Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПРЕДОТВРАТИМЫХ ПОТЕРЬ ЗДОРОВЬЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ'

ОЦЕНКА ПРЕДОТВРАТИМЫХ ПОТЕРЬ ЗДОРОВЬЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ЗДОРОВЬЕ / КАДРЫ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калининская А.А., Баянова Н.А., Кизеев М.В., Бальзамова Л.А.

Актуальность. Охрана здоровья сельского населения особо значима в силу того, что медико-социальные проблемы здравоохранения максимально сосредоточены в сельских территориях. Приоритетами в организации медицинской помощи жителям села в настоящее время является эффективное использование имеющихся ресурсов здравоохранения, а также повышение доступности и качества медицинской помощи. Задачами федеральной и муниципальной властей должны являться обеспечение программным сопровождением, ресурсами, а также практическое решение стратегических задач в сельских территориях. Цель исследования: разработка и апробация автоматизированной системы информационной поддержки принятия управленческих решений с использованием оценок предотвратимых потерь здоровья населения сельских территорий.Базой исследования явилась Оренбургская область. Доля сельского населения в области составляет 40,1%, в области имеется 35 сельских территорий (районов). Методика. Использованы следующие методы исследования: статистический, аналитический, экспертных оценок.Экспертным путем были оценены предотвратимые потери здоровья населения сельских территорий в Оренбургской области по разработанной нами методологии. Были определены 4 индикатора вероятной предотвратимости потерь здоровья сельского населения: показатели здоровья; территориальной доступности медицинской помощи; кадры; социальное благополучие населения. Результаты исследования были положены в основу методического обеспечения автоматизированной информационной системы поддержки принятия управленческих решений в организации ПМСП в сельских территориях Оренбургской области.Использование программного продукта информационной поддержки принятия управленческих решений дает возможность определить приоритеты для принятия стратегических решений на уровне руководителей медицинских организаций, органов и учреждений здравоохранения, а также глав администрации в субъекте Российской Федерации. Информация представлена на веб-странице административной территории и управленческого аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калининская А.А., Баянова Н.А., Кизеев М.В., Бальзамова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PREVENTABLE HEALTH LOSSES IN THE RURAL POPULATION

Relevance. The protection of the health of the rural population is especially significant due to the fact that medical and social health problems are maximally concentrated in rural areas. The priorities in the organization of medical care for rural residents are currently the effective use of available health care resources, as well as increasing the availability and quality of medical care. The tasks of the federal and municipal authorities should be to provide software support, resources, as well as the practical solution of strategic problems in rural areas. The purpose of the study: development and testing of an automated system of information support for managerial decision-making using estimates of preventable losses in the health of the population of rural areas.The base of the study was the Orenburg region. The share of the rural population in the region is 40.1%, there are 35 rural territories (districts) in the region. Methodology. The following research methods were used: statistical, analytical, expert assessments.The preventable loss of health of the population of rural areas in the Orenburg region was assessed by experts according to the methodology developed by us. Four indicators of the likely preventability of health losses in the rural population were identified: health indicators; territorial availability of medical care; personnel; social well-being of the population. The results of the study were used as the basis for the methodological support of an automated information system for supporting managerial decision-making in the organization of primary health care in rural areas of the Orenburg region.The use of a software product of information support for managerial decision-making makes it possible to determine priorities for making strategic decisions at the level of heads of medical organizations, health authorities and institutions, as well as heads of administration in a constituent entity of the Russian Federation. The information is presented on the web page of the administrative territory and the administrative apparatus.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПРЕДОТВРАТИМЫХ ПОТЕРЬ ЗДОРОВЬЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2022-3-30-36 УДК: 614.2

ОЦЕНКА ПРЕДОТВРАТИМЫХ ПОТЕРЬ ЗДОРОВЬЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

А.А. Калининская1 , Н.А. Баянова2, М.В. Кизеев1, Л.А. Бальзамова3

1 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья им. Н.А. Семашко, г. Москва, Россия;

2 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Оренбург, Россия;

3 ИПО ГБОУ «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Самара, Россия.

И Автор для корреспонденции: Калининская А.А.

АННОТАЦИЯ

Актуальность. Охрана здоровья сельского населения особо значима в силу того, что медико-социальные проблемы здравоохранения максимально сосредоточены в сельских территориях. Приоритетами в организации медицинской помощи жителям села в настоящее время является эффективное использование имеющихся ресурсов здравоохранения, а также повышение доступности и качества медицинской помощи. Задачами федеральной и муниципальной властей должны являться обеспечение программным сопровождением, ресурсами, а также практическое решение стратегических задач в сельских территориях. Цель исследования: разработка и апробация автоматизированной системы информационной поддержки принятия управленческих решений с использованием оценок предотвратимых потерь здоровья населения сельских территорий. Базой исследования явилась Оренбургская область. Доля сельского населения в области составляет 40,1%, в области имеется 35 сельских территорий (районов).

Методика. Использованы следующие методы исследования: статистический, аналитический, экспертных оценок. Экспертным путем были оценены предотвратимые потери здоровья населения сельских территорий в Оренбургской области по разработанной нами методологии. Были определены 4 индикатора вероятной предотвратимости потерь здоровья сельского населения: показатели здоровья; территориальной доступности медицинской помощи; кадры; социальное благополучие населения.

Результаты исследования были положены в основу методического обеспечения автоматизированной информационной системы поддержки принятия управленческих решений в организации ПМСП в сельских территориях Оренбургской области. Использование программного продукта информационной поддержки принятия управленческих решений дает возможность определить приоритеты для принятия стратегических решений на уровне руководителей медицинских организаций, органов и учреждений здравоохранения, а также глав администрации в субъекте Российской Федерации. Информация представлена на веб-странице административной территории и управленческого аппарата.

Ключевые слова: сельское население, сельские территории, здоровье, кадры, территориальная доступность медицинской помощи, информационная система, управленческие решения.

Для цитирования: Калининская А.А., Баянова Н.А., Кизеев М.В., Бальзамова Л.А. Оценка предотвратимых потерь здоровья сельского населения // Менеджер здравоохранения. 2022; 3:30-36. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-3-30-36.

Введение

бедствием сложившейся в нашей стране медико-демографической ситуации, обусловленной низким уровнем здоровья населения, является реальная угроза дефицита человеческого капитала, что, в свою очередь, объективно препятствует экономическому развитию страны [1, 2, 3].

Охрана здоровья сельского населения особо значима в силу того, что медико-социальные проблемы здравоохранения максимально сосредоточены в сельских территориях. Совершенствование организационных форм оказания медицинской помощи сельскому населению должно основываться на эффективном

© Калининская А.А, Баянова Н.А, Кизеев М.В, Бальзамова Л.А, 2022 г.

Менеджер

здравоохранения /

Manager №3

ZdrevoochreneniB 2022

и экономически обоснованном использовании имеющихся ресурсов здравоохранения [4, 5].

Причинами низкого обеспечения населения села медицинской помощью являются: ограниченное финансирование; слабая материально-техническая база; низкая обеспеченность кадрами; устаревшие организационные технологии оказания медицинской помощи; плохая транспортная доступность; несбалансированная сеть медицинских организаций; нерациональное использование ресурсов здравоохранения [6].

Реформирование здравоохранения села следует решать исходя из ключевых проблем обеспечения доступности медицинской помощи сельскому населению [7, 8].

В сельских территориях сохраняются низкие показатели обеспеченности основными ресурсами здравоохранения: врачами, средним медицинским персоналом и коечным фондом [9].

Недостаток медицинских работников в отдаленных сельских территориях затрудняет доступность здравоохранения для значительной части населения. Остается злободневной проблема квалификации медицинских кадров, а также привлечение молодых специалистов к работе на селе [10, 11].

Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) - это первый этап оказания медицинской помощи на селе. На этом этапе происходит первичный контакт сельского жителя с медицинским работником, осуществляется выявление заболеваний, проводятся профилактические мероприятия и диспансерное наблюдение [12].

Президент России Владимир Путин обратился с посланием к Федеральному собранию 1 марта 2018 года, где упомянул о реформе здравоохранения села. Он предложил вернуть ФАП в отдаленных сельских территориях [13].

Сельское хозяйство является важной составляющей ресурсного обеспечения страны, однако заработная плата сельскохозяйственного труда в 2 раза меньше, чем в среднем по экономике. Доля сельского населения с доходами ниже черты бедности достигает 20%, что в 1,8 раза выше, чем в городе, при этом превышает вдвое предельно допустимый по мировым меркам (10-процентный уровень). Находится за чертой бедности каждый пятый сельский житель [14, 15].

Для выхода из медико-демографического кризиса на селе необходимы диверсификация экономической политики, создание рабочих мест, развитие социальной сферы и здравоохранения. Задачами федеральной и муниципальной властей должны являться обеспечение программным сопровождением,

ресурсами, а также практическое решение стратегических задач улучшения доступности и качества медицинской помощи жителям сельских территорий в сложившихся условиях [16, 17, 18, 19].

Цель исследования: разработка и апробация автоматизированной информационной системы поддержки и принятия управленческих решений с использованием оценки предотвратимых потерь здоровья населения сельских территорий.

Базой исследования явилась Оренбургская область. Доля сельского населения в области составляет 40,1%, в области имеется 35 сельских территорий (районов).

Методика

Использованы следующие методы исследования: статистический, аналитический, экспертных оценок.

Проведен анализ статистических показателей, касающихся здоровья сельского населения в Оренбургской области: интегральные показатели заболеваемости (первичная, общая), инвалидности, смертности, а также рассчитан средний возраст населения сельских территорий в динамике за 5 лет анализа.

Результаты

В процессе исследования экспертным путем были оценены предотвратимые потери здоровья населения сельских территорий в Оренбургской области по разработанной нами методологии. Были определены 4 индикатора вероятностей предотвратимости потерь здоровья сельского населения: ведущие показатели здоровья (1); доступность (территориальная) медицинской помощи (2); медицинские кадры (3); показатели социального благополучия населения (4). Методика предотвратимости потерь здоровья построена на основе методических приемов Ю.В. Михайлова, А.Е. Иванова (2006) с использованием экспертных систем [20]. Оценка предотвратимых причин потерь здоровья населения сельских территорий осуществлялась с помощью экспертных систем. Экспертам предлагался выбор конкретных анализируемых показателей с учетом перспектив развития ПМСП.

Оценка предотвратимых потерь здоровья населения сельских территорий осуществлялась с привлечение экспертов для определения конкретных механизмов принятия управленческих решений в организации ПМСП сельскому населению. В экспертную группу были включены организаторы здравоохранения (143 эксперта), среди них: представители министерства регионального здравоохранения,

С

«КС

№3 Мападег

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

главные внештатные специалисты области, врачи медицинских организаций, главврачи, заведующие отделением, профессорско-преподавательский состав кафедр общественного здоровья и здравоохранения Оренбургской области. Заполнялась «Экспертная карта оценки показателей доступности первичной медико-санитарной помощи».

Перед экспертами были поставлены следующие задачи:

1) ранжирование блоков показателей осуществлялось по оценкам степени значимости, при этом показателям присваивались весовые коэффициенты. Главное условие, чтобы сумма коэффициентов составляла 1 (^ к1=1 или 100%);

2) проводился отбор приоритетных показателей внутри блока (по 5-балльной шкале) для оценки предотвратимых причин потерь здоровья населения сельских территорий;

3) определялась тропность показателей внутри блока показателей общественного здоровья к каждому из моделируемых ресурсных блоков по степени влияния. Основное требование, чтобы сумма коэффициентов составляла 1 (^ к1=1 или 100%).

1-1

Статистическая обработка материала проводилась с использованием <^ТАТОТ1СА 6.0».

В соответствии с методикой исследования сначала нами была проведена экспертная оценка степени важности блоков, предусмотренных моделью поддержки принятия управленческих решений в организации ПМСП населению сельских территорий. Весовые коэффициенты представлены в таблице 1.

Так, наибольший весовой коэффициент (0,4) экспертами был присвоен блоку «территориальная доступность», что соответствует современной тенденции здравоохранения села. Показателям остальных блоков был присвоен одинаковый вес - по 0,2 каждый.

Определяя выбор показателей внутри блока для оценки предотвратимых причин потерь здоровья

населения сельских районов, экспертами были сформированы конкретные показатели, необходимые для анализа оцениваемой сельской территории (таблица 2).

В качестве приоритетного компонента предотвращения смертности сельского населения эксперты выделили территориальную доступность в оказании медицинской помощи - 44,2% от всей вероятной предотвратимости случаев смертей (таблица 3).

Предотвратимые потери, сформированные первичной заболеваемостью, эксперты в большей степени связывали с обеспеченностью кадрами - 32,1% от общего уровня предотвратимости. Предотвратимые потери инвалидности определялись социальным благополучием сельского населения в 40,2%. Вероятностная предотвратимость общей заболеваемости в большей мере связывалась с организационной структурой оказания ПМСП - 29,9%.

Результаты экспертизы подверглись статистической обработке с использованием корреляционного анализа (при р<0,05). В процессе исследования экспертами были установлены 25 организационных мероприятий по предотвращению причин потерь здоровья, которые были положены в основу процессуального моделирования и разработки информационной системы управления здравоохранением в сельских территориях (таблица 4). Информационная система внедрена в Министерстве здравоохранения Оренбургской области.

Обсуждение

Результаты исследования были положены в основу методического обеспечения автоматизированной информационной системы поддержки принятия управленческих решений в организации ПМСП в сельских территориях Оренбургской области. Разработанный нами и апробированный в условиях эксперимента программный продукт информационной поддержки и принятия управленческих решений позволяет

Таблица 1

Весовые коэффициенты на основе рангов значимости

№ п/п Название блоков Ранги по каждому блоку Весовой коэффициент

1. «Показатели здоровья» 2 0,2

2. «Территориальная доступность» 1 0,4

3. «Кадры» 2 0,2

4. «Социальное благополучие» 2 0,2

Итого: 1,0

Менеджер

здравоохранения /

Мападег №3

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2022

Таблица 2

Показатели оценки предотвратимых причин потерь здоровья населения сельских территорий

№ Блок показателей Обозначение Значение показателя Оценочные показатели

1 Здоровье (X) Средний возраст В сравнении с РФ

2 Х2 Впервые выявленная заболеваемость

3 Х3 Заболеваемость по обращаемости

4 Х4 Инвалидность

5 Х5 Смертность

6 Территориальная У, Критерий территориальной доступности ПДМСП По уровню

7 доступность медицинской У2 Критерий территориальной доступности ПВМСП территориальной доступности

8 помощи (У) У3 Критерий территориальной доступности ПСМСП ПМСП

У4 Критерий территориальной доступности ПМСП

У5 Количество ФАП

У6 Расстояние (Rmax, RmJ от РБ

10 Кадры Д ^ Обеспеченность врачами По максимальному

11 Z2 Обеспеченность средним медицинским персоналом достижению норматива

12 Z3 Укомплектованность врачами

13 Z4 Укомплектованность средним медицинским персоналом

14 Z5 Показатель соотношения между предложением и спросом врачей

15 Показатель соотношения между предложением и спросом среднего медицинского персонала

16 Z7 Активный кадровый потенциал

17 Социальное благополучие Р) 0, Миграция В сравнении с показателями РФ

18 02 Средний прожиточный минимум

19 03 Уровень дохода

20 04 Уровень занятости

Таблица 3

Предотвратимые потери здоровья населения сельских территорий (% от общего уровня предотвратимости)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вероятная предотвратимость, в%

№ здоровья населения в сельской территории Территориальная доступность Кадры Организационная структура оказания ПМСП Социальное благополучие Всего

1 Первичная заболеваемость 34,2 32,1 18,3 15,4 100,0

2 Общая заболеваемость 22,5 21,4 29,9 26,2 100,0

3 Инвалидность 31,1 12,4 16.3 40,2 100,0

4 Смертность 44,2 20,2 15,2 20,4 100,0

5 Средний возраст 35,7 25,6 11,6 27,1 100,0

№3 Мападег

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Таблица 4

Организационные показатели мероприятий по предотвращению потерь здоровья населения сельских территорий (по результатам экспертной оценки)

Мероприятие Причины потерь общественного здоровья Р

Первичная доврачебная медико-санитарной помощь

1. Ликвидация ФАП Снижение численности населения до критических цифр 0,45

2. Объединение ФАП 0,77

3. Дислокация ФАП 0,81

4. Создание ФАП Увеличение и стабильная численность доступности 0,50

5. Организация мобильности ФАП Расположение населенных пунктов в радиусе 10 км. 0,98

6. Совершенствование мобильности ФАП 0,90

7. Локализация ФАП 0,48

8. Акцентирование деятельности ФАП на объемы профилактического раздела деятельности ФАП Динамика демографических процессов беспорядочна и не стабильна 0,51

9. Передвижные ФАП 0,78

10 Опорные ФАП. 0,64

11 На 2-3 ФАП курация 1 фельдшером При относительном благополучии населения и средних по уровню показателей поиск оптимальных организационных форм 0,49

12. Модернизация ФАП. Создание дневных стационаров на «опорных» ФАП 0,55

13 Развитие или наращивание информатизации, в том числе телемедицинских технологий 0,87

14. Развитие преемственности с социальной службой. Преобладание пожилого населения на территории 0,66

15. Приоритет в финансировании (варианты) 0,76

16. Усиление взаимодействия с неотложной и СМП 0,90

Первичная врачебная медико-санитарная помощь

17. Использование мобильных комплексов с целью проведения диспансеризации населения По показателям заболеваемости в динамике 0,56

Проведение ежегодных медицинских осмотров 18. (при отсутствии обращения в течении года активное посещение) 0,55

19. Оснащение оборудованием (комплексное, локальное) 0,49

20. Кадровые перестановки (замена м/с на фельдшера) Длительное отсутствие врача на территории обслуживания 0,77

21. Оптимизация организационных форм (ВОП). 0,57

22. Внедрение ВОП 0,92

Первичная специализированная медико-санитарной помощь

23. Передвижные консультативные комплексы Оценка потребности и удовлетворенности населения ПМСП 0,74

24. Диспансеризация с участием специалистов 0,55

25. Организация в межрайонных центрах санавиации 0,75

оценить в мониторинговом режиме показатели здоровья населения сельских территорий.

Заключение. Выводы

Использование программного продукта информационной поддержки принятия управленческих решений дает возможность определить приоритеты для принятия стратегических решений на уровне руководителей медицинских организаций,

органов и учреждений здравоохранения, а также глав администрации в субъектах Российской Федерации.

Программный продукт принятия и поддержки управленческих решений представлен для информации на веб-странице административной территории и управленческого аппарата. Программный продукт может подлежать дальнейшему расширению и модификации функционала.

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 3

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2022

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Хабриев Р.У., Щепин О.П., Миргородская О.В. Комплексная оценка целевых показателей здоровья населения Центрального Федерального Округа Российской Федерации. 2019; 27(3): 349-354. [Интернет]. [Цитируется 08.09.2020]. Доступ по адресу: https://elibrary.ru/item. asp?id=42992719. DOI: 10.32687/0869-866X-2020-28-3-349-354.

2. Давыдов Д.В., Козлова О.В. Борьба за «основной капитал советского государства»: здравоохранение в сельской местности ТАССР в 1920-е гг. Эхо веков. 2020; 2: 14-22.

3. Калининская А.А., Баянова Н.А., Муфтахова А.В., Сулькина Ф.А., Рассоха Д.В. Медико-демографические проблемы сельского населения России. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28 (6): 1247-1251. DOI: 10.32687/0869-866X-2020-28-6-1247-1251.

4. Бекешева Э.Н. Проблемы организации первичной медико-санитарной помощи сельскому населению на современном этапе. // Бюллетень науки и практики. 2020; 6 (1): 145-154. https://doi. org/10.33619/2414-2948/50/16.

5. Рожкова Е.В., Щукин С.Ю., Качагин А.А. Услуги по укреплению здоровья населения России: проблематика и инструментарий повышения доступности. // Финансовый бизнес. 2021; № 3 (213): 168-171.

6. Полухина М.Г. Перспективы развития сельского здравоохранения в условиях реализации национального проекта «Здравоохранение». // Экономика сельского хозяйства России. 2020; 10: 93-99. DOI 10.32651/2010-93.

7. Рубцова В.Н. Теоретическое обоснование изменений в системах здравоохранения с учетом особенностей современного сельского хозяйства. // Региональные агросистемы: экономика и социология. 2020; 3: 117-124.

8. Репринцева Е.В. О развитии амбулаторно-поликлинической сети сельского здравоохранения РФ. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021; 10, 3(36): 312-314.

9. Наурызбаева А.А, Кырыкбаева С.С., Кауышева А.А., Мещанов Г.Т. Современный мировой опыт развития по формированию кадровой политики здравоохранения в районах: обзор литературы. // West Kazakhstan Medical Journal. 2020; 2 (62): 134-146.

10. Шляфер С.И. Кадровый потенциал сестринской службы Российской Федерации. // Главная медицинская сестра. 2011; 7: 20-28.

11. Дощанникова О.А. Социально-экономическое стимулирование как фактор ликвидации дефицита врачебных кадров в сельском здравоохранении. // Главврач. 2020; 10: 41-52. DOI: 10.33920/med-03-2010-05.

12. Ромашова Т.Ю., Лукин Е.В. Обоснование связи изменения численности сельского населения с изменением численности фельдшерско-акушерских пунктов на примере Вологодской области и предложение путей выхода из кризиса сельского здравоохранения. // Научное обозрение. Медицинские науки. 2020; 5: 41-46.

13. Путин В.В. Послание к Федеральному собранию [Электронный ресурс]: 1 марта 2018 г., В.В. Путин. [Интернет]. [Цитируется 08.09.2020]. Доступ по адресу: http://kremlin.ru/events/ president/news/56957.

14. Скальная М.М. Доходы сельского населения как фактор социальной устойчивости сельских территорий. АПК: экономика, управление. 2018; 1: 62-71. [Интернет]. [Цитируется 08.09.2020]. Доступ по адресу: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32366680.

15. Баянова Н.А., Калининская А.А. Медико-социальные аспекты организации первичной медико-санитарной помощи сельскому населению. Оренбург, 2018. - 142 с.

16. Кантемирова М.А., Аликова З.Р. Цифровая экономика: развитие процессов цифровизации медицины в регионе. Сб. науч. Статей «От Капитала к цифровой экономике». Под ред. А.У. Огоева. Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2019. 69-75.

17. Есипов А.В., Алехнович А.В., Абушинов В.В. COVID-19: первый опыт медицинской помощи и возможные решения проблемных вопросов (обзор). // Госпитальная медицина: наука и практика. 2020; 1 (1): 5-8.

18. Калининская А.А., Баянова Н.А. Оценка территориальной доступности первичной врачебной медико-санитарной помощи сельскому населению. // Казанский медицинский журнал. 2020; 101 (6): 890-896. DOI 10.17816/KMJ2020-890.

19. Хабриев Р.У., Бакирова Э.А., Берсенева Е.А., Савостина Е.А. COVID-19 как катализатор развития телемедицинских услуг сельскому населению. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 29 (5): 1029-1033.

20. Предотвратимая смертность в России и пути ее снижения. ред. Михайлова Ю.В., Иванова А.Е. ЦНИИОИЗ. 2006. - 308 с.

№ 3 Manager

2022 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

J8

зно

ORIGINAL PAPER

ASSESSMENT OF PREVENTABLE HEALTH LOSSES IN THE RURAL POPULATION

A.A. Kalininskaya1 : , N.A. Bayanova2, M.V. Kizeev1, L.A. Balzamova3

1 Federal Scientific State Budgetary Institution «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health», Moscow, Russia;

2 FGBOU "Orenburg state medical University" of the Ministry of health of Russia, Orenburg, Russia;

3 IPO SBEI "Samara State Medical University" of the Ministry of Health of Russia, Samara, Russia.

H Corresponding author: Kalininskaya A.A.

ABSTRACT

Relevance. The protection of the health of the rural population is especially significant due to the fact that medical and social health problems are maximally concentrated in rural areas. The priorities in the organization of medical care for rural residents are currently the effective use of available health care resources, as well as increasing the availability and quality of medical care. The tasks of the federal and municipal authorities should be to provide software support, resources, as well as the practical solution of strategic problems in rural areas.

The purpose of the study: development and testing of an automated system of information support for managerial decision-making using estimates of preventable losses in the health of the population of rural areas.

The base of the study was the Orenburg region. The share of the rural population in the region is 40.1%, there are 35 rural territories (districts) in the region.

Methodology. The following research methods were used: statistical, analytical, expert assessments.

The preventable loss of health of the population of rural areas in the Orenburg region was assessed by experts according to the methodology developed by us. Four indicators of the likely preventability of health losses in the rural population were identified: health indicators; territorial availability of medical care; personnel; social well-being of the population.

The results of the study were used as the basis for the methodological support of an automated information system for supporting managerial decision-making in the organization of primary health care in rural areas of the Orenburg region.

The use of a software product of information support for managerial decision-making makes it possible to determine priorities for making strategic decisions at the level of heads of medical organizations, health authorities and institutions, as well as heads of administration in a constituent entity of the Russian Federation. The information is presented on the web page of the administrative territory and the administrative apparatus.

Keywords: rural population, rural territories, health, personnel, territorial accessibility of medical care, information system, management decisions.

For citation: Kalininskaya A.A., Bayanova N.A., Kizeev M.V., Balzamova L.A. Assessment of preventable health losses in the rural population // Manager Zdravoohranenia. 2022; 3:30-36. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-3-30-36.

t

зЯо

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Калининская Алефтина Александровна - д-р мед. наук, профессор, главный научный сотрудник отдела исследований общественного здоровья ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.

Aleftina A. Kalininskaya - Doctor of Medical Sciences, Professor, Chief Researcher of the Public Health Research Department of the Federal State Budgetary Scientific Institution "National Research Institute of Public Health named after N.A. Semashko, Moscow, Russia. E-mail: akalininskya@yaandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6984-6536, SPIN: 3315-1595, Scopus Author. ID: 55791248200

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Баянова Наталья Александровна - канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения № 1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Оренбург, Россия; научный сотрудник отдела исследований общественного здоровья ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.

Natalya A. Bayanova - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Health and Healthcare No. 1, Orenburg State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Russia, Orenburg; Researcher, Department of Public Health Research, National Research Institute of Public Health named after N.A. Semashko, Moscow, Russia. E-mail: doctor_bajanova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2774-4072

Кизеев Михаил Владимирович - канд. мед. наук, научный сотрудник отделения медико-социальных проблем ФГБНУ «Национальный НИИ Общественного здоровья им. Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.

Mikhail V. Kizeev - Researcher of the Department of Medical and Social Problems of the Federal State Budgetary Scientific Institution "National Research Institute of Public Health named after I.I. ON THE. Semashko, Moscow, Russia. E-mail: zmvk@mailru, ORCID: 0000-0002-0293-8372

Бальзамова Лидия Алексеевна - доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИПО ГБОУ «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, кандидат медицинских наук, г. Самара, Россия.

Lidiya A. Balzamova - Associate Professor of the Department of Public Health and Health Care, IPO Samara State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Candidate of Medical Sciences, Samara, Russia. E-mail: balzamova.lidiya.@mail.ru

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 3

ZdrevoochreneniB 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.