Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ РЕЖИМНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

СООТНОШЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ РЕЖИМНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / оперативно-розыскная деятельность / режим / оперативные подразделения / мероприятие / осужденный.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майстренко Г.А.

В процессе исполнения своих служебных обязанностей сотрудники оперативных подразделений пенитенциарной системы России применяют весь спектр оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством. Автор отмечает, что не всегда в силу имеющейся профессиональной квалификации и практического опыта оперативные сотрудники верно понимают суть того или иного мероприятия, правильно используют нормативно-правовую базу в рассматриваемой области либо допускают отдельные методические ошибки при проведении такого рода режимных мероприятий. В целях совершенствования деятельности оперативных подразделений предлагаются рекомендации, которые могут быть использованы в служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майстренко Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ РЕЖИМНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-391-393 МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,

NIION: 2018-0076-9/21-212 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-023-2021 -09-411 старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России,

e-mail: g.maystrenko@yandex.ru

СООТНОШЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ РЕЖИМНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В процессе исполнения своих служебных обязанностей сотрудники оперативных подразделений пенитенциарной системы России применяют весь спектр оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством. Автор отмечает, что не всегда в силу имеющейся профессиональной квалификации и практического опыта оперативные сотрудники верно понимают суть того или иного мероприятия, правильно используют нормативно-правовую базу в рассматриваемой области либо допускают отдельные методические ошибки при проведении такого рода режимных мероприятий. В целях совершенствования деятельности оперативных подразделений предлагаются рекомендации, которые могут быть использованы в служебной деятельности.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, оперативно-розыскная деятельность, режим, оперативные подразделения, мероприятие, осужденный.

MAISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,

PhD in Law,

Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

RELATIONSHIP OF OPERATING INSPECTION MODE MEASURES IN THE INSTITUTIONS OF THE CRIMINAL ENFORCEMENT SYSTEM

Annotation. In the process of fulfilling their official duties, the employees of the operational units of the Russian penitentiary system use the whole range of operational-search measures provided for by the current legislation. The author notes that it is not always due to the existing professional qualifications and practical experience that operational employees correctly understand the essence of a particular event, correctly use the regulatory framework in the area under consideration, or make certain methodological errors when carrying out such regime activities. In order to improve the activities of operational units, recommendations are proposed that can be used in official activities.

Key words: penal enforcement system, operational search activity, regime, operational units, event, convict.

и наблюдение (81.8%). Заочным письменным опросом (анкетированием), проведенным по поручению ФКУ НИИ ФСИН России территориальными органами, было охвачено 225 сотрудников оперативных подразделений УИС. Превышение 100-процентного показателя объясняется тем, что многие респонденты отмечали два и более вариантов ответа (прим.: архив автора).

Вызывает сомнение относительно частое проведение таких ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (48.9%), прослушивание телефонных переговоров (48.9%), контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений (47.1%) и снятие информации с технических каналов связи (36%). Представляется, что в условиях функционирования учреждений УИС нет опе-

Оперативные подразделения учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) в повседневной деятельности в соответствии с оперативно-розыскным законодательством используют все оперативно-розыскные мероприятия (далее -ОРМ), предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» [2]. В то же время, специфические условия их функционирования объективно ограничивают возможность проведения ряда ОРМ [3, с. 134-138].

Результаты опроса сотрудников оперативных подразделений показали, что в этих исправительных учреждениях чаще всего проводятся такие оперативно-розыскные мероприятия, как опрос (100% ответов), наведение справок (85.3%)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ративной необходимости и возможности в таком относительно интенсивном проведении указанных сложных ОРМ. Поэтому есть все основания предположить, что эти ОРМ смешиваются с аналогичными режимными мероприятиями или подменяются ими.

Сравнительно редко проводятся такие ОРМ, как оперативное внедрение (26,2%), исследование предметов и документов (25.3%), отождествление личности (20.9%), еще реже - сбор образцов для сравнительного исследования (13.3%), проверочная закупка (12.1%), оперативный эксперимент (12.4%) и контролируемая поставка (8%).

Комментируя приведенные данные, можно отметить, что оперативные подразделения учреждений УИС, будучи традиционно сориентированными на обеспечение правопорядка внутри учреждений, не уделяют должного внимания негативному воздействию на его состояние внешней социальной среды, представители которой все чаще, прямо или косвенно, пытаются дестабилизировать обстановку в местах лишения свободы, снабжая осужденных на коммерческой основе алкогольными напитками, наркотиками, психотропными веществами и их аналогами, сотовыми телефонами, другими предметами, запрещенными к хранению и использованию спецконтингентом [4, с. 22]. Предотвращению их поступления в учреждения УИС как раз и могло бы способствовать более интенсивное проведение таких ОРМ, как оперативный эксперимент, проверочная закупка и контролируемая поставка. При отсутствии или недостаточности опыта проведения этих ОРМ важно обеспечить изучение и внедрение в оперативно-розыскную практику УИС соответствующего опыта других субъектов ОРД, в частности оперативных подразделений органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Что касается редкого использования таких ОРМ, как исследование предметов и документов, сбор образцов для сравнительного исследования и отождествление личности, то следует учитывать, что необходимость в их проведении может возникнуть не только при оперативном сопровождении расследования преступлений и судебного разбирательства уголовных дел, но и в целях выявления, предупреждения и пресечения пенитенциарных преступлений и иных правонарушений, негативно влияющих на оперативную обстановку в учреждениях УИС [5, с. 101].

По имеющимся данным, в последние годы заметно увеличилось проведение таких ОРМ, как наведение справок (на 6%), контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений (на 8.9%), наблюдение (на 9.3%), снятие информации

с технических каналов связи (на 11.1%), опрос и прослушивание телефонных переговоров (на 19.5% каждое).

Прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, в обиходе именуемых оперативно-техническими мероприятиями (далее - ОТМ), а также контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений закон относит к оперативно-розыскным мероприятиям, ограничивающим конституционные права граждан, и устанавливает особый порядок их подготовки и проведения. Организация таких мероприятий допускается только на основании судебного решения и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершенного противоправного деяния, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших такое деяние, по которому предварительное следствие обязательно, а также о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Прослушивание телефонных и иных переговоров при этом допускается в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении не всех, а только тяжких, особо тяжких преступлений и преступлений средней тяжести [6, с. 356].

С учетом этих и других законодательных ограничений применительно к осуществлению ОТМ их относительно частое проведение в условиях учреждений УИС, на которое указали опрошенные оперативные сотрудники, представляется маловероятным. В связи с этим не вызывает полного доверия и утверждение значительного большинства респондентов (70.7%) о том, что при организации проведения вышеуказанных ОТМ они не испытывают затруднений. Больше доверия вызывают ответы тех, кто такие затруднения испытывает, в частности в связи с загруженностью оперативно-технических подразделений, сложностью оформления заданий на проведение ОТМ и другими обстоятельствами. В подтверждение этого можно сослаться на тот факт, что даже при получении оперативной информации о наличии у осужденных незаконно приобретенных мобильных телефонов, по признанию почти половины (47.6%) респондентов, они не практикуют прослушивание ведущихся по ним переговоров. Кроме того, более трети (36.9%) опрошенных оперативников не используют и возможность режимного контроля почтовых отправлений телеграфных и иных сообщений при переписке осужденных с защитниками и иными лицами, оказывающими юридическую помощь на законных основаниях, при наличии достоверных данных о том, что содержащиеся в указанной переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

преступления или вовлечение в его совершение других лиц (ч. 2 ст. 91 УИК РФ) [1].

Все это и дает основание предполагать, что оперативно-розыскные и режимные мероприятия в условиях мест лишения свободы строго не разграничиваются, а иногда и вовсе подменяются. Так, на вопрос о соотношении обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств как оперативно-розыскного мероприятия и обыска как режимного мероприятия только 4.9% опрошенных оперативников отметили, что в их практике преобладает названное ОРМ, а значительное большинство (62.7%) респондентов указало на преобладание обыскового мероприятия. Остальные отметили, что оперативный осмотр и обыск используется примерно с одинаковой частотой, а отдельные респонденты (1.3%) полагают, что эти мероприятия практически неразличимы.

Таким образом, можно заключить, что в условиях изоляции важно обеспечить оптимальное сочетание оперативно-розыскных и режимных мероприятий при грамотном и тактически оправданном использовании одного из них либо одновременного (параллельного) их применения в зависимости от конкретно складывающейся ситуации. При этом исходными данными решения вопроса о проведении режимных мероприятий может быть оперативно-розыскная информация, а для проведения ОРМ - информация, полученная в результате режимных мероприятий. При одновременном проведении ОРМ и режимного мероприятия правомерно говорить о едином оперативно-режимном мероприятии.

Список литературы:

[1] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_12940/ (дата обращения: 12.09.2021).

[2] Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_ LAW_7519/ (дата обращения: 12.09.2021).

[3] Горяинов К.К., Латынин Е.В. Соотношение оперативно-розыскных мероприятий и мето-

дов оперативно-розыскной деятельности, применяемых в деятельности УИС // Вестник Кузбасского института. - 2019. - № 2 (39). - С. 133 - 140.

[4] Диваева И.Р., Нуркаева Т.Н. К вопросу об уголовно-правовой охране права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. -2018. - № 3. - С. 19 - 27.

[5] Жданов С.П. Участие специалиста в правоохранительной деятельности: монография. -М.: Проспект, 2019. - 272 с.

[6] Теория оперативно-розыскной деятельности: учеб. / под ред. К.К. Горяинова, О.А. Вагина, В.С. Овчинского. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М., 2021. - 795 с.

Spisok literatury:

[1] Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii

ot 8 yanvarya 1997 g. № 1-FZ [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_12940/ (data obrashcheniya: 12.09.2021).

[2] Federal'nyj zakon ot 12 avgusta 1995 g. № 144-FZ «Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti» (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www. consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_7519/ (data obrashcheniya: 12.09.2021).

[3] Goryainov K.K., Latynin E.V. Sootnoshenie operativno-rozysknyh meropriyatij i metodov opera-tivno-rozysknoj deyatel'nosti, primenyaemyh v deyatel'nosti UIS // Vestnik Kuzbasskogo instituta. - 2019. - № 2 (39). - S. 133 - 140.

[4] Divaeva I.R., Nurkaeva T.N. K voprosu ob ugolovno-pravovoj ohrane prava na tajnu perepiski, telefonnyh peregovorov, pochtovyh, telegrafnyh ili inyh soobshchenij // Aktual'nye problemy gosudarstva i obshchestva v oblasti obespecheniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina. - 2018. - № 3. - S. 19 - 27.

[5] Zhdanov S.P. Uchastie specialista v pra-voohranitel'noj deyatel'nosti: monografiya. - M.: Prospekt, 2019. - 272 s.

[6] Teoriya operativno-rozysknoj deyatel'nosti: ucheb. / pod red. K.K. Goryainova, O.A. Vagina, V.S. Ovchinskogo. - 5-e izd., ispr. i dop. - M.: Norma: INFRA-M., 2021. - 795 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.