Научная статья на тему 'Оценка питания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Владивостока'

Оценка питания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Владивостока Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
800
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Транковская Л. В., Нагирная Л. Н., Крукович Е. В., Косолапов А. Б.

Рассматриваются многолетние данные о рационах питания детей 3-6 лет в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Владивостока. Делается вывод о несоответствии пищевой и энергетической ценности рационов требованиям медицинских норм и сбалансированного питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка питания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Владивостока»

Человек и общество

Л.В. ТРАНКОВСКАЯ, Л.Н. НАГИРНАЯ,

Е.В. КРУКОВИЧ, А.Б. КОСОЛАПОВ

Оценка питания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Владивостока

Рассматриваются многолетние данные о рационах питания детей 3-6 лет в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Владивостока. Делается вывод о несоответствии пищевой и энергетической ценности рационов требованиям медицинских норм и сбалансированного питания.

Состояние питания детей - один из важнейших факторов, определяющих их настоящее и будущее здоровье. Недостаток необходимых питательных веществ в рационе питания детей может явиться причиной трудно устранимых или даже необратимых нарушений здоровья, а нередко и инвалидности с детства. Правильно организованное, полноценное и сбалансированное по содержанию основных пищевых веществ питание обеспечивает нормальный рост и развитие детского организма, оказывает существенное влияние на его резистентность к различным заболеваниям, повышает умственную и физическую работоспособность, способствует оптимальному нервно-психическому развитию [4, 7, 8]. Вместе с тем исследования разных авторов свидетельствуют о том, что в настоящее время в России качество питания детей и подростков неудовлетворительное, что негативно влияет на их здоровье [2, 3, 6-8].

Нами проведена комплексная гигиеническая оценка состояния фактического питания детей 3-6 лет в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) г. Владивостока. Методом случайной выборки отобрано 12 ДОУ из различных административных районов города. Анализ организации питания проведен посредством изучения меню-раскладок (597) и накопительных ведомостей (24) по общепринятым методикам.

Во всех обследованных ДОУ организовано четырехразовое питание, которое по существующим нормативам [5] предполагает поступление в организм ребенка 100% набора пищевых веществ, необходимых для его роста и развития.

Балансовый метод выявил углеводистую направленность питания дошкольников. Установлено превышение рекомендуемых норм использования круп, макаронных, хлебобулочных изделий в среднем в 1,1-1,3 раза. При этом дети получали мяса в 1,4 раза меньше по сравнению с установленной нормой, молока, яиц, рыбы - в 1,7, творога в 1,9, сметаны в 3,6, овощей в 1,5-1,9, фруктов в 3,1 раза меньше установленной нормы (табл. 1).

Таблица 1

Потребление основных групп продуктов питания в обследованных дошкольных образовательных учреждениях (в среднем на одного ребенка от 3 до 7 лет)

Наименование групп продуктов Физиологическая норма, г/сут Фактическое потребление, г/сут Фактическое потребление, %

Мясо и мясопродукты 100,0 74,0 74,0

Молоко натуральное 500,0 292,0 58,4

Творог 40,0 21,0 52,5

Сыр 5,0 5,5 110,0

Сметана 10,0 2,8 28,0

Яйца, шт. 0,5 0,3 60,0

Хлебопродукты 170,0 179,0 105,3

Крупы, макаронные

изделия, бобовые 45,0 60,0 133,3

Овощи и бахчевые 250,0 132,5 53,0

Фрукты и ягоды 60,0 71,7 119,5

Картофель 220,0 151,5 68,9

Рыба и рыбопродукты 50,0 29,5 59,0

Сахар 55,0 48,0 87,3

Масло растительное 9,0 8,0 88,9

Масло сливочное 23,0 20,0 87,0

Анализ меню-раскладок показал, что дошкольники ежесуточно недополучали около 300 ккал, 13 г белков (в основном животного происхождения), 14 г жиров (также животного происхождения), 31 г углеводов (табл. 2). Соответственно, в суточном рационе не было сбалансировано и фактическое соотношение основных пищевых ингредиентов - белков, жиров и углеводов, которое составляло 1 : 1 : 4,4 (норма 1 : 1 : 4). Следовательно, эти питательные вещества не могли быть полностью усвоены организмом ребенка.

Установленные нарушения в организации питания воспитанников ДОУ обусловили недостаточное поступление в их организм большинства макро- и микроэлементов. Так, фактическое содержание кальция в пищевых рационах детей было обеспечено на 70,4%; фосфора - на 73,0; марганца - на 78,6; меди - на 69,8; цинка - на 70,9; селена - на 12,0; йода -на 82,6%. Не выдерживалось необходимое для нормального усвоения соотношение кальция, фосфора, магния. Оно составляло 1 : 1,6 : 0,4 при норме 1 : 1,5 : 0,7.

Витаминный состав пищи по анализируемым меню-раскладкам находился в пределах физиологических норм, за исключением витаминов группы В (Вь В2, В6), РР, и Д, потребление которых было соответственно на 11,1, 1,5, 1,8, 9,7 и 81,0% меньше рекомендованного.

Таблица 2

Пищевая и энергетическая ценность среднесуточного рациона питания детей в обследованных дошкольных образовательных учреждениях (в среднем на одного ребенка)

Показатели Физиологическая норма Фактическое содержание Фактическое содержание (%)

Энергетическая цен-

ность, ккал. 1970 1679 85,2%

белки, г 68,0 55,2 81,2%

в т.ч. животного проис-

хождения 44,0 29,7 67,5%

жиры, г 68,0 54,4 80,0%

в т.ч. растительного

происхождения 10,0 11,6 116,0%

Углеводы, г 272,0 241,0 88,6%

Помимо среднегодового характера питания было изучено его качество в различные сезоны года. Выявлено, что в зимний период имели место более существенные недостатки в питании дошкольников, чем при оценке его в целом за год: сохранялось превышение углеводистой составляющей рационов, дефицит мяса, рыбы, творога, яиц, овощей. Кроме того, зимой резко сократилось потребление фруктов в 13 раз, молока в 3,6, сыра в 2,1 раза. Дети получали всего 77,2% необходимой энергетической ценности пищевого рациона. В среднем дошкольники обеспечивались белками на 73,9% (в основном за счет белков растительного происхождения), жирами - на 73,8, углеводами - на 87,8% от нормы. Соотношение белков, жиров и углеводов в пищевом рационе детей составляло 1 : 1 : 4,7. Отмечался значительно выраженный дефицит минеральных веществ. Количество кальция было снижено до 46,1% от рекомендуемой нормы; фосфора - до 62,5; цинка - до 61,6; селена - до 10,4%. Содержание в рационах марганца, меди, йода также было недостаточно -78,3, 70,4, 82,9% соответственно. Соотношение кальция, фосфора и магния выглядело как 1 : 2 : 0,6. Кроме того, имел место дефицит витаминов Б на 82,0%, В1 на 22,2, В2 на 3,0, В6 на 3,8 и РР на 10,0%. Количество других витаминов в суточном рационе соответствовало физиологическим рекомендациям.

Изучение фактического питания дошкольников в летний период показало сохраняющийся дефицит мяса, рыбы, молока, овощей. Их количество в суточном рационе было в 1,2-1,8 раз меньше рекомендуемого. Среднесуточная калорийность в летние месяцы возрастала. Тем не менее энергетическая ценность пищевого рациона составляла 89,1% от необходимой. Оставался дефицит белков, жиров и углеводов, не выполнялись требования по их оптимальному соотношению, которое со-

ставляло 1 : 1 : 4,3. Содержание в рационах дошкольников основных макро- и микроэлементов было снижено. Так, количество кальция в пищевых рационах детей составляло 79,7% от нормы; фосфора - 74,7; марганца - 78,9; меди - 76,7; цинка - 71,9; селена - 15,0; йода - 82,1%. Соотношение кальция, фосфора и магния выглядело как 1 : 1,4 : 0,3. Дефицит витаминов составил: В1 - 5,6%; РР - 9,1 и Б - 80,0%.

Следовательно, в настоящее время в ДОУ г. Владивостока питание детей имеет существенные недостатки, которые сохраняются в течение всего года. В зимний период качество пищевых рационов в большей степени не соответствует физиологическим нормам, чем в летнее время.

Неудовлетворительное состояние организации питания дошкольников выявлялось в г. Владивостоке и на протяжении предшествующих десятилетий. Так, исследование фактического питания детей в 90-е годы ХХ века, проведенное сотрудниками Владивостокского государственного медицинского университета, установило занижение калорийности пищевых рационов в 75,0% обследованных ДОУ г. Владивостока. В то же время в 16,7% учреждений имело место превышение энергетической ценности рационов питания. В 66,7% детских образовательных учреждений отмечалась углеводная направленность питания дошкольников. Белков животного происхождения в меню было меньше нормы в половине обследованных ДОУ. Вместе с тем в каждом третьем ДОУ содержание белков превышало возрастные нормы потребления. Количество жиров в большинстве случаев превышало норматив. Дефицит кальция, фосфора, магния был установлен в 75,0% детских образовательных учреждений и составлял 8,5-14,4%. Витаминный состав продуктовых наборов практически всегда соответствовал рекомендуемым нормам [1].

В 80-е годы прошедшего столетия питанию детей в ДОУ г. Владивостока были свойственны схожие недостатки (занижение калорийности пищевых рационов, увеличение углеводного компонента, отсутствие сбалансированности между белками, жирами, углеводами, дисбаланс между кальцием, магнием, фосфором, несоответствие среднесуточного набора продуктов гигиеническим рекомендациям), но степень расхождения между нормами и фактическими данными была существенно меньшей, чем в настоящее время. Так, среднегодовая калорийность была занижена на 8,4%. Причем наименьшую энергетическую ценность имели, как и сегодня, зимние рационы. В теплое время года энергетическая ценность питания детей в ДОУ составляла 99,2% от требуемой номы, а в холодный период - 84,0%. Выполнение нормы питания по белкам достигало 89,3%, жирам - 106,8%, углеводам -115,6%. В зимнее время калорийность суточного рациона в ДОУ в основном обеспечивалась за счет превышения содержания жиров (в среднем на 10,6%) и углеводов (на 15,0%). Соответственно был нарушен баланс основных пищевых ингредиентов. Соотношение белков, жиров и углеводов в зимние месяцы составляло 1 : 1,3 : 4,5, в летние месяцы - 1 : 1,2 : 4,8. В течение всего года дети недополучали с про-

дуктами питания минеральные вещества. Их дефицит колебался от 25,0 до 35,5%. Если соотношение между содержанием кальция и фосфора в большинстве суточных рационов соответствовало рекомендуемым нормам, то соотношение между кальцием и магнием систематически нарушалось. Отмеченные нарушения в питании дошкольников были обусловлены недостатком фруктов, овощей, молока, творога, яиц, рыбы и избытком макаронных и крупяных изделий [1].

Таким образом, наблюдение за организацией питания детей в ДОУ г. Владивостока на протяжении 20 лет показало наличие однотипных недостатков. Однако степень их выраженности в настоящее время более очевидна. Пищевая и энергетическая ценность рационов питания детей в ДОУ не отвечает требованиям медицинских норм и сбалансированного питания. Принимая во внимание особенности муссонного климата, неблагоприятную экологическую обстановку в г. Владивостоке и другие факторы современной жизни, следует ожидать дальнейшего снижения иммунных механизмов защиты и роста заболеваемости детей. Поэтому приведение рационов питания детей в соответствие гигиеническим требованиям и физиологическим потребностям является одним из важных условий сохранения и улучшения их здоровья.

Литература

1. Андреянов В.Ю. Организация питания детей в дошкольных образовательных учреждениях / В.Ю. Андреянов, Л.Н. Нагирная, Л.В. Транковская // Международный симпозиум «Питание XXI века - медико-биологические аспекты, пути оптимизации», 7-9 октября 1999 г.: тез. докл. Владивосток: Дальнаука, 1999. С.48-49.

2. Дюдяков А.А. Коррекция рационов питания школьников биологически активными добавками / А.А. Дюдяков, Р.С. Рахманов, Ю.В. Коротунов, А.Е. Груздева // Гигиена и санитария. 2002. № 2. С. 41-43.

3. Копытко М.В. Изучение обеспеченности цинком и медью детей дошкольного возраста г. Москвы с помощью неинвазивных методов / М.В. Копытько, М.В. Шагова, Ю.П. Алешко-Ожевский [и др.] // Педиатрия. 2000. № 6. С. 21-25.

4. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: метод. пособие / Н.Н. Куинджи. М.: Аспект Пресс, 2001. -139 с.

5. Организация детского питания в дошкольных учреждениях: метод. материалы / под. ред. И.Я. Коня. М.: АРКТИ-МИПКРО, 2001. - 144 с.

6. Мартинчик А.Н. Особенности фактического питания детей и подростков России в середине 90-х годов / А.Н. Мартинчик, А.К. Батурин,

B.С. Баева [и др.] // Российский педиатрический журнал. 1998. № 6.

C. 8-13.

7. Княжев В.А. Политика в области питания населения России / В.А. Княжев, А.А. Баранов, И.Я. Конь [и др.] // Российский педиатрический журнал. 1999. № 5. С. 65-67.

8. Якубова И.Ш. Фактическое питание и состояние здоровья дошкольников Нижнего Новгорода / И.Ш. Якубова // Вопросы детской диетологии. 2003. Т. 1, № 1. С. 28-32.

© Транковская Л.В., Нагирная Л.Н., Крукович Е.В., Косолапов А.Б., 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.