Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ'

ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / КАРЬЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CAREER GUIDANCE / CAREER PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илюшникова Екатерина Константиновна, Илюшников Константин Константинович

В статье рассмотрены факторы, влияющие на профессиональное самоопределение у студентов экономического направления подготовки. Изучены взгляды на определение сущности понятия «профессиональное самоопределение», факторы, влияющие на приятие решения при выборе профессии, в работах отечественных и зарубежных исследователей. Описана значимость выбора профессии в достижении высокого качества жизни - как в финансовом, так и в психологическом плане. Изучен уровень информированности студентов об особенностях выбранной профессии, возможностях трудоустройства и карьерного роста. Совпадение ожиданий студентов от выбранного направления подготовки и реального положения дел. Проведено исследование, направленное на выявление факторов, влияющих на выбор профессии, проблем профессиональной ориентации студентов экономического направления. Разработан перечень мероприятий по повышению уровня информированности абитуриентов и студентов о будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илюшникова Екатерина Константиновна, Илюшников Константин Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION FACTORS OF ECONOMICS STUDENTS

The article considers the factors that influence professional self-determination of economics students. Views on the concept of professional self-determination and factors that influence decision-making when choosing a profession in the works of Russian and foreign researchers are studied. The article describes the importance of choosing a profession in achieving a high quality of life both financially and psychologically. The level of students' awareness about the features of the chosen profession, employment opportunities and career growth was studied. The students' expectations of the chosen field of study coincide with the actual state of things. A study aimed at identifying factors that affect the choice of profession and problems of professional orientation of economics students is conducted. A list of measures has been developed to raise the level of awareness of applicants and students about their future profession.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ»

 эппИ ЭКОНОМИКА, 1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО | Том 10 • Номер 7 • Июль 2020 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law Первое экономическое 1 издательство

Факторы профессионального самоопределения у студентов экономического направления

Илюшникова Е.К.1, Илюшников К.К.2

1 Международный институт экономики менеджмента и информационных систем - Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

2 Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассмотрены факторы, влияющие на профессиональное самоопределение у студентов экономического направления подготовки. Изучены взгляды на определение сущности понятия «профессиональное самоопределение», факторы, влияющие на приятие решения при выборе профессии, в работах отечественных и зарубежных исследователей. Описана значимость выбора профессии в достижении высокого качества жизни - как в финансовом, так и в психологическом плане. Изучен уровень информированности студентов об особенностях выбранной профессии, возможностях трудоустройства и карьерного роста. Совпадение ожиданий студентов от выбранного направления подготовки и реального положения дел. Проведено исследование, направленное на выявление факторов, влияющих на выбор профессии, проблем профессиональной ориентации студентов экономического направления. Разработан перечень мероприятий по повышению уровня информированности абитуриентов и студентов о будущей профессии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональное самоопределение, профориентация, карьерное планирование.

professional self-determination factors of economics students

Ilyushnikova E.K. 1, Ilyushnikov K.K. 2

1 International Institute of Management Economics and Information Systems - Altai State University, Russia

2 Ural State University of Economics (USUE), Russia

введение

Современный рынок труда характеризуется многообразием профессий. Как правило, большинством из них может овладеть каждый. Однако стоит помнить, что время трудовой деятельности ограничено и за жизнь человек не сможет попробовать себя во всех возможных профессиональных сферах и направлениях. Из этого вытекает проблема выбора рода деятельности, выбора профессии [9] (Ivanova, 1987).

Правильно выбранная профессия составляет основу высокого качества жизни - как в финансовом, так и в психологическом плане. Известно, что неудовлетворенность своим местом в этой жизни (неподходящее место работы, окружение) может привести к пробле-

мам со здоровьем. В то же время грамотно выбранная профессия положительно влияет на самооценку, мотивацию и самореализацию человека [1] (Ayzenk, 1972). Кроме того, современный рынок труда характеризуется такой негативной тенденцией, как снижение численности молодых специалистов и учащейся молодежи, уменьшение количества молодых людей с высшим образованием [8] (Drobot, Makarov, Zhuravleva, Nersisyan, 2020).

Согласно современным исследованиям, большинство зрелых, состоявшихся в профессии людей работают либо не по специальности, которой учились в вузе, либо «находят себя» только после получения второго высшего образования [17] (Firsova, 2014). Различие в выборе специальности в вузе и профессии в будущем приводит к тому, что профессиональный опыт за годы обучения в вузе части занятых не будет востребован [13] (Mikhaylova, Yarkova, 2019). К тому же в настоящее время нередка и кардинальная смена области профессиональной деятельности. Поэтому самоопределение как особый тип деятельности становится основой жизни современного человека [18]. (Edwards, Nicoll, 2006)

В современных условиях динамично меняющихся профессиональных технологий подготовка специалистов высокой квалификации существенно изменилась в сторону формирования у них не столько суммы конкретных знаний, умений, сколько способности ориентироваться в сложной обстановке профессиональной деятельности, гибко

ABSTRACT:_

The article considers the factors that influence professional self-determination of economics students. Views on the concept of professional self-determination and factors that influence decision-making when choosing a profession in the works of Russian and foreign researchers are studied. The article describes the importance of choosing a profession in achieving a high quality of life both financially and psychologically. The level of students' awareness about the features of the chosen profession, employment opportunities and career growth was studied. The students' expectations of the chosen field of study coincide with the actual state of things. A study aimed at identifying factors that affect the choice of profession and problems of professional orientation of economics students is conducted. A list of measures has been developed to raise the level of awareness of applicants and students about their future profession.

KEYWORDS: professional self-determination, career guidance, career planning

JEL Classification: J21, J24, M53 Received: 19.06.2020 / Published: 31.07.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Ilyushnikov K.K. (Kostya_-_run@mail.ru)

CITATION:_

Ilyushnikova E.K., Ilyushnikov K.K. (2020) Faktory professionalnogo samoopredeleniya u studentov eko-nomicheskogo napravleniya [Professional self-determination factors of economics students]. Ekonomi-ka, predprinimatelstvo i pravo. 10. (7). - 2117-2134. doi: 10.18334/epp.10.7.1 10586

встраиваться в систему постоянно обновляющихся требований к профессионалу [19] (Zander, Zander, 2016). В ходе данного процесса вырабатываются требования к определенной области профессиональной деятельности, развивается профессиональная субъектная позиция, формируется профессиональная идентичность [7].

При поступлении в вуз студенты кажутся удовлетворенными, однако с течением времени у некоторых из них могут возникнуть проблемы с учебой, чувство неудовлетворенности профессией или неверно выбранного вуза. Отсюда следует, что основным фактором верного выбора профессии является готовность человека осуществить осознанный выбор, четкое понимание им своих жизненных целей [11] (Koreko, 2010). Исследователями отмечается [4, 12] (Baksheeva, 2003; Lyubimova, Evsevicheva, 2013) актуальность изучения профессионального становления студентов. Важной задачей высшего образования, кроме информирования, является также формирование личности профессионала, содействие его самоидентификации с профессией.

Профессиональное самопределение - длительный процесс. Так, по завершении гностического (перестройка сознания) и практического (изменения социального статуса человека) этапов, совпадающих, как правило, со старшим школьным возрастом, человек может столкнуться с проблемой неверного выбора профессии. Как следствие, авторы считают значимой задачей правильный выбор профессии и видят актуальным исследование факторов, влияющих на выбор направления обучения студентами.

Вопросу профессионального становления, формированию личности профессионала и самоактулизации посвящены работы Г.Ю. Любимовой, И.В. Евсевичевой [12] и Э.П. Бакшеевой [4]. Тема профессионального самоопределения описана в исследованиях Е.М. Ивановой [9], Г. Айзенка [1], Н.К. Михайловой [13], Т.А. Ярковой

[13], Р. Эдварца, К. Никола [18]. В. Кореко [11]. Профессиональная подготовка, требования к выпускникам и профессиональной самоидентичности - Я.В. Дидковской [7] (Didkovskaya, 2000), Р.С. Зандера [19]. Трактовку сущности понятия «профессиональное самоопределение» выдвигали Л.О. Ромашова [15] (Romashova, 2013), А.А. Гридасова [6] (Gridasova, 2017), Е.А. Климов [10] (Klimov, 2004), Н.А. Богдан [5], (Bogdan, 2008), А.Г. Асмолов [3] (Asmolov, 1990). Изучению факторов, определяющих выбор профессии, посвящены работы Б.Г. Ананьева [2] (Ananev, 1968), С.Г. Разуваева

[14] (Razuvaev, 2012), Л.Д. Столяренко [16] (Stolyarenko, 2005).

ОБ АВТОРАх:_

Илюшникова Екатерина Константиновна, студент МИЭМИС АГУ по направлению «Экономика» (ekaterina_i[yushnikova0mai[.ru)

Илюшников Константин Константинович, ассистент преподавателя кафедры экономики труда и управления персоналом; аспирант (Kostya_-_run0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Илюшникова Е.К., Илюшников К.К. Факторы профессионального самоопределения у студентов экономического направления // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10. - № 7. - С. 2117-2134. doi: 10.18334/epp.10.7.1 10586

Авторская гипотеза заключается в том, что большинство студентов экономического направления подготовки недостаточно информированы о практическом содержании выбранной ими профессии, обладают неполной и (или) недостоверной информацией о возможностях трудоустройства после окончания вуза.

Целью исследования является выявления факторов, влияющих на выбор профессии, проблемы профессиональной ориентации студентов и перспективы внедрения мер по совершенствованию путей профессионального самоопределения молодежи в период обучения в вузе. Первичная информация будет собираться с целью выявления проблем профессионального самоопределения студентов во время обучения в вузе. Рекомендации, составленные на основе результатов исследования, будут направлены в адрес абитуриентов, студентов, а также педагогического состава вуза с целью повысить уровень осознанности выбора профессии студентом.

Предметом исследования являются факторы, влияющие на выбор профессионального самоопределения студентами экономического направления, информированность студентов об особенностях выбранной профессии, возможностях трудоустройства и карьерного роста. Совпадение ожиданий студентов от выбранного направления подготовки и реального положения дел.

Объект исследования - студенты 1-го и 3-го курса Международного института экономики, менеджмента и информационных систем Алтайского государственного университета, обучающиеся по направлениям подготовки «Бизнес-информатика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Экономика». Средний возраст студентов составляет 17-23 года.

Сравнив полученные авторами статьи результаты с публикациями других ученых, отмечаем, что исследования Т.А Фирсовой [17] лежат в плоскости формирования у студентов психической функции планирования; выработки навыка построения взаимосвязей жизненных событий и перемещения этой картины в будущее; познания собственной личности и мотивов; повышения уровня личностных притязаний; принятия альтернатив и преодоления жизненных трудностей. В работах Н.А. Богдана [5] акцент сделан на профессиональном становлении личности через кризисы. В исследованиях Э.П. Бакшеевой [4] процесс самоактуализации рассмотрен под углом поддержки, наставничества и личностной педагогической поддержки, целью которого является определение его (студента) интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем) ради достижения позитивных результатов в самоактуализации, самоорганизации, а также в учебно-профессиональной деятельности.

Настоящее же исследование, опираясь на предыдущие результаты, ориентировано на получение результатов в части выявления факторов, влияющих на выбор профессии; определение понимания значимости студентами получения высшего образования в жизни человека; источников поиска информации при выборе специальности; причин, определяющих принятие решения и уровня осознанности при выборе; совпадение уровня ожиданий студентов от выбранного направления подготовки и уровня

осведомленности студентов о реальных перспективах трудоустройства по своему направлению подготовки.

Статья имеет следующую структуру: во введении представлена актуальность темы исследования, описаны цели, задачи и структура работы. В первой части определена сущность профессионального самоопределения на основании работ отечественных и зарубежных ученых. Во второй части представлены результаты проведенного исследования. В третьей части проведен анализ результатов исследования и описан перечень рекомендаций. В заключении представлены общие выводы по результатам исследования.

Сущность, задачи и факторы профессионального самоопределения в работах отечественных и зарубежных исследователей

Существуют различные взгляды на трактовку сущности понятия «профессиональное самоопределение». Так, Л.О. Ромашова [15] определяет его как способ вхождения индивида в профессиональную сферу жизни, процесс выбора человеком своего профессионального пути, зависящий от ряда психологических и социальных факторов. А.А. Гридасова [6] трактует понятие «профессиональное определение» следующим образом: это внутренняя позиция человека, заключающаяся в осознании себя частью общества; сложный динамичный процесс формирования в сознании человека отношения к профессиональной сфере, целей трудовой деятельности и способов их достижения, осознания себя как профессионала, совершенствования навыков, умений и знаний, духовных и физических возможностей.

А. Маслоу обращал внимание на важность заинтересованности человека в конкретном виде труда, увлеченности им. Осознанный выбор профессии, нахождение своего места в обществе, осуществление предпочтительного для человека (желаемого) вида деятельности дает стимул к развитию себя в профессии [10]. Человек начинает видеть смысл в том, чем он занимается, ставит профессиональные цели. Становление профессионала начинается с формирования личности как части социальных взаимоотношений. Сегодня профессионал должен четко ориентироваться в своем деле, понимать, знать требования к работнику, содержание работы и круг профессиональных обязанностей, уметь адаптироваться к изменяющимся условиям.

Е.А. Климов [10] (Klimov, 2004) отмечает, что процесс профессионального самоопределения не одномоментный акт, а длительный процесс постоянного принятия решений, осуществления выбора. Наиболее актуальным этот вопрос является в юношеском возрасте, однако и во взрослом возрасте может возникать необходимость переосмысления и корректировки профессионального пути человека.

Зарубежным авторам процесс профессионального самоопределения представляется процессом, состоящим из нескольких этапов и заключающимся в поиске ценностных ориентиров и смысла осуществляемой профессиональной деятельности [5]. Можно заметить, что и зарубежные, и отечественные авторы указывают на то, что

профессиональное самоопределение не осуществляется в конкретный момент или временной промежуток, но представляет собой длительный многоуровневый процесс самоидентификации личности в профессиональной сфере.

Определение себя как профессионала зависит от множества факторов, всю совокупность которых можно разделить на две группы: субъективные (желания, стремления человека, его отношение к конкретной профессии, интересы, особенности характера и другое) и объективные (состояние здоровья, уровень образования, условия жизни, воспитание и другое) [3] (Л$то1оу, 1990).

Выделяют восемь основных факторов, определяющих выбор профессии: мнение старших членов семьи, родителей; мнение сверстников, друзей; мнение учителей, педагогов; собственные планы; навыки, умения, знания; стремление быть признанным в обществе; уровень информированности о специфике профессии; предрасположенность к определенному виду деятельности [2] (Лпапву, 1968).

Кроме того, отмечается значимость преемственной системы профориентации на каждом этапе профессионального становления на каждом этапе образования. Так, должен быть подкреплен переход выпускника школы, главной задачей которого является выбор приоритетного направления деятельности, в разряд студентов, занятых непосредственно овладением профессиональными компетенциями [14].

По мнению Л.Д. Столяренко [16], чем раньше начинается личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном мире. Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека. Огромное преимущество человека заключается в его возможности выбора. И этот выбор зависит от многих факторов.

результаты проведенного исследования

Основной задачей исследования будет выявление факторов, влияющих на выбор профессии, проблем профессиональной ориентации студентов экономического направления и перспектив внедрения мер по совершенствованию путей профессионального самоопределения молодежи в период обучения в вузе.

Из результатов следует, что практически все опрошенные студенты периодически задумываются о значении высшего образования в жизни человека. Отсюда следует, что вопрос значения высшего образования важен для студентов.

Самым важным фактором, мотивирующим человека получать высшее образование, студенты определили повышение интеллектуального уровня. Также к значимым факторам отнесены «это признается обществом» (54,5%), «это повышает социальный статус человека» (50%) и «это залог материального благополучия» (45,5%). Такие факторы, как «это интересно» и «это престижно», выбирались реже всего.

Рисунок 1. Результаты ответа навопрос о том,как часто студенты задумываются о зиачении высшего образования в жизни человека Источник: составлено авторами.

Это запог материального вгвгополучия Это повышает

ргнтеллеггуальный уровень

Это повышает соииапькый стзткиелоЕе^а

Эте призяэетея оАщвсгеом Зто интересно Это престижно

рисунок 2. Мнение опрошенных о причинах получения людьми высшего образования Источник: составлено авторами.

ф полностью даламн<-а)

• С«з[ке соглаич(^)

• Смоеа не даляиЩ-а)

• Совершенно не сота«н(-а)

Рисунок 3. Отношение респондентов к высказыванию «В наше время каждый человек обязан

аметь высшееобразование» Источник: составлено авторами.

ioeercJ ДОСТВОХН*

Ди* открытых две

(41.34)

Рисунок 4. Приоритетные источники информации, используемые студентами для выбора вуза

Источник: составлено авторами.

Рисунок 5. Выявление количества студентов,изначальнопланировавших поступитьна выбранное ими направление подготовки Источник: составлено авторами.

Относительно вопроса необходимости получения высшего образования каждым человеком мнения разделились. Ответы респондентов «согласен / не согласен с необходимостью получения высшего образования» разделились порнвну (45,5% и 45,5%).

При выборе вуза в большей степени студенты ориентировались на данные сети Интернет (81,8%) и советы родстоенников и знакомых (53,6%% респондентов). Дни открытых дверей и справочные издания указывали в качестве источника информации для выбора вуза значительно реже. В качестве основного критерия при выборе вуза студенты назвали престиж (известность) вуза. Вторым по значимости оказался критерий наличия интересной студенту специальности. Часто отмечались факторы «перечень вступительных экзаменов», «мнение родственников/родителей» и «сложность обучения в вузе (по слухам, рассказам)».

Большинство опрошенных студентов поступили на то направление подготовки, которое планировали (86,4%). Студенты, изначально планировавшие поступить на иное направление подготовки, обосновали свой выбор следующим образом: «с ним

ф 1. да. л х<иеп(-з)ги>ступи1ъ наганное

направление подготовь ф 2 Нет, я хптел(-а) поступить из иное направление падготоаки

Рисунок 6. Критерии, используемые студентами при выборе направления подготовки Источник: составлено авторами.

ф Полностью удовлетворен!-»)

• Скорее удовлетворен*^)

• Отношусь нейтрально

• Скорее не удовлетворен!-а)

• Совершенно не удовлетворен-а

Рисунок 7. Определение уровня удовлетворенности студентов выбранным направлением

подготовки Источник: составлено авторами.

ф Г)ш1нпгтън о~ра5£апись

• Скорее огрававпис»

# Скорее че мрэадэть

ф Совершенно не с-ращд^г.'сь

Рисунок 8. Определе ние уровня оправдан ности ожидан ий в содержательной части Источник: составлено авторами.

легче будет работать на немного иных должностях», «мне показалось оно интересным и подходящим именно мне», «потому что проходила на бюджет по этому направлению».

Основным критерием при выборе направления подготовки студентами оказалась востребованность профессии (68,2%). Также значимыми факторами явились интерес к выбранному направлению подготовки (54,5%), перечень вступительных экзаменов (45,5%) и личное желание студента (40,9%).

Большая часть студентов (40,9%) выразили свое отношение к выбранному направлению подготовки как нейтральное. Следующей по численности группой являются студенты, выбравшие ответ «скорее удовлетворен» (31,8%). 13,6% студентов выразили свое отношение как «скорее не удовлетворен», 9,1% опрошенных выбрали ответ «полностью удовлетворен». В основном студенты либо в большей степени удовлетворены выбранным направлением подготовки, либо относятся к нему нейтрально. Таким образом, относительно задачи определения уровня удовлетворенности выбранным направлением подготовки можно сделать следующий вывод: в основном студенты либо в большей степени удовлетворены выбранным направлением подготовки, либо относятся к нему нейтрально. Индекс удовлетворенности студентов выбранным направлением подготовки средний (3,3).

Не оказалось ни одного студента, ожидания которого относительно содержательной части выбранного направления подготовки абсолютно оправдались. Студенты, чьи ожидания частично оправдались, составили 50% опрошенных. У оставшейся половины опрошенных ожидания не оправдались (частично - 40,9%, полностью не оправдались - 9,1%).

Исходя из анализа ответов каждого респондента в отдельности во взаимосвязи с направлением подготовки, можно сделать вывод о том, что большая часть студентов имеют обобщенное представление о своих будущих должностных обязанностях. Так, больше половины студентов (54,5%) выбирали слишком большое (7-11) или слишком маленькое (1-3) количество ответов, при том что на характеристику каждого направления подготовки было отведено порядка 4-5 позиций. При этом иногда студенты выбирали смежные характеристики (описывающие профессии других направлений подготовки). В целом уровень осведомленности студентов о практическом содержании выбранной профессии можно охарактеризовать как средний (табл. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При выборе профессии студенты отдали предпочтение в первую очередь таким факторам, как творческий характер работы, престиж профессии и возможность достичь признания. Меньшее предпочтение было отдано факторам «соответствие работы способностям и знаниям» и «самостоятельность, независимость». Из числа студентов, периодически думающих о смене направления подготовки, 75% обосновали это как «понял (-а), что это не мое». 12,5% респондентов сослались на причину смены планов на жизнь. В целом основной причиной средней мотивации продолжать обучение по выбранному направлению подготовки можно назвать смену жизненных приоритетов/ценностей.

Таблица 1

ранжирование факторов выбора профессии студентами

приоритет характеристика

1 Творческий, интересный характер работы

2 Престиж профессии

3 Возможность достичь признания, уважения

4 Возможность продвижения по карьерной лестнице

5 Высокий заработок

6 Общественная полезность профессии Возможность реализовать свой потенциал

7 Благоприятный психологический климат в коллективе

8 Соответствие работы моим способностям, знаниям Самостоятельность, независимость

Источник: составлено авторами.

Из числа студентов, периодически думающих о смене направления подготовки, половина выразили желание в ближайшее время продолжать обучение по выбранному направлению подготовки. 37,5% студентов желают в ближайшее время закончить обучение и устроиться на работу, еще 11,4% - сменить обучение по выбранному направлению подготовки на заочное/дистанционное. В основном студенты объяснили низкий уровень заинтересованности в профессии несовпадением профессии с жизненными приоритетами.

заключение

Анализ результатов исследования и перечень мероприятий по повышению уровня информированности абитуриентов и студентов о будущей профессии

Анализ полученных результатов был сведен в разделы: так, по блоку значимости высшего образования для студентов можно сделать следующие выводы:

1. Практически все опрошенные студенты периодически задумываются о значении высшего образования в жизни человека.

2. Самым важным фактором, мотивирующим человека получать высшее образование, студенты определили повышение интеллектуального уровня.

3. Половина опрощенных студентов уверены в необходимости получения высшего образования каждым человеком, половина считают, что необходимости каждому человеку иметь высшее образование нет. Аргументами «за» чаще всего выступали развитие интеллектуальных способностей человека и необходимость предоставления документа об окончании высшего образования на работе (в том числе студенты отмечали важным наличие высшего образования для продвижения по карьерной лестнице и получения высокооплачиваемой работы). Аргументами «против» выступали отсутствие в современных условиях наличия высшего образования для получения работы

и обесценивание квалифицированных специалистов в условиях массового получения высшего образования.

Результаты исследования в части определения степени осознанности выбора вуза студентами экономического направления подготовки привели к следующим выводам:

1. Большинство студентов изначально планировали поступить в конкретный вуз. Респонденты, изначально желавшие поступить в другой вуз, объяснили свой итоговый выбор следующим образом: престиж; наиболее удобный вариант, относительная близость к населенному пункту студента, совет родителей; платно учиться лучше в государственном вузе, чем в филиале любого другого; диплом лучше признается у работодателей; уровень преподавания выше, чем в остальных учебных учреждениях города; не смог пройти по баллам в вуз, который находился в другом городе, а оставшись в родном городе решил поступить в местный вуз, ибо это очень просто.

2. При выборе вуза в большей степени студенты ориентировались на данные сети Интернет и советы родственников и знакомых. Дни открытых дверей и справочные издания указывали в качестве источника информации для выбора вуза значительно реже.

3. В качестве основного критерия при выборе студенты назвали престиж вуза. Вторым по значимости оказался критерий наличия интересной студенту специальности. Часто отмечали факторы «перечень вступительных экзаменов», «мнение родственников/родителей» и «сложность обучения (по слухам, рассказам)». По результатам опроса можно судить о том, что студенты выбирали вуз самостоятельно с учетом мнения родных.

Относительно анализа определения степени осознанности выбора направления подготовки можно сделать следующие выводы:

1. Большинство опрошенных студентов поступили на то направление подготовки, которое планировали изначально. Студенты, изначально планировавшие поступить на иное направление подготовки, обосновали свой выбор следующим образом: проходили на бюджет по этому направлению; направление подготовки показалось интересным и подходящим именно мне; с этим направлением подготовки легче будет работать на других должностях.

2. Основным критерием при выборе направления подготовки студентами оказалась востребованность профессии в настоящий момент. Также значимыми факторами явились интерес к выбранному направлению подготовки, перечень вступительных экзаменов и личное желание студента. Остальные факторы выбирались реже.

В части выявления уровня осведомленности студентов о реальных перспективах трудоустройства по своему направлению подготовки можно сделать следующие выводы:

1. Половина студентов имеют точное или приблизительное (плюс-минус пара тысяч рублей) представление об уровне заработной платы по осваиваемым ими направлениям подготовки на сегодняшний день.

2. Большинство студентов не посещают ярмарки профессий либо делают это крайне редко.

3. В целом студенты имеют оптимистические представления о возможности трудоустройства в будущем по осваиваемому направлению подготовки, что является оправданным на сегодняшний момент. Уровень осведомленности студентов о реальных перспективах трудоустройства по своему направлению подготовки можно охарактеризовать как средний.

Относительно блока определения степени оправданности ожиданий от выбранного направления подготовки анализ привел к следующим результатам: ожидания половины респондентов относительно выбранного направления подготовки скорее оправдались, половины - не оправдались в той или иной степени, 86,4% опрошенных студентов или не посещали ярмарку профессий никогда, или посещали ее более года назад. Студентов, посетивших ярмарку профессий в период от 3 месяцев до одного года назад, значительно меньше - чуть более 13%.

Анализ блока выявления факторов, определяемых респондентом в качестве решающих при выборе профессии, позволяет сделать следующие выводы:

1. При выборе профессии студенты отдали предпочтение в первую очередь таким факторам, как творческий характер работы, престиж профессии и возможность достичь признания. Меньшее предпочтение было отдано факторам «соответствие работы способностям и знаниям» и «самостоятельность, независимость».

2. Большинство студентов считают призвание значимым фактором выбора профессии.

Авторам представляется необходимым усилить работу по информированию абитуриентов и студентов-первокурсников об особенностях выбранной ими профессии. Рассмотрим в отдельности меры для каждой их групп лиц.

В работе с абитуриентами предлагаем реализацию следующих мероприятий:

1. Очные встречи с абитуриентами, так называемые дни профессии, на которых будут освещены основные направления подготовки, перечень возможных профессий по каждому из направлений подготовки, кратко описаны основные обязанности представителей каждой профессии. Такие встречи дадут абитуриентам более точное представление о выбираемой профессии и повысят уровень оправданности ожиданий от осваиваемого направления подготовки.

2. Важным, на наш взгляд, решением будет усовершенствование работы интернет-ресурсов (в том числе социальных сетей) как вуза в целом, так и его подразделений - 74,3% ответивших студентов сослались на Интернет как на источник получения информации о вузе и направлении подготовки. Удобным способом информирования абитуриентов об актуальных темах могут стать прямые эфиры на платформах «Инстаграм» и «ВКонтакте»: в режиме онлайн абитуриенты смогут задать волнующие их вопросы о выбранном направлении подготовки и будущей профессии.

Однако увеличение уровня информированности студентов о будущей профессии и выбираемом направлении подготовки все же не исключает возможности допустить ошибку выбора профессии. По этой причине представляется необходимым продолжать работу по информированию студентов о выбранной ими профессии в течение первого курса: как правило, на первом курсе психологически не так сложно поменять направление подготовки, есть время осознать правильность своего решения. В рамках работы с первокурсниками предлагаем осуществить следующие меры:

1) проводить встречи с представителями профессий. Целесообразно попросить человека, овладевшего данным направлением подготовки и достигшего определенных профессиональных высот, поделиться своим опытом. Такая мера поможет студентам понять, близко ли им выбранное направление подготовки и хотят ли они связать свою жизнь с данной профессией;

2) ввести в первый семестр факультативный курс «Моя будущая профессия», в рамках которого будут рассмотрены возможные профессии по выбранному направлению подготовки, основные компетенции работника данного профиля, возможности трудоустройства на региональном и российском уровнях.

К 3-4-ому курсу студент, как правило, осознает все тонкости выбранного им направления подготовки и целенаправленно стремится к овладению знаниями и навыками, необходимыми в профессии. Основные меры по работе со студентами-старшекурсниками сводятся к углублению и упрочению знаний студента о профессии, повышению уровня компетентности и помощи в поиске мест стажировки, прохождения практики.

3. Организация встреч с работодателями.

4. Размещение актуальной информации об открытых в регионе и в целом по России вакансиях на официальном сайте вуза и (или) структурных подразделений (институтов).

5. Проведение онлайн-консультаций (например, в формате прямого эфира в социальной сети «Инстаграм» или «ВКонтакте») с целью ответить на волнующие выпускников вопросы о возможностях трудоустройства по профессии, перехода на следующую ступень образования.

В ходе исследования было выявлено, что большинство студентов совершают выбор профессии самостоятельно, иногда с помощью советов семьи, знакомых. Однако важной проблемой остается то, что большинство студентов к моменту выбора вуза и профессии в целом не понимают, чем именно им предстоит заниматься, будучи работником выбранного профиля, какой перечень предметов необходим для овладения необходимыми компетенциями. И хотя в течение обучения уровень осведомленности студентов о профессии возрастает, часть студентов уже не решаются изменить свое решение или предпочитают закончить обучение по выбранному направлению подготовки и уже после - менять профессию. В то же время, если бы студенты объективно оценивали свою будущую профессию и осознавали все ее тонкости, они могли, во-

первых, сэкономить время и деньги, необходимые для получения образования; во-вторых, больше времени могло быть потрачено на овладение навыками и знаниями, необходимыми для подходящей им профессии.

Рекомендации, составленные на основе результатов исследования, будут направлены в адрес абитуриентов, студентов, а также педагогического состава вуза с целью повысить уровень осознанности выбора профессии студентом.

ИСТОЧНИКИ:

1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. - М., Знание, 1972.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М., 1990.

4. Бакшеева Э.П. Педагогическая поддержка профессиональной самоактуализации студентов в педвузе // Педагогическое образование и наука, 2003. - № 3.

5. Богдан Н.А. Понятие личностного и профессионального самоопределения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2008. - № 6-2.

6. Гридасова А. А. Профессиональное самоопределение: теоретический аспект // Политика, экономика и инновации, 2017. - № 2(12).

7. Дидковская Я. В. Профессиональное самоопределение студенчества: современные проблемы: Дисс. ... канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2000.

8. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Журавлева О.В., Нерсисян А.М, Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России // Экономика труда, 2020. - № 3. - аок 10.18334/е1.7.3.100709.

9. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М.: МГУ, 1987.

10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М., 2004.

11. Кореко А.В. ИКТ в профессиональном самоопределении старшеклассников: проект «Азбука выбора» / Рекомендации, диагностический материал / авт.-сост. А.В. Кореко. - Волгоград: Учитель, 2010.

12. Любимова Г. Ю., Евсевичева И. В. Феноменология и обучающие аспекты начального опыта работы // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. -2013. - № 4.

13. Михайлова Н.К., Яркова Т.А. Совмещение учебы студентов с работой - путь к профессии? // Экономика труда, 2019. - № 2. - аок 10.18334ЛЛ.6.2.40671.

14. Разуваев С.Г. Место профессионального самоопределения в структуре профессиональной социализации // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского «Общественные науки», 2012. - № 28.

15. Ромашова Л. О. Противоречия в профессиональном самоопределении молодежи // Знание. Понимание. Умение, 2013. - № 3.

16. Столяренко Л. Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. - Феникс, 2005.

17. Фирсова Т.А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения

в вузе // Самарский научный вестник, 2014. - № 1 (6).

18. Edwards R., Nicoll K. Expertise, Competence and Reflection in the Rhetoric of

Professional Development // British Educational Research Journal, 2006. - № 1.

19. Zander R.S., Zander B. The Art of Possibility: Transforming Professional and Personal

Life. - L.: Penguin Books, 2016.

REFERENCES:

Ananev B.G. (1968). Chelovek kak predmet poznaniya [Man as a subject of knowledge] (in Russian).

Asmolov A.G. (1990). Psikhologiya lichnosti [Personality psychology] (in Russian).

Ayzenk G. (1972). Proverte svoi sposobnosti [Test your ability] (in Russian).

Baksheeva E.P. (2003). Pedagogicheskaya podderzhka professionalnoy samoaktualizatsii studentov v pedvuze [Pedagogical support of professional self-actualization of students in technicalities]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. (3). (in Russian).

Bogdan N.A. (2008). Ponyatie lichnostnogo i professionalnogo samoopredeleniya [The concept of personal and professional self-determination]. Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. (6-2). (in Russian).

Didkovskaya Ya. V. (2000). Professionalnoe samoopredelenie studenchestva: sovremennye problemy [Professional self-determination of students: modern challenges] (in Russian).

Drobot E.V., Makarov I.N., Zhuravleva O.V., Nersisyan A.M, (2020). Osobennosti privlecheniya molodyh spetsialistov i negativnye tendentsii na rynke truda Rossii [Features of attracting the young professionals and negative trends in the Russian labour market]. Russian Journal of Labor Economics. (3). (in Russian). doi: 10.18334/et.7.3.100709.

Edwards R., Nicoll K. (2006). Expertise, Competence and Reflection in the Rhetoric of Professional Development British Educational Research Journal. 32 (1).

Firsova T.A. (2014). Professionalnoe samoopredelenie studentov v usloviyakh obucheniya v vuze [Professional self-determination of univesity students]. Samarskiy nauchnyy vestnik. (1 (6)). (in Russian).

Gridasova A. A. (2017). Professionalnoe samoopredelenie: teoreticheskiy aspekt [Professional identity: theoretical aspect]. Politics, economics and innovation. (2(12)). 1. (in Russian).

Ivanova E.M. (1987). Osnovy psikhologicheskogo izucheniya professionalnoy deyatelnosti [Foundations of psychological research of professional activity] (in Russian).

Klimov E.A. (2004). Psikhologiya professionalnogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination] (in Russian).

Koreko A.V. (2010). IKT vprofessionalnom samoopredelenii starsheklassnikov: proekt «Azbuka vybora» [ICT in professional identity of high school students: ABC choice project] (in Russian).

Lyubimova G. Yu., Evsevicheva I. V. (2013). Fenomenologiya i obuchayushchie aspekty nachalnogo opyta raboty [Phenomenology and training aspects of the initial experience]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya. (4). (in Russian).

Mikhaylova N.K., Yarkova T.A. (2019). Sovmeshchenie ucheby studentov s rabotoy - put k professii? [Combining students' studies with work - the way to the profession?]. Russian Journal of Labor Economics. (2). (in Russian). doi: 10.18334/ et.6.2.40671.

Razuvaev S.G. (2012). Mesto professionalnogo samoopredeleniya v strukture professionalnoy sotsializatsii [The place of professional self-determination in the structure of professional socialization]. Izvestiya PGPU im. V. G. Belinskogo «Obschestvennye nauki». (28). (in Russian).

Romashova L. O. (2013). Protivorechiya v professionalnom samoopredelenii molodezhi [Contradictions in Youth's Professional Self-determination]. Znanie. Ponimanie. Umenie. (3). (in Russian).

Stolyarenko L. D. (2005). Psikhodiagnostika i proforientatsiya v obrazovatelnyh uchrezhdeniyakh [Psychological testing and vocational guidance in educational institutions] (in Russian).

Zander R.S., Zander B. (2016). The Art of Possibility: Transforming Professional and Personal Life

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.