Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции слушателей в образовательных учреждениях ФСИН России'

Профессиональные компетенции слушателей в образовательных учреждениях ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СЛУШАТЕЛИ ФСИН РОССИИ / COMPETENCE / COMPETENCY / STUDENTS FSIN OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокин Александр Витальевич

В статье дается характеристика основных профессиональных компетенций, которые являются составляющими профессиональной компетентности выпускников образовательных учреждений ФСИН России Цель: определить основные профессиональные компетенции слушателей в образовательных учреждениях ФСИН России. Методология работы: компетентностный подход. Область применения результатов: подготовка специалистов в вузах ФСИН России. Результаты: выписаны и определены основные профессиональные компетенции слушателей в образовательных учреждениях ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокин Александр Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE STUDENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIA FSIN

This article describes the basic professional skills, which are components of professional competence of graduates of educational institutions FSIN of Russia. Objective: To identify key professional competencies students in educational institutions FSIN of Russia. Methodology of work: competence approach. Scope of the results: training in universities FSIN of Russia. Results: written and the main professional competence of students in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции слушателей в образовательных учреждениях ФСИН России»

УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ФСИН РОССИИ

Сорокин А.В.

В статье дается характеристика основных профессиональных компетенций, которые являются составляющими профессиональной

компетентности выпускников образовательных учреждений ФСИН России

Цель: определить основные профессиональные компетенции слушателей в образовательных учреждениях ФСИН России.

Методология работы: компетентностный подход.

Область применения результатов: подготовка специалистов в вузах ФСИН России.

Результаты: выписаны и определены основные профессиональные компетенции слушателей в образовательных учреждениях ФСИН России.

Ключевые слова: компетенции, компетентность, слушатели ФСИН России.

PROFESSIONAL COMPETENCE STUDENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIA FSIN

Sorokin A.

This article describes the basic professional skills, which are components of professional competence of graduates of educational institutions FSIN of Russia.

Objective: To identify key professional competencies students in educational institutions FSIN of Russia.

Methodology of work: competence approach.

Scope of the results: training in universities FSIN of Russia.

Results: written and the main professional competence of students in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Keywords: competence, competency, students FSIN of Russia.

Система профессионального образования в России развивается и подвергается новым преобразованиям. Продолжается модернизация профессионального образования, которая предусматривает разработку новых образовательных стандартов, переход на многоуровневую систему образования, создание единого образовательного пространства. Особенно остро стоит проблема подготовки квалифицированных специалистов в образовательных учреждениях ФСИН России.

В свете активного обсуждения проблемы компетентностного подхода как приоритетной образовательной стратегии в условиях модернизации российского образования особый интерес представляет профессиональная компетентность, которая является ведущим компонентом профессионального потенциала личности.

Главной составляющей профессиональной компетентности будущих специалистов уголовно-исполнительной системы являются профессиональные компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплин уголовноправового цикла. Однако государственными образовательными стандартами подготовки будущих юристов учебными дисциплинами уголовно-правового цикла ориентирование на формирование профессиональных компетенций не предусматривается. Поэтому, на наш взгляд, в учебный план юридических дисциплин необходимо внести дидактический материал, способствующий формированию профессиональных компетенций, т.к. объем часов

юридических дисциплин превышает объем часов дисциплин психологопедагогической направленности, при изучении которых слушатели приобретают знания основ коммуникации.

В рамках кадрового обеспечения работников уголовно-исполнительной системы предполагается:

- выработка требований к служебному поведению работников уголовноисполнительной системы, создание правовых и организационных условий для их соблюдения;

- разработка и принятие мер (стандартов), основанных на единой системе обязанностей, запретов и ограничений, направленных на предупреждение коррупции;

- проведение комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования работников уголовноисполнительной системы;

- подготовка высококвалифицированных специалистов за счет перехода образовательных учреждений высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний на бакалавриат, как основной уровень профессионального образования;

- повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, экономики, государственного управления, усиление антикоррупционной направленности в образовательных программах дополнительного профессионального образования работников уголовноисполнительной системы [1].

Среди стратегических задач развития уголовно-исполнительной системы важнейшей является подготовка кадров новой формации, характеризующихся высоким уровнем профессионального образования и культуры, способных решать сложные задачи по исполнению уголовных наказаний, требующие высокой организованности, дисциплины, физической, моральной и интеллектуальной подготовленности.

Качественное решение этой задачи предполагает использование современных подходов к профессиональному становлению и совершенствованию профессионального мастерства сотрудников уголовноисполнительной системы на основе создания целостной системы их профессиональной подготовки. В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» провозглашается «гуманистический характер образования», в соответствии с которым развитие личности становится важной целью деятельности образовательных учреждений ФСИН России [2].

Профессиональная компетентность определяет успешность выполнения профессиональной деятельности, готовность и способность сотрудников уголовно-исполнительной системы эффективно выполнять вышепоставленные задачи. Для развития специалиста, как личности, создания благоприятных условий для социального развития и его самореализации в обществе, необходимо получение профессионального образования.

В энциклопедических словарях под компетентностью обычно понимается характеристика личности, обладающей знаниями, а также компетенциями в определенной области деятельности. Наряду с этим, подготовка профессионально компетентных кадров важна для органов уголовно-исполнительной системы. Профессиональная компетентность юристов представляет собой достаточно широкую область, в нее входят следующие компетентности:

социально-правовая компетентность - компетенции в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

персональная компетентность - способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

специальная - компетенции, обеспечивающие самостоятельное выполнение профессиональных действий и дальнейшее профессиональное развитие;

коммуникативная (соответствующий аспект деятельности юристов -один из доминирующих и находится в зависимости от особенностей выбранной юридической профессии);

аутокомпетентность - владение компетенциями управления волевой и эмоциональной сферами, технологиями преодоления профессиональных деструкции, высокий уровень рефлексии и самопроверки;

навыки устной и письменной речи (умение кратко и точно изложить в письменной форме суть сказанного или происшедшего, своевременно и грамотно сформулировать вопросы: мастерство ведения диалога, полемическое и ораторское искусство);

организаторская - позволяет выступать юристу как организатору борьбы с преступностью на вверенном участке работы, организовывать свой труд на научной основе;

экстремальная компетентность - способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, катастрофах, на учебных занятиях;

поисково-реконструктивная - связана с умениями вести поисковую деятельность, обрабатывать найденную информацию, выдвигать гипотезы, моделировать (реконструировать) процессы и события, принимать решения в различных (часто неопределенных) условиях.

Профессиональную компетентность будущего специалиста уголовноисполнительной системы, нужно рассматривать как интегральную

характеристику, определяющую способность и готовность решать

профессиональные проблемы и профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры, необходимых для профессионального развития.

Профессиональная компетентность, на наш взгляд, - это необходимая совокупность юридических, экономических, политологических, этических, социально-психологических, технических знаний и умений сотрудника, включая его способность творчески мыслить, умение предвидеть результаты своей деятельности и критически оценить их последствия, грамотно владеть инновационными технологиями в условиях развития уголовно-исполнительной системы.

Основой профессиональной подготовки является формирование системы общенаучных знаний и профессионально значимых компетенций, на которых в дальнейшем строится профессиональное образование, формируется профессиональная компетентность, обеспечивающая успешную адаптацию на службе. Профессиональная подготовка призвана способствовать развитию творческих способностей сотрудника, его самореализации, совершенствованию профессионального мастерства, росту квалификации. Она должна обеспечить возможность диверсификации служебной деятельности, возможности переподготовки, а также продолжение образования в системе непрерывной или многоуровневой подготовки специалистов.

Успешное профессиональное становление и обеспечение возможности продолжения образования являются важнейшими требованиями в системе профессиональной подготовки будущих специалистов уголовноисполнительной системы. Для того чтобы выпускники образовательных учреждений ФСИН России могли успешно адаптироваться на службе и осваивать новые виды профессиональной деятельности, они должны иметь хорошую теоретическую базу научных знаний и обладать профессиональными компетенциями.

Профессиональные компетенции, полученные в учебном процессе и практической деятельности, должны стать основой для решения конкретных профессиональных задач и дальнейшего повышения уровня образования, постоянного роста профессиональной компетентности. Только

высококвалифицированные кадры, обладающие высокой профессиональной компетентностью, способны решить поставленные перед ними задачи и обеспечить эффективное развитие уголовно-исполнительной системы.

Список литературы

1. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р. URL: СПС «Консультант плюс».

2. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1. СПС «Консультант плюс».

References

1. O Koncepcii razvitija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda: Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 14.10.2010 N 1772-r [On the Concept of development of the penal system of the Russian Federation until 2020: Order of the RF Government of 14.10.2010 N 1772-p]. URL: SPS «Konsul'tant pljus».

2. Ob obrazovanii: Zakon Rossijskoj Federacii ot 10.07.1992 N 3266-1 [Education: Law of the Russian Federation from 10.07.1992 N 3266-1]. SPS «Konsul'tant pljus».

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Сорокин Александр Витальевич, аспирант

Шуйский государственный педагогический университет ул. Кооперативная, 24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: innovacia-sgpu@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Sorokin Aleksandr Ivanovich, post-graduate student

Shuya State Pedagogical University

24, Kooperativnaya street, , Shuya, Ivanovo area, 155908, Russia e-mail: innovacia-sgpu@mail. ru

Рецензент:

Червова А.А., проректор по инновационному развитию и международной деятельности, д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.