Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА ГОРОДА МОСКВЫ'

ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА ГОРОДА МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА / ПРОЕКТ ЗАКОНА О БЮДЖЕТЕ / БЮДЖЕТ ГОРОДА МОСКВЫ / PUBLIC DEBT / SOURCES OF FINANCING THE BUDGET DEFICIT / THE DRAFT BUDGET LAW / THE BUDGET OF THE CITY OF MOSCOW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фрумина Светлана Викторовна

Статья подготовлена по результатам независимой общественной экспертизы на проект закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», которое обсуждалось на публичных слушаниях. Целью статьи является обоснование целесообразности проводимой долговой политики города. В работе анализируются ст. 1, ст. 4 и ст. 15 проекта закона, которые включают регламентацию дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, государственного долга и программы государственных заимствований. Автор формулирует выводы, относящиеся к структуре источников финансирования дефицита бюджета города; структурным параметрам государственного долга, нормативы которых заложены в бюджетном законодательстве Российской Федерации; причинах сокращения дефицита бюджета анализируемого субъекта Российской Федерации в анализируемый период и др. Используя методы сравнительного анализа, индукции и дедукции проводится анализ величины государственного долга города Москвы, изменения доли государственного долга в валовом региональном продукте, структуры государственного долга, внешних и внутренних заимствований города Москвы в зависимости от источников финансирования и т.д. На основе проведенного анализа формулируется заключение о грамотно проводимой долговой политике, нацеленной на текущую и среднесрочную сбалансированность бюджета города Москвы и высокой долговой устойчивости субъекта Российской Федерации. Представленный на обсуждение проект бюджета города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, законодательству города Москвы и документам стратегического планирования федерального и регионального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фрумина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PLANNED INDICATORS OF PUBLIC DEBT AND SOURCES OF FINANCING THE BUDGET DEFICIT IN MOSCOW

The article was prepared based on the results of an independent examination of the draft law of the city of Moscow “On the budget of the city of Moscow for 2020 and the planning period 2021 and 2022”. The purpose of the article is to justify the feasibility of the ongoing debt policy of the city. The article analyzes Art. 1, Art. 4 and Art. 15 draft law. The author formulates conclusions relating to the structure of sources of financing the budget deficit of the city; structural parameters of public debt; the reasons for reducing the budget deficit of the subject, etc. The analysis of the size of the public debt of the city of Moscow, changes in the share of public debt in GRP, the structure of public debt, external and internal borrowings of the city of Moscow, etc. Based on the analysis, a conclusion is formulated on a well-conducted debt policy and high debt sustainability of the subject of the Russian Federation. The draft budget of the city of Moscow for 2020 and the planning period 2021 and 2022 correspond to the requirements of the Budget Code of the Russian Federation, the laws of the city of Moscow and strategic planning documents at the federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА ГОРОДА МОСКВЫ»

без проведения масштабных реформ в области политической, судебной и законодательной систем не приведут к достижению достаточного уровня прозрачности и экономической эффективности процесса управления средствами ФНБ.

Литература

1. Дорофеев М.Л. Актуальные проблемы управления средствами Фонда национального благосостояния РФ и пути их решения // Научные ведомости Белгородского государственного университета; Сер.: Экономика. Информатика, 2019. - № 4.-С.652-668.

2. Зайцев С.В., Сармин А.И. 2016. Сравнительный анализ структуры и принципов управления суверенными фондами. Дайджест-Финансы. № 1. С. 27-38.

3. Институт суверенных фондов. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Sovereign Wealth Funds Institute (SWFI) -URL: https://www.swfinstitute.org/ (дата обращения 22.12.2019).

4. Информационно-аналитический портал https://tradingeconomics.com [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения 28.12.2019).

5. Информационный портал о бюджетной системе РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://budget.gov.ru/epbs/faces/p/ Бюд-жет/Закон%20о%20бюджете?DocumentId=75 8&message=

eyJFUEJTXzEwNV8wMDFfcGVyaW9kRmlsdG VyIjp7Im5hbWUiOiJFUEJTXzEwNV8wMDFfcG VyaW9kRmlsdGVyIiwidmFsdWUiOjIwMjB9LCJ 0ZXJyaXRvcnki0nsibmFtZSI6InRlcnJpdG9yeS IsInZhbHVlIjoiNDUwMDAwMDAifX0=&_adf.ctrl-state=lvqwsfds2_65&regionId=45 (дата обращения 18.12.2019).

6. Информационно-аналитический портал Ин-вестинг.ком. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.investing. com/rates-bonds/world-government-bonds (дата обращения 17.12.2019).

7. Официальный сайт Счетной Палаты РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/structure/kudrin-aleksey-

leonidovich/speeches/38975/ ?sphrase_id=11849349 (дата обращения 02.01.2020).

8. Официальный сайт Суверенного фонда Норвегии. Годовая отчетность фонда [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nbim.no/en/publications/ (дата обращения 28.11.2019)

9. Официальный сайт Минфина России, раздел ФНБ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/ na-tionalwealthfund/statistics/ (дата обращения 17.09.2019).

10.Официальный сайт газеты Ведомости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/20 19/09/30/812491-pravitelstvo-tratit-nakoplennoe (дата обращения 03.01.2020).

11.Официальный сайт РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www .rbc.ru/finances/09/09/2019/5d7697 169а794 756f9a37572 (дата обращения 17.10.2019).

12.Официальный сайт РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/opinions/economics/22/08/20 19/ 5d5d2d4d9a79471d5b90bae3 (дата обращения 17.10.2019).

13.Официальный сайт РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www .rbc.ru/economi cs/01 /04/2019/5ca2 02f99a 794773af5974dd (дата обращения 25.09.2019).

14.Официальный сайт РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/08/06/2019/5cfacd7 b9a7 947fc0af4eb27 (дата обращения 24.09.2019).

15.Официальный сайт Московской Биржи [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.moex. com/ru/i г/ nteractive-analysis.aspx# (дата обращения 17.10.2019).

16.Официальный сайт Федеральной таможенной службы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://customs.ru/folder/519 (дата обращения 02.01.2020).

УДК 336.6

ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА ГОРОДА МОСКВЫ

Фрумина Светлана Викторовна (frumina@mail.ru) Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Статья подготовлена по результатам независимой общественной экспертизы на проект закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», которое обсуждалось на публичных слушаниях. Целью статьи является обоснование целесообразности проводимой долговой политики города. В работе анализируются ст. 1, ст. 4 и ст. 15 проекта закона, которые включают регламентацию дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, государственного долга и программы государственных заимствований. Автор формулирует выводы, относящиеся к структуре источников финансирования дефицита бюджета города; структурным параметрам государ-

ственного долга, нормативы которых заложены в бюджетном законодательстве Российской Федерации; причинах сокращения дефицита бюджета анализируемого субъекта Российской Федерации в анализируемый период и др.

Используя методы сравнительного анализа, индукции и дедукции проводится анализ величины государственного долга города Москвы, изменения доли государственного долга в валовом региональном продукте, структуры государственного долга, внешних и внутренних заимствований города Москвы в зависимости от источников финансирования и т.д. На основе проведенного анализа формулируется заключение о грамотно проводимой долговой политике, нацеленной на текущую и среднесрочную сбалансированность бюджета города Москвы и высокой долговой устойчивости субъекта Российской Федерации. Представленный на обсуждение проект бюджета города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, законодательству города Москвы и документам стратегического планирования федерального и регионального уровня.

Ключевые слова: государственный долг, источники финансирования дефицита бюджета, проект закона о бюджете, бюджет города Москвы.

Ежегодно мэром города Москвы выносится на рассмотрение законопроект о бюджете, который определяет базовые параметры финансовых показателей по принципу скользящей трехлетки. В 2019 году очередной проект закона о бюджете города Москвы был представлен на сайте московской городской думы в разделе «проекты нормативных правовых актов» [3].

При анализе представленных в открытых источниках данных бюджета города Москвы, относящихся к государственному долгу и источниками финансирования дефицита бюджета, были сформулированы следующие выводы:

1. Несмотря на снижение предельного объема государственного долга города Москвы в 2020 году, рост государственного долга за трехлетний период сохраняется (табл. 1).

Тем не менее, размеры государственного долга остаются значительно ниже предельного уровня, регламентируемого п. 4 ст. 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации («Объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период общий объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений») (рис. 1) [1].

Государственный долг города Москвы согласно данным Департамента финансов города Москвы в 2018 года и на начало 2019 года состоял только из государственных ценных бумаг (рис.2). Данная тенденция продолжает сохраняться и в настоящее время [4].

В 2018 году город Москва поддерживал статус единственного субъекта Российской Феде-

рации со структурой государственного долга, включающей один вид долговых заимствований - государственные ценные бумаги [5]. Это свидетельствует о высоком уровне долговой устойчивости Москвы как публично-правового образования.

В 2019 году подобную структуру долгового портфеля продолжают поддерживать г. Санкт-Петербург, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа [6]. Проект закона о бюджете г. Санкт-Петербурга свидетельствует о неизменности структуры долгового портфеля на 2020, 2021 и 2022 гг. [7].

Однако остальные субъекты согласно представленным в открытых источниках проектам бюджетов соответствующих территорий в 20202022 годах изменяют структуру заимствований. Так, Ханты-Мансийский автономный округ - Юг-ра согласно проекту закона о бюджете диверсифицирует долговой портфель и с 2020 года включает в него бюджетные кредиты, государственные гарантии и кредиты коммерческих банков [8].

2. Структура источников финансирования дефицита бюджета города Москвы не противоречит составу источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджета, регламентируемому ст. 95 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно данным приложения 8 законопроекта объем предусмотренных источников финансирования дефицита бюджета города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов соответствует прогнозируемому объему дефицита на соответствующий период, представленному в ст. 1 проекта закона о бюджете.

Величина государственного долга, Москва, тыс. руб.

Таблица 1

2018 2019 2020 2021 2022

Закон о бюджете 2019 года [2] 70000000,0 110000000,0 150000000,0

Проект закона [3] 70000000,0 110000000,0 120 000 000,0

25000

20000

15000

10000

5000

15284(7,4

2017

19872

21331 0,51

22928 °'6

»,52

0,35

2797,644

1996 2103 2463

61,9 75,8 70 70

2020

2018 2019

ш ГД, млрд руб. ш ВРП, млрд руб.

■ Доходы без учета безвозмездных поступлений, млрд руб % к ВРП

3063,64 3378,63

110 120 Щ 2021 2022

0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

Рисунок 1. Изменение доли государственного долга в ВРП, % [4]

0

200000 180000 160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

149052,65

1150

10680,28

2014

111255,24

1150

21518,1

2015

86565,5

21449,07

13449,07 2017

■ Кредиты ■ Бюджетные кредиты

2016

1 Государственные гарантии

2018 2019

Государственные ценные бумаги

Рисунок 2. Структура и динамика государственного долга города Москвы на 1 января 2019 г. [4]

3. Как и в предыдущие периоды, основные заимствования (40 млрд руб. или 11,38% от общей суммы поступлений) в 2020 году, указанные в законопроекте, приходятся на государственные (муниципальные) ценные бумаги.

Бюджетные кредиты в структуре источников финансирования дефицита сохраняются только в 2020 году и составляют незначительную часть поступлений - 0,8% (рис. 3).

В 2021 и 2022 годах структура источников финансирования дефицита бюджета претерпевает изменения, в частности в 2021 и 2022 годах город отказывается от привлечения самого дешевого инструмента заимствований - бюджетных кредитов.

С одной стороны, данная тенденция свидетельствует об устойчивом положении, при ко-

тором в бюджет города Москвы привлекаются финансовые ресурсы на рыночных условиях (государственные и муниципальные ценные бумаги), однако, учитывая общее сокращение источников финансирования дефицита бюджета более чем в 9 раз, следует отметить отсутствие необходимости в дополнительных заимствованиях вследствие сокращения величины дефицита бюджета города Москвы.

4. В структуре источников финансирования дефицита в 2021 году ключевое место занимают изменения остатков средств на счетах- 81%. В свою очередь, в 2022 году данный показатель в абсолютном выражении сокращается наряду со снижением заимствований в виде государственных (муниципальных) ценных бумаг. Данная тенденция изменяет пропорции распределения

указанных источников финансирования дефицита бюджета, увеличивая долю государственных (муниципальных) бумаг до 22,23 % против 16,68% в 2021 году. На фоне общего сокраще-

ния дефицита бюджета такая динамика представляется закономерной.

1,19%

14,50%

Госдуарственные ценные бумаги, норминальная стоимость которых указана в валюте РФ

■ Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов

Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

0,01% 11,38% 0,80%

■ Госдуарственные ценные бумаги, норминальная стоимость которых указана в валюте РФ

■ Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ

■ Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

2019 год

2020 год

0,01%

■ Госдуарственные ценные бумаги, норминальная стоимость которых указана в валюте РФ

■ Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ

■ Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов

■ Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

49% 0,06%

0,00%

■ Госдуарственные ценные бумаги, норминальная стоимость которых указана в валюте РФ

■ Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ

■ Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов

■ Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

2021 год 2022 год

Рисунок 3. Источники финансирования дефицита бюджета, Москва, %

5. Предельный размер дефицита бюджета города Москвы соответствует требованиям, установленным п. 2 ст. 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (не более 15% от общего объема доходов бюджета без учета безвоз-

мездных поступлений): 2020 г. - 12,55%, 2021 г. - 6,98%, 2022 г. - 0,68%.

Основной причиной сокращения дефицита бюджета является планируемый рост доходов в 2020-2022 годах. Изменение темпа прироста доходов в 2021 г. в сравнении с началом пла-

нируемого периода (2020 г.) составляет 9,45%; в 2022 г. относительно 2021 г. - 9,53%, что свидетельствует об опережении темпа прироста

расходов: 4,07% и 3,07% соответственно (рис. 4) и является положительной тенденцией.

4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

3278,3

33793379

2335,4

1736.

120

Расходы, млрд руб. Доходы, млрд. руб. —■—ГД, млрд руб.

Рисунок 4. Динамика государственного долга города Москвы

Показатели поступлений из источников финансирования дефицита бюджета Москвы в условиях запланированного на 2020-2022 гг. дефицита бюджета соответствуют ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Вышеперечисленные выводы позволяют определить долговую политику, проводимую субъектом Российской Федерации как эффективную и свидетельствовать об обеспечении не только текущей, но и среднесрочной сбалансированности бюджета города Москвы.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_19702/ (дата обращения 15 декабря 2019 г.).

2. Закон города Москвы от 21 ноября 2018 года №30 «О бюджете города Москвы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, ст. 15 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/551819609 (дата обращения 18 октября 2019 г.).

3. Проект закона о бюджете города Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://duma.mos.ru/ru/40/regulation_projects/c orebofs002080000mrk1alnqak3p7ro (дата обращения 18 октября 2019 г.).

4. Департамент финансов города Москвы. Информация о состоянии государственного долга [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mos.ru/findep/documents/view/229 615220/ (дата обращения 20 октября 2019 г.)

5. Минфин России. Ежемесячные данные об объеме и структуре государственного долга

субъектов Российской Федерации (01.02.2017-02.01.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_deb t/subdbt/2017/ (дата обращения 20 октября 2019 г.)

6. Минфин России. Ежемесячные данные об объеме и структуре государственного долга субъектов Российской Федерации Щ01.02.2017-02.01.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_deb t/subdbt/2018/ (дата обращения 22 октября 2019 г.)

7. Законопроект Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: 1^7/^^/2019/10/07/spb-byudget2020-2022-reg-dok.html (дата обращения 22 октября 2019 г.)

8. Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Проект закона «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа-Юргы на 2020 год и на плановый период 2021 и 22 годов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://depfin.admhmao. шМкгууу-byudzhet/planirovanie-byudzheta/proekty-zakonov-o-byudzhete-avtonomnogo-okruga/na-2020-god-i-na-planovyy-period-2021-i-2022-godov/3330620/proekt-zakona-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry-o-byudzhete-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo (дата обращения 20 октября 2019 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.