Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полякова Янина Николаевна, Скрипченкова Оксана Валерьевна

В статье акцентируется внимание на проблеме профессиональной готовности сотрудников оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы к служебной деятельности. Целью представленного научного исследования является совершенствование профессиональной подготовки сотрудников оперативных подразделений посредством формирования их профессиональной готовности, которая выступает одним из основных факторов успешной профессионализации сотрудников. Методологическую основу исследования составили анализ, синтез, психолого-педагогические методы (анализ продуктов профессиональной деятельности, метод обобщения независимых характеристик).В результате проведенной работы раскрыта сущность профессиональной готовности сотрудниковоперативных подразделений, предложена методика оценки уровня их профессиональной готовности, даны рекомендации по оценке профессиональной готовности оперативных сотрудников. Сделаны выводы о необходимости оценки уровня профессиональной готовности сотрудников оперативных подразделений как определяющего фактора для прогноза их дальнейшей профессионализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Полякова Янина Николаевна, Скрипченкова Оксана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PROFESSIONAL READINESS OF EMPLOYEES OF OPERATIONAL UNITS OF INSTITUTIONS AND BODIES OF THE PENAL SYSTEM FOR OFFICIAL ACTIVITIES

The article focuses on the problem of professional readiness of employees of operational units of the penal system for official activities. The purpose of the presented scientific research is to improve the professional training of employees of operational units through the formation of their professional readiness, which is one of the main factors of successful professionalization of employees. The methodological basis of the study was analysis, synthesis, psychological and pedagogical methods (analysis of the products of professional activity, the method of generalization of independent characteristics). As a result of the work carried out, the essence of the professional readiness of employees of operational units is revealed, a methodology for assessing the level of professional readiness of employees is proposed, and recommendations for assessing the professional readiness of operational employees are given. Conclusions are drawn about the need to assess the level of professional readiness of operat employees. Conclusions are drawn about the need to assess the level of professional readiness of employees of operational units as a determining factor for predicting their further professionalization.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 34.08; 37.04

DOI: 10.51522/2307-0382-2022-237-2-40-45

ЯНИНА НИКОЛАЕВНА ПОЛЯКОВА

старший преподаватель кафедры психологии Дагестанского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук, полковник внутренней службы (в отставке), ynpolyakova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3852-3128 Махачкала

YANINA N. POLYAKOVA

Senior lecturer of the Psychology Department

of Dagestan State Pedagogical University,

Candidate of Psychology, Colonel of

the Internal Service (retired),

ynpolyakova@yandex.ru,

https://orcid.org/0000-0002-3852-3128

Makhachkala

ОКСАНА ВАЛЕРЬЕВНА СКРИПЧЕНКОВА

оперуполномоченный по особо важным делам ГОУ ФСИН России, майор внутренней службы, oksanka.skrip@mail.ru Москва

OXANA V. SKRIPCHENKOVA

^e operative for particularly important cases of FPS of Russia, major of the internal service, oksanka.skrip@mail.ru

Moscow

Оценка профессиональной готовности сотрудников оперативных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы к служебной деятельности

Assessment of professional readiness of employees of operational units of institutions and bodies of the penal system for official activities

Аннотация. В статье акцентируется внимание на проблеме профессиональной готовности сотрудников оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы к служебной деятельности. Целью представленного научного исследования является совершенствование профессиональной подготовки сотрудников оперативных подразделений посредством формирования их профессиональной готовности, которая выступает одним из основных факторов успешной профессионализации сотрудников. Методологическую основу исследования составили анализ, синтез, психолого-педагогические методы (анализ продуктов профессиональной деятельности, метод обобщения независимых характеристик). В результате проведенной работы раскрыта сущность профессиональной готовности сотрудников оперативных подразделений, предложена методика оценки уровня их профессиональной готовности, даны рекомендации по оценке профессиональной готовности оперативных сотрудников. Сделаны выводы о необходимости оценки уровня профессиональной готовности сотрудников оперативных подразделений как определяющего фактора для прогноза их дальнейшей профессионализации.

Ключевые слова: сотрудники оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы, оперативно-розыскная деятельность, профессиональная готовность, структура профессиональной деятельности

Abstract. The article focuses on the problem of professional readiness of employees of operational units of the penal system for official activities. The purpose of the presented scientific research is to improve the professional training of employees of operational units through the formation of their professional readiness, which is one of

Для цитирования

Полякова Я. Н., Скрипченкова О. В. Оценка профессиональной готовности сотрудников оперативных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы к служебной деятельности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 2. С. 40-45. https://doi.org/10.51522/2307-0382-2022-237-2-40-45.

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

the main factors of successful professionalization of employees. The methodological basis of the study was analysis, synthesis, psychological and pedagogical methods (analysis of the products of professional activity, the method of generalization of independent characteristics). As a result of the work carried out, the essence of the professional readiness of employees of operational units is revealed, a methodology for assessing the level of professional readiness of employees is proposed, and recommendations for assessing the professional readiness of operational employees are given. Conclusions are drawn about the need to assess the level of professional readiness of operat employees. Conclusions are drawn about the need to assess the level of professional readiness of employees of operational units as a determining factor for predicting their further professionalization.

Keywords: employees of operational units of the penal system, operational search activity, professional readiness, structure of professional activity

Профессиональная готовность является важным условием успешности, эффективности, результативности любого вида деятельности. Вопросы профессиональной готовности в разных ее аспектах уже не один десяток лет являются предметом исследования различных областей знания. Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) имеет свои особенности, которые связаны с рядом факторов: повышенная стрессо-генность, экстремальность, интенсивность. Вместе с тем среди общих особенностей профессиональной деятельности сотрудников силовых структур ученые-пенитенциаристы (Б. Б. Казак, О. Г. Ковалев, И. В. Михалева, А. В. Наприс, В. М. Поздняков, В. А. Семенов, Д. В. Сочивко, А. Н. Сухов, А. И. Ушатиков и другие) указывают на отличия, свойственные именно профессиональной деятельности сотрудников УИС: высокую динамичность, эмоциональную напряженность, организацию межличностного взаимодействия в двух диадах: «сотрудник - осужденный» и «сотрудник - сотрудник», особую пенитенциарную среду и так далее.

В научной литературе традиционно выделяются два подхода к определению содержания готовности к деятельности: функциональный и личностный. Представители

функционального подхода (Е. П. Ильин, Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев, Л. С. Нерсесян, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов и другие) указывают, что готовность к деятельности детерминирована психическими функциями, которые являются основным условием результативной деятельности. В своей теории установки Д. Н. Узнадзе определял готовность к деятельности через понятие установки как «специфического состояния, возникающего у субъекта под воздействием объективной ситуации удовлетворения потребности» [1]. Сторонники личностного подхода указывают, что готовность к деятельности как устойчивая характеристика личности имеет необходимый уровень развития, который, в свою очередь, определяет успешность деятельности.

Кроме того, готовность к деятельности современные исследователи ставят в соответствии с видами профессиональной деятельности: спортивной (В. А. Алаторцев,

A. Д. Ганюшкин, А. Ц. Пуни и другие), педагогической (П. П. Горностай, А. А. Деркач,

B. В. Левченко и так далее), экономической (Н. В. Симонов, Х. Н. Магомедова и прочие), медицинской (О. В. Князева, О. В. Минако-ва, Е. В. Помазанова и другие), служебной (Б. Г. Бовин, Е. Е. Гаврина, Д. В. Сочивко, В. М. Поздняков, Ю. В. Чуфаровский и так далее).

Вместе с тем понятие «профессиональная готовность» является комплексным, и его анализ носит междисциплинарный характер. Безусловно, говоря о профессиональной готовности к служебной деятельности, первостепенную роль играет уровень психологической готовности. По мнению вышеуказанных ученых, психологическая готовность к профессиональной деятельности детерминирована уровнем развития профессионально значимых качеств, которые, в свою очередь, определяют структуру психологической готовности.

Междисциплинарный характер понятия «профессиональная готовность» заключен в ее структуре, в которой, как правило, выделяются следующие компоненты: деятельнос-тный (личностно-деятельностный, организа-ционно-деятельностный), когнитивный, мо-тивационно-ценностный, а также в зависимости от вида профессиональной деятельности -рефлексивный, рефлексивно-оценочный. Так, личностно-деятельностный компонент в основном определяется уровнем развития профессионально значимых качеств, которые, в свою очередь, имеют психологическую и физиологическую основу. Когнитивный компонент - это, прежде всего, профессиональные знания, а с учетом специфики оперативно-розыскной деятельности он будет иметь юридическую направленность.

Несмотря на разнообразие подходов к исследованию профессиональной готовности основу их всех определяет тип (вид) профессиональной деятельности. Наряду с общими характеристиками служебной деятельности, выполняемой персоналом уголовно-исполнительной системы, работа оперативных сотрудников УИС имеет свою специфику. Истоки такой специфики находятся в осуществлении оперативно-розыскной деятельности (далее также - ОРД) [2]. Мы солидарны с мнением А. В. Агаркова, который считает, что характерными особенностями оперативно-розыскной деятельности являются:

- нормативность (правовая регламентация) профессиональной деятельности субъектов ОРД;

- наличие властных полномочий у субъектов ОРД;

- конфиденциальность отношений, конспиративность общения субъектов ОРД;

- разнообразие ролевого поведения субъектов ОРД;

- экстремальный, эмоционально насыщенный характер ОРД;

- творческий характер труда субъектов ОРД;

- самостоятельность, персональная ответственность субъектов ОРД за результаты труда;

- состязательность ОРД, противодействие криминальных элементов ее субъектам [3].

Исследований по структуре профессиональной деятельности сотрудников оперативных подразделений учреждений и органов УИС, с учетом специфики оперативно-розыскной деятельности, в открытом доступе практически не представлено. Исходя из данной структуры, выявляются необходимые профессионально значимые качества, уровень развития которых в большей степени детерминирует профессиональную готовность субъекта труда [4, 5]. Таким образом, выявление профессионально важных качеств сотрудников оперативных подразделений УИС может стать предметом отдельного исследования.

Вместе с тем оценка профессиональной готовности может быть проведена на основе анализа результатов служебной деятельности, которые достигаются, в том числе за счет уровня развития профессионально важных качеств [6].

Проблема оценки профессиональной готовности сотрудников оперативных подразделений актуализируется на этапе вхождения в должность сотрудника и носит комплексный характер. Молодой сотрудник, приступая к исполнению своих профессиональных обязанностей, включается в профессиональную деятельность. Таким образом, профессиональная готовность выражается в предметных действиях сотрудника, применении им полученных профессиональных знаний для решения поставленных задач. Проявляются различные стороны личности молодого специалиста, что и отражается на результатах профессиональной деятельности [6, 7, 8].

В течение 2019-2020 годов нами был проведен анализ успешности вхождения в должность сотрудников оперативных под-

разделений учреждений и органов УИС. Выборка составила 216 сотрудников, выпускников образовательных организаций ФСИН России по ведомственной специализации «Оперативно-розыскная деятельность в УИС», окончивших обучение в 2019 году. Основными критериями успешности/неуспешности вхождения в должность были определены: уровень профессиональных знаний, стремление к его повышению, показатели служебной деятельности (в соответствии со служебной характеристикой с места службы), факты увольнения на первом году службы, назначение на должности в иные структуры учреждений и органов УИС, в том числе по собственной инициативе.

Из 216 сотрудников (выпускников) были уволены на первом году службы 4 человека, назначены в иные подразделения - 19, из них по собственной инициативе - 2 человека. Таким образом, можно утверждать, что выпускники, обучавшиеся по ведомственной специализации «Оперативно-розыскная деятельность в УИС» достаточно востребованы.

По нашему мнению, наличие взысканий не является абсолютным показателем успешности/неуспешности вхождения в должность. Анализ служебных характеристик показал, что руководители молодых специалистов, у которых имеются наиболее высокие показатели деятельности, определяют следующие профессионально важные качества: стремление к повышению профессионального уровня, способность правильно оценивать обстановку, высокие показатели самоконтроля, умение грамотно применять теоретические знания на практике, высокие показатели профессиональной мотивации.

При этом высокая теоретическая подготовка не всегда является условием успешности вхождения в должность. Среди характеристик отмечались сотрудники с высоким уровнем теоретических знаний, но проявлениями невнимательности, недостаточной требовательности к себе и окружающим и нежеланием дальнейшего повышения профессионального роста.

Таким образом, оценка профессиональной готовности сотрудников оперативных подразделений УИС может быть представлена

комплексом показателей, а также критерием оценивания.

Показатели профессиональной готовности сотрудников оперативных подразделений УИС представим в соответствии со структурой профессиональной готовности:

- личностно-деятельностный компонент;

- когнитивный компонент;

- мотивационно-ценностный компонент.

Личностно-деятельностный компонент

представлен профессионально важными качествами, уровень развития которых должен обеспечивать успешность профессиональной деятельности. По нашему мнению, данный компонент также необходимо оценивать с учетом результатов прохождения будущим сотрудником (курсантом) преддипломной практики.

Когнитивный компонент представляется следующими элементами: уровнем профессиональных знаний, степенью осведомленности о предстоящей деятельности, профессиональным мышлением.

Мотивационно-ценностный компонент включает в себя ценности, нормы профессиональной среды, морально-нравственную нормативность, правосознание. Необходимо отметить, что уровень развития мотивацион-но-ценностного компонента является определяющим для эффективного и грамотного использования властных полномочий оперативным сотрудником. Указанная проблема, по нашему мнению, требует детального рассмотрения в рамках отдельного исследования.

Как уже было отмечено, первичную оценку профессиональной готовности выпускников сотрудники оперативных подразделений могут провести в период прохождения ими преддипломной практики.

В последующем результаты оценки могут послужить материалом для организации наставничества над молодыми сотрудниками оперативных подразделений.

В результате анализа представленных 10 территориальными органами ФСИН России в 2021 году оценочных листов и характеристик на 42 курсантов пятого курса, проходивших преддипломную практику, нами выявлена проблематика, на которую в последующем наставникам необходимо обратить

особое внимание. Объяснимое отсутствие практического опыта у курсантов вызывает затруднение во всесторонней оценке повседневной оперативно-служебной деятельности, планировании рабочего дня, а также определении приоритетности выполняемых задач. При этом опрашиваемыми территориальными органами ФСИН России отмечена готовность к прохождению службы курсантов пятого курса в оперативных подразделениях учреждений и органов УИС. С положительной стороны дана оценка знаниям нормативно-правовой базы, регламентирующей ОРД и деятельность УИС в целом, исполнительской дисциплине, коммуникативным качествам, а также стремлению к прохождению службы в оперативных подразделениях.

В целом оценку профессиональной готовности сотрудников оперативных подразделений УИС в силу специфики их профессиональной деятельности предполагается давать на основе метода обобщения независимых характеристик. Суть данного метода заключается в сборе и анализе сведений о сотруднике, полученных из разных источников (других сотрудников, наставников), а также в ходе организации воспитательной работы с сотрудником (воспитательная работа имеет более широкую направленность, в том числе сведения о внеслужебной жизнедеятельности молодого сотрудника). Полученные данные в дальнейшем необходимо осмыслить и сопоставить. Основное требование к получаемым сведениям - это объективность их получе-

ния, которая обеспечивается, прежде всего, индивидуальными (единичными) мнениями, групповые мнения и обсуждения необходимо полностью исключить.

Кроме того, весомым дополнением к методу обобщения независимых характеристик может быть использован анализ продуктов профессиональной деятельности, а именно массив различных данных, полученных в процессе служебной деятельности (показатели служебной деятельности).

Таким образом, для оценивания профессиональной готовности используются критерии: уровень профессиональной готовности (высокий, средний, низкий) и показатели уровня профессиональной готовности - степень развития трех компонентов (личност-но-деятельностный, когнитивный, мотиваци-онно-ценно стный).

Представленные результаты позволяют определить дальнейшие направления исследования профессиональной готовности сотрудников оперативных подразделений к служебной деятельности, а именно изучение последующих выпусков специалистов, анализ динамики успешности вхождения в должность выпускников.

Оценка профессиональной готовности оперативных сотрудников к служебной деятельности позволит выявить проблемные вопросы в период вхождения в должность молодого сотрудника и в дальнейшем обеспечить успешность профессиональной деятельности и профессионализации в целом.

1. Узнадзе, Д. Н. Общая психология / отв. ред. И. В. Имедадзе. М. : Смысл, СПб : Питер, 2004. С. 73.

2. Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (последняя редакция). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Агарков А. В. Оперативно-розыскная психология : учебное пособие. Владимир, 2009. 88 с.

4. Агафонов А. Ю. Психологические аспекты готовности к профессиональной деятельности : коллективная монография / под ред. А. А. Гудзовской, Т. А. Никитиной. Самара : Самарский муниципальный ин-т упр., 2011. 171 с.

5. Карпов А. В., Савин И. Г. Психологический анализ деятельности : учебное пособие. Ярославль : ЯрГУ, 2005. 144 с.

6. Поляков А. В. Профессионально-психологические качества личности оперативных сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний и условия их формирования // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 5 (156). С. 19-21.

7. Овчинников О. М., Измайлов М. В. Профессиональное образование будущих оперативных сотрудников УИС - залог успешной служебной деятельности по предупреждению и раскрытию преступлений // Кри-

миналистическое и процессуальное обеспечение расследования преступлений в уголовно-исполнительной системе : материалы межвузовской науч.-практ. конф. (1 марта 2017 г.). Владимир, 2017. С. 106-109.

1. Uznadze D. N. General Psychology / ed. by I. V. Imedadze. M. : Sense, St. Petersburg: Peter, 2004. p. 73.

2. On operational investigative activities : feder. Law No. 144-FZ of 12.08.1995 (latest edition). Access from the SPS "Consultant Plus".

3. Agarkov A.V. Operational investigative psychology : textbook. Manual. Vladimir, 2009. 88 p.

4. Agafonov A. Y. Psychological aspects of readiness for professional activity: a collective monograph / edited by A. A. Gudzovskaya, T. A. Nikitina. Samara : Samara Municipal Institute of Management, 2011. 171 p.

5. Karpov A.V., Savin I. G. Psychological analysis of activity : textbook. Yaroslavl : YarGU, 2005. 144 p.

6. Polyakov A.V. Professional and psychological qualities of the personality of operational employees of the Federal Penitentiary Service and the conditions of their formation // Sheets of the penal enforcement system. 2015. No. 5 (156). pp. 19-21.

7. Ovchinnikov O. M., Izmailov M.V. Pedagogical potential of the official activity of the operative officer of the penal system // Criminalistic and procedural support for the investigation of crimes in the penal enforcement system : materials of the Interuniversity Scientific and Practical conference (March 1, 2017). Vladimir, 2017. pp. 106-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.