без проведения масштабных реформ в области политической, судебной и законодательной систем не приведут к достижению достаточного уровня прозрачности и экономической эффективности процесса управления средствами ФНБ.
Литература
1. Дорофеев М.Л. Актуальные проблемы управления средствами Фонда национального благосостояния РФ и пути их решения // Научные ведомости Белгородского государственного университета; Сер.: Экономика. Информатика, 2019. - № 4.-С.652-668.
2. Зайцев С.В., Сармин А.И. 2016. Сравнительный анализ структуры и принципов управления суверенными фондами. Дайджест-Финансы. № 1. С. 27-38.
3. Институт суверенных фондов. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Sovereign Wealth Funds Institute (SWFI) -URL: https://www.swfinstitute.org/ (дата обращения 22.12.2019).
4. Информационно-аналитический портал https://tradingeconomics.com [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения 28.12.2019).
5. Информационный портал о бюджетной системе РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://budget.gov.ru/epbs/faces/p/ Бюд-жет/Закон%20о%20бюджете?DocumentId=75 8&message=
eyJFUEJTXzEwNV8wMDFfcGVyaW9kRmlsdG VyIjp7Im5hbWUiOiJFUEJTXzEwNV8wMDFfcG VyaW9kRmlsdGVyIiwidmFsdWUiOjIwMjB9LCJ 0ZXJyaXRvcnki0nsibmFtZSI6InRlcnJpdG9yeS IsInZhbHVlIjoiNDUwMDAwMDAifX0=&_adf.ctrl-state=lvqwsfds2_65®ionId=45 (дата обращения 18.12.2019).
6. Информационно-аналитический портал Ин-вестинг.ком. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.investing. com/rates-bonds/world-government-bonds (дата обращения 17.12.2019).
7. Официальный сайт Счетной Палаты РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/structure/kudrin-aleksey-
leonidovich/speeches/38975/ ?sphrase_id=11849349 (дата обращения 02.01.2020).
8. Официальный сайт Суверенного фонда Норвегии. Годовая отчетность фонда [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nbim.no/en/publications/ (дата обращения 28.11.2019)
9. Официальный сайт Минфина России, раздел ФНБ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/ na-tionalwealthfund/statistics/ (дата обращения 17.09.2019).
10.Официальный сайт газеты Ведомости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/20 19/09/30/812491-pravitelstvo-tratit-nakoplennoe (дата обращения 03.01.2020).
11.Официальный сайт РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www .rbc.ru/finances/09/09/2019/5d7697 169а794 756f9a37572 (дата обращения 17.10.2019).
12.Официальный сайт РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/opinions/economics/22/08/20 19/ 5d5d2d4d9a79471d5b90bae3 (дата обращения 17.10.2019).
13.Официальный сайт РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www .rbc.ru/economi cs/01 /04/2019/5ca2 02f99a 794773af5974dd (дата обращения 25.09.2019).
14.Официальный сайт РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/08/06/2019/5cfacd7 b9a7 947fc0af4eb27 (дата обращения 24.09.2019).
15.Официальный сайт Московской Биржи [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.moex. com/ru/i г/ nteractive-analysis.aspx# (дата обращения 17.10.2019).
16.Официальный сайт Федеральной таможенной службы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://customs.ru/folder/519 (дата обращения 02.01.2020).
УДК 336.6
ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА ГОРОДА МОСКВЫ
Фрумина Светлана Викторовна (frumina@mail.ru) Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Статья подготовлена по результатам независимой общественной экспертизы на проект закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», которое обсуждалось на публичных слушаниях. Целью статьи является обоснование целесообразности проводимой долговой политики города. В работе анализируются ст. 1, ст. 4 и ст. 15 проекта закона, которые включают регламентацию дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, государственного долга и программы государственных заимствований. Автор формулирует выводы, относящиеся к структуре источников финансирования дефицита бюджета города; структурным параметрам государ-
ственного долга, нормативы которых заложены в бюджетном законодательстве Российской Федерации; причинах сокращения дефицита бюджета анализируемого субъекта Российской Федерации в анализируемый период и др.
Используя методы сравнительного анализа, индукции и дедукции проводится анализ величины государственного долга города Москвы, изменения доли государственного долга в валовом региональном продукте, структуры государственного долга, внешних и внутренних заимствований города Москвы в зависимости от источников финансирования и т.д. На основе проведенного анализа формулируется заключение о грамотно проводимой долговой политике, нацеленной на текущую и среднесрочную сбалансированность бюджета города Москвы и высокой долговой устойчивости субъекта Российской Федерации. Представленный на обсуждение проект бюджета города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, законодательству города Москвы и документам стратегического планирования федерального и регионального уровня.
Ключевые слова: государственный долг, источники финансирования дефицита бюджета, проект закона о бюджете, бюджет города Москвы.
Ежегодно мэром города Москвы выносится на рассмотрение законопроект о бюджете, который определяет базовые параметры финансовых показателей по принципу скользящей трехлетки. В 2019 году очередной проект закона о бюджете города Москвы был представлен на сайте московской городской думы в разделе «проекты нормативных правовых актов» [3].
При анализе представленных в открытых источниках данных бюджета города Москвы, относящихся к государственному долгу и источниками финансирования дефицита бюджета, были сформулированы следующие выводы:
1. Несмотря на снижение предельного объема государственного долга города Москвы в 2020 году, рост государственного долга за трехлетний период сохраняется (табл. 1).
Тем не менее, размеры государственного долга остаются значительно ниже предельного уровня, регламентируемого п. 4 ст. 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации («Объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период общий объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений») (рис. 1) [1].
Государственный долг города Москвы согласно данным Департамента финансов города Москвы в 2018 года и на начало 2019 года состоял только из государственных ценных бумаг (рис.2). Данная тенденция продолжает сохраняться и в настоящее время [4].
В 2018 году город Москва поддерживал статус единственного субъекта Российской Феде-
рации со структурой государственного долга, включающей один вид долговых заимствований - государственные ценные бумаги [5]. Это свидетельствует о высоком уровне долговой устойчивости Москвы как публично-правового образования.
В 2019 году подобную структуру долгового портфеля продолжают поддерживать г. Санкт-Петербург, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа [6]. Проект закона о бюджете г. Санкт-Петербурга свидетельствует о неизменности структуры долгового портфеля на 2020, 2021 и 2022 гг. [7].
Однако остальные субъекты согласно представленным в открытых источниках проектам бюджетов соответствующих территорий в 20202022 годах изменяют структуру заимствований. Так, Ханты-Мансийский автономный округ - Юг-ра согласно проекту закона о бюджете диверсифицирует долговой портфель и с 2020 года включает в него бюджетные кредиты, государственные гарантии и кредиты коммерческих банков [8].
2. Структура источников финансирования дефицита бюджета города Москвы не противоречит составу источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджета, регламентируемому ст. 95 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно данным приложения 8 законопроекта объем предусмотренных источников финансирования дефицита бюджета города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов соответствует прогнозируемому объему дефицита на соответствующий период, представленному в ст. 1 проекта закона о бюджете.
Величина государственного долга, Москва, тыс. руб.
Таблица 1
2018 2019 2020 2021 2022
Закон о бюджете 2019 года [2] 70000000,0 110000000,0 150000000,0
Проект закона [3] 70000000,0 110000000,0 120 000 000,0
25000
20000
15000
10000
5000
15284(7,4
2017
19872
21331 0,51
22928 °'6
»,52
0,35
2797,644
1996 2103 2463
61,9 75,8 70 70
2020
2018 2019
ш ГД, млрд руб. ш ВРП, млрд руб.
■ Доходы без учета безвозмездных поступлений, млрд руб % к ВРП
3063,64 3378,63
110 120 Щ 2021 2022
0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0
Рисунок 1. Изменение доли государственного долга в ВРП, % [4]
0
200000 180000 160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0
149052,65
1150
10680,28
2014
111255,24
1150
21518,1
2015
86565,5
21449,07
13449,07 2017
■ Кредиты ■ Бюджетные кредиты
2016
1 Государственные гарантии
2018 2019
Государственные ценные бумаги
Рисунок 2. Структура и динамика государственного долга города Москвы на 1 января 2019 г. [4]
3. Как и в предыдущие периоды, основные заимствования (40 млрд руб. или 11,38% от общей суммы поступлений) в 2020 году, указанные в законопроекте, приходятся на государственные (муниципальные) ценные бумаги.
Бюджетные кредиты в структуре источников финансирования дефицита сохраняются только в 2020 году и составляют незначительную часть поступлений - 0,8% (рис. 3).
В 2021 и 2022 годах структура источников финансирования дефицита бюджета претерпевает изменения, в частности в 2021 и 2022 годах город отказывается от привлечения самого дешевого инструмента заимствований - бюджетных кредитов.
С одной стороны, данная тенденция свидетельствует об устойчивом положении, при ко-
тором в бюджет города Москвы привлекаются финансовые ресурсы на рыночных условиях (государственные и муниципальные ценные бумаги), однако, учитывая общее сокращение источников финансирования дефицита бюджета более чем в 9 раз, следует отметить отсутствие необходимости в дополнительных заимствованиях вследствие сокращения величины дефицита бюджета города Москвы.
4. В структуре источников финансирования дефицита в 2021 году ключевое место занимают изменения остатков средств на счетах- 81%. В свою очередь, в 2022 году данный показатель в абсолютном выражении сокращается наряду со снижением заимствований в виде государственных (муниципальных) ценных бумаг. Данная тенденция изменяет пропорции распределения
указанных источников финансирования дефицита бюджета, увеличивая долю государственных (муниципальных) бумаг до 22,23 % против 16,68% в 2021 году. На фоне общего сокраще-
ния дефицита бюджета такая динамика представляется закономерной.
1,19%
14,50%
Госдуарственные ценные бумаги, норминальная стоимость которых указана в валюте РФ
■ Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов
Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов
0,01% 11,38% 0,80%
■ Госдуарственные ценные бумаги, норминальная стоимость которых указана в валюте РФ
■ Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ
■ Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов
■ Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов
2019 год
2020 год
0,01%
■ Госдуарственные ценные бумаги, норминальная стоимость которых указана в валюте РФ
■ Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ
■ Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов
■ Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов
49% 0,06%
0,00%
■ Госдуарственные ценные бумаги, норминальная стоимость которых указана в валюте РФ
■ Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ
■ Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов
■ Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов
2021 год 2022 год
Рисунок 3. Источники финансирования дефицита бюджета, Москва, %
5. Предельный размер дефицита бюджета города Москвы соответствует требованиям, установленным п. 2 ст. 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (не более 15% от общего объема доходов бюджета без учета безвоз-
мездных поступлений): 2020 г. - 12,55%, 2021 г. - 6,98%, 2022 г. - 0,68%.
Основной причиной сокращения дефицита бюджета является планируемый рост доходов в 2020-2022 годах. Изменение темпа прироста доходов в 2021 г. в сравнении с началом пла-
нируемого периода (2020 г.) составляет 9,45%; в 2022 г. относительно 2021 г. - 9,53%, что свидетельствует об опережении темпа прироста
расходов: 4,07% и 3,07% соответственно (рис. 4) и является положительной тенденцией.
4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
3278,3
33793379
2335,4
1736.
120
Расходы, млрд руб. Доходы, млрд. руб. —■—ГД, млрд руб.
Рисунок 4. Динамика государственного долга города Москвы
Показатели поступлений из источников финансирования дефицита бюджета Москвы в условиях запланированного на 2020-2022 гг. дефицита бюджета соответствуют ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Вышеперечисленные выводы позволяют определить долговую политику, проводимую субъектом Российской Федерации как эффективную и свидетельствовать об обеспечении не только текущей, но и среднесрочной сбалансированности бюджета города Москвы.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_19702/ (дата обращения 15 декабря 2019 г.).
2. Закон города Москвы от 21 ноября 2018 года №30 «О бюджете города Москвы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, ст. 15 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/551819609 (дата обращения 18 октября 2019 г.).
3. Проект закона о бюджете города Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://duma.mos.ru/ru/40/regulation_projects/c orebofs002080000mrk1alnqak3p7ro (дата обращения 18 октября 2019 г.).
4. Департамент финансов города Москвы. Информация о состоянии государственного долга [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mos.ru/findep/documents/view/229 615220/ (дата обращения 20 октября 2019 г.)
5. Минфин России. Ежемесячные данные об объеме и структуре государственного долга
субъектов Российской Федерации (01.02.2017-02.01.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_deb t/subdbt/2017/ (дата обращения 20 октября 2019 г.)
6. Минфин России. Ежемесячные данные об объеме и структуре государственного долга субъектов Российской Федерации Щ01.02.2017-02.01.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_deb t/subdbt/2018/ (дата обращения 22 октября 2019 г.)
7. Законопроект Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: 1^7/^^/2019/10/07/spb-byudget2020-2022-reg-dok.html (дата обращения 22 октября 2019 г.)
8. Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Проект закона «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа-Юргы на 2020 год и на плановый период 2021 и 22 годов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://depfin.admhmao. шМкгууу-byudzhet/planirovanie-byudzheta/proekty-zakonov-o-byudzhete-avtonomnogo-okruga/na-2020-god-i-na-planovyy-period-2021-i-2022-godov/3330620/proekt-zakona-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry-o-byudzhete-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo (дата обращения 20 октября 2019 г.)