Научная статья на тему 'Оценка отдельных предпосылок формирования в Сибири глобальных городов'

Оценка отдельных предпосылок формирования в Сибири глобальных городов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
187
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЕ ГОРОДА / ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЛОБАЛЬНЫХ ГОРОДОВ / СЕТЬ ГОРОДОВ / GLOBAL CITIES / FEATURES OF GLOBAL CITIES / URBAN NETWORK

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Метелева Елена Растиславна

Общими характеристиками глобальных городов являются всемирно известные культурные институты, а также оживленная культурная жизнь. Все эти объекты и события привлекают в города потоки. В статье сделана попытка оценить сравнительные позиции городов центров регионов СФО с точки зрения перспектив преобразования в глобальные города. Крупнейшие города Сибири по таким критериям, как активная культурная жизнь, наличие крупных объектов культуры и организация международных событий, имеют некоторые шансы в среднесрочной и долгосрочной перспективе добиться усиления своих позиций в транснациональной урбанистической сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of some prerequisites for a global cities formation in Siberia

World-famous cultural institutions and active cultural life are common features of global cities attracting inflows of population. The author tried to estimate comparing positions of Regional central cities in the Siberian Federal District are appraised with regard to their potential to become global cities. In the midterm and long-term perspectives, there are some chances for the biggest Siberian cities to strenghthen their rating in the transnational urban network on such criteria as active cultural life, big cultural institutions, and venues for international events.

Текст научной работы на тему «Оценка отдельных предпосылок формирования в Сибири глобальных городов»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

Е.Р. МЕТЕЛЕВА

кандидат экономических наук, доцент Байкальского государственного университета экономики и права,

г. Иркутск

ОЦЕНКА ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ФОРМИРОВАНИЯ В СИБИРИ ГЛОБАЛЬНЫХ ГОРОДОВ

Общими характеристиками глобальных городов, по мнению ряда исследователей, являются (среди прочих) наличие всемирно известных культурных институтов, таких как университеты, музыкальные или драматические театры, оркестры, оперы, музеи, художественные галереи, а также оживленная культурная жизнь, которая включает проведение кинофестивалей, премьер, уличных представлений. Все эти объекты и события привлекают в города потоки.

Потоки, проходящие через город, составлены из разнообразных материальных и нематериальных субстанций. Наиболее интересными представляются входящие потоки. Въезжающих на территорию можно разделить на три категории: разовые, многократные и въезжающие на длительный срок. Бизнес-визитеры, участники выставок / ярмарок, участники и посетители специально организуемых событий / мероприятий и туристы могут оказаться как в первой, так и во второй категории въезжающих. Возможность повторного посещения данной территории зависит от ряда факторов: устойчивости деловых связей, регулярности событий / мероприятий, уровня и качества

их проведения, привлекательности участия в данном событии / мероприятии, комфортности пребывания в данном городе, наличия достопримечательностей в данном городе и др.

Объекты сферы культуры (разумеется, не любые, а вполне определенные) способствуют привлечению потоков в города. Согласно данным, содержащимся в справочной системе «ДубльГис», по числу киностудий лидируют города Новосибирск и Иркутск (табл. 1). Остальные города имеют по одной киностудии, в Кемерово и Барнауле киностудии отсутствуют вообще.

Собственные городские оркестры имеются в Барнауле, Иркутске и Красноярске. Значительное число театров есть в Новосибирске и Красноярске (13 и 11 соответственно), а также в Омске (9). В Новосибирске имеется 20 крупных музеев, в Томске — 19, в Иркутске — 18.

Число филармоний примерно равно во всех городах — центрах регионов СФО. Такие организации культуры, как филармонии и оркестры, не слишком распространены в России и являются атрибутами достаточно крупных и развитых городов.

Таблица 1

Число организаций (объектов) сферы культуры в городах СФО

Город Кино- Город- Крупные Театры Филар- Художествен- Анти- Художест- Художест-

студии ские музеи монии ные выставки кварные венные венные

оркестры / галереи магазины мастерские салоны

Барнаул 0 4 11 7 1 9 1 5 7

Иркутск 5 3 18 7 2 6 6 9 9

Кемерово 0 0 7 5 1 1 0 0 3

Красноярск 1 2 11 11 2 5 5 7 9

Новосибирск 6 0 20 13 1 9 8 16 24

Омск 1 0 9 9 2 5 3 5 11

Томск 1 0 19 7 2 5 2 7 6

Другие организации и объекты культуры — художественные выставки, салоны, мастерские — также обладают потенциалом для привлечения дополнительных потоков в города. По числу художественных мастерских и салонов, магазинов антиквариата лидирует Новосибирск. В Иркутске и Красноярске также довольно широко представлены подобного рода организации. Барнаул, Омск и Томск тоже имеют определенный задел в данной сфере.

Можно предполагать, что наличие таких специфических организаций и объектов в конкретном городе обусловлено историко-культурными традициями, богатым культурным наследием прошлого, а также способностью и готовностью населения, властей и бизнеса сохранять и преумножать это наследие.

Наличие музеев и театров — это достаточно важная предпосылка увеличения притока визитеров на данную территорию. По числу музеев в центрах регионов СФО

разрыв между Омском и Иркутском не выглядит значительным (табл. 2). Во всех городах примерно равное число краеведческих и этнографических музеев, однако имеются более существенные различия в количестве музеев, посвященных культуре и искусству, а также в числе музеев прочей тематики.

Росстат представил информацию о числе посещений музеев на 1 тыс. чел. населения в регионах страны (табл. 3). Примечательно, что по данному показателю Красноярский край занимает самое высокое место среди регионов СФО и довольно высокое среди всех российских регионов, даже несмотря на тенденцию снижения числа посещений в 2002-2005 гг. Достаточно высокие позиции среди регионов России у Омской (26-е место), Иркутской (33-е место) и Кемеровской (34-е место) областей и Республики Бурятия (35-е место). Алтайский край, Новосибирская, Томская и Читинская области занимают очень низкие позиции среди регионов России по данному показателю.

Таблица 2

Число музеев в центрах регионов СФО

Город Краеведение Этнография Культура Прочие Всего

Омск 3 1 7 55 66

Иркутск 3 1 5 33 42

Новосибирск 3 1 3 15 22

Красноярск 2 - 5 7 14

Улан-Удэ 2 2 2 4 10

Кемерово 3 1 3 1 8

Барнаул 1 - 4 2 7

Томск 1 1 2 2 6

Чита 1 - 1 1 3

Таблица 3

Число посещений музеев на 1 тыс. чел. населения

Наименование региона Год Место, занимаемое в РФ, 2005 г.

2002 2003 2004 2005

Красноярский край 694 638 609 588 13

Омская область 403 423 430 454 26

Иркутская область 456 377 427 408 33

Кемеровская область 371 356 367 396 34

Республика Бурятия 400 347 372 392 35

Алтайский край 221 221 233 225 62

Новосибирская область 123 173 179 186 69

Томская область 157 126 147 154 72

Читинская область 194 151 130 127 76

Справочно: г. Москва 1 053 982 1 016 1 060 5

г. Санкт-Петербург 3 689 4 053 3 895 3 658 1

Ярославская область 1 054 1 156 1 240 1 275 2

Источник: Регионы России: Социально-экономические показатели. 2006: стат. сб. / Росстат. М., 2006.

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

Число посещений музеев зависит от действия ряда факторов, оказывающих как прямое, так и опосредованное влияние: значимость музеев (национальная, региональная, местная), тематика музеев (краеведение, этнография, культура и т.д.), численность въезжающих туристов, численность собственного населения, уровень урбанизации региона, уровень образованности населения и доля высокообразованного населения в общей численности населения в регионе, местоположение музеев (концентрация в региональном центре, рассредоточение по территории региона), транспортная доступность музеев и т.д.

Росстат также публикует данные о численности театральных зрителей на 1 тыс. чел. населения, указывая место, занимаемое регионом среди регионов России (табл. 4). Численность театральных зрителей также зависит от ряда факторов, многие из которых идентичны тем, которые оказывают влияние на число посещений музеев. К специфичес-

ким факторам можно отнести ранг и размер города — центра региона, поскольку крупные и значительные театры (оперы и балета, академические драматические) создаются, как правило, только в крупнейших городах страны.

Омская область по численности театральных зрителей занимает третье место в РФ после Санкт-Петербурга и Москвы. Томская область располагается на пятом месте, это тоже очень высокий ранг среди регионов страны. Красноярский край и Новосибирская область занимают 11-ю и 12-ю строчки рейтинга соответственно. Театры Республики Бурятия также посещает множество зрителей, что позволило региону занять достаточно высокое место в стране (23). Показатель Иркутской области ниже показателя Читинской области и немного превышает показатели Алтайского края и Кемеровской области, однако в целом рейтинг этих регионов невысок.

Таблица 4

Численность театральных зрителей на 1 тыс. чел. населения

Наименование региона Год Место, занимаемое в РФ, 2005 г.

2002 2003 2004 2005

Омская область 325 345 338 331 3

Томская область 184 155 292 270 5

Красноярский край 276 268 260 244 11

Новосибирская область 282 284 241 231 12

Республика Бурятия 143 173 162 192 23

Читинская область 87 88 84 164 33

Иркутская область 157 154 154 163 35

Алтайский край 154 150 143 149 44

Кемеровская область 114 127 128 127 50

Справочно: г. Москва 553 535 507 485 2

г. Санкт-Петербург 677 669 583 576 1

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: стат. сб. / Росстат. М., 2006.

Таблица 5

Число международных фестивалей в столицах регионов СФО

Город Вид фестиваля Всего

В сфере классического В сфере современ- В разных сферах

и народного искусства ного искусства культуры и спорта

Новосибирск 6 12 4 22

Иркутск 3 8 8 19

Красноярск 7 4 4 15

Улан-Удэ 6 3 6 15

Омск 3 5 4 12

Томск 3 5 2 10

Барнаул 2 1 4 7

Кемерово 3 3 0 6

Чита 1 0 0 1

Международные фестивали — это один из лучших способов привлечения потоков в город и регион (табл. 5). Больше всех международных фестивалей проводит Новосибирск (22). В Иркутске проводится 19 подобного рода мероприятий. В Красноярске и Улан-Удэ организуется по 15 фестивалей с присутствием международных участников, в Омске — 12, Томске — 10. Барнаул и Кемерово проводят по семь и шесть международных фестивалей соответственно. В Чите проходит всего один такого рода фестиваль.

Очень полезным представляется качественный анализ международных фестивалей, проводимых в городах СФО. Полезен этот анализ по двум причинам: он позволяет, во-первых, выявить имеющуюся специфику каждого города, а во-вторых, найти возможные связки с имеющейся инфраструктурой, определить потенциальные направления специализации города.

Что касается тематики фестивалей, то в Новосибирске вполне ожидаемо проводится более всего фестивалей в сфере современного искусства. В Красноярском крае преобладают фестивали в сфере классического и народного искусства. В Иркутске и Улан-Удэ организуется довольно много этнографических фестивалей родственной направленности. Только в Новосибирске (3) и в Иркутске (2) проводятся кинофестивали. Это, разумеется, связано с наличием довольно большого (по сравнению с другими городами) числа киностудий именно в этих двух городах.

В Новосибирске и Томске проводятся фестивали снежной скульптуры. Также в Новосибирске и Томске проходят фестивали, связанные с новыми информационными технологиями. Фестивали в сфере архитектуры проводятся в Новосибирске и Иркутске. Фестивали спортивной тематики организуются в Новосибирске, Красноярске и Иркутске. Джазовые фестивали проходят в Иркутске, Улан-Удэ и Кемерово.

Почти везде проводятся театральные фестивали, что говорит о насыщенности этого сегмента рынка фестивальных мероприятий. Хотя нужно принимать во внимание, что часть этих фестивалей может быть ориентирована на классическую театральную традицию, а часть — на поиски новых театральных форм, на театральный авангард.

Так, более традиционную направленность имеют театральные фестивали Красноярска, Иркутска и Кемерово. Заявлена современная тематика у фестивалей Новосибирска, Улан-Удэ, Томска, Омска и Иркутска. Таким образом, только в Иркутске проводится два разнонаправленных театральных фестиваля.

Основываясь на осуществленном анализе, можно оценить сравнительные позиции городов — центров регионов СФО с точки зрения перспектив их преобразования в глобальные города. Крупнейшие города Сибири — Новосибирск, Омск и Иркутск — по таким критериям, как активная культурная жизнь, наличие крупных объектов культуры и организация международных событий / мероприятий, имеют некоторые шансы в среднесрочной и долгосрочной перспективе добиться усиления своих позиций в транснациональной урбанистической сети. Однако в настоящее время по данным показателям даже у этих городов, являющихся лидерами в Сибирском регионе, мало возможностей для значительного увеличения масштаба потоков, проходящих через их территорию. Остальные сибирские города в настоящее время имеют еще меньше оснований для полноценного включения в урбанистические сети глобальных городов даже по немногим вышеперечисленным критериям.

Сибирским городам, которые в одиночку не имеют шансов изменить свои позиции в перечне мировых городов, следовало бы принять на вооружение опыт планирования, который стал очень популярным в Европе в последнее десятилетие. Города небольшого размера получают определенные преимущества, когда они объединяются в кластер, составляя более широкую экономическую зону с общим рынком труда и специализированными услугами. Многие части Европы имеют развитые коридоры интенсивной урбанизации вдоль главных транспортных артерий. Сложилось общее мнение, что такая форма, которая может комбинировать малоразвитые урбанистические кластеры смешанных отраслей вдоль широких транспортных артерий, представляет, возможно, самую устойчивую форму урбанистического развития. Некоторые национальные планировщики начали признавать и принимать этот опыт на вооружение (например, в Великобритании).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.