную, но большинство из них придерживается трактовки специалистов, участвовавших в европейском проекте TUNING: «...понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые

описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать» [6].

Очевидно, что компетенции можно разделить на две группы: те, которые относятся к общим (универсальным, ключевым), и те, которые можно назвать профессиональными. В соответствии с требованиями нового образовательного стандарта [7] выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания; способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе; имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону; стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и

профессиональных задач; анализировать социально значимые проблемы и процессы и др.

Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в нормотворческой деятельности: способен участвовать в разработке

нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей

профессиональной деятельности; в правоприменительной деятельности: способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; применять

нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; в правоохранительной деятельности: готов к выполнению должностных обязанностей по

обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению; в экспертноконсультационной деятельности: способен толковать различные правовые акты; давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности; в педагогической деятельности: способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне; управлять самостоятельной работой обучающихся; эффективно осуществлять правовое воспитание.

Проблема эффективного формирования коммуникативных умений как компонента нормативного варианта профессиональной деятельности специалистов уголовно-исполнительной системы является актуальной для педагогической теории и практики профессиональной подготовки. Разрешение данной проблемы необходимо строить на основе глубокого и разностороннего подхода, интегрирующего педагогические, психологические, юридические положения. Это обосновано требованиями к компетентностям специалиста -коммуникативной, предполагающей профессиональную осведомленность, мотивацию к профессиональному общению, высокий уровень ценностных, духовно-нравственных, юридически-правовых ориентаций, что определяет его целостный коммуникативно-личностый облик. Здесь недостаточно только набора профессиональных знаний. Коммуникативных умений и

соответствующих психологических качеств. Необходим определенный уровень целостного профессионально-коммуникативного развития специалиста.

Методологической основой решения данной проблемы является системный подход к личности и деятельности специалиста, в частности концепция личностного потенциала [8]. Коммуникативный потенциал специалиста уголовно-исполнительной системы представляет собой систему свойств, знаний, умений и способностей личности, возможностей успешного и эффективного общения и взаимопонимания с коллегами и осужденными, способностей к овладению профессионально- коммуникативными умениями и навыками, к преодолению коммуникативных трудностей и барьеров в общении.

Успехи в этом направлении возможны в первую очередь при разработке нормативного варианта деятельности, который составит основу проектирования содержания образовательных технологий и специального программного обеспечения подготовки будущих специалистов уголовноисполнительной системы. Это предполагает исследование по определению полноты, существенности целей, функций и структуры деятельности, их ранжирования.

При этом необходимо учитывать особенности развития современного общества, в том числе реформирование и развитие уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, овладение профессионально-коммуникативными умениями в процессе профессиональной подготовки возможно через развитие мотивации к освоению профессиональных компетенций, усвоение цели и теоретических основ профессионально-коммуникативной деятельности, формирование операционного состава профессионально-коммуникативной деятельности. Для выявления педагогических условий и механизмов эффективного формирования профессиональных компетенций специалистов уголовно-исполнительной системы необходим анализ существующих научных подходов к пониманию общения и взаимодействия умений специалистов и

осужденных и выявления на этой основе ведущего парадигмального подхода к проблеме.

Список литературы

1. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

2. Байденко В.И. Компетенция в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. №11. С. 3-13.

3. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании. М.: ИЦПКПС, 2010. 228 с.

4. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. М.: Знание, 2002. 180 с.

5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. №10. С. 14-18.

6. Международный образовательный проект "Тюнинг". Режим доступа: http://www. let.rug.nl/TuningProject/index.htm

7. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр)": Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. N 464 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

8. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988, 264 с.

References

1. O Koncepcii razvitija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda : Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 14.10.2010 N 1772-r. Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus».

2. Bajdenko V.I. Vysshee obrazovanie v Rossii, no. 11 (2004): 3-13.

3. Efremova N.F. Podhody k ocenivaniju kompetencij v vysshem obrazovanii. M.: ICPKPS, 2010. 228 p.

4. Hutorskoj A.V. Obwepredmetnoe soderzhanie obrazovatel'nyh standartov. M.: Znanie, 2002. 180 p.

5. Bolotov V.A., Serikov V.V. Pedagogika, no. 10 (2003): 14-18.

6. Mezhdunarodnyj obrazovatel'nyj proekt "Tjuning”. http://www. let.rug.nl/TuningProject/index.htm

7. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 030900 Jurisprudencija (kvalifikacija (stepen') ”bakalavr)”: Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 4 maja 2010 g. N 464. Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus».

8. Kagan M.S. Mir obshcheniya: Problema mezhsubektnykh otnosheniy. M., 1988. 264 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Сорокин Александр Витальевич, аспирант

Шуйский государственный педагогический университет ул. Кооперативная, 24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: innovacia-sgpu@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Sorokin Aleksandr Ivanovich, post-graduate student

Shuya State Pedagogical University

24, Kooperativnaya street, , Shuya, Ivanovo area, 155908, Russia e-mail: innovacia-sgpu@mail. ru

Рецензент:

Червова А.А., проректор по инновационному развитию и международной деятельности, д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.