Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ ПЛАВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ'

ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ ПЛАВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / СЕРДЕЧНО - СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / ПЛАВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Доронцев Александр Викторович, Порубайко Людмила Николаевна, Морозова Ольга Владимировна, Доронцева Ксения Александровна

Изучены и проанализированы показатели развития физических качеств и ответная реакция сердечно - сосудистой системы на физическую нагрузку у 77 студентов (юноши 19 - 22 лет) подготовительной медицинской группы. Все исследуемые студенты имели характерную реакцию на физическую нагрузку, обусловленную двигательными заданиями на общую выносливость, которая проявлялась резким повышением гемодинамических показателей. Полученные данные свидетельствуют о необходимости дифференцировать физическую нагрузку для развития общей выносливости по результатам функциональной пробы. Цель и задачи исследования. Выявить эффективный вид двигательной активности на занятиях физической культуры для студентов отнесенных по результатам медицинского осмотра к подготовительной медицинской группе. Материал. Материалом для работы послужили данные планового медицинского осмотра, результаты функциональной пробы, тесты физической подготовленности, гемодинамические показатели. Методы исследования. Исследования проводились на кафедрах физической культуры Астраханского государственного медицинского университета, Кубанского государственного медицинского университета и Астраханского государственного университета в 2021/22 учебном году. Проводился анализ инструментального медицинского контроля, результатов анкетирования, уровня развития физических качеств, ответной реакции кардиореспираторной системы на физическую нагрузку. В работе использованы стандартные методы анализа динамического ряда и метод корреляционного анализа. Выводы. Наблюдения за студентами подготовительной медицинской группы показали, что уровень ответной реакции на физическую нагрузку отличается стабильно высокими показателями гемодинамики, особенно это проявлялось в двигательных заданиях на развитие общей выносливости и упражнениях с высокой интенсивностью. В этом случае, считаем целесообразным дифференцировать двигательные задания на развитие общей выносливости и скоростно - силовых качеств в соответствии с результатами первоначального тестирования и функциональной пробы. Научная новизна. В результате проведенного исследования было выявлено, что у студентов подготовительной медицинской группы, занимающихся плаванием достоверно повысились резервы сердечно - сосудистой и дыхательной систем, наблюдалось значимое увеличение развития общей выносливости. Практические рекомендации. Исходя из результатов исследования становится очевидным, что студенты подготовительной медицинской группы имеют невысокий уровень развития физических качеств и нуждаются в дифференцированной физической нагрузке, позволяющей снизить риски срыва адаптации кардиореспираторной системы. Исходя из результатов исследования, применения плавания в подготовительной медицинской группы, как одного из видов вариативной физической нагрузки, можно считать перспективным и весьма актуальны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Доронцев Александр Викторович, Порубайко Людмила Николаевна, Морозова Ольга Владимировна, Доронцева Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE APPLICATION OF SWIMMING IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS IN THE PREPARATORY MEDICAL GROUP

The indicators of physical qualities development and the response of the cardiovascular system to physical activity in 77 students (boys 19-22 years old) of the preparatory medical group were studied and analyzed. The revealed insufficient level of physical qualities development had a pronounced reaction of hemodynamics to physical activity, due to motor tasks for general endurance. The data obtained indicate the need to differentiate physical activity for the development of general endurance based on the results of a functional test. Purpose and objectives of the study. To identify the level of effective physical activity in physical education classes for students assigned to the preparatory medical group according to the results of a medical examination. Material. The material for the work was the data of a planned medical examination, the results of a functional test, physical fitness tests, and hemodynamic parameters. Research methods. The research was carried out at the departments of physical culture of the Astrakhan State Medical University, the Kuban State Medical University and the Astrakhan State University in the 2022/23 academic year. The analysis of instrumental medical control, the results of the questionnaire, the level of physical qualities development, the response of the cardiorespiratory system to physical activity was carried out. The work uses standard methods for analyzing the dynamic series and the method of correlation analysis. Conclusion. Observations of the preparatory medical group students showed that the level of response to physical activity is characterized by consistently high hemodynamic parameters, this was especially evident in motor tasks for the development of general endurance and high-intensity exercises. In this case, we consider it appropriate to differentiate motor tasks for the development of general endurance and speed-strength qualities in accordance with the results. When playing sports (volleyball, badminton, table tennis, football), exercises for the development of coordination abilities, amplitude exercises, maladaptive reactions of the cardiovascular system were not observed in the study group. Scientific novelty. As a result of the study, it was found that the students of the preparatory medical group involved in swimming significantly increased the reserves of the cardiovascular and respiratory systems, there was a significant increase in the development of general endurance. Practical recommendations. Based on the results of the study, it becomes obvious that the students of the preparatory medical group have a low level of development of physical qualities and need a differentiated physical activity to avoid the risks of failure of the cardiorespiratory system adaptation. Based on the results of the research, the use of swimming in the preparatory medical group, as one of the variable physical activity types, can be considered promising and very relevant.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ ПЛАВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ»

УДК 612.66: 613.955:616-053.5 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-

211-217

Оценка применения плавания на занятиях физической культурой в подготовительной медицинской группе

Доронцев А.В '*, Порубайко Л.Н.2, Морозова О.В.3, Доронцева КА.'

'Астраханский государственный медицинский университет

г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0001-9446-103Х, [email protected]* ORCID: 0000-0001-5837-9912, [email protected] 2Кубанский государственный медицинский университет г. Краснодар, Россия ORCID: 0000-0002-8775-5726, [email protected] 3Астраханский государственный университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0001-7354-738Х, [email protected]

Аннотация: Изучены и проанализированы показатели развития физических качеств и ответная реакция сердечно - сосудистой системы на физическую нагрузку у 77 студентов (юноши 19 - 22 лет) подготовительной медицинской группы. Все исследуемые студенты имели характерную реакцию на физическую нагрузку, обусловленную двигательными заданиями на общую выносливость, которая проявлялась резким повышением гемодинамических показателей. Полученные данные свидетельствуют о необходимости дифференцироватьфизическуюнагрузкудляразвитияобщейвыносливостипорезультатам функциональной пробы. Цель и задачи исследования. Выявить эффективный вид двигательной активности на занятиях физической культуры для студентов отнесенных по результатам медицинского осмотра к подготовительной медицинской группе. Материал. Материалом для работы послужили данные планового медицинского осмотра, результаты функциональной пробы, тесты физической подготовленности, гемодинамические показатели. Методы исследования. Исследования проводились на кафедрах физической культуры Астраханского государственного медицинского университета, Кубанского государственного медицинского университета и Астраханского государственного университета в 2021/22 учебном году. Проводился анализ инструментального медицинского контроля, результатов анкетирования, уровня развития физических качеств, ответной реакции кардиореспираторной системы на физическую нагрузку. В работе использованы стандартные методы анализа динамического ряда и метод корреляционного анализа. Заключение. Наблюдения за студентами подготовительной медицинской группы показали, что уровень ответной реакции на физическую нагрузку отличается стабильно высокими показателями гемодинамики, особенно это проявлялось в двигательных заданиях на развитие общей выносливости и упражнениях с высокой интенсивностью. В этом случае, считаем целесообразным дифференцировать двигательные задания на развитие общей выносливости и скоростно - силовых качеств в соответствии с результатами первоначального тестирования и функциональной пробы. Научная новизна. В результате проведенного исследования было выявлено, что у студентов подготовительной медицинской группы, занимающихся плаванием достоверно повысились резервы сердечно - сосудистой и дыхательной систем, наблюдалось значимое увеличение развития общей выносливости. Практические рекомендации. Исходя из результатов исследования становится очевидным, что студенты подготовительной медицинской группы имеют невысокий уровень развития физических качеств и нуждаются в дифференцированной физической нагрузке, позволяющей снизить риски срыва адаптации кардиореспираторной системы. Исходя из результатов исследования, применения плавания в подготовительной медицинской группы, как одного из видов вариативной физической нагрузки, можно считать перспективным и весьма актуальны. Ключевые слова: студенты, подготовительная медицинская группа, сердечно -сосудистая система, плавание, физическая нагрузка.

Для цитирования: Доронцев А.В.*, Порубайко Л.Н., Морозова О.В., Доронцева К.А. Оценка

применения плавания на занятиях физической культурой в подготовительной медицинской группе.

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физическойкультуры и спорта.

2023; 18(2): 211-217. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-211-217.

Evaluation of the application of swimming in physical education lessons in

the preparatory medical group

Aleksandr V. Dorontsev'*, Lyudmila N. Porubaiko2, Olga V. Morozova3, Kseniya A.

Dorontseva'

'Astrakhan State Medical University Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0001-9446-103X, [email protected]*

ORCID: 0000-0001-5837-9912, [email protected] 2Kuban State Medical University Krasnodar, Russia ORCID: 0000-0002-8775-5726, [email protected] 3Astrakhan State University Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0001-7354-738X, [email protected]

Abstract: The The indicators of physical qualities development and the response of the cardiovascular system to physical activity in 77 students (boys 19-22 years old) of the preparatory medical group were studied and analyzed. The revealed insufficient level of physical qualities development had a pronounced reaction of hemodynamics to physical activity, due to motor tasks for general endurance. The data obtained indicate the need to differentiate physical activity for the development of general endurance based on the results of a functional test. Purpose and objectives of the study. To identify the level of effective physical activity in physical education classes for students assigned to the preparatory medical group according to the results of a medical examination. Material. The material for the work was the data of a planned medical examination, the results of a functional test, physical fitness tests, and hemodynamic parameters. Research methods. The research was carried out at the departments of physical culture of the Astrakhan State Medical University, the Kuban State Medical University and the Astrakhan State University in the 2022/23 academic year. The analysis of instrumental medical control, the results of the questionnaire, the level of physical qualities development, the response of the cardiorespiratory system to physical activity was carried out. The work uses standard methods for analyzing the dynamic series and the method of correlation analysis. Conclusion. Observations of the preparatory medical group students showed that the level of response to physical activity is characterized by consistently high hemodynamic parameters, this was especially evident in motor tasks for the development of general endurance and high-intensity exercises. In this case, we consider it appropriate to differentiate motor tasks for the development of general endurance and speed-strength qualities in accordance with the results. When playing sports (volleyball, badminton, table tennis, football), exercises for the development of coordination abilities, amplitude exercises, maladaptive reactions of the cardiovascular system were not observed in the study group. Scientific novelty. As a result of the study, it was found that the students of the preparatory medical group involved in swimming significantly increased the reserves of the cardiovascular and respiratory systems, there was a significant increase in the development of general endurance. Practical recommendations. Based on the results of the study, it becomes obvious that the students of the preparatory medical group have a low level of development of physical qualities and need a differentiated physical activity to avoid the risks of failure of the cardiorespiratory system adaptation. Based on the results of the research, the use of swimming in the preparatory medical group, as one of the variable physical activity types, can be considered promising and very relevant.

Keywords: students, preparatory medical group, cardiovascular system, swimming, physical activity.

For citation: Aleksandr V. Dorontsev*, Lyudmila N. Porubaiko, Olga V. Morozova, Kseniya A. Dorontseva. Evaluation of the application of swimming in physical education lessons in the preparatory medical group. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 211-217. DOI: 10.14526/2070-4798-202318-2-211-217.

Введение

Количество студентов, отнесенных по результатам врачебного контроля к подготовительной группе в медицинских вузах остается стабильно высоким. [1,5]. Студенты подготовительной медицинской группы, как правило, имеют низкий уровень физической подготовленности и развития физических качеств, при этом у них отсутствую какие-либо патологии [10]. Обучающиеся подготовительной медицинской группы в своем большинстве имеют ограниченный опыт самостоятельных занятий физической культурой и спортом [2]. При занятиях со студентами подготовительной группы целесообразно применять фитнесс трекеры для фиксации гемодинамиче-ских показателей, позволяющих контролировать физическую нагрузку по обьему, мощности и интенсивности [9]. С целью повышения эффективности учебно - тренировочных занятий в подготовительных группах следует использовать интервальный метод выполнения упражнений, не рекомендуется применение круговых методов выполнения двигательных заданий [11]. Особое внимание на практических занятиях физической культурой с обучающимися имеющим низкий уровень развития физических качеств, необходимо обращать на ответную реакцию сердечно - сосудистой и дыхательной систем при выполнении упражнений развивающих общую выносливость - бег на средние и длинные дистанции, бег по пересеченной местности, плавание с учетом времени, двигательную активность обусловленную высокой интенсивностью, а также упражнения с задержкой дыхания [8]. По имеющимся данным занятия плаванием являются универсальным средством физической активности для всех возрастных групп, а также может использоваться в целях реабилитации после перенесенных заболеваний [3,4,7]. Цель исследования. Изучить диапазон физической нагрузки у студентов подготовительной медицинской группы при занятиях плаванием. Проведение сравнительного анализа занятий плаванием на развитие физических качеств и реакции регу-ляторно адаптационных систем на физическую

нагрузку.

Материалы и методы

В исследование вошли 77 студентов (юноши 19-22 лет) подготовительной медицинской группы, занимающиеся физической культурой в соответствии с ФГОС 3++, 4 академических часа в неделю. У испытуемых регистрировали артериальное давление (АД), частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхания (ЧД) в покое, после разнонаправленной физической нагрузки, раннее и позднее восстановление ге-модинамических показателей. Анализировали соотношение результат тестов физической подготовленности и ответной реакции кардиоре-спираторной системы. Обработку данных, полученных в результате эксперимента, проводили методами вариационной статистики с использованием программы Microsoft USA 2007, Biostat 2008 Professinal 5.1. Использовали t - критерии Стьюдента, различия считали статистически значимыми при р<0,05.

Результаты и обсуждение

Все студенты были разделены на 2 группы: первая группа 33 студента (n1 - 33) и вторая 34 человека (n2 - 34), для оценки первичных показателей физической и функциональной подготовленности были проведены тесты для определения уровня физической подготовленности и функциональная проба позволяющая выявить адаптационный потенциал сердечно - сосудистой системы. Выполнении функциональной пробы проводилось по стандартному протоколу R.Bruce с нагрузкой 50;100 и 150 вт., с плавным повышением нагрузки каждые 3 минуты при частоте вращения педалей 60 - 80 оборотов в минуту. В результате тестирования 28,5% закончили функциональную пробу на 4 минуте, 58,1% на 6 минуте и 13,4% на 8 минуте в следствии достижения субмаксимальных показателей ЧСС □ 168,5 ± 7,3 уд. мин. Первоначальные показатели ЧД в покое составили 17,3±0,9 повторения в минуту.

Таблица 1

Первоначальные показатели ответной реакции сердечно - сосудистой системы на выполнение

контрольных нормативов

№ Тести pc3v.1ltj.t ЧС С на ] HHfH bocrrciiioBJiciicin ЧСС ш 4 иинутт ■ии-ишмин СЛДДЛД IU 1 HfH ■ПП^ВВВВ САД ДАД iu Л IIHIIVTC ira: l тал 11 un

1 Бег НЮ метров 1Щ12 149.7= 1(1 J 120.414.1 127.1 79-5J.9

2 Б ьелнутний баЧх.1 ID80Í57 14J.ll7,5 Í4.J14.2 115.fti4.4 «DL2±:JÍ

3 Нрымсим в 4.1.с моста ojpnn'l IW.H^ITJ 123.7= 7.1} 144.7ÜU UKJa^T. S2.514.1 I:4.3AJ.S KDl2±3.G

4 pJ;i ишлис рус в упирс JSJifiJ 139. I=P,S 144.7ÜU 121J}=1¿ E2.7±2.5 12l.Hi.Vd.-

5 С'шпшонс тупивмсиа ит ■швш леи (в 1 HML) 1 I9.fi=9,4 14Í.7ÜU I2M=5T-ы.зи.1 I:4.D'Ü.Í 7HJ±2T4

6 ] [g.ttji и11л mic tía ПСрСЕЛаДМИС (ecli во Doiropc ГIÍ i Ь2±2.5 1 L0J±7,7 1J4.7ÜU 125,4=9,2." SJ,7±2,D 1:3.1 ±3.5

Реакция сердечно - сосудистой системы на физическую нагрузку у группы студентов показала, что наиболее выраженные показатели гемодинамики регистрировались при выполне-

нии 6 минутного бега и бега на дистанции 100 метров. В тоже время уровень физической подготовленности у подавляющего большинства студентов был достаточно низким.

Таблица 2

Показатели гемодинамики по результатам функциональной пробы по протоколу Брюса в начале

исследования

.Yr Мощность EISl'pVIEH liprin (ив.) чс;с( 1) DtaMinv (44) t"AJ| ДЛД jik.jit.tr.

1 JO 3 116.3.1.5.7 9KJ±flL7 122.lid.7 «1,5=2,3

2 IDO 3 14Е.7^7.9 142.215.5: 83.313,?

3 ISO 1 157.6=5.6 97JtOJ 147.010.2 Í4,4=J,7

4 130 1 16В.5±7,3 97Л 151.SU.7/ H3Jilr7

На фсвяящйлшкуте функциональная проба бша прекращена в L'fMíj; rtüfíJiti.itríNtis v шлипшных о&махаайшыш! хмадшш.итесаа поашгяелей.

В литературе описаны методики формирования высоких адаптационных резервов сердечно - сосудистой системы с использованием двигательных заданий развивающих выносливость [6,12]. Различают использование циклических упражнений, характеризующиеся не высокой интенсивностью и ациклические выполняемые по принципу круговой тренировки, обусловленные двигательными заданиями скоростно силового содержания с отягощениями до 30 % от

максимума [11,13].

В соответствии с планом исследования для группы (п1 - 33) была предложена методика использование плавания как основного средства физической активности на занятиях физической культуры, группа студентов (п2 - 34) занималась по стандартной рабочей программе в соответствии с ФГОС 3++. При составлении перспективного рабочего плана занятий плаванием со студентами экспериментальной группы была

учтена сезонность уровня физической нагрузки. Изучая уровень результативности освоения плавания на короткие дистанции, было установлено, что результаты тестов на 50 и 100 метров имели тенденцию к снижению в сессионный и весенний периоды (г - 0,455; р - 0,039) в эти же периоды снижалась соответственно и уровень функциональной подготовленности (г - 0,371; р - 0,047), что по нашему мнению вызвано высокой академической нагрузкой и сезонным ростом заболеваемости ОРЗ.

Динамика ответной реакции в группе (п1 - 33) на физическую нагрузку при прохождении дистанции 25 метров вольным стилем в первый месяц занятий составляла 27,5±1,8 с. (ЧСС 137±5,6 уд.мин., САД/ДАД 124,1±2,6/79,7±1,9 мм.рт.ст.), по окончании исследования 22,7±2,5 с. (ЧСС 126±4,9 уд.мин., САД/ДАД 122,1±3,3/78,1±2,4 мм.рт.ст.) ; г - 0,417; р - 0,044.

На дистанции 50 метров вольным стилем в начальном протоколе 1,15. 23±14,8 с. (ЧСС 154,8±7,9 уд.мин., САД/ДАД 13б,9±5,8/81,4±2,6 мм.рт.ст.), в итоговом протоколе - 49,5±5,7 с. (ЧСС 135,4±7,6 уд.мин., САД/ДАД 128,5±5,1/79,5±5,2 мм.рт.ст.) ; г - 0,461; р - 0,047. Важным аспектом является факт проявление выраженного роста результативности в развитии общей выносливости и повышение резервов сердечно - сосудистой системы, так в 6 минутном беге результат составил 1430±53 м., □ 32,5% при контроле восстановления гемодинамики на 1 минуте ЧСС 131,2±8,5 уд.мин., САД/ДАД 122,5±4,3/78,7±3,0 мм.рт.ст. г - 0,422; р - 0,043., на 4 минуте ЧСС 92,7±7,9 уд.мин., САД/ДАД 120,5±3,8/79,2±2,1 мм.рт.ст. г - 0,412; р - 0,048, по отношению к первоначальному протоколу (таблица 1). Менее выраженные изменения были выявлены в повышении развития скоростно силовых качеств результат в беге на дистанции 100 метров составил 15,4 □ % ЧСС 134,7±7,6 уд.мин., САД/ДАД 123,1±3,5/79,5±3,6 мм.рт.ст. г - 0,409; р - 0,049, на 4 минуте ЧСС 87,4±6,3 уд.мин., САД/ДАД 120,7±2,9/80,5±2,2 мм.рт.ст. г - 0,410; р - 0,047. По результатам итоговой функциональной пробы по протоколу Брюса (первичный протокол таблица 2) было выявлено значимое повышение регуляторно - адаптационного потенциала сердечно сосудистой системы, так на девятой минуте при мощности нагрузки 150 вт. ЧСС 14б,3±7,1 уд.мин., САД/ДАД 132,5±4,3/74,7±3,9 мм.рт.ст. г - 0,519; р - 0,037. Насыщение крови кислородом при выполнении функциональной пробы достоверно не изменилось, значимых изменений в развитии силовых качеств в ходе эксперимента в группе (п1 - 33), также не регистрировалось. ЧД в покое в итоговом протоколе составила □ 15,1±0,5 повторений в минуту г - 0,433; р - 0,048.

В группе сравнения (п2 - 34) по окончании учебного года, значимых изменений развития физических качеств и резервных показателей сердечно сосудистой системы не наблюдалось.

Заключение

1. Студенты подготовительной группы в подавляющем большинстве имеют недостаточный уровень развития физических качеств и невысокие резервы сердечно - сосудистой системы, что не позволяет использовать на занятиях физической культуры упражнения средней и высокой интенсивности длительного исполнения.

2. Использование плавания позволило существенно повысить регуляторно - адаптационный потенциал сердечно сосудистой системы и значимым образом повысить общую выносливость занимающихся.

3. Полученные результаты в дальнейшем могут способствовать рациональному формированию структуры занятий в подготовительной медицинской группе.

Список литературы

1. Батырев Э.М. Оценка сформированности навыков профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта у студентов медицинского вуза. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009; 12(58): 13-17.

2. Доронцев А.В., Светличкина А.А., Зинчук Н.А., Янкевич И.Е. Прогнозирование динамики уровня функциональной и физической подготовленности у студентов подготовительной группы. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021; 1(191): 68 73.

3. Понимасов О.Е., Николаев С.В. Индивидуально-вариативное целеполагание как условие проектирования стилевых вариаций плавания. Ученые записки университета имени П. Ф Лесгафта. 2013; 11(105): 134-137.

4. Распопова Е.А. Методика формирования устойчивого навыка плавания на основе использования средств водных видов. Педагогико-пси-хологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 11(1): 5763. DOI 10.1452б/01_1111_79.

5. Светличкина А.А., Доронцев А.В. Особенности планирования уровня физических нагрузок у студентов специальной медицинской группы «А» имеющих сочетанные заболевания сердечно - сосудистой системы и вертебраль-ной области. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020; 1(179): 245-250.

6. Светличкина А.А., Медведев И.Н., Разжи-вин О.А., Бокова Л.В. Влияние занятий дзюдо на функциональные параметры сердца в юноше-

ском возрасте. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023; 2(216): 421-424.

7. Череп З.П., Заплетина В.В. Отношение студентов к занятиям по плаванию. Научный журнал на тему: Естественные и точные науки, Техника и технологии, Медицинские науки и общественное здравоохранение, Сельскохозяйственные науки, Социальные науки. 2020; 24136379.

8. Чичкова М.А., Светличкина А.А. Возможности адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам у лиц с ограниченными слуховыми возможностями. Астраханский медицинский журнал. 2016; 4: С. 64-71.

9. Zavalishina, S.Yu., Pravdov, D.M., Bakulina, E.D., Eremin, M.V., Rysakova, O.G., Dorontsev, A.V. Strengthening the General Functional Capabilities of the Body in the Conditions of a Feasible Increase in Muscle Activity after Intervention on the Heart. Biomedical & Pharmacology Journal. 2020: 13(2): 597-602.

10. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Dorontes A.V., Skorosov K.K., Ivanov D.A. Physiologica basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries. Indian Journal of Public Health Research and Development. 2019; 10(10): 2723-2728.

11. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Dorontsev A.V., Voronova N.N., Shulgin V.I., Kozyakov R.V. Influence of regular feasible physical activity on the platelets functional activity of the second mature age people. Systematic Reviews in Pharmacy. 2020; 11(8): 439-445.

12. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. 2015: 156-160.

13. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. 2017: 111-115.

References

1. Batyrev E.M. Assessment of the formation of morbidity prevention skills by means of physical culture and sports among medical university students. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2009; 12(58): 13-17 [In Russ.].

2. Dorontsev A.V., Svetlichkina A.A., Zinchuk N.A., Yankevich I.E. Forecasting the dynamics of the level of functional and physical fitness among students of the preparatory group. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2021; 1(191): 68 73 [In Russ.].

3. Ponimasov O.E., Nikolaev S.V. Individual-

variable goal-setting as a condition for designing stylistic variations of swimming. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2013; 11(105): 134-137 [In Russ.].

4. Raspopova E.A. Methodology for the formation of a sustainable swimming skill based on the use of aquatic species. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemyfizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. 2016; 11(1): 57- 63. DOI 10.14526/01_1111_79 [In Russ., In Engl.].

5. Svetlichkina A.A., Dorontsev A.V. Features of planning the level of physical activity in students of special medical group "A" with combined diseases of the cardiovascular system and the vertebral region. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2020; 1(179): 245-250 [In Russ.].

6. Svetlichkina A.A., Medvedev I.N., Razzhivin O.A., Bokova L.V. The influence of judo classes on the functional parameters of the heart in adolescence. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2023; 2(216): 421-424 [In Russ.].

7. Skull Z.P., Zapletina V.V. The attitude of students to swimming classes. Nauchnyj zhurnal na temu: Estestvennye I tochnye nauki, Tehnika I tehnologii, Medicinskie nauki I obchestvennoe zdravoohranenie, Social'nye nauki. 2020; 24136379 [In Russ.].

8. Chichkova M.A., Svetlichkina A.A. Possibilities of adaptation of the cardiovascular system to physical exertion in persons with hearing disabilities. Astrahanskij medicinskij zhurnal. 2016; 4: 64-71 [In Russ.].

9. Zavalishina, S.Yu., Pravdov, D.M., Bakulina, E.D., Eremin, M.V., Rysakova, O.G., Dorontsev, A.V. Strengthening the General Functional Capabilities of the Body in the Conditions of a Feasible Increase in Muscle Activity after Intervention on the Heart. Biomedical & Pharmacology Journal. 2020: 13(2):

597-602.

10. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Dorontes A.V., Skorosov K.K., Ivanov D.A. Physiologica basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries. Indian Journal of Public Health Research and Development. 2019; 10(10): 2723-2728.

11. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Dorontsev A.V., Voronova N.N., Shulgin V.I., Kozyakov R.V. Influence of regular feasible physical activity on the platelets functional activity of the second mature age people. Systematic Reviews in Pharmacy.

2020; 11(8): 439-445.

12. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. 2015: 156-160.

13. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of

the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. 2017: 111-115.

Статья поступила в редакцию: 20.05.2023

Доронцев Александр Викторович - кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом 121, e-mail: [email protected]

Порубайко Людмила Николаевна - кандидат медицинских наук, доцент, Кубанский государственный медицинский университет, 350063, Россия, г. Краснодар, ул. Митрофана Седина, дом 4, e-mail: [email protected]

Морозова Ольга Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, дом 20а, e-mail: [email protected]

Доронцева Ксения Александровна - студент, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом 121, e-mail: dornnceva2000@icbud. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.