Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА АСПИРАНТАМИ АКАДЕМИЧЕСКОГО СЕКТОРА НАУКИ'

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА АСПИРАНТАМИ АКАДЕМИЧЕСКОГО СЕКТОРА НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аспиранты / профессиональный выбор / отношение к профессии / профессиональный кризис / graduate students / professional choice / attitude to the profession / professional crisis

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — О.Г. Ворошень

В статье рассматриваются особенности оценки профессионального выбора, совершенного аспирантами академического сектора науки. Среди факторов, которые оказывают влияние на оценку профессионального выбора аспирантов, рассмотрены профессиональные ожидания, отношение к профессии, оценка профессиональных достижений. Установлено, что позитивное отношение к профессии, удовлетворенность своими достижениями в период обучения в аспирантуре способствует формированию уверенности в правильности своего профессионального выбора. В то же время рассогласование профессиональных ожиданий и реальной действительности ведет к сомнениям в окончательности своего профессионального выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — О.Г. Ворошень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PROFESSIONAL CHOICE BY POSTGRADUATE STUDENTS IN THE ACADEMIC SECTOR OF SCIENCE

The article describes the features of the assessment of the professional choice made by graduate students of the academic sector of science. Among the factors, that influence the assessment of the professional choice of postgraduate students are professional expectations, attitude to the profession, assessment of professional achievements. It was found that a positive attitude to the profession, satisfaction with their achievements during the period of study in graduate school contributes to the formation of confidence in the correctness of their professional choice. At the same time, the discrepancy between professional expectations and reality leads to doubts about the finality of their professional choice.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА АСПИРАНТАМИ АКАДЕМИЧЕСКОГО СЕКТОРА НАУКИ»

УДК 378.225(476):[331.101.2+331.108.4]

О. Г. ВОРОШЕНЬ,

научный сотрудник, Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА АСПИРАНТАМИ АКАДЕМИЧЕСКОГО СЕКТОРА НАУКИ

В статье рассматриваются особенности оценки профессионального выбора, совершенного аспирантами академического сектора науки. Среди факторов, которые оказывают влияние на оценку профессионального выбора аспирантов, рассмотрены профессиональные ожидания, отношение к профессии, оценка профессиональных достижений. Установлено, что позитивное отношение к профессии, удовлетворенность своими достижениями в период обучения в аспирантуре способствует формированию уверенности в правильности своего профессионального выбора. В то же время рассогласование профессиональных ожиданий и реальной действительности ведет к сомнениям в окончательности своего профессионального выбора.

Ключевые слова: аспиранты, профессиональный выбор, отношение к профессии, профессиональный кризис.

O. G. VOROSHEN,

Researcher, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk

ASSESSMENT OF PROFESSIONAL CHOICE BY POSTGRADUATE STUDENTS IN THE ACADEMIC SECTOR OF SCIENCE

The article describes the features of the assessment of the professional choice made by graduate students of the academic sector of science. Among the factors, that influence the assessment of the professional choice of postgraduate students are professional expectations, attitude to the profession, assessment of professional achievements. It was found that a positive attitude to the profession, satisfaction with their achievements during the period of study in graduate school contributes to the formation of confidence in the correctness of their professional choice. At the same time, the discrepancy between professional expectations and reality leads to doubts about the finality of their professional choice.

Keywords: graduate students, professional choice, attitude to the profession, professional crisis.

Исследования проблемы жизненного выбора широко представлены в работах психологов и философов. Выбор - сложный и многоаспектный феномен, обладающий мощными движущими и направляющими силами, регулятивными возможностями [1]. Человеческая жизнь состоит из огромного количества ситуаций выбора, осуществляемых в различных сферах и на разных уровнях: психологическом, этическом, социальном и др.

Одним из значимых жизненных выборов, с которым сталкивается каждый, является ситуация профессионального выбора. Выбор в профессиональной сфере может привести к изменениям профессионального статуса, уровня квалифи-

кации, смене деятельности внутри и вне профессиональной среды, смене профессии или места работы, получению второго образования и пр. Профессиональные выборы многогранны и задают направление и характер для дальнейшего профессионального и личностного развития. По мнению Н. Е. Рубцовой, в профессиональном выборе человек стремится к удовлетворению не только своих элементарных потребностей, но и к реализации потребностей высшего порядка, духовных и экзистенциальных [2]. Эффективный выбор способствует успешному развитию, самореализации в профессиональной сфере. Неэффективный, напротив, пробуждает чувство неудовлетворенности жизнью и стремление ее изменить.

Оценку профессионального выбора можно рассматривать с позиции представлений о кризисах профессионального становления личности. Э. Ф. Зеер и Э. Э. Сымонюк, основываясь на представлениях о стадиальном характере профессионального становления личности, полагают, что переход от одной стадии профессионального становления к другой может сопровождаться кризисами. Кризисы профессионального становления представляют собой непродолжительные периоды «кардинальной перестройки профессионального сознания, деятельности и поведения личности, изменения вектора ее профессионального развития» [3]. Процесс преодоления кризисов приводят к профессиональной переориентации на новые цели, а в отдельных случаях - смене сферы профессиональной деятельности и профессии.

Основываясь на периодизации Э. Ф. Зеер и Э. Э. Сымонюк, период обучения в аспирантуре может сопровождаться такими кризисами, как:

• кризис профессионального выбора на стадии получения профессионального образования, который сопровождается неудовлетворенностью процессом получения образования и ведет к ревизии и коррекции выбора профессии;

• кризис профессиональных экспектаций на стадии оптации, который сопровождается трудностями в профессиональной адаптации и освоении ведущей деятельности, несовпадением профессиональных ожиданий и реальности [3].

Сомнения в правильности выбора профессии может оцениваться как внутренний индикатор переживания профессионального кризиса.

Таким образом, оценка своего профессионального выбора - важный момент становления профессионала. В начале профессиональной карьеры осознание правильности либо ошибочности своего выбора важно для построения планов дальнейшего профессионального роста и успешного преодоления кризисов профессионального становления.

Исследование, проведенное сотрудниками сектора социологии науки и научных кадров Института социологии НАН Беларуси в 2019 г., позволило выявить особенности оценки своего профессионального выбора аспирантами. В ходе исследования был проведен сплошной опрос аспирантов дневной формы обучения академического сектора науки и получены ответы от 237 человек.

Респондентам предлагалось оценить правильность своего профессионального выбора, ответив на вопрос, считают ли они науку своим окончательным

профессиональным выбором в жизни. Только треть опрошенных аспирантов (30 %) уверенно заявили, что сделали окончательный профессиональный выбор, связав свою жизнь с наукой (табл. 1). Для 21,4 % респондентов, напротив, наука не является окончательным профессиональным выбором в жизни. Половина аспирантов (48,6 %) продемонстрировали сомнения в своем профессиональном выборе, выбрав ответ «пока не определился». Высокая доля неопределившихся со своим окончательным профессиональным выбором свидетельствует о незавершенности процессов профессионального самоопределения у значительной части аспирантов.

Таблица 1. Распределение ответов аспирантов на вопрос «Считаете ли Вы науку своим окончательным профессиональным выбором в жизни?», %

Считаете ли Вы науку своим окончательным профессиональным выбором в жизни? Срок обучения Всего

1 год 2 год 3 год

Да 25 33,3 31,7 30

Нет 20,7 14,8 28,6 21,4

Пока не определился 54,3 51,9 39,7 48,6

Всего 100 100 100 100

Анализ полученных результатов показал, что имеют место различия в ответах аспирантов разных лет обучения. Как представлено в табл. 1, к концу обучения возрастает доля опрошенных, которые считают науку своим окончательным профессиональным выбором: от 25 % среди аспирантов первого года обучения до 33,3 % - второго и 31,7 % - третьего года обучения. В то же время к концу обучения в аспирантуре растет доля аспирантов, которые не считают науку своим окончательным профессиональным выбором в жизни.

Следует также отметить, что доля обучающихся, которые пока не определились со своим окончательным профессиональным выбором, снижается к концу обучения в аспирантуре. Если в первый год обучения доля таких респондентов составила 54,3 %, то к третьему году обучения - 39,7 %.

Анализ ответов аспирантов, представляющих разные отделения наук, показал, что наибольшая доля уверенных в том, что они сделали окончательный профессиональный выбор, наблюдается среди аспирантов Отделения гуманитарных наук и искусств (34,7 %) и Отделения биологических наук (39,5 %), наименьшая - среди аспирантов Отделения химии и наук о Земле (19 %). Опять же среди аспирантов Отделения гуманитарных наук и искусств (40,8 %) и отделения биологических наук (44,2 %) выявлена наименьшая доля опрошенных, которые не до конца уверены в выборе сферы профессиональной деятельности, наибольшая - среди аспирантов Отделения химии и наук о Земле (66,7 %).

В процессе профессионального становления молодых ученых могут возникать различные проблемы, такие как неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации, неудовлетворенность условиями обучения, его содержательной компонентой, неудовлетворенность собой и своими достижениями

в период обучения в аспирантуре и т. п. Проблемы подобного рода обычно наблюдаются в ситуациях рассогласования представлений человека о профессии с той реальностью, в которую он попадает [4; 5]. Рассогласование представлений о работе в сфере науки, которые сложились у молодых людей до их поступления в аспирантуру, и их трансформация в процессе обучения может провоцировать сомнения в правильности своего профессионального выбора.

Аспирантам было предложено ответить на вопрос: «Изменились ли Ваши представления о работе в сфере науки во время учебы в аспирантуре?» Распределение полученных ответов представлено в табл. 2.

Таблица 2. Распределение ответов аспирантов на вопрос «Изменились ли Ваши представления о работе в сфере науки во время учебы в аспирантуре?», %

Считаете ли Вы науку своим окончательным профессиональным выбором в жизни? Изменились ли Ваши представления о работе в сфере науки во время учебы в аспирантуре?

Нет, все так, как я себе представлял(а) Да, немного изменились Да, и изменились кардинально

Да 43,9 30,4 12,8

Нет 22,8 12 38,3

Пока не определился 33,3 57,6 48,9

Всего 100 100 100

Среди респондентов, которые уверены в своем профессиональном выборе, доля опрошенных, представления которых о работе в научной сфере изменились кардинально, минимальна и составляет 12,8 %. Среди аспирантов, которые не считают науку своим окончательным профессиональным выбором в жизни, отмечается высокая доля опрошенных, представления которых о профессии ученого и работе в научной сфере кардинально изменились в процессе обучения в аспирантуре (38,3 %). Среди аспирантов, которые пока не определились со своим окончательным профессиональным выбором, наблюдается высокая доля опрошенных, представления которых о работе в сфере науки претерпели кардинальные (48,9 %) либо небольшие (57,6 %) изменения.

Очевидно, что расхождение ожиданий и реальности снижает уверенность аспирантов в том, что они сделали правильный выбор. Несовпадение реалий профессиональной деятельности со сформировавшимися представлениями и ожиданиями относительно профессии ученого может спровоцировать кризис профессионального самоопределения и серьезно повлиять на дальнейшую профессиональную деятельность, вплоть до ее смены.

Успешность освоения профессиональной деятельности в процессе обучения в аспирантуре также оказывает влияние на оценку аспирантами своего профессионального выбора. В ходе исследования аспирантам было предложено оценить, в какой мере они удовлетворены своими достижениями, результатами обучения в аспирантуре (табл. 3).

Как показали полученные данные, среди аспирантов, осознавщих, что сделали правильный профессиональный выбор, доля респондентов, которые

Таблица 3. Распределение ответов аспирантов на вопрос «В какой мере вы удовлетворены своими достижениями (результатами обучения) в аспирантуре?», %

Считаете ли Вы науку своим окончательным профессиональным выбором в жизни? В какой мере вы удовлетворены своими достижениями (результатами обучения) в аспирантуре?

Полностью либо скорее удовлетворен Скорее или полностью не удовлетворен Затрудняюсь ответить

Да 37,6 15,1 26,7

Нет 16,8 28,8 20

Пока не определился 45,6 56,1 53,3

Всего 100 100 100

полностью или скорее удовлетворены своими достижениями в аспирантуре, выше (37,6 %), чем доля опрошенных, которые скорее или полностью не удовлетворены своими результатами обучения (15,1 %). И, напротив, лица, которые разочаровались в своем профессиональном выборе и не считают его окончательным, чаще выражают неудовлетворение своими результатами обучения в аспирантуре (28,8 %). Такая ситуация создает предпосылки для очередного профессионального выбора.

Если профессия нравится, позволяет реализовать свои творческие способности, удовлетворять потребности в самореализации, самоуважении, - все это в совокупности способствует осознанию правильности выбранной сферы профессиональной деятельности.

Формирование позитивного отношения к профессии является важным фактором, определяющим дальнейшие профессиональные планы личности. В нашем исследовании аспирантам было предложено оценить свое отношение к профессии, ответив на вопрос: «Какие чувства Вы испытываете, когда речь идет о профессии ученого?». Респондентам предлагалось оценить, как часто они испытывают то или иное чувство. Степень выраженности того или иного чувства оценивалась по шкале от 1 - «никогда» до 5 - «постоянно».

Основываясь на полученных данных, в целом можно констатировать наличие общей тенденции в доминировании позитивных чувств над негативными в оценке выбранной профессии.

Согласно полученным данным, доминирующие средние значения выявлены в выраженности таких позитивных чувств, как ответственность (4,03), удовлетворение (3,56), гордость (3,32). Отмечено их явное превалирование над оценками таких чувств как безразличие (2,44), сожаление (2,70).

Процентное распределение оценок следующим образом иллюстрирует данную тенденцию. Так, чувство ответственности постоянно испытывают 29,1 % опрошенных аспирантов, часто - 45,7 % (рисунок). В то же время чувство безразличия, выраженное в той же мере, указали только 3,8 % и 8,6 % респондентов соответственно. Сожаление по отношению к профессии постоянно или часто испытывают 4 % и 12,9 % опрошенных, а чувство гордости, связанное с выбранной профессией, в той же мере отметили 8 % и 29,9 % аспирантов.

Ответственность Удовлетворение Гордость Сожаление Безразличие

1 1 11111 1 1 1

29,1 I 45,7 20 Ь,Э1

9,7 43,6 33,9 10,1 | |

8 29,9 40,2 17 4,9

4 | 12,9 I 36,6 I 26,8 I 19,6

3,8| 8,6 I 18,2 25,4 44

I

О 10 20 30 40 50 60 70 80 □ Постоянно □ Часто □ Иногда □ Редко □ Никогда

90

100

Распространенность чувств по отношению к профессии ученого среди аспирантов, %

Удовлетворение от сопричастности к профессии ученого постоянно испытывают 9,7 % аспирантов, часто - 43,6 %, иногда - 33,9 %.

Никогда не испытывали чувств негативного спектра по отношению к профессии ученого 44 % (безразличие) и 19,6 % (сожаление) опрошенных. Доля аспирантов, никогда либо редко испытывавших позитивные чувства к профессии ученого, значительно ниже. Так, только 1,3 % аспирантов никогда не переживали чувство ответственности, 2,6 % - чувство удовлетворения, 4,9 % -чувство гордости по отношению к своей будущей профессии.

Таким образом, у опрошенных аспирантов превалируют позитивные чувства (гордость, ответственность, удовлетворение) в отношении своей профессии. Негативные чувства (безразличие, сожаления) выражены значительно слабее.

В ходе анализа также выявлено, что максимально высокие значения в оценках позитивных чувств и минимальные значения в оценках негативных чувств характерны для аспирантов, считающих науку своим окончательным профессиональным выбором. С другой стороны, аспирантов, не считающих науку своим окончательным профессиональным выбором, отличают минимальные значения в оценках позитивных чувств при максимально высоко оцененных чувствах негативного спектра.

Итак, среди факторов, которые оказывают влияние на оценку профессионального выбора аспирантов, нами были рассмотрены профессиональные ожидания, отношение к профессии, оценка профессиональных достижений. Отмечено, что формирование позитивной эмоциональной оценки профессии, удовлетворенность своими достижениями в период обучения в аспирантуре способствуют формированию уверенности в правильности своего профессионального выбора. В то время как рассогласование профессиональных ожиданий и реальности снижает уверенность аспирантов в том, что научная деятельность является их окончательным профессиональным выбором в жизни.

Список использованных источников

1. Щебетова, А. Л. Психологические особенности ситуаций жизненного выбора в среднем возрасте / А. Л. Щебетова // Молодой ученый. - 2011. - Т. 2, № 6. - С. 111-113.

2. Рубцова, Н. Е. Смыслообразующая роль профессионального выбора [Электронный ресурс] / Н. Е. Рубцова // Педагогика искусства. - 2009. - № 4. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/ AE-magazme/ - Дата доступа: 10.10.2020.

3. Зеер, Э. Ф. Эмоциональный компонент в профессиональном становлении педагога / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Мир психологии. - 2002. - № 4 (32). - С. 194-203.

4. Валиуллина, Е. В. Содержание и динамика кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза : автореферат дис. ... канд. психолог. наук : 19.00.07 / Е. В. Валиуллина. - Кемерово, 2012. - 23 с.

5. Петраш, М. Д. Психологическое содержание и факторы возникновения кризисов профессионального развития на этапе начала профессиональной деятельности / М. Д. Петраш // Эксперимент. психология. - 2011. - Т. 4, № 4. - С. 88-100.

Поступила 30.10.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.