Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ'

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ПОЖАРОТУШЕНИЕ / ВЫПУСКНИКИ / PRACTICAL SKILLS / RESCUE OPERATIONS / FIREFIGHTING / GRADUATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булгаков Владислав Васильевич

Приведена методика формирования и оценки практических умений и навыков курсантов в области проведения аварийноспасательных работ и пожаротушения, реализуемая в виде практического пожарного теста. Методика практического пожарного теста имеет значительный потенциал для мотивации курсантов к овладению практическими умениями и навыками, в том числе посредством использования его для допуска к сессии и Итоговому государственному экзамену. Апробация практического пожарного теста на выпускном курсе показала необходимость его системного применения на протяжении всего периода обучения курсантов в академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булгаков Владислав Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF PRACTICAL ABILITIES AND SKILLS OF UNDERGRADUATES IN THE FIELD OF EMERGENCY RESCUE AND FIRE FIGHTING

The technique of developing and assessing practical abilities and skills of cadets in the field of carrying out rescue works and fire extinguishing realized in the form of the practical fire test is described. The methodology of the practical fire test has a significant potential for motivating students to master practical skills, including through its use admission to the term exams and the Final state exam. Approbation of the practical fire test at the final year showed the need for its systematic application throughout the period of training of cadets in the Academy.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ»

УДК 378 DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-164-173

ББК 74.48

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ

EVALUATION OF PRACTICAL ABILITIES AND SKILLS OF UNDERGRADUATES IN THE FIELD OF EMERGENCY RESCUE AND FIRE FIGHTING

Булгаков Владислав Васильевич

Заместитель начальника ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России - начальник института профессиональной подготовки, кандидат технических наук, доцент E-mail: vbulgakov@rambler.ru

Bulgakov Vladislav V.

Deputy head of Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, head of the Institute of professional training, PhD in Technical Sciences, Associate Professor

E-mail: vbulgakov@rambler.ru

Аннотация. Приведена методика формирования и оценки практических умений и навыков курсантов в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения, реализуемая в виде практического пожарного теста. Методика практического пожарного теста имеет значительный потенциал для мотивации курсантов к овладению практическими умениями и навыками, в том числе посредством использования его для допуска к сессии и Итоговому государственному экзамену. Апробация практического пожарного теста на

Abstract. The technique of developing and assessing practical abilities and skills of cadets in the field of carrying out rescue works and fire extinguishing realized in the form of the practical fire test is described. The methodology of the practical fire test has a significant potential for motivating students to master practical skills, including through its use admission to the term exams and the Final state exam. Approbation of the practical fire test at the final year showed the need for its systematic application throughout the period

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Булгаков В. В., 2020

выпускном курсе показала необходимость его of training of cadets in the Academy.

системного применения на протяжении всего периода обучения курсантов в академии.

Ключевые слова: практические умения и Keywords: practical skills, rescue operations,

навыки, аварийно-спасательные работы, firefighting, graduates.

пожаротушение, выпускники.

Подготовка специалистов для государственной противопожарной службы (далее -ГПС) осуществляется в ведомственных образовательных учреждениях системы МЧС России. Обучение осуществляется по специальности 20.05.01 - пожарная безопасность и направлению подготовки 20.03.01 - техносферная безопасность. Ежегодно в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России выпускается более 200 молодых специалистов, из которых более 65% распределяются по направлению пожаротушения и занимают должность начальника караула.

В обязанности начальника караула входит организация и контроль несения службы личным составом дежурного караула, обеспечение выполнения плана профессиональной подготовки, выезд и руководство караулом для проведения боевых действий по тушению пожаров [1, п. 37]. От профессиональных знаний, умений и навыков начальника караула зависят слаженные и эффективные действия личного состава при проведении аварийно-спасательных работ и тушении пожаров, результатом которых являются спасенные жизни людей и снижение материального ущерба на объектах экономики и социально-бытовой сферы. Организация начальником караула качественной профессиональной подготовки в подразделении и умелое руководство действиями на пожаре способствует сохранению жизни и здоровья личного состава караула.

Для оценки эффективности подготовки в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России организовано анкетирование руководителей практических органов управления и подразделений на предмет подготовленности выпускников академии. Результаты анкетирования дают руководству и профессорско-преподавательскому составу академии направления для дальнейшего совершенствования подготовки курсантов, в том числе в области проведения аварийно-спасательных работ (далее - АСР) и тушения пожаров. К наиболее проблемным вопросам подготовки курсантов в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения относятся:

• способность организовывать тушение пожаров различными способами и методами;

• способности принимать управленческие решения на организацию и ведение оперативно-тактических действий по тушению пожаров и проведению АСР;

• способность руководить действиями пожарно-спасательных подразделений по тушению пожаров и проведению АСР;

• способность принимать нестандартные решения и разрешать проблемные ситуации [2, с. 170].

С учетом отзывов на выпускников и анализа практической деятельности подразделений ГПС в области проведения АСР и тушения пожаров на различных объектах защиты в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России разработана многоуровневая модульная система практической подготовки, включающая практический пожарный тест. Практический пожарный тест представляет собой форму практической подготовки и контроля практических умений и навыков курсантов в области проведения АСР и тушения пожаров.

Практический пожарный тест формирует индивидуальные навыки, слаженность работы в составе подразделений, физическую и психологическую подготовленность к боевым действиям в экстремальных условиях пожара. Индивидуальное и групповое выполнение практических упражнений и нормативов по пожарно-строевой подготовке направлены на формирование двигательных навыков, которые определяются как умение выполнять целенаправленные действия с пожарно-техническим снаряжением и оборудованием, доведенные до автоматизма в результате сознательного, многократного повторения [3, с. 119; 4, с. 301].

Физическая и психологическая готовность к боевым действиям в экстремальных условиях, к которым относятся дым, ограничивающий видимость, продукты горения и экстремально высокая температура окружающей среды, работа на замкнутом пространстве и на высоте [5, с. 95; 6, с. 188; 7, с. 5], формируется посредством выполнения упражнений практического пожарного теста в средствах защиты органов дыхания, прохождения полосы психологической подготовки, выполнения упражнений с ручными пожарными лестницами и решением пожарно-тактических задач, связанных с проведением АСР и тушением пожара на различных объектах защиты.

В 2017-2018 гг. была проведена апробация практического пожарного теста на выпускных курсах по специальности 20.05.01 - пожарная безопасность и 20.03.01 - техносферная безопасность. Практический пожарный тест на выпускном курсе проводился с целью проверки практических умений и навыков, полученных курсантами за весь период обучения в академии по направлению пожаротушения и проведения АСР. Методика практического пожарного теста включала прохождение курсантами индивидуально и в составе пожарно-спасательного подразделения 3 этапов:

• индивидуальное выполнение практических упражнений и нормативов по пожар-но-строевой подготовке;

• групповое выполнение практических упражнений и нормативов по пожарно-строевой подготовке;

• выполнение в составе караула пожарно-тактической задачи.

Для формирования практического пожарного теста использовалась базы практических упражнений по следующим дисциплинам:

• пожарно-строевая и спасательная подготовка;

• организация газодымозащтной службы;

• подготовка газодымозащитника;

• основы первой помощи;

• специальная пожарная и аварийно-спасательная техника;

• планирование и организация тушения пожаров;

• оперативно-тактические действия при тушении пожаров;

• организация и ведение аварийно-спасательных работ;

• пожарная тактика.

Первый этап предназначен для индивидуального выполнения практических упражнений и нормативов по пожарно-строевой подготовке [8; 9 . Индивидуальное выполнение нормативов по пожарно-строевой подготовке тренирует и развивает физическую силу и выносливость, профессиональное умение работать с пожарно-техническим снаряжением и оборудованием. Приобретенные умения и навыки необходимы для выполнения основных должностных обязанностей по спасанию людей, тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций [10, с. 61]. Контроль практических умений и навыков работы курсантов в боевой одежде с пожарно-техническим снаряжением и оборудованием осуществляли преподаватели, которые фиксировали правильность, соблюдение техники безопасности и время выполнения нормативов.

Первый этап включал последовательное выполнение четырех индивидуальных нормативов по пожарно-строевой подготовке (рис. 1):

• надевание боевой одежды и снаряжения пожарного;

• подъем по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни;

• подъем по установленной выдвижной лестнице в 3-й этаж учебной башни;

• вязка двойной спасательной петли с надеванием ее на спасаемого.

Практический пожарный тест проходил в составе учебного взвода, в количестве

30 курсантов. Такое количество участников теста позволяет сформировать на групповом

Штрафная зона

€1 Л

*

\|/ 2 этап

Рис. 1. Первый этап для индивидуального выполнения практических упражнений и нормативов по пожарно-строевой подготовке

этапе 6 отделений и на этапе выполнения пожарно-тактических задач - 3 пожарно-спаса-тельных караула, по два отделения каждый.

Условием прохождения практического пожарного теста являлось правильное выполнение с соблюдением техники безопасности всех упражнений за нормативное время, при условии получения не более двух штрафных зон и не превышение общего времени прохождения теста, определенное в 60 минут.

Выполнение упражнений первого этапа осуществлялось курсантами друг за другом, с интервалом 30 секунд, начиная с выполнения пожарно-строевого норматива «надевание боевой одежды и снаряжения пожарного». Каждый пожарно-строевой норматив выполнялся на время, в случае превышения нормативного времени выполнения упражнения курсант направлялся в штрафную зону для выполнения дополнительных упражнений: подтягивание на перекладине, выполнение двойной скатки пожарного рукава и отжимания. После выполнения дополнительных упражнений курсант направлялся на участок выполнения следующего по порядку упражнения.

Второй этап предназначен для группового выполнения упражнений и нормативов по пожарно-строевой подготовке и формирования навыков работы в составе пожар-но-спасательных подразделений: звеньев газодымозащитников (далее - звенья ГДЗС) и отделений. Групповые упражнения вырабатывают взаимопонимание, взаимовыручку, ответственность каждого курсанта и слаженность работы в составе подразделений при выполнении поставленных задач [10, с. 62].

Второй этап включает последовательное выполнение четырех групповых упражнений и нормативов по пожарно-строевой подготовке (рис. 2):

• поиск и спасение пострадавшего в составе звена ГДЗС;

• прокладка магистральной линии на 6 рукавов от пожарной автоцистерны в составе отделения;

• работа с аварийно-спасательным оборудованием;

• преодоление огневой полосы психологической подготовки.

Для выполнения упражнений второго группового этапа курсанты, последовательно прибывающие с индивидуального этапа, самостоятельно формировались в пожарно-спа-сательные подразделения. Так, для выполнения упражнения «поиск и спасение пострадавшего» из первых пяти прибывших курсантов создавалось звено ГДЗС, командиром которого назначался первый прибывший на участок выполнения упражнения курсант. Последующее выполнение упражнений второго группового этапа выполнялось в составе созданного пожарно-спасательного подразделения. Каждое упражнение выполнялось на правильность и время, в случае превышения нормативного времени или нарушения порядка выполнения упражнения пожарно-спасательное подразделение в полном составе направлялся в штрафную зону для выполнения дополнительных упражнений: подтягивание на перекладине, выполнение двойной скатки пожарного рукава и отжимания. После выполнения дополнительных упражнений пожарно-спасательное подразделение направлялось для выполнения следующего по порядку упражнения.

Третий этап предназначен для выполнения в составе караула пожарно-тактиче-ской задачи, включающей разведку, спасение людей, локализацию и ликвидацию пожара.

1. Формирование звеньев ГДЗС

2. Проверка №1 и включение в СИЗОД

Штрафные баллы

Не правильный псрядок (х)рп и не включение в СИЗОД - 10 сек

Не доложили по рации о (^давлении и нахождении пострадавшего - 10 сек

^^Не спасли или уронили пострадавшего - 10 сек

40 с 5

45 с 4

50 с 3

51 с 2

Прокладка магистральной линии й 77 мм на 6 рукавов от АЦ в составе отделения

Штрафная зона

€1 Л

*

Фш

1. Работа с электрогенератором в составе 3 чел.

2. Работа с АСИ в составе 2 чел.

Работа с аварийно-спасательным оборудованием в составе отделения

о

о

Тренировка и контроль физической и психологической готовности работы в условиях пожара

Преодоление огневой психологической полосы в составе отделения

Штрафные баллы

Отсутствие элементов ® боевой одежды или снаряжения - 10 сек Прохождение полосы вне своего отделения - 10 сек

Задержка на огневой (х) полосе более 5 сек -10 сек

\/

3 этап

Рис. 2. Второй этап для группового выполнения практических упражнений и нормативов по пожарно-строевой подготовке

Пожарно-тактическая задача представляет собой активную игровую форму проблемного обучения, направленную на выполнение в составе пожарно-спасательного подразделения АСР и тушения пожара, максимально приближенных к условиям реальной чрезвычайной ситуации. Решение пожарно-тактической задачи является имитативным видом занятия, направленным на формирование новых умений и совершенствования навыков путем создания различных ситуаций, в том числе экстремального характера, поиска и применения нестандартных путей их решения [11, с. 125].

Для выполнения пожарно-тактической задачи из каждых двух отделений, первыми прибывшими на участок, формировался караул. Начальником караула назначался первый прибывший командир отделения, который назначал командиров отделений и выбирал случайным образом пожарно-тактическую задачу из следующих трех вариантов (рис. 3):

• тушение пожара и проведение аварийно-спасательных работ в жилом здании;

• тушение пожара и проведение аварийно-спасательных работ на железнодорожном транспорте;

• тушение пожара и проведение аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортном происшествии.

К моменту выполнения пожарно-тактической задачи на объекте создаются условия, максимально приближенные к боевым: наличие очага пожара и интенсивного задымления, наличие в неустановленном месте людей, отрезанных от путей эвакуации. При выполнении

пожарно-тактической задачи начальник караула и командиры отделений должны продемонстрировать навыки управления пожарно-спасательным подразделением, быстро и правильно оценить складывающуюся оперативно-тактическую обстановку, организовать работу караула и отделения на объекте возникновения пожара. Курсанты в составе караула должны продемонстрировать навыки взаимодействия друг с другом, умение выполнять разведку пожара и вести радиообмен по сложившейся обстановке, проводить аварийно-спасательные работы и тушение пожара, используя имеющуюся пожарную технику, пожарно-техническое и аварийно-спасательное оборудование. Пожарно-тактическая задача считается выполненной при спасении всех пострадавших и ликвидации пожара. Практический пожарный тест считается выполненным после пересечения личным составом караула со спасенными пострадавшими линии финиша.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практический пожарный тест, проведенный на выпускных курсах специальности 20.05.01 - пожарная безопасность и направления подготовки 20.03.01 - техносферная безопасность, показал наличие ряда недостатков в подготовке выпускников, связанных с выполнением нормативов по пожарно-строевой подготовке. Недостатки связаны, прежде всего, с отсутствием практики выполнения нормативов на предвыпускных и выпускных курсах, ввиду окончания изучения дисциплины «Пожарно-строевая и спасательная подготовка» в соответствии с учебным планом по специальности 20.05.01 - пожарная безопасность и направлению подготовки 20.03.01 - техносферная безопасность, на третьем и втором годах обучения соответственно. Также результаты выполнения нормативов имели более низкий средний балл по сравнению с оценкой, полученной на итоговых зачетах и экзаменах по соответствующим дисциплинам.

1. Формирование караулов

2. Случайный выбор ПТЗ

3. Ознакомление с ПТЗ*

И>

© %

ПТЗ №1 Тушение пожара и проведение АСР в жилом здании

ПТЗ №2 Тушение пожара и проведение АСР на ж/д транспорте

'и —и' гад

@ ' %

ПТЗ №3 Тушение пожара и проведение АСР при ДТП

Рис. 3. Третий этап для выполнения в составе караула пожарно-тактической задачи

Наиболее низкие результаты были показаны при выполнении индивидуального норматива «подъем по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» и «вязка двойной спасательной петли с надеванием ее на спасаемого». Удовлетворительные результаты показали выпускники при выполнении норматива «подъем по установленной выдвижной лестнице в 3-й этаж учебной башни» и упражнения в составе подразделения «прокладка магистральной линии на 6 рукавов от пожарной автоцистерны в составе отделения».

Выпускники показали умение работать в средствах защиты органов дыхания в составе звена ГДЗС для спасения пострадавшего в условиях сильного задымления, замкнутого пространства лабиринта и отсутствия освещения. Хорошие навыки работы показали выпускники с аварийно-спасательным оборудованием. Прохождение огневой полосы психологической подготовки также затруднений у выпускников не вызвало.

Выпускники академии показали сформированность практических умений и навыков проведения АСР и тушения пожаров при выполнении пожарно-тактических задач в составе караула.

В целом можно сказать, что формат практического пожарного теста, опробованный на выпускных курсах, достаточно хорошо демонстрирует уровень подготовки курсантов: как индивидуальной, так и в составе подразделения. Кроме того, динамичный характер последовательного выполнения упражнений, позволяющих продемонстрировать практические умения и навыки курсантов, полученные за период обучения в академии, является довольно сложным физическим, психологическим и профессиональным испытанием.

Методика практического пожарного теста имеет значительный потенциал для мотивации курсантов к овладению практическими умениями и навыками, в том числе посредством использования теста для допуска к сессии и Итоговому государственному экзамену.

Апробация практического пожарного теста на выпускном курсе показала необходимость его системного применения для формирования, поддержания на достаточном уровне и контроля практических умений и навыков в области АСР и пожаротушения на протяжении всего периода обучения курсантов в академии.

Список литературы

1. Приказ МЧС России от 20 октября 2017 г. № 452 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны» // Информационно-правовой портал Гарант: официальный сайт. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71733066/ (дата обращения: 21.08.2019).

2. Булгаков В. В., Самойлов Д. Б., Маслов А. В. Мониторинг качества подготовки выпускников ведомственных образовательных организаций МЧС России // Проблемы современного образования. 2019. № 2. С. 162-174. URL: http://www.pmedu. ru/images/2019-2/17.pdf (дата обращения: 21.08.2019).

3. Зайцев А. Н., Старов В. Н., Гуров А. В. Совершенствование практических навыков, вырабатываемых играми-тренировками // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2013. № 1 (4). С. 118-125.

4. Баяндин И. И., Гуров А. В., Зайцев А. Н. Теоретические основы формирования двигательных навыков в действиях с пожарно-техническим вооружением при

проведении пожарно-строевой подготовки // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2011. № 1 (2). С. 301-303.

5. Болотин А. Э., Аганов С. С., Довженко М. С. Содержание педагогической модели формирования готовности курсантов вузов Государственной противопожарной службы МЧС России к профессиональной деятельности с использованием средств физической подготовки // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2015. № 3. С. 93-103.

6. Лобжа М. Т., Тыщенко Е. Г. Методика развития силовой выносливости как одно из условий воспитания социальной устойчивости курсантов Санкт-Петребургско-го университета государственной противопожарной службы МЧС России в начальный период обучения // Вестн. С.-Петербургского ун-та ГПС МЧС России. 2017. № 4. С. 186-192.

7. Абрамов А. В., Ермилов А. В. Развитие психологических качеств начальника караула пожарной части у курсантов вузов МЧС России // Научный поиск. 2015. № 2.4. С. 5-6.

8. Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы // Справочная система Консультант Плюс: официальный сайт. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=EXP&n=690152#09025567531287868 (дата обращения: 21.08.2019).

9. Техника выполнения нормативов по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке: учеб. пособие / сост.: В. А. Шемятихин, А. А. Юсупов. Екатеринбург: УрФУ, 2017. 96 с.

10. Рондырев-Ильинский В. Б. Пожарно-строевая подготовка как основа профессионального обучения пожарных-спасателей // Вопросы педагогики. 2017. № 12. С. 61-64.

11. Зайцев А. Н., Старов В. Н., Гуров А. В. Роль пожарной игры-тренировки в форме обучения сотрудников МЧС // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2013. № 1 (4). С. 125-130.

References

1. Prikaz MChS Rossii ot 20.10.2017 No. 452 "Ob utverzhdenii Ustava podrazdeleniy pozharnoy okhrany". Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71733066/ (accessed: 21.08.2019).

2. Bulgakov V. V., Samoylov D. B., Maslov A. V. Monitoring kachestva podgotovki vy-pusknikov vedomstvennykh obrazovatelnykh organizatsiy MChS Rossii // Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2019. № 2. S. 162-174. Available at: http://www.pmedu. ru/images/2019-2/17.pdf (accessed: 21.08.2019).

3. Zaytsev A. N., Starov V. N., Gurov A. V. Sovershenstvovanie prakticheskikh navykov, vyrabatyvaemykh igrami-trenirovkami. Pozharnaya bezopasnost: problemy i perspektivy. 2013, No. 1 (4), pp. 118-125.

4. Bayandin I. I., Gurov A. V., Zaytsev A. N. Teoreticheskie osnovy formirovaniya dvigatel-nykh navykov v deystviyakh s pozharno-tekhnicheskim vooruzheniem pri provedenii

pozharno-stroevoy podgotovki. Sovremennye tekhnologii obespecheniya grazhdanskoy obo-rony i likvidatsii posledstviy chrezvychaynykh situatsiy. 2011, No. 1 (2), pp. 301-303.

5. Bolotin A. E., Aganov S. S., Dovzhenko M. S. Soderzhanie pedagogicheskoy modeli formirovaniya gotovnosti kursantov vuzov Gosudarstvennoy protivopozharnoy slu-zhby MChS Rossii k professionalnoy deyatelnosti s ispolzovaniem sredstv fiziches-koy podgotovki. Mediko-biologicheskie i sotsialno-psikhologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychaynykh situatsiyakh. 2015, No. 3, pp. 93-103.

6. Lobzha M. T., Tyshchenko E. G. Metodika razvitiya silovoy vynoslivosti kak odno iz usloviy vospitaniya sotsialnoy ustoychivosti kursantov Sankt-Petreburgskogo univer-siteta gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhby MChS Rossii v nachalnyy period obucheniya. Vestn. S.-Peterburgskogo un-ta GPS MChS Rossii. 2017, No. 4, pp. 186-192.

7. Abramov A. V., Ermilov A. V. Razvitie psikhologicheskikh kachestv nachalnika karaula pozharnoy chasti u kursantov vuzov MChS Rossii. Nauchnyy poisk. 2015, No. 2.4, pp. 5-6.

8. Normativy po pozharno-stroevoy i taktiko-spetsialnoy podgotovke dlya lichnogo sostava federalnoy protivopozharnoy sluzhby. Available at: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=690152#09025567531287868 (accessed: 21.08.2019).

9. Shemyatikhin V. A., Yusupov A. A. (comps.) Tekhnika vypolneniya normativov po pozhar-no-stroevoy i taktiko-spetsialnoy podgotovke: ucheb. posobie. Ekaterinburg: UrFU, 2017. 96 p.

10. Rondyrev-Ilyinskiy V. B. Pozharno-stroevaya podgotovka kak osnova professional-nogo obucheniya pozharnykh-spasateley. Voprosy pedagogiki. 2017, No. 12, pp. 61-64.

11. Zaytsev A. N., Starov V. N., Gurov A. V. Rol pozharnoy igry-trenirovki v forme obucheniya sotrudnikov MChS. Pozharnaya bezopasnost: problemy i perspektivy. 2013, No. 1 (4), pp. 125-130.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2020, № 2

Статья поступила в редакцию 26.08.2019 The article was received on 26.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.