Научная статья на тему 'Оценка перспектив развития логистики в условиях цифровизации экономики и трансформации социальной сферы'

Оценка перспектив развития логистики в условиях цифровизации экономики и трансформации социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
898
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / ЛОГИСТИКА И ЦЕПИ ПОСТАВОК / ЛОГИСТИКА ДОМОХОЗЯЙСТВ / НОВАЯ КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ COVID-19 / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / DIGITALIZATION OF THE ECONOMY AND THE SOCIAL SPHERE / LOGISTICS AND SUPPLY CHAINS / HOUSEHOLD LOGISTICS / THE NEW CORONAVIRUS INFECTION COVID-19 / ECONOMIC REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов Артур Хусаинович, Плотников Владимир Александрович

В статье рассмотрена сущность происходящих в настоящее время изменений в экономике, обществе и технологиях, которые оказывают существенное воздействие на трансформацию современной экономической модели. Авторы анализируют влияние этих изменений, ускоренных распространением Covid-19, на логистику и ее развитие. На этой основе формируется видение будущего облика логистических систем, в которых большую роль будет играть логистика домохозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE DEVELOPMENT OF LOGISTICS PROSPECTS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY AND TRANSFORMATION OF THE SOCIAL SPHERE

The article discusses the essence of the ongoing changes in the economy, society and technology, which have a significant impact on the transformation of the modern economic model. The authors analyze the impact of these changes, accelerated by the spread of Covid-19, on logistics and its development. On this basis, a vision of the future shape of logistics systems is formed, in which the logistics of households will play a greater role

Текст научной работы на тему «Оценка перспектив развития логистики в условиях цифровизации экономики и трансформации социальной сферы»

Курбанов А.Х., Плотников В. А.

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация. В статье рассмотрена сущность происходящих в настоящее время изменений в экономике, обществе и технологиях, которые оказывают существенное воздействие на трансформацию современной экономической модели. Авторы анализируют влияние этих изменений, ускоренных распространением Covid-19, на логистику и ее развитие. На этой основе формируется видение будущего облика логистических систем, в которых большую роль будет играть логистика домохозяйств.

Ключевые слова. Цифровизация экономики и социальной сферы, логистика и цепи поставок, логистика домохозяйств, новая коронавирусная инфекция Covid-19, экономическое регулирование.

Kurbanov A.Kh., Plotnikov V.A.

EVALUATION OF THE DEVELOPMENT OF LOGISTICS PROSPECTS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY AND TRANSFORMATION OF THE SOCIAL SPHERE

Abstract. The article discusses the essence of the ongoing changes in the economy, society and technology, which have a significant impact on the transformation of the modern economic model. The authors analyze the impact of these changes, accelerated by the spread of Covid-19, on logistics and its development. On this basis, a vision of the future shape of logistics systems is formed, in which the logistics of households will play a greater role.

Keywords. Digitalization of the economy and the social sphere, logistics and supply chains, household logistics, the new coronavirus infection Covid-19, economic regulation.

Введение

Пандемия новой коронавирусной инфекции, наложившаяся на другие неблагоприятные события в экономической, социальной и политической сферах, привела к тому, что футурологические прогнозы, которые ранее воспринимались, как маловероятные варианты развития человеческой цивилизации, начали сбываться. И происходит это не в далеком будущем, а именно сейчас. Уже сейчас понятно, что изменения в «посткоронавирусном мире» будут достаточно радикальными. Они, безусловно, затронут все сферы жизни человека. Их реальный масштаб будет зависеть от того, какие меры будут приняты

ГРНТИ 06.56.02

© Курбанов А.Х., Плотников В.А., 2020

Артур Хусаинович Курбанов - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры материального обеспечения Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева (г. Санкт-Петербург).

Владимир Александрович Плотников - доктор экономических наук, профессор, заместитель главного редактора журнала «Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета». Контактные данные для связи с авторами (Плотников В.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 08.04.2020.

мировым сообществом и отдельными странами после событий, триггером которых выступил ^¥¡^19 (потенциально тяжёлая острая респираторная инфекция, вызываемая коронавирусом).

Целью нашего исследования, при разработке его замысла, изначально являлось проведение анализа возможных направлений трансформации логистики под влиянием цифровизации. Проблематика эта сегодня весьма актуальная и активно разрабатываемая, в частности кафедрой Логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета [Мяс-никова, 2020; Силкина, 2020; Щербаков, 2020; и др.], недавно отметившей свой 50-летний юбилей. Но стремительные изменения в международных отношениях, социальных процессах и государственном регулировании, вызванные распространением ^¥¡^19, вынудили нас несколько скорректировать изначальный замысел нашего исследования и постараться учесть в нем уже происходящие и ожидаемые социальные изменения.

Цифровизация экономики и общества на современном этапе: общая характеристика Как известно, последние годы ознаменовались активной цифровизацией всех составляющих социально-экономической действительности. Это явление приобрело столь масштабный характер, что ряд авторов называет его «цифровой революцией» или же указывает, что цифровизация является ядром промышленной революции, связанной с формированием Индустрии 4.0 [Бодрунов, 2016; Негропонте, 1995; Плотников, 2018; Тапскотт, 1994; Халин и Чернова, 2018; и др.].

Перед нашей страной также, вследствие проявления новых технологических вызовов, уже на протяжении нескольких лет стоит задача перехода к цифровой экономике, что нашло отражение не только в научных изысканиях [Вертакова и др., 2017; Головина и др., 2017; Руденко и Грибанов, 2019; Цифровая трансформация..., 2017; Что такое..., 2019; и др.], но и в документах стратегического управления национального уровня (Стратегия развития информационного общества РФ на 20172030 годы, Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» и др.).

Отдельные проекты цифровизации в России уже успешно реализованы (полностью или фрагментарно) в сфере государственного управления, образования, медицины, производства, логистики и др. [Берман, 2018; Бубнова и Лёвин, 2017; Ефименко и Демин, 2017; и др.]. Однако интеграция всех цифровых платформ в некую единую платформу до 2020 года представлялась большинству специалистов, как весьма отдалённая перспектива, наступление которой сдерживается массой нерешенных технических, правовых, организационных, экономических и др. проблем.

При этом, малый и средний бизнес, как правило, не имея для цифровизации достаточных возможностей (речь прежде всего идет о развитии инфраструктурной составляющей поддержки отдельных бизнес-процессов и хозяйственной активности в целом, приобретении оборудования, разработке программного обеспечения и обучении персонала, способного гармонично встраиваться в киберфизиче-ские логистические системы, и др.) не уделял этому должного внимания.

В результате события, связанные с резким ухудшением эпидемиологической ситуации и последовавшими за этим ограничениями на физическое перемещение людей и грузов поставили его на грань банкротства, поскольку физическая среда, подразумевающая непосредственный контакт продавца и покупателя, была временно заблокирована на государственном, а некоторых случаях и на межгосударственном уровне (имеются случаи также блокировки перемещений и на региональном уровне -см., например: https://esquire.ru/articles/167743-chechnya-obyavila-o-zakrytii-granic-iz-za-koronavirusa). Новые социальные реалии и трансформация социально-экономических систем

Прежде чем приступить к анализу возможных перспектив развития логистики в условиях современных трансформаций экономики и социальной сферы, следует понять, какова именно та реальность, в которой предстоит жить людям, после её трансформации. То, что трансформация происходит - сомнений быть уже не может.

Как было показано выше, обозримое будущее предполагает глобальную цифровизацию всех процессов, которые призваны обеспечивать жизнедеятельность людей. И это не только логистика, о которой далее пойдет речь. На каждой стадии жизни человек будет являться частью общей системы, управляемой (по крайней мере - координируемой) при помощи искусственного интеллекта по специальным алгоритмам на основе данных, которые будут собираться и обрабатываться в автоматическом или автоматизированном режиме. На эту тему есть достаточно много исследований и публикаций и останавливаться подробно на этом нет необходимости (см., например, [Шеховцев, 2016]).

В любом случае, эпоха глобального потребления подошла к концу, избыточное производство и неконтролируемая продажа продуктов питания, одежды и обуви, бытовых приборов, мебели, автомобилей и даже объектов недвижимости может прекратиться. И тенденцию к этому мы наблюдаем уже сегодня. Значительным изменениям будет подвержена и сфера услуг - государственных, образовательных, медицинских, логистических и др. Происходящий процесс их трансформации с каждым годом набирает обороты. Но вызванные пандемией управляемые процессы целевой поддержки, например системы здравоохранения, прежде всего - ее публичного сектора, может существенно ускорить эти трансформации.

Будущим поколениям предстоит жить в другой реальности, отличие которой от настоящего времени будет явным и глобальным, а сам переход к ней - необратимым. В рамках данной статьи мы постараемся заглянуть за горизонт предстоящих событий и рассмотреть лишь один частный вопрос: представить -какой будет логистика? Как именно будет связан между собой конечный потребитель и производитель? Как будет выглядеть «последняя миля доставки»? Что будет обязательным в поведении людей, а что вариативным, если речь идет об удовлетворении их потребностей в материальных ценностях? Решение этих и ряда других вопросов в настоящее время представляется нам крайне актуальным. Трансформация логистики под влиянием цифровизации и социальных изменений

Первое, что хотелось бы прояснить, предстоит глобальная трансформация производства и цепей поставок, вывод их на новый уровень развития (собственно, этот процесс в некоторых странах уже запущен давно). Классическая цепь поставок представлена на рисунке 1. Её функционирование определяется общепринятыми рыночными законами, которые хотя и носят в основном регулятивный характер, зависят от обеспеченности потребительского спроса и уровня жизни населения, а также определяются институциональной средой, в том числе ее неформальной частью.

Поставщики

/

Складская логистика

ЗГасТТ

Склад сырья и материалов

Закупочная логистика

Производство

Складская логистика

—►"-гЯТГ—►^[ЕГ—► н* лЛ

Дистрибьюторы Склад готовой ,

(вт. ч. онлайн и

продукции

посылочная торговля) Потребители

Производственная логистика

Распределительная логистика

Транспортная логистика Рис. 1. Классическая цепь поставок продукции (разработано авторами)

Классическая цепь поставок продукции функционировала на протяжении многих веков. В настоящее время в ней в той или иной степени просматриваются все возможные форматы торговли - начиная от физического, традиционного рынка, где встречаются продавец и покупатель продукции и непосредственно осуществляют товарно-денежный обмен, до маркетплейсов - многочисленных платформ электронной коммерции, онлайн-магазинов электронной торговли, предоставляющих информацию о продукте или услуге третьих лиц, чьи операции обрабатываются оператором маркетплейса. Степень использования того или иного формата во многом зависит от уровня информационно-технического обеспечения общества, наличия и степени распространения соответствующих гаджетов (компьютеров, смартфонов и др.) и высокоскоростного интернета.

Основным направлением дальнейшей трансформации цепи поставок, по нашему мнению, является её цифровизация [Курбанов, 2018]. То, что уже сейчас произошло с логистикой, существенным образом влияет на домохозяйства, позволяет им выступать активным элементом логистических систем, прини-

мающим участие в изменении их архитектуры. Кроме цифровизации, процесс вовлечения домашних хозяйств в логистические цепочки поставок связан с изменением образа жизни людей (особенно в крупных городах), наличием постоянного выхода в интернет и ряда других факторов (рисунок 2).

Изменения внешней среды

❖ развитие логистических услуг

❖ трансформация логистических цепей поставок

❖ внедрение цифровых технологий в логистике

❖ усиление роли государства в регулировании и контроле экономической и социальной сферы

Изменения внутренней среды

❖ изменение образа жизни людей (особенно в крупных городах), уход в «виртуальную реальность»

❖ наличие постоянного выхода в интернет

❖ активное использование современных технологий и программных продуктов

Рис. 2. Изменения внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на развитие логистики домохозяйств

(разработано авторами)

До недавнего времени принято было считать, что принципы логистики к организации домашнего хозяйства неприменимы, а участники (члены) домашних хозяйств руководствуются только житейским подходом, который, кстати, не всегда подчиняется строгим принципам экономической рациональности [Апатова и др., 2014; Ильин, 2003; и др.]. Однако, анализ мирового и отечественного опыта свидетельствует о том, что домашним хозяйствам в той или иной степени присущи все функциональные области логистики (логистика снабжения, транспортная логистика, логистика производства, складская логистика, логистика сбыта, возвратная логистика).

Системная интеграция всех производственных и логистических процессов

Г

¡Щ

ш

Складская логистика

ЗГаШ —►

Поставщики

Склад сырья и материалов

/

Закупочная логистика

Производство

Производственная логистика

Дистрибьюторы (отсутствие или минимальное количество) Распределительная логистика

Транспортная логистика Рис. 3. Перспективная цепь поставок продукции (разработано авторами)

В недалеком будущем, классическая цепь поставок продукции, потребителями которой выступают домохозяйства, существенным образом изменится. Безусловно, в ней также останутся поставщики, производственные предприятия и дистрибьюторы (численность последних, следует признать, по мере

развития цифровых платформ будет сокращаться). Трансформации будут подвергнуты связи, существующие между элементами данной цепи. В основе данной трансформации будет лежать системная интеграция всех производственных и логистических процессов. Существенная роль при этом, по нашему мнению, будет принадлежать государству.

С большой вероятностью можно утверждать, что позиции государства будут существенным образом усилены и следует ожидать формирования «новой плановой экономики» на цифровой платформе, связующем звеном которой будет высокоэффективная логистика, предполагающая использование инновационных технологий, как в программном обеспечении, так и в техническом оснащении соответствующих процессов (рисунок 3).

Специфика организации логистических процессов в новых условиях

Далее мы постараемся детализировать основные отличительные признаки двух вариантов организации цепей поставок - существующей и перспективной. Сделать это представляется целесообразным на трех уровнях: стратегическом, оперативном и тактическом. Разумеется, необходимо понимать, какие именно процессы осуществляются на данных уровнях. Применительно к данному исследованию все необходимые комментарии представлены в таблице 1. Следует при этом отметить, что авторская позиция не может быть исчерпывающей, как по классификации уровней логистической системы, так и по содержательной части самих процессов. Возможны и иные, альтернативные, подходы.

Таблица 1

Сравнительный анализ существующей и перспективной организации цепей поставок

Уровень логистической системы Используемые подходы и их особенности

Существующая цепь поставок Перспективная цепь поставок

Стратегический (планирование развития, администрирование логистической системы, выполнение основных управленческих функций) Используется как централизованный, так и децентрализованный подход. Мероприятия планирования, как правило, носят краткосрочный и среднесрочный характер, если это не связано с накоплением запасов Администрирование логистической системы осуществляется централизованно. За счет высокой степени внедрения цифровых технологий некоторые управленческие решения могут приниматься без участия человека. Существует возможность долгосрочного планирования

Оперативный (прогнозирование потребности в материальных средствах, планирование поставок, координация, контроль и анализ эффективности логистических процессов) Задачи выполняются, как правило, с использованием классических моделей. Применение цифровых технологий носит ограниченный, фрагментарный характер, что существенно снижает их эффективность; документооборот осуществляется на бумажных носителях (применение электронного документооборота незначительно); мероприятия контроля и анализа логистических процессов предполагают непосредственное участие человека Широко используются цифровые технологии. Это делает возможным осуществление прогнозирования и планирования путём подключения всех потребителей в единую сеть, в результате чего увеличится степень достоверности потребности в материальных средствах, становится возможным автоматическое пополнение запасов. Процесс контроля и анализа эффективности логистических систем позволяет в реальном масштабе времени оценивать результативность логистических операций

Тактический (получение материальных средств, их перевозка, переработка, хранение и выдача (продажа)) Существующая цепь поставок практически не подвергалась трансформации с середины ХХ века. Транспорт, склад, конечный потребитель связаны между собой операциями погрузки, разгрузки, доставки, приема, выдачи в определенные (установленные) сроки (периоды). В режиме реального времени конечному потребителю информация о наличии и количестве материальных средств, хранимых на складе, как правило, недоступна Логистические операции, осуществляемые на «последней миле доставки», не рассматриваются изолированно. Всё, начиная с характеристик товара и его упаковки, заканчивая отзывом конечного потребителя представляет собой единую синхронизированную систему. Возможно отслеживание движения заказа в режиме реального времени. В зависимости от результативности деятельности, система постоянно адаптируется к требованиям заказчиков

Разработано авторами.

С учетом данных, представленных в таблице 1, можно отметить, что тактический уровень логистической цепи поставок представляет для домохозяйств особый интерес, поскольку, в отличие от стратегического и оперативного уровней, он непосредственно связан с конечными потребителями. На «последней миле доставки» востребованными могут быть не только технические инновации, позволяющие обеспечивать, отслеживать и контролировать перемещение (хранение) материальных средств в реальном масштабе времени, но и управленческие решения, внедрение которых будет способствовать повышению эффективности системы доставки конечной продукции путем использования мобильных пунктов выдачи заказов, постоматов, привлечения логистических операторов, имеющих развитую сеть филиалов, а также беспилотных автомобилей, дронов и др. (рисунок 4).

Логистика «последней мили доставки»

Применение дронов при доставке

Организация доставки курьером

Склад

Мобильные пункты выдачи

Использование беспилотного транспорта

Стационарные пункты выдачи или постоматы

Домохозяйства

Рис. 4. Вариант организации логистических процессов на «последней миле доставки» в среднесрочной и долгосрочной перспективе (разработано авторами)

Как видно из рисунка 4, организация логистических процессов на «последней миле доставки» в среднесрочной и долгосрочной перспективе обладает определенными особенностями. Так, например, кроме уже привычной доставки курьером или использования постоматов, возможно применение беспилотных автомобилей, а также подвижных (мобильных) пунктов выдачи заказов бесконтактным способом (по сути, речь идет об использовании такого же принципа, как и в постомате).

Наиболее инновационной и технически сложной является организация доставки продукции с использованием дронов. Следует признать, что подобная практика начала широко использоваться в зарубежных странах [Гайва и Макарычев, 2019]. В последние несколько лет множество компаний по всему миру начали тестировать доставку небольших грузов дронами. В 2019 году в США Федеральное управление гражданской авиации (FAA) впервые выдало сертификат авиационного перевозчика компании, доставляющей грузы дронами. Этой компанией стала Wing. Предполагается, что это позволит удешевить и упростить доставку небольших посылок до дома, квартиры или офиса клиента.

Однако, в случае использования дронов в интересах домохозяйств, помимо необходимости решения технических и правовых проблем, связанных непосредственно с доставкой, возникает необходимость внесения некоторых изменений и в конструкцию жилья. В частности, в случае проживания потребителей (заказчиков) в многоквартирных домах, в них следует предусмотреть площадки для «сброса» грузов дронами и специальные шахты для мини лифтов, которые бы смогли переместить продукцию, доставленную в специальном контейнере до квартиры клиента.

Рассмотренный вариант развития событий в части, касающейся трансформации логистики в условиях глобальной цифровизации экономики и трансформации социальной сферы, безусловно, обладает, как преимуществами, так и недостатками, на что мы указывали ранее [Курбанов, 2018; Курбанов и др., 2018], основные из которых представлены в таблице 2.

Таблица 2

Преимущества и недостатки развития логистики в условиях глобальной цифровизации экономики и трансформации социальной сферы

Позиции, с которых осуществляется оценка Положительные аспекты Отрицательные аспекты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С точки зрения потребителя (домохозяйства) Повышение эффективности планирования обеспечения потребляемой продукцией в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе; снижение затрат на выполнение процессов обеспечения благодаря широкому внедрению роботизации и информационных технологий; повышение гибкости обеспечения (возможность полного учета индивидуальных особенностей и потребностей); устранение (полное или частичное) негативного воздействия человеческого фактора; снижение затрат за счет сокращения количества посредников в логистической цепи Высокие затраты на формирование соответствующего технического и программного обеспечения; сопротивление со стороны отдельных потребителей, входящих в состав домохозяйств; риски несанкционированного доступа к личным данным пользователей (путем взлома информационных систем); риск снижения качества функционирования процессов обеспечения продукцией в переходный период (снижение эффективности процессов обеспечения продукцией с использованием цифровых платформ продемонстрировали все маркетплейсы в ходе массовой переориентации на онлайн сервисы во время самоизоляции, вызванной соу1^19)

С точки зрения внешней среды Заинтересованность государства в повышении эффективности системы контроля за производственными и логистическими процессами, возможность для него более эффективного выполнения регулятивной функции; создание дополнительных стимулов для реиндустриализации страны на основе новых технологий Снижение доходов бюджета Российской Федерации ограничивает возможность инвестиций в развитие инновационных технологий на всей территории страны; слабое развитие национальной элементной базы (потребуется приобретение технологий и оборудования за рубежом)

Разработано Курбановым А.Х.

Заключение

Подводя итог, проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы:

• логистика представляет собой ключевой сектор экономики большинства стран. Она является связующим звеном между производителями и потребителями готовой продукции. Развитие экономики, как в России, так и за рубежом осуществляется с учётом возможностей совершенствования логистических систем и во многом определяется этими возможностями;

• логистика домохозяйств в настоящее время обладает существенными перспективами развития. Прежде всего, это связано с изменениями, которые произошли во внешней и внутренней среде субъектов домашнего хозяйства, вызванные событиями конца 2019 - начала 2020 гг. и обусловленные глобальным распространением новой коронавирусной инфекции;

• перспективы развития логистики будущего следует рассматривать с позиций ее предназначения как подсистемы обслуживания экономической системы, задача которой будет заключаться в производстве продукции, поставляемой и потребляемой домохозяйствами с использованием принципов рационального, обоснованного системного похода.

Благодарности

Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ РФ НШ-2702.2020.6 «Концептуальные основы новой парадигмы экономического развития в эпоху технологической и социальной трансформации».

Данная статья представляет собой переработанную версию материалов, опубликованных в монографии «Публичное управление в условиях цифровой глобализации» под ред. профессора

А.В. Полянина. Авторы выражают признательность редакционной коллегии указанной монографии за ценные рекомендации, которые были приняты во внимание при подготовке настоящей

статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апатова Н.В, Быстрова М.В., Тюшко И.А. Модели иррационального поведения потребителей // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Экономика и управление». 2014. Том 27 (66). № 4. С. 15-21.

2. Берман Н.Д. Цифровизация логистики: применение технологии «Blockchain» // International Journal of Advanced Studies. 2018. Т. 8. № 1-2. С. 21-28.

3. Бодрунов С.Д. Грядущее. Новое индустриальное общество: перезагрузка / ИНИР им. С.Ю. Витте. СПб., 2016. 328 с.

4. Бубнова Г.В., Лёвин Б.А. Цифровая логистика - инновационный механизм развития и эффективного функционирования транспортно-логистических систем и комплексов // International Journal of Open Information Technologies. 2017. Т. 5. № 3. С. 72-78.

5. Вертакова Ю.В., Толстых Т.О., Шкарупета Е.В., Дмитриева Е.В. Трансформация управленческих систем под воздействием цифровизации экономики / Юго-западный гос. ун-т. Курск, 2017. 147 с.

6. Гайва Е., Макарычев М. Пилоты беспилотников. В США дроны начали доставлять супы и мороженое по воздуху. А что у нас? // Российская газета - Федеральный выпуск № 92 (7850). 24 апреля 2019 года.

7. Головина Т.А., Полянин А.В., Рудакова О.В. Развитие системы государственного стратегического управления предпринимательскими структурами на базе возможностей новой модели цифровой экономики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. № 2. С. 13-18.

8. Ефименко Д., Демин В. Развитие логистики в России: современная ситуация, прогноз, ключевые задачи и приоритеты компаний // Логистика. 2017. № 3. С. 14-19.

9. Ильин В.И. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2003. 232 с.

10. КурбановА.Х. Конвергенция как способ повышения эффективности логистических систем // Экономист. 2018. № 10. С. 40-45.

11. Курбанов Т.Х., Курбанов А.Х., Лучкин С.В. Цифровые логистические технологии: возможные перспективы и риски внедрения в цепи поставок // Логистика. 2018. № 10. С. 32-36.

12. Мясникова Л.А. Цифровизация логистики в сетевой торговле // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 2.

13. Плотников В.А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112). С. 16-24.

14. Руденко М.Н., Грибанов Ю.И. Тенденции цифровизации и сервисизации экономики // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 2 (40). С. 5-8.

15. Силкина Г. Ю. Информационно-технологическое согласование моделей транспортно-логистического бизнеса в системе смарт-контрактинга // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 2.

16. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10 (118). С. 46-63.

17. Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы / под ред. А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. 807 с.

18. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / науч. ред. Л.М. Гохберг; Нац. ис-след. ун-т «Высшая школа экономики». М., 2019. 82 с.

19. Шеховцев М. Что сулит миру интернет-вещей // Эксперт. 2016. № 48. С. 14-24.

20. Щербаков В.В. Синергия коммерции и логистики в цифровой экономике контрактного типа // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 2.

21. Negroponte N. Being Digital. NY: Knopf, 1995. 243 р.

22. Tapscott D. The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence. McGraw-Hill, 1994. 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.