в системе «экология — здоровье», роли и меры вклада вредных факторов окружающей среды в возникновение, течение и распространение основных заболеваний человека.
Список литературы
1. Газенко О.Г. Предисловие / / Казначеев В.П. с соавт. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения: Монография. Л.: Медицина, 1980. С. 3 — 5.
2. Закон Калининградской области «О физической культуре и спорте». Калининград, 1997.
3. Шошенко К.А. Кровеносные капилляры. Новосибирск: Наука, 1975.
Об авторе
В. А. Панин — доц., РГУ им. И. Канта, Med-bio@albertina. т
93
УДК 613.22.
А.Г. Гончаров, С.Л. Борисенко, В.В. Шуплецова ОЦЕНКА ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
Приведены результаты оценки питания детей 5 — 6-летнего возраста. В рационе питания отмечен недостаток белков, витаминов, микроэлементов. У 30 % детей наблюдается дефицит массы тела.
In article results of own researches are resulted according to an actual feed of children 5 — 6 years age. In a diet lack of fibers, vitamins, microcells is marked. At 30 % of children deficiency of weight of a body is observed.
Сбалансированное по основным пищевым ингредиентам и энергии питание способствует нормальному росту и развитию ребенка, а также профилактике различных заболеваний, повышает иммунитет, снижает восприимчивость к воздействию вредных факторов окружающей среды [1].
Целью нашей работы было изучение путем анкетного метода питания детей 5 — 6-летнего возраста.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1. По литературным данным изучить особенности пищеварительной системы детей 5 — 6-летнего возраста и гигиенические требования к питанию этой возрастной группы.
2. По картам учета фактического питания изучить содержание пищевых ингредиентов в рационе детей обследованной группы.
3. Оценить индивидуальное питание у детей обследованной группы.
Особенностью функционирования пищеварительной и других систем организма в дошкольном возрасте является их сниженная адаптационная возможность. Так, у детей отмечаются резкие колебания секреции и активности пищеварительных соков. Это обусловливает высокую чувствительность к нарушению сбалансированности питания. Ко-
личественная недостаточность или избыточность, качественная неполноценность питания ребенка отрицательно сказываются на физическом и нервно-психическом развитии. Питание в дошкольном возрасте должно быть сбалансированным: и соответствовать особенностям обменных процессов у детей [2].
Наши исследования проводились в ДОУ Калининграда и Калининградской области. Всего было обследовано 23 ребенка в возрасте 5 — 6 лет, из них 13 девочек и 10 мальчиков. Дети, посещающие ДОУ, ведут активный образ жизни (играют в подвижные игры, выполняют физические упражнения), некоторые из них посещают дополнительные кружки (танцы, плавание и т. п.).
Питание по сезонам оценивалось за пять дней по меню-раскладкам суточных рационов с использованием справочных таблиц химического состава пищевых продуктов и индивидуальных карт учета фактического питания детей дошкольного возраста. Эти карты содержат данные о возрасте, поле, времени приема пищи, а также информацию о качестве и количестве продуктов в течение одного дня. В результате обработки карт были получены данные о суточном объеме потребляемой пищи, количестве выпитой жидкости, калорийности завтрака, обеда, полдника и ужина и общей калорийности, содержании пищевых ингредиентов, соотношении белков, жиров и углеводов.
Анализ карт учета фактического питания позволяет сделать вывод о том, что содержание некоторых пищевых ингредиентов в рационе обследованных детей не соответствует физиологической норме. Так, белков в достаточном количестве дети получают только в летний и весенний период. В остальное время содержание белков в рационе не соответствует норме. Содержание жиров в пищевом рационе обследованной группы детей во все сезоны соответствует физиологическим нормам.
Обследованные дети в среднем получают достаточное количество углеводов, за исключением зимнего периода, где содержание этих веществ составляет только 86,7 % от нормы. Однако соотношение белков, жиров и углеводов не соответствует норме — практически у всех обследованных отмечен недостаток углеводной пищи.
Содержание витаминов в рационе обследованной группы детей в большинстве случаев также резко отличается от рекомендуемой нормы.
Так, витамина А дети получают в достаточном количестве лишь в зимний период, в остальное время содержание этого вещества составляет от 28 (весна) до 50 % (лето) нормы. А недостаток витамина А может привести к снижению остроты зрения, сухости и шелушению кожи, нарушению роста волос, снижению иммунитета, склонности к бронхолегочным и простудным заболеваниям [3].
Витамина С в достаточном количестве дети получают только в летний период. В остальное время содержание этого вещества в рационе обследованных детей ниже нормы: осенью — 72,4 % зимой — 76,8 и весной 86,4. Нехватка витамина С может привести к быстрой утомляемости, снижению иммунитета, хрупкости кровеносных сосудов [3].
Зарегистрирована нехватка в рационе обследованной группы и витамина В1: летом его содержание составляет в среднем 89 % от физио-
логической нормы, зимой — 45, а осенью — только 40. Лишь в весенний период дети получают достаточное количество витамина В1. По данным некоторых авторов [4], недостаток этого витамина приводит к нарушению сна и ухудшению аппетита, к быстрому наступлению утомления, раздражительности и отекам.
Витамина В2 дети получают в среднем в достаточном количестве, за исключением осеннего периода, когда содержание этого вещества в рационе составляет лишь 87 % от рекомендуемой нормы. Недополучение витамина В2 может быть причиной частого образования трещин на губах и в уголках рта, воспалительных изменений кожи, анемии [3].
В летний, осенний и зимний периоды у обследованных детей резко снижено содержание в рационе витамина РР — летом 45 % от нормы, осенью 26 % и зимой только 20,7 % от рекомендуемой в этом возрасте нормы. В весенний же период содержание в рационе этого витамина в 2,5 раза превышает физиологическую норму. По данным литературных источников [3], неудовлетворенная потребность в никотиновой кислоте (витамин РР) приводит к слабости, вялости, повышенной утомляемости, раздражительности.
В общем за год и за каждый период в частности в рационе всех обследованных детей отмечена нехватка и основных минеральных веществ: кальция, фосфора и железа. Что, очевидно, сказывается на процессах роста и развития [4].
Что касается среднесуточной калорийности пищи, то данный показатель практически соответствует норме в летний и весенний периоды, а осенью и зимой составляет соответственно 85,8 — 88,1 % от рекомендуемой нормы.
В среднем за год в рационе обследованной нами группы детей отмечен недостаток всех пищевых ингредиентов, за исключением жиров и углеводов.
В связи с этим очевидна необходимость более глубокого изучения питания дошкольников, включения вопросов рационального питания в программу работы педагогов-валеологов, проведения просветительской и консультационной работы с родителями по вопросам сбалансированного здорового питания.
У 30,4 % детей обследованной группы (7 человек) отмечено отставание в весе и у 4,3 % (1 ребенок) — отставание в росте. Используя результаты оценки содержания пищевых ингредиентов в рационе детей обследованной группы, можно предположить, что достаточно высокий процент детей с отставанием в весе обусловлен недостаточным содержанием в рационе их питания практически всех основных пищевых ингредиентов, за исключением жиров и углеводов.
По результатам нашего исследования были сделаны следующие выводы:
1. Особенностью функционирования пищеварительной и других систем организма в дошкольном возрасте является их сниженная адаптационная возможность, что обусловливает высокую чувствительность к нарушению сбалансированности питания.
2. По результатам анализа карт учета фактического питания в среднем за год в рационе обследованной нами группы детей калорий-
95
ность по приемам пищи составила 1812,11 ± 126,56 ккал. На завтрак приходилось 25 % калорий, обед — 35 — 40, полдник — 15, ужин — 12. Соотношение белков, жиров и углеводов было 1, 1,1 и 4,6 соответственно. Удельный вес животных белков в рационе составил 71,6 от общего количества, животных жиров — 33,9. В рационе обследованной группы отмечен недостаток всех пищевых ингредиентов, за исключением жиров и углеводов.
3. До 30,4 % детей обследованной группы отстают в весовом росте и 4,3 % — в линейном росте, что вероятно, обусловлено недостаточным содержанием в рационе их питания практически всех основных пищевых ингредиентов, за исключением жиров и углеводов.
Список литературы
96
1. Билич Г.Л., НазароваЛ.В. Основы валеологии: Учебник. СПб.: Водолей, 1998.
2. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина. 1988.
3. Романовский В.Е., Синькова Е.А. Витамины и витаминотерапия: Ростов н/ Д: Феникс, 2000.
4. Горбачев В.В. Витамины, микро- и макроэлементы. Минск: Книжный дом, 2002.
Об авторах
A.Г. Гончаров — канд. мед. наук, доц., РГУ им. И. Канта, agoncharov59@maiL т
С.Л. Борисенко — ассист., РГУ им. И. Канта, vakoecologiy@maiL т
B.В. Шуплецова — ассист., РГУ им. И. Канта, valeoecologiy@mail. т