Научная статья на тему 'Оценка профессиональной устойчивости офицерских кадров внутренних войск МВД России'

Оценка профессиональной устойчивости офицерских кадров внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / СПЕЦИАЛИСТ / СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ВОЕННЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / A TRADE / THE EXPERT / FORMATION STANDARDS / MILITARY STANDARDS / PROFESSIONAL STABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучер В. А.

В статье рассматриваются факторы, влияющие на уровни профессиональной устойчивости офицеров, в соотношении с реформой системы военного образования и учета мнений самих военнослужащих. За основу берется удовлетворенность подготовкой, которая зависит от действия многих факторов и, прежде всего от содержания процесса обучения, его общественной значимости, взаимоотношения в коллективе, наличием возможностей повышать свою квалификацию, перспектив, а так же существенно сказывается на служебной деятельности, прежде всего текучести кадров, служебной успешности, т.е. в конечном итоге на профессиональной устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка профессиональной устойчивости офицерских кадров внутренних войск МВД России»

«дискуссия

журнал научных публикаций

Кучер В.А., к. п. н., преподаватель, кафедра уголовного и гражданского права, Северо-Кавказский военный институт внутренних войск МВД России, г. Владикавказ, Россия

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Рассматривая современное состояние подготовки офицеров в системе военного профессионального образования, можно отметить следующее.

В истории России крупные преобразования военного образования всегда по времени совпадали с военными реформами и проводились как их составная часть. Нынешняя реформа не является исключением, так как совершенствование системы военного образования рассматривается как одно из приоритетных направлений военного строительства.

Необходимость коренных преобразований в высшей военной школе была обусловлена изменением потребностей в численности офицеров, а также новыми требованиями к содержанию и уровню их подготовки в связи с изменением структуры, состава и задач внутренних войск.

Но, прежде всего, мы должны признать, что сейчас все отчетливее проявляется несоответствие между уровнем подготовки военных кадров и новыми, более высокими требованиями к ним, вытекающими из: положений Военной доктрины, законов «Об образовании», «Концепции национальной безопасности РФ», приказов и директив Министра внутренних дел, других руководящих документов.

В чем же причина? Приходится признать, что в этом сыграли свою роль и реформы высшей военной школы.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» все специальности, по которым ведется подготовка в вузах страны, внесены в утвержденный правительством классификатор. Для каждой специальности разработаны государственные стандарты высшего профессионального образования, регламентирующие состав, содержание и объем обязательных учебных дисциплин. В итоге, военные вузы обязаны включать в свои учебные планы весь комплекс стандартизированных гражданских учебных дисциплин с полным сохранением объема и содержания независимо от степени их значимости и необходимости для подготовки офицера. При этом вопреки требованиям ст. 32 Закона «Об образовании» (разработка учебных планов и программ является компетенцией вуза) навязывается обязательное согласование планов и программ военных вузов с руководством гражданских учебно-методических объединений, т.е. все содержание подготовки офицерских кадров теперь определяют не профессионалы, а административные органы гражданских вузов.

По существу, все высшие учебные заведения обязаны готовить выпускников одновременно по двум принципиально различным профессиям — гражданской и военной. Обосновывается это необходимостью приведения системы военного образования к единым требованиям Госстандарта, установленного для гражданских вузов. Но было бы

№ 5 (13) МАЙ 2011

ДИСКУССИЯ «V

журнал научных публикаций ^

интересно узнать: на каких законах логики или другой науки делаются такие обоснования?

Гражданские вузы 4 — 5 лет готовят узконаправленных специалистов, имеющих некий определенный уровень общего образования и специальную подготовку, т.е. уже изначально не делаются ставки на то, что выпускник подобного вуза посвятит всю свою жизнь одной из самых достойных и благородных профессий — защите Отечества.

Представляется, что беда современной системы военного образования не в тех или иных частных недостатках отдельных учебников или методик обучения; неудовлетворительной стала сама образовательная программа подготовки высокопрофессиональных офицеров. Причин тому множество как субъективного, так и объективного характера: бурное развитие средств современной вооруженной борьбы, изменение ее форм и способов ведения и т.д. К этому необходимо добавить проблему социальной мобильности военнослужащих. С конца 80-х гг. прошлого века мы перестали удивляться социальным бурям, которые следуют одна за другой, вызывая массовые переливы военных специалистов между видами Вооруженных Сил, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также частую смену военных специальностей. И каждый раз военнослужащий сталкивается с необходимостью переучиваться. Для этого нередко не хватает ни времени, ни средств, да это и неэкономично с государственной точки зрения.

Отсюда следует, что офицеров — выпускников вузов целесообразно заранее готовить к возможной смене специальности, а также и самой профессии. Они должны иметь общее и техническое образование, которое бы обеспечило им необходимую основу для освоения смежных профессий (специальностей) и свело бы процесс переучивания к минимуму.

Однако реализация этих требований при современной системе военного образования неизбежно будет приводить к резкому увеличению продолжительности и интенсивности обучения. Уже сейчас при широком распространении узкопрофессионального обучения военно-специальная подготовка офицера заканчивается лишь к 22 - 23 годам,

а подготовка специалиста высшей квалификации — к 30 - 35 годам. При этом уровень фактической подготовленности остается недостаточным и часто не удовлетворяет потребностям войск1.

В соответствии со служебными обязанностями от командира взвода до командира батальона, выпускники вузов социально-правовой функцией занимались в среднем 20% рабочего времени. Тем не менее, в вузах базовым образованием была юриспруденция, предполагавшая минимум 4050 часов учебной нагрузки за время обучения. Следовательно, на все остальные предметы общих гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных и военных дисциплин отводилось учебной программой только 2272 часа (36%)2.

Как пример, организационно-управленческая функция, занимавшая в среднем 36%, вообще не была отражена в содержании образовательных программ. Естественно, такое распределение учебного времени не способствовало подготовке выпускника вуза внутренних войск, как военного специалиста.

Специфика профессиональной подготовки в МВД России заключается, прежде всего, в закрытости специальных знаний и целевом характере обучения специалистов для осуществления особой правоохранительной деятельности, которая принципиально отличается от общегражданских профессий, а обучение по смешанным программам ведет к размыванию целенаправленности военной подготовки, ее нацеленности на формирование у обучаемых командных и организаторских качеств.

Северо-Кавказский, Саратовский, Санкт-Петербургский, Новосибирский военные институты внутренних войск МВД России готовили в течение 5 лет офицеров для укомплектования частей и подразделений:

— оперативного назначения;

— специального назначения;

— по охране важных государственных объектов;

— специальных моторизованных воинских частей.

Присваивалась квалификация «офицер с высшим военно-специальным образованием. Юрист». По специальностям:

«дискуссия

журнал научных публикаций

(-N

Искажается, а то и выхолащивается главный принцип подготовки военного человека — учить тому, чего требует военная служба, что необходимо на войне. Создаются условия для психологического раздвоения личности выпускника, его постоянной

моральной готовности к увольнению из армии. ч_

— военная — боевая и повседневная деятельность мотострелковых подразделений;

— гражданская — юриспруденция.

Пермский военный институт внутренних войск МВД России готовил офицерские кадры в течение 5 лет на факультетах — технического обеспечения, артиллерийского вооружения, тыла, кинологии, с квалификацией соответственно — инженер, инженер менеджмент, биология, по специальностям соответственно — многоцелевые гусеничные и колесные машины, газодинамические импульсные устройства, экономист, биолог-кинолог.

Таким образом, военные вузы внутренних войск осуществляли подготовку будущих офицеров по двум специальностям: стандартизованной гражданской и не стандартизованной военной. Мы считаем, что вопрос о включении всех военных специальностей в государственный Классификатор специальностей и связанных с этим переход военных вузов на государственные военные стандарты является на сегодняшний день ключевой проблемой.

Содержание обучения перестает соответствовать условиям и задачам военной службы. Искажается, а то и выхолащивается главный принцип подготовки военного человека — учить тому, чего требует военная служба, что необходимо на войне. Создаются условия для психологического раздвоения личности выпускника, его постоянной моральной готовности к увольнению из армии. В том числе, как показывает практика, сразу после завершения обучения и получения диплома о высшем образовании.

Исследования показывали, что только 20% курсантов рассматривают хорошее образование как способ продвижения по службе и повышения уровня своего материального благосостояния.

С 1997 г. лицам, окончившим институт, выдавался диплом о высшем образовании по специальности 021100 — «Юриспруденция», и в соответствии с квалифицированными характеристиками выпускникам вузов внутренних войск МВД РФ, присваивалась квалификация — «юрист».

Помимо этого они получали военное образование по специальности 160000 —

«боевая и повседневная деятельность мотострелковых подразделений».

Имеют место и существенные проблемы, значительно снижающие эффективность работы по подготовке офицерских кадров для внутренних войск. Продолжает сохраняться тенденция к нежеланию выпускников военных академий и университетов продолжать службу в военных институтах. Причин такого положения дел было несколько, в том числе и устойчивая тенденция, наметившаяся в 2000 гг. и заключавшаяся в нежелании выпускников академий и военных университетов продолжать службу на периферии в военных институтах, что в конечном итоге вело к снижению уровня укомплектованности должностей замещаемых лицами, имеющими высшее военное образование по вузам внутренних войск.

Снижение числа «академиков» объяснялось еще и сменой поколения преподавателей, и командование военного института предпринимала серьезные меры для исправления положения дел.

Возросла численность молодых преподавателей, на смену ветеранам, опытным преподавателям вузов, внесшим существенный вклад в совершенствование образовательного процесса, шла грамотная и амбициозная молодежь, готовая подхватить эстафету у старших поколений. Анализ показывает, что число преподавателей в возрасте до 35 лет составляет 26,1%, имеющих педагогический стаж до 2 лет 38,7%, а имевших педагогический стаж до 5 лет — 55,6%3.

Одновременно росли и требования государственного стандарта по числу преподавателей имеющих ученую степень и ученое звание. Лицензионные условия на право ведения образовательной деятельности военно-учебными заведениями внутренних войск Министерством образования предъявляют требования к уровню квалификации преподавательского состава в части кандидатов и докторов наук не менее 65%.

№ 5 (13) МАЙ 2011

ДИСКУССИЯ «V

журнал научных публикаций ^

В 2007 г. качественный состав профессорско-преподавательского состава отличался в лучшую сторону. Доля преподавателей с высшим образованием в военном институте составляла 68,3%. В тоже время по показателю преподавателей с высшим военным образованием увеличилась с 30,2% в 2008 г. до 31,7%. И это несмотря на огромные усилия, предпринимаемые командованием внутренних войск МВД России по увеличению числа выпускников военных академий среди преподавателей вузов.

Следующая причина отставания уровня подготовки кадров от требований военного дела — непродуманное, слепое копирование структурной перестройки европейских национальных систем высшего образования, осуществляемой в рамках Болонского процесса, которое может привести к утрате ценностей и традиций российского образования, ухудшению качества подготовки специалистов для внутренних войск. Неизбежно и сужение спектра научно-методических работ, разрыв между наукой и образованием.

В отличие от системы, основанной на двухуровневом подходе, бакалавриате и магистратуре, который и заложен в основу болонского соглашения, в системе вузов МВД России существует классическая форма образования с непрерывной пятилетней подготовкой дипломированных специалистов. За многие годы она на практике доказала свою эффективность. Вот почему стратегия развития ведомственного образования должна обеспечить, с одной стороны, сохранение целевой непрерывной подготовки дипломированных специалистов для правоохранительной службы и, с другой, постепенное внедрение новых форм двухуровневого образования.

В любом случае главная задача образовательных учреждений состоит в том, чтобы сосредоточить основные усилия на тех вопросах, которые негативно влияют на развитие кадровой работы во внутренних войсках Министерства внутренних дел и требуют своего скорейшего разрешения. Важная роль в этом принадлежит руководителям в сфере образования для учреждений данной системы.

Сегодня мы можем констатировать: военная школа медленно, но

неуклонно выходит на качественно новый уровень. Сделаны первые важные шаги по формированию оптимальной сети военно-учебных заведений. Все филиалы военных вузов преобразованы в самостоятельные военно-учебные заведения.

Совершенствование системы военного управления невозможно без совершенствования системы военного образования. В последнее время отмечается повышенное внимание к проблемам военного образования, начиная с совещаний в Министерстве обороны и кончая дискуссиями в военной печати по вечным вопросам: чему учить и как учить?

И это не случайно. Практика повседневной и боевой деятельности войск свидетельствует о снижении уровня профессиональной подготовки выпускников вузов и, прежде всего, в приобретении практических навыков в управлении войсками. И это несмотря на то, что военные академии, университеты и институты перешли на подготовку специалистов в области управления.

Профессионализм отличает сегодняшнего военного офицера от воинов прежних веков. Термин «профессиональный» обычно использовали применительно к военным для противопоставления «профессионального» «любительскому», а не в смысле различения «профессии» от «занятия» или «ремесла». Выражения «профессиональная армия» и «профессиональный солдат» затемняли различие между карьерным рядовым или сержантом, который является профессионалом в значении «тот, кто работает за деньги», и карьерным офицером, который является профессионалом в совершенно ином смысле — тот, кто посвятил себя «высшему призванию» на службе обществу4.

В большинстве стран мира военнослужащие — особая, привилегированная каста. Государственный прагматизм требует бережно относиться к профессионалам, выращенным не за один год с использованием огромного количества материально-технических ресурсов. Текучесть кадров в этой специ-

Термин «профессиональный» обычно использовали применительно к военным для противопоставления «профессионального» «любительскому», а не в смысле различения «профессии» от «занятия» или «ремесла».

«дискуссия

журнал научных публикаций

фической сфере приводит к значительным дополнительным расходам и не столь заметному, но опасному вымыванию профессионализма.

Конечно, можно говорить об объективных причинах, обусловленных общей социально-экономической обстановкой в стране. Так, за последние десять лет практически прекратилась модернизация учебно-материальной базы; не обновляются парки вооружения и военной техники; устарели библиотечные фонды; не идет информатизация образовательного процесса; сократились или вовсе отменены практики и стажировки; продолжается отток из вузов молодых и перспективных ученых. Все это так. И без решения экономических проблем и возрождения статуса военного ученого и педагога любая реформа военного образования будет «буксовать», чему мы и являемся свидетелями.

Передовой педагогический опыт и психолого-педагогическая теория — два источника развития системы обучения5.

В то же время широкая вузовская практика во многом основывается на устаревших теоретических представлениях об объяснительно-иллюстративном обучении. Традиционные организационные формы обучения — лекция и практические занятие предусматривают освоение курсантами теоретических знаний, но, к сожалению, не обеспечивают совершенствования профессиональных и специальных умений и навыков.

В настоящее время появилась настоятельная необходимость в широком использовании новых, активных методов обучения в вузе, позволяющих сократить путь от приобретения знаний к их применению на практике6.

После начала подготовки по двойным специальностям: военной и гражданской с квалификацией «юрист», сразу было понятно, что невозможно за добавленные два года подготовить ни полноценного офицера, ни полноценного юриста из-за срезанного до минимума объема военных и юридических дисциплин.

Как отмечают командиры войсковых частей, выпускники вузов имеют слабую подготовку по своему прямому предназначению. Вот основные причины такого положения:

— из учебных планов ушли стажировки, практические занятия на полигонах и т.д., что объясняется отсутствием финансирования по этим статьям;

— отрыв курсантов и слушателей непосредственно от учебных занятий (гарнизонные и внутренние наряды, уборки урожая и т.д.;

— низкая мотивация к получению необходимых теоретических и практических знаний и умений.

Процесс обучения стал скудным, хотя он должен был представлять собой совокупность различных дидактических форм, методов и средств, с помощью которых возможно воспроизвести предметное и социальное содержание профессионального труда.

Таким образом, мы выявили факторы, влияющие на уровни профессиональной устойчивости офицеров, по мнению самих военнослужащих. Дальнейший ход нашего исследования будет посвящен выявлению факторов устойчивости на основании анализа трудностей, испытываемых офицерами различного уровня устойчивости. ^

1. Самойлов В.Д. Высшее образование офицеров: проблемы и пути их решения // Воен. мысль. 2003. № 5. С. 60 - 63.

2. Об утверждении Инструкции по планированию и учету труда профессорско-преподавательского состава, расчету учебной, методической, научной нагрузки и объема учебной работы военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВД России № 880.

3. Материалы Военного совета внутренних войск МВД России, 29 июля 2005 г.

4. Шлыков В.В. Российская армия и мировой опыт: сто лет одиночества // Полития. 2001. № 2. С. 5-44.

5. Платонов А.П. Как повысить военно-профессиональную подготовку офицеров // Воен. мысль. 2003.№ 9. С. 54-57.

6. Курдюков Б.Ф. Методология вузовской профессиональной подготовки студентов // Физическое воспитание студентов. 2001. № 6. С. 27-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.